Предписание №СП/80455/23 ПРЕДПИСАНИЕ Государственной жилищной инспекции об устранении... от 3 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

29 сентября 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее — Комиссия) , рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Государственной жилищной инспекции Республики Ингушетия, в том числе акт проверки ФАС России от 30.03.2023 № 14/23 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 13.03.2023 № 123/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Республики Ингушетия в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Ингушэнерго» на 2023 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178
«О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания
№ 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 13.03.2023 № 123/23 проверка проводилась в отношении установленных на 2023 год тарифов и первого года долгосрочного периода регулирования.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Республики Ингушетия (далее – РЭК Республики Ингушетия) от 30.12.2016 № 18
«Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории Республики Ингушетия, на 2017 год» в отношении филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Ингушэнерго» (далее – Регулируемая организация, «Ингушэнерго») установлены долгосрочные параметры регулирования на 2017-2027 годы с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – НВВ), в том числе базовый уровень подконтрольных расходов в размере 416,55 млн. руб.

Приказом ФАС России от 17.03.2017 № 349/17 указанное постановление отменено в связи с утверждением тарифов в отсутствие согласования с
ФАС России превышения установленного предельного максимального уровня.

Во исполнение данного приказа постановлением РЭК Республики Ингушетия от 30.03.2017 № 02 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории Республики Ингушетия, на 2017 год» в отношении «Ингушэнерго» установлены долгосрочные параметры регулирования на 2017-2021 годы с применением метода долгосрочной индексации НВВ, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов в размере 416,55045 млн. руб.

Постановлением РЭК Республики Ингушетия от 29.06.2018 № 5
«О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Республики Ингушетия от 30.12.2016 № 18 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории Республики Ингушетия, на 2017 год» установлены долгосрочные параметры регулирования на 2017-2027 годы с применением метода долгосрочной индексации НВВ, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов в размере 416,55 млн. руб.

ФАС России приказом от 29.10.2018 № 1472/18 действие указанных долгосрочных параметров регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки согласовано на период до 31 декабря 2027 года.

НВВ Регулируемой организации без учета оплаты потерь на 2023 год утверждена приказом Госжилинспекции Республики Ингушетия (далее – Госжилинспекция Республики Ингушетия, Орган регулирования) от 25.11.2022
№ 56-П «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории Республики Ингушетия и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования территориальных сетевых организаций» в размере 2 439 696,03 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела на 2023 год в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе Заключение экспертной группы Госжилинспекции Ингушетии по вопросу утверждения тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории Республики Ингушетия и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования территориальных сетевых организаций (далее – Экспертное заключение на 2023 год), а также возражения Органа регулирования в отношении Акта проверки, направленные письмом от 06.05.2023 № 02-32/450 (рег. От 10.05.2023
№ 69418-ЭП/23) (далее – Возражения), в том числе дополнение к Экспертному заключению на 2023 год.

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Требование к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за
2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Экспертное заключение на 2023 год и дополнение к Экспертному заключению на 2023 год не соответствуют требованиям пункта 23 Правил № 1178, а именно не содержат:

- анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

- анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

- анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Расходы сверх данной цены не могут быть признаны экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике» к общим принципам организации экономических отношений в сфере электроэнергетики относится в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

Орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных Регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат.

Экспертное заключение на 2023 год и дополнение к Экспертному заключению на 2023 год не содержат анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат в соответствии с пунктами 5, 29, 31 Основ ценообразования № 1178 и пунктом 23 Правил № 1178.

 

2. Первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования

Базовый уровень подконтрольных расходов 2017 года установлен Органом регулирования в размере 416 550,45 тыс. руб.

Долгосрочные параметры регулирования на 2017-2027 годы утверждены в следующих размерах.

 

Наименование сетевой организации

Год

Базовый уровень подконтрольных расходов

Индекс эффективности подконтрольных расходов

Коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов

Величина технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям)

Уровень надежности реализуемых товаров (услуг)

Уровень качества реализуемых товаров (услуг)

Показатель уровня качества осуществляемого технологического присоединения к сети

Показатель уровня качества обслуживания потребителей услуг

млн. руб.

