Решение №31/67600/22 Решение о частичном удовлетворении требований по заявлению о... от 15 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «14» июля 2022 года.

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

<...>,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению ООО «Дворянский Двор» (далее — регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 18.03.2022 № 22, вх. от 23.03.2022 рег. № 52238/22), возникший с Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее — Министерство, орган регулирования) по вопросу установления тарифа в сфере водоснабжения (тариф на транспортировку питьевой воды), в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференц-связи) представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в лице <...>, представителей органа регулирования в лице <...>, <...>, представителя ООО «Дворянский двор» в лице <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 18.03.2022 № 22, вх. от 23.03.2022 рег. № 52238/22) о разногласиях между ООО «Дворянский двор» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края по вопросу об установлении тарифа в сфере водоснабжения (тариф на транспортировку питьевой воды) на 2022 год.

Основанием для разногласий между ООО «Дворянский двор» и Министерством послужило постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20.12.2021 № 371-в «О внесении изменений в приложения 3, 4, 5 к постановлению региональной службы по тарифам Пермского края от 19.12.2017 № 308-в «О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения общества с ограниченной ответственностью «Дворянский Двор» (Пермский городской округ)».

Величина среднегодового тарифа, утвержденная оспариваемым решением на 2022 год, составила 18,38 руб./куб. м.

Величина среднегодового тарифа, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составила 50,55 руб./куб. м.

Размер необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленной Министерством в сфере питьевого водоснабжения, составил 35 257,4 тыс. руб.

ООО «Дворянский двор» заявляет в ФАС России величину НВВ, которую считает экономически обоснованной, в размере 85 545,19 тыс. руб.

Таким образом, величина разногласий составила 50 287,79 тыс. руб.

Заявитель просит признать ФАС России экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету в составе НВВ при установлении тарифа на питьевое водоснабжение на 2022 год следующие статьи затрат:

 

 

п/п

Наименование статьи спора (разногласий), единицы измерения

Величина расходов по статье спора (разногласий) (объем технико-экономи­ческих показателей)

Величина спора (разногласий) по статье

утвержденная органом регулирования на расчетный период

заявленная в орган регулирования на расчетный период

заявленная на разногласия в ФАС России

 

 

А

В

С

(С – А) 

1

Натуральные показатели (объем транспортировки питьевой воды), тыс. куб. м

 

1 918,01

 

1 412,97

 

1 412,97

 

-505,04

Количественные показатели

2

Арендная плата, тыс. руб.

0,00

17 989,58

11 087,46

11 087,46

3

Амортизация, тыс. руб.

6 648,27

10 434,30

10 434,30

3 786,03

4

Налоги (УСН), тыс. руб.

349,08

1 260,00

714,00

364,92

5

Корректировка НВВ, тыс. руб.

0,00

36 329,88

22 347,16

22 347,16

6

Итого по статьям*, тыс. руб.

6 997,35

48 024,18

44 582,92

15 238,41

7

Итого НВВ*, тыс. руб.

35 257,41

102 496,02

71 421,47

36 164,06

* ФАС России выявлены несоответствия в заявленных ООО «Дворянский Двор» суммах дополнительного учета.

Тарифы на услуги водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

Согласно пункту 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

По результатам анализа представленных сторонами обосновывающих материалов Комиссия ФАС России отмечает следующее.

1. Натуральные показатели (объем транспортировки питьевой воды).

Объем транспортировки питьевой воды на 2022 год принят органом регулирования в размере 1 918,01 тыс. куб. м при заявленных ООО «Дворянский двор» в размере 1 412,97 тыс. куб. м.

Согласно пункту 4 Методических указаний № 1746-э расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям № 1746-э на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

Согласно пункту 5 Методических указаний № 1746-э объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам:

 

, (1)

 

, (1.1)

где:

- объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году i, тыс. куб. м;

- расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году i, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить), тыс. куб. м. Указанная величина может принимать, в том числе, отрицательные значения;

- планируемое в году i изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к году i-1, связанное с изменением нормативов потребления воды, тыс. куб. м. Указанная величина может принимать как положительные, так и отрицательные значения;

- темп изменения (снижения) потребления воды. В случае, если данные об объеме отпуска воды в предыдущие годы недоступны, темп изменения (снижения) потребления воды рассчитывается без учета этих лет. Темп изменения (снижения) потребления воды не должен превышать 5 процентов в год.

Согласно пункту 8 Методических указаний № 1746-э расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с формулами (1), (1.1) с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).

При расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 № 1140, Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 № 6.

ООО «Дворянский двор» является транзитной организацией, оказывающей деятельность по транспортировке питьевой воды гарантирующей организации ООО «НОВОГОР-Прикамье».

В качестве обоснования утвержденных объемов транспортировки воды на 2022 год Министерство отмечает, что поскольку ООО «Дворянский двор» является транзитной организацией, не заполняющей формы статистической отчетности № 22-ЖКХ и № 1-Водопровод, определение фактических объемов транспортировки воды на основании форм статистической отчетности не представлялось возможным.

Министерство также отмечает о невозможности применения формулы расчета пункта 5 Методических указаний № 1746-э в силу ежегодного увеличения количества сетей, по которым осуществляется транспортировка питьевой воды, и, как следствие, несоразмерного увеличения объемов в течение трехлетнего периода, вследствие чего фактический учет динамики объемов согласно положениям Методических указаний № 1746-э было невозможно осуществить.

Так, в 2020-2021 гг. имущественный комплекс регулируемой организации претерпел существенные изменения ввиду увеличения арендуемого и приобретенного имущества.

В этой связи Министерство при установлении плановых объемов отпуска услуг на 2022 год руководствовалось письмом гарантирующей организации ООО «НОВОГОР-Прикамье» от 17.12.2021 № 110-18373, а также актами выполненных работ ООО «Дворянский Двор» для гарантирующей организации ООО «НОВОГОР-Прикамье» по транспортировке холодной воды за 2021 год, согласно которым объемы транспортировки холодной воды по сетям ООО «Дворянский двор» за 2021 год с учетом дополнительных объемов составили 1 918,01 тыс. куб. м.

Также Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что Министерством было предоставлено в адрес ФАС России письмо ООО «НОВОГОР-Прикамье» от 17.12.2021, в котором содержатся сведения о том, что в рамках судебного разбирательства по делу № А50-5096/21 по иску ООО «Дворянский Двор» в адрес ООО «НОВОГОР-Прикамье» были приняты к оплате дополнительные объемы транспортировки холодной воды за период с марта 2019 года по декабрь 2021 года, при этом затраты на содержание участков сетей учтены в тарифах на транспортировку воды в полном объеме, однако полезный отпуск не учтен в полном объеме, в связи с чем ООО «Дворянский Двор» получен излишний доход.

Несмотря на вышеизложенное ООО «Дворянский Двор» выражает несогласие с утвержденными Министерством объемными показателями транспортировки питьевой воды на 2022, год поскольку орган регулирования при установлении объемов не соблюдал формулы расчета пункта 5 Методических указаний № 1746-э, а руководствовался данными гарантирующей организации ООО «НОВОГОР-Прикамье», которые существенно превышают фактические значения за 2020 год.

Так, регулируемая организация отмечает, что в рамках тарифного дела имеются акты выполненных работ на услуги по транспортировке холодной воды с гарантирующим поставщиком за 2020 год, вследствие чего регулируемая организация заявляет в орган регулирования и ФАС России объемы транспортировки воды по сетям в размере 1 412,97 тыс. куб. м на основании данных за 2020 год.

В этой связи ООО «Дворянский Двор» просит учесть объемные показатели на уровне фактических данных отпуска услуг за 2020 год, то есть без учета дополнительный объемов, реализуемых в рамках заключенных дополнительных соглашений с ООО «НОВОГОР-Прикамье», а также без учета новых объектов, приобретенных по договорам купли-продажи и договорам аренды.

Комиссия ФАС России отмечает, что регулируемой организацией были предоставлены акты приема-передачи оказанных услуг по транспортировке питьевой воды за 2020 год. Данные за 2019 г., 2021 г. не были предоставлены Заявителем в адрес ФАС России.

Кроме того, Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что предоставленные ООО «Дворянский Двор» акты приема-передачи оказанных услуг за 2020 год не отражают актуальные объемы, в связи с тем, что в основном имущественный комплекс был изменен (увеличен) во второй половине 2020 года.

Таким образом, требования ООО «Дворянский Двор» по заявленным объемам транспортировки питьевой воды на 2022 год не подтверждаются обстоятельствами дела.

2. Амортизация.

ООО «Дворянский Двор» заявляет о необходимости учета расходов на амортизацию в размере 10 434,3 тыс. руб. В свою очередь Министерством учтены расходы в размере 6 648,27 тыс. руб. Таким образом, величина разногласий составила 3 786,03 тыс. руб.

В качестве обосновывающих материалов, подтверждающих заявленные требования, в адрес органа регулирования в составе материалов тарифного дела, а также в адрес ФАС России ООО «Дворянский Двор» представлены: приказ № 1 «О балансовой стоимости ОС» от 03.06.2020; приказ № 2 «О балансовой стоимости ОС» от 15.10.2020; договор купли-продажи имущества № 1 с выписками ЕГРН от 03.06.2020; договор купли-продажи имущества № 12 с выписками ЕГРН от 15.10.2020; инвентарные карточки учета ОС; ОСВ по счету 01.01, 02.01 за июль-ноябрь 2020 года; ОСВ по счету 08.04.2 за июнь и октябрь 2020 года; расчет плановой амортизации на 2021 год.

В адрес ФАС России ООО «Дворянский Двор» также представлен пообъектный расчет заявленной величины амортизации на 2022 год.

В соответствии с пунктом 77 Основ ценообразования № 406 (ред. от 21.11.2021 года) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э.

Согласно пункту 77 Основ ценообразования № 406 (ред. от 25.01.2022 года) величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с Методическими указаниями с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 Основ ценообразования № 406.

Согласно пункту 28 Методических указаний № 1746-э расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае, если по итогам исполнения инвестиционной программы указанные расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 406 при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Классификатором основных средств № 1.

Орган регулирования произведен расчет амортизационных отчислений ООО «Дворянский Двор» на 2022 год исходя из первоначальной стоимости основных средств, принятой в соответствии с предоставленными инвентарными карточками регулируемой организации, и максимального срока полезного использования основных средств, группа которых отражена в инвентарных карточках.

Министерством также отмечается, что ООО «Дворянский Двор» приобретены амортизируемые основные средства, бывшие в употреблении у предыдущего собственника - ИП Злобин А.В.

В этой связи в своих расчетах ООО «Дворянский Двор» при определении пообъектных сумм амортизационных отчислений сокращен максимальный срок полезного использования на количество месяцев, бывших в употреблении у ИП Злобин А.В., при этом не уменьшая первоначальную стоимость объектов основных средств на сумму амортизационных отчислений, произведенных ИП Злобин А.В.

Согласно позиции Минфина, изложенной в письме от 23.09.2009 № 03-03-06/1/608, в случае если налогоплательщик решает реализовать свое право на уменьшение срока полезного использования имущества, бывшего у потреблении, на количество лет (месяцев) эксплуатации предыдущим собственником, он обязан получить у предыдущего собственника данные о применявшихся в его налоговом учете сроке полезного использования и сроке фактической эксплуатации данного объекта основных средств.

При этом ООО «Дворянский Двор» не представлены материалы, подтверждающие сведения о применявшихся в налоговом учете сроке полезного использования, а также сроке фактической эксплуатации ИП Злобин А.В. объектов основных средств.

Также в представленных ООО «Дворянский Двор» инвентарных карточках отсутствуют сведения по сумме начисленной амортизации (износа) по объектам, а также их остаточная стоимость.

В свою очередь инвентарные карточки, ОСВ и амортизационная ведомость предыдущего собственника ИП Злобин А.В. не представлены ООО «Дворянский Двор» в материалах тарифного дела.

В этой связи ввиду отсутствия надлежащего документарного обоснования со стороны ООО «Дворянский Двор», в том числе отсутствия подтверждающих данных от предыдущего собственника о применявшихся в налоговом учете сроке полезного использования, сроке фактической эксплуатации и первоначальной стоимости объектов основных средств, а также начисленной амортизации за предыдущие периоды регулирования, экономическая обоснованность заявленных ООО «Дворянский Двор» расходов не подтверждена регулируемой организацией.

В связи с вышеизложенным, требования ООО «Дворянский Двор» по рассматриваемой статье затрат не подлежат удовлетворению.

3. Арендная плата.

ООО «Дворянский двор» заявляет об учете расходов на арендную плату в размере 11 087,46 тыс. руб.

Министерством при установлении тарифов на 2022 год не учтены расходы на арендную плату в полном объеме.

Подпунктом «в» пункта 65 Основ ценообразования № 406 определено, что размер расходов на арендную плату и лизинговые платежи, определяются с учетом требований, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования № 406.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 406 расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

Министерство указывает на то, что расходы по арендной плате не учтены органом регулирования в составе НВВ Заявителя в связи с отсутствием в представленных ООО «Дворянский двор» договорах аренды расшифровки арендной платы (амортизация, налог на имущество). В том числе орган регулирования отмечает, что также отсутствует экономическое обоснование сумм арендной платы и документы, подтверждающие начисление собственником амортизации, а также оплату налогов и других обязательных платежей.

ООО «Дворянский двор» эксплуатирует имущество (сети водоснабжения) на основании договоров аренды недвижимого имущества. Договоры аренды заключены со следующими предприятиями: ООО «Регионстрой», ООО «Сечение», ООО «Строительно-монтажное управление № 11» (договор субаренды с ИП Злобин А.В.), ИП Злобин А.В.

При этом по результатам анализа представленных ООО «Дворянский двор» обосновывающих документов выявлен ряд несоответствий. Так, в договоре аренды с ООО «Регионстрой» № 11/С от 08.06.2020 года общая сумма ежемесячных платежей за объекты составляет 581,00 тыс. руб. Однако в представленных Заявителем в ФАС России актах с 31.07.2020 по 31.10.2021 сумма ежемесячных платежей составляет 617,00 тыс. руб. Таким образом, ежемесячная переплата ООО «Дворянский двор» по договору № 11/С составляет 5,83%.

Также Комиссия ФАС России отмечает, в договоре аренды от 08.06.2020 № 8/С указаны недвижимые имущества объектов в количестве 109 штук (водопроводно-канализационные сети). Однако в приложении № 2 о стоимости арендных платежей, количество объектов составило 110 штук. Таким образом, недостоверность документов подтверждается тем, что в приложении № 2 к договору № 8/С от 08.06.2020 года указывается пункт № 64 (сеть водопровода протяженностью 217 м), который не входит в перечень объектов по договору, кроме того, в приложении № 2 не прописан полный кадастровый номер объекта.

На основании проведенного анализа договора с арендодателем ИП Злобин А.В. выявлены несоответствия в части суммы ежемесячных платежей по договору от 08.06.2020 № 8/С. Так, в приложении № 2 отражена сумма ежемесячных платежей в размере 1 231,00 тыс. руб., однако, суммируя всю стоимость арендуемых объектов, ежемесячная плата составляет 1 204,90 тыс. руб.

К договору от 08.06.2020 № 8/С также приложено дополнительное соглашение № 1, изменяющее стоимость арендуемых объектов № 5, № 15, № 16, № 19, № 56 в соответствии с которым также выявлены несоответствия общей суммы ежемесячных платежей (отраженная величина не соответствует фактической суммарной).

Принимая во внимание акты с 31.10.2020 по 31.10.2021, сумма ежемесячных платежей составила 1 265,96 тыс. руб., что не соответствует общей сумме ежемесячных платежей в соответствии с дополнительным соглашением № 1 к договору от 08.06.2020 № 8/С в размере 1 135,25 тыс. руб.

Комиссия ФАС России также отмечает, что ООО «Дворянский Двор» арендует объекты основных средств (водопровод хоз-питьевой и бытовая канализация) по договору аренды с ИП Злобин А.В., при этом указанное имущество в свою очередь арендуется ИП Злобин А.В. по договору с ООО «Строительно-монтажное управление № 11». Так, ежемесячная сумма арендной платы по договору между ИП Злобин А.В. с ООО «Строительно-монтажное управление № 11» составляет 34,00 тыс. руб., при этом ООО «Дворянский Двор» согласно условиям договора арендует указанное имущество у ИП Злобин А.В. по стоимости арендной платы в размере 38,00 тыс. руб., а заявляет в ФАС России по указанному имуществу плату в размере 35,23 тыс. руб.

