Решения по тарифам №31/64078/19 Решение об отказе в удовлетворении требований АО "Архангельс... от 25 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «23» июля 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между АО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат» (далее – АО «АЦБК», Заявитель, регулируемая организация) (рег. № 41250/19 от 12.03.2019) и Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (далее – орган регулирования, Агентство) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в присутствии на заседании Комиссии <...> АО «АЦБК» <...>, представителя по доверенности АО «АЦБК» <...>, <...> Агентства <...>, <....> Агентства <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 12.03.2019 № 41250/19) о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения между АО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат» и Агентством по тарифам и ценам Архангельской области по вопросу установления цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую АО «Архангельский ЦБК» потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Город Новодвинск» на 2019 год.

Разногласия возникли с Агентством по тарифам и ценам Архангельской области, которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения постановлением от 20.12.2018 № 78-т/18 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию поставляемую АО «Архангельский ЦБК» потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Город Новодвинск» установлены долгосрочные параметры параметры регулирования и тарифы на тепловую энергию для АО «АЦБК» на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 годы (методом долгосрочной индексации установленных тарифов).

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2019 год для АО «АЦБК» (горячая вода), составляет 389 651 тыс. руб., величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 523 441,8 тыс. руб.

Величина разногласий, заявленных АО «АЦБК» в ФАС России, составляет 113 790,8 тыс. руб., при этом с учетом заявленных требований данная величина должна составлять 191 065,0 тыс. руб.

Основным видом деятельности организации является выпуск целлюлозно-бумажной продукции. Тепловая энергия, производимая предприятием на 81% используется для собственного потребления подразделениями организации и только 19% отпускается сторонним потребителям.

Производство тепловой энергии осуществляется организацией в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии. При этом в сфере теплоснабжения организация осуществляет регулируемые и нерегулируемые виды деятельности, а именно:

регулируемый вид деятельности – выработка тепловой энергии в виде горячей воды;

нерегулируемый вид деятельности – выработка тепловой энергии в виде пара давлением от 2,5 до 7,0 кг/см2, от 7,0 до 13,00 кг/см2.

АО «АЦБК» просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в необходимой валовой выручке (горячая вода) на 2019 год следующие расходы:

 

п/п

Наименование статьи затрат

Заявитель

Агентство

Сумма спора

1

Расходы на ремонт основных средств, тыс. руб.

27916

6770,2

21145,8

2

Расходы на арендную плату непроизводственных объектов, лизинговые платежи, тыс. руб.

2823

3517,7

-694,7

3

Общехозяйственные (управленческие) расходы 26 счет, тыс. руб.

16584,2

8194,5

8389,7

4

Расходы на воду на технологические цели, тыс. руб.

2969,4

1371,1

1598,3

5

Размер корректировки НВВ по результатам 2017 года, тыс. руб.

7985

-152640,9

160625,9

5.1

Выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности за 2017 год, тыс. руб.

285779

1796175,9

1510396,9

 

ИТОГО, тыс. руб.

 

 

191065

6

Размер технологических потерь при передаче тепловой энергии по сетям, Гкал

113781,4

16804,3

96977,1

7

Объем отпуска горячей воды из тепловой сети, Гкал

339912

601063

-261151

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

1. Статья «Расходы на ремонт основных средств».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы на ремонт основных средств на 2019 год в размере 27 916,0 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 6 770,2 тыс. руб.

Сумма спора составляет 21 145,8 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В обоснование данной статьи затрат АО «АЦБК» в адрес ФАС России были предоставлены следующие документы:

- ремонтная программа на 2019 год (производство тепловой и электрической энергии);

- сводная таблица по материалам на ремонт на производство тепловой и электрической энергии 2017-2019 гг.;

- расшифровки материалов на ремонт по ОГМ, ОГЭ, ОГС, отделу главного метролога на производство тепловой и электрической энергии факт 2017 года;

- сводная ведомость по услугам подрядных организаций на ремонт оборудования (производство тепловой и электрической энергии);

- расшифровки затрат по ремонту оборудования по ОГМ, ОГЭ, ОГС, отделу главного метролога, ТРУ, прочим службам, отделу связи на производство тепловой и электрической энергии факт 2017 года, 2016 года, 2015 года;

- перечень объемов работ по ремонту оборудования 2020 год, 2021 год, 2023 год.

В соответствии с письменным мнением (исх. от 01.04.2019 № 313/912, рег. от 09.04.2019 № 61109/19) и Экспертным заключением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую АО «Архангельский ЦБК» потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Город Новодвинск», на период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2023 года, рассчитанных с применением метода индексации установленных тарифов (далее – Экспертное заключение на 2019 год), органом регулирования расходы на ремонт учтены согласно представленной организацией программе ремонтных работ на 2019 год с делением затрат на 5 лет долгосрочного периода регулирования в доле, относимой на тепловую энергию.

