Решения по тарифам №31/61604/19 Решение по результатам рассмотрения досудебного спора между ... от 18 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «12» июля 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее - Комиссия), в составе:

<...>

рассмотрев в досудебном порядке спор по заявлению муниципального унитарного предприятия «Ухтаводоканал» (далее - Заявитель, регулируемая организация, МУП «Ухтаводоканал») (исх. от 15.03.2019 № 19-05/1781, вх. от 27.03.2019 рег. № 51983/19), возникший с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (далее - Министерство, орган регулирования) по вопросу установления тарифов на водоснабжение на 2019 год, в присутствии на заседании Комиссии представителей МУП «Ухтаводоканал» <...>, а также представителей Министерства <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заявление МУП «Ухтаводоканал» рассмотрено в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров, утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Разногласия между МУП «Ухтаводоканал» и органом регулирования возникли по приказу Министерства от 17.12.2018 № 65/6-Т «О регулировании тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения МУП «Ухтаводоканал» на период регулирования с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года».

Для Заявителя тарифы на оказываемые услуги водоснабжения установлены органом регулирования методом индексации на 2019-2023 годы (второй год долгосрочного периода регулирования).

Величина тарифа, установленная оспариваемым решением, составляет 39,05 руб./куб.м. без НДС. Величина тарифа, которую Заявитель считает экономически обоснованной, – 75,18 руб./куб.м. без НДС. (разница составляет 36,13 руб./куб.м. без НДС).

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2019 год для Заявителя, в части оказываемых услуг водоснабжения составляет 347 547,07 тыс. руб.

В поданном заявлении МУП «Ухтаводоканал» указывает на то, что Министерством нарушены требования законодательства Российской Федерации при установлении тарифов на водоснабжение для Заявителя на 2019-2023 годы, мотивируя позицию тем, что Министерством некорректно установлены следующие натуральные показатели в общем объеме 5 251,58 тыс.куб.м.: подъем воды в размере 2 625,79 тыс.куб.м., потребление на собственные нужды в размере 1 792,68 тыс.куб.м., потери воды в размере 833,11 тыс.куб.м.

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746).

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным статьям разногласий Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

МУП «Ухтаводоканал» создано на базе муниципальной собственности и осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом, утвержденным постановлением администрации муниципального образования городского округа Ухта от 20.06.2013 № 990, на территории г. Ухта.

Натуральные показатели. Подъем воды, потери воды и потребление на собственные нужды.

МУП «Ухтаводоканал» считает необоснованным снижение органом регулирования подъема воды в размере 2 625,79 тыс. куб.м, объемов потребления на собственные нужды в размере 1 792,68 тыс.куб.м. и потерь воды в размере 833,11 тыс.куб.м.

Согласно заявлению МУП «Ухтаводоканал» о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) на досудебный спор (исх. от 15.03.2019 № 19-05/1781, вх. от 27.03.2019 рег. № 51983/19) объемы подъема воды из источников водоснабжения определяются на основании показаний приборов учета, являются фактическим основанием для определения и автоматического пересчета следующих затрат:

- на выплату налогов за пользование водными объектами (водный налог), то есть на величину разногласий по подъему воды 2 625,79 тыс. куб. м. не учтены затраты на выплату водного налога за 2019 год;

- на оплату электроэнергии для подъема воды в соответствии с удельными нормами электроэнергии на подъем 1 куб. м. воды, то есть на величину разногласий по подъему воды 2 625.79 тыс. куб, м. не учтены затраты на электроэнергию на подъем воды на 2019 год.

В качестве аргументации экономической обоснованности предложенных МУП «Ухтаводоканал» величин натуральных показателей регулируемой организацией в заявлении о досудебном урегулировании спора указано, что расход воды на собственные нужды определяется по показаниям приборов учета и расчетным методом согласно Методическим указаниям по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17 октября 2014 года № 640/пр (далее - Методические указания № 640/пр).

