Приказ по тарифному регулированию №678/16 О рассмотрении разногласий, возникающих между органами испол... от 23 ноября 2016 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО «Иркутские коммунальные системы» и Администрацией Муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение»


В соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 г. № 208, на основании заявления ООО «Иркутские коммунальные системы» (далее - Заявитель, регулируемая организация, ООО «ИКС») (исх. от 14.01.2016 № 408/011-03/2, вх. от 18.01.2016 per. № 4341/16), ФАС России рассмотрены разногласия между ООО «ИКС» и Администрацией Муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» (далее - Администрация, Респондент, орган регулирования) по постановлению Администрации от 25.11.2015 № 237 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для ООО «Иркутские коммунальные системы», и установлено следующее.
Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон о водоснабжении). В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона о водоснабжении порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования). В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 г. № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания).
Тарифы для ООО «Иркутские коммунальные системы» на оказываемые услуги водоотведения установлены органом регулирования на долгосрочный период регулирования 2016-2018 гг. с применением метода индексации.
Регулируемой организацией оспариваются следующие статьи затрат.
По статье «Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации».
В соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.
Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, по предложению этой гарантирующей организации устанавливается на более низком уровне.
Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не учитывается при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации, не являющейся гарантирующей.
Постановлением Администрации Муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» от 10.01.2014 № 01 ООО «Иркутские коммунальные системы» наделено статусом гарантирующей организации по обеспечению холодным водоснабжением и водоотведением.
Администрацией в необходимой валовой выручке ООО «Иркутские коммунальные системы» 2016 года не учтена расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации. При этом аргументация в части неучёта расходов по данной статье в экспертном заключении органа регулирования (в расчетах необходимой валовой выручки для формирования тарифов на водоотведение методом индексации на 3 года (первый долгосрочный период регулирования) для ООО «Иркутские коммунальные системы», в разделе «Правовые нормы, в соответствии с которыми эксперт администрации  производил расчёт») отсутствует.
В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий
период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения). На основании вышеизложенного Респондентом нарушены требования законодательства Российской Федерации в части не учёта в необходимой валовой выручке ООО «Иркутские коммунальные системы» 2016 года расходов по статье «Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации».
По статье «Расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения)». В соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования величина нормативной прибыли регулируемой организации включает величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Регулируемой организацией в обоснование данной статьи на момент установления тарифов 2016 года в Администрацию и на разногласия в ФАС России представлено «Положение об оплате труда, социальных льготах и гарантиях для работников ООО «Иркутские коммунальные системы», в котором указаны выплаты социального характера работникам ООО «Иркутские коммунальные системы».  Респондентом сумма затрат, заявленная ООО «ИКС» на момент установления тарифов по вышеуказанной статье в части оказываемых услуг водоотведения, не принята в расчёт необходимой валовой выручки регулируемой организации 2016 года.
С учётом положений пункта 78 Основ ценообразования, в условиях отсутствия в материалах дела, представленных ООО «ИКС» в орган регулирования и в ФАС России, коллективного договора ООО «Иркутские коммунальные системы», ФАС России не усматривает признаки нарушения Администрацией требований действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем доводы регулируемой организации признаны не обоснованными.
По статьям «Возврат займов и кредитов» и «Проценты по займам и кредитам».
В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются расходы на уплату процентов по займам и кредитам, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы налога на прибыль.
В соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования величина нормВ соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58-65 настоящего документа и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 настоящего документа, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 78 настоящего документа, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 88 Методических указаний величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с главой VI.I
Методических указаний с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 49 Методических указаний, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, с учетом положений, предусмотренных пунктом 20 Методических указаний.
Расходы на обслуживание займов и кредитов, необходимых для пополнения оборотного капитала, могут быть установлены на долгосрочный период регулирования в размере, равном чистому оборотному капиталу, рассчитанному в соответствии с формулой (24) Методических указаний.
По мнению Заявителя, с целью качественного и своевременного выполнения возложенных на ООО «Иркутские коммунальные системы» функций по обеспечению города Железногорск-Илимска услугами водоснабжения и водоотведения, регулируемая организация вынуждена привлекать заемные средства с целью недопущения нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации (в обоснование привлечения заёмных средств Заявителем представлен договор займа от 30.06.2011 №920).
