Предписание №СП/40214/24 ПРЕДПИСАНИЕ Государственному комитету по ценовой политике Ре... от 13 мая 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРЕДПИСАНИЕ
02 мая 2024 г. г. Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее — Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее – ГКЦ РС (Я), орган регулирования) обязательных требований, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 01.12.2023 № 31-32073-С/23 (далее – Отчет), а также возражения в отношении Отчета (письма исх. от 11.12.2023 № 23/02и-2944; рег. от 19.12.2023 № 202150-ЭП/23; исх. от 02.02.2024 № 23/02и-268; рег. от 02.02.2024 № 17250-М/24), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, допущенные ГКЦ РС (Я) при установлении тарифа для регионального оператора МУП «Алданские пассажирские перевозки» (далее - регулируемая организация, региональный оператор, МУП «АПП») на 2023 год,
УСТАНОВИЛА:
Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 (далее – Методические указания № 1638/16).
Пунктом 16 Основ ценообразования № 484 установлено, что необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.
Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:
а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;
в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;
г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;
д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе, научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества и использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлениями ГКЦ РС (Я) от 20.12.2021 № 313 и от 17.11.2022 № 228 установлены (скорректированы) предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП «Алданские пассажирские перевозки» на 2022, 2023 гг. на территории Алданского района Республики Саха (Якутия).
Постановлением от 20.12.2021 № 312 ГКЦ РС (Я) установлены долгосрочные параметры регулирования для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП «Алданские пассажирские перевозки» на 2022 - 2024 годы.
По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании МУП «Алданские пассажирские перевозки» на 2023 г., в том числе представленного экспертного заключения органа регулирования о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП «Алданские пассажирские перевозки» на 2023 год, установлено следующее.
Наименование муниципального образования |
Период |
Предельный единый тариф, руб./м3 (НДС не облагается) |
НВВ на 2023 год, тыс. руб. |
«Алданский район» Республики Саха (Якутия) |
01.12.2022 - 31.12.2023 |
712,52 |
55 130,120 |
1. Формирование единого тарифа на услугу регионального оператора МУП «Алданские пассажирские перевозки».
В соответствии с пунктом 16 Правил регулирования № 484 установление единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с особенностями, предусмотренными разделом XI Основ ценообразования и разделом VI Методических указаний № 1638/16.
В соответствии с нормами пунктов 5 и 7 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор по обращению с ТКО осуществляет деятельность на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам конкурса на выбор регионального оператора на срок не более чем 10 лет.
Пунктом 83 Методических указаний № 1638/16 предусмотрено, что единый тариф на услугу регионального оператора устанавливается в соответствии с условиями Соглашения.
Расходы в составе необходимой валовой выручки регионального оператора поименованы в пункте 90 Основ ценообразования № 484 и пунктах 85, 87 Методических указаний № 1638/16. При этом при формировании тарифов для регионального оператора в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16 долгосрочные параметры регулирования (далее - ДПР) не устанавливаются, соответственно не утверждаются .
При установлении (корректировке) предельного единого тарифа регионального оператора на второй и все последующие годы до окончания действия Соглашения применяются положения пунктов 91, 92, 95 Методических указаний № 1638/16, в частности осуществляется:
- индексация собственных расходов регионального оператора предыдущего регулируемого периода (года) по формулам (49)-(51), приведенным в пункте 91 Методических указаний № 1638/16, если иное не установлено в Соглашении;
- ежегодная корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора с учетом фактических результатов его деятельности в отчетном году (i-2) в соответствии с формулой (52), приведенной в пункте 92 Методических указаний № 1638/16, в том числе включающей корректировку необходимой валовой выручки в связи с возмещением расходов и недополученных доходов, предусмотренных пунктом 12 Методических указаний № 1638/16, а также в связи с исключением необоснованно полученных доходов регионального оператора, предусмотренных пунктом 12 Основ ценообразования № 484.
Указанная ежегодная корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора предусматривает комплексный анализ всех параметров деятельности регулируемой организации (количественных и финансовых) и осуществляется органом регулирования при надлежащем документальном подтверждении по фактическим результатам деятельности регулируемой организации в отчетном году (i-2), включая анализ фактически понесенных собственных расходов регионального оператора.
