Решение №31/51345/19 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 19 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «11» июня 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

<...>

Членов Комиссии:

<...>

<...>

<...>

<...>

рассмотрев заявление о разногласиях между МУП «Коммсервис» Верхнетатышлинского сельсовета (далее – МУП «Коммсервис», Заявитель, регулируемая организация) и Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам (далее – орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в присутствии на заседании Комиссии инженера МУП «Коммсервис» <...> (посредством видео-конференц связи), главного бухгалтера МУП «Коммсервис» <...> (посредством видео-конференц связи), экономиста МУП «Коммсервис» <...> (посредством видео-конференц связи), председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам  (посредством видео-конференц связи), заместителя председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам <...> (посредством видео-конференц связи), заместителя начальника отдела регулирования коммунальных услуг Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам <...> (посредством видео-конференц связи), ведущего специалиста-эксперта отдела регулирования коммунальных услуг Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам (посредством видео-конференц связи),

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. № 218796-ЭП/18 от 28.12.2018) о разногласиях между МУП «Коммсервис» Верхнетатышлинского сельсовета и Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли с Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам, которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения постановлением от 07.12.2018 № 523 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую МУП «Коммсервис» потребителям муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан на 2019 год. Для регулируемой организации тариф на тепловую энергию установлен методом индексации установленных тарифов на 2019-2021 гг. (первый долгосрочный период регулирования).

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым постановлением на 2019 год для МУП «Коммсервис», составляет 30 065,5 тыс. руб., величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 52 135,38 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Основным видом деятельности регулируемой организации является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.

МУП «Коммсервис» просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифов на тепловую энергию на 2019 год расходы по статьям затрат, представленным в таблице 1:

Таблица 1. Статьи разногласий между Заявителем и Органом регулирования и величина расходов по ним, тыс. руб.

№ п/п

Наименование статьи затрат

Заявитель

Орган регулирования

Объем разногласий

1

Ремонт основных средств

7 880,00

-

7 880,00

2

Текущий ремонт

350,00

-

350,00

3

Оплата труда

10 363,01

5 314,13

5 048,88

3.1.

ОПР

6 814,92

4 383,15

2 431,77

3.2.

АУП

2 770,50

930,98

1 839,52

3.3.

Общехозяйственный персонал (водители)

777,59

-

777,59

4

Отчисления на соцнужды

3 129,63

1 323,71

1 805,92

4.1.

ОПР

2 058,11

1 323,71

734,39

4.2.

АУП

836,69

-

836,69

4.3.

Общехозяйственный персонал (водители)

234,83

 

234,83

5

Командировки

56,32

7,00

49,32

6

Обучение персонала

102,21

11,50

90,71

7

Арендная плата

223,20

-

223,20

8

УСН

288,91

-

288,91

9

Нормативная прибыль

2 005,00

-

2 005,00

10

Топливо (газ)

18 534,75

17 946,62

588,13

11

Техническое обслуживание газовых сетей

95,96

-

95,96

12

Резервное топливо (дизельное топливо для котельных)

607,37

-

607,37

13

Электрическая энергия

5 442,63

2 562,88

2 879,75

 

ИТОГО

49 078,99

27 165,84

21 913,15

Величина разногласий, заявленных МУП «Коммсервис» в ФАС России, составляет 21 913,2 тыс. руб.

1. Расходы на ремонт основных средств.

МУП «Коммсервис» заявляет расходы на ремонт основных средств в размере 7 880 тыс. руб.

Органом регулирования при расчёте необходимой валовой выручки Заявителя на 2019 год данные затраты не учтены.

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Органом регулирования затраты на ремонт основных средств были исключены в полном объеме как необоснованные и документально неподтвержденные по причине отсутствия в рамках тарифного предложения Заявителя дефектной ведомости на капитальный ремонт теплотрассы, плана ремонта теплосетей на 2019 год и договоров на оказание услуг по проведению регламентных и пуско-наладочных работ.

Согласно пункту 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Кроме того, орган регулирования обращает внимание на то, что представленный локальный сметный расчет капитального ремонта теплотрассы в с. Верхние Татышлы не согласован с собственником объектов коммунальной инфраструктуры (администрация сельского поселения Верхнетатышлинский сельсовет).

В обоснование расходов на ремонт основных средств Заявителем представлены следующие материалы:

- локальный сметный расчет капитального ремонта теплотрассы в с. Верхние Татышлы (на сумму 7 880 тыс. руб.);

- план мероприятий по ремонту оборудования котельных и тепловых сетей на 2019 год;

- дефектная ведомость на капитальный ремонт теплотрассы;

- договор о передаче объектов систем теплоснабжения и водоснабжения в аренду без права выкупа с администрацией сельского поселения Верхнетатышлинский сельсовет от 02.07.2018 № 04;

- постановление администрации сельского поселения Верхнетатышлинский сельсовет от 25.05.25018 № 38 о передаче в хозяйственное ведение МУП «Коммсервис» муниципального имущества.

