Решение №СП/67449/23 Решение об установлении нового срока исполнения решения ФАС ... от 22 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение об установлении нового срока исполнения решения ФАС России

от 11.05.2023 № СП/36433/23

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

Пузыревского С.А. - cтатс-секретаря - заместителя руководителя ФАС России; Заместителя председателя Комиссии:

<...>;

Членов Комиссии:

<...>;

<...>;

<...>;

<...>,

рассмотрев материалы, направленные Региональной энергетической комиссией Сахалинской области (далее — РЭК Сахалинской области, орган регулирования) письмом от 04.07.2023 № исх-3.25-1031/23 (рег. от 04.07.2023 № 100859-М/23), об исполнении решения ФАС России от 11.05.2023 № СП/36433/23 (далее — Решение ФАС России), принятого по результатам рассмотрения заявления о разногласиях в сфере электроэнергетики между АО «МГТЭС» (далее — регулируемая организация) и РЭК Сахалинской области (о. Итуруп),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с резолютивной частью решения ФАС России от 11.05.2023 № СП/36433/23 РЭК Сахалинской области было предписано устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно:

«3. Органу исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 01.07.2023 произвести расчет расходов (показателей) и отразить в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, на основании мотивировочной части настоящего решения, указав, на основании каких документов принималось решение, по статьям затрат «Вспомогательные материалы на техническое обслуживание и ремонт», «Расходы на хранение топлива», «Расходы на оплату труда», «Обязательные страховые взносы», «Расходы на оплату проезда к месту отпуска», «Расходы на охрану объектов энергетики», «Расходы на ГСМ для автотранспорта и специальной техники», «Расходы на обслуживание автотранспорта и специальной техники», «Расходы на ОСАГО», «Расходы на спецодежду и средства индивидуальной защиты», «Расходы на материалы, оборудование для IT-инфраструктуры, компьютерной, принтерной техники».

4. Органу исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при необходимости пересмотреть долгосрочный параметр регулирования «Базовый уровень операционных расходов» на основании пункта 3 резолютивной части настоящего решения, а также необходимую валовую выручку АО «Мобильные газотурбинные электрические станции» и тарифы на электрическую энергию, поставляемую потребителям АО «Мобильные газотурбинные электрические станции» в границах муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» Сахалинской области на острове Итуруп, на 2023 год, включив экономически обоснованные расходы, указанные в пункте 3 резолютивной части настоящего решения, и обеспечив их введение в действие с 01.07.2023.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам установления (пересмотра) тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям АО «Мобильные газотурбинные электрические станции» на острове Итуруп.».

По итогам рассмотрения представленных материалов установлено следующее.

1. Экспертное заключение органа регулирования

В соответствии с приказом РЭК Сахалинской области от 30.06.2023 № 1-3.25-360/23 необходимая валовая выручка (далее — НВВ) регулируемой организации по результатам исполнения Решения ФАС России составляет 1 241 924,582 тыс. руб. на 2023 год.

Как следует из экспертного заключения органа регулирования, направленного в ФАС России в соответствии с пунктом 5 резолютивной части Решения ФАС России, пересмотренная НВВ регулируемой организации составляет 1 022 409 тыс. руб., в том числе на производство электрической энергии - 980 657 тыс. руб., передачу электрической энергии - 37 544,9 тыс. руб., сбыт электрической энергии - 4 207,1 тыс. руб.

Исходя из изложенного следует, что экспертное заключение во исполнение Решения ФАС России РЭК Сахалинской области не представлено.

Согласно протоколу заседания правления органа регулирования от 27-30 июня № 28 (далее — протокол № 28) НВВ на 2023 год определена в размере 1 229 521,51 тыс. руб. (распределение по видам деятельности отсутствует).

При этом при суммировании статей затрат, отраженных в смете на стр. 8-9 протокола № 28, выявлено несоответствие принятой органом регулирования НВВ: 289 845,9+257 387,3+692 674,85=1 239 908,06 тыс. руб., а не 1 229 521,51 тыс. руб.

Таким образом, органу регулирования необходимо представить экспертное заключение во исполнение Решения ФАС России, в том числе с учетом нижеизложенного.