Реализация положений пунктов 12 и 92 Методических указаний № 1638/16 не должна приводить к двойному учету фактических расходов регионального оператора по отчетному году (в том числе как подлежащих исключению величин, излишне учтенных при тарифном регулировании ранее, так и недоучтенных ранее величин, подлежащих дополнительному включению) и (или) недополученных доходов, при расчете показателей, предусмотренных в формуле (52) Методических указаний № 1638/16.
С учетом изложенного единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО устанавливаются уполномоченными органами регулирования субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе с учетом принципа долгосрочности тарифного регулирования, исходя из периода действия и условий деятельности, предусмотренных Соглашением.
В этой связи в условиях отсутствия оснований для установления долгосрочных параметров регулирования для регионального оператора действия органа регулирования в части установления единого тарифа на услугу регионального оператора МУП «Алданские пассажирские перевозки» с учетом долгосрочных параметров регулирования на 2023 год не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В связи с чем НВВ регионального оператора МУП «Алданские пассажирские перевозки» на 2023 год сформирована органом регулирования в нарушение подходов, предусмотренных пунктом 91 Методических указаний № 1638/16, аналогичным образом утверждены долгосрочные параметры регулирования в нарушение норм, указанных в Методических указаниях № 1638/16.
На основании вышеизложенного, в условиях отсутствия оснований для применения долгосрочных параметров регулирования с применением метода индексации установленных тарифов, предусмотренных пунктом 28 раздела IV Методических указаний № 1638/16, Комиссия ФАС России отмечает, что действия ГКЦ РС (Я) в части установления единого тарифа на услугу регионального оператора МУП «Алданские пассажирские перевозки», а также долгосрочных параметров регулирования на 2023 год не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, в связи с этим считает необходимым предписать органу регулирования отменить долгосрочные параметры регулирования на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП «Алданские пассажирские перевозки» на 2024 год.
2. Собственные расходы регионального оператора и расходы на производственную программу, учтенные в составе НВВ регионального оператора на 2023 год.
Величины собственных расходов и расходов на производственную программу, учтенные органом регулирования в составе НВВ регионального оператора МУП «АПП» на 2022-2023 гг., представлены в таблице № 1.
Таблица № 1 (тыс. руб.)
|
Собственные расходы |
Расходы на производственную программу |
2022 год |
4 451,568 |
2 087,090 |
2023 год |
5 843,883 |
2 244,584 |
Изменения |
+ 31,28 % |
+ 7,55 % |
Разделом VI Методических указаний № 1638/16 предусмотрены особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Отмечаем, что в соответствии с пунктом 91 Методических указаний № 1638/16, если иное не предусмотрено соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, индексация собственных расходов регионального оператора производится по формуле (51):
где:
- прочие расходы регионального оператора, предусмотренные пунктом 87 Методических указаний № 1638/16 (за исключением расходов на транспортирование, сбытовых расходов регионального оператора), соответственно в годах (i + 1), i, руб.;
ИПЦi-1, ИПЦi - индексы потребительских цен, определенные на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации соответственно на (i-1)-й и i-й годы при расчете долгосрочных тарифов.
Таким образом, учтенные ГКЦ РС (Я) собственные расходы регионального оператора и расходы на производственную программу на 2023 год превышают рассчитанное по формуле (51) Методических указаний № 1638/16 значение на 1 157,488 тыс. руб.
В свою очередь, согласно информации ГКЦ РС (Я), при установлении тарифа для МУП «Алданские пассажирские перевозки» на 2024 год на основании Отчета исключены указанные экономически необоснованные денежные средства за 2023 год в размере 1 157,488 тыс. руб.
Вместе с тем, в экспертном заключении на 2023 год отражено, что заявленные регулируемой организацией требования по расходам на реализацию производственной программы отсутствуют.
Размер расходов, в том числе составляющих параметров расчетов, предлагается (заявляется) регулируемой организацией в размере, необходимом и достаточном, по мнению регулируемой организации, для осуществления регулируемой деятельности.
В этой связи со стороны органа регулирования требовалось дополнительное экономическое обоснование в указанной части, однако требуемые пояснения не представлены в возражениях на Отчет, в связи с чем сумма экономически необоснованных средств (с учетом уже произведенного ГКЦ РС (Я) исключения при установлении тарифа на 2024 год) составила 2 212,316 тыс. руб.