ФАС России отмечает, что долгосрочная программа мероприятий по ремонту оборудования котельных и тепловых сетей на 2019-2021 годы Заявителем не представлена.

В соответствии с актом приема-передачи муниципального имущества по постановлению администрации сельского поселения Верхнетатышлинский сельсовет от 25.05.25018 № 38 МУП «Коммсервис» передаются тепловые сети с. Верхние Татышлы, двухтрубные, кадастровый номер <...> :45:000000:3829, протяженностью 6,27 км, расположенные по адресу: РБ, Татышлынский район, Верхнетатышлинский сельсовет, с. Верхние Татышлы.

В перечне передаваемого имущества и акте приема-передачи к договору от 02.07.2018 № 04 перечислены теплотрассы без указания технических характеристик (протяженность, диаметр, тип прокладки, месторасположение).

В соответствии с пунктом 2.3.2 Договора от 02.07.2018 № 04 арендатор обязан своевременно за счет собственных средств производить текущий ремонт. Информацию о том, за чей счет производится капитальный ремонт объектов, указанный договор не содержит.

В пояснительной записке к расчету тарифа на услуги теплоснабжения на 2019 год МУП «Коммсервис», приложенной к отзыву органа регулирования на заявление регулируемой организации, указано, что теплоснабжение потребителей производится по теплосетям общей протяженностью 18,16 км (в однотрубном исчислении), из них 9 км – в надземном варианте.

Договоры на оказание услуг по проведению регламентных и пуско-наладочных работ в ФАС России также не представлены.

Кроме того, из представленных документов не представляется возможным определить какой именно участок протяженностью 1 км тепловых сетей (согласно дефектной ведомости) планируется к ремонту, а также не подтверждена необходимость проведения капитального ремонта (высокий износ сетей теплоснабжения, количество аварий).

Также ФАС России отмечает, что органом регулирования с целью принятия сбалансированного тарифного решения, с учетом соблюдения совокупной платы граждан за коммунальные услуги, по итогам тарифной кампании в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан была направлена информация от 27.12.2018 № 2392/04/2018 о неучтенных средствах на ремонтные расходы при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для МУП «Коммсервис» на 2019 год в размере 7 880 тыс. руб. с целью возможности их софинансирования.

На основании вышеизложенного, ФАС России не усматривает нарушений со стороны органа регулирования при определении затрат на ремонт основных средств на 2019 год.

При этом, в связи с тем, что 2019 год – первый год долгосрочного периода регулирования, а пунктом 51 Основ ценообразования № 1075 установлено, что долгосрочные параметры регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, ФАС России считает целесообразным органу регулирования запросить у Заявителя дополнительные обосновывающие документы и учесть в НВВ на 2019 год затраты на ремонт основных средств в экономически обоснованном объеме.

В случае предоставления МУП «Коммсервис» в 2019 году запрашиваемой субсидии из бюджета Республики Башкортостан, при установлении тарифов на 2021 органу регулирования необходимо будет исключить дополнительные доходы из НВВ с учетом результатов деятельности регулируемой организации.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Расходы на ремонт основных средств» подлежат частичному удовлетворению.

2. Расходы на текущий ремонт.

МУП «Коммсервис» заявляет расходы на текущий ремонт в размере 350,0 тыс. руб.

Органом регулирования при расчёте необходимой валовой выручки Заявителя на 2019 год данные затраты не учтены.

Органом регулирования затраты на текущий ремонт были исключены в полном объеме как необоснованные и документально неподтвержденные по причине отсутствия в рамках тарифного предложения Заявителя дефектной ведомости на текущий ремонт котла в котельной № 3 и плана ремонта оборудования котельной № 3, т.е. по причине отсутствия их экономической обоснованности в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В обоснование расходов на текущий ремонт Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- локальный сметный расчет текущего ремонта котла в котельной № 3 в с. Верхние Татышлы (на сумму 350,0 тыс. руб.);

- план мероприятий по ремонту оборудования котельных и тепловых сетей на 2019 год;

- дефектная ведомость на текущий ремонт котла в котельной № 3;

- договор о передаче объектов систем теплоснабжения и водоснабжения в аренду без права выкупа с администрацией сельского поселения Верхнетатышлинский сельсовет от 02.07.2018 № 04;

- режимные карты котлов.

В соответствии с пунктом 2.3.2 Договора от 02.07.2018 № 04 арендатор обязан своевременно за счет собственных средств производить текущий ремонт.

В перечне передаваемого имущества и акте приема-передачи к договору от 02.07.2018 № 04 перечислены 7 котлов (4 котла КСВ 86 1-86 и 3 котла NK-3000). В пояснительной записке к расчету тарифа на услуги теплоснабжения на 2019 год МУП «Коммсервис», приложенной к отзыву органа регулирования на заявление регулируемой организации, указано, что у Заявителя на обслуживании находятся 3 котельные, где установлены 9 котлов: 4 котла КСВ 86 1-86 (резервные), 3 котла NK-3000 и 2 котла КСВ-2,9.

