Предписание №СП/57405/24 ПРЕДПИСАНИЕ РЭК Омской области об устранении нарушений, допу... от 2 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

25 июня 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее также – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Региональной энергетической комиссии Омской области (далее также – Орган регулирования), проведенной Омским
УФАС России на основании приказа Омского УФАС России от 09.01.2024 № 1/24, в том числе Акт проверки от 09.02.2024 № 1 (далее – Акт проверки), а также возражения Органа регулирования в отношении Акта проверки от 07.03.2024
№ ИСХ-24/РЭК-824 (далее – Возражения), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные РЭК Омской области при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении акционерного общества «Тепловая компания» (далее – АО «ТК», Регулируемая организация) на 2024 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ
«О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075 и Правила регулирования № 1075 соответственно), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания
№ 760-э).

В соответствии с приказом Омского УФАС России от 09.01.2024 № 1/24 проверка проводилась в части определения достоверности и экономической обоснованности расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год, в том числе для АО «ТК».

Тарифы на тепловую энергию в отношении АО «ТК» утверждены приказом РЭК Омской области от 18.12.2020 № 551/89 (в ред. приказа от 20.12.2023
№ 541/85).

Необходимая валовая выручка Регулируемой организации на 2024 год установлена в размере 1 704 921,19 тыс. руб.

В рамках проведения внеплановой документарной проверки РЭК Омской области были проанализированы материалы тарифного дела АО «ТК» 2024 года, в том числе Экспертное заключение по рассмотрению Региональной энергетической комиссией Омской области дела № 07-03/162 о корректировке на 2024 год тарифов на тепловую энергию, установленных на долгосрочный период регулирования (далее – Экспертное заключение), а также Возражения Органа регулирования.

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 экспертное заключение, помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций, должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования определяются по формуле пункта 26 Методических указаний № 760-э.

 

1. Полезный отпуск тепловой энергии

Органом регулирования объем отпуска тепловой энергии из тепловой сети (полезный отпуск) на 2024 год определен в размере 843 973,16 Гкал.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы на теплоснабжение устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

Действующая Схема теплоснабжения города Омска на период до 2033 года утверждена приказом Минэнерго России от 20.05.2021 № 367 и размещена на странице портала мэрии «Схема теплоснабжения города Омска». В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154
«О требованиях к схемам теплоснабжения», а также Законом о теплоснабжении схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации.

С 2022 года осуществляется разработка Схемы теплоснабжения города Омска до 2040 года, сведения об утверждении указанной схемы теплоснабжения на официальном сайте Администрации города Омска в разделе «Схема теплоснабжения» (https://admomsk.ru/web/guest/government/divisions/35/heat-supply-scheme) отсутствуют.

В соответствии с пунктом 22(1) Основ ценообразования № 1075 и пунктом 9 Методических рекомендаций № 760-э при отсутствии ежегодной актуализации указанных данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года: фактический полезный отпуск – на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации за последний отчетный год, динамика полезного отпуска тепловой энергии – на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

В соответствии с вышеизложенным при расчете тарифов на тепловую энергию Органу регулирования надлежало определить объем полезного отпуска тепловой энергии (Q, тыс. Гкал) в отношении АО «ТК» с учетом фактического полезного отпуска за последний отчетный год на базе проведенного анализа фактического полезного отпуска за период последних 3 лет.

Анализ представленной Органом регулирования информации (приложения к письму РЭК Омской области от 29.01.2024 № ИСХ-24/РЭК-312) показал, что расчет полезного отпуска исходя из значений за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии по теплоисточникам за последние 3 года
РЭК Омской области не производился.

Из представленных сведений следует, что полезный отпуск по теплоносителю «вода» на 2024 год принят Органом регулирования:

как сумма средних арифметических значений фактического полезного отпуска тепловой энергии за 2021-2022 годы по теплоисточникам: ул. 40 лет Ракетных войск, 23; п. Загородный; ул. Марьяновская, 40/1; ул. К. Заслонова, 2; ул. Архиепископа Сильвестра, 2; ул. 4-я Ленинградская, 48; ул. Дмитриева, 8 к. 5; ул. Завертяева, 32; ул. 119 Военный городок; и с учетом «новых» (планируемых на 2024 год) подключений – п. Береговой; ул. 4-я Северная, 180; ул. Мельничная, 2; ул. Перова, 43; ул. Авиагородок, 9;

как сумма средних арифметических значений фактического полезного отпуска тепловой энергии за 2020-2022 годы по теплоисточнику ул. Карбышева, 2;

фактического полезного отпуска тепловой энергии за 2021 год по теплоисточникам: п. Крутая горка; ул. Гуртьевской дивизии, 7 (п. Карьер) и с учетом «новых» подключений – п. Черемушки; ул. Каховская, 3;

фактического полезного отпуска тепловой энергии за 2022 год по теплоисточникам: п. Большие Поля; п. Светлый; п. Черемуховское; ПМС-22 и с учетом «новых» (планируемых на 2024 год) подключений – ул. 1 Красной звезды, 49.

Расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии исходя из значений за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии по теплоисточникам за последние 3 года определяется по следующей формуле:

.

