Решения по тарифам №31/70922/19 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 15 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «6» августа 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...> ,

рассмотрев разногласия между ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» и Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (рег. от 20.03.2019 № 46578/19) по вопросу установления тарифов на тепловую энергию на 2019 год для ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» в присутствии на заседании Комиссии советника <...> АО «Газпром теплоэнерго» <...> , <...> отдела тарифного регулирования АО «Газпром теплоэнерго» <...> , <...> АО «Газпром теплоэнерго» <...> , <...> Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области <...> , <...> управления тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области <...> ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось с заявлением о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения ООО «Газпром теплоэнерго Вологда»  (далее – Заявитель, регулируемая организация).

Заявление ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Спор возник с Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (далее – Орган регулирования, Департамент), которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от 20 декабря 2018 года № 811-р методом долгосрочной индексации тарифов были установлены тарифы на тепловую энергию в г. Череповец на 2019 год долгосрочного периода регулирования 2018-2022 гг.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании пп. «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Величина необходимой валовой выручки (далее - НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2019 год для ООО «Газпром теплоэнерго Вологда», составляет 3 089,685 тыс. руб., величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 3 128 685 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Заявитель просит признать экономически обоснованным и подлежащим учету в необходимой валовой выручке при установлении тарифов на тепловую энергию ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» на 2019 год размер расходов по следующим статьям затрат:

 тыс. руб.

п/п

Статьи затрат

Принято Департаментом

Заявлено в ФАС России

Величина разногласий

1

Расходы по сомнительным долгам

27 743,15

47 022

19 279

2

Проценты за пользование кредитными ресурсами, привлеченными в целях реализации мероприятий концессионного соглашения

35 245

35 504

259

3

Корректировка необходимой валовой выручки

0

19 540

19 540

 

ИТОГО

39 078

Величина заявленных разногласий составляет 39 078 тыс. руб.

Необходимо отметить, между ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» и муниципальным образованием «город Череповец» в целях реконструкции тепловых сетей заключено концессионное соглашение от 02.02.2018.

Статья затрат «Расходы по сомнительным долгам».

Регулируемая организация указывает в заявлении величину разногласий 19 279 тыс. руб. – разницу между экономически обоснованной с его точки зрения величиной 47 022 тыс. руб. и величиной расходов по статье, учтенной Органом регулирования 27 743 тыс. руб.

Согласно пункту 47 Основ ценообразования № 1075 внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат в том числе расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 47, подпунктом «д» пункта 62, пунктами 71, 73 Основ ценообразования № 1075, пунктом 39 Методических указаний № 760-э при установлении тарифов единой теплоснабжающей организации с применением метода индексации установленных тарифов в необходимой валовой выручке организации (в составе неподконтрольных расходов) учитываются расходы по сомнительным долгам в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.

Таким образом, плановые расходы по сомнительным долгам для единой теплоснабжающей организации учитываются органом регулирования на каждый i-й год долгосрочного периода регулирования в размере фактической дебиторской задолженности населения за последний отчетный период года i-1, подтвержденной документально, но не более 2 процентов плановой НВВ по населению, установленной на год i-1.

В обоснование своей позиции по учету расходов по статье затрат «Расходы по сомнительным долгам» в НВВ 2019 года Заявителем представлены следующие документы:

- копия бухгалтерской отчетности за 2017 год;

- пояснения к бухгалтерской отчетности;

- оборотно-сальдовые ведомости; постановление мэрии города Череповца от 04.04.2012 № 1796 (о наделении «Газпром теплоэнерго Вологда» статусом единой теплоснабжающей организации).

По мнению регулируемой организации, Департаментом при корректировке на 2019 год неправомерно учтены расходы по сомнительным долгам в размере менее 2 % необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования, в размере 27 743 тыс. руб., что составляет 1,18 % НВВ, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на 2018 год.

При этом, Заявитель отмечает, что при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования 2018-2023 годы Департаментом на 2019 год были учтены расходы по сомнительным долгам по тарифной зоне Череповца в размере 39 522 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что ни экспертное заключение органа регулирования, ни письменные пояснения, представленные в ФАС России, не содержат анализа, предусмотренного пунктом 29 Правил регулирования № 1075, при описании подхода определения размера затрат по статье «Расходы по сомнительным долгам».

Представленные Заявителем документы не подтверждают экономическую обоснованность резерва по сомнительным долгам на 2019 год.

В обоснование экономически обоснованных расходов на создание резерва по сомнительным долгам в орган регулирования должны быть представлены следующие документы (в том числе на последнюю отчетную дату):

- акты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17 и справки к ним;

- сличительные ведомости по инвентаризации в соответствии с учетной политикой организации;

- ведомости результатов, выявленных инвентаризацией, по форме в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49;

- протоколы работы комиссии по проведению инвентаризации;

- приказы о проведении инвентаризации дебиторской задолженности в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;

- приказы о создании резерва по сомнительным долгам.

С учетом вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Расходы по сомнительным долгам» не подлежат удовлетворению.

Статья затрат «Проценты за пользование кредитными ресурсами, привлеченными в целях реализации концессионного соглашения».

Величина разногласий по статье затрат, согласно заявлению
ООО «Газпром теплоэнерго Вологда», составляет 259 тыс. руб., разницу между рассчитанной Заявителем величиной 35 504 тыс. руб. и величиной расходов, учтенной Органом регулирования при утверждении тарифов на 2019 год – 35 245 тыс. руб.

