Предписание №СП/94171/20 Предписание по результатам рассмотрения ИП Скворцова А.И. (О... от 28 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы
С.А. Пузыревский, рассмотрев обращение ИП Скворцова А.И. о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее также – РСТ, орган регулирования) тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Волгодонска на 2020 год (исх. от 07.04.2020 № 7020/02, вх. от 13.04.2020 № 67517/20), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.27.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении № 190-ФЗ), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, а также Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075, Правила № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания № 760-э).

До 2019 года поставку тепловой энергии конечным потребителям на территории города Волгодонска осуществляла единая теплоснабжающая организация ООО «Волгодонские тепловые сети» (далее – ООО «ВТС»).

Тарифы для ООО «ВТС» были утверждены постановлением РСТ от 07.12.2017 № 69/15 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Волгодонские тепловые сети» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Волгодонска, на 2018 год». Тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «ВТС», являлись едиными для всех потребителей на территории города Волгодонска.

31 мая 2018 года ООО «ТЭЦ-1» представило в РСТ заявление и обосновывающие документы для установления тарифа на тепловую энергию для конечных потребителей старой части города Волгодонска.

При этом, на территории Юго-Западного района, Юго-Восточной промышленной зоны, Нового города, регулируемую деятельность осуществляло ООО «ВТС».

Постановлением РСТ от 17.12.2018 № 83/50 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «ТЭЦ-1» (ИНН 6143087498) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Волгодонска, на 2019 год» утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «ТЭЦ-1» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Волгодонска, на 2019 год в размерах (для населения):

- с 01.01.2019 - 1750,99 руб./Гкал;

- с 01.07.2019 - 1827,86 руб./Гкал.

В августе 2019 года в адрес РСТ обратилась новая теплоснабжающая организация ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» для установления тарифов на тепловую энергию потребителям, другим теплоснабжающим организациям на территории города Волгодонска.

Основанием послужило то, что имущественный комплекс, ранее находившийся в эксплуатации ООО «ТЭЦ-1», был передан собственником имущества ООО «ЮСКОМ» по договору аренды от 31.07.2019 № 02 ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» на основании акта приема-передачи недвижимого имущества от 31.07.2019 № б/н.

Тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» потребителям, другим теплоснабжающим организациям на территории города Волгодонска, на 2019 год были утверждены постановлением РСТ от 03.10.2019 № 47/3 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» (ИНН 6143098108) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Волгодонска на 2019 год» в размерах (для населения):

- с 08.10.2019 по 31.12.2019 - 2441,59 руб./Гкал.

Таким образом, рост тарифа на тепловую энергию, утвержденного органом регулирования для ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» с октября 2019 года по отношению к ранее утвержденному тарифу на тепловую энергию для ООО «ТЭЦ-1» на второе полугодие 2019 года, составил 33,57%.

Тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» потребителям, другим теплоснабжающим организациям на территории города Волгодонска, на 2020 год были утверждены постановлением РСТ от 16.12.2019 № 64/42 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» (ИНН 6143098108) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Волгодонска, на 2020 - 2022 годы» в размерах (для населения):

- с 01.01.2020 - 2292,86 руб./Гкал;

- с 01.07.2020 - 2292,86 руб./Гкал.

Рост тарифа на тепловую энергию ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» в первом полугодии 2020 года по отношению к утвержденному для ООО «ТЭЦ-1» в первом полугодии 2019 год составил 30,95%.

Рассмотрев экспертные заключения органа регулирования об установлении тарифов на тепловую энергию в отношении ООО «ТЭЦ-1» на 2019 год, в отношении ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» на 2019 год, 2020-2022 годы, пояснения органа регулирования (исх. от 14.05.2020 № 40.1/1030, вх. от 14.05.2020 № 86359-М/20), а также материалы тарифных дел ООО «ТЭЦ-1», ООО «Волгодонская ТЭЦ-1», ФАС России выявлено следующее.

В соответствии с пояснениями РСТ основным фактором, повлиявшим на рост тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Волгодонская ТЭЦ-1», явились затраты, учтенные в составе необходимой валовой выручки на ремонтные работы.

В обоснование расходов по статье затрат «Ремонт основных средств, выполняемый подрядным способом» ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» на 2019 год был представлен план закупок товаров, работ на 2019 год, локальные сметные расчеты и акты дефектов оборудования ООО «ТЭЦ-1», представлено документальное подтверждение о фактически проведенных ремонтных работах во 2 полугодии 2018 года и в 1 полугодии 2019 года (договоры, акты выполненных работ).

Учитывая, что перечень имущества, переданного в аренду ООО «Волгодонская ТЭЦ-1», идентичен имуществу, ранее эксплуатируемому ООО «ТЭЦ-1», расходы по статье затрат «Ремонт основных средств, выполняемый подрядным способом» определены органом регулирования в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования № 1075, а именно с учетом фактических затрат, подтвержденных бухгалтерской отчетностью ООО «ТЭЦ-1».