Таким образом, объем полезного отпуска по теплоносителю «вода», принятый РЭК Омской области, при установлении тарифов для АО «ТК» в размере 843 973,16 Гкал относительно рассчитанного в соответствии с пунктами 22, 22(1) Основ ценообразования № 1075 в размере 864 881,95 Гкал занижен на 20 908,79 Гкал.

Объем полезного отпуска тепловой энергии влияет на величину тарифов на тепловую энергию.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования надлежит пересчитать тарифы на тепловую энергию, установленные в отношении АО «ТК», на 2024 год исходя из корректного объема полезного отпуска тепловой энергии, определенного в соответствии с пунктами 22, 22(1) Основ ценообразования № 1075, а также пересмотреть статьи затрат, производные от балансовых показателей (расходы на топливо, энергетические ресурсы).

 

2. Расходы на топливо

Расходы на топливо учтены Органом регулирования на 2024 год в сумме 871 722,58 тыс. руб., в том числе газ – 864 715,85 тыс. руб., уголь – 7 006,73 тыс. руб.

Расходы на топливо заявлены Регулируемой организацией на 2024 год в сумме 804 009,08 тыс. руб., в том числе газ – 796 689,73 тыс. руб., уголь – 7 319,35 тыс. руб.

Органом регулирования в Экспертном заключении и Возражениях не отражена величина предложенной Регулируемой организацией цены на природный газ на 2024 год.

Таким образом, ФАС России не представляется возможным определить факт соблюдения РЭК Омской области принципа баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и интересов потребителей, закрепленного положениями пункта 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении, в части непревышения принятой цены на природный газ над заявленной.

Пунктом 33 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что расходы на топливо относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, и включаются в необходимую валовую выручку.

В соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

2.1. Расход натурального топлива

Органом регулирования расход натурального топлива (в части природного газа) на производство тепловой энергии определен на основании принятого объема условного топлива и коэффициента перевода условного топлива в натуральное, рассчитанного как частное калорийности натурального топлива и калорийности условного топлива (7 900 ккал/ ккал/м3 / 7 000 ккал/ ккал/м3 = 1,1286), и необоснованно применен к цене на природный газ, рассчитанной с учетом всех компонентов.

ФАС России отмечает, что расходы на природный газ рассчитываются с учетом переводного коэффициента, применяемого к объемам топлива для его перевода из условного в натуральное (определяется как частное фактической теплоты сгорания и 7 000 ккал/м3), и переводного коэффициента, применяемого к оптовой цене на природный газ (определяется как частное фактической теплоты сгорания и 7 900 ккал/м3 в соответствии с приказом ФАС России от 28.11.2023 № 910/23).

В результате математических преобразований получается, что переводной коэффициент 1,1286 применяется только к расходам на природный газ в части оптовой цены на него, а переводной коэффициент к объемам топлива – к расходам на природный газ в целом с учетом всех составляющих цены на него.

Таким образом, Органу регулирования необходимо проанализировать данные о фактической теплоте сгорания природного газа, в том числе паспорта качества газа, и произвести пересчет расходов на топливо с учетом корректных коэффициентов перевода.

2.2. Расходы на приобретение угля

Стоимость топлива (угля) принята Органом регулирования в размере 7 006,73 тыс. руб. на основании договора поставки угля с ООО «Томресурс» от 17.11.2023
№ 54.30.23-СМСП с применением индекса 105,0% на 2024 год (1 819,93 т по цене 3 850 руб./т (4 400 руб./т/1,2 (НДС)*105%).

Анализ представленной Органом регулирования информации показал, что в соответствии с условиями договора (пунктами 1.1 и 2.2) с
ООО «Томресурс» от 17.11.2023 № 54.30.23-СМСП на территорию поставщика в
г. Омске предполагается поставка 565 тонн угля в срок: с момента заключения договора до 30.03.2024, т. е. периодом поставки (равно как и его ценой) определен 2024 год, цены установлены на 2024 год.

Таким образом, в нарушение пункта 28 Основ ценообразования
№ 1075 при расчете стоимости угля на 2024 год Органом регулирования необоснованно применен индекс потребительских цен 105,0%.

Учитывая вышеизложенное, расходы на приобретение угля подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Омской области нарушившей положения пунктов 22, 22(1), 28, 34 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом
ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2024 год в отношении акционерного общества «Тепловая компания».

2. Исполнительному органу Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в срок до 01.08.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку акционерного общества «Тепловая компания», и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета (неучета) представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные неподтвержденные экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки регулируемых организаций по статьям затрат:

- «Полезный отпуск тепловой энергии» на 2024 год;

- «Расходы на топливо» на 2024 год;

- «Расход натурального топлива» на 2024 год;

- «Расходы на приобретение угля» на 2024 год;

- «Расходы на приобретение природного газа» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания исполнительному органу Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) при необходимости пересмотреть величину необходимой валовой выручки акционерного общества «Тепловая компания» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания исполнительному органу Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.08.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения в отношении акционерного общества «Тепловая компания» на 2024 год.

5. Исполнительному органу Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.08.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от акционерного общества «Тепловая компания» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания исполнительному органу Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения исполнительного органа Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления исполнительного органа Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертное заключение по делу об установлении цен (тарифов) на услуги в сфере теплоснабжения в отношении акционерного общества «Тепловая компания», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная энергетическая комиссия Омской области
ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418
Омское УФАС России
ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939