Уведомление №СП/111369/20 Предписание Государственному комитету энергетики и тарифного... от 18 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы внеплановой выездной проверки Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 11.03.2020 № 259/20, Акт проверки ФАС России от 21.08.2020 № 69), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении единых (котловых) и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» на 2020 год, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

УСТАНОВИЛ:

 

ФАС России в отношении органа исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее — Орган регулирования, Комитет) вынесено предписание от 12.11.2018 № СП/91219/18, согласно которому Органу регулирования в срок до 01.12.2018 предписано:

1.1. Устранить нарушение законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно провести анализ исполнения ПАО «МРСК Сибири» инвестиционной программы в 2012-2017 гг., утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также корректировку необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) указанной инвестиционной программы за 2012-2017 гг., с указанием документов и материалов, используемых при проведении анализа, планового и фактического объема финансирования в разрезе по инвестиционным проектам и годам;

1.2. В случае выявления в результате исполнения пункта 1.1. Предписания ФАС России экономически необоснованных расходов исключить из необходимой валовой выручки ПАО «МРСК Сибири» на 2018 год;

1.3. Пересмотреть единые (котловые) и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Хакасия на 2018 год с учетом исполнения пунктов 1.1, 1.2 Предписания ФАС России.

2. Об исполнении Предписания ФАС России органу исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 10 дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере электроэнергетики письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписывается Предписанием ФАС России;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, принятие которых предписывается Предписанием ФАС России;

- экспертных заключений по делам об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в которых отражены результаты исполнения Предписания ФАС России.

Во исполнение вышеуказанных требований, предусмотренных Предписанием ФАС России, Органом регулирования в адрес ФАС России в установленный срок не были предоставлены решения об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, протоколы заседаний правления органа исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, экспертные заключения по делам об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

В связи с неисполнением предписания ФАС России от 12.11.2018 № СП/91219/18 возбуждено дело № 31/04/19.5-27/2019 об административном правонарушении в отношении должностного лица — исполняющего обязанности министра Министерства экономического развития Республики Хакасия Терещенко Александра Петровича, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ.

Решением ФАС России от 22.11.2019 № СП/102569/19 установлен новый срок исполнения предписания ФАС России от 12.11.2018 № СП/91219/18 – 01.01.2020.

ФАС России проанализировала отчеты Комитета во исполнение предписания ФАС России от 12.11.2018 № СП/91219/18, направленные письмами от 14.01.2020 № 222-58-МД (рег. от 14.01.2020 № 4799- ЭП/20) и от 25.02.2020 № 222-385-МД (рег. от 25.02.2020 № 33887-ЭП/20), и отмечает, что предписание ФАС России от 12.11.2018 № СП/91219/18 исполнено корректно.

Комитетом проведен анализ исполнения филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ за 2012-2017 годы в дифференциации по инвестиционным проектам.

По итогам исполнения предписания ФАС России от 12.11.2018 № СП/91219/18 Комитетом произведена корректировка, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на общую сумму (-511 060,0 тыс. руб.).

При этом, вследствие принятия Органом регулирования балансовых показателей на 2020 год значительно в меньшем объеме, чем в прошлых периодах регулирования, снижения тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Хакасия на 2020 год значительно не произошло.

Приказом Комитета от 30.12.2019 № 6-э установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2020 год.

Приказом ФАС России от 27.02.2020 № 182/20 приказ Комитета от 30.12.2019 № 6-э отменен в связи с допущенными нарушениями пунктов 6 и 7 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Во исполнение приказа ФАС России приказом Комитета от 12.03.2020 № 2-э внесены изменения в приказ Комитета от 30.12.2019 № 5-э «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год», единые (котловые) тарифы по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2020 год утверждены приказом от 12.03.2020 № 1-э (приказ Комитета от 30.12.2019 № 6-э признан утратившим силу).

ФАС России отмечает, что балансовые показатели по Республике Хакасия в результате исполнения приказа ФАС России от 27.02.2020 № 182/20 не были изменены.

ФАС России проанализировала отчеты о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по субъекту Российской Федерации на 2019 и 2020 годы (шаблоны PEREDACHA.M2019 и PEREDACHA.M2020), а именно плановые (принятые Комитетом) балансовые показатели, суммарную величину необходимой валовой выручки (далее - НВВ) всех территориальных сетевых организаций (далее - ТСО), ставки тарифов на услуги по передаче электрической энергии по Республике Хакасия на 2019-2020 годы.

В соответствии с проведенным анализом установлено, что суммарная НВВ на содержание электрических сетей на 2020 год снизилась относительно 2019 года на 419 117,85 тыс. руб. или 15,41 %.

Величина суммарного полезного отпуска для прочих потребителей на 2020 год снизилась относительно 2019 года на 343,51 млн. кВт.ч или 19,41 %.

Необходимо отметить, что предписание ФАС России от 12.11.2018 № СП/91219/18 и приказ ФАС России от 27.02.2020 № 182/20 не содержали требований по проведению дополнительного анализа или изменения балансовых показателей по ТСО Республики Хакасия.

Также ФАС России проанализировала предложения о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования трех крупнейших ТСО на территории Республики Хакасия, раскрываемые в рамках Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24.

Как следует из анализа данных по полезному отпуску, у ТСО Республики Хакасия отсутствует динамика по снижению полезного отпуска электрической энергии.

В Экспертном заключении Органа регулирования отсутствуют данные по величине принятых балансовых показателей по филиалу ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» на 2020 год.

Вместе с тем, согласно отчету о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по субъекту Российской Федерации на 2020 год (шаблон PEREDACHA.M2020), суммарная величина полезного отпуска по всем ТСО (2 356 470,00 тыс. кВт·ч) существенно ниже заявленных (2 643 408 тыс. кВт·ч) и фактических величин (2 745 079 тыс. кВт·ч) полезного отпуска по филиалу ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго».

Письмом от 25.09.2020 № 222-1820-МД (рег. от 02.10.2020 № 167371/20) Комитет направил возражения на акт проверки ФАС России от 21.08.2020 № 69 (далее - Возражения).

В направленных Возражениях Комитетом указано, что суммарная величина котлового полезного отпуска электрической энергии по всем ТСО Республики Хакасия (2 356 470,00 тыс. кВт) определена следующим образом:

млн. кВт·ч

п/п

Показатель

Величина

1

Предложение филиала Хакасэнерго, заявленное в СПБ на 2020 год

2643,41

2

Потери территориальных сетевых организаций по форме 3.1 филиала Хакасэнерго на 2020 год

136,65

3

Безучетное потребление эл. энергии за 2018 год

57,09

4

Объемы передачи эл. энергии по линии ВЛ Т49/Т-50 за 2018 год

93,10

5=(1)-(2)-(3)-(4)

Объем полезного отпуска в ТБР на 2020 год

2356,47

В обоснование своей позиции Органом регулирования представлены в адрес ФАС России следующие документы:

1) Сводное предложение по технологическому расходу электроэнергии (мощности) – потерям в электрических сетях в субъекте РФ (сводный шаблон) (FORM3.1.2020.SUMMARY).

2) Копия протокола совещания на тему «Об организации эксплуатационного обслуживания ВЛ 35 кВ Абаза — ТЭЦ Абаза Энерго» от 21.11.2016 с копией письма о направлении данного протокола.

3) Сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей по форме № 46-ЭЭ (передача) за 2018 год.

4) Письмо филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» от 11.12.2019 № 1.7/1/7509-исх о предоставлении информации по объемам переданной электроэнергии по ВЛ 35 кВ Т49, Т50 ПС.

5) Постановление Третьего Арбитражного Апелляционного Суда от 15.09.2020 по делу № А74-18075/2018.

6) Письмо филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» от 29.03.2019 № 1.7/18.1.2/2009-исх о предоставлении данных для формирования сводного прогнозного баланса электроэнергии и мощности на 2020 год.

7) Сравнительная таблица потребления электроэнергии за 2017-2020 гг. по Республике Хакасия.

8) Письмо филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Сибири от 11.07.2016 № М2-6-1539.

ФАС России, проанализировав представленные документы и пояснения Комитета, отмечает, что на территории Республики Хакасия деятельность по передаче электрической энергии оказывают 6 ТСО.

Балансовые показатели филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» на 2020 год согласно предложению направленного письмом от 29.03.2019 № 1.7/18.1.2/2009-исх:

полезный отпуск электрической энергии собственным потребителям ТСО на 2020 год - 2641,41 млн. кВт·ч;

потери электрической энергии в сети ТСО — 260,94 млн. кВт·ч;

поступление электрической энергии в сеть ТСО — 2904,35 млн. кВт·ч.

Сведений о планируемых балансовых показателях на 2020 год ТСО ООО «Электросервис», Черногорского филиала ООО «Энергосервис», ООО «КраМЗ-Телеком», ООО «СК Сибири», МУП города Абакана «Абаканские электрические сети» Комитетом в адрес ФАС России не представлено.

Формирование котлового полезного отпуска по Республике Хакасия на 2020 год исходя из балансовых показателей одной крупнейшей ТСО в регионе приводит к некорректным результатам, поскольку не учитывает поступления электрической энергии от объектов генерации в сети нижестоящих ТСО, перетоки электрической энергии смежных нижестоящих ТСО, а также структуру полезного отпуска данных ТСО.

Поступление электрической энергии в сеть принято Органом регулирования в размере 2685,75 млн. кВт·ч принято Комитетом без обоснований, существенно ниже величины, заявленной филиалом ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» (2904,34 млн. кВт·ч), а также без учета балансовых показателей нижестоящих ТСО.

При этом ФАС России отмечает, что заявленная величина поступления в сеть филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» на 2020 год (2904,34 млн. кВт·ч) соответствует фактической величине поступления электрической энергии за 2018 год (2954,79 млн. кВт·ч).

Обоснования значительного снижения поступления электрической энергии в сеть на 2020 год Органом регулирования не представлено.

Из величины полезного отпуска собственным потребителям филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» Комитетом исключена величина потерь ТСО согласно формы 3.1 в размере 136,65 млн. кВт·ч.

ФАС России проанализировала представленную форму 3.1 и отмечает, что исключение фактических потерь электрической энергии нижестоящих ТСО из плановых показателей является методологически неверным. Данный подход также приводит к некорректным результатам по вышеуказанным причинам.

Кроме того, ФАС России отмечает, что по формам FORM3.1.2020.SUMMARY, PEREDACHA.M2020, Таблицей № П1.4, П1.6 и показателями сводного прогнозного баланса, утвержденного приказом ФАС России от 28.11.2019 № 1567/19-ДСП выявлены следующие несоответствия.

млн. кВт·ч

Показатель

СПБ на 2020 год

Форма 3.1 на 2020 год

PEREDACHA.M2020

П1.4, П1.6

Потери филиала «Хакасэнерго»

220,39

220,39

-

260,94

Потери нижестоящих ТСО

106,2

115

-

55,88

Потери по Республике Хакасия в целом

326,59

335,39

329,27

316,82

Поступление в сеть

-

2904,34

2685,75

2904,35

Котловой полезный отпуск из сети

-

-

2356,47

2583,21

В направленных Возражениях Комитетом указано, что по официальным данным, направленным в адрес Комитета от филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго», при формировании сводного прогнозного баланса на 2020 год, в отчетных объемах котлового полезного отпуска за 2018 год учитываются объемы выявленных безучетных случаев потребления эл. энергии в размере 57,09 млн.кВт·ч.

ФАС России отмечает, что порядок изменения балансовых показателей ТСО вследствие выявленного безучетного потребления электрической энергии определен п. 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных поставлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее — Основные положения № 442).

Исключение фактических объемов безучетного потребителей 2018 года из величины планового полезного отпуска электрической энергии 2020 года является нарушением п. 193 Основных положений № 442.

Кроме того, в направленных Возражениях Органом регулирования указано, что анализируя представленные материалы тарифных дел филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго», и по имеющейся информации у Комитета, полученной от других органов исполнительной власти региона, специалисты Комитета определили, что на часть объемов электросетевой инфраструктуры, а именно на линию ВЛ 35 кВ Т-49/Т-50, находящейся в г. Абаза Республики Хакасия, нет правоустанавливающих документов.

По мнению Комитета, на момент принятия тарифно-балансовых решений на 2020 год, у Органа регулирования отсутствовали основания учитывать данные объемы по передаче электрической энергии в котловом объеме полезного отпуска региона, так как данная линия напрямую присоединена к объектам ПАО «ФСК ЕЭС» России и потребители должны рассчитываться по тарифам, установленным для ПАО «ФСК ЕЭС». По данным, направленным филиалом ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» объем переданной электрической энергии по линии ВЛ 35 кВ Т-49/Т-50 за 2018 год составил 93,10 млн. кВт·ч.

ФАС России отмечает наличие неопределённости в вопросе принадлежности линии ВЛ 35 кВ Т-49/Т-50, таким образом Комитетом правомерно не учтены объемы полезного отпуска электрической энергии по данной линии электропередачи.

На основании вышеизложенного, ФАС России полагает, что неверное определение Комитетом балансовых показателей при принятии тарифно-балансовых решений на 2020 год привело к завышению единых (котловых) тарифов на территории Республики Хакасия на 2020 год и, как следствие, пересбору тарифной выручки ТСО Республики Хакасия.

Для устранения допущенных нарушений при принятии тарифно-балансовых решений на 2020 год Органу регулирования необходимо произвести следующие действия:

- произвести перерасчет балансовых показателей электрической энергии, а также индивидуальных и единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Хакасия на 2020 год в соответствии с вышеуказанными замечаниями ФАС России;

- произвести расчет исключения тарифной выручки ТСО на основании разности ранее установленных и перерасчитанных тарифов, а также балансовых показателей, определенных с учетом устранения замечаний, отраженных в настоящем предписании ФАС России.

1. Филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго».

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э).

Приказом Государственного Комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 29.12.2016 № 9-э в отношении филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» (далее также - Общество) установлены долгосрочные параметры регулирования и НВВ.

Приказом Комитета от 30.12.2019 № 4-э установлена необходимая валовая выручка филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» на 2020 год.

Приказом Комитета от 30.12.2019 № 5-э установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год.

Базовый уровень подконтрольных расходов на 2017 год, установленный Органом регулирования, составляет 746,535 млн. руб. Долгосрочный период регулирования определен с 2017 года по 2021 год.

НВВ на содержание электрических сетей для Общества, установленная Органом регулирования, на первый год долгосрочного периода регулирования (2017 год) составляет 3 237 549,09 тыс. руб., на четвертый год долгосрочного периода регулирования (2020 год) – 1 853 573,36 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел на 2017 и 2020 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе, Экспертное заключение по делу от 12.05.2016 № Э-8/17 (далее – Экспертное заключение на 2017 год), Экспертное заключение по делу от 07.05.2019 № Э-5/20 (далее – Экспертное заключение на 2020 год).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178, экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с п. 11 Методических указаний № 98-э, при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путём проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и/или закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

Органу регулирования необходимо, в том числе, обращать внимание на характер несения расходов – единовременный или периодический. Единовременные расходы необходимо учитывать равными долями на каждый год долгосрочного периода регулирования.

В соответствии с п. 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

Подконтрольные расходы.

1.1. Материалы на ремонт.

По статье «Материалы на ремонт» (в составе статьи «Прочие вспомогательные материалы») на 2017 год, Органом регулирования определены затраты в размере 101 022,16 тыс. руб., при заявленной Обществом величине 94 481,82 тыс. руб.

ФАС России также отмечает, что в экспертном заключении на 2017 год не представлена расшифровка принятых расходов по статье, не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в нарушение п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

Не представлены результаты анализа ремонтной программы Общества на долгосрочный период регулирования в части периодичности и необходимости проведения ремонтов. Соответственно принятые Комитетом затраты на ремонт основных фондов требуют дополнительного экономического обоснования.

В направленных Возражениях Органом регулирования указано, что превышение принятой величины расходов, над заявленной филиалом ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» обусловлено учетом расходов по статье «Материалы на эксплуатацию» в составе статьи расходов «Материалы на ремонт».

