Предписание №СП/57404/24 ПРЕДПИСАНИЕ РЭК Омской области об устранении нарушений, допу... от 2 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

25 июня 2024 г. г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Региональной энергетической комиссии Омской области (далее – также Орган регулирования, РЭК Омской области), проведенной Омским УФАС России на основании приказа Омского УФАС России от 09.01.2024
№ 1/24, в том числе Акт проверки от 09.02.2024 № 1 (далее Акт проверки), а также возражения Органа регулирования в отношении Акта проверки от 07.03.2024
№ ИСХ-24/РЭК-824 (далее – Возражения),
в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные РЭК Омской области при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» (далее – АО «ТГК-11», Регулируемая организация) на 2024 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ
«О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075 и Правила регулирования № 1075 соответственно), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания
№ 760-э).

В соответствии с приказом Омского УФАС России от 09.01.2024 № 1/24 проверка проводилась в части определения достоверности и экономической обоснованности расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год, в том числе для АО «ТГК-11».

Тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям АО «ТГК-11», на 2024 год установлены приказом РЭК Омской области от 28.11.2022 № 525/67.

Необходимая валовая выручка Регулируемой организации на 2024 год установлена в размере 6 939,47 млн. руб.

В рамках проведения внеплановой документарной проверки РЭК Омской области были проанализированы материалы тарифного дела АО «ТГК-11» 2024 года, в том числе Экспертное заключение по рассмотрению Региональной энергетической комиссией Омской области дела № 07-03/106 о корректировке на 2024 год долгосрочных тарифов на тепловую энергию (далее – Экспертное заключение), а также Возражения Органа регулирования.

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

Пунктом 33 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что расходы на топливо относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности и включаются в необходимую валовую выручку.

Согласно пункту 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования определяются по формуле пункта 26 Методических указаний № 760-э.

 

1. Расходы на топливо

РЭК Омской области расходы на приобретение топлива (природного газа, угля и мазута) учтены в размере 4 168 739,54 тыс. руб. при заявленных Регулируемой организацией 4 225 240,70 тыс. руб.

В Экспертном заключении суммы учтенных Органом регулирования и заявленных Регулируемой организацией на 2024 год, а также фактически понесенных расходов в 2022 году в делении по видам топлива с отражением объемов и цен, по теплоисточникам, полугодиям и видам теплоносителя в нарушением пункта 29 Правил № 1075 не представлены.

Учитывая это, ФАС России не представляется возможным определить экономическую обоснованность принятых на 2024 год расходов на топливо и факт соблюдения РЭК Омской области принципа баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и интересов потребителей, закрепленного положениями пункта 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении, в части непревышения учтенных цен на топливо над заявленными.

Органом регулирования расход натурального топлива (природного газа) на производство тепловой энергии определен на основании принятого объема условного топлива и коэффициента перевода условного топлива в натуральное, рассчитанного как частное калорийности натурального топлива и калорийности условного топлива (7 900 ккал/м3 / 7 000 ккал/м3 = 1,129), и необоснованно применен к цене на природный газ, рассчитанной с учетом всех компонентов.

В результате математических преобразований получается, что переводной коэффициент 1,129 применяется только к расходам на природный газ в части оптовой цены на него, а переводной коэффициент к объемам топлива – к расходам на природный газ в целом с учетом всех составляющих цены на него.

Органу регулирования необходимо проанализировать паспорта качества топлива (природного газа, угля и мазута) и произвести расчет расхода натурального топлива (природного газа, угля и мазута) с применением корректных и обоснованных переводных коэффициентов.

В Экспертном заключении РЭК Омской области не проведен анализ учтенных договоров на закупку, доставку железнодорожным транспортом, дополнительные услуги и услуги расчетов на предмет их заключения в результате торгов в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

ФАС России отмечает, что наличие у Регулируемой организации договора, заключенного без проведения конкурентных торгов при наличии объективных на то причин, обязывает орган регулирования использовать другие источники цен в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1075. Цена по заключенному без проведения конкурентных торгов договору должна быть оценена органом регулирования на основании проведения анализа рыночных цен.

Аналогичный анализ должен был проводиться Органом регулирования при учете расходов на мазут.

В материалах тарифного дела 2024 года договоры на подачу-уборку вагонов и выгрузку угля из вагонов отсутствуют, договоры на поставку мазута представлены не в полном объеме.

Учитывая вышеизложенное, расходы на топливо подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Омской области нарушившей положения пунктов 28, 34(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом
ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2024 год для акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11».

2. Исполнительному органу Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в срок до 01.08.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11», и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета (неучета) представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные неподтвержденные экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания исполнительному органу Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) при необходимости пересмотреть величину необходимой валовой выручки акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания исполнительному органу Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.08.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения в отношении акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» на 2024 год.

5. Исполнительному органу Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.08.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания исполнительному органу Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения исполнительного органа Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления исполнительного органа Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертное заключение по делу об установлении цен (тарифов) на услуги в сфере теплоснабжения в отношении акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная энергетическая комиссия Омской области
ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418
Омское УФАС России
ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939