Решения по тарифам №СП/43479/20 РЕШЕНИЕ от 26 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «18» мая 2020 года.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев спор (разногласия) по заявлению АО «Коми тепловая компания» (далее – АО «КТК», Заявитель, регулируемая организация) (исх. от 05.02.2020 № 006/0633, вх. от 14.02.2020 рег. № 27438-ЭП/20), возникший с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (далее – Министерство, орган регулирования) по вопросу установления тарифа в сфере холодного водоснабжения на 2020 год, в присутствии на заседании Комиссии (посредством видеоконференцсвязи) представителей Министерства, в лице заместителя Министра энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми <...>, начальника Управления регулирования цен (тарифов) в производственной сфере <...>, начальника отдела регулирования цен (тарифов) в сфере жилищно-коммунального хозяйства <...>, заместителя начальника отдела регулирования цен (тарифов) в сфере жилищно-коммунального хозяйства <...>, а также представителей АО «КТК» по доверенностям в лице <...>, <...>, <...>, <...>, <...>,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, Комиссией рассмотрено поступившее заявление АО «КТК» (исх. от 05.02.2020 № 006/0633, вх. от 14.02.2020 рег. № 27438-ЭП/20).

Разногласия между АО «КТК» и органом регулирования возникли по приказу Министерства от 02.12.2019 № 65/2-Т «О внесении изменений в приказ Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 03.12.2018 № 57/9-Т «О регулировании тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения АО «Коми тепловая компания» (Корткеросский филиал) на период регулирования с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года», которым для АО «КТК» произведена корректировка тарифа на оказываемые услуги холодного водоснабжения на 2020 год и установлен тариф в размере 172,49 руб./куб. м (без НДС).

Размер необходимой валовой выручки, установленный оспариваемым решением, составил в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения – 37 384,52 тыс. руб.

Размер необходимой валовой выручки, которую Заявитель считает экономически обоснованной – 52 255,62 тыс. руб. Таким образом, величина разногласий составила 14 871,10 тыс. руб.

Заявитель не согласен с тем, что Министерством не были учтены в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2020 год денежные средства на компенсацию экономически обоснованных расходов на ремонтные работы, не учтенных органом регулирования в предыдущем долгосрочном периоде регулирования (2016-2018 гг.).

Тарифы на услуги водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406), а также Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

По результатам проведенного анализа представленных материалов к заявлению о споре (разногласиях) Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Пунктом 74 Основ ценообразования № 406 определено, что при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

Согласно пункту 76 Основ ценообразования № 406 величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 настоящего документа.

Пунктом 58 Основ ценообразования № 406 установлено, что текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.

В соответствии с пунктом 60 Основ ценообразования № 406 операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

Согласно пункту 61 Основ ценообразования № 406 базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 Основ ценообразования № 406.

Базовый уровень операционных расходов, который в соответствии с пунктом 79 Основ ценообразования № 406 относится к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, и который в соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования № 406 не подлежит ежегодной корректировке, был установлен Министерством для АО «КТК» в 2016 году в размере 10 708,40 тыс. руб. При этом ремонтные расходы были учтены органом регулирования для АО «КТК» на 2016 год в размере 4 916,60 тыс. руб. по следующим основаниям.

Пунктом 40 Основ ценообразования № 406 определено, что в составе ремонтных расходов учитываются:

а) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;

б) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;

в) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.

С учетом положений пункта 24 Методических указаний № 1746-э при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

Согласно пункту 2 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 (далее – Правила № 641), проект производственной программы разрабатывается регулируемой организацией и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 5 Правил № 641 производственная программа содержит, в том числе перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по снижению потерь воды при транспортировке.

На основании вышеизложенного, Министерство ежегодно формирует перечень мероприятий ремонтных работ исходя из предложения регулируемой организации и анализа экономически, технически и технологически обоснованных объемов ремонтных работ, публикуя данный перечень в разделе 2 производственной программы, утвержденной на очередной период регулирования тарифов.

При формировании ремонтных расходов на 2016 год в размере 4 916,60 тыс. руб. орган регулирования исходил из низкого уровня фактического выполнения ремонтных мероприятий за 2014-2015 годы (согласно данным Министерства, процент выполнения ремонтных работ в части питьевого водоснабжения за 2014 год составил 34,44 %, за 2015 год – 3,78 %), а также ограничения индекса роста платы граждан.