Администрацией данные затраты не приняты в расчет тарифа ООО «ИКС» 2016 года на оказываемые услуги водоотведения. При этом обоснования неучёта расходов по статьям в экспертном заключении (в расчетах необходимой валовой выручки для формирования тарифов на водоотведение методом индексации на 3 года (первый долгосрочный период регулирования) для ООО «Иркутские коммунальные системы», в разделе «Правовые нормы, в соответствии с которыми эксперт администрации производил расчёт») не содержится.
В связи с тем, что на момент установления тарифов 2016 года ООО «ИКС» не доказан факт необходимости привлечения заёмных средств на покрытие убытков, связанных с регулируемыми видами деятельности (не представлены обосновывающие материалы, свидетельствующие о необходимости открытия кредитной линии в 2011 году), органом регулирования не нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации. По статье «Объём принятых сточных вод».
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
В соответствии с пунктом 4 Методических указаний расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются исходя из фактического объема отпуска воды, объема принятых сточных вод за последний отчетный год и динамики приема сточных вод за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения приема сточных вод в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества принятых сточных.
В соответствии с пунктом 5 Методических указаний объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам (1), (1.1).
В экспертных заключениях, представленных органом регулирования в ФАС России (в расчетах необходимой валовой выручки для формирования тарифов на водоотведение методом индексации на 3 года (первый долгосрочный период регулирования) для ООО «Иркутские коммунальные системы», в разделе «Правовые нормы, в соответствии с которыми эксперт администрации производил расчёт» Администрацией указываются ссылки на
Методические указания, при этом расчёт объёма принятых сточных вод оказываемых услуг водоотведения отсутствует.
В условиях отсутствия в экспертных заключениях органа регулирования расчета объема принятых сточных вод ООО «Иркутские коммунальные системы» на 2016 год, а также иных пояснений в части принятия
Администрацией объёма отпуска оказываемых услуг водоотведения в размере 3 056,96 тыс. куб. м., органом регулирования нарушены требования законодательства Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения данного вопроса на заседании Комиссии,
п р и к а зыв а ю :
1. Признать орган регулирования нарушившим следующие пункты Основ ценообразования и Методических указаний:
- пункты 29 Основ ценообразования, 4 и 5 Методических указаний при расчёте объёма отпуска услуг водоотведения ООО «Иркутские коммунальные системы» 2016 года;
- пункта 78(1) Основ ценообразования при не учёте предпринимательской прибыли гарантирующей организации в составе необходимой валовой выручки ООО «Иркутские коммунальные системы» в части оказываемых услуг водоотведения 2016 года.
2. Частично удовлетворить требования ООО «Иркутские коммунальные системы», указанные в заявлении о разногласиях, связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоотведения на 2016 г.
3. Предписать органу регулирования в срок до 01.07.2016 устранить нарушения, допущенные органом регулирования при установлении тарифов ООО «Иркутские коммунальные системы» на 2016 год, принять решение о приведении постановления Администрации от 25.11.2015 № 237 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для ООО «Иркутские коммунальные системы» в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения и настоящим приказом, без изменения иных, ранее учтенных и не указанных в настоящем приказе параметров расчета необходимой валовой выручки и тарифов ООО «Иркутские коммунальные системы» на 2016 -2018 гг. : рассчитать объём принятых сточных вод ООО «Иркутские коммунальные системы» 2016 года в соответствии с пунктами 29 Основ ценообразования, 4 и 5 Методических указаний, отразив данный расчёт в экспертном заключении по установлению тарифов в части оказываемых услуг водоотведения;
- определить расчётную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации в соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования;
- учесть средства в необходимой валовой выручке ООО «Иркутские коммунальные системы» на 2016-2018 гг., и натуральные показатели (объём отпуска услуг водоотведения), полученные в результате пересчёта, указанного в настоящем пункте, пересчитав при этом тарифы ООО «ИКС» 2016-2018 гг.
4. В остальной части отказать в удовлетворении требований ООО «Иркутские коммунальные системы».
5. Об исполнении настоящего приказа органу регулирования в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанного в пункте 3 настоящего приказа решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа регулирования, принятие которых предписано пунктом 3 настоящего приказа;
- протоколов заседаний правления органа регулирования, на которых принимались вышеуказанные решения;
- заключений экспертизы по результатам проверки материалов ООО «Иркутские коммунальные системы» и проведения анализа органом регулирования для установления тарифов на водоотведение.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.


 И.Ю. Артемьев
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны