Предписание №СП/104489/19 ПРЕДПИСАНИЕ от 28 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (далее — Комиссия, орган регулирования), проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 09.04.2019 № 434/19, акт проверки Инспекции ФАС России от 26.07.2019 № 113) в части установления предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Центр экологической безопасности» (далее — ООО «ЦЭБ», регулируемая организация) на 2019 год,

УСТАНОВИЛ:

На основании приказа ФАС России от 09.04.2019 № 434/19 «О проведении внеплановой документарной проверки Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области» проведена внеплановая документарная проверка в отношении установленного Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «ЦЭБ» на 2019 год.

Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

Обеспечение деятельности в сфере обращения с ТКО передано региональному оператору ООО «ЦЭБ» по результатам конкурсного отбора.

Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14 декабря 2018 года № 33/95 «Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Центр экологической безопасности» Белгородской области, оказывающего услуги  в  области  обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Белгородской области, с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года» методом экономически обоснованных расходов утвержден предельный единый тариф на услугу регионального оператора на 2019 год в размере 444,53 руб./куб. м. без НДС. Размер необходимой валовой выручки утвержден органом регулирования для ООО «Центр экологической безопасности» на 2019 год в размере 1 934 603,01 тыс. руб.

Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Белгородской области (далее – территориальная схема) утверждена постановлением Правительства Белгородской области от 29.01.2018 № 28-пп.

Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области от 19.12.2018 № 188 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Белгородской области» годовой норматив накопления ТКО на человека для многоквартирных домов утвержден на уровне 2,2 куб.м/год, для индивидуальных жилых домов – 2,4 куб. м./год, при этом средняя плотность ТКО установлена в размере 0,135 тонн/куб. м.

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

В представленном экспертном заключении по установлению предельного единого тарифа для ООО «ЦЭБ» на 2019 год не отражен анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) с приложением расчетов экономически обоснованных расходов в разрезе статей затрат.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка (далее — НВВ) определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ООО «ЦЭБ», в том числе представленного Комиссией экспертного заключения по результатам проведенной экспертизы предложения ООО «Центр экологической безопасности» Белгородской области об установлении тарифа в части обоснованности расходов, учтенных при расчете единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую потребителям на территории Белгородской области с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года (далее – экспертное заключение), ФАС России установлено следующее.

1. Расходы на сбор и транспортирование ТКО, учтенные в составе необходимой валовой выручки ООО «ЦЭБ».

Расходы на сбор и транспортирование ТКО составляют 59,84 % от общего объема необходимой валовой выручки регионального оператора или 1 157 549,48 тыс. руб.

Расходы на транспортирование ТКО в тарифе ООО «ЦЭБ» приняты органом регулирования исходя из заключенных региональным оператором договоров со сторонними организациями, при этом учтенные в расчете предельного тарифа регионального оператора цены договоров на транспортирование ТКО в общей сложности приняты на уровне начальных (максимальных) цен согласно аукционной документации.

В соответствии с пунктом 3 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 (далее – Правила проведения торгов № 1133), цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение с субъектом Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 Правил проведения торгов № 1133 торги проводятся в форме аукциона в электронной форме (далее - аукцион) в порядке, установленном Федеральным № 44-ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных Правилами проведения торгов № 1133.

В соответствии с пунктом 6 Правил проведения торгов № 1133 аукционы проводятся на электронных площадках, функционирующих в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.

Согласно пункту 10 Правил проведения торгов № 1133 региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных:

а) подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил, - в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора;

б) подпунктом «б» пункта 3 настоящих Правил, - в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации.

Таким образом, Правилами проведения торгов № 1133, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора, предусмотрено проведение торгов в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов.

Согласно утвержденной территориальной схеме, объем ТКО, приходящийся на транспортирование ТКО ООО «ЦЭБ» в Белгородской области, составляет 100 % ТКО всех отходов, образующихся на территории Белгородской области.

ФАС России отмечает, что региональным оператором было осуществлено 10 закупок на оказание услуг по транспортированию ТКО (номера извещений 31806796979, 31806796901, 31806954097, 31806957824, 31806954000, 31807112334, 31807156241, 31807156347, 31807156381, 31807158503).

Вместе с тем, извещения и документации об электронных аукционах в подсистеме ЕИС, предназначенной для осуществления закупок в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, не размещены.

Указанные закупки неправомерно размещены ООО «ЦЭБ» в подсистеме закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон № 223-Ф3).

По мнению ФАС России, размещение информации о закупках не в соответствующей подсистеме ЕИС, может ввести в заблуждение участников рынка и ограничить число возможных участников аукционов.

Как следует из пояснений ООО «ЦЭБ», направленных по запросу Белгородского УФАС России, с августа по декабрь 2018 года отсутствовала техническая возможность входа на площадку 44-ФЗ официального сайта ЕИС с помощью зарегистрированного в Управлении Федерального казначейства по Белгородской области сертификата ключа, выданного сотруднику ООО «ЦЭБ» для работы по 44-ФЗ. Отсутствие технической возможности размещения аукционной документации на электронной площадке в разделе 44-ФЗ не могло стать основанием для прекращения выполнения Обществом основной задачи по установлению правовых отношений с потенциальными операторами по вывозу ТКО.

Вместе с тем, размещение документации об аукционах не в том разделе ЕИС не позволяет оценить ее соответствие требованиям Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно подпункту (е) пункта 8 Правил регулирования № 484 к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16 по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Таким образом, регулируемая организация обязана представить в подтверждение расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, в том числе расходов на транспортирование ТКО, приложение экономического обоснования исходных данных.

В соответствии с пунктом 88 Методических указаний № 1638/16 расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования № 484.

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

  а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);

  б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Орган регулирования отмечает, что в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.

Вместе с тем, на основании представленных Комиссией данных, расчет начальной (максимальной) цены контрактов на услуги по транспортированию ТКО по 1-6 зонам осуществлялся затратным методом.

Орган регулирования отмечает, что в качестве подтверждающих документов ООО «ЦЭБ» в материалах тарифного дела в адрес Комиссии было представлено экономическое обоснование начальной (максимальной) цены контрактов в отношении шести зон.