2. Статья разногласий «Вспомогательные материалы на техническое обслуживание и ремонт»

Органу регулирования необходимо было провести дополнительный анализ вспомогательных материалов на техническое обслуживание и ремонт по объекту комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Согласно протоколу № 28 расходы на материалы для технического обслуживания и ремонта (далее — ТОиР) определены в размере (в сравнении с решением по протоколу от 21.11.2022 № 136):

 

Наименование показателя

Заявлено АО «МГТЭС» на разногласия

Определено РЭК

на 2023 год

(протокол от 21.11.2022 № 136) на электро- и теплоэнергию

Определено РЭК по итогам решений ФАС России

 

 

Всего

Электроснабжение

Теплоснабжение

1. Для ремонта генерирующего оборудования электростанций

280 748,9

31 664,60

51 903,7

51 245,28

658,42

ДЭС Китовое, ДЭС Рейдово

 

24 537,70

45 152,97

44 494,55

658,42

ДЭС Буревестник, ДЭС Горное

 

7 126,90

6 750,73

6 750,73

 

2. ТО генерирующего оборудования электростанций

59 903,1

31 943,10

28 468,11

28 064,26

403,85

ДЭС Китовое, ДЭС Рейдово

 

27 191,80

 

 

 

ДЭС Буревестник, ДЭС Горное

 

4 751,30

 

 

 

3. Аварийный запас материалов для генерирующего оборудования электростанций

26 631,9

3 352,10

3 352,1

3 308,5

43,6

ДЭС Китовое, ДЭС Рейдово

 

2 853,50

 

 

 

ДЭС Буревестник, ДЭС Горное

 

498,60

 

 

.

4. МТР для эксплуатации (в том числе аварийный запас материалов, запасных частей инструментов и оборудования, объекты электрических сетей, топливное хозяйство, АСУТП)

273 908,4

8 675,9

0,0

 

 

5. Вспомогательные материалы для ремонта и технического обслуживания ЭСХ

72 957,4

8 128,2

8 675,9

8 675,9

 

6. Вспомогательные материалы в сфере теплоснабжения (без учета ДГУ), в том числе для аварийно-восстановительных ремонтов *

7 265,3

1 162,7

 

 

 

Производство ТЭ

2 267,1

471,1

 

 

 

Передача ТЭ

4 998,2

691,6

 

 

 

Прочие МТР для ремонта объектов генерации (в том числе, для ремонта и обслуживания зданий и сооружений)

 

x

519,03

512,45

6,58

ИТОГО:

721 415,0

84 926,6

92 918,84

91 806,39

1 112,45

 

Исходя из вышеизложенного следует, что при исполнении Решения ФАС России РЭК Сахалинской области исключена статья «МТР для эксплуатации (в том числе аварийный запас материалов, запасных частей инструментов и оборудования, объекты электрических сетей, топливное хозяйство, АСУТП)», ранее учтенная РЭК Сахалинской области в сумме 8 675,9 тыс. руб. Решение ФАС России не содержало требований об исключении данных расходов из состава НВВ регулируемой организации.

При этом органом регулирования дополнительно учтены расходы «Прочие МТР для ремонта объектов генерации (в том числе для ремонта и обслуживания зданий и сооружений)» в меньшей сумме, чем исключенные расходы (519,03 тыс. руб.).

Расходы на материалы для ТОиР в части теплоснабжения АО «МГТЭС» на разногласия в ФАС России не заявлялись. При этом РЭК Сахалинской области в отсутствие обоснования исключены ранее установленные не распределяемые по видам деятельности в режиме комбинированной выработки расходы по статье «Вспомогательные материалы в сфере теплоснабжения (без учета ДГУ), в том числе для аварийно-восстановительных ремонтов» на сумму 1 162,7 тыс. руб.

Общая сумма расходов на материалы для ТОиР для теплоснабжения по итогам скорректированного решения органа регулирования составила 1 112,45 тыс. руб., что на 7 707,35 тыс. руб. меньше суммы расходов, определенной протоколом правления РЭК Сахалинской области от 21.11.2022 № 136. Решение ФАС России не содержит требований о пересмотре затрат, приходящихся на некомбинированную выработку.

Аргументация и расчеты относительно произведенного снижения в материалах не приведены, отсутствует обоснование распределения материалов на виды теплоэнергетического оборудования (генерация, тепловые сети), а также отсутствует распределение на аварийный запас и материалы для эксплуатации в сопоставлении с тем, как это было представлено в заявке АО «МГТЭС».

3. Статьи разногласий «Расходы на оплату труда», «Обязательные страховые взносы», «Расходы на оплату проезда к месту отпуска», «Расходы на спецодежду и средства индивидуальной защиты», «Расходы на материалы, оборудование для IT-инфраструктуры, компьютерной, принтерной техники»

В соответствии с Решением ФАС России по статье затрат «Расходы на оплату труда» органу регулирования необходимо было произвести расчет нормативной численности персонала с учетом заявки АО «МГТЭС» и применить к ней среднемесячную заработную плату в размере 111 272,1 руб./чел./мес.

1. Как следует из дополнительного экспертного заключения органа регулирования, численность персонала, относящегося на производство и передачу электрической и тепловой энергии, принята на уровне 111 человек. С учетом среднемесячной заработной платы в размере 111 272,1 руб./чел./мес. фонд оплаты труда составит 151 304,8 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что фонд оплаты труда в сумме 151 304,8 тыс. руб. подразумевает численность персонала в количестве 113,3 чел., а не 111 чел.

