Решения по тарифам №СП/62460/19 Предписание в адрес РСТ Ростовской области в отношении Росто... от 19 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Региональной службы по тарифам Ростовской области, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 29.08.2018 № 1229/18, Акт проверки Инспекции ФАС России от 02.11.2018 № 172), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики (далее — орган регулирования) при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «МРСК Юга» - «Ростовэнерго» на 2016-2018 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В рамках исполнения своих полномочий Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее — РСТ, Служба, Орган регулирования) были установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «МРСК Юга» - «Ростовэнерго» (далее - Ростовэнерго) на 2016, 2017, 2018 годы.

Приказом ФСТ России от 25.11.2008 № 273-э/9 были согласованы предложения Региональной службы по тарифам Ростовской области о переходе к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода доходности инвестированного капитала в отношении ОАО «Ростовэнерго».

Постановлением РСТ Ростовской области от 26.12.2008 № 14/3 установлены долгосрочные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитанные методом доходности инвестированного капитала на период 2009-2011 годов.

При этом срок действия первого трехлетнего долгосрочного периода тарифов был продлен в отношении филиала ОАО «МРСК Юга» – «Ростовэнерго» до 1 января 2014 года (приказ ФСТ России от 21.12.2010 № 469-э/1).

Далее приказом от 29.05.2012 № 128-э/2 ФСТ России согласованы долгосрочные параметры регулирования деятельности филиала ПАО «МРСК Юга» - «Ростовэнерго» (далее – Ростовэнерго, регулируемая организация) с применением метода доходности инвестированного капитала на период 2012-2017 годов.

Постановлением Службы от 27.12.2012 № 55/7 установлены долгосрочные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитанные методом доходности инвестированного капитала на период 2012-2017 годов.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии для Ростовэнерго в последующем долгосрочном периоде регулирования (2018-2022 гг.) установлены с применением метода индексации необходимой валовой выручки (постановление Службы от 28.12.2017 № 86/8).

ФАС России были проанализированы материалы тарифных дел за 2009, 2012, 2015, 2016, 2017 и 2018 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, и по результатам установлено следующее.

1. В соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Правила регулирования № 1178), экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В нарушение вышеуказанных норм экспертные заключения РСТ не содержат анализа экономической обоснованности по отдельным статьям затрат, а также не указаны документы (материалы) на основании которых определен размер учитываемых расходов в необходимой валовой выручке Ростовэнерго.

Долгосрочный период регулирования 2009-2017 гг.

2. Подконтрольные расходы 2009-2017 гг.

Базовый уровень операционных расходов (далее — ОРЕХ) для регулируемой организации на первый долгосрочный период (2009-2017 годы) установлен постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 26.12.2008 № 14/3 «Об установлении долгосрочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, рассчитанных методом доходности инвестированного капитала (RAB), для всех потребителей услуг, расположенных на территории Ростовской области».

В связи с тем, что 2016 и 2017 годы являются соответственно восьмым и девятым годами первого долгосрочного периода регулирования (2009 – 2017 годы) для проверки обоснованности величины и состава операционных расходов, учтенных Службой на 2016 и 2017 годы, ФАС России проанализировано заключение экспертной группы Службы по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям филиала ОАО «МРСК Юга-Ростовэнерго» на 2009 год, дополнительное экспертное заключение по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям филиала ОАО «МРСК Юга» - «Ростовэнерго» на 2009 год (далее — Экспертное заключение на 2009 год), а также письменные пояснения в части пересмотра базового уровня операционных расходов 2009 года на 2012 год.

Пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 № 750 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до 1 декабря 2014 г. было предписано принять решения о пересмотре с 1 января 2015 г. следующих долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций:

базовый уровень операционных, подконтрольных расходов, за исключением базового уровня подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, установленного по согласованию с Федеральной службой по тарифам в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. № 953 «О внесении изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и принятии тарифных решений».

РСТ Ростовской области во исполнение пункта 5 Постановления Правительства РФ от 31.07.2014 № 750 постановлением от 28.11.2014 № 73/1 (приложение 2) базовый уровень операционных расходов филиала ПАО «МРСК Юга» - «Ростовэнерго» утвержден в размере 2 305,42 млн. руб. (на ранее  утвержденном уровне), при этом метод сравнения аналогов не применялся, так как Методические указания по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов были утверждены приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э с введением в действие с 11.05.2015.

На момент принятия регулирующими органами решений об установлении (пересмотре) с 01.01.2015 года базового уровня подконтрольных расходов положениями, в том числе постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» не были регламентированы конкретные доли для определения базового уровня операционных расходов, который в свою очередь должен быть рассчитан с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также с использованием метода сравнения аналогов.

В условиях отсутствия закрепленной в нормативной правовой базе долевой пропорции определения базового уровня подконтрольных расходов Орган регулирования был вправе принять решение самостоятельно.

Базовый уровень операционных расходов на 2009 год утвержден в размере  2 622 530,0 тыс. руб. Регулирование осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (далее — ПП РФ № 109).

При пересмотре базового уровня операционных расходов в 2012 году (приказ ФСТ России от 29.05.2012 № 128-э/2) применялось постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее — Основы ценообразования № 1178), (редакция от 27.03.2012) при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:

расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;

учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).

Регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1178 (редакция от 27.03.2012) базовый уровень операционных расходов устанавливается регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.

При пересмотре базового уровня операционных расходов, по данным РСТ Ростовской области, из его состава были исключены неподконтрольные расходы, включение которых ранее было предусмотрено ПП РФ № 109, в том числе налоги (21 332,0 тыс. руб.), отчисления на социальные нужды (295 778,0 тыс. руб.). Базовый уровень операционных расходов на 2009 год составил 2 305 420 тыс. руб., с учетом коэффициентов индексации на 2010 год в размере 1,079, на 2011 год — 1,048, на 2012 год — 1,051 утвержденный уровень операционных расходов на 2012 год составил 2 739 265,3 тыс. руб.

В нарушение пункта 7 Основ ценообразования № 1178 органом регулирования не были проанализированы остальные статьи затрат операционных расходов, в том числе с учетом фактически сложившихся расходов у регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 14 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э (далее — Методические указания № 228-э) (редакция от 30.03.2012), базовый уровень операционных расходов устанавливается на начало первого года долгосрочного периода регулирования регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. При установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, и результаты осуществления контрольных мероприятий.

В соответствии с Экспертным заключением на 2009 год и при пересмотре базового уровня операционных расходов расходы на страхование учтены в сумме  67 373 тыс. руб. исходя из отчетных данных, представленных предприятием за 6 месяцев 2008 года (31 105 тыс. руб.) с учетом прогнозного индекса роста цен в РФ на 2009 год — 1,083 (информационное письмо ФСТ от 22.05.2008 № НБ-2716/12), при этом анализ фактических расходов Ростовэнерго в Экспертном заключении на 2009 год не представлен.

ФАС России отмечает, что не подлежат включению в статью «Страхование» затраты на добровольные виды страхования.

Также в Экспертном заключении на 2009 год и при пересмотре базового уровня операционных расходов в 2012 году по статье «Консультационные услуги» не представлено обоснование необходимости несения данных расходов в размере  1 107,0 тыс. руб.

Таким образом, расходы по статьям «Страхование», «Консультационные услуги» подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

3. Статья затрат «Отчисления на социальные нужды» за 2014, 2015 гг.

При корректировке необходимой валовой выручки 2016, 2017 гг. по результатам деятельности за 2014 и 2015 гг. РСТ Ростовской области неправомерно учтены фактические отчисления на социальные нужды в размере 548 563 тыс. руб. и 594 147 тыс. руб. соответственно без учета размера фонда оплаты труда, ученного в составе операционных расходов в 2014 и 2015 гг. и компенсации операционных расходов, связанной с изменением фактического индекса инфляции и объема условных единиц, по отношению к учтенным при установлении тарифа значениям (в части расходов на оплату труда), рассчитанной в соответствии с Методическими указаниями № 228-э.

Таким образом, расходы по статье «Отчисления на социальные нужды» 2014, 2015 гг. в составе статьи «Корректировка НВВ по результатам деятельности» на 2016, 2017 гг. подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

4. Статья затрат «Налог на прибыль» на 2017 год и за 2015 год в составе статьи «Корректировка НВВ по результатам деятельности» на 2017 год

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не являются основным видом их деятельности, распределение величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности производится согласно учетной политике, принятой в организации.

Для организаций, осуществляющих производство (передачу) электрической энергии сторонним потребителям (субабонентам) и для собственного потребления, распределение расходов по указанному виду деятельности между субабонентами и организацией производится пропорционально фактическому отпуску (передаче) электрической энергии.

При установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям не учитывается налог на прибыль организаций.

При установлении тарифов на 2017 год РСТ Ростовской области в НВВ Ростовэнерго учла расходы по статье «Налог на прибыль» на 2017 год в размере  337 043,84 тыс. руб. за 2015 год, а также в составе статьи «Корректировка НВВ по результатам деятельности» за 2015 год также в размере 337 043,84 тыс. руб.  

В соответствии с налоговыми декларациями по налогу на прибыль ПАО «МРСК Юга» за 2015 год в бюджет субъекта Российской Федерации по филиалу «Ростовэнерго» фактически уплачен налог на прибыль не был. В Федеральный бюджет был уплачен налог в размере 36 240,71 тыс. руб., в бюджет субъекта РФ по ОАО «МРСК Юга» - 151 815,98 тыс. руб. Каким образом данные суммы распределяются между филиалами в материалах тарифных дел, а также в Заключении экспертизы по делу о корректировке долгосрочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ПАО «МРСК Юга» - «Ростовэнерго», рассчитанных методом доходности инвестированного капитала на 2017 год и дополнении к экспертному заключению (далее — Экспертное заключение на 2017 год) не представлено.

Таким образом, расходы по статье «Налог на прибыль» на 2017 год, а также за 2015 год в составе статьи «Корректировка НВВ по результатам деятельности» на 2017 год подлежат дополнительному анализу и учету в размере, относящемуся на филиал Ростовэнерго. Налог на прибыль за 2017 год необходимо также проанализировать и учесть с учетом фактических расходов на основании налоговых деклараций по налогу на прибыль ПАО «МРСК Юга» за 2017 год

5. Статья «Корректировка НВВ по результатам деятельности» за 2014, 2015 гг.

В соответствии с Заключении экспертизы по делу о корректировке долгосрочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ПАО «МРСК Юга» - «Ростовэнерго», рассчитанных методом доходности инвестированного капитала на 2016 год и дополнении к экспертному заключению (далее — Экспертное заключение на 2016 год) и Экспертным заключением на 2017 год по статье «Корректировка НВВ по результатам деятельности» РСТ Ростовской области были неправомерно включены расходы выявленные в отчетном периоде 2014 и 2015 гг., не предусмотренные Основами ценообразования № 1178 и Методическими указаниями № 228-э, по статьям затрат:

–        госпошлины в размере 2 301,0 тыс. руб.;

–        стоимость нагрузочных потерь (ОАО «Донэнерго») в размере 37 495,0 тыс. руб.;

–        судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости Экспериментальной ТЭС (Энергия) в размере 350,0 тыс. руб.

Таким образом, из НВВ Ростовэнерго подлежат исключению экономически необоснованные расходы в размере 40 146,0 тыс. руб.

6. Статья «Корректировка НВВ в связи с исполнением/неисполнением инвестиционной программы, утвержденной и учтенной при установлении тарифов на услуги по передаче на 2014, 2015 годы»

В Экспертных заключениях на 2016, 2017 годы РСТ Ростовской области не представлен расчет корректировки НВВ в связи с исполнением/неисполнением инвестиционной программы (ИП) за 2014, 2015 годы в соответствии с пунктом 42 Методических указаний № 228-э, в том числе не представлен анализ исполнения ИП в разрезе мероприятий инвестиционной программы, утвержденной на момент принятия тарифного решения на 2014, 2015 годы. Отсутствует анализ исполнением/неисполнением инвестиционной программы за 9 месяцев текущего периода. Также не представлен анализ фактической стоимости (процентов) заемных средств за 2014, 2015 гг., привлеченных для осуществления регулируемой деятельности непосредственно филиалом Ростовэнерго, с учетом необходимости их привлечения именно для данного филиала. Не представлен анализ фактических расходов из прибыли.