Орган регулирования также обращает внимание на то, что в изначальной тарифной заявке (от 30.04.2015 № 166/2234) на 2016 год регулируемой организацией была заявлена сумма расходов на выполнение ремонтных работ в размере 5 171,56 тыс. руб. с приложением перечня мероприятий и планируемых сумм их выполнения. При этом дополнительным пакетом документов (от 19.10.2015) расходы на ремонтные работы на 2016 год были заявлены АО «КТК» в большем размере – 15 540,19 тыс. руб., с приложением того же перечня мероприятий и одного нового ремонтного мероприятия, а также увеличенными размерами сумм планируемых к выполнению ремонтных работ.

Министерство обращает внимание на то, что указанный рост заявленных АО «КТК» требований по статье «Ремонт» на 2016 год с 5 171,56 тыс. руб. до 15 540,19 тыс. руб. не был подтвержден регулируемой организацией документально, а именно отсутствовали акты обследования объектов водоснабжения, проведенные регулируемой организацией в период с май по октябрь 2015 года на предмет наличия больших объемов повреждений (например, переломов, утечек), отсутствовали локальные сметные расчеты на увеличенные суммы.

Вместе с тем, регулируемой организацией не оспаривались утвержденные Министерством ремонтные расходы на 2016 год ни в досудебном, ни в судебном порядке.

Ремонтные расходы на 2017 и 2018 годы определялись органом регулирования исходя из положений пункта 60 Основ ценообразования № 406, то есть посредством индексации базового уровня операционных расходов на индекс эффективности операционных расходов, индекс изменения количества активов и индекс потребительских цен, определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Пунктом 16 Основ ценообразования № 406 определено, что при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю.

В соответствии с пунктами 30 и 31 Правил № 641 контроль за выполнением производственных программ осуществляется уполномоченным органом и включает:

а) контроль сроков исполнения графиков реализации мероприятий производственных программ;

б) контроль плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения;

в) контроль финансирования мероприятий, предусмотренных производственными программами по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий по снижению потерь воды при транспортировке;

г) проведение проверок хода реализации производственных программ, в том числе мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий по снижению потерь воды при транспортировке.

Таким образом, руководствуясь положениями пункта 16 Основ ценообразования № 406 и пунктами 30, 31 Правил № 641, органом регулирования по результатам контрольных мероприятий и анализа представленной АО «КТК» отчетности о выполнении производственной программы за предыдущий период регулирования (2016-2018 гг.) выявлено, что регулируемой организацией по статье «Ремонты» ежегодно не выполнялись финансовые обязательства, учтенные органом регулирования в составе необходимой валовой выручки АО «КТК».

Так, за 2016 год Заявителем не выполнено ремонтных работ на сумму 3 142,63 тыс. руб., за 2017 год – 1 671,38 тыс. руб., за 2018 год – 2 058,55 тыс. руб. Итого за прошлый долгосрочный период регулирования 2016-2018 гг. в соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 406 исключению подлежала сумма в размере 6 872,56 тыс. руб.

При этом экономически необоснованные доходы за 2016 год, полученные Заявителем в результате неисполнения ремонтных мероприятий, утвержденных в производственной программе на 2016 год, были исключены органом регулирования из состава необходимой валовой выручки АО «КТК» 2017 года в размере 308,85 тыс. руб. (на основании ожидаемых фактических показателей за 2016 год), из состава необходимой валовой выручки 2019 года в размере 886,68 тыс. руб. и из состава необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2020 год в размере 1 533,81 тыс. руб.

Экономически необоснованные доходы, полученные Заявителем в результате неисполнения ремонтных мероприятий, утвержденных в производственной программе на 2017-2018 годы, а также оставшаяся сумма за 2016 год в размере 413,29 тыс. руб. планируются органом регулирования к исключению начиная с 2021 года равномерными и частичными долями, с целью недопущения резкого изменения тарифов.