При этом, согласно представленным режимным картам можно сделать вывод, что 1 из котлов КСВ 86 1-86 находится в котельной № 3, а также 2 котла КСВ-2,9Г-2, которые отсутствуют в указанном договоре аренды. Из представленных локальной сметы и дефектной ведомости не представляется возможным определить текущий ремонт какого именно котла котельной № 3 планируется провести в 2019 году.

На основании вышеизложенного, ФАС России не усматривает нарушений со стороны органа регулирования при определении затрат на текущий ремонт на 2019 год.

При этом, в связи с тем, что 2019 год – первый год долгосрочного периода регулирования, а пунктом 51 Основ ценообразования № 1075 установлено, что долгосрочные параметры регулирования деятельности регулируемой организации определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, а также с обязанностью Заявителя осуществлять текущий ремонт объектов, арендованных по договору от 02.07.2018 № 04, ФАС России считает целесообразным органу регулирования запросить у Заявителя необходимые обосновывающие материалы, провести анализ стоимости текущего ремонта и учесть в НВВ на 2019 год затраты в экономически обоснованном объеме.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Расходы на текущий ремонт» подлежат частичному удовлетворению.

3. Расходы на оплату труда.

3.1. Расходы на оплату труда основных производственных рабочих.

МУП «Коммсервис» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию расходы по статье «Расходы на оплату труда основных производственных рабочих» в размере 6 814,92 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы приняты в размере 4 383,15 тыс. руб.

Размер разногласий составляет 2 431,77 тыс. руб.

ФАС России отмечает несоответствие данных, указанных в заявлении МУП «Коммсервис» и отзыве органа регулирования. Орган регулирования затраты на оплату труда основных производственных рабочих (далее - ОПР) утвердил в размере 5 981,09 тыс. руб.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В обоснование своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие обосновывающие документы:

- штатное расписание на 01.07.2018;

- расчет нормативной численности;

- межразрядная тарифная сетка по оплате труда работников с 01.01.2019;

- межотраслевые соотношения и размеры месячных тарифных ставок 1 разряда рабочих основных профессий, установленные на 01.01.2017 (Приложение № 3 к Республиканскому соглашению между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительство Республики Башкортостан на 2017-2019 годы (далее – соглашение между Федерацией профсоюзов РБ));

- коллективный договор на 2018-2020 годы.

Заявителем в ФАС России не были представлены расчет расходов на оплату труда в соответствии с приложением 4.9 Методических указаний № 760-э, приказы о премировании работников.

До октября 2018 года услуги в сфере теплоснабжения в муниципальном районе Татышлинский район Республики Башкортостан оказывала организация ООО «Коммсервис». Так как МУП «Коммсервис» были переданы все объекты теплоснабжения, ранее обслуживаемые ООО «Коммсервис», весь персонал перешел во вновь созданную регулируемую организацию.

Таким образом, органом регулирования затраты на оплату труда были приняты с учетом утвержденных значений для ООО «Коммсервис» с применением индексов-дефляторов, предусмотренных Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, разработанным Минэкономразвития России (далее – Прогноз Минэкономразвития России), а также на основании информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности ООО «Коммсервис».

В представленном МУП «Коммсервис» заявлении указаны общие суммы оплаты труда работников в соответствии со штатным расписанием. Каким образом данные суммы были сформированы, Заявителем в заявлении не указано, и определить не представляется возможным.

3.2. Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала.

МУП «Коммсервис» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию расходы по статье «Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала» в размере 2 770,5 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы приняты в размере 930,98 тыс. руб.

Размер разногласий составляет 1 839,52 тыс. руб.

Заявителем также не представлена ни в орган регулирования, ни в ФАС России учетная политика, подтверждающая ведение раздельного учета по видам деятельности. Расчет расходов на оплату труда в соответствии с приложением 4.9 Методических указаний № 760-э, приказы о премировании работников также не представлены.

Орган регулирования провел анализ организаций в сфере теплоснабжения и принял расходы на оплату труда административно-управленческого персонала (далее – АУП), исходя из соглашение между Федерацией профсоюзов РБ и численности 6 человек, необходимых для оказания услуг по теплоснабжению, с учетом районного коэффициента и индексов-дефляторов в соответствии с Прогнозом Минэкономразвития России.

В представленном МУП «Коммсервис» заявлении указаны общие суммы оплаты труда работников в соответствии со штатным расписанием. Отмечено, что данные суммы были сформированы в соответствии с условиями соглашения между Федерацией профсоюзов РБ и распределены по видам деятельности в соответствии с учетной политикой. При этом, как уже отмечалось, учетная политика не была предоставлена ни в орган регулирования, ни в ФАС России.

3.3. Расходы на оплату труда общехозяйственного персонала, водителей автотранспорта.

МУП «Коммсервис» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию расходы по статье «Расходы на оплату труда общехозяйственного персонала, водителей автотранспорта» в размере 777,59 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы не были учтены в составе необходимой валовой выручки на 2019 год в связи с тем, что в тарифной заявке в орган регулирования МУП «Коммсервис» затраты по статье «Расходы на оплату труда общехозяйственного персонала, водителей автотранспорта» на 2019 год не заявлялись.