Также Комитетом указано, что расчет расходов по данной статье произведен в соответствии с согласованными Минэнерго России и Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации Методическими рекомендациями по определению нормативной величины затрат на техническое обслуживание и ремонт энергооборудования, зданий и сооружений электростанций (СО 34.20.609-2003) с использованием нормативов затрат на ремонт в процентах от балансовой стоимости конкретных видов основных средств электростанций (СО 34.20.611-2003), также согласованных с Минэнерго России и Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации. Указанные документы включают в себя нормативы расходов на ремонт всего перечня оборудования, используемого при оказании услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям.

При этом, ФАС России отмечает, что представленные возражения Комитета не содержат необходимый вышеуказанный анализ расходов.

На основании вышеизложенного, принятые Комитетом расходы по статье «Материалы на ремонт» на 2017 год требуют дополнительного экономического обоснования. В случае отсутствия необходимого обоснования экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго».

1.2. Расходы на оплату труда.

По статье «Расходы на оплату труда» на 2017 год, Органом регулирования определены затраты в размере 526 165,3  тыс. руб., при заявленной Обществом величине 726 930,52 тыс. руб.

Сумма расходов на оплату труда 526 165,3 тыс. руб. определена Органом регулирования исходя из следующих показателей:

1007,29 чел. – принятая численность персонала (принята без обоснования);

6402,0 тыс. руб. - тарифная ставка рабочего 1 разряда;

104,7 % - дефлятор по заработной плате;

2,68 – тарифный коэффициент;

12,84 % - выплаты, связанные с режимом работы, с условиями труда 1 работника;

25,00 % - текущее премирование;

10,40 % - вознаграждение за выслугу лет;

0,00 % - выплаты по итогам года;

60,0 % - выплаты по районному коэффициенту и северные надбавки.

В соответствии с п. 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Инспекция ФАС России отмечает, что заявленная Обществом численность персонала для расчета расходов на оплату труда составляет  998,3 чел., что меньше учтенной Органом регулирования (1007,29 чел.). Учет затраты (показателей), принятых выше заявленных Обществом не может быть признан экономически обоснованным.

Также Инспекция ФАС России отмечает, что тарифный коэффициент в размере 2,68 принят Комитетом не в соответствии с положениями рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, а именно расчет выполнен как частное суммы окладов из выписки из штатного расписания Общества на количество штатных единиц и минимальную месячную тарифную ставку.

В направленных Возражениях Органом регулирования представлены пояснения по учету выплат по районному коэффициенту и северных надбавок в размере 60 %.

Вместе с тем, Комитетом не представлено обоснование принятой численности работников филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» на 2017 год в количестве 1007,29 чел. Кроме того, представленный в составе Возражений расчет среднего тарифного коэффициента выполнен также не в соответствии с положениями рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики.

На основании вышеизложенного, принятые Органом регулирования расходы на оплату труда на 2017 год не являются экономически обоснованными.

ФАС России также отмечает, что тарификация рабочих, имеющих квалификационные разряды, должна осуществляться в диапазоне 1:18 тарифной сетки Единого тарифно-квалификационного справочника и в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, который сохраняет роль нормативного документа для предприятий любой организационно-правовой формы. При этом, при определении среднего тарифного коэффициента, соответствующей средней ступени по оплате труда, для определения должностных окладов работников, учтенных в НВВ, максимальные тарифные коэффициенты для руководителей предприятия устанавливаются на крупных предприятиях, при шкале тарифных коэффициентов с диапазоном 1:18, что позволяет учесть объемные показатели (масштаб руководимого объекта) предприятий и подразделений.

Комитету необходимо произвести перерасчет расходов на оплату труда в соответствии с таблицей № П1.16 Методических указаний № 20-э/2 исходя из численности 998,3 чел. и среднего тарифного коэффициента, рассчитанного в соответствии с положениями рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики с учетом фактического штатного замещения на последнюю отчетную дату и доли отнесения на деятельность по передаче электрической энергии фонда оплаты труда руководителей предприятия, инженерно-технических работников и общехозяйственного персонала.

1.3. Расходы на страхование.

По статье «Расходы на страхование» на 2017 год, Органом регулирования определены затраты в размере 2 358,47 тыс. руб., при заявленной Обществом величине 3 152,11 тыс. руб.