Таким образом, ГКЦ РС (Я) необходимо исключить оставшиеся экономически необоснованные денежные средства на реализацию производственной программы за 2023 год из состава НВВ регионального оператора.
3. Корректировка НВВ.
В экспертном заключении на 2023 год не дается оценка проводимых ГКЦ РС (Я) корректировок результатов деятельности МУП «АПП» за 2021 год. В этой связи со стороны органа регулирования в указанной части требовались дополнительные пояснения, что было отражено в Отчете.
В возражениях на Отчет ГКЦ РС (Я) отразил, что сумма корректировки НВВ за 2021 год, не включенная в единый тариф регионального оператора на 2023 год, сложилась отрицательная и будет учтена при утверждении единого тарифа на 2024 год.
Вместе с тем при установлении НВВ на 2024 год ГКЦ РС (Я) учтена положительная корректировка по результатам деятельности регионального оператора за 2021 год в размере 4 438,83 тыс. руб., что не соответствует выводам, отраженным ГКЦ РС (Я) в возражениях на Отчет. Экономическое обоснование учета указанной суммы отсутствует.
Кроме того, согласно сведениям, отраженным ГКЦ РС (Я) в экспертном заключении на 2024 год, требования МУП «АПП» по учету денежных средств за 2021 год в размере 4 438,83 тыс. руб. отсутствуют.
На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности корректировок НВВ регионального оператора на 2023 год по результатам деятельности за 2021 год, а именно экономического обоснования принятой расходной и доходной части, в том числе в части формирования у регионального оператора дохода от выставленных платежей за оказанные услуги, собираемого/начисленного от потребителей/ям на основании фактической бухгалтерской отчетности с учетом установленных тарифов и нормативов накопления ТКО, подтверждения фактов формирования недополученных доходов по независимым от организации причинам, а также провести дополнительный анализ экономической обоснованности расходов за 2021 год.
По итогам вышеуказанного анализа в случае отсутствия обосновывающих документов, а также надлежащего экономического обоснования, органу регулирования необходимо исключить экономически необоснованные денежные средства из состава НВВ регионального оператора МУП «АПП», отразив подробный анализ и расшифровку расчетов в экспертном заключении исходя из требований Основ ценообразования № 484, Методических указаний № 1638/16, а также мотивировочной части настоящего предписания.
При этом орган регулирования не лишен права запросить необходимые обосновывающие материалы у компетентных органов исполнительной власти, а также у регионального оператора для подтверждения сведений и информации, направляемой в ФАС России.
На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) нарушившим пункт 16 Основ ценообразования № 484, пункт 85, 91, 92 Методических указаний № 1638/16.
2. Органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2024 отменить долгосрочные параметры на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП «АПП» на 2022-2024 гг., исходя из выводов, отраженных в пункте 1 мотивировочной части настоящего предписания.
3. Органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2024 (включительно) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, допущенные Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора МУП «АПП» по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год, а именно:
- исключить экономически необоснованные расходы на реализацию производственной программы из состава НВВ МУП «АПП» согласно мотивировочной части настоящего предписания;
- произвести дополнительный анализ корректировки НВВ по фактическим данным за 2021 год, исходя из требований Основ ценообразования № 484, Методических указаний № 1638/16, а также мотивировочной части настоящего предписания, по итогам которого определить и исключить из состава НВВ регионального оператора величину экономически необоснованных средств, отразив подробный анализ, расчеты и документы в экспертном заключении в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования № 484;
- пересчитать при необходимости взаимозависимые от перечисленных в настоящем пункте статьи затрат.
4. Органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие экономически обоснованный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП «АПП» на 2024 год во исполнение пунктов 2-3 резолютивной части настоящего предписания.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных резолютивной частью настоящего предписания, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которого предписано пунктами 2-3 резолютивной части настоящего предписания;
- протокола заседания Правления органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на котором принималось вышеуказанное решение;
- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО МУП «АПП» на территории Республики Саха (Якутия).
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии ФАС России |
С.А. Пузыревский |
|
|
|
|