ФАС России обращает внимание на то, что экономическое обоснование начальной (максимальной) цены контрактов (договоров) было представлено в виде калькуляции стоимости сбора и транспортирования ТКО по каждой зоне, при этом на основании данных калькуляций не представляется возможным определить экономическую обоснованность учтенных в начальной (максимальной) цене расходов, в том числе в отношении расходов по прочим услугам сторонних организаций, численности персонала и среднемесячной оплаты труда, цеховых расходов ввиду отсутствия расшифровки данных затрат.

Начальная (максимальная) цена контрактов по оставшимся зонам (7-10) была рассчитана методом сопоставимых рыночных цен. Так, начальная (максимальная) цена по оставшимся зонам была сформирована на основании среднеарифметического значения по трем коммерческим предложениям по каждой зоне. Таким образом, ФАС России не представляется возможным оценить экономическую обоснованность учтенных Комиссией средств на транспортирование ТКО по 7-10 зонам.

В свою очередь, ФАС России поясняет, что расходы на транспортирование ТКО рассчитываются исходя из экономически обоснованных расходов на основании подробного расчета всех составляющих данной услуги, которые впоследствии являются основой начальной (максимальной) цены торгов, а результаты торгов на транспортирование ТКО (в том числе торгов проведенных на понижение начальной (максимальной) цены) являются составляющей фактических значений расходов, которые впоследствии подлежат анализу со стороны органа регулирования при установлении тарифов в последующих периодах регулирования на предмет экономической обоснованности.

ФАС России отмечает, что Комиссией не был представлен в ФАС России подробный расчет всех составляющих расходов, учтенных в тарифе на транспортирование ТКО, в том числе отсутствует информация о типах и количестве транспортных средств, которые планировались к использованию для сбора и вывоза ТКО, их технические характеристики, заполняемости контейнеров и мусоровозов, средней скорости транспорта в границах населенных пунктов и за их пределами, нормативном времени загрузки и выгрузки контейнеров, средних пробегах до автобазы, стоимости амортизации или лизинга транспортных средств, обязательных страховых и налоговых выплат, средних пробегах шин, стоимости технического обслуживания и ремонта, их периодичности, стоимости нормо-часа работы водителя и грузчика, нормативного количества человек в экипажах, показателя среднемесячной оплаты труда, норм отчислений на социальные нужды, средних ценах на дизельное топливо и ГСМ, действовавших на момент проведения расчетов в Белгородской области и других показателей.

На основании вышеизложенного, поскольку Комиссией не был представлен подробный расчет стоимости оказания услуг по сбору и транспортированию ТКО на территории Белгородской области, а также ввиду отсутствия подробного расчета по каждой зоне, ФАС России считает необходимым предписать Комиссии провести анализ (расчет) стоимости расходов на сбор и транспортирование ТКО с учетом дополнительно запрошенных сведений, определив экономически обоснованный размер расходов на сбор и транспортирование ТКО, и, в случае учета излишних расходов в составе необходимой валовой выручки ООО «ЦЭБ» на 2019 год, исключить данные расходы из состава НВВ регионального оператора ООО «ЦЭБ» при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Центр экологической безопасности» на 2020 год.

2. Расходы на оплату товаров, работ и услуг других операторов по обращению (захоронению) ТКО, учтенные в необходимой валовой выручке ООО «ЦЭБ».

Расходы на оплату товаров, работ и услуг других операторов по обращению (захоронению) ТКО составляют 27,45 % от общего объема необходимой валовой выручки регионального оператора или 530 973,47 тыс. руб. При этом весь процесс обращения (захоронения) осуществляется посредством заключения договоров с иными операторами, осуществляющими деятельность по захоронению ТКО согласно территориальной схеме.

Согласно подпункту «з» пункта 29 Основ ценообразования № 484 в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются, в том числе расходы на оплату товаров, работ и услуг других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Расходы на захоронение ТКО учтены для ООО «ЦЭБ» в соответствии с объемами по каждому муниципальному образованию, утвержденными территориальной схемой, и тарифами, утвержденными для каждого оператора, оказывающему деятельность в каждом муниципальном образовании.

Проведя оценку расходов, учтенных органом регулирования в тарифах на обработку и захоронение ТКО по операторам ООО «ТК «Экотранс» (город Белгород) и ООО «Экотранс С», ФАС России сделан вывод о том, что данные тарифы были установлены на экономически необоснованном (завышенном) уровне, в том числе в части следующих статей затрат.

2.1. ООО «ТК «Экотранс» (город Белгород).

2.1.1. Арендная плата и лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

По данной статье для ООО «ТК «Экотранс» (город Белгород) на 2019 год Комиссией были учтены расходы в размере 41 779,21 тыс. руб. в полном объеме заявленных ООО «ТК «Экотранс» (город Белгород) требований.

ООО «ТК «Экотранс» в целях подтверждения расходов по статье «Арендная плата и лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов» при корректировке тарифов на захоронение ТКО на 2019 год представлены следующие документы: копии договоров аренды земельных участков от 05.10.2005 № 1006, от 27.06.2007 № 159, от 02.09.2015 № 6193; копии договоров аренды нежилых зданий с Комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода от 01.07.2017 № 8479, № 8480,; от 01.11.2017 № 8619, № 8620; от 14.05.2018 № 8780, № 8781, № 8782, копии договоров об оказании финансовой услуги лизинга от 25.05.2016 № 155/16-БЕЛ, от 08.06.2016 №№ 179/16, 180/16, 181/16-БЕЛ с ООО «Балтийский лизинг», копии договоров об оказании финансовой аренды (лизинга) от 29.04.2016 № 1929/16-БЕЛ, от 21.01.2016 № 1888/16-БЕЛ, от 27.10.2015 № 1867/15-БФ с ООО «БелФин», расчеты арендных и лизинговых платежей.

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 484 расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, при этом экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа за имущество, являющееся основными производственными фондами, определяется исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду или лизинг имущества, связанных с владением указанным имуществом.

