Предписание №СП/38867/24 ПРЕДПИСАНИЕ Региональной службе по тарифам Нижегородской обл... от 6 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

23 апреля 2024 г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки в отношении Региональной службы по тарифам Нижегородской области, в том числе Акт проверки от 09.02.2024 № 1/24, а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа Нижегородского УФАС России от 10.01.2021 № 1/24, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части определения достоверности и экономической обоснованности расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год, допущенные Региональной службы по тарифам Нижегородской области (далее – РСТ) при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для публичного акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» (далее – ПАО «ОАК»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, которым утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом УФАС России по Нижегородской области от 10.01.2024 № 1/24 «О проведении внеплановой документарной проверки Региональной службы по тарифам Нижегородской области» проверка проводилась в отношении расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год.

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела ПАО «ОАК» 2024 года в разрезе расходов на топливо на предмет их экономической обоснованности, в том числе выписка из экспертного заключения № в-166 от 12.10.2023 г. по заявлению ПАО «ОАК» (ИНН 7708619320), г. Москва о корректировке тарифов на тепловую энергию (мощность) на период 2024-2025 гг., установленных на второй долгосрочный период регулирования 2021-2025 гг.

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

Тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2024 год для ПАО «ОАК» утверждены Решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19.10.2023 № 41/19 и приведены в таблице:

№ п/п

Наименование регулируемой организации

Вид тарифа

Год

Вода

с 1 января по 30 июня

с 1 июля по 31 декабря

1.

ПАО «ОАК» (ИНН 7708619320)

Для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения

1.1.

одноставочный, руб./Гкал

2024

1492,62

1638,63

Органом регулирования учтены расходы на топливо на 2024 год в размере 62 145,17 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно пункту 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:

 

(тыс. руб.),

 

где:

bi,j,k – удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi,j – плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к настоящим Методическим указаниям с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

– плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Методических указаний, тыс. Гкал.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Оптовая цена на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый организациям, осуществляющим по состоянию на 1 декабря 2023 г. в качестве основного вида экономической деятельности производство электроэнергии тепловыми электростанциями, производство, передачу и распределение пара и горячей воды тепловыми электростанциями и (или) котельными с кодами ОКВЭД 35.11.1, 35.30.11, 35.30.14, 35.30.2, 35.30.3, организациям, осуществляющим деятельность с указанными кодами ОКВЭД в качестве дополнительного вида экономической деятельности при условии осуществления ими в качестве основного вида экономической деятельности с кодами ОКВЭД 35.11, 35.3, 35.30, 35.30.1, 68.32.1, организациям, выручка от реализации тепловой и (или) электрической энергии (мощности) которых составляет не менее 75 процентов общей выручки, организациям, выручка от реализации тепловой и (или) электрической энергии (мощности) которых составляет менее 75 процентов общей выручки, приобретающим газ в объемах, необходимых для производства и реализации тепловой и (или) электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам), утверждена на 2024 год приказом ФАС России от 28.11.2023 № 910/23.

Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги (далее – ПССУ), оказываемые потребителям поставщиками газа, утвержден на 2024 год приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22.

Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее – тариф на услуги ГРО) на 2024 год утверждены приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22.

ФАС России отмечает, что в случае, если тарифы на услуги по транспортировке газа и ставки на снабженческо-сбытовые услуги не были проиндексированы федеральным органом исполнительной власти, то самостоятельная индексация составляющих цены на природный газ (кроме оптовой цены) является необоснованной.

Органом регулирования при расчете затрат по данной статье на период с 01.07.2024 года применены индексы в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2024, опубликованного 22.09.2023г:

- индексация оптовых цен для всех категорий потребителей, исключая население, плата за снабженческо-сбытовые услуги (далее – ПССУ) с 1 июля 2024г - 11,2%;

- индексация тарифов на транспортировку газа по распределительным газопроводам, специальную надбавку к тарифу на транспортировку природного газа (далее – спец.надбавка) с 1 июля 2024 г. - 10,2 %.

