Предписание №СП/94258/22 Предписание по результатам плановой выездной документарной п... от 13 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной документарной проверки в отношении Комитета по тарифам Республики Алтай (далее – Комитет, орган регулирования) (приказ ФАС России от 24.09.2021 № 1024/21) (продлена приказом ФАС России от 26.10.2021 № 1182/21 «О продлении срока проведения плановой выездной документарной проверки»), Акт проверки Инспекции ФАС России от 29.11.2021 № 132/21, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении тарифов на услуги водоснабжения для Муниципального унитарного предприятия «Кристалл» муниципального образования «Майминский Район» (далее – МУП «Кристалл», регулируемая организация) на 2019-2021 гг.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее - Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила регулирования № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

Согласно пункту 26 Правил регулирования № 406 экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов;

е) анализ соответствия собственника или иного законного владельца водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них критериям отнесения к транзитным организациям.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании МУП «Кристалл» МО «Майминский район», в том числе представленных экспертных заключений Комитета по тарифам Республики Алтай (далее – Комитет, орган регулирования) по установлению тарифов МУП «Кристалл» МО «Майминский район» на 2019 - 2021 годы, ФАС России установлено следующее.

Тарифы для МУП «Кристалл» в сфере водоснабжения установлены с применением метода индексации необходимой валовой выручки, при этом 2019 год является первым годом долгосрочного периода регулирования 2019-2022 гг.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ) и тарифы, установленные Комитетом для МУП «Кристалл» МО «Майминский район» на 2019-2021 гг., отражены в таблице:

Поселение

Показатели

Годы

2019

2020

2021

Майминское сельское поселение

НВВ, тыс. руб.

23 718,48

24 318,08

25 039,01

Базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов

20 549,82

20 954,65

21 491,09

Метод установления тарифов

индексация

индексация

индексация

НПА об установлении тарифов (реквизиты)

28.11.2018

46/1

06.11.2019

23/2

11.12.2020

39/24

Размер установленных тарифов (руб./м3)

38,21;

40,36

40,36;

41,53

41,53;

42,79

Прочие сельские поселения (Кызыл-Озекское, Бирюлинское, Манжерокское, Соузгинское, Усть-Мунинское)

НВВ, тыс. руб.

5 981,07

6 083,13

6 216,56

Базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов

5 019,79

5 118,68

5 249,72

Метод установления тарифов

индексация

индексация

индексация

НПА об установлении тарифов (реквизиты)

28.11.2018

46/1

06.11.2019

23/2

11.12.2020

39/24

Размер установленных тарифов (руб./м3)

37,96;

42,23

42,23;

42,47

42,47;

44,08

1. Базовый уровень операционных расходов.

В соответствии с пунктом 60 Основ ценообразования № 406 операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

При определении операционных расходов на год долгосрочного периода регулирования, не вошедший в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

В соответствии с пунктом 61 Основ ценообразования № 406 базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э.

1.1 Расходы на горюче-смазочные материалы (ГСМ).

Органом регулирования в составе базового уровня операционных расходов на 2019 год МУП «Кристалл» МО «Майминский район» учтены расходы по данной статье в следующем размере:

Показатель

Заявлено

МУП «Кристалл»

МО «Майминский район»

Учтено Комитетом

Майминское сельское поселение

Расходы на ГСМ, тыс. руб.

369,84

392,16

Прочие сельские поселения

Расходы на ГСМ, тыс. руб.

97,72

181,81

Согласно подпункту «а» пункта 39 Основ ценообразования № 406 расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение учитываются в составе производственных расходов.

Пунктом 50 Основ ценообразования № 406 установлено, что расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.

Согласно письменным пояснениям Комитета, по статье «Расходы на приобретение сырья, материалов и их хранение» затраты в сумме 343,22 тыс. руб. перераспределены в состав расходов «Расходы на приобретение материалов» в составе ремонтных расходов.

ФАС России отмечает, что, исходя из дополнительно представленных материалов и сведений невозможно определить корректность расчета расходов по статье затрат «Расходы на горюче-смазочные материалы» в соответствии с требованиями пункта 50 Основ ценообразования № 406 и принципа перераспределения расходов между статьями затрат, произведенных Комитетом.

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Расходы на горюче-смазочные материалы» подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания с отражением анализа в экспертном заключении в соответствии с пунктом 26 Правил регулирования № 406 с указанием документов, на основании которых принималось решение. В случае не подтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

2. Корректировка долгосрочного тарифа.

Порядок корректировки НВВ установлен разделом VII Методических указаний № 1746-э.

Согласно пункту 90 Методических указаний № 1746-э в целях корректировки долгосрочного тарифа, установленного с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 406 орган регулирования тарифов ежегодно уточняет необходимую валовую выручку регулируемой организации на следующий i-й год долгосрочного периода регулирования (начиная со второго года долгосрочного периода регулирования) с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, а также с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

Корректировка необходимой валовой выручки и тарифов, установленных с применением метода индексации, осуществляется по формуле (32):

 

 

 

где:

- необходимая валовая выручка на год i долгосрочного периода регулирования, определяемая с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, а также с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, тыс. руб.;

- скорректированная величина операционных расходов на год i долгосрочного периода регулирования, определяемая исходя из актуальных значений параметров расчета тарифов (прогнозных показателей, определенных в подпункте «в» пункта 16 Методических указаний № 1746-э) в соответствии с формулой (39) Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- скорректированная величина уровня неподконтрольных расходов на год i долгосрочного периода регулирования, определяемая в соответствии с пунктами 49 и 88 Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- скорректированная величина расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды на год i долгосрочного периода регулирования, определяемая в соответствии с формулой (39.1) Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- скорректированная величина нормативной прибыли на год i долгосрочного периода регулирования, определяемая в соответствии с пунктом 86 Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- скорректированная величина амортизации на год i долгосрочного периода регулирования, определяемая в соответствии с пунктом 28 Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- скорректированная величина расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации на год i долгосрочного периода регулирования, определяемая в соответствии с пунктом 86(1) Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- величина отклонения показателя ввода объектов системы водоснабжения и (или) водоотведения в эксплуатацию и изменения инвестиционной программы, рассчитанная в соответствии с формулой (35) Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы при недостижении регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, рассчитанная в соответствии с формулой (36) Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- величина изменения необходимой валовой выручки в году i, проводимого в целях сглаживания, определенная при корректировке тарифа на каждый год долгосрочного периода регулирования, где i1 - последний год долгосрочного периода регулирования, i0 - первый год долгосрочного периода регулирования, рассчитанная в соответствии с пунктом 42 Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам деятельности прошлых периодов регулирования, а также осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, определяемая в соответствии с формулой (33) Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях Комитета на 2020-2021 гг. в разделе «Корректировка долгосрочного тарифа» органом регулирования отражена некорректная формула корректировки НВВ, не соответствующая действующей на момент принятия тарифных решений на 2020-2021 годы редакции Методических указаний № 1746-э.

В этой связи Комитету необходимо произвести расчет корректировки долгосрочного тарифа при утверждении тарифов на водоснабжение МУП «Кристалл» на 2020-2021 гг. в соответствии с действующей редакцией Методических указаний № 1746-э, отразив результаты в экспертном заключении органа регулирования.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Комитет по тарифам Республики Алтай нарушившим положения пункта 50 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, пункта 90 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э, пункта 26 Правил установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.

2. Органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в водоснабжении и водоотведении устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку МУП «Кристалл» МО «Майминский район» и отобразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 26 Правил установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки МУП «Кристалл» МО «Майминский район», по статьям затрат:

- «Расходы на горюче-смазочные материалы» на 2019-2021 гг.;

- «Корректировка долгосрочного тарифа» на 2020-2021 гг.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в водоснабжении пересмотреть базовый уровень операционных расходов МУП «Кристалл» МО «Майминский район», а также величину необходимой валовой выручки МУП «Кристалл» МО «Майминский район» на 2019-2022 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э, и настоящего предписания, отразив соответствующие анализ и расчеты в экспертном заключении на основании пункта 26 Правил регулирования № 406.

4. По результатам исполнения пунктов 2,3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах водоснабжения и водоотведения не позднее 20.11.2022 при необходимости исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки МУП «Кристалл» МО «Майминский район» 2019-2022 гг. и пересмотреть (установить) тарифы в сфере водоснабжения на 2022-2023 гг., обеспечив введение в действие с 01.12.2022 в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении тарифов в сфере водоснабжения для МУП «Кристалл» МО «Майминский район», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Комитет по тарифам Республики Алтай
ИНН 0411087777, ОГРН 1020400756925
Алтайское республиканское УФАС России
ИНН 0411073679, ОГРН 1020400754890