2. В соответствии с экспертным заключением фонд оплаты труда распределен по видам деятельности следующим образом: 137 662,4 тыс. руб. на электрическую энергию, 13 642,4 тыс. руб. - на тепловую.

Согласно протоколу № 28 фонд оплаты труда на электрическую энергию определен в сумме 131 776,8 тыс. руб. и учитывает численность персонала в количестве 101 чел.

Также в протоколе № 28 отражено, что численность была принята с учетом данных по статистическим формам № П-4 за январь-май 2023 года.

ФАС России отмечает, что фонд оплаты труда с учетом численности в количестве 101 чел. и среднемесячной заработной платы в размере 111 272,1 руб./чел./мес. должен составлять 134 861,8 тыс. руб., а не 131 776,8 тыс. руб. Указанный факт свидетельствует о том, что органом регулирования принята среднемесячная заработная плата в размере 108 726,7 руб./чел./мес., что противоречит Решению ФАС России.

Данных об учтенных расходах на оплату труда в сфере теплоснабжения протокол не содержит, представленные сметы НВВ не соответствуют утвержденному решению органа регулирования, что не позволяет определить общий учтенный фонд оплаты труда на производство и передачу электрической и тепловой энергии.

ФАС России отмечает, что РЭК Сахалинской области были приняты во внимание данные по статистическим формам № П-4 за январь-май 2023 года, что противоречит пункту 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, и Решению ФАС России.

Предписанный анализ нормативной численности органом регулирования не проведен (расчеты в ФАС России не представлены, анализ расчета АО «МГТЭС» отсутствует), также не произведен расчет фонда оплаты труда на нормативную численность персонала АО «МГТЭС».

Расходы по статьям затрат «Обязательные страховые взносы», «Расходы на оплату проезда к месту отпуска», «Расходы на спецодежду и средства индивидуальной защиты», «Расходы на материалы, оборудование для IT-инфраструктуры, компьютерной, принтерной техники» являются зависимыми от статьи «Расходы на оплату труда».

4. Статья разногласий «Расходы на хранение топлива»

В протоколе № 28 отражено, что с учетом объема неснижаемого остатка топлива стоимость хранения топлива на производство электрической энергии составит 18 813,2 тыс. руб., на производство тепловой энергии - 1 413,91 тыс. руб.

Расчеты расходов не представлены, принцип распределения по видам деятельности не отражен, исходя из представленных материалов не представляется возможным определить размер учтенных органом регулирования расходов и оценить их экономическую обоснованность.

5. Статьи разногласий «Расходы на ГСМ для автотранспорта и специальной техники», «Расходы на обслуживание автотранспорта специальной техники», «Расходы на ОСАГО»

Расчеты расходов не представлены, принцип распределения по видам деятельности не отражен, исходя из представленных материалов не представляется возможным определить размер учтенных органом регулирования расходов и оценить их экономическую обоснованность.

Кроме того, расходы на ОСАГО в части деятельности по теплоснабжению установлены в размере 180,62 тыс. руб. (стр. 7 протокола № 28) (ранее не устанавливались). При этом расходы на ОСАГО в части деятельности по электроснабжению (стр. 9 протокола № 28) установлены в размере 18,04 тыс. руб. Данное распределение противоречит распределению расходов по другим статьям затрат, обоснование отсутствует.

На основании вышеизложенного, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Сахалинской области не исполнившей решение ФАС России от 11.05.2023 № СП/36433/23.

2. Установить новый срок исполнения органом исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов)
в электроэнергетике решения ФАС России от 11.05.2023 № СП/36433/23 – до 01.10.2023.

3. Об исполнении решения ФАС России от 11.05.2023 № СП/36433/23 с учетом настоящего решения органу исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере электроэнергетики письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано решением ФАС России от 11.05.2023 № СП/36433/23;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов)
в электроэнергетике, на котором принимались вышеуказанные решения;

- экспертного заключения по результатам установления (пересмотра) тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям АО «Мобильные газотурбинные электрические станции» на острове Итуруп.

 

 

Председатель Комиссии

 

_______________

(подпись)

 

С.А. Пузыревский

Заместитель председателя Комиссии

 

_______________

(подпись)

 

<...>

 

Члены Комиссии:

 

_______________

(подпись)

 

<...>

 

 

_______________

(подпись)

 

<...>

 

 

_______________

(подпись)

 

<...>

 

 

_______________

(подпись)

 

<...>

Связанные организации

АО "Мобильные газотурбинные электрические станции" (АО "Мобильные ГТЭС")
ИНН 7706627050, ОГРН 1067746865493
Сахалинское УФАС России
ИНН 6501026378, ОГРН 1026500532321
Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области
ИНН 6501073032, ОГРН 1026500532321