При этом расходы по лизинговым платежам в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов приняты органом регулирования без учета особенностей, предусмотренных пунктом 35 Основ ценообразования № 484.

Так, лизинговые платежи по договорам от 25.05.2016 №155/16-БЕЛ, от 08.06.2016 № 181/16-БЕЛ, от 29.04.2016 № 1929/16-БЕЛ, от 21.01.2016 № 1888/16-БЕЛ, от 08.06.2016 №179/16-БЕЛ, от 08.06.2016 №180/16-БЕЛ, от 27.10.2015 № 1867/15-БФ были приняты органом регулирования с учетом процента за привлечение денежных средств лизингодателя и КАСКО.

Кроме того, лизинговые платежи по вышеуказанным договорам определены с учетом повышающего коэффициента к полезному сроку использования, что противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере тарифного регулирования.

ФАС России отмечает, что при определении расходов на транспортные средства по договорам лизинга с позиции возмещения лизингодателю амортизации, налога на имущества и других обязательных платежей, расходы на амортизацию и налог на имущество, учитываемые в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации, должны рассчитываться без применения повышающего коэффициента к сроку полезного использования, поскольку учет данной преференции в регулируемых тарифах противоречит принципу экономической обоснованности с точки зрения необходимости возмещения затрат за счет тарифного источника.

При этом расходы на амортизацию по принятому в лизинг имуществу определяются с учетом максимального срока полезного использования данного имущества, определенного в соответствии с Классификатором основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1.

На основании вышеизложенного, расходы на лизинг транспортных средств должны быть рассчитаны Комитетом с учетом требований пункта 35 Основ ценообразования № 484, при этом излишне учтенные расходы в 2019 году по статье «Арендная плата и лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов» подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки ООО «ТК «Экотранс» (город Белгород) 2020 года.

2.1.2. Амортизация объектов основных средств производственного назначения.

Данные расходы приняты Комиссией на 2019 год в сумме 1 109,76 тыс. руб.

В качестве обоснования регулируемой организацией представлена ведомость амортизации основных средств за 2017 год на сумму 1 521,72 тыс. руб.

Комиссией расходы по данной статье учтены на основании остаточной стоимости объектов основных средств, согласно представленной амортизационной ведомости и сроков полезного использования.

Иных обосновывающих документов, в том числе: инвентарных карточек, копий приказов об установлении сроков полезного использования объектов основных средств, оборотно-сальдовой ведомости по счету 02 за 2017 год органом регулирования представлено не было.

На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо провести анализ расходов по статье «Амортизация объектов основных средств производственного назначения», дополнительно запросив у регулируемой организации вышеуказанные документы и, в случае их непредставления ООО «ТК «Экотранс» (город Белгород), исключить расходы на амортизацию объектов основных средств производственного назначения на 2019 год в размере 1 109,76 тыс. руб. из состава НВВ оператора 2020 года.

2.1.3. Расчетная предпринимательская прибыль.

Расчетная предпринимательская прибыль является зависимым параметром от текущих расходов согласно пункту 55 Основ ценообразования № 484, и определяется с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 39 Основ ценообразования № 484, в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 46 Основ ценообразования № 484 (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Таким образом, данный показатель также подлежит пересчету за 2019 год, а экономически необоснованные расходы – исключению из состава НВВ ООО «ТК «Экотранс» (город Белгород) на 2020 год.

2.2. ООО «Экотранс С».

2.2.1. Арендная плата и лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

По данной статье для ООО «Экотранс С» на 2019 годы Комиссией были учтены, в том числе, расходы на арендные платежи в размере 2 733,48 тыс. руб.

В качестве подтверждающих документов Комиссией была представлена копия договора аренды транспортного средства без экипажа от 01.05.2018 № 11/18-А с ООО «ТК «Экотранс» и расчет арендных платежей, сумма аренды составляет 2 733,56 тыс. руб. в год.

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 484 расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, при этом экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа за имущество, являющееся основными производственными фондами, определяется исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду или лизинг имущества, связанных с владением указанным имуществом.

Из представленного органом регулирования в ФАС России расчета арендной платы не представляется возможным определить соответствие данного расчета пункту 35 Основ ценообразования № 484, поскольку по каждому арендуемому основному средству указана конечная стоимость.

Таким образом, расходы, учтенные Комиссией в составе необходимой валовой выручки ООО «Экотранс С» 2019 года по статье «Арендная плата и лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов», не могут быть признаны ФАС России экономически обоснованными.

На основании вышеизложенного, расходы на аренду транспортных средств должны быть рассчитаны Комитетом с учетом требований пункта 35 Основ ценообразования № 484, а именно исходя из принципа непревышения размера возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду имущества, связанных с владением указанным имуществом.

Указанный расчет необходимо подробно отразить Комиссии в экспертном заключении, при этом, в случае выявления необоснованно учтенных расходов на 2019 год по статье «Арендная плата и лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов», такие средства должны быть исключены органом регулирования из состава необходимой валовой выручки ООО «Экотранс С» 2020 года.

2.2.2. Расчетная предпринимательская прибыль.

Расчетная предпринимательская прибыль является зависимым параметром от текущих расходов согласно пункту 55 Основ ценообразования № 484, и определяется с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 39 Основ ценообразования № 484, в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 46 Основ ценообразования № 484 (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Таким образом, в случае выявления экономически необоснованных расходов, учтенных органом регулирования по расходам на арендную плату и лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данный показатель также подлежит пересчету за 2019 год, а экономически необоснованные расходы – исключению из состава НВВ ООО «Экотранс С» на 2020 год.

2.3. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 43(1) Основ ценообразования № 484 расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов определяются исходя из установленных Правительством Российской Федерации ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом применяемых к ним коэффициентов и расчетного объема и (или) массы размещения твердых коммунальных отходов по классам опасности.