На основании вышеизложенного требования Заявителя по статье затрат «Расходы на оплату труда» удовлетворению не подлежат.

4. Отчисления на социальные нужды.

МУП «Коммсервис» заявляет требования о признании экономически обоснованными затрат по статье «Отчисления на социальные нужды» в размере 3 129,63 тыс. руб.

На 2019 год по статье «Отчисления на социальные нужды» органом регулирования утверждено 1 323,71 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 1 805,92 тыс. руб.

Согласно статье 426 главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации должны применяться следующие тарифы страховых взносов:

1)    на обязательное пенсионное страхование - 22,0 %;

2)    на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9 %;

3)    на обязательное медицинское страхование - 5,1 %.

В соответствии с расчетом, представленным Органом регулирования к Экспертному заключению, расходы по статье затрат «Отчисления на социальные нужды», принятые в необходимой валовой выручке Заявителя на 2019 год, составляют 30,0 % от расходов на оплату труда.

Страховой взнос на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принят в размере 0,2% в соответствии с уведомлением Фонда социального страхования Российской Федерации.

Разногласия по процентной ставке у Заявителя отсутствуют.

Статья затрат «Отчисления на социальные нужды» является производной от статьи «Расходы на оплату труда».

С учетом отказа по статье «Расходы на оплату труда», требования Заявителя по статье затрат «Отчисления на социальные нужды» также удовлетворению не подлежат.

5. Расходы на служебные командировки.

МУП «Коммсервис» заявляет требования о признании экономически обоснованными затрат по статье «Служебные командировки» в размере 56,32 тыс. руб. (В пояснениях к заявлению приведен расчет, в соответствии с которым сумма затрат составляет 84,00 тыс. руб.)

На 2019 год по статье «Затраты на служебные командировки» органом регулирования утверждено 7,00 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 49,32 тыс. руб.

В соответствии с подпунктом д) пункта 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются в том числе расходы на служебные командировки.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- приказы о направлении работников в командировку за июль – сентябрь 2018 года;

- приказ директора МУП «Коммсервис» от 14.06.2018 № 02 об утверждении учетной политики (учетная политика в ФАС России не представлена).

В орган регулирования был представлен приказ директора МУП «Коммсервис» от 01.11.2018 № 45 об установлении норм суточных при направлении сотрудников в служебные командировки в 2018-2019 годы в размере 700 руб. в сутки.

Органом регулирования расходы на командировки приняты в размере 7,0 тыс. руб. на основании приказа от 01.11.2018 № 45 об установлении норм суточных (суточная норма – 700 руб., в тарифной заявке приложено 10 приказов о направлении работников в командировку).

ФАС России отмечает, что в каждом из приложенных приказов о направлении работников в командировку перечислены не менее 2-х человек, длительность каждой командировки составляет 2 дня.

Таким образом, орган регулирования некорректно произвел расчет расходов на командировки.

В пояснениях к заявлению МУП «Коммсервис» приведен расчет, в соответствии с которым затраты на служебные командировки обосновываются в размере 84,00 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что согласно пунктам 10, 11, 12 Основ ценообразования № 1075, законодательства Российской Федерации в сфере бухгалтерского учета, в том числе Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, утвержденной приказом ФСТ России от 12.042013 г. № 91 (далее – Приказ ФСТ России № 91), регулируемые организации должны вести раздельный учет в том числе по видам деятельности.

В соответствии с пунктом 4 Приказа ФСТ России № 91 ведение раздельного учета осуществляется на синтетических и (или) аналитических счетах (субсчетах и (или) иных объектах аналитического учета) рабочего плана счетов бухгалтерского учета регулируемой организации, утвержденного на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.

Учетная политика регулируемой организации, оборотно-сальдовые ведомости по 20 счету с расшифровкой по статьям расходов Заявителем ни в орган регулирования, ни в ФАС России не представлены.

При этом, в пояснительной записке к расчету тарифа на услуги теплоснабжения на 2019 год МУП «Коммсервис», приложенной к отзыву органа регулирования на заявление регулируемой организации, указано, что распределение административных расходов (26 счет) согласно учетной политике производится пропорционально прямой заработной плате, начисленной рабочим по видам продукции, работ, услуг:

- тепло 64,15%;

- вода – 35,85%.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Затраты на служебные командировки» не подлежат удовлетворению.

6. Расходы на обучение персонала.

МУП «Коммсервис» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию расходы по статье «Расходы на обучение персонала» в размере 102,21 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы приняты в размере 11,50 тыс. руб.

Размер разногласий составляет 90,71 тыс. руб.

В соответствии с подпунктом е) пункта 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются расходы на обучение персонала.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- договор на оказание образовательных услуг с АНО ДПО «УЦГНТ» от 20.09.2018 № 633;

- договор на оказание образовательных услуг с АНО ДПО «Гарант» от 09.08.2018 № 61;

- договор на оказание услуг трансляции XI Всероссийского практического семинара «Реформа коммунального хозяйства: тарифное регулирование отрасли» с ООО «Организация и проведение деловых мероприятий» от 25.09.2018 № 2018-ФСТ-1Т/054-1;

- акты выполненных работ по договорам от 20.09.2018 № 633 и от 09.08.2018 № 61.