Объем воды на собственные нужды, учитываемый на основании показаний приборов учета воды, является фактическим основанием для определения следующих затрат:

- стоимость реагентов на очистку воды, то есть на величину разногласий по объему воды на собственные нужды 1 792,68 тыс. куб.м. органом регулирования не учтены затраты на использование реагентов на очистку воды на 2019 год;

- на оплату электроэнергии на очистку воды в соответствии с удельными нормами, то есть на величину разногласий по объему воды на собственные нужды 1 792,68 тыс.куб.м. органом регулирования не учтены затраты на электроэнергию на очистку воды на 2019 год.

В качестве аргументации экономической обоснованности предложенной Заявителем величины расходов регулируемой организацией в части потерь воды в заявлении о досудебном урегулировании спора указано, что при расчете производственной программы на 2019 год МУП «Ухтаводоканал» рассчитан объем потерь воды в соответствии с Методическими указаниями № 640/пр в размере 2 442,73 тыс.куб.м., в том числе: 1 908,15 тыс.куб.м - потери воды из водопроводной сети и 217,7 тыс.куб.м - неучтенные расходы, которые складываются из объемов, не зарегистрированных средствами измерений.

Органом регулирования на 2019 год утверждены потери воды в объеме 1 292,74 тыс.куб.м или 12,9 % от подачи воды в сеть. Фактические потери воды в 2017 году составили 2 657,31 тыс. куб.м. или 22,8 % от подачи воды в сеть.

При этом Комиссия отмечает, что МУП «Ухтаводоканал» в обоснование заявленных требований ни в Министерство, ни в ФАС России не был представлен контррасчет согласно Методическим указаниям № 640/пр, а также иные доказательства, подтверждающие некорректность определения Министерством уровня потерь воды.

Объемы потерь воды, учитываемые как разница между объемами подъема воды из источников за вычетом объемов воды по реализации и объемов воды на собственные нужды, являются фактическим основанием для определения следующих затрат: на оплату электроэнергии по удельным нормам, на транспортировку воды, следовательно на величину разногласий по объему потерь воды в размере 833,11 тыс. куб.м. органом регулирования не учтены затраты по электроэнергии на потери воды на 2019 год.

Согласно экспертному заключению Министерства объем воды, поднятой из источников водоснабжения, определен органом регулирования расчетным путем, исходя из показателей потерь и реализации.

Орган регулирования в отзыве на заявление о досудебном урегулировании спора обращает внимание на то, что расчет объемов потерь воды и потребления на собственные нужды при утверждении тарифов на водоснабжение для МУП «Ухтаводоканал» на 2019 год осуществлен Министерством в соответствии с Методическими указаниями № 640/пр, показателями «СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», приказом Госстроя Российской Федерации от 29.12.1997 № 17-142 «Об утверждении Методики проведения аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги».

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 406 при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь воды.

В случае если регулируемая организация владеет централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен уровень потерь воды, то при определении расходов на возмещение потерь воды применяется уровень потерь воды, указанный в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.

В иных случаях уровень потерь воды, применяемый при определении расходов на возмещение потерь воды, определяется в соответствии с показателями надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно пункту 15 Порядка и правил определения плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.2014 № 162/пр (далее – Порядок и правила № 162/пр), плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности устанавливаются уполномоченными органами на основании предложения организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из:

а) фактических значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности, определенных в порядке, установленном в разделе II Порядка и Правил № 162/пр;

б) результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

в) сравнения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности с лучшими аналогами;

г) утвержденных схем водоснабжения и водоотведения;

д) утвержденного плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, плана мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, плана снижения сбросов;

е) обязательств организации по концессионным соглашениям, договорам аренды.

При этом, в качестве обосновывающих материалов регулируемой организацией ни в Министерство, ни в ФАС России не представлены фактические значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности, определенных в порядке, установленном в разделе II Порядка и правил № 162/пр, результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, а также сравнения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности с лучшими аналогами в соответствии с пунктом 8 Перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.2014 № 162/пр.

