Решения по тарифам №СП/110834/20 ПРЕДПИСАНИЕ по результатам выявленных нарушений законодатель... от 17 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Рассмотрев материалы внеплановой выездной проверки Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 11.03.2020 № 259/20, Акт проверки ФАС России от 21.08.2020 № 69), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Сетевая компания Сибири» на 2020 год, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э).

Приказом Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (далее – Комитет, Орган регулирования) от 30.12.2019 № 4-э установлена необходимая валовая выручка ООО «Сетевая компания Сибири» (далее – регулируемая организация, ООО «СКС»).

Приказом Комитета от 30.12.2019 № 5-э установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год.

НВВ, определенная Органом регулирования при утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год для ООО «СКС» составляет 255 849,35 тыс. руб., в том числе 165 975,06 тыс. руб. – НВВ на содержание электрических сетей, 89 874,29 тыс. руб. – НВВ на покупку потерь электрической энергии.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел на 2020 год в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе, Экспертное заключение по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «СКС» на 2020 год (далее – Экспертное заключение).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178, экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с п. 11 Методических указаний № 98-э, при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путём проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и/или закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

Органу регулирования необходимо, в том числе, обращать внимание на характер несения расходов – единовременный или периодический. Единовременные расходы необходимо учитывать равными долями на каждый год долгосрочного периода регулирования.

В соответствии с п. 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2020 год не содержит информацию об основных принципах разделения затрат по видам регулируемой деятельности.

 

1. Непроизводственные расходы.

Органом регулирования учтены расходы на налог на прибыль в размере 272,17 тыс. руб.

Согласно п. 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год не представлен анализ экономической обоснованности расходов по указанной статье, отсутствуют ссылки на документы, предоставленные регулируемой организацией.

На основании проведенного органом регулирования анализа в рамках возражений на Акт проверки ФАС России от 21.08.2020 № 69 налог на прибыль экспертами рассчитан расчетным путем, в связи с тем, что для ООО «СКС» 2020 год будет первым годом, на который устанавливается тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Расчет затрат: 1360,85 тыс. руб. (балансовая прибыль) * 20% = 272,17 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в 2018 году не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) в отношении ООО «СКС», фактические данные по расходов на оплату налога на прибыль в отношении регулируемого вида деятельности отсутствовали, в этой связи расходы на оплату налога на прибыль в размере 272,17 тыс. руб. не имеют экономического обоснования и подлежат исключению из состава НВВ ООО «СКС».

 

2. Плата за аренду имущества.

Органом регулирования учтены расходы в размере 30 597,56 тыс. руб.

Согласно подпункту 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу. Расходы на аренду (лизинг) в отношении объектов инженерно-технического обеспечения, выкупленных (предназначенных к выкупу) специализированными обществами проектного финансирования в соответствии с основными условиями и мерами реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», учитываются при установлении тарифов в размере, определенном в договоре аренды (лизинга). При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 Основ ценообразования № 1178.

На основании проведенного органом регулирования анализа в рамках возражений на Акт проверки ФАС России от 21.08.2020 № 69 исходя из амортизации имущества и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу, экономически обоснованные расходы на аренду имущества составляют 29 457,56 тыс. руб., что на 1 140 тыс. руб. меньше учтенных в составе НВВ ООО «СКС» на 2020 год.

В связи с вышеизложенным, органу регулирования необходимо исключить экономически необоснованные расходы по статье «Аренда имущества» из состава НВВ ООО «СКС».

3. Лизинг.

Затраты по статье «Лизинг» приняты органом регулирования на 2020 год в размере 7 568,58 тыс. руб. на основании представленных предложений регулируемой организации.

Согласно подпункту 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу. Расходы на аренду (лизинг) в отношении объектов инженерно-технического обеспечения, выкупленных (предназначенных к выкупу) специализированными обществами проектного финансирования в соответствии с основными условиями и мерами реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», учитываются при установлении тарифов в размере, определенном в договоре аренды (лизинга). При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 Основ ценообразования № 1178.

При этом в части затрат по статье «Балансовая прибыль» расходы на капитальные вложения исключены Комитетом в полном объеме в соответствии с заключением отдела технологического присоединения и анализа инвестиционной деятельности.

На основании вышеизложенного, в связи с отсутствием утвержденной инвестиционной программы для ООО «СКС» на 2020 год расходы по статье «Лизинг» подлежат исключению из состава НВВ ООО «СКС».

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия нарушившим пункты 20, 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил установления регулируемых тарифов в области электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 при утверждении тарифов на оказываемые услуги по передаче электрической энергии в отношении ООО «Сетевая компания Сибири» на 2020 год.

2. Органу исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.04.2021 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

Исключить из необходимой валовой выручки ООО «Сетевая компания Сибири» расходы по статьям затрат:

- «Непроизводственные расходы» на 2020 год в размере 272,17 тыс. руб.;

- «Аренда имущества» на 2020 год в размере 1 140 тыс. руб.;

- «Лизинг» на 2020 год в размере 7 568,58 тыс. руб.

3. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть установленные индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год в срок до 01.04.2021.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

    1. - экспертных заключений по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Сетевая компания Сибири», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия
ИНН 1901141640, ОГРН 1191901002391
Хакасский УФАС России
ИНН 1901021801, ОГРН 1031900519243