На основании вышеизложенного, корректировка НВВ в связи с исполнением/неисполнением инвестиционной программы, утвержденной и учтенной при установлении тарифов на услуги по передаче на 2014, 2015 годы, подлежит дополнительному экономическому обоснованию.

Долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг.

Базовый уровень подконтрольных расходов на 2018 год принят органом регулирования в сумме 4 167 048,75 тыс. руб.

ФАС России проанализировано Заключение экспертизы по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и долгосрочных параметров регулирования деятельности филиала ПАО «МРСК Юга» - «Ростовэнерго» с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2018-2022 годы и дополнительное заключение экспертизы (далее — Экспертное заключение на 2018 год).

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. При этом базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с положениями Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Кроме того, пунктом 11 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Исходя из информации, отраженной в Экспертном заключении на 2018 год следует, что орган регулирования при расчете базового уровня подконтрольных расходов на 2018 год использовал только метод экономически обоснованных расходов (затрат) и не произвел соответствующий анализ расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, что является нарушением пункта 38 Основ ценообразования № 1178 и пункта 11 Методических указаний № 98-э. 

7. Статья «Вспомогательные материалы»

На 2018 год РСТ учла расходы по данной статье в сумме 660 364 тыс. руб. в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 на основании отчетных данных, представленных регулируемой организацией.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

ФАС России отмечает, что при формировании обоснованных затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путём проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и/или закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

ФАС России отмечает, что фактические расходы Ростовэнерго на материальные затраты в 2016 году составили 413 152,0 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, РСТ Ростовской области необходимо провести дополнительный анализ расходов по статье «Материальные затраты» с учетом требований пункта 11 Методических указаний № 98-э.

8. Статья «Ремонт основных средств» в составе статьи «Работы и услуги производственного характера»

На 2018 год РСТ учла расходы по данной статье в сумме 255 780 тыс. руб.

При этом ФАС России отмечает, что фактические расходы на ремонт основных средств в 2016 году составили 70 669 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, РСТ Ростовской области необходимо провести дополнительный анализ расходов по статье «Ремонт основных средств» с учетом требований пункта 11 Методических указаний № 98-э и отразить результаты анализа в экспертном заключении.

9. Статьи «Расходы на юридические, информационные услуги», «Расходы на аудиторские и консультационные услуги» в составе статьи «Оплата работ и услуг сторонних организаций»

На 2018 год РСТ учла расходы по данным статьям в сумме 41 546,0 тыс. руб. и 2 028,66 тыс. руб. соответственно.

При этом ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2018 год не содержит обоснование необходимости несения данных затрат, сравнительный расчет и анализ в случае выполнения функций собственным персоналом организации.

На основании вышеизложенного, расходы по статьям «Расходы на юридические, информационные услуги», «Расходы на аудиторские и консультационные услуги» подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

10. Статья затрат «Отчисления на социальные нужды» за 2016 год и на 2018 год

Данная статья является производной от статьи «Оплата труда». В связи с необходимостью расчета ОРЕХ с учетом применения метода сравнения аналогов, отчисления на социальные нужды на 2018 год также подлежат пересчету.

Кроме того, при корректировке необходимой валовой выручки 2018 гг. по результата деятельности за 2016 год РСТ Ростовской области неправомерно учтены фактические отчисления на социальные нужды в размере 710 703 тыс. руб. без учета размера фонда оплаты труда, ученного в составе операционных расходов в 2016 году и компенсации операционных расходов, связанной с изменением фактического индекса инфляции и объема условных единиц, по отношению к учтенным при установлении тарифа значениям (в части расходов на оплату труда), рассчитанной в соответствии с Методическими указаниями № 228-э.