Органом регулирования при расчете тарифов операторов по захоронению учитывались ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 № 758 (далее – Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду) на 2019 год в размере 194,5 руб./т, закрепленные в редакции № 1 от 29.06.2018.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2019 № 156 «О внесении изменений в ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные)») ставки платы за негативное воздействие утверждены на 2019 год в размере 95 руб./т., то есть снижены более чем в 2 раза.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.04.2019 № 446 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484» Правительство Российской Федерации постановляет рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органам местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов в случае передачи им соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации, в 3-месячный срок привести решения об установлении предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствие с настоящим постановлением с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2019 № 156 «О внесении изменений в ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные)».

В связи с вышеизложенным, ФАС России считает целесообразным и экономически обоснованным рекомендовать Комиссии пересчитать расходы операторов по захоронению в соответствии с актуальными Ставками платы за негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, исключить полученную разницу из состава единого тарифа регионального оператора по обращению с ТКО ООО «ЦЭБ».

3. Собственные расходы регионального оператора, учтенные в составе необходимой валовой выручки ООО «ЦЭБ».

3.1. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды.

Наибольший удельный вес в структуре собственных расходов ООО «ЦЭБ» (25,92%) занимают расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды в размере 63 773,66 тыс. руб., из расчета численности в размере 99 ед. и среднемесячной оплаты труда в размере 41 198,5 руб./мес.

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 484 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Исходя из прямого толкования вышеуказанной нормы, при определении расходов на оплату труда, включаемых в состав НВВ, плановый размер фонда оплаты труда определяется на очередной период тарифного регулирования исходя из совокупного анализа вышеприведенных данных для принятия расходов на экономически обоснованном уровне.

При этом в соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 1638/16 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложением 5 к настоящим Методическим указаниям № 1638/18.

Данные затраты учтены органом регулирования в полном объеме согласно заявке регионального оператора, при этом Комиссия приняла данные расходы как экономически обоснованные на основании представленной ООО «ЦЭБ» копии штатного расписания регионального оператора, утвержденного протоколом заседания Наблюдательного совета от 06.11.2018 № 1.

Прочие данные, поименованные в пункте 42 Основ ценообразования № 484, в том числе расчет размера фонда оплаты труда в соответствии с Приложением 5 к Методическим указаниям № 1638/18, не были проанализированы Комиссией при принятии тарифного решения.

ФАС России обращает внимание на то, что штатное расписание не поименовано в пункте 42 Основ ценообразования № 484 в качестве достаточного и необходимого условия для принятия расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды, в связи с чем, данные, отраженные в штатном расписании, должны подлежать дополнительному экономическому анализу со стороны органа регулирования.

ФАС России также обращает внимание на то, что согласно данным государственной статистики за 2017 год в Белгородской области фактическая среднемесячная оплата труда по виду деятельности «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» составила 22 925,10 руб./мес., при этом по виду деятельности «Сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья» - 29 266,80 руб./мес.

Таким образом, с учетом актуальных на момент принятия тарифного решения индексов роста потребительских цен, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации на 2018-2019 годы (2018 – 102,7 %, 2019 – 104,6 %), среднемесячная оплата труда в сфере организации сбора и утилизации отходов в Белгородской области, приведенная к 2019 году, составляет 24 627,11 руб./мес. (в том числе, по виду деятельности «Сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья» - 31 439,63 руб./мес.), при принятых органом регулирования - 41 198,5 руб./мес., что указывает на признаки завышения данных расходов в тарифе регионального оператора.

ФАС России также повторно отмечает, что ООО «ЦЭБ» не оказывает самостоятельно деятельность по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО, а предоставляют комплексную услугу по обращению ТКО посредством заключения и обслуживания договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению ТКО, в связи с чем на предприятии фактически отсутствует основной производственный, цеховый, ремонтный, вспомогательный персонал, таким образом, фактически все рабочие ООО «ЦЭБ» относятся к административно-управленческому персоналу.

При этом среднемесячная оплата труда, утвержденная Комиссией для административно-управленческого персонала на 2019 год для организаций, оказывающих деятельность по обработке (захоронению) ТКО в Белгородской области, установлена в среднем на уровне 30 906,61 руб./мес., что также свидетельствует о необоснованном завышении органом регулирования затрат на оплату труда при утверждении тарифа регионального оператора на 2019 год.

ФАС России также отмечает, что в соответствии с экспертным заключением Комиссией не проводился расчет нормативной численности персонала ООО «ЦЭБ» на основании рекомендаций по определению численности работников, занятых расчетом, учетом и приемом платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 15.08.2000 № 182, а также рекомендаций по нормированию труда руководителей, специалистов и служащих многоотраслевых предприятий жилищно-коммунального хозяйства, 2005 года, в связи с чем обоснованность учтенных органом регулирования штатных единиц не подтверждена.

При этом средняя численность в целом по предприятиям, оказывающим деятельность по обработке (захоронению) ТКО в Белгородской области, установлена органом регулирования на 2019 год в размере 14,45 ед. (от 2 до 18,8 ед.), исходя из чего, учтенная на основании штатного расписания численность персонала ООО «ЦЭБ» в размере 99 ед. требует дополнительного пояснения со стороны Комиссии.

В свою очередь, Комиссией при определении штатной численности регионального оператора проводился мониторинг штатной численности региональных операторов, осуществляющих деятельность в области обращения ТКО в сопоставимых условиях. По данным мониторинга принятая Комиссией штатная численность персонала ООО «ЦЭБ» не превышает численность персонала региональных операторов в сопоставимых условиях.

Орган регулирования также отмечает, что при определении штатной численности персонала Комиссия исходила из того, что для организации эффективной работы ООО «ЦЭБ» запланировано создание отделений в районных центрах и в г. Белгород.

Комиссия обращает внимание на то, что в соответствии с рекомендациями по определению численности работников, занятых расчетом, учетом и приемом платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги, утвержденными приказом Госстроя России от 15 августа 2000 года № 182, расчетная штатная численность персонала исходя из количества финансово-лицевых счетов (по информации ООО «ЦЭБ» - 743 600 шт.), составила 194 ед., в том числе административно-управленческий персонал – 48 ед., персонал по расчету платежей за ЖКУ — 36 ед., персонал по учету платежей по лицевым счетам — 74 ед., персонал по информационному и методическому обеспечению — 36 ед.