В составе принятых расходов на страхование, Органом регулирования учтены затраты на страхование зданий, сооружений и оборудования (имущества) в сумме 1204,11 тыс. руб.

Инспекция ФАС России что данные расходы не являются обязательными, учет данных затрат не предусмотрен положениями Основ ценообразования № 1178.

В направленных Возражениях Органом регулирования не представлено ссылок на нормативные правовые документы, содержащие положения о необходимости обязательного учета расходов на на страхование зданий, сооружений и оборудования (имущества).

Таким образом, затраты на страхование зданий, сооружений и оборудования (имущества) в сумме 1204,11 тыс. руб. подлежат исключению из состава базового уровня подконтрольных расходов филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» 2017 года.

1.4. Проценты за кредит.

По статье «Проценты за кредит» на 2017 год, Органом регулирования определены затраты в размере 10 664,77 тыс. руб., при заявленной Обществом величине 234 898,50 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 1178 подконтрольные расходы - расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях.

Таким образом, Комитетом расходы на оплату процентов за кредит неправомерно учтены в составе базового уровня подконтрольных расходов 2017 года.

В составе направленных Возражений Органом регулирования представлены, в том числе обоснования по величине расходов по статье «Проценты за кредит» подлежащие компенсации в сумме 63 291,85 тыс. руб.

ФАС России также отмечает, что Комитетом не представлен расчет кассовых разрывов Общества, подтверждающий необходимость привлечения заемных средств на 2020 год по Республике Хакасия.

Органу регулирования необходимо исключить учтенные расходы на обслуживание заемных средств из состава базового уровня подконтрольных расходов и учесть данные расходы в составе неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере с отражением анализа принимаемых затрат в соответствии с требованиями п. 23 Правил № 1178 с приложением документов и материалов на основании которых принималось решение об учете затрат.

Кроме того, ФАС России считает необходимым отметить, что у Комитета отсутствуют основания по учету дополнительных сумм расходов, которые не являлись предметом рассмотрения ФАС России в рамках внеплановой выездной проверки Органа регулирования Республики Хакасия.

1.5. Страховые взносы.

По статье «Страховые взносы» Органом регулирования определены затраты в сумме 151 698,18 тыс. руб. на 2020 год.

Расходы по данной статье определяются как доля от принятых Органом регулирования расходов на оплату труда с учетом фактического процента страховых взносов.

С учетом выявленных ФАС России нарушений по статье «Расходы на оплату труда», принятые Органом регулирования расходы по статье «Страховые взносы» подлежат корректировке.

1.6. Прочие неподконтрольные расходы.

По статье «Прочие неподконтрольные расходы» Органом регулирования определены затраты в сумме 9921,04 тыс. руб. на 2020 год.

В Экспертном заключении на 2020 год не представлена расшифровка принятых расходов по данной статье, не отражен анализ экономической обоснованности принятых затрат в соответствии с требованиями п. 23 Правил № 1178, не отражен перечень документов и материалов, на основании которых принято решение об учете затрат в указанном размере.

В составе направленных Возражений Органом регулирования представлены пояснения, что учтенная сумма 9921,04 тыс. руб. является расходами на формирование резерва по сомнительным долгам филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» определенная в соответствии с решениями судов от 12.02.2018, 24.07.2018 по делу № А74-4626/2017, от 28.12.2017 № А74-7001/2017, от 27.03.2018 по делу № А74-11979/2017, от 16.02.2018 № А74-9355/2017.

ФАС России, что Органом регулирования не представлен расчет учтенных сумм расходов 2 734,10 тыс. руб., 4 977,99 тыс. руб., 1 033,58 тыс. руб., 1 175,37 тыс. руб. по каждому решению соответственно.

Таким образом, расходы по статье «Прочие неподконтрольные расходы» подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

1.7. Выпадающие доходы по п. 87 Основ ценообразования.

По статье «Выпадающие доходы по п. 87 Основ ценообразования» Органом регулирования определены затраты в сумме 316 925,31 тыс. руб., на 2020 год.

