Решения по тарифам №СП/56316/22 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 10 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «02» июня 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев разногласия между АО «Нефтегазтехнология-Энергия» (далее – АО «НГТ-Энергия», Заявитель, регулируемая организация) и Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края (далее – Департамент, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов)
в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи генерального директора АО «НГТ-Энергия» <...>, главного консультанта АО «НГТ-Энергия» <...>, ведущего специалиста по тарифам АО «НГТ-Энергия» <...>, начальника управления по контролю
за издержками на ТЭР Департамента энергетики ПАО «НК «Роснефть»
<...>, первого заместителя руководителя Департамент
а государственного регулирования тарифов Краснодарского края <...>, заместителя руководителя Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края <...>, начальника отдела цен и тарифов на электроэнергию Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края <...>, заместителя начальника юридического отдела Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края <...>, ведущего консультанта отдела цен и тарифов на электроэнергию Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.04.2018 № 533 (далее – Правила № 533), согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между АО «Нефтегазтехнология-Энергия» и Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края (рег. от 04.03.2022 № 36091/22).

Приказом Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 27.12.2021 № 45/2021-э «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии» в отношении Заявителя установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2022 год в размере:

- ставка на содержание электрических сетей – 96 524,24 руб./МВт*мес.;

- ставка на оплату технологического расхода (потерь) – 54,56 руб./МВт*ч.

Величина тарифа, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет:

- ставка на содержание электрических сетей – 117 298,43 руб./МВт*мес.;

- ставка на оплату технологического расхода (потерь) – 120,47 руб./МВт*ч.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная Департаментом, составляет 184 036,85 тыс. руб., в том числе НВВ на содержание электрических сетей – 156 994,75 тыс. руб., на оплату потерь – 27 042,1 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 250 489,91 тыс. руб., в том числе НВВ на содержание электрических сетей – 190 783,55 тыс. руб., на оплату потерь – 59 706,36 тыс. руб.

Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями для Заявителя установлены методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг.

Регулируемая организация заявляет требование о дополнительном учете
в НВВ на 2022 год расходов по следующим статьям разногласий:

Наименование статьи

Заявлено в ФАС России, тыс. руб.

Утверждено Департаментом, тыс. руб.

Величина разногласий по статье, тыс. руб.

 

 

А

В

С=А-В

1

Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов (в части расходов на покупку потерь) за 2020 год

32 846,31

-942,49

33 788,8

2

Расходы на покупку электрической энергии для компенсации потерь в 2022 году

59 706,36

27 042,1

32 664,26

Итого по статьям

92 552,67

26 099,61

66 453,06

Итого НВВ

250 489,91

184 036,85

66 453,06

 

Общая сумма разногласий составила 66 453,06 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании
в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов)
в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов)
в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

По результатам анализа предоставленных сторонами документов ФАС России отмечает следующее.

1. Статья разногласий «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов (в части расходов на покупку потерь) за 2020 год».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов, связанных с компенсацией незапланированных расходов (в части расходов на покупку потерь) за 2020 год, в сумме 32 846,31 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы приняты в размере (-942,49) тыс. руб.

Сумма разногласий составила 33 788,8 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- реестр счетов-фактур на оплату потерь по АО «НГТ-Энергия» за 2019-2020 годы;

- счета-фактуры на оплату потерь за 2019-2020 годы;

- письмо ПАО «Россети Кубань» от 29.01.2019 № КЭС/113/02/349 (не представлено в орган регулирования);

- акт допуска (замены, поверки) расчетных приборов учета в эксплуатацию
от 08.02.2019 № 28000144 (не представлено в орган регулирования);

- выручка АО «НГТ-Энергия» за услуги по передаче электрической энергии
за 2020 год;

- договор займа от 21.09.2020 № 100020/04887Д/312/1326020/02232 (не представлено в орган регулирования);

- отчеты о финансовых результатах за 2020-2021 годы (не представлено
в орган регулирования);

- расчет размера невозмещенных расходов за 2020 год (не представлено
в орган регулирования);

- расчет расходов, связанных с компенсацией незапланированных расходов (в части расходов на покупку потерь) за 2020 год (не представлено в орган регулирования);

- расчет фактического уровня потерь за 2019 год (не представлено в орган регулирования);

- письма АО «НГТ-Энергия» от 29.11.2019 № 111/1819, от 23.12.2019
№ 111/1972, от 25.12.2019 № 111/1994.

Суть разногласий заключается в уровне технологического расхода (потерь) электрической энергии – учтен Департаментом в размере 1,49 %, заявлен регулируемой организацией на разногласия в размере 3,29 % (остальные параметры не оспариваются).

