Предписание №СП/40214/24 ПРЕДПИСАНИЕ Государственному комитету по ценовой политике Ре... от 13 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

02 мая 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее — Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее – ГКЦ РС (Я), орган регулирования) обязательных требований, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 01.12.2023 № 31-32073-С/23 (далее – Отчет), а также возражения в отношении Отчета (письма исх. от 11.12.2023 № 23/02и-2944; рег. от 19.12.2023 № 202150-ЭП/23; исх. от 02.02.2024 № 23/02и-268; рег. от 02.02.2024 № 17250-М/24), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, допущенные ГКЦ РС (Я) при установлении тарифа для регионального оператора МУП «Алданские пассажирские перевозки» (далее - регулируемая организация, региональный оператор, МУП «АПП») на 2023 год,

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 (далее – Методические указания № 1638/16).

Пунктом 16 Основ ценообразования № 484 установлено, что необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе, научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества и использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлениями ГКЦ РС (Я) от 20.12.2021313 и от 17.11.2022 228 установлены (скорректированы) предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП «Алданские пассажирские перевозки» на 2022, 2023 гг. на территории Алданского района Республики Саха (Якутия).

Постановлением от 20.12.2021 312 ГКЦ РС (Я) установлены долгосрочные параметры регулирования для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП «Алданские пассажирские перевозки» на 2022 - 2024 годы.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании МУП «Алданские пассажирские перевозки» на 2023 г., в том числе представленного экспертного заключения органа регулирования о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП «Алданские пассажирские перевозки» на 2023 год, установлено следующее.

 

 

 

 

Наименование муниципального образования

Период

Предельный единый тариф, руб./м3 (НДС не облагается)

НВВ на 2023 год, тыс. руб.

«Алданский район» Республики Саха (Якутия)

01.12.2022 - 31.12.2023

712,52

55 130,120

 

1. Формирование единого тарифа на услугу регионального оператора МУП «Алданские пассажирские перевозки».

В соответствии с пунктом 16 Правил регулирования № 484 установление единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с особенностями, предусмотренными разделом XI Основ ценообразования и разделом VI Методических указаний № 1638/16.

В соответствии с нормами пунктов 5 и 7 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор по обращению с ТКО осуществляет деятельность на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам конкурса на выбор регионального оператора на срок не более чем 10 лет.

Пунктом 83 Методических указаний № 1638/16 предусмотрено, что единый тариф на услугу регионального оператора устанавливается в соответствии с условиями Соглашения.

Расходы в составе необходимой валовой выручки регионального оператора поименованы в пункте 90 Основ ценообразования № 484 и пунктах 85, 87 Методических указаний № 1638/16. При этом при формировании тарифов для регионального оператора в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16 долгосрочные параметры регулирования (далее - ДПР) не устанавливаются, соответственно не утверждаются .

При установлении (корректировке) предельного единого тарифа регионального оператора на второй и все последующие годы до окончания действия Соглашения применяются положения пунктов 91, 92, 95 Методических указаний № 1638/16, в частности осуществляется:

- индексация собственных расходов регионального оператора предыдущего регулируемого периода (года) по формулам (49)-(51), приведенным в пункте 91 Методических указаний № 1638/16, если иное не установлено в Соглашении;

- ежегодная корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора с учетом фактических результатов его деятельности в отчетном году (i-2) в соответствии с формулой (52), приведенной в пункте 92 Методических указаний № 1638/16, в том числе включающей корректировку необходимой валовой выручки в связи с возмещением расходов и недополученных доходов, предусмотренных пунктом 12 Методических указаний № 1638/16, а также в связи с исключением необоснованно полученных доходов регионального оператора, предусмотренных пунктом 12 Основ ценообразования № 484.

Указанная ежегодная корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора предусматривает комплексный анализ всех параметров деятельности регулируемой организации (количественных и финансовых) и осуществляется органом регулирования при надлежащем документальном подтверждении по фактическим результатам деятельности регулируемой организации в отчетном году (i-2), включая анализ фактически понесенных собственных расходов регионального оператора.