В свою очередь, АО «КТК» не согласно с тем, что органом регулирования при установлении тарифов на 2019-2023 годы не была учтена компенсация расходов на ремонтные работы, превышающие стоимость утвержденных разделом 2 производственной программы на 2016-2018 гг. ремонтных мероприятий и дополнительно выполненных ремонтных мероприятий, обусловленных производственной необходимостью общей стоимостью 14 871,14 тыс. руб. (за 2016 год – 7 368,52 тыс. руб., за 2017 год – 3 655,31 тыс. руб., за 2018 год – 3 847,31 тыс. руб.).

В обоснование заявленных требований регулируемая организация представила в материалах тарифных дел, а также в ФАС России расчеты неучтенных органом регулирования сумм на ремонтные расходы за 2016-2018 года в разбивке по мероприятиям (учтенным в производственной программе и дополнительным), обосновывающие документы, в том числе договоры и акты выполненных работ, акты списания, счета-фактуры, дефектные ведомости, отчеты по проводкам, авизо, акты обследования.

Министерством данные суммы в составе необходимой валовой выручки 2020 года не учтены по следующим основаниям.

На первый долгосрочный период регулирования 2016-2018 гг. органом регулирования были утверждены производственные программы, содержащие перечень плановый мероприятий по ремонтам объектов централизованных систем водоснабжения.

Орган регулирования обращает внимание на то, что мероприятия ремонтных работ планируются и формируются АО «КТК» ежегодно в тарифных заявках текущего года при подаче документов в орган регулирования для расчета тарифов на следующий период регулирования.

Таким образом, перечень мероприятий ремонтных работ публикуются Министерством ежегодно с учетом заявления регулируемой организации и сумм финансовых средств, предусмотренных в тарифе.

Согласно пункту 17 Правил № 641 корректировка производственной программы осуществляется регулируемой организацией в случае изменения условий реализации мероприятий производственной программы, ведущих к росту расходов на их реализацию, в том числе в случае изменения законодательства Российской Федерации, влияющего на условия реализации производственной программы.

Регулируемая организация представляет в уполномоченный орган проект измененной производственной программы (производственную программу в новой редакции), который должен содержать предложения о включении в производственную программу новых мероприятий, о переносе сроков реализации мероприятий производственной программы и об изменении стоимости этих мероприятий, а также материалы и документы, обосновывающие необходимость корректировки производственной программы.

Рассмотрение и утверждение уполномоченным органом предложений регулируемой организации о внесении изменений в производственную программу осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 8-11 Правил № 641.

Пунктом 18 Правил № 641 установлено, что при корректировке производственной программы, предполагающей увеличение финансовых потребностей, необходимых для ее реализации, указанные финансовые потребности учитываются при установлении тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования № 406.

Таким образом, положениями пунктов 17 и 18 Правил № 641 предусмотрена процедура корректировки мероприятий производственных программ, в связи с чем у регулируемой организации есть возможность скорректировать запланированные ранее мероприятия, тем самым свести к минимуму возможное невыполнение утвержденных производственной программой мероприятий ремонтных работ. Однако со стороны АО «КТК» заявлений о корректировке производственных программ в установленном законодательством порядке в адрес Министерства не поступало.

Министерство обращает внимание на то, что при утверждении Министерством перечня мероприятий ремонтных работ на второй и третий год первого долгосрочного периода регулирования (2017-2018 гг.) органом регулирования были направлены в адрес АО «КТК» запросы в части обоснования ремонтных расходов под предусмотренные суммы, однако регулируемой организацией перечень ремонтных мероприятий на 2017 год был представлен АО «КТК» письмом от 06.06.2017 № 166/3969, то есть только в середине регулируемого периода.

Орган регулирования также указывает на то, что аналогичная ситуация по формированию перечня мероприятий ремонтных работ сложилась и в последующие периоды регулирования (2018-2019 гг.), что, по мнению Министерства, свидетельствует о том, что регулируемая организация, находясь в регулируемом периоде, не может сформировать конкретный перечень мероприятий по ремонтным работам, тем самым подтверждая полное отсутствие планирования на предприятии.