%

%

%

 

 

 

Филиал ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ингушэнерго»

2017

416,55

1

75

20,95

0,0076

1

0,8975

2018

X

1

75

22,10

0,0075

1

0,8975

2019

X

1

75

24,46

0,0074

1

0,8975

2020

X

1

75

22,51

0,0072

1

0,8975

2021

X

1

75

19,71

0,0071

1

0,8975

2022

X

1

75

19,57

0,007

1

0,8975

2023

X

1

75

19,34

0,0069

1

0,8975

2024

X

1

75

19,34

0,0068

1

0,8975

2025

X

1

75

19,34

0,0067

1

0,8975

2026

X

1

75

19,34

0,0067

1

0,8975

2027

X

1

75

19,34

0,0067

1

0,8975

 

Согласно пункту 38 Основ ценообразования № 1178 уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации устанавливается на каждый последующий год долгосрочного периода регулирования равным уровню потерь, установленному на первый год долгосрочного периода регулирования.

Как следует из Возражений, уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации установлен в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178 с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 38(1) Основ ценообразования № 1178, для территориальных сетевых организаций, функционирующих на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков, указанных в приложении № 3 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172.

Вместе с тем расчет уровня потерь электрической энергии на 2017-2027 годы в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178 в Возражениях и дополнении к Экспертному заключению на 2023 год не представлен.

Экспертное заключение на 2017 год и истребованные письмом от 14.03.2023
№ 31/18018/23 документы в части первого (базового) года долгосрочного периода регулирования Госжилинспекцией Республики Ингушетия на обозрение
ФАС России не предоставлены.

Таким образом, ФАС России не представляется возможным определить экономическую обоснованность установленных Органом регулирования долгосрочных параметров регулирования, в том числе базового уровня подконтрольных расходов 2017 года.

Учитывая вышеизложенное, Госжилинспекции Республики Ингушетия необходимо произвести и отразить подробные расчеты уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178, базового уровня подконтрольных расходов 2017 года, индекса эффективности подконтрольных расходов и коэффициента эластичности подконтрольных расходов по количеству условных единиц в соответствии с положениями Методических указаний № 421-э с отражением анализа исходных данных и компонентов для расчетов, с указанием на документы (обосновывающие материалы) Регулируемой организации в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178.

Расходы, включенные в состав базового уровня подконтрольных расходов 2017 года, постатейно подлежат дополнительному экономическому анализу с отражением перечня документов (обосновывающих материалов), подтверждающих принятые суммы затрат, в соответствии с пунктами 5, 29, 31 Основ ценообразования № 1178 и пунктом 23 Правил № 1178.

 

3. Подконтрольные расходы на 2023 год

Подконтрольные расходы на 2023 год учтены Органом регулирования в размере 525 599,31 тыс. руб.

Фактические подконтрольные расходы за 2021 год составили 462 533,42 тыс. руб.

Учитывая, что подконтрольные расходы на очередной год долгосрочного периода регулирования рассчитываются в соответствии с пунктом 11, формулой 2 Методических указаний № 98-э исходя из подконтрольных расходов, учтенных в базовом или i-1 году долгосрочного периода регулирования, расходы по данной статье затрат на 2023 год подлежат дополнительному экономическому анализу.

Госжилинспекции Республики Ингушетия необходимо произвести и отразить расчет подконтрольных расходов с указанием исходных данных и компонентов для расчетов, а также перечня документов (обосновывающих материалов), подтверждающих принятые суммы затрат, в соответствии с пунктом 23 Правил
№ 1178.

 

4. Неподконтрольные расходы на 2023 год

Неподконтрольные расходы на 2023 год учтены Органом регулирования в размере 760 494,82 тыс. руб.

Неподконтрольные расходы на 2023 год заявлены Регулируемой организацией в размере 760 494,82 тыс. руб.