Согласно экспертному заключению от 09.12.2019 по делу № 40.2/1542/11.11.2019 об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» (ИНН 614098108) потребителям муниципального образования города Волгодонск на 2020-2022 годы, учитывая идентичность оборудования ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» и ООО «ТЭЦ-1», органом регулирования расходы по статье затрат «Расходы на ремонт основных средств» на 2020 год для ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» были приняты с учетом фактических, документально подтвержденных, данных ООО «ТЭЦ-1» за 2019 год, и с применением актуального индекса потребительских цен в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития, разработанным Минэкономразвития Российской Федерации на 2020 год – 103%, в размере 15 463,13 тыс. руб.

При этом, в соответствии с экспертным заключением от 09.10.2018 по делу № 40.4/2976/13.06.2018 об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающей организацией ООО «ТЭЦ-1» потребителям города Волгодонска, расходы по статье затрат «Ремонт основных средств, выполняемый подрядным способом» на 2019 год были учтены органом регулирования в размере 949 тыс. руб.

Согласно пункту 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 13 Основ ценообразования № 1175 при установлении в соответствии с настоящим пунктом цен (тарифов) для регулируемой организации, созданной в результате реорганизации юридических лиц в форме слияния, преобразования или присоединения, учитываются экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении цен (тарифов) для реорганизованного юридического лица (юридических лиц).

В соответствии с пунктом 16(2) Правил № 1075 при установлении цен (тарифов) для регулируемой организации, созданной в результате реорганизации юридических лиц в форме слияния, преобразования или присоединения, могут быть использованы документы и материалы, представленные в соответствии с подпунктами «а», «б», «и» и «к» пункта 16 настоящих Правил в отношении реорганизованной организации (реорганизованных организаций).

Регулируемой организацией, созданной в результате реорганизации юридических лиц в форме слияния или преобразования, также представляется бухгалтерская отчетность такой организации на дату ее государственной регистрации.

Кроме того, согласно подпункту «а» пункта 16 Правил № 1075 к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках).

При этом, согласно информации полученной от органа регулирования, ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» не является реорганизованным юридическим лицом по отношению к ООО «ТЭЦ-1».

Таким образом, пункт 13 Основ ценообразования № 1075 не может применяться в отношении ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» при установлении тарифов на тепловую энергию на 2019 год, 2020-2022 годы.

Согласно пункту 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

Пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 установлено, что при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

- прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

- цены на природный газ;

- предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

- динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

ФАС России дополнительно отмечает, что в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Учитывая вышеизложенное, при определении расходов по статье затрат «Ремонт основных средств» при установлении тарифов на тепловую энергию в отношении ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» на 2019 год, 2020-2022 годы, органу регулирования необходимо руководствоваться пунктами 28 и 41 Основ ценообразования № 1075 и проводить анализ материалов, относящихся к новообразованной организации ООО «Волгодонская ТЭЦ-1», в том числе долгосрочной ремонтной программы, утвержденной в установленном порядке, а также договоров по оказанию ремонтных работ, заключенных ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» с подрядными организациями в результате проведения торгов.

Кроме того, в соответствии с пунктом 28 статьи 2 Закона о теплоснабжении № 190-ФЗ единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 11 Закона о теплоснабжении № 190-ФЗ установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, за исключением потребителей, которые заключили:

1) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении объема таких поставок;

2) долгосрочные договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя с применением долгосрочных тарифов в отношении объема таких поставок.

Постановлением Администрации города Волгодонска от 05.02.2019 № 289 «Об утверждении схемы теплоснабжения города Волгодонска на период 2019-2029 годов» (актуализация на 2019 год) статус единой теплоснабжающей организации был присвоен ООО «ТЭЦ-1» с зоной деятельности в границах Северо-Западной промышленной зоны, Старого города (за исключением ЮЗР).

По информации, полученной от органа регулирования, до этого единой теплоснабжающей организацией являлось ООО «Волгодонские тепловые сети» на всей территории города Волгодонска.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 утверждены Требования к схемам теплоснабжения (далее - Требования № 154), в том числе в части актуализации схем теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 17 Требований № 154 в схеме теплоснабжения должно содержаться решение о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации.

Постановлением Администрации г. Волгодонска от 31.01.2020 № 150 «Об утверждении схемы теплоснабжения города Волгодонска на период 2019-2029 годов» (актуализация на 2021 год) статус единой теплоснабжающей организации присвоен ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» с зоной деятельности в границах Северо-Западной промышленной зоны, Старого города (за исключением ЮЗР).

Таким образом, ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» осуществляло деятельность в сфере теплоснабжения без присвоения статуса единой теплоснабжающей организации с 08.10.2019 года по 31.01.2020 года, в то время как статусом единой теплоснабжающей организации на территории города Волгодонска на тот момент обладало ООО «ТЭЦ-1».

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам Ростовской области нарушившей пункты 13, 28, 31, 41 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов на тепловую энергию поставляемую ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Волгодонска на 2020 год долгосрочного периода регулирования 2020-2022 годов.

2. Органу исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» на 2020 год, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив (включив) выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» на 2020 год.

3. Органу исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов на тепловую энергию на 2021 год для ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» учесть результаты анализа, предписанного пунктом 2 настоящего предписания.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения установить в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

  • решений органа исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

  • протокола заседания правления органа исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

  • экспертных заключений по делу об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Волгодонская ТЭЦ-1», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Ростовское УФАС России
ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172
Региональная служба по тарифам Ростовской области
ИНН 6167051941, ОГРН 1026104157265