Кроме того, орган регулирования отмечает, что среди обосновывающих материалов на 2020 год, представленных АО «КТК» письмом от 29.04.2019 № 004/3/2833, регулируемой организацией направлены документы, подтверждающие заявленные ремонтные расходы, не учтенные органом регулирования в предыдущие периоды регулирования, в которых отсутствуют предписания надзорных органов за 2016-2018 гг.

В этой связи, ввиду отсутствия со стороны регулируемой организации ежегодного планирования ремонтных работ, некачественного обследования сетей, насосных станций, скважин и иных объектов основных средств, приводящих к некорректному планированию и эксплуатации объектов, а также ввиду отсутствия в материалах тарифного дела предписаний надзорных органов за 2016-2018 годы органом регулирования не признаны обоснованными и не учтены заявленные АО «КТК» расходы на ремонтные работы за 2016-2018 гг. в размере 14 871,14 тыс. руб.

Комиссия отмечает, что при принятии тарифного решения в отношении АО «КТК» на 2020 год в распоряжении Министерства находились письма ФАС России от 28.03.2019 № ВК/24723/19 и от 01.07.2019 № ВК/55582/19, разъясняющие порядок учета фактических затрат на ремонтные работы, не предусмотренных утвержденными плановыми мероприятиями, в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации, согласно которым ФАС России был дан ответ о том, что величина, учитывающая результаты деятельности регулируемой организации до начала очередного долгосрочного периода регулирования, учитывается в необходимой валовой выручке, определяемой на i-й год на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в порядке, предусмотренном пунктами 90, 91, 95 Методических указаний № 1746-э (величина, определяемая на i-й год и учитывающая результаты деятельности регулируемой организации до начала очередного долгосрочного периода регулирования, в том числе до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования в формуле (38) Методических указаний № 1746-э в действующей на момент принятия тарифного решения редакции) в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406, и может включать в себя фактически понесенные регулируемой организацией расходы на выполнение аварийных ремонтов на объектах централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и расходы, обусловленные исполнением предписаний надзорных органов в случае их экономической обоснованности и документального подтверждения.

Таким образом, расходы на ремонтные работы, понесенные регулируемой организацией в предыдущем периоде регулирования, и не утвержденные в составе мероприятий производственной программы, подлежат учету в составе необходимой валовой выручки данной организации, утверждаемой органом регулирования на очередной период регулирования, в случае, если данные расходы понесены на выполнение аварийных ремонтов на объектах централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, а также в случае наличия ремонтных расходов, обусловленных исполнением предписаний надзорных органов в случае их экономической обоснованности и документального подтверждения.

В свою очередь, Министерством не представлено в адрес ФАС России ни в отзыве на заявление АО «КТК», ни в экспертном заключении, ни в протоколе заседания Правления Министерства по утверждению тарифов на 2020 год оснований, по которым органом регулирования ремонтные мероприятия, проведенные АО «КТК» за 2016-2018 годы, не были признаны мероприятиями, понесенными в рамках выполнения аварийных ремонтов.

Органом регулирования также не представлено подробного обоснования неучета расходов по ремонтным работам, обусловленных исполнением предписаний надзорных органов, а именно обусловленных исполнением судебных решений от 17.11.2014 и от 11.03.2015 по делу № 2-599/2014, от 10.06.2015 по делу № А29-4160/2014, выданных в отношении АО «КТК».

Кроме того, органом регулирования не учтено фактическое превышение ремонтных расходов регулируемой организации по утвержденным мероприятиям над плановыми значениями в общем размере 1 444,69 тыс. руб. по следующим мероприятиям: за 2016 год - «Перебуривание скважин с. Нившера скв № 587-э» в сумме 547,65 тыс. руб., за 2017 год - «Текущий ремонт скважин» в сумме 3,29 тыс. руб., «Перекладка водопроводных сетей с. Корткерос» в сумме 761,65 тыс. руб., «Замена ветхих водопроводных сетей (методом ГНБ в с. Корткерос)» в сумме 132,10 тыс. руб.

Обоснования не учета вышеуказанных дополнительно понесенных средств на ремонтные мероприятия, утвержденные производственной программой, также не представлены органом регулирования в ФАС России.