Фактические неподконтрольные расходы за 2021 год, как указано в дополнении к Экспертному заключению на 2023 год, составили 723 701,26 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в соответствии с данными шаблона PEREDACHA.M2023 указанная величина является учтенной на 2021 год, а не фактически сложившейся. Как следствие, суммы фактических затрат по статьям неподконтрольных расходов, указанные в дополнении к Экспертному заключению на 2023 год, являются некорректными.

В Экспертном заключении на 2023 год и Возражениях отсутствует анализ фактически понесенных в последнем отчетном периоде регулирования и признанных Органом регулирования экономически обоснованными расходов Регулируемой организации по статьям затрат в соответствии с пунктами 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пунктом 23 Правил № 1178.

Таким образом, Органу регулирования необходимо произвести и отразить постатейный анализ фактических неподконтрольных расходов за 2021 год.

Учитывая, что Госжилинспекцией Республики Ингушетия неподконтрольные расходы на 2023 год постатейно приняты на уровне заявленных «Ингушэнерго», фактические расходы за 2021 год – на уровне учтенных на 2021 год, а также принимая во внимание отсутствие в Экспертном заключении на 2023 год и дополнении к Экспертному заключению на 2023 год анализа экономической обоснованности учтенных затрат, проведенного Органом регулирования, в том числе расшифровок принятых расходов, указаний на нормативные правовые акты и принятые в обоснование расходов документы «Ингушэнерго», а также произведенных Госжилинспекцией Республики Ингушетия расчетов, ФАС России не представляется возможным определить экономическую обоснованность учтенных на 2023 год неподконтрольных расходов и соблюдение Органом регулирования принципа баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, предусмотренного частью 1 статьи 20 Федерального закона № 35-ФЗ.

Таким образом, неподконтрольные расходы постатейно подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

4.1. Амортизация ОС

Расходы на амортизацию основных средств на 2023 год учтены Органом регулирования в размере 172 769,00 тыс. руб.

Расходы на амортизацию основных средств на 2023 год заявлены Регулируемой организацией в размере 172 769,00 тыс. руб.

Фактические расходы на амортизацию основных средств за 2021 год, как указано в дополнении к Экспертному заключению на 2023 год, составили 197 792,00 тыс. руб.

Включение расходов на амортизацию в состав НВВ предусмотрено подпунктом 7 пункта 18 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Учитывая вышеизложенное, со стороны Регулируемой организации в Орган регулирования должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной переоценки.

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

В соответствии с приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н
«Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

ФАС России отмечает, что расходы на амортизацию по планируемым к вводу основным средствам не подлежат учету в НВВ регулируемых организаций.

Экспертное заключение на 2023 год и дополнение к Экспертному заключению на 2023 год не содержат пообъектный расчет расходов на амортизацию в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178.

В составе приложений к Возражениям представлен пообъектный расчет амортизационных отчислений, произведенный «Ингушэнерго». При этом в материалах тарифного дела не содержится полный перечень инвентарных карточек и актов ввода-вывода объектов основных средств.

ФАС России указывает на применение различных сроков полезного использования в отношении объектов, отнесенных к одним и тем же амортизационным группам.

Расчет амортизационных отчислений произведен в том числе по мероприятиям по реконструкции сети, модернизации средств учета электроэнергии, установке приборов учета, технологическому присоединению энергопринимающих устройств и пр., которые не являются основными средствами.

ФАС России отмечает, что Орган регулирования должен проводить анализ экономической обоснованности заявленных Регулируемой организацией расходов, производить соответствующие расчеты и отражать их результаты в экспертном заключении, указывая документы (обосновывающие материалы) Регулируемой организации, подтверждающие принятые суммы затрат, в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

  1. 4.2. Налоги

Расходы на уплату налогов на 2023 год учтены Органом регулирования в размере 11 636,57 тыс. руб.

Расходы на уплату налогов на 2023 год заявлены Регулируемой организацией в размере 11 636,57 тыс. руб.

Фактические расходы на аренду за 2021 год, как указано в дополнении к Экспертному заключению на 2023 год, составили 17 912,76 тыс. руб.