В своих пояснениях орган регулирования отмечает, что МУП «Коммсервис» был представлен только договор на оказание образовательных услуг с АНО ДПО «УЦГНТ» от 20.09.2018 № 633, которым предусмотрено прохождение обучения по программе «Электротехнический (электротехнологический) персонал по электробезопасности (обучение на II-V группа допуска)» в количестве 7 человек. Другие договоры, представленные Заявителем в ФАС России, в орган регулирования в рамках тарифной заявки не подавались.

Таким образом органом регулирования расходы на обучение персонала приняты согласно договору от 20.09.2018 № 633 в размере 11,50 тыс. руб. (6 человек * 1,9 тыс. руб.) в соответствии со штатной численностью регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, в связи с отсутствием экономической обоснованности расходов в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075, а также в связи с отсутствием документов, подтверждающих ведение регулируемой организацией раздельного учета по видам деятельности (учетная политика регулируемой организации, оборотно-сальдовые ведомости по 20 счету с расшифровкой по статьям расходов), требования МУП «Коммсервис» по статье «Расходы на обучение персонала» не подлежат удовлетворению.

7. Арендная плата.

МУП «Коммсервис» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию расходы по статье «Арендная плата» в размере 223,20 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы в НВВ на 2019 год не учтены.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- договор о передаче объектов систем теплоснабжения и водоснабжения в аренду без права выкупа с администрацией сельского поселения Верхнетатышлинский сельсовет от 02.07.2018 № 04;

- расчет арендной платы по договору от 02.07.2018 № 04.

При этом ФАС России отмечает, что договор аренды от 02.07.2018 № 04 содержит объекты как системы теплоснабжения, так и системы водоснабжения, Расчет арендной платы не содержит разбивку по видам деятельности.

Орган регулирования в своих пояснениях отмечает, что в материалах тарифной заявки МУП «Коммсервис» договор от 02.07.2018 № 04 отсутствовал. Был представлен только расчет годовой арендной платы в котором не указана информация об уплате налога на имущество и расчет амортизации.

На основании вышеизложенного, ФАС России не усматривает нарушений со стороны органа регулирования, требования МУП «Коммсервис» по статье «Арендная плата» не подлежат удовлетворению.

8. Плата по упрошенной системе налогообложения.

МУП «Коммсервис» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию расходы по плате по упрощённой системе налогообложения (далее – УСН) в размере 288,91 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы в НВВ на 2019 год не учтены.

В соответствии с подпунктом з) пункта 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с методическими указаниями.

Главой 26.2. Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено применение организациями упрощенной системы налогообложения.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- уведомление МУП «Коммсервис» о переходе на упрощенную систему налогообложения с 05.06.2018 (с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов).

Из пояснений органа регулирования следует, что в материалах тарифной заявки МУП «Коммсервис» отсутствовали документы, подтверждающие направление использования указанной прибыли (справка об использовании фактической прибыли с подробной пояснительной запиской). Также в материалах дела не представлены налоговые декларации, подтверждающие фактическую уплату налога, а также расчет налога УСН.

В пояснительной записке к расчету тарифа на услуги теплоснабжения на 2019 год МУП «Коммсервис», приложенной к отзыву органа регулирования на заявление регулируемой организации, представлен расчет налога УСН с учетом распределения по видам деятельности. Как отмечалось ранее, учетная политика, оборотно-сальдовые ведомости по 20 счету с расшифровкой по статьям расходов, подтверждающие ведение раздельного учета по видам деятельности, регулируемой организацией не представлены.

На основании вышеизложенного, ФАС России не усматривает нарушений со стороны органа регулирования, требования МУП «Коммсервис» по статье «Плата по упрощённой системе налогообложения» не подлежат удовлетворению.

9. Нормативная прибыль.

МУП «Коммсервис» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию нормативную прибыль в размере 2 005,00 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье не учтены в связи с тем, что они не были заявлены регулируемой организацией.

Согласно пункту 74 Основ ценообразования № 1075 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя:

а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования № 1075;

в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- коллективный договор МУП «Коммсервис» на 2018-2020 годы;

- расчет выплат согласно коллективному договору.

В ФАС России МУП «Коммсервис» представлен расчет выплат по коллективному договору, произведенный с учетом численности в количестве 59 человек. 

ФАС России отмечает, что МУП «Коммсервис» заявлены требования в размере 2 005,00 тыс. руб. В соответствии с представленным расчётом Заявителя выплаты по коллективному договору (в доле на тепло) составляют 2 127,00 тыс. руб. Кроме того, минимальный размер месячной оплаты труда, в соответствии с которым определены выплаты в коллективном договоре, составляет в Российской Федерации на 2019 год 11 280 руб., а не 16 708 руб., как представлено в расчете Заявителя.

Как отмечалось ранее, учетная политика, подтверждающая ведение раздельного учета по видам деятельности, регулируемой организацией не представлена. В тарифной заявке в орган регулирования МУП «Коммсервис» затраты по статье «Нормативная прибыль» на 2019 год не заявлялись.

На основании вышеизложенного, ФАС России не усматривает нарушений со стороны органа регулирования, требования МУП «Коммсервис» по статье «Нормативная прибыль» не подлежат удовлетворению.

10. Расходы на топливо (природный газ).

МУП «Коммсервис» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год расходы на топливо в размере 18 534,75 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 17 946,62 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 588,13 тыс. руб.

Пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии».

В части удельного расхода топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии ФАС России отмечает следующие.

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 1075 удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

В соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования № 1075 нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

Разногласия по статье «Расходы на газ» заключаются в учтенной органом регулирования стоимости 1000 м3 газа, а также в нормативах удельного расхода условного топлива (далее – НУР).

Объем потребления газа заявлен МУП «Коммсервис» и принят органом регулирования в размере 2 919 тыс. м3.

В обоснование своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие обосновывающие документы:

- договор поставки газа с ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» от 01.07.2018 № 81392;

- счета-фактуры на поставку газа ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» за сентябрь и октябрь 2018 года и акт приема-передачи газа за октябрь 2018 года.

Норматив удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии МУП «Коммсервис» на 2019-2023 годы утвержден постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 30.08.2018 № 174 в размере 166,38 кг у.т./Гкал.

Таким образом, требования Заявителя в части разногласий по учёту норматива удельного расхода топлива удовлетворению не подлежат.

В части принятой стоимости природного газа ФАС России отмечает следующее.

Приказом ФАС России от 03.08.2018 № 1087/18 «Об утверждении оптовых цен на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации (кроме населения и потребителей Российской Федерации, указанных в пункте 15.1 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021)» установлены оптовые цены на газ на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта с учетом расчетной объемной теплоты сгорания 7 900 ккал/м3 (33080 кДж/м3) (далее - приказ ФАС России № 1087/18), для Республики Башкортостан оптовая цена на газ установлена в размере 4 081 руб./м3.

В соответствии с примечанием 3 к приказу ФАС России № 1087/18 в случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7 900 ккал/м3 (33080 кДж/м3) перерасчет оптовых цен, используемых в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, осуществляется по формуле:

 

где:

Цуст - утвержденные оптовые цены на газ;

- фактическая объемная теплота сгорания газа, ккал/м3 (кДж/м3);

- расчетная объемная теплота сгорания газа, ккал/м3 (кДж/м3).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 34 Основ ценообразования № 1075 в плановую расчетную цену на топливо включаются затраты на его доставку и хранение.

При расчете расходов на топливо на технологические цели учитываются следующие надбавки:

- тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение Уфа», утвержденные приказом ФСТ России от 07.04.2015 № 74-э/4;

- плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа ООО «Газпром Межрегионгаз Уфа» на территории Республики Башкортостан, утвержденная приказом ФАС России от 22.04.2016 № 513/16.

ФАС России проведен анализ фактической цены на газ, поставляемой ООО «Газпром Межрегионгаз Уфа» (на основании счета-фактуры и акта за октябрь 2018 года), и цены, рассчитанной органом регулирования, и произведен расчет цены на газ на 2019 год в соответствии с действующим законодательством (таблица 2).

Таблица 2. Расчет цены на газ на 2019 год.

№ п/п

Составляющие цены на газ

Орган регулирования

ФАС России

разбивка по полугодиям

руб./м3

разбивка по группам

руб./м3

1

Оптовая цена на газ

1-е полугодие

4 081,00

 

4 210,15

2-е полугодие

4 138,13

1.1.

Приказ ФАС России от 03.08.2018 №1087/18

 

4 081,00

 

4 081,00

1.2.

Расчетный объем теплоты сгорания (Ккал/м3)

 

 

 

8 150,00

2

Транспортировка газа (приказ ФСТ России от 07.04.2015 № 74-э/4)

1-е полугодие

736,94

4-я группа потребителей

702,87

2-е полугодие

747,26

5-я группа потребителей

705,86

3

Плата за снабженческо-сбытовые услуги (приказ ФАС России от 22.04.2016 №513/16)

1-е полугодие

269,95

4-я группа потребителей

161,78

2-е полугодие

273,73

5-я группа потребителей

167,93

4

НДС (20%)

 

1,20

 

 

5

Цена газа

1-е полугодие

6 105,47

4-я группа потребителей

5 074,80

 

 

2-е полугодие

6 190,94

5-я группа потребителей

5 083,94

Из пояснений органа регулирования следует, что стоимость газа ЗАО «Газпром межрегионгаз Уфа» на 1-е полугодие 2019 года принята в соответствии с приказом ФАС России от 03.08.2018 № 1088/18 (оптовая цена), приказом ФСТ России от 07.04.2015 № 74-э/4 (транспортировка газа) и приказом ФАС России от 22.04.2016 № 513/16 (плата за снабженческо-сбытовые услуги). На 2-е полугодие 2019 года – с учетом показателей Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации (письмо от 03.10.2018 № 28438-АТ/ДОЗи) (далее – Прогноз Минэкономразвития России).