В этой связи имеет место завышение стоимости аренды имущества ввиду наличия субаренды между юридическими лицами.

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что представленные в рамках тарифного регулирования ООО «Дворянский двор» обосновывающие документы в части амортизации арендуемого имущества имеют противоречивые сведения. Так, в расчетах арендодателей плановой амортизации на 2021 год отражены даты ввода в эксплуатацию основных средств отличные от тех, что отражены в инвентарных карточках. Например, по объекту сеть водопровода с кадастровым номером 59:01:0000000:88307 (договор аренды с ООО «Сечение» от 16.11.2020 № 13) в приложенном ООО «Сечение» расчете плановой амортизации на 2021 год отражена дата ввода в эксплуатацию – декабрь 2003 г., при этом в инвентарной карточке по указанному объекту дата ввода в эксплуатацию указана 27.09.2020, первоначальная стоимость объекта в обоих документах отражена одна и та же на уровне – 3 128,497 тыс. руб.

Указанное свидетельствует о том, что арендодателями могут быть завышены размеры начисляемой амортизации, поскольку приложенные в материалах тарифного дела расчеты произведены не из максимальных сроков полезного использования, а из остаточных, при этом не уменьшая первоначальную стоимость на ранее начисленную амортизацию по объектам.

Также в представленных инвентарных карточках арендодателей отсутствуют сведения по сумме начисленной ранее амортизации (износа) по объектам, а также их остаточная стоимость.

Комиссия ФАС России отмечает, что арендодатели приобретали бывшие в эксплуатации основные средства, в связи с чем в инвентарных карточках ОС-6 дата принятия к учету основных средств не соответствует дате ввода в эксплуатацию у предыдущих собственников (отраженных в расчетах арендодателей), при этом инвентарные карточки учета объектов основных средств предыдущих собственников не представлены в материалах тарифного дела.

Таким образом, по ряду объектов основных средств первоначальная стоимость основных средств могла быть уже самортизирована к 2022 году.

Необходимо отметить, что в отсутствие экономического обоснования затрат, в том числе разделения арендодателем сумм арендной платы на суммы амортизационных отчислений и налога на имущество, у органа регулирования тарифов отсутствуют правовые основания для учета данных затрат в составе необходимой валовой выручки регулируемых тарифов. Указанная позиция подтверждается определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 7-АПГ18-11 и решением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.08.2013 № ВАС-6446/13.

В рассматриваемом случае ООО «Дворянский Двор» не был представлен в материалах тарифного дела, направленных в адрес органа регулирования, пообъектный расчет арендной платы с указанием амортизационных отчислений, в связи с чем у органа регулирования отсутствовали правовые основания для учета данных затрат в составе необходимой валовой выручки ООО «Дворянский Двор» на 2022 год. Кроме того, представленные Заявителем обосновывающие материалы не подтверждают экономическую обоснованность заявленных требований, отраженных в расчетах.

Резюмируя вышеизложенное, ввиду отсутствия надлежащего обоснования со стороны ООО «Дворянский Двор» экономическая обоснованность заявленных ООО «Дворянский Двор» расходов не подтверждена регулируемой организацией, в связи с чем действия органа регулирования не могу быть признаны несоответствующими требованиям законодательства Российской Федерации.

4. Корректировка НВВ за 2020 год.

ООО «Дворянский двор» заявлены расходы по статье затрат «Корректировка НВВ» в размере 22 347,16 тыс. руб.

Министерством при установлении тарифов на 2022 год не учтены затраты по указанной статье в полном объеме.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

ООО «Дворянский двор» оспаривает в заявлении неучтенные затраты на ремонт и обслуживание сетей, затраты на амортизацию и на аренду за 2020 год.

Необходимо отметить, что заявленные ООО «Дворянский двор» ремонтные работы и обслуживание сетей проводились в 2020 году подрядным способом по договору технического обслуживания.

Заявленные требования по корректировке НВВ за 2020 год представлены в таблице:

 

Наименование статьи спора (разногласий)

Сумма, тыс. руб.

