Предписание №СП/92458/23 ПРЕДПИСАНИЕ Министерству промышленности, экономического разв... от 7 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

31 октября 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее – также Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы плановой выездной документарной проверки Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл, в том числе акт проверки ФАС России
от 14.02.2023 № 3/23 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной на основании приказа ФАС России от 13.01.2023 № 8/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом регулирования исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении сбытовых надбавок для публичного акционерного общества
«ТНС энерго Марий Эл» на 2021-2023 годы,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178
«О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также приказом ФАС России
от 21.11.2017 № 1554/17 «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов» (далее – Методические указания № 1554/17).

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) установлена для ПАО «ТНС энерго Марий Эл» в следующем размере:

Показатели

Годы

2021

2022

2023

НВВ, руб.

1 043 708 151

1 145 533 635

1 340 883 088

Метод установления тарифов

сравнения аналогов

сравнения аналогов

сравнения аналогов


 

Решение об установлении тарифов (реквизиты)

от 28.12.2020 № 181т (ред. от 22.03.2021 № 9т, ред. от 08.07.2021 № 32т)

от 27.12.2021 № 181

от 25.11.2022 № 167

ФАС России проанализированы Экспертные заключения Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл
(далее – Орган регулирования, Министерство) к делу об определении размера необходимой валовой выручки и размера сбытовых надбавок для гарантирующего поставщика электрической энергии ПАО «ТНС энерго Марий Эл» на 2021, 2022, 2023 годы (далее – Экспертное заключение на 2021 год, 2022 год, 2023 год), пояснения Органа регулирования, направленные в адрес ФАС России письмом
от 30.03.2023 № 018-2516 (рег. от 05.04.2023 № 50404/23) (далее – Пояснения), а также материалы, представленные регулируемой организацией в составе тарифных заявок.

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В нарушение пункта 23 Правил № 1178 Экспертные заключения Органа регулирования не содержат анализа экономической обоснованности по нижеуказанным статьям, учитываемым в необходимой валовой выручке ПАО «ТНС энерго Марий Эл».

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона № 35-ФЗ основным принципом государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является в том числе достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

В нарушение вышеуказанного пункта Орган регулирования принимает в расчет величины выше заявленных ПАО «ТНС энерго Марий Эл».

 

  1. Переменные компоненты эталонов затрат

    1. Расходы на уплату процентов по заемным средствам

Расходы на уплату процентов по заемным средствам в соответствии с пунктами 23, 40, 51 Методических указаний № 1554/17 (формулы 9, 62, 74) определяются как произведение переменного компонента эталона затрат, отражающего расходы на обслуживание заемных средств, для соответствующей категории потребителей (сетевых организаций) и планируемой валовой выручки ГП от продажи электрической энергии соответствующей категории потребителей на базовый период регулирования (i - 1) с учетом налога на добавленную стоимость.

Органом регулирования расходы на уплату процентов по заемным средствам учтены в следующем размере:

2021 год – 75 207 755 руб.;

2022 год – 79 677 491 руб.;

2023 год – 132 964 364 руб.

ФАС России обращает внимание на то, что из Экспертного заключения на 2023 год следует, что величина заявленных средств ПАО «ТНС энерго Марий Эл» по рассматриваемой статье затрат составила 132 286 358 руб., что на 678 006 руб. ниже учтенного Министерством.

В соответствии с Пояснениями Органа регулирования, отклонение
от предложения ПАО «ТНС энерго Марий Эл» по расходам на уплату процентов по заемным средствам на 2023 год в размере 678 006 руб. связано с отклонением в расчете планируемой валовой выручки 2023 года на 55 658 614 руб.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона № 35-ФЗ основным принципом государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является в том числе достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

Орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки ПАО «ТНС энерго Марий Эл» в размере 678,006 тыс. руб.

 

  1. Неподконтрольные расходы

    1. Амортизация

В соответствии с пунктами 27, 45, 33 Методических указаний № 1554/17 расходы на амортизацию имущества, используемого при осуществлении деятельности ГП, учитываются исходя из первоначальной стоимости имущества и максимального срока его полезного использования, планируемого ввода и выбытия основных средств.

Исходя из Экспертных заключений на 2021-2023 годы расходы на амортизацию приняты Органом регулирования в следующем размере:

на 2021 год – 3 594 259 руб.;

на 2022 год – 0 руб.;

на 2023 год – 30 867 665 руб.

В соответствии с Основами ценообразования № 1178 при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 1178 амортизация включается в расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

Согласно пункту 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, при учете суммы амортизации основных средств в НВВ регулируемой организации Органу регулирования необходимо руководствоваться в том числе нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Из вышеизложенного следует, что со стороны регулируемой организации в регулирующий орган должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной (ых) переоценки (ок).

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н
«Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

ФАС России отмечает, что из Экспертного заключения Органа регулирования на 2021 год не представляется возможным определить порядок учета расходов на амортизацию, отсутствует анализ экономической обоснованности фактических понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178.

Кроме того, исходя из Экспертного заключения на 2021 год, в расчете амортизации учитывается амортизация нежилых помещений (квартир), что не соответствует законодательству Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

В соответствии с Пояснениями Органа регулирования, по статье «Амортизация» был произведен перерасчет экономически обоснованного размера расходов в соответствии с замечаниями ФАС России.

Величина расходов по данной статье затрат была пересмотрена в сторону уменьшения с 3 594 259 руб. до 3 292 869 руб. (дельта – 301 390 руб.). Расчет также отражен в обосновывающих материалах в таблице 23.1 (файл Excel на 2021 год).

Таким образом, расходы в размере 301,39 тыс. руб. подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки ПАО «ТНС энерго Марий Эл».

 

    1. Налоги

В соответствии с Экспертными заключениями на 2021 - 2023 годы учтенная Органом регулирования сумма налога составляет:

на 2021 – 68 122 177 руб.;

на 2022 – 37 801 735 руб.;

на 2023 – 80 386 567 руб.

Учтенные расходы включают расходы по налогу на прибыль, транспортный налог, налог на имущество организаций, земельный налог.

В соответствии с Методическими указаниями № 1554/17 расходы на уплату налогов в расчетном периоде регулирования учитываются по данным раздельного учета в объеме экономически обоснованных фактически понесенных расходов, отнесенных на регулируемый вид деятельности, за последний истекший период.

Вместе с тем, в Экспертных заключениях на 2021 - 2023 годы анализ фактически сложившихся расходов за 2019 - 2021 годы отсутствует, в связи с чем определить экономическую обоснованность расходов, учтенных на транспортный налог, не представляется возможным.

Кроме того, из Экспертных заключений на 2021-2023 годы не представляется возможным определить размер расходов, учтенных Министерством по данной статье затрат по каждой группе потребителей.

В рамках Пояснений Орган регулирования представил в ФАС России расчеты регулируемой организации по данной статье затрат, которые отражены в таблице 22 (файл Excel на 2021, 2022 и 2023 гг.), а также расчеты Органа регулирования на 2022 и 2023 гг., которые отражены в таблице 23 (файл Excel на 2022 и 2023 гг.).

Анализ расходов на транспортный налог в Экспертных заключениях на 2021-2023 гг., а также Пояснениях Органа регулирования, отсутствует. Кроме того, не представлен анализ на предмет отнесения транспортных средств, на которые учитывается транспортный налог, на регулируемый вид деятельности.

Органу регулирования необходимо отразить в Экспертном заключении анализ расходов по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 23 Правил № 1178, а также произвести и отразить расчет расходов по данной статье затрат на 2021 год.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов из состава необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика.

 

  1. Расходы на выполнение обязанностей гарантирующего поставщика, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» на 2023 год

Согласно подпункту «в» пункта 11 Основ ценообразования № 1178 в составе неподконтрольных расходов гарантирующего поставщика учитываются, в том числе расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35 35-ФЗ «Об электроэнергетике» обязанностей гарантирующего поставщика по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не относящиеся к капитальным вложениям.

Органом регулирования учтены расходы по данной статье затрат на 2023 год в размере 320 450 руб., что на 120 569 198 руб. ниже заявленной регулируемой организацией величины.

Вместе с тем определить, каким образом Министерством была сформирована учтенная сумма расходов, из представленного Экспертного заключения на 2023 год, а также Пояснений Органа регулирования не представляется возможным.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов по данной статье из состава НВВ регулируемой организации.

 

  1. Выпадающие, недополученные (излишне полученные) доходы от осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика (Вып) и (Рез2019/2020/2021)

Согласно пункту 11 Методических указаний № 1554/17 при определении необходимой валовой выручки ГП для расчета сбытовых надбавок учитываются, в том числе, недополученные (излишне полученные) доходы, обусловленные отклонением величины фактического полезного отпуска от величины, учтенной при установлении сбытовых надбавок ГП, за исключением дохода, полученного от увеличения полезного отпуска, связанного с принятием на обслуживание покупателей (потребителей) электрической энергии в течение периода, предшествующего базовому периоду регулирования.

Величина недополученных или излишне полученных доходов от осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика (Рез2019/2020/2021) Органом регулирования определена в размере:

2021 год – 7 607 990 руб.;

2022 год – 23 091 957 руб.;

2023 год – (-) 48 025 467 руб.

В соответствии с пунктом 56 Методических указаний № 1554/17 выпадающие доходы ГП, связанные с установлением регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения, учитываемые при установлении сбытовых надбавок ГП для сетевых организаций на расчетный период регулирования (i) (Выпi), определяются по формуле 80:

 

Величина выпадающих доходов гарантирующего поставщика, связанных с установлением регулируемых тарифов для населения, учитываемых при установлении сбытовых надбавок для сетевых организаций, Органом регулирования определена в размере:

2021 год – 6 030 061 руб.;

2022 год – 23 818 828 руб.;

2023 год – 74 168 340 руб.

Органом регулирования в ФАС России были представлены результаты расчетов величин выпадающих доходов гарантирующего поставщика в формате Excel, учтенные при установлении сбытовых надбавок на 2021-2023 годы.

ФАС России отмечает, что Экспертные заключения Органа регулирования на 2021-2023 годы не содержат анализа учтенных затрат, в том числе расчета расходов по данной статье, а также исходных для расчета данных (компонентов), в связи с чем не представляется возможным определить экономическую обоснованность учтенных затрат.

В рамках Пояснений Органом регулирования были представлены расчеты расходов по данной статье затрат в формате Excel.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования следует отразить в Экспертных заключениях на 2021-2023 гг. необходимый анализ, предусмотренный пунктом 23 Правил № 1178, а также расчет расходов по данной статье затрат.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл нарушившим положения пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, при установлении сбытовых надбавок для публичного акционерного общества «ТНС энерго Марий Эл» на 2021-2023 годы.

2. Органу исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а именно:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки ПАО «ТНС энерго Марий Эл» расходы по следующим статьям затрат:

- «Амортизация» на 2021 год в размере 301,39 тыс. руб.;

- «Расходы на уплату процентов по заемным средствам» на 2023 год в размере 678,006 тыс. руб.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ПАО «ТНС энерго Марий Эл» при установлении сбытовых надбавок, анализ отразив в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Налоги» на 2021-2023 гг.;

- «Расходы на выполнение обязанностей гарантирующего поставщика, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» на 2023 год»;

- «Выпадающие, недополученные (излишне полученные) доходы от осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика (Вып) и (Рез2019/2020/2021)» на 2021-2023 гг.

3. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ПАО «ТНС энерго Марий Эл» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, при тарифном регулировании на 2024 год.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

  • решений органа исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим предписанием;

  • протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

  • экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) сбытовой надбавки гарантирующего поставщика для ПАО «ТНС энерго Марий Эл», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Марийский УФАС России
ИНН 1215026787, ОГРН 1021200772251
Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл
ИНН 1215107796, ОГРН 1061215002188