Вместе с тем, регулируемой организацией в адрес ФАС России направлены данные, не соответствующие друг другу. Так, согласно заявлению АО «КТК» общие фактические расходы по ремонтным работам за 2016-2018 гг. укрупнено сложились из следующих показателей: за 2016 год - текущий ремонт, капитальный ремонт, мероприятия, направленные на улучшение качества воды, мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности; за 2017 год - текущий ремонт, капитальный ремонт, мероприятия, направленные на улучшение качества воды, мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности, мероприятия по повышению качества обслуживания абонентов; за 2018 год - текущий ремонт, капитальный ремонт, мероприятия, направленные на улучшение качества воды, мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности, мероприятия по повышению качества обслуживания абонентов.

Однако исходя из данных по анализу фактических расходов за 2016-2018 гг., направленных АО «КТК» дополнительно в ФАС России, общие ремонтные расходы за указанный период сложились из следующих показателей: текущий ремонт, капитальный ремонт, расходы на оплату труда и отчисление на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе другие затраты ремонтного персонала.

При этом суммы фактически понесенных расходов на текущий и капитальный ремонт за 2016-2018 гг. в вышеуказанных материалах также не соответствуют друг другу.

Кроме того, из представленных АО «КТК» в адрес ФАС России материалов не представляется возможным однозначно установить факт наличия аварийных ремонтных работ за период 2016-2018 гг.

Вместе с тем в тарифных решениях 2016-2018 гг. АО «КТК» по оказываемой услуге холодного водоснабжения органом регулирования в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации ежегодно учитывались расходы на амортизационные отчисления в общем объеме 6 055,08 тыс. руб.

Затраты по ремонту основных фондов являются расходами по созданию амортизируемого имущества, которые не учитываются в целях налогообложения при формировании прибыли, а снижая налогооблагаемую базу принимаются к вычету посредством амортизационных отчислений после принятия к учету основного средства. Начисляемые в соответствии с правилами бухгалтерского и налогового учета амортизационные отчисления накапливаются в целях компенсации износа основных фондов, для воспроизводства и восстановления основных фондов (возмещения выбывших основных фондов).

Согласно пунктам 3.8 и 3.16 Положения о проведении планового – предупредительного ремонта на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства», утвержденного протоколом № 13-8 Госстроя РСФСР от 1 июня 1989 года и управлением жилищно-гражданского строительства Госстроя УССР от 21 сентября 1989 года № 2/329 (далее – Положение о ремонтах № 2/329), ремонтные работы по текущему ремонту, производимые в процессе капитального ремонта, осуществляются за счет амортизационных отчислений на капитальный ремонт, капитальный ремонт осуществляется за счет амортизационных отчислений, предназначенных на эти цели.

Таким образом, Комиссия отмечает, что амортизационные отчисления могут направляться АО «КТК» на реализацию мероприятий по проведению аварийно-восстановительных, текущих и капитальных ремонтных работ, что, в свою очередь, не нарушает положений Основ ценообразования № 406, Методических указаний № 1746-э, Налогового кодекса и бухгалтерского учета.

Кроме того, в процессе заседания Комиссии Министерство обратило внимание на то, что расходы на аварийно-восстановительные работы для АО «КТК» были учтены органом регулирования в составе иных статей затрат.

На основании вышеизложенного, Комиссия считает целесообразным предписать Министерству провести дополнительный анализ обосновывающих материалов, в случае необходимости запросив дополнительно у АО «КТК», подтверждающих проведение аварийных ремонтных мероприятий на объектах централизованных систем водоснабжения за 2016-2018 годы, анализ утвержденных и фактически понесенных амортизационных отчислений АО «КТК» за указанный период, а также иных статей затрат, в составе которых органом регулирования были учтены расходы на аварийные ремонтные работы, по итогам которого учесть в составе необходимой валовой выручки АО «КТК» 2020-2023 гг. в случае достаточного экономического обоснования и документального подтверждения со стороны АО «КТК» расходы на проведенные аварийные ремонтные работы и работы, выполненные во исполнение судебных решений, которые не могли быть покрыты за счет амортизационных отчислений и иных статей затрат, в составе которых были учтены ремонтные расходы за период 2016-2018 гг., при этом также провести анализ расходов по ремонтным работам, утвержденным в производственных программах 2016-2017 гг. и выполненным АО «КТК» на большую сумму, по итогам которого учесть понесенные регулируемой организацией затраты в экономически обоснованном и подтвержденном размере в составе необходимой валовой выручки АО «КТК» 2020-2023 гг.