1

Затраты, понесенные на ремонт и обслуживание сетей, не учтенные в тарифе

11 965,71

2

Амортизация за 2020 год

5 919,18

3

Аренда за 2020 год

4 462,28

4

Корректировка НВВ, итого

22 347,16

 

В обоснование заявленных требований по вышеуказанным расходам ООО «Дворянский двор» были предоставлены следующие документы: приказы о балансовой стоимости ОС, договоры купли-продажи имущества, договоры аренды недвижимого имущества, выписки из ЕГРН, инвентарные карточки учета ОС, ОСВ по счету 01.01 за 2020 г., ОСВ по счету 02 за 2020 г., ОСВ по счету 08.04.2 за 2020 г., ОСВ по счету 02.01 за 2020 г., ОСВ по счетам 01, 02, 20, 90 за 2020 г., договор аренды и субаренды имущества, ведомости амортизации за 2020 г., платежные поручения к договорам аренды за 2020 г., договоры подряда на техническое обслуживание, локальные сметные расчеты, планы работ (дефектные ведомости) и акты приема-передачи выполненных работ за 2020 г.

При установлении тарифов на 2020 год (план) в составе операционных расходов ООО «Дворянский двор» органом регулирования были следующие затраты:

Транспортировка питьевой воды, тыс. руб.

1

Расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение

12 247,66

2

Расходы на оплату выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг

6 327,96

3

Ремонтные расходы

1 241,78

4

Итого:

19 817,40

В соответствии с пунктом 23 Основ ценообразования № 406 при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.

В предоставленных ООО «Дворянский Двор» обосновывающих материалах отсутствуют документы, подтверждающие фактическую оплату услуг по техническому обслуживанию, счета на оплату, платежные документы, в том числе чеки, платежные требования, счета-фактуры. Кроме того, отсутствует оборотно-сальдовая ведомость по счету 60 за 2020 год.

Стоит также отметить, что в представленных Заявителем обосновывающих материалах отсутствуют дефектные ведомости и акты осмотра (акты выявленных дефектов), подтверждающие экономическую обоснованность проводимых ремонтных работ.

Так, дефектные ведомости являются первичными учетными документами, подготовленными  в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете по результатам обследования (осмотра)  технического состояния объекта капитального строительства и служащими для обоснования расходов организации на проведение ремонтных  работ, состоящих из обобщенной таблицы, содержащей перечень дефектов строительных конструкций и инженерного оборудования объекта капитального строительства с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, расходных материалов и объема проводимых работ.

Комиссия ФАС России отмечает, что в представленных материалах тарифного дела ООО «Дворянский Двор» 2020 года в дефектных ведомостях отсутствуют описания повреждений каждого объекта, качественные и количественные характеристики дефектов, даты проведения осмотров.

Комиссия ФАС России также обращает внимание на противоречащие друг другу данные, содержащиеся в оборотно-сальдовой ведомости по счету 20 за 2020 год (расходы на капитальный ремонт и техническое обслуживание сетей водоснабжения - 36 193,739 тыс. руб.), и в заявленных ООО «Дворянский Двор» требованиях.

В этой связи ввиду отсутствия представленных со стороны ООО «Дворянский Двор» документов, подтверждающих факт производимой ООО «Дворянский Двор» оплаты и экономическую обоснованность заявленных расходов, требования ООО «Дворянский Двор» об учете средств в размере 11 965,71 тыс. руб. не подтверждены ООО «Дворянский Двор».

Комиссия ФАС России отмечает, что органом регулирования при установлении необходимой валовой выручки ООО «Дворянский Двор» на 2020 год в части оказываемых услуг транспортировки питьевой воды, затраты на амортизацию учтены в размере 1 291,00 тыс. руб., однако в течение 2020 года имущественный комплекс ООО «Дворянский Двор» претерпел существенные изменения ввиду приобретения имущества. В этой связи органом регулирования при определении затрат по статье амортизация на 2020 год не учитывались нововведенные объекты, по которым фактически происходило начисление амортизации в 2020 году.

Таким образом, учитывая, что Министерством не проводился анализ расходов на амортизационные отчисления по факту 2020 года, в условиях приобретения регулируемой организацией в течение 2020 года имущества по договорам: от 03.06.2020 № 1; от 15.10.2020 № 12; от 03.06.2020 № 2; от 01.10.2020 № 7; от 05.06.2020 № 3; от 27.09.2020 № 5, указанные расходы подлежат анализу и учету Министерством в составе НВВ регулируемой организации на экономически обоснованном уровне в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и пунктом 2 мотивировочной части настоящего решения, в том числе с учетом применения в расчете максимального срока полезного использования эксплуатируемых объектов основных средств.