Согласно подпункту «б» пункта 48 Основ ценообразования № 1075 размер расходов на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемые на реализацию мероприятий инвестиционной программы, определяется исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, не учитываемый при определении налоговой базы налога на прибыль, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, за исключением случаев обслуживания заемных средств по процентной ставке в размере, не превышающем 5 процентов годовых (далее - льготная ставка), или софинансирования субъектом Российской Федерации части расходов по процентной ставке, отличающейся от льготной ставки, в соответствии с Правилами предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем предоставления финансовых средств на подготовку проектов модернизации и софинансирование процентной ставки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. № 997 «О реализации мер финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Согласно заявлению регулируемой организации, привлечение заемных средств осуществлялось для реконструкции тепловых сетей, предусмотренной концессионным соглашением от 02.02.2018 г.

В соответствии с вышеуказанным концессионным соглашением реализация мероприятий концессионного соглашения предусматривается за счет собственных и заемных средств.

Между ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» и АО «Газпром теплоэнерго» заключен договор целевого займа от 10.04.2018 г. № 31/2018 в целях осуществления условий, предусмотренных концессионным соглашением.

В соответствии с вышеуказанным договором проценты за пользование заемными средствами составляют 12,25 % годовых.

В соответствии с письменным мнением Органа регулирования на момент принятия решения об установлении тарифов на 2019 год ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации составляла 7,25 %.

Учитывая положения пунктов 13 и 74 Основ ценообразования № 1075 ставка рефинансирования, увеличенная на 4 процентных пункта, составит 11,25 %.

Органом регулирования проценты за пользование кредитными ресурсами по займам под реализацию мероприятий концессионного соглашения учтены в размере 11,25 %.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по данной статье затрат удовлетворению не подлежат.

Статья затрат «Корректировка необходимой валовой выручки».

Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 19 540 тыс. руб.

При этом Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в размере 0 тыс. руб.

В адрес Органа регулирования Заявителем в тарифной заявке 2019 года была заявлена статья затрат «Корректировка НВВ за 2017 год, осуществляемая с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» в размере 80 164 тыс. руб.

По информации ООО «Газпром теплоэнерго Вологда», при установлении тарифов на 2019 год Департамент определил объем необходимой валовой выручки по тарифной зоне города Череповец в размере 3 089 607 тыс. руб., то есть на 39 078 тыс. руб. меньше предусмотренной существенными условиями концессионного соглашения.

ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» полагает необходимым учет корректировки НВВ в размере достаточном для соблюдения существенного условия концессионного соглашения и обеспечения концессионеру получения в 2019 году объема необходимой валовой выручки в размере 3 128 685 тыс. руб., при этом возможная к включению в тариф 2019 года часть корректировки НВВ (с учетом удовлетворения требований по другим заявленным статьям затрат) составит 19 540 тыс. руб.

В случае отказа в удовлетворении требований по остальным статьям спора, Заявитель полагает необходимым включение величины корректировки НВВ в размере, обеспечивающем концессионеру получение объема необходимой валовой выручки в 2019 году в размере, предусмотренном существенным условием концессионного соглашения, то есть 3 128 685 тыс. руб.

В качестве обоснования своей позиции по рассматриваемой статье затрат в адрес ФАС Регулируемой организацией были переставлены следующие материалы:

- расчет корректировки НВВ;

- копия особого мнения ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» к направленному Департаментом проекту расчета корректировки тарифов на 2019 год.

Исходя из совокупности норм законодательства Российской Федерации, долгосрочные тарифы в сфере теплоснабжения для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности на основании концессионного соглашения, устанавливаются в порядке, предусмотренном пунктом 51 Основ ценообразования № 1075, на основе значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, в том числе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, являющихся существенным условием концессионного соглашения.

Положениями законодательства в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения учет иных условий концессионного соглашения (в указанном случае предельного роста необходимой валовой выручки концессионера от осуществления регулируемых видов деятельности, который в соответствии с положениями Закона о концессионных соглашениях не является существенным условием концессионного соглашения) при расчете и установлении тарифов в сфере теплоснабжения не предусмотрен.

Кроме того, ФАС России отмечает следующее. По информации Департамента, тепловые сети г. Череповца эксплуатировались ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» на основании договора аренды № 189/2012 от 22.10.2012, заключенного между МУП «Теплоэнергия» и ООО «Вологдагазпромэнерго» (правопредшественник ООО «Газпром теплоэнерго Вологда»).

На основании акта приема-передачи имущества от 24.07.2017 к договору аренды № 189/2012 от 22.10.2012 осуществлен возврат движимого и недвижимого имущества арендодателю (МУП «Теплоэнергия»), в том числе тепловых сетей г.Череповца.

Вследствие чего, приказами Департамента от 25.08.2017 № 90-р и № 88-р установлены тариф на услуги по передаче тепловой энергии для МУП «Теплоэнергия» и тариф для потребителей ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь, соответственно.

Регулируемая организация не обращалась в Департамент с заявлением о пересмотре тарифов на 2017 год.

Таким образом, по мнению Департамента, проводить корректировку НВВ за 2017 год некорректно в связи с существенными изменениями фактической структуры затрат организации в 2017 году по сравнению с плановой структурой.

Кроме того, необходимо отметить, что материалов, необходимых для обоснования размера корректировки НВВ за 2017 год, ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» представлено не было.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по данной статье затрат удовлетворению не подлежат.

По результатам рассмотрения разногласий между ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» и Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Отказать в удовлетворении требований, изложенных в заявлении ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» о разногласиях с Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (рег. от 20.03.2019 № 46578/19).

 

<...>

Связанные организации

Вологодское УФАС России
ИНН 3525048696, ОГРН 1033500044456
Департамент топливно- энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области
ИНН 3525236925, ОГРН 1103525002680
ООО "Газпром теплоэнерго Вологда"
ИНН 3523011161, ОГРН 1023502295442