При этом орган регулирования в расчете не учел расчетный объем теплоты сгорания газа, проиндексировал все надбавки, но учел НДС в размере 20%. Кроме того, орган регулирования не обратил внимание на то, что котельная №1 относится к 4-ой группе потребления, а котельные № 2 и 3 – к 5-ой группе, их тарифы на услуги по транспортировке и плата за снабженческо-сбытовые услуги имеют разные значения.

В соответствии со счетом-фактурой и актом за октябрь 2018 года ООО «Газпром Межрегионгаз Уфа» цена в 2018 году сформирована в размере 5 161,48 руб./м3 для 4-й группы потребителей и 5 170,52 руб./м3 для 5-й группы потребителей с учетом специальной надбавки (86,68 руб./м3) на основании следующих нормативных актов:

- постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 16.04.2018 № 56 «Об установлении специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, оказываемые публичным акционерным обществом «Газпром газораспределение Уфа», предназначенной для финансирования Программы газификации на 2018 год (размер специальной надбавки – 86,68 руб./м3), указанное постановление действовало только в течение 2018 года.

- постановления Правительства Республики Башкортостан от 02.04.2018 № 124 «О Программе газификации Республики Башкортостан, финансируемой за счет средств специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, на 2018 год».

МУП «Коммсервис» в заявлении цена на газ на 2019 год определена в размере 6 349,689 руб./м3. Эта цена сложилась следующим образом: 6 105,47 руб./м3 – стоимость газа по предъявленному счету-фактуре за 2019 год (в ФАС России не представлен) и 4% - Прогноз Минэкономразвития России.

При этом ФАС России отмечает, что в пояснительной записке к расчету тарифа на услуги теплоснабжения на 2019 год МУП «Коммсервис», приложенной к отзыву органа регулирования на заявление регулируемой организации, цена на газ определена в размере 6 190,95 руб./м3 следующим образом: 6 105,47 руб./м3 – стоимость газа по предъявленному счету-фактуре (в счетах-фактурах, представленных в ФАС России максимальная цена на газ указана в размере 5 174,13 руб./м3) и 1,4% - Прогноз Минэкономразвития России.

ФАС России определены 2 цены на газ. В связи с тем, что котельная №1 относится к 4-ой группе потребления, а котельные № 2 и 3 – к 5-ой группе, их тарифы на услуги по транспортировке и плата за снабженческо-сбытовые услуги имеют разные значения.

ФАС России не обладает информацией об объемах газа в разрезе каждой котельной. Таким образом, органу регулирования необходимо рассчитать стоимость расходов на топливо исходя из объемов расхода топлива по каждой котельной и цены газа, рассчитанной ФАС России.

На основании изложенного, требования Заявителя по статье «Расходы на топливо (природный газ)» подлежат частичному удовлетворению.

11. Расходы на техническое обслуживание газовых сетей.

МУП «Коммсервис» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год расходы на техническое обслуживание газовых сетей в размере 95,96 тыс. руб.

Органом регулирования при расчёте необходимой валовой выручки Заявителя на 2019 год данные затраты не учтены.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- договор на техническое обслуживание и ремонт газовых сетей и оборудования с ПАО «Газпром газораспределение Уфа» от 01.06.2018 № 7-13-3025;

- счет-фактура и акт выполненных работ по договору от 01.06.2018 № 7-13-3025 за октябрь 2018 года.

Представленный в ФАС России договор от 01.06.2018 № 7-13-3025 заключен на сумму 84,91 тыс. руб. (с учетом НДС). Расчет, подтверждающий требуемые расходы в размере 95,96 тыс. руб., регулируемой организацией не представлен.

Кроме того, орган регулирования отмечает, что в тарифной заявке МУП «Коммсервис» расходы на техническое обслуживание газовых сетей на 2019 год не заявлялись.

На основании изложенного, требования заявителя по статье «Расходы на техническое обслуживание газовых сетей» не подлежат удовлетворению.

12.     Расходы на дизельное топливо для котельных (резервное топливо).

МУП «Коммсервис» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год расходы на дизельное топливо для котельных (резервное топливо) в размере 607,37 тыс. руб.

Органом регулирования при расчёте необходимой валовой выручки Заявителя на 2019 год данные затраты не учтены.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- договор поставки дизельного топлива с ООО «ДТ-БАЗАСНАБ» от 03.12.2018 № 8;

  • режимные карты котлов.

В ФАС России документы, подтверждающие наличие у регулируемой организации утвержденных нормативов запасов топлива, не представлены.

Согласно подпункту б) пункта 47 Основ ценообразования № 1075 к внереализационным расходам, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей.

В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения).

Пунктом 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, предусмотрено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. При этом запас основного и резервного топлива должен обеспечиваться в соответствии с нормативами.

Определение нормативов запасов топлива производится в соответствии с Порядком определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденным приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10.08.2012 № 377 (далее – Приказ Минэнерго РФ № 377). Согласно пункту 2 Приказа Минэнерго РФ № 377 норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).