ФАС России отмечает, что представленные Заявителем обосновывающие документы не соответствуют требованиям пункта 28 Основ ценообразования № 1075, кроме того не представлены графики периодичности проведения ремонтов, бухгалтерские документы, в т.ч. первичные, подтверждающие фактически понесенные расходы регулируемой организацией в предыдущие периоды регулирования.

На основании вышеизложенного, требования АО «АЦБК» по статье «Расходы на ремонт основных средств» удовлетворению не подлежат.

2. Статья «Расходы на арендную плату непроизводственных объектов, лизинговые платежи».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы на арендную плату непроизводственных объектов, лизинговые платежи на 2019 год в размере 2 823,0 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 3 517,7 тыс. руб., что больше требований Заявителя на 694,7 тыс. руб.

Таким образом, разногласия по статье «Расходы на арендную плату непроизводственных объектов, лизинговые платежи» отсутствуют.

3. Статья «Общехозяйственные (управленческие) расходы 26 счет».

Заявитель считает экономически обоснованными общехозяйственные (управленческие) расходы на 2019 год в размере 16 584,2 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 8 194,5 тыс. руб.

Сумма спора составляет 8 389,7 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат АО «АЦБК» в адрес ФАС России были предоставлены следующие документы:

- выписка из учетной политики;

- расшифровки общехозяйственных (управленческих) расходов за 2017 год и на 2018, 2019 годы.

ФАС России отмечает, что Заявителем не были представлены обосновывающие документы (бухгалтерские, статистические и пр.) и расчеты затрат по статьям (плановым на 2019 год и фактическим) в соответствии с требованиями Основ ценообразования № 1075 и Методических указаний № 760-э, в том числе согласно пункту 28 Основ ценообразования № 1075.

На основании вышеизложенного, требования АО «АЦБК» по статье «Общехозяйственные (управленческие) расходы 26 счет» удовлетворению не подлежат.

4. Статья «Расходы на воду на технологические цели».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы на воду на технологические цели на 2019 год в размере 2 969,4 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 1 371,1 тыс. руб.

Сумма спора составляет 1 598,3 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

В обоснование данной статьи затрат АО «АЦБК» в адрес ФАС России были предоставлены следующие документы:

- расчет расходов на приобретение холодной воды 2017-2019 гг.;

- калькуляция приготовления речной воды 2017 года.

В соответствии с письменным мнением и Экспертным заключением на 2019 год органом регулирования объем воды определен с учетом предложения организации, себестоимость неочищенной воды принята на уровне, спрогнозированном Агентством на 2019 год, на уровне фактической цеховой себестоимости неочищенной воды с учетом индексов потребительских цен на 2018 и 2019 год в размере 102,7% и 104,6% соответственно.

ФАС России отмечает, что Заявителем не были представлены обосновывающие документы (бухгалтерские, статистические и пр.) и расчеты затрат по статьям (плановым на 2019 год и фактическим) в соответствии с требованиями Основ ценообразования № 1075 и Методических указаний № 760-э, в том числе согласно пункту 28 Основ ценообразования № 1075.

На основании вышеизложенного, требования АО «АЦБК» по статье «Расходы на воду на технологические цели» удовлетворению не подлежат.

5. Статья «Размер корректировки НВВ по результатам 2017 года», в том числе «Выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности за 2017 год».

Заявитель считает экономически обоснованной корректировку НВВ по результатам 2017 года в размере 7 985 тыс. руб., в том числе выручку от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности за 2017 год в размере 285 778,7 тыс. руб.

Органом регулирования корректировка НВВ учтена в размере «-152 640,9» тыс. руб., товарная выручка в размере 1 796 175,9 тыс. руб.

Сумма спора составляет 160 625,9 тыс. руб. и 1 510 396,9 тыс. руб. соответственно.

В соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году определяется исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX Методических указаний № 760-э на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

Заявитель в своем заявлении о рассмотрении спора (разногласий) представлен расчет корректировки НВВ:

 

Расчет Агентства

Факт организации

НВВ (себестоимость)

1643335

 

Товарная выручка

1796175,9

285779

Прибыль

152640,9

293764

Убыток

 

7985

Заявителем величина товарной выручки определена на основании отпуска тепловой энергии только сторонним потребителям, в том числе в виде горячей воды и пара, при этом отпуск пара для АО «АЦБК» является нерегулируемым видом деятельности.

Агентство использовало общий объем полезного отпуска тепловой энергии по регулируемому и нерегулируемому видам деятельности, в том числе на собственные нужды комбината.

Утвержденные тарифы на 2017 год АО «АЦБК» не оспариваются. Также не оспаривается фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 Методических указаний № 760-э, которая определена органом регулирования также исходя из общего объема полезного отпуска.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 1075 под объемом полезного отпуска понимается количество тепловой энергии и (или) теплоносителя, отпущенное от источника теплоснабжения и (или) тепловой сети, определяемое в соответствии с законодательством Российской Федерации о теплоснабжении.

Пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 определено, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Согласно пункту 8 Методических указаний № 760-э для целей расчета тарифов в сфере теплоснабжения при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой от источника тепловой энергии (далее также - объем отпуска тепловой энергии от источника тепловой энергии), используется объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, уменьшенный на расход тепловой энергии на хозяйственные нужды.

При определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети (далее также - объем отпуска тепловой энергии из тепловой сети), используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 118 Методических указаний № 760-э.

Расчет полезного отпуска тепловой энергии для формирования необходимой валовой выручки с использованием методов регулирования тарифов, установленных пунктом 16 Основ ценообразования № 1075, осуществляется в соответствии с Приложением 4.1 к Методическим указаниям № 760-э.

Исходя из совокупности приведенных выше норм законодательства, для организаций, осуществляющих отпуск тепловой энергии от источника теплоснабжения (из тепловой сети) сторонним потребителям и для собственного потребления (на производственные нужды основного нерегулируемого вида деятельности), необходимая валовая выручка определяется на весь объем полезного отпуска тепловой энергии и распределяется между сторонними потребителями и собственным потреблением организации пропорционально фактическому отпуску тепловой энергии от источника тепловой энергии (из тепловой сети) в предыдущем отчетном периоде, подтвержденному данными бухгалтерской и статистической отчетности (в частности, формой статистической отчетности № 46-ТЭ (полезный отпуск) «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей»), или иному критерию распределения, закрепленному в учетном политике организации для целей бухгалтерского учета.

При корректировке долгосрочных тарифов, ежегодное проведение которой предусмотрено пунктом 52 Основ ценообразования № 1075, орган регулирования рассчитывает размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года исходя из фактического объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой сторонним потребителям по установленным тарифам, без учета полезного отпуска на производственные нужды регулируемой организации.

Таким образом, ФАС России не усматривает нарушений Агентства при определении товарной выручки АО «АЦБК» за 2017 год и проведении корректировки НВВ по результатам 2017 года с учетом общего объема полезного отпуска тепловой энергии. Требования Заявителя по статье «Размер корректировки НВВ по результатам 2017 года», в том числе «Выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности за 2017 год» удовлетворению не подлежат.

6. Статья «Размер технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям».

Заявитель считает экономически обоснованным размер технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям 113 781,4 Гкал.

Органом регулирования данный показатель учтен в размере 16 804,3 Гкал.

Величина спора составляет 96 977,1 Гкал.

В обоснование данной статьи АО «АЦБК» в адрес ФАС России были предоставлены следующие документы:

- Приложение 4.1 «Расчет структуры полезного отпуска тепловой энергии» к Методическим указаниям № 760-э (2015-2019 гг.);

- баланс тепловой энергии АО «АЦБК» (2017-2019 гг.);

- отчеты по тепловой энергии за 2015-2018 гг.;

- постановление Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 31.08.2018 № 47-пн «Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя для АО «Архангельский ЦБК» на 2019-2023 годы на территории муниципального образования «Город Новодвинск».

В соответствии с пунктом 8 Методических указаний № 760-э при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети (далее также - объем отпуска тепловой энергии из тепловой сети), используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 118 Методических указаний № 760-э.

Исходя из данной нормы, Агентством объем нормативных потерь тепловой энергии на 2019 год учтен в размере 16 804,3 Гкал в соответствии с постановлением Министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области от 31.08.2018 № 47-пн.

В письменном мнении орган регулирования отмечает, что в соответствии с Положением о Министерстве ТЭК и ЖКХ Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 03.04.2012 № 128-пп, утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям относится к полномочиям министерства.

Таким образом, ФАС России не усматривает нарушений со стороны Агентства при определении размера технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям АО «АЦБК». Требования Заявителя по статье «Размер технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям» удовлетворению не подлежат.

7. Статья «Объем отпуска горячей воды из тепловой сети».

Заявитель считает экономически обоснованным размер объема отпуска горячей воды из тепловой сети 339 912,0 Гкал.

Органом регулирования данный показатель учтен в размере 601 063,0 Гкал.

ФАС России отмечает, что в соответствии с Экспертным заключением на 2019 год (стр. 3) общий полезный отпуск тепловой энергии в горячей воде принят в размере 601 063,0 Гкал. В соответствии с приложением № 1 к Экспертному заявлению на 2019 год отпуск тепловой энергии организациям-перепродавцам и сторонним потребителям учтен Агентством в размере 339 912,0 Гкал на уровне предложения организации.

Таким образом, спор по данной статье отсутствует.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных АО «АЦБК» и Агентством по тарифам и ценам Архангельской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

Отказать в удовлетворении требований АО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат»», указанных в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (рег. № 41250/19 от 12.03.2019).

Связанные организации

УФАС Архангельское
ИНН 2901061919, ОГРН 1022900530696
Агентство по тарифам и ценам Архангельской области
ИНН 2901128698, ОГРН 1042900033780
АО "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат"
ИНН 2903000446, ОГРН 1022901003070