Вместе с тем, ФАС России в ходе проведения проверки выявлено, что ООО «ЦЭБ» заключен агентский договор с АО «РРКЦ» на оказание услуг по расчетному обслуживанию по начислению платежей и пени от 05.12.2018 № А031/18-20 на сумму 20 862,97 тыс. руб., согласно которому АО «РРКЦ» обязуется осуществлять расчетное обслуживание по начислению платежей и пени за несвоевременную оплату услуг, дальнейшее включение их в единый платежный документ (ЕПД), печать, конвертирование и доставку населению ЕПД, оказывать услуги по подготовке и предоставлению списков граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации, формировать и печатать уведомления о погашении задолженности, вести лицевые счета плательщиков, проживающих на территории зоны деятельности ООО «ЦЭБ», отражать на лицевых счетах начисление и факт приема платежей за услуги регионального оператора, учитывать оплаты на лицевых счетах потребителей услуг регионального оператора.

Таким образом, расчет численности персонала ООО «ЦЭБ» должен был производиться Комиссией без учета численности по персоналу по расчету платежей за ЖКУ и персоналу по учету платежей по лицевым счетам.

В этой связи, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономически обоснованной численности для ООО «ЦЭБ» на 2019 год на предмет наличия в штате дублирующих функций, исключив единицы персонала, наделенные дублирующими функциями, выполняемые АО «РРКЦ» в рамках договора от 05.12.2018 №А031/18-20, отразив подробный анализ в экспертном заключении при установлении тарифов на 2020 год.

Вместе с тем, руководствуясь данными относительно средней заработной платы, принятой органом регулирования на 2019 год для организаций, оказывающих деятельность по обработке (захоронению) ТКО Белгородской области и также среднемесячной оплаты труда в Белгородской области по данному виду деятельности, ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования произвести перерасчет и установить среднемесячную заработную плату для ООО «ЦЭБ» исходя из непревышения среднемесячной заработной платы в размере 30 906,61 руб./мес., пересчитав фонд оплаты труда и отчисления на социальные нужды на 2019 год с учетом экономически обоснованного размера численности персонала, исключив излишне учтенные органом регулирования расходы по статье «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды» из состава НВВ ООО «ЦЭБ» 2020 года.

3.2. Расходы на амортизацию.

Согласно пункту 34 Основ ценообразования № 484 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования тарифов только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Согласно пункту 1 статьи 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Пунктом 1 статьи 258 НК РФ установлено, что амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом Классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н (далее – ПБУ 6/01), актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В свою очередь, согласно пункту 2.1. раздела 2 учетной политики ООО «ЦЭБ», утвержденной приказом от 30.12.2016 № УПП-1/2016 (далее – учетная политика), актив, удовлетворяющий условиям пункта 4 ПБУ 6/01, относится к объектам основных средств, если его стоимость превышает 40 000 руб.

Согласно экспертному заключению, органом регулирования учтены расходы на приобретение мебели для хранения документов и организацию архива в размере 492,10 тыс. руб., станции для трубок телефонии и трубки телефонии в размере 544,24 тыс. руб., многофункциональное оборудование в размере 2 438,72 тыс. руб., компьютерное оборудование, антивирусное ПО в размере 7 512,20 тыс. руб., а также приобретение мебели для оборудования рабочих мест в размере 2 350,00 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что расходы на приобретение мебели для хранения документов и организацию архива, а также расходы на приобретение мебели для оборудования рабочих мест учтены органом регулирования в отсутствие заключенных договоров ООО «ЦЭБ», на основании коммерческих предложений.

При этом расходы на приобретение мебели для хранения документов и организацию архива, станции для трубок телефонии и трубки телефонии, многофункциональное оборудование, компьютерное оборудование, антивирусное ПО, а также приобретение мебели для оборудования рабочих мест учтены Комиссией в составе НВВ ООО «ЦЭБ» по полной (закупочной) стоимости (без расчета амортизации), в связи с чем, Комиссии необходимо было пообъектно представить дополнительное подтверждение несоответствия вышеуказанных средств условиям, предусмотренным пунктом 2.1. раздела 2 учетной политики ООО «ЦЭБ», представив в ФАС России копии документов, на основании которых Комиссией были учтены данные расходы в составе НВВ ООО «ЦЭБ» 2019 года, а именно приказов и актов ввода амортизируемого имущества в эксплуатацию, инвентарной книги учета объектов основных средств, инвентарных карточек учета основных средств (ОС-6), свидетельствующих о том, что указанные объекты находятся на балансе ООО «ЦЭБ».

При этом органом регулирования в составе материалов тарифного дела не было представлено вышеуказанных документов.

В свою очередь, Комиссия указывает на то, что расходы на амортизационные отчисления основных средств при расчете необходимой валовой выручки региональным оператором не были заявлены и, соответственно, не были учтены органом регулирования по статье «Амортизация». Кроме того, исходя из ежемесячных отчетов ООО «ЦЭБ», фактические расходы на амортизацию основных средств в 2019 году отсутствуют.

ФАС России обращает внимание на то, что учет полной стоимости амортизируемого имущества в составе НВВ регионального оператора противоречит принципу экономической обоснованности.

На основании вышеизложенного, Комиссии необходимо провести дополнительный анализ расходов, учтенных органом регулирования в составе НВВ ОО «ЦЭБ» 2019 года на основании заключенных региональным оператором договоров поставки товаров, а именно расходов на приобретение станции для трубок телефонии и трубки телефонии, многофункционального оборудования, а также компьютерного оборудования и антивирусного ПО, исключив из состава НВВ регионального оператора 2020 года расходы на объекты основных средств, стоимость которых превышает 40,0 тыс. руб.