Реализация положений пунктов 12 и 92 Методических указаний № 1638/16 не должна приводить к двойному учету фактических расходов регионального оператора по отчетному году (в том числе как подлежащих исключению величин, излишне учтенных при тарифном регулировании ранее, так и недоучтенных ранее величин, подлежащих дополнительному включению) и (или) недополученных доходов, при расчете показателей, предусмотренных в формуле (52) Методических указаний № 1638/16.

С учетом изложенного единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО устанавливаются уполномоченными органами регулирования субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе с учетом принципа долгосрочности тарифного регулирования, исходя из периода действия и условий деятельности, предусмотренных Соглашением.

В этой связи в условиях отсутствия оснований для установления долгосрочных параметров регулирования для регионального оператора действия органа регулирования в части установления единого тарифа на услугу регионального оператора МУП «Алданские пассажирские перевозки» с учетом долгосрочных параметров регулирования на 2023 год не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В связи с чем НВВ регионального оператора МУП «Алданские пассажирские перевозки» на 2023 год сформирована органом регулирования в нарушение подходов, предусмотренных пунктом 91 Методических указаний № 1638/16, аналогичным образом утверждены долгосрочные параметры регулирования в нарушение норм, указанных в Методических указаниях № 1638/16.

На основании вышеизложенного, в условиях отсутствия оснований для применения долгосрочных параметров регулирования с применением метода индексации установленных тарифов, предусмотренных пунктом 28 раздела IV Методических указаний № 1638/16, Комиссия ФАС России отмечает, что действия ГКЦ РС (Я) в части установления единого тарифа на услугу регионального оператора МУП «Алданские пассажирские перевозки», а также долгосрочных параметров регулирования на 2023 год не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, в связи с этим считает необходимым предписать органу регулирования отменить долгосрочные параметры регулирования на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП «Алданские пассажирские перевозки» на 2024 год.

2. Собственные расходы регионального оператора и расходы на производственную программу, учтенные в составе НВВ регионального оператора на 2023 год.

Величины собственных расходов и расходов на производственную программу, учтенные органом регулирования в составе НВВ регионального оператора МУП «АПП» на 2022-2023 гг., представлены в таблице № 1.

Таблица № 1 (тыс. руб.)

 

Собственные расходы

Расходы на производственную программу

2022 год

4 451,568

2 087,090

2023 год

5 843,883

2 244,584

Изменения

+ 31,28 %

+ 7,55 %

 

Разделом VI Методических указаний № 1638/16 предусмотрены особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Отмечаем, что в соответствии с пунктом 91 Методических указаний № 1638/16, если иное не предусмотрено соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, индексация собственных расходов регионального оператора производится по формуле (51):

 

 

где:

 

- прочие расходы регионального оператора, предусмотренные пунктом 87 Методических указаний № 1638/16 (за исключением расходов на транспортирование, сбытовых расходов регионального оператора), соответственно в годах (i + 1), i, руб.;

ИПЦi-1, ИПЦi - индексы потребительских цен, определенные на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации соответственно на (i-1)-й и i-й годы при расчете долгосрочных тарифов.

Таким образом, учтенные ГКЦ РС (Я) собственные расходы регионального оператора и расходы на производственную программу на 2023 год превышают рассчитанное по формуле (51) Методических указаний № 1638/16 значение на 1 157,488 тыс. руб.

В свою очередь, согласно информации ГКЦ РС (Я), при установлении тарифа для МУП «Алданские пассажирские перевозки» на 2024 год на основании Отчета исключены указанные экономически необоснованные денежные средства за 2023 год в размере 1 157,488 тыс. руб.

Вместе с тем, в экспертном заключении на 2023 год отражено, что заявленные регулируемой организацией требования по расходам на реализацию производственной программы отсутствуют.

Размер расходов, в том числе составляющих параметров расчетов, предлагается (заявляется) регулируемой организацией в размере, необходимом и достаточном, по мнению регулируемой организации, для осуществления регулируемой деятельности.

В этой связи со стороны органа регулирования требовалось дополнительное экономическое обоснование в указанной части, однако требуемые пояснения не представлены в возражениях на Отчет, в связи с чем сумма экономически необоснованных средств (с учетом уже произведенного ГКЦ РС (Я) исключения при установлении тарифа на 2024 год) составила 2 212,316 тыс. руб.