На основании вышеизложенного, в связи с тем, что ООО «Дворянский двор» не заявляет требования по учету в составе НВВ корректировки за 2020 год, а также всех расходов за 2020 год, а оспаривает только отсутствие учета Министерством расходов на ремонт и обслуживание сетей, амортизационные отчисления, арендную плату, с учетом доводов, изложенных в пунктах 2-4 мотивировочной части настоящего решения, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ и учет соответствующих расходов на амортизационные отчисления за 2020 год на экономически обоснованном уровне.

По результатам вышеуказанного анализа органу регулирования необходимо определить размер экономически обоснованных расходов на амортизационные отчисления, не учтенных органом регулирования при установлении (корректировке) тарифов ООО «Дворянский двор» на 2022 год по факту 2020 года, и учесть в составе НВВ Заявителя согласно требованиям пункта 15 Основ ценообразования № 406.

5. Налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Министерством учтены в составе НВВ ООО «Дворянский двор» расходы по налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) по транспортировке питьевой воды в размере 349,08 тыс. руб., при заявленных на досудебный спор в размере 714,00 тыс. руб. соответственно, что составляет 1% от необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом перерасчета иных заявленных статей затрат.

Согласно части 1 статьи 346.20 Налогового Кодекса Российской Федерации в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.

В соответствии с подпунктом (б) пункта 65 Основ ценообразования № 406 неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах, установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.

Таким образом, расходы по УСН подлежат перерасчету в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения, так как принимаются в размере 1 % от необходимой валовой выручки регулируемой организации, размер которой необходимо скорректировать (пересчитать) органу регулирования в связи с учетом требований ООО «Дворянский двор» в части расходов на амортизационные отчисления за 2020 год согласно мотивировочной части настоящего решения.

Резюмируя вышеизложенное, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между ООО «Дворянский Двор» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края (исх. от 18.03.2022 № 22, вх. от 23.03.2022 рег. № 52238/22), Комиссия ФАС России:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края нарушившим пункты 15, 24 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов на транспортировку питьевой воды постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20.12.2021 № 371-в «О внесении изменений в приложения 3, 4, 5 к постановлению региональной службы по тарифам Пермского края от 19.12.2017 № 308-в «О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения общества с ограниченной ответственностью «Дворянский Двор» (Пермский городской округ)».

2. Частично удовлетворить требования ООО «Дворянский Двор», указанные в заявлении о рассмотрении спора (разногласий) с Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края (исх. от 18.03.2022 № 22, вх. от 23.03.2022 рег. № 52238/22).

3. Предписать органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения в срок до 01.09.2022 пересмотреть тариф на транспортировку питьевой воды ООО «Дворянский Двор» на 2022 год, исходя из следующего:

- провести дополнительный анализ и учет расходов по статье «Амортизационные отчисления за 2020 год» с учетом доводов, отраженных в мотивировочной части настоящего решения;

- произвести пересчет расходов по статье «Налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения» с учетом перерасчета расходов на амортизационные отчисления за 2020 год согласно мотивировочной части настоящего решения.

4. Органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения в срок до 01.09.2022 принять и ввести в действие решение об установлении (корректировке) тарифа на услуги по транспортировке питьевой воды для ООО «Дворянский Двор» во исполнение пункта 3 резолютивной части настоящего решения в соответствии с требованиями Федерального закона № 416-ФЗ, с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, с учетом мотивировочной части настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере питьевого водоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере питьевого водоснабжения, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний Правления органа исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере питьевого водоснабжения, на которых принимались решения во исполнение настоящего решения;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги питьевого водоснабжения, в которых подробно отражены результаты исполнения настоящего решения в соответствии с пунктом 26 Правил № 406.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований ООО «Дворянский Двор».

 

Связанные организации

Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края
ИНН 5902184588, ОГРН 1025900537574
ООО "Дворянский двор"
ИНН 5902827944, ОГРН 1055900344950