Органом регулирования на период с 01.01.2024 по 30.06.2024 г. размер составляющих в цене топлива определен:

Наименование

НПА

3 гр.

Оптовая цена газа, руб./тыс. куб. м (без НДС)

Приказ ФАС России № 456/23 от 12.07.2023.

5313

ПССУ, руб./тыс. куб. м (без НДС)

Приказ ФАС России № 775/22 от 31.10.2022

137,86

Тариф на транспортировку, руб./ тыс. куб. м (без НДС)

Приказ ФАС России № 828/22 от 16.11.2022

503,90

Спец. надбавка, руб./тыс. куб. м (без НДС)

Решение РСТ НО № 8/2 от 28.02.2023

186,44

Органом регулирования на период второго полугодия 2024 года (с 01.07.2024 по 31.12.2024) размер составляющих в цене топлива с учетом индекса в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2024, опубликованного 22.09.2023, определен:

Наименование

НПА

3 гр.

Оптовая цена газа, руб./тыс. куб. м (без НДС)

Приказ ФАС России № 456/23 от 12.07.2023.

5908,06

ПССУ, руб./тыс. куб. м (без НДС)

Приказ ФАС России № 775/22 от 31.10.2022

153,30

Тариф на транспортировку, руб./ тыс. куб. м (без НДС)

Приказ ФАС России № 828/22 от 16.11.2022

555,30

Спец. надбавка, руб./тыс. куб. м (без НДС)

Решение РСТ НО № 8/2 от 28.02.2023

205,46

Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» утвержден приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22 (ред. от 21.12.2022) «Об утверждении размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям поставщиками газа»:

- для 3 группы объем потребления газа от 10 до 100 млн.куб.м./год включительно составляет 137,86 руб./тыс. куб. м;

В связи с чем произведенная РСТ индексация ПССУ на второе полугодие 2024 года является необоснованной и подлежит пересчету. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Организации.

В соответствии с приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22 тариф на транспортировку природного газа для ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» утвержден:

на первое полугодие 2024 года в размере:

- для 3 группы объем потребления газа от 10 до 100 млн.куб.м./год включительно составляет 503,90 руб./тыс. куб. м;

с 1 июля 2024 года в размере:

- для 3 группы объем потребления газа от 10 до 100 млн.куб.м./год включительно составляет 539,17 руб./тыс. куб. м;

В связи с чем произведенная РСТ индексация тарифа на транспортировку природного газа на второе полугодие 2024 года является необоснованной и подлежит пересчету. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Организации.

Размер специальной надбавки к тарифу на транспортировку природного газа утверждена приказом Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 28.02.2023 № 8/2:

на первое полугодие 2024 года в размере:

- для 3 группы объем потребления газа от 10 до 100 млн.куб.м./год включительно составляет 186,44 руб./тыс. куб. м;

с 1 июля 2024 года в размере:

- для 3 группы объем потребления газа от 10 до 100 млн.куб.м./год включительно составляет 199,49 руб./тыс. куб. м;

В связи с чем произведенная РСТ индексация размера специальной надбавки к тарифу на транспортировку природного газа на второе полугодие 2024 года является необоснованной и подлежит пересчету. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам Нижегородской области нарушившей пункты 28, 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, при утверждении тарифов в сфере теплоснабжения для ПАО «ОАК» на 2024 год.

2. Органу исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ПАО «ОАК» на 2024 год, и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 пересмотреть величину необходимой валовой выручки ПАО «ОАК» в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положениями Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки ПАО «ОАК» на 2024 год.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для ПАО «ОАК» на 2024 год.

5. Органу исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от ПАО «ОАК» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания Региональной службе по тарифам Нижегородской области в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в теплоснабжении для ПАО «ОАК», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная служба по тарифам Нижегородской области
ИНН 5260172603, ОГРН 1065260098760
Нижегородское УФАС России
ИНН 5260041262, ОГРН 1025203042710