Таким образом, расходы по статье «Отчисления на социальные нужды» на 2018 год, в том числе в составе статьи «Корректировка НВВ по результатам деятельности» за 2016 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

11. Статья «Проценты по кредитам банков» на 2018 год

На 2018 год РСТ Ростовской области учла расходы по данной статье в сумме 710 950,5 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в материалах тарифного дела Ростовэнерго не представлен расчет кассовых разрывов, обосновывающий необходимость привлечения заемных средств.

РСТ Ростовской области был проанализирован недостаток средств, вызванный неплатежами такими крупными дебиторами как АО «Донэнерго» и ПАО «ТНСэнерго Ростов-на-Дону».

ФАС России отмечает, что данная задолженность может быть взыскана с дебиторов в судебном порядке, в том числе с учетом штрафов, пеней, неустоек.

На основании вышеизложенного, расходы по статье «Проценты по кредитам банков» подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

12. Статья «Плата за аренду» на 2018 год

Затраты по данной статье учтены регулирующим органом в сумме
44 523,73 тыс. руб.

В соответствии с пп. 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду определяются исходя из величины амортизации и налога на имущество, налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду. При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 Основ ценообразования № 1178.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2018 год не содержат расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в соответствии с пп. 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178.

Таким образом, расходы по статье «Плата за аренду» на 2018 год требуют дополнительного экономического обоснования.

13. Статья затрат «Налог на прибыль» на 2018 год и за 2016 год в составе статьи «Корректировка НВВ по результатам деятельности» на 2018 год

При установлении тарифов на 2018 год РСТ Ростовской области в НВВ Ростовэнерго учла расходы по статье «Налог на прибыль» в размере 230 470,0 тыс. руб. за 2016 год, а также в составе статьи «Корректировка НВВ по результатам деятельности» за 2016 год также в размере 230 470,0 тыс. руб.

В соответствии с налоговыми декларациями по налогу на прибыль  ПАО «МРСК Юга» за 2016 год в бюджет субъекта Российской Федерации по филиалу «Ростовэнерго» фактически уплачен налог на прибыль не был. В Федеральный бюджет был уплачен налог в размере 4 107,96 тыс. руб., в бюджет субъекта РФ по ОАО «МРСК Юга» - 17 215,01 тыс. руб. Каким образом данные суммы распределяются между филиалами в материалах тарифных дел, а также в Экспертном заключении на 2018 год не представлено.

Таким образом, расходы по статье «Налог на прибыль» на 2018 год, а также за 2016 год в составе статьи «Корректировка НВВ по результатам деятельности» на 2018 год подлежат дополнительному анализу и учету в размере, относящемуся на филиал Ростовэнерго.

14. Статья «Прочие неподконтрольные расходы» на 2018 год

В соответствии с Экспертным заключением на 2018 год органом регулирования в составе статьи «Прочие неподконтрольные расходы» включены в том числе:

14.1. выплаты социального характера пенсионерам и сторонним лицам в размере 2 613,96 тыс. руб. При этом в состав ОРЕХ уже включены расходы социального характера из прибыли в размере 47 804,13 тыс. руб. Данные расходы не относятся к неподконтрольным и подлежат исключению из НВВ Ростовэнерго.

14.2. прочие расходы в размере 1 494,10 тыс. руб. В связи с тем, что не представлена расшифровка, экономическое обоснование данных расходов, они подлежат дополнительному обоснованию.

14.3. расходы на воду питьевую в размере 657,04 тыс. руб. Данные расходы относятся к подконтрольным расходам и должны быть исключены из статьи «Прочие неподконтрольные расходы». Расходы на питьевую воду подлежат дополнительному экономическому анализу с отражением в Экспертном заключении согласно пункту 23 Правил регулирования № 1178, в случае экономической обоснованности подлежат включению в базовый уровень подконтрольных расходов 2018 года.