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 уровень потерь электрической энергии территориальной сетевой организации устанавливается на каждый последующий год долгосрочного периода регулирования равным уровню потерь, установленному на первый год долгосрочного периода регулирования.

Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций определяется в соответствии
с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178, что также установлено пунктом 11 Методических указаний № 98-э.

Согласно пункту 40 (1) Основ ценообразования № 1178, уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации в процентах от величины суммарного отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определяется по формуле:

где:

i - уровень напряжения;

WОСi - величина отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации за последний истекший год по соответствующему уровню напряжения за вычетом объема переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключенным к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети, переданным в аренду территориальным сетевым организациям, и объема переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключенным к шинам трансформаторных подстанций
на соответствующем уровне напряжения (тыс. кВт·ч);

WОСсумм - величина суммарного отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации за последний истекший год за вычетом объема переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключенным к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети, переданным в аренду территориальным сетевым организациям (тыс. кВт·ч);

ni - минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям для соответствующей группы территориальных сетевых организаций на соответствующем уровне напряжения, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации на соответствующем уровне напряжения за последний истекший год.

Требования Заявителя заключаются в необходимости внесения изменений
в долгосрочные параметры регулирования АО «НГТ-Энергия», утвержденные
на долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг., в части уровня технологического расхода (потерь) электрической энергии, увеличив его до 3,29 %, что соответствует фактическому уровню потерь 2019 года, и, соответственно, пересмотре расходов, связанных с компенсацией незапланированных расходов
за 2020 год, с учетом заявленного на разногласия уровня потерь (3,29 %).

Департаментом расходы на покупку электроэнергии для компенсации потерь за 2020 год учтены исходя из утвержденного уровня потерь электрической энергии в размере 1,49 %.

Уровень потерь электрической энергии в размере 1,49 % утвержден приказом Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края
от 27.12.2019 № 42/2019-э «Об определении необходимой валовой выручки, установлении долгосрочных параметров регулирования территориальных сетевых организаций и внесении изменений в отдельные приказы Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края»
на долгосрочный период 2020-2024 гг.

ФАС России отмечает, что уровень потерь электрической энергии, установленный Департаментом на 2020 год (первый год долгосрочного периода регулирования), должен был быть оспорен АО «НГТ-Энергия» в соответствии
с Правилами № 533, в частности в соответствии с пунктом 3, то есть в течение 3-х месяцев со дня, когда АО «НГТ-Энергия» узнало или должно было узнать
о нарушении своих прав.

Таким образом, в соответствии с подпунктом «а» пункта 8 Правил № 533 ФАС России отказывает в рассмотрении разногласий по статье «Расходы, связанные
с компенсацией незапланированных расходов (в части расходов на покупку потерь) за 2020 год».

Дополнительно ФАС России отмечает, что приказ Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края
от 27.12.2019 № 42/2019-э, в том числе в части уровня потерь, оспаривался Заявителем в судебном порядке. Решением Краснодарского краевого суда от 16.09.2021 по делу 3а-67/2021 в удовлетворении требований о признании приказа от 27.12.2019 № 42/2019-э недействующим отказано (оставлено без изменений апелляционным определением Третьего апелляционного суда от 06.04.2022 № 66а-656/2022).

2. Статья разногласий «Расходы на покупку электрической энергии для компенсации потерь в 2022 году».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов на покупку электрической энергии для компенсации потерь в 2022 году в сумме
59 706,36 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы приняты в размере 27 042,1 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 32 664,25 тыс. руб.

Разногласия по данной статье затрат аналогичны разногласиям по статье затрат «Расходы на покупку электрической энергии для компенсации потерь за 2020 год».

Учитывая решение ФАС России по статье затрат «Расходы, связанные
с компенсацией незапланированных расходов (в части расходов на покупку потерь) за 2020 год», ФАС России отказывает в рассмотрении разногласий по статье «Расходы на покупку электрической энергии для компенсации потерь в 2022 году».

На основании вышеизложенного, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

на основании пп. «а» п. 8 Правил рассмотрения (урегулирования) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, отказать АО «Нефтегазтехнология-Энергия» в рассмотрении разногласий по статьям «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов (в части расходов на покупку потерь) за 2020 год»,
«Расходы на покупку электрической энергии для компенсации потерь в 2022 году», указанных в заявлении
о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования тарифов
в сфере электроэнергетики с Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края (рег. от 04.03.2022 № 36091/22).

 

Связанные организации

Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края
ИНН 2308085811, ОГРН 1032304936399
АО "НГТ-Энергия"
ИНН 2349017673, ОГРН 1022304648871
Краснодарское УФАС России
ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813