В соответствии с пунктами 6 и 12 Приказа Минэнерго РФ № 377 ННЗТ рассчитывается один раз в три года, расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организаций наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.

Орган регулирования отмечает, что в тарифной заявке МУП «Коммсервис» расходы на дизельное топливо для котельных (резервное топливо) на 2019 год не заявлялись.

Поскольку невключение в необходимую валовую выручку расходов на создание нормативных запасов топлива противоречит реализации принципа обеспечения необходимости надежного функционирования теплоснабжения, регулируемой организации следует обратиться в Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам для утверждения нормативов создания запасов топлива.

Следовательно, расходы МУП «Коммсервис» по обеспечению нормативным запасом топлива должны быть учтены органом регулирования в размере установленных нормативов запаса топлива в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования № 1075 в следующем периоде регулирования.

На основании изложенного, требования заявителя по статье «Расходы на дизельное топливо для котельных (резервное топливо)» не подлежат удовлетворению.

13. Расходы на приобретение электрической энергии.

МУП «Коммсервис» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию по статье «Расходы на приобретение электрической энергии» средства в размере 5 442,63 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 2 562,88 тыс. руб.

Размер разногласий составляет 2 879,75 тыс. руб.

В обоснование своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие обосновывающие документы:

- договор энергоснабжения с ООО «ЭСКБ» от 01.09.2018 № 02032062007116;

- акты технологического присоединения.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

Заявитель рассчитал объем потребления электрической энергии согласно актам технологического присоединения в размере 994,00 тыс. кВт.ч: (30+96+40) * 237дн * 24 ч = 994,00 тыс. кВт.ч.

В расчете Заявителя цена электроэнергии определена на основании счета-фактуры за сентябрь 2018 года (в ФАС России не представлен) 5,047 руб., и с учетом индекса Прогноза Минэкономразвития России 11,0% она составила 5,765 руб.

В своих пояснениях орган регулирования отмечает, ввиду отсутствия в материалах тарифного дела регулируемой организации реестра счетов-фактур в разрезе поставщиков и свода с указанием реквизитов документов, затрат, цен и объемов с указанием итогового показателя, расходы на электрическую энергию приняты с учетом утвержденных значений на 2018 год для ООО «Коммсервис», которое ранее оказывало услуги в сфере теплоснабжения на территории муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан.

Объем электрической энергии был принят для МУП «Коммсервис» на 2019 год в размере 500,00 кВт.ч, с учетом удельного расхода электроэнергии 25,00 кВт.ч на выработку 1 Гкал тепловой энергии.

Стоимость электроэнергии определена органом регулирования исходя из выставленных счетов-фактур и ведомости начисления за период 2017 год – март 2018 года с учетом индекса цен на электрическую энергию во 2-ом полугодии 2019 года в размере 103,0%.

Таким образом, ФАС России не усматривает нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения со стороны органа регулирования при определении им затрат на покупную электрическую энергию для МУП «Коммсервис» на 2019 год.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 760-э.

Кроме того, в соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Следовательно, экономически обоснованные расходы на приобретение электрической энергии, не учтенные органом регулирования при установлении для регулируемой организации регулируемых цен (тарифов) в расчетном периоде регулирования, подлежат учету органом регулирования при установлении и корректировке долгосрочных тарифов в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, согласно пунктам 63, 73 Основ ценообразования №1075.

С учетом вышеизложенного, требования МУП «Коммсервис» по статье «Затраты на покупную электрическую энергию» не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных МУП «Коммсервис» и Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам на разногласия, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам, нарушившим пункт 34 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Частично удовлетворить требования МУП «Коммсервис», указанные в заявлении о разногласиях с Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам (рег. № 218796-ЭП/18 от 28.12.2018).

3. Органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения произвести анализ и расчет величины экономически обоснованных расходов на основании настоящего решения, соответствующий анализ отразить в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования №1075 с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также обоснования причин учета/неучета представленных регулируемой организацией пояснений и документов по следующим статьям затрат:

  • «Расходы на ремонт основных средств»;

  • «Расходы на текущий ремонт»;

  • «Расходы на топливо» (исходя из объемов расхода топлива по каждой котельной и цен газа, рассчитанных ФАС России по группам потребления).

      1. Органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.08.2019 (включительно) пересмотреть тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям МУП «Коммсервис» на 2019 год, на основании пункта 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам пересмотра тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям МУП «Коммсервис» на 2019 год.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований МУП «Коммсервис».

 

Заместитель председателя Комиссии: _________________/ <...>

(подпись)

Члены Комиссии: _________________/ <...>

(подпись)

_________________/ <...>

(подпись)

_________________/ <...>

(подпись)

_________________/ <...>

(подпись)

 

 

 

 

 

Связанные организации

МУП "Коммсервис"
ИНН 0243004688, ОГРН 1180280034043
Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам
ИНН 0278082937, ОГРН 1020203230673
Башкортостанское УФАС России
ИНН 0274090077, ОГРН 1030203893202