Исключению из НВВ Ростовэнерго подлежат расходы в размере 2 613,96 тыс. руб. Прочие расходы в размере 1 494,10 тыс. руб. подлежат дополнительному анализу. Расходы на воду питьевую подлежат исключению из состава неподконтрольных расходов и включению в базовый уровень подконтрольных расходов 2018 года.

15. Статья «Корректировка НВВ по результатам деятельности» за 2016 год

В соответствии с Экспертным заключением на 2018 год по статье «Корректировка НВВ по результатам деятельности» за 2016 год РСТ Ростовской области были включены выпадающие доходы в размере 150 498,0 тыс. руб. при этом экономическая обоснованность данных расходов в нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178 не представлена.

Таким образом, «Выпадающие доходы» в составе статьи «Корректировка НВВ по результатам деятельности» за 2016 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам Ростовской области нарушившей положения пунктов 7, 27, 28, 29, 31, 34, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также положения Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.09.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки ПАО «МРСК Юга» - «Ростовэнерго» расходы по статьям затрат:

- «Корректировка НВВ по результатам деятельности» за 2014 год в размере 39 796,0 тыс. руб.;

- «Корректировка НВВ по результатам деятельности» за 2015 год в размере 350,0 тыс. руб.;

- «Прочие неподконтрольные расходы» (выплаты социального характера) на 2018 год в размере 2 613,96 тыс. руб.;

- «Расходы на питьевую воду» на 2018 год подлежат исключению из состава неподконтрольных расходов и включению в состав базового уровня подконтрольных расходов в экономически обоснованном размере.

Исключению из необходимой валовой выручки ПАО «МРСК Юга» - «Ростовэнерго» за 2016-2018 гг.  подлежат затраты в размере 42 759,96 тыс. руб.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ПАО «МРСК Юга» - «Ростовэнерго», на основании мотивировочной части настоящего предписания и отобразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета/неучета представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, по следующим статьям затрат:

- «Страхование» на 2012 год;

- «Консультационные услуги» на 2012 год;

- «Отчисления на социальные нужды» плановые на 2018 год, а также фактические за 2014-2016 гг. в составе статьи «Корректировка НВВ по результатам деятельности» на 2016-2018 годы;

- «Налог на прибыль» на 2017 год и за 2015 год в составе статьи «Корректировка НВВ по результатам деятельности» на 2017 год;

- «Налог на прибыль» на 2018 год и за 2016 год в составе статьи «Корректировка НВВ по результатам деятельности» на 2018 год;

- «Корректировка НВВ 2016 года в связи с исполнением/неисполнением инвестиционной программы, утвержденной и учтенной при установлении тарифов на услуги по передаче на 2014 год»;

- «Корректировка НВВ 2017 года в связи с исполнением/неисполнением инвестиционной программы, утвержденной и учтенной при установлении тарифов на услуги по передаче на 2015 год»;

- «Вспомогательные материалы» на 2018 год;

- «Ремонт основных средств» в составе статьи «Работы и услуги производственного характера» на 2018 год;

- «Расходы на юридические, информационные услуги», «Расходы на аудиторские и консультационные услуги» в составе статьи «Оплата работ и услуг сторонних организаций» на 2018 год;

- «Проценты по кредитам банков» на 2018 год;

- «Плата за аренду» на 2018 год;

- «Прочие неподконтрольные расходы» на 2018 год;

- «Выпадающие расходы» статьи «Корректировка НВВ по результатам деятельности» за 2016 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ПАО «МРСК Юга» - «Ростовэнерго» на 2018 год в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178, а также величину необходимой валовой выручки ПАО «МРСК Юга» - «Ростовэнерго» на 2016-2018 гг.  в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, а также Методических указаний № 228-э и № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике принять и ввести в действие решение об установлении необходимой валовой выручки и тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год в отношении филиала ПАО «МРСК Юга» - «Ростовэнерго» не позднее 01.09.2019 года.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ПАО «МРСК Юга» - «Ростовэнерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

Связанные организации

Региональная служба по тарифам Ростовской области
ИНН 6167051941, ОГРН 1026104157265