Согласно дополнению к Экспертному заключению на 2023 год по данной статье затрат учтены расходы на уплату налога на землю, налога на имущество, транспортного налога, экологических платежей; госпошлины за техосмотр, регистрацию автомобилей и прав собственности на имущество; платы за использование радиочастотного спектра, прочей госпошлины.

Расходы на уплату налога на землю в размере 37,33 тыс. руб. учтены Органом регулирования на уровне ожидаемого факта за 2022 год.

ФАС России отмечает, что указанный подход не предусмотрен положениями Основ ценообразования № 1178.

Земельный налог является расчетной величиной и определяется в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

Расходы на уплату транспортного налога в размере 158,89 тыс. руб. определены с учетом управленческих расходов на основании расчета Регулируемой организации. При этом материалы тарифного дела не содержат документальное обоснование необходимости учета расходов на уплату налога, в том числе налоговые декларации за последний отчетный период.

Согласно дополнению к Экспертному заключению на 2023 год расходы на экологические платежи утверждены на основании пояснительной записки по обоснованию затрат и расчета затрат (том № 38.4 тарифной заявки).

Как указано в скорректированной пояснительной записке по обоснованию затрат к статье «Платежи за негативное воздействие на окружающую среду» филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Ингушэнерго» на 2023 год, расчет планируемых затрат произведен исходя из средней стоимости услуг/материалов (среднеарифметического значения трех коммерческих предложений).

В материалах тарифного дела документальное обоснование необходимости учета затрат на платежи за негативное воздействие на окружающую среду не представлено. ФАС России отмечает, что коммерческие предложения не имеют отношения к плате за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем не могут быть приняты в обоснование учтенных Госжилинспекцией Республики Ингушетия расходов в размере 74,03 тыс. руб.

Расходы на уплату госпошлины: регистрация прав собственности на имущество в размере 44,00 тыс. руб. определены на основании пояснительной записки по обоснованию затрат и расчета затрат, представленных в томе № 38.6 тарифного дела.

Как указано в данной пояснительной записке Регулируемой организации, в 2023 году планируется осуществить государственную регистрацию права собственности на 2 возведенных объекта после их ввода в эксплуатацию.

ФАС России отмечает, что учет расходов на уплату госпошлины за государственную регистрацию планируемых к вводу в эксплуатацию объектов не предусмотрен положениями Основ ценообразования № 1178 и не может быть признан экономически обоснованным.

В части расходов на уплату сбора за пользование радиочастотным спектром ФАС России отмечает, что дополнение к Экспертному заключению на 2023 год не содержит анализ экономической обоснованности учтенных расходов в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 и пунктом 23 Правил № 1178, ссылки на принятые в обоснование документы, представленные Регулируемой организации. В материалах тарифной заявки «Ингушэнерго» обосновывающие материалы также отсутствуют. В связи с этим ФАС России не представляется возможным определить экономическую обоснованность учета расходов на уплату сбора за пользование радиочастотным спектром в размере 224,09 тыс. руб.

В обоснование учтенных в размере 80,14 тыс. руб. расходов на уплату госпошлины прочей (за получение разрешений на перевозку негабаритного груза) Госжилинспекцией Республики Ингушетия указана ссылка на пояснительную записку по обоснованию затрат и расчет, прилагаемые к тарифной заявке в составе тома № 38.5.

В отсутствие фактических расходов за 2021 год ФАС России не представляется возможным определить необходимость учета расходов на уплату госпошлины за получение разрешений на перевозку негабаритного груза.

Учитывая вышеизложенное, расходы на уплату госпошлины за государственную регистрацию прав собственности на имущество в размере 44,00 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ Регулируемой организации. В остальной части расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

  1. 4.3. Отчисления на страховые нужды

Отчисления на страховые нужды на 2023 год учтены Органом регулирования в размере 121 351,72 тыс. руб.

В связи с тем, что данная статья затрат является производной от расходов на оплату труда, включенных в состав базового уровня подконтрольных расходов 2017 года, принятого