Согласно пункту 87 Основ ценообразования № 1178 в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, указанных в подпунктах «г» и «д» пункта 7 и подпунктах «а» и «д» пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (за исключением расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 рублей), и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

В соответствии с абз. 9, 10 п. 87 Основ ценообразования № 1178 расходы сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, указанных в подпунктах «г» и «д» пункта 7 и подпунктах «а» и «д» пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, расходы, связанные с технологическим присоединением энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 рублей, расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт, и расходы на выплату процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой платежа за технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 и до 150 кВт включительно, не включаемые в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в состав платы за технологическое присоединение, составляют выпадающие доходы сетевой организации, связанные с технологическим присоединением к электрическим сетям.

Сетевая организация рассчитывает размер указанных выпадающих доходов в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2020 год не содержит анализ экономической обоснованности принятых затрат по данной статье в нарушение пункта 23 Правил государственного регулирования.

Представленные Органом регулирования Возражения также не содержат необходимого анализа и расчета.

Таким образом, расходы по статье «Выпадающие доходы по п. 87 Основ ценообразования» на 2020 год приняты Органом регулирования без достаточного обоснования.

1.8. Корректировки НВВ.

На 2017, 2018 и 2019 годы в отношении филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Порядок расчета тарифов методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки определен Методические указания № 98-э.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2020 год не произведены и не отражены расчеты корректировок, предусмотренные Методическими указаниями № 98-э на 2020 год, а именно корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов, корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию.

В составе направленных Возражений Органом регулирования представлен расчет корректировки корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов, вместе с тем, Комитетом не представлен расчет и обоснование корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию на 2020 год.

На основании вышеизложенного, Комитету необходимо произвести расчет корректировки необходимой валовой выручки филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию на 2020 год с отражением анализа принятых исходных данных для расчета данной корректировки.

1.9. Расходы на покупку электроэнергии в целях компенсации потерь в электрических сетях при ее передаче.

Расходы на оплату электроэнергии, в целях компенсации потерь учтены в размере 492 524,67 тыс. руб. и 470 782,89 тыс. руб. на 2017 и 2020 годы соответственно.

Уровень потерь электрической энергии является долгосрочным параметром регулирования и определяется в соответствии с п. 40(1) Основ ценообразования № 1178.

На 2017 и 2020 годы Органом регулирования технологический расход в электрических сетях Общества принят в соответствии с показателями сводного баланса, утвержденного Приказами ФАС России.

Экспертное заключение Управления на 2017 год не содержит расчет уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в соответствии с требованиями п. 40 (1) Основ ценообразования № 1178.

Представленные Комитетом Возражения также не содержат расчет уровня потерь электрической энергии в соответствии с п. 40 (1) Основ ценообразования № 1178.

Органу регулирования необходимо отразить расчет уровня потерь электрической энергии в соответствии с требованиями п. 40(1) Основ ценообразования № 1178, произвести перерасчет расходов на покупку электроэнергии в целях компенсации потерь с 2017 года и провести необходимые корректировки необходимой валовой выручки в соответствии с положениями Методических указаний № 98-э.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия нарушившим пункты 2, 26, 29, 40(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.04.2021 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

    1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, по следующим статьям затрат:

- «Материалы на ремонт» на 2017 год;

- «Расходы на оплату труда» на 2017 год;

- «Расходы на страхование» на 2017 год;

- «Проценты за кредит» на 2017-2020 годы;

- «Страховые взносы» на 2017-2020 годы;

- «Прочие неподконтрольные расходы» на 2020 год;

- «Выпадающие доходы по п. 87 Основ ценообразования» на 2020 год;

- «Корректировки НВВ» на 2017-2020 годы;

- «Расходы на покупку электроэнергии в целях компенсации потерь в электрических сетях при ее передаче» на 2017-2020 годы.

    1. Исключить из котловой необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций излишне полученные доходы в 2020 году на основании мотивировочной части настоящего предписания ФАС России.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» 2017 года в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также величину необходимой валовой выручки филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» на 2017-2020 годы в соответствии с положениями Основ ценообразования, а также Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» и пересмотреть установленные индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год в срок до 01.04.2021.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

    1. - экспертных заключений по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Хакасское УФАС России
ИНН 1901021801, ОГРН 1031900519243
Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия
ИНН 1901141640, ОГРН 1191901002391