Вместе с тем, в отношении расходов на приобретение мебели для хранения документов и организацию архива, а также расходов на приобретение мебели для оборудования рабочих мест, ввиду отсутствия на момент принятия тарифного решения заключенных договоров на поставку имущества, Комиссии необходимо провести дополнительный анализ фактической стоимости приобретения ООО «ЦЭБ» данных основных средств в 2019 году и учесть в составе НВВ регионального оператора на 2020 год экономически обоснованные расходы на мебель, стоимость которой не превышает 40,0 тыс. руб., при этом учтенные по результатам анализа расходы на приобретение мебели не должны превышать сумму, заявленную регулируемой организацией по аналогичному имуществу на момент принятия тарифного решения. Экономически необоснованные расходы, учтенные в составе НВВ ООО «ЦЭБ» 2019 года, подлежат исключению из состава НВВ ООО «ЦЭБ» 2020 года.

3.3. Расходы на расчетное обслуживание по начислению платежей, печать и доставку квитанций потребителям услуг по обращению с ТКО.

Данные расходы учтены Комиссией в составе НВВ ООО «ЦЭБ» на 2019 год в размере 20 862,97 тыс. руб. на основании представленной регулируемой организацией копии агентского договора на оказание данных услуг от 05.12.2018 № А031/18-20, заключенного с АО «Региональный расчетно-кассовый центр» (АО «РРКЦ»).

При этом согласно информации, представленной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru ООО «ЦЭБ» 06.12.2018, осуществлена закупка (№ 31807258574) у единственного поставщика АО «РРКЦ», однако согласно протоколу заседания Комиссии по закупкам от 04.12.2018 № 18/2018-ЕП цена договора определена в размере 21 314,63 тыс. руб. с учетом НДС, соответственно, без НДС – 17 762,19 тыс. руб., что меньше учтенного Комиссией в составе НВВ ООО «ЦЭБ» 2019 года на 3 100,78 тыс. руб.

Данный подход органа регулирования противоречит подпункту «б» пункта 14 Основ ценообразования № 484.

Комиссия указывает на то, что для подтверждения расходов на расчетное обслуживание по начислению платежей и доставку квитанций потребителям услуг по обращению с ТКО при регулировании единого тарифа на услугу регионального оператора на 2019 год ООО «ЦЭБ» был представлен, в том числе, расчет комиссионного вознаграждения АО «РРКЦ» по приему, обработке платежей потребителей услуг по обращению с ТКО на 2019 год по представленному договору от 05.12.2018 №А031/18-20, по приему платежей в расчетно-кассовых центрах, расположенных в Губкинском и Старооскольском городских округах, на сумму – 20 862,97 тыс. руб.

В свою очередь, принятый Комиссией расчет выполнен ООО «ЦЭБ» с учетом количества лицевых счетов в размере 762 465 шт., при том, что орган регулирования указывал в направленных в ФАС России пояснениях по акту проверки Инспекции ФАС России от 26.07.2019 № 113, что количество лицевых счетов ООО «ЦЭБ» составляет 743 600 шт., в связи с чем данный расчет не мог приниматься органом регулирования в качестве экономически обоснованного.

Кроме того, из данного расчета не представляется возможным установить: рассчитана ли стоимость комиссионного вознаграждения АО «РРКЦ» без учета НДС.

Ввиду того, что у ФАС России отсутствует информация в части системы налогообложения АО «РРКЦ», не представляется возможным оценить экономическую обоснованность учтенных Комиссией расходов, в этой связи органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ указанных средств на предмет их экономической обоснованности, исходя из корректного количества лицевых счетов, исключив необоснованно учтенную органом регулирования разницу, а также провести анализ на предмет применения АО «РРКЦ» общей системы налогообложения, и, в случае нахождения АО «РРКЦ» на общей системе налогообложения, исключить излишне учтенные расходы на расчетное обслуживание по начислению платежей, печать и доставку квитанций потребителям услуг по обращению с ТКО в размере 3 100,78 тыс. руб. из состава НВВ ООО «ЦЭБ» 2020 года.

3.4. Аренда помещений и оплата коммунальных платежей.

По данной статье затрат Комиссией в составе НВВ ООО «ЦЭБ» на 2019 год учтены расходы в размере 12 058,68 тыс. руб. на основании представленных региональным оператором копий договоров аренды нежилого помещения площадью 362,4 кв. м от 01.06.2018 № 063 В и аренды нежилого помещения площадью 530,6 кв. м от 03.12.2018 № 066 В, заключенные с ИП Авершиным Станиславом Федоровичем.

Согласно условиям договора от 01.06.2018 № 063 В арендная плата состоит из постоянной и переменной части: постоянная часть из расчета 500 руб./кв. м./мес. арендуемой площади (итого - 362,4*500*12=2 174,40 тыс. руб.) и переменная часть - оплата коммунальных услуг (электроэнергия, отопление, холодное водоснабжение и водоотведение и вывоз ТБО).

При этом регулируемой организацией к вышеуказанному договору не было представлено расчета переменной части (коммунальных услуг).

ФАС России обращает внимание на то, что согласно информации, представленной на сайте Единой информационной системе в сфере закупок http://zakupki.gov.ru, ООО «ЦЭБ» 05.06.2018 осуществлена закупка (№ 31806573588) у единственного поставщика ИП Авершина Станислава Федоровича, однако согласно протоколу заседания Комиссии по закупкам от 01.06.2018 № 01/2018-ЕП цена договора от 01.06.2018 № 063 В определена в размере 1 630, 80 тыс. руб., что меньше указанного в договоре на 543,60 тыс. руб. (2 174,40 - 1 630, 80).

Таким образом, учет расходов на арендную плату по договору от 01.06.2018 № 063 В в завышенном размере противоречит подпункту «б» пункта 14 Основ ценообразования № 484.

Согласно условиям договора от 03.12.2018 № 066 В арендная плата состоит из постоянной и переменной части: постоянная часть из расчета 500 руб./кв. м./мес. арендуемой площади (итого – 530,6*500*12=3 183,60 тыс. руб.) и переменная часть— оплата коммунальных услуг (электроэнергия, отопление, холодное водоснабжение канализация и расходы на вентиляцию).

При этом регулируемой организацией к вышеуказанному договору не было представлено расчета переменной части (коммунальных услуг).

Кроме того, по данному договору регулируемой организацией не проводилось конкурсных процедур в нарушение подпункта «б» пункта 14 Основ ценообразования № 484.