Таким образом, ГКЦ РС (Я) необходимо исключить оставшиеся экономически необоснованные денежные средства на реализацию производственной программы за 2023 год из состава НВВ регионального оператора.

3. Корректировка НВВ.

В экспертном заключении на 2023 год не дается оценка проводимых ГКЦ РС (Я) корректировок результатов деятельности МУП «АПП» за 2021 год. В этой связи со стороны органа регулирования в указанной части требовались дополнительные пояснения, что было отражено в Отчете.

В возражениях на Отчет ГКЦ РС (Я) отразил, что сумма корректировки НВВ за 2021 год, не включенная в единый тариф регионального оператора на 2023 год, сложилась отрицательная и будет учтена при утверждении единого тарифа на 2024 год.

Вместе с тем при установлении НВВ на 2024 год ГКЦ РС (Я) учтена положительная корректировка по результатам деятельности регионального оператора за 2021 год в размере 4 438,83 тыс. руб., что не соответствует выводам, отраженным ГКЦ РС (Я) в возражениях на Отчет. Экономическое обоснование учета указанной суммы отсутствует.

Кроме того, согласно сведениям, отраженным ГКЦ РС (Я) в экспертном заключении на 2024 год, требования МУП «АПП» по учету денежных средств за 2021 год в размере 4 438,83 тыс. руб. отсутствуют.

На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности корректировок НВВ регионального оператора на 2023 год по результатам деятельности за 2021 год, а именно экономического обоснования принятой расходной и доходной части, в том числе в части формирования у регионального оператора дохода от выставленных платежей за оказанные услуги, собираемого/начисленного от потребителей/ям на основании фактической бухгалтерской отчетности с учетом установленных тарифов и нормативов накопления ТКО, подтверждения фактов формирования недополученных доходов по независимым от организации причинам, а также провести дополнительный анализ экономической обоснованности расходов за 2021 год.

По итогам вышеуказанного анализа в случае отсутствия обосновывающих документов, а также надлежащего экономического обоснования, органу регулирования необходимо исключить экономически необоснованные денежные средства из состава НВВ регионального оператора МУП «АПП», отразив подробный анализ и расшифровку расчетов в экспертном заключении исходя из требований Основ ценообразования № 484, Методических указаний № 1638/16, а также мотивировочной части настоящего предписания.

При этом орган регулирования не лишен права запросить необходимые обосновывающие материалы у компетентных органов исполнительной власти, а также у регионального оператора для подтверждения сведений и информации, направляемой в ФАС России.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Признать Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) нарушившим пункт 16 Основ ценообразования № 484, пункт 85, 91, 92 Методических указаний № 1638/16.

2. Органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2024 отменить долгосрочные параметры на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП «АПП» на 2022-2024 гг., исходя из выводов, отраженных в пункте 1 мотивировочной части настоящего предписания.

3. Органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2024 (включительно) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, допущенные Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора МУП «АПП» по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год, а именно:

- исключить экономически необоснованные расходы на реализацию производственной программы из состава НВВ МУП «АПП» согласно мотивировочной части настоящего предписания;

- произвести дополнительный анализ корректировки НВВ по фактическим данным за 2021 год, исходя из требований Основ ценообразования № 484, Методических указаний № 1638/16, а также мотивировочной части настоящего предписания, по итогам которого определить и исключить из состава НВВ регионального оператора величину экономически необоснованных средств, отразив подробный анализ, расчеты и документы в экспертном заключении в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования № 484;

- пересчитать при необходимости взаимозависимые от перечисленных в настоящем пункте статьи затрат.

4. Органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие экономически обоснованный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП «АПП» на 2024 год во исполнение пунктов 2-3 резолютивной части настоящего предписания.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных резолютивной частью настоящего предписания, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которого предписано пунктами 2-3 резолютивной части настоящего предписания;

- протокола заседания Правления органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО МУП «АПП» на территории Республики Саха (Якутия).

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Якутское УФАС России
ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153
Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия)
ИНН 1435117895, ОГРН 1021401061770