Одновременно органом регулирования также проведен анализ аналогичных МУП «Ухтаводоканал» водоканалов Республики Коми. В результате проведенного анализа устанорвлено, что средний процент потерь воды по организациям, осуществляющим услуги водоснабжения потребителям на территории Республики Коми, составляет 12,5 %.

Плановые значения показателей энергетической эффективности определяются исходя из мероприятий, включенных в инвестиционную программу организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Согласно инвестиционной программе МУП «Ухтаводоканал» в сфере холодного водоснабжения, водоотведения на период действия с 1 января 2014 года по 31 декабря 2024 года, утвержденной приказом Службы Республики Коми по тарифам от 11.12.2013 № 98/5, плановый показатель доли потерь холодной воды в централизованной системе водоснабжения при транспортировке в общем объеме холодной воды, поданной в водопроводную сеть на 2019-2023 годы, определенный Министерством, составляет 13 %.

В соответствии с пунктом 5.1 Методических указаний № 640/пр планируемые расходы и потери воды определяются на основании статистических данных эксплуатации.

Фактические расходы и потери воды при транспортировке воды определяются по показаниям приборов учета воды, а в случае отсутствия или неисправности приборов учета воды - расчетными способами.

В свою очередь МУП «Ухтавоканал» указывает на то, что все водозаборы регулируемой организации оснащены приборами учета воды. Как указывает Заявитель, объем воды из источников водоснабжения определяется регулируемой организацией на основании показаний приборов учета и отражен в журнале первичного учета использования воды в соответствии с требованиями приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2009 № 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» (далее - Порядок № 205).

Согласно пункту 6 Порядка № 205 измерение объемов забора (изъятия) воды или сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды. Средствами измерения оснащаются также узлы передачи воды в системы оборотного водоснабжения, повторного использования сточных вод, передачи (приема) воды потребителям.

В соответствии с пунктом 7 Порядка № 205 учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (формы 1.1 - 1.2 приложения к Порядку) должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных сооружений. Комиссия обращает внимание на то, что в материалах тарифного дела в ФАС России Заявителем не представлены формы 1.1, 1.2 приложения к Порядку № 205, а также информация о наличии (и соответствующих показателей) приборов учета воды.

В необходимой валовой выручке МУП «Ухтаводоканал» расходы на обновление, восстановление основных производственных фондов, плановые-предупредительные ремонты, текущие и капитальные ремонты, содержание и обслуживание централизованных систем холодного водоснабжения за 2014-2019 годы составляют порядка 60 % -70 % от необходимой валовой выручки регулируемой организации, что напрямую должно способствовать снижению потерь питьевой воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке, в связи с чем потери питьевой воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке снижены в период с 2014 по 2019 год определены со снижением с 24 % до 13 %.

Комиссия обращает особое внимание на существенное снижение Министерством в инвестиционной программе потерь питьевой воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке в указанный период, однако, ввиду того, что регулируемой организацией не представлено необходимого и достаточного обоснования заявленных требований в части увеличения натуральных показателей: подъема воды, потерь и потребления на собственные нужды в общем объеме на 5 251,58 куб.м., а также ввиду представленных Министерством на урегулирование досудебного спора в ФАС России материалов, требования Заявителя не могут быть признаны экономически обоснованными.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора между МУП «Ухтавоканал» и Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (исх. от 15.03.2019 № 19-05/1781, вх. от 27.03.2019 рег. № 51983/19),

 

РЕШИЛА:

 

отказать в удовлетворении требований, изложенных в заявлении о рассмотрении спора (разногласий) между МУП «Ухтаводоканал» и Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (исх. от 15.03.2019 № 19-05/1781, вх. от 27.03.2019 рег. № 51983/19).

 

Связанные организации

МУП "Ухтаводоканал"
ИНН 1102028818, ОГРН 1021100740495
Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми
ИНН 1101160161, ОГРН 1171101008583