Комиссия также отмечает, что иные расходы по ремонтным работам, проведенным регулируемой организацией не в рамках аварийных ремонтных мероприятий и не утвержденным в перечне мероприятий производственных программ на 2016-2018 гг., не подлежат учету в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации на основании положений Основ ценообразования № 406, Методических указаний № 1746-э, а также Правил № 641.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора (разногласий) между АО «Коми тепловая компания» и Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (исх. от 05.02.2020 № 006/0633, вх. от 14.02.2020 рег. № 27438-ЭП/20), Комиссия от 18.05.2020 № 1:

РЕШИЛА:

1. Частично удовлетворить требования, указанные в заявлении по рассмотрению спора (разногласий) между АО «КТК» и Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (исх. от 05.02.2020 № 006/0633, вх. от 14.02.2020 рег. № 27438-ЭП/20).

2. Органу исполнительной власти Республики Коми в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения в срок до 01.07.2020 (включительно) провести дополнительный анализ обосновывающих материалов, в случае необходимости запросив дополнительно у АО «КТК», подтверждающих проведение аварийных ремонтных мероприятий на объектах централизованных систем водоснабжения за 2016-2018 гг., анализ утвержденных и фактически понесенных амортизационных отчислений АО «КТК» за указанный период, а также иных статей затрат, в составе которых органом регулирования были учтены расходы на аварийные ремонтные работы, по итогам которого учесть в составе необходимой валовой выручки АО «КТК» 2020-2023 гг. в случае достаточного экономического обоснования и документального подтверждения со стороны АО «КТК» расходы на проведенные аварийные ремонтные работы и работы, выполненные во исполнение судебных решений, которые не могли быть покрыты за счет амортизационных отчислений и иных статей затрат, в составе которых были учтены ремонтные расходы за период 2016-2018 гг., при этом также провести анализ расходов по ремонтным работам, утвержденным в производственных программах 2016-2017 гг. и выполненным АО «КТК» на большую сумму, по итогам которого учесть понесенные регулируемой организацией затраты в экономически обоснованном и подтвержденном размере в составе необходимой валовой выручки АО «КТК» 2020-2023 гг. Подробный анализ отразить в экспертном заключении.

3. Органу исполнительной власти Республики Коми в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения в срок до 01.07.2020 (включительно) произвести корректировку необходимой валовой выручки АО «КТК» на 2020 год в части оказываемых услуг холодного водоснабжения в случае выявления экономически обоснованных расходов, неучтенных Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми при принятии тарифного решения, по результатам анализа, предписанного пунктом 2 резолютивной части настоящего решения.

      1. Органу исполнительной власти Республики Коми в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения в срок до 01.07.2020 принять и ввести в действие решение о корректировке тарифа на холодное водоснабжение АО «КТК» на 2020 год с учетом положений Основ ценообразования № 406, а также пунктов 2-3 резолютивной части настоящего решения.

      2. Органу исполнительной власти Республики Коми в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения учесть при установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения для АО «КТК» на 2021-2023 гг. экономически обоснованные расходы, неучтенные в составе необходимой валовой выручки и тарифа на холодное водоснабжение АО «КТК» 2020 года.

      3. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Коми в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, предписанного настоящим решением, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

решений об установлении (корректировке) цен (тарифов) в сфере холодного водоснабжения, принятие которых предписывается настоящим решением;

протоколов заседания правления органа исполнительной власти Республики Коми в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения, на которых принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

экспертных заключений по делу об установлении (корректировке) тарифов для АО «КТК» цен (тарифов) в сфере холодного водоснабжения, в которых подробно отражены результаты исполнения настоящего решения.

7.   Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении АО «КТК» (исх. от 05.02.2020 № 006/0633, вх. от 14.02.2020 рег. № 27438-ЭП/20).

 

<...>

Связанные организации

АО "Коми тепловая компания"
ИНН 1101205461, ОГРН 1041100412682
Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми
ИНН 1101160161, ОГРН 1171101008583