ФАС России обращает внимание на то, что согласно представленной прокуратурой Белгородской области в ФАС России информации о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации при установлении Комиссией тарифа для ООО «ЦЭБ» на 2019 год, ООО «ЦЭБ» фактически вместо 530,6 кв. м арендует иное нежилое помещение площадью 153,7 кв. м по договору аренды от 06.03.2019 № Б.В.4.00000044.190201 (постоянная часть договора - 500 руб./кв. м/мес. арендуемой площади, переменная часть договора – коммунальные услуги).

На основании вышеизложенного, ввиду отсутствия оснований для учета расходов на аренду нежилого помещения по договору от 03.12.2018 № 066 В, а также принимая во внимание представленную прокуратурой Белгородской области информацию, ФАС России считает необходимым предписать Комиссии исключить экономически необоснованные расходы по договору аренды от 03.12.2018 № 066 В из состава НВВ ООО «ЦЭБ» и учесть расходы по договору аренды от 06.03.2019 № Б.В.4.00000044.190201 в экономически обоснованном размере, отразив подробный анализ в экспертном заключении.

В связи с тем, что Комиссией не было представлено в адрес ФАС России дополнительных расчетов, подтверждающих экономическую обоснованность учтенных расходов по договору аренды от 01.06.2018 № 063 В, в том числе в части переменной части оплаты арендуемых объектов, ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования отразить подробный расчет расходов по договору аренды от 01.06.2018 № 063 В в экспертном заключении, и, в случае выявления экономически необоснованных расходов, учтенных в составе НВВ ООО «ЦЭБ» 2019 года, исключить указанные средства из состава НВВ ООО «ЦЭБ».

Вместе с тем, ввиду отсутствия пояснений со стороны органа регулирования в части меньшей стоимости аренды нежилого помещения площадью 362,4 кв. м по договору от 01.06.2018 № 063 В, сложившейся по результатам торгов, ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования исключить 543,60 тыс. руб. из состава НВВ ООО «ЦЭБ».

3.5. Приобретение программного продукта ЭВМ АСУ «Управление отходами».

Данные расходы учтены органом регулирования согласно заявке ООО «ЦЭБ» в размере 4 460,00 тыс. руб. на основании копии договора на передачу лицензии, установку и обслуживание программы для ЭВМ АСУ «Управление отходами» от 16.08.2018 № б/н с ООО «Большая Тройка».

При этом согласно информации, представленной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru, ООО «ЦЭБ» 05.06.2018 осуществлена закупка (№ 31806822023) у единственного поставщика ООО «Большая Тройка», согласно протоколу заседания Комиссии по закупкам от 15.08.2018 № б/н цена договора определена в размере 3 500,00 тыс. руб., что меньше учтенной Комиссией на 960,00 тыс. руб. (4 460,00 - 3 500,00).

Таким образом, учет расходов на приобретение программного продукта ЭВМ АСУ «Управление отходами» по договору от 16.08.2018 № б/н в завышенном размере противоречит подпункту «б» пункта 14 Основ ценообразования № 484.

На основании вышеизложенного, ФАС России считает необходимым предписать Комиссии исключить 960,00 тыс. руб. из состава НВВ ООО «ЦЭБ».

3.6. Расходы, учтенные Комиссией в отсутствии заключенных договоров.

Согласно экспертному заключению органом регулирования учтены следующие заявленные ООО «ЦЭБ» расходы в отсутствии заключенных договоров: организация абонентского отдела (электронная очередь), программное обеспечение – система электронного документооборота, приобретение конвертов для направления документов, телекоммуникационные услуги, почтовые услуги по доставке договоров, лизинговые платежи, обслуживание автотранспортных средств и транспортный налог, заправка картриджей, приобретение канцелярских принадлежностей, услуги по синхронизации данных с системой ГИС ЖКХ, аудиторские услуги, расходы на приобретение, установление и сопровождение Лицензии 1С, расходы на обучение персонала, расходы на производство работ по обследованию площадок компостирования в частных домовладениях, виртуальная АТС.

Подпунктом «а» пункта 32 Основ ценообразования № 406 установлено, что к административным расходам относятся, в том числе расходы на оплату товаров, работ и (или) услуг, поставляемых и (или) выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг и другие расходы в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16, а именно в соответствии с подпунктами «б» - «д» пункта 14 Основ ценообразования № 484, за исключением расходов, отнесенных к производственным расходам.

ФАС России обращает внимание на то, что подпунктами «б» - «д» пункта 14 Основ ценообразования № 484 коммерческое предложение не указано в качестве документа, подтверждающего экономическую обоснованность заявленных требований.

Как было отмечено ранее, пунктом 8 Правил регулирования тарифов № 484 установлен перечень документов и обосновывающих материалов, представляемых регулируемыми организациями в орган регулирования тарифов. В числе обосновывающих документов к заявлению об установлении тарифов прилагаются копии документов, подтверждающие проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к порядку подготовки и проведения процедур закупки, условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ФАС России отмечает, что по вышеуказанным расходам ООО «ЦЭБ» не проведено закупочных процедур.

Орган регулирования обращает внимание на то, что в связи с тем, что установление предельного единого тарифа на услугу регионального оператора в области обращения с ТКО для ООО «ЦЭБ» осуществлялось впервые, а регулируемая организация свою деятельность в области обращения с ТКО начала вести с 01.01.2019, Комиссией были приняты копии коммерческих предложений на предоставление услуг, либо приобретение материалов.

Орган регулирования также указывает на то, что коммерческое предложение является предложением о заключении сделки между продавцом и покупателем, в котором изложено стоимостное значение услуг или предметов. В свою очередь, торговая площадка — это место, где также ведутся какие-либо торги. В этой связи, по причине того, что ООО «ЦЭБ» финансовая деятельность ранее не велась, следовательно, закупочные процедуры не проводились, а также в связи с тем, что в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствуют разъяснения по учету расходов для организации, не осуществляющей ранее финансовую деятельность, Комиссия при принятии тарифного решения руководствовалась информацией, указанной в коммерческих предложениях.

Комиссия также отмечает, что в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 44-ФЗ органом регулирования проводился мониторинг закупок по расходам на организацию абонентского отдела (электронная очередь), программное обеспечение – систему электронного документооборота, телекоммуникационные услуги, аудиторские услуги, на приобретение, установление и сопровождение Лицензии 1С, а также виртуальную АТС на официальном сайте http://zakupki.gov.ru.

Согласно проведенному Комиссией анализу, цены, заявленные ООО «ЦЭБ» и учтенные Комиссией в составе НВВ регионального оператора на 2019 год по вышеуказанным статьям, не превышали среднеарифметических значений цен по анализируемым Комиссией закупкам.

При этом вышеуказанный анализ проводился органом регулирования по иным регионам (Московская область, Новгородская область, Пермский край, Кировская область и др.).

На основании вышеизложенного, ввиду отсутствия заключенных договоров на вышеуказанные товары/услуги на момент принятия тарифного решения, счетов-фактур, товарных накладных, авансовых отчетов, актов приема-передачи, а также ввиду отсутствия проведения торгов по данным товарам/услугам и учета сведений о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях, вышеуказанные расходы не могут быть признаны ФАС России экономически обоснованными.

Таким образом, с целью определения вышеуказанных расходов на экономически обоснованном уровне в составе НВВ ООО «ЦЭБ» на 2019 год, ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования провести дополнительный анализ расходов на основании дополнительно запрошенных у ООО «ЦЭБ» договоров, заключенных региональным оператором в 2019 году, на приобретение услуг по организации абонентского отдела (электронная очередь), программного обеспечения – системы электронного документооборота, конвертов для направления документов, телекоммуникационных услуг, почтовых услуг по доставке договоров, услуг по лизингу, услуг по обслуживанию автотранспортных средств и уплату транспортного налога, картриджей, канцелярских принадлежностей, услуг по синхронизации данных с системой ГИС ЖКХ, аудиторских услуг, приобретение, установление и сопровождение Лицензии 1С, услуг по обучению персонала, услуг на производство работ по обследованию площадок компостирования в частных домовладениях, виртуальной АТС, по итогам которого учесть вышеуказанные расходы на экономически обоснованном уровне в составе НВВ ООО «ЦЭБ» 2019 года, но не выше заявленных регулируемой организацией требований, представленных в материалах тарифного дела на момент установления Комиссией тарифов на 2019 год.

Излишне учтенные в составе НВВ ООО «ЦЭБ» расходы подлежат исключению из состава НВВ ООО «ЦЭБ» 2020 года.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

      1. Признать Комиссию по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области нарушившей положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; пункты 14, 16, 32, 34, 35, 42, 53 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484; пункт 18 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484.

      2. Органу исполнительной власти Белгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2019 (включительно) устранить нарушения, допущенные Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области при корректировке тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами для ООО «ТК «Экотранс» (город Белгород) и ООО «Экотранс С» на 2019 год, а именно:

        провести и отразить надлежащим образом в экспертных заключениях анализ дополнительно запрошенных у ООО «ТК «Экотранс» (город Белгород) и ООО «Экотранс С» материалов, исключив из состава необходимых валовых выручек ООО «ТК «Экотранс» (город Белгород) и ООО «Экотранс С» на 2020 год необоснованно учтенные органом регулирования на 2019 год расходы для ООО «ТК «Экотранс» (город Белгород) по статьям: «Арендная плата и лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов», «Амортизация объектов основных средств производственного назначения», «Расчетная предпринимательская прибыль» и для ООО «Экотранс С» по статье «Арендная плата и лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов», «Расчетная предпринимательская прибыль» с учетом положений Основ ценообразования № 484 и пункта 2 мотивировочной части настоящего предписания.

      1. Органу исполнительной власти Белгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2019 (включительно) устранить нарушения, допущенные Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами для ООО «ЦЭБ» на 2019 год, а именно:

исключить экономически необоснованные расходы, учтенные Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области в составе необходимой валовой выручки ООО «ЦЭБ» на 2019 год в общем размере 1 503,6 тыс. руб., в том числе по подстатьям: «Аренда помещений и оплата коммунальных платежей» в размере 543,6 тыс. руб. и «Приобретение программного продукта ЭВМ АСУ «Управление отходами» в размере 960,0 тыс. руб.;

провести и отразить надлежащим образом в экспертном заключении анализ дополнительно запрошенных у ООО «ЦЭБ» материалов, исключив из состава необходимой валовой выручки ООО «ЦЭБ» на 2020 год необоснованно учтенные органом регулирования расходы для ООО «ЦЭБ» на 2019 год, по статьям: «Расходы на сбор и транспортирование ТКО», «Расходы на оплату товаров, работ и услуг других операторов по обращению (захоронению) ТКО», «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды», «Расходы на амортизацию», «Расходы на расчетное обслуживание по начислению платежей, печать и доставку квитанций потребителям услуг по обращению с ТКО», «Аренда помещений и оплата коммунальных платежей», а также расходы, учтенные в отсутствии заключенных договоров, с учетом положений Основ ценообразования № 484, пунктов 1-3 мотивировочной части настоящего предписания, а также пункта 2 резолютивной части настоящего предписания.

4. Органу исполнительной власти Белгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2019 (включительно) пересмотреть необходимые валовые выручки и тарифы регионального оператора и операторов по обращению (захоронению) твердых коммунальных отходов 2019 года с учетом пунктов 2-3 резолютивной части настоящего предписания и учесть полученные результаты при установлении и корректировке тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами для соответствующих организаций на 2020 год.

      1. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Белгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 — 4 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Белгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 — 4 резолютивной части настоящего предписания;

- протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Белгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертных заключений органа исполнительной власти Белгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению и корректировке тарифов на обращение (захоронение) твердых коммунальных отходов на 2020 год, а также на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «ЦЭБ» на 2020 год.

Связанные организации

КОМИССИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ЦЕН И ТАРИФОВ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН 3123134810, ОГРН 1063123133996
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН 3123084662, ОГРН 1023101646831
ПРОКУРАТУРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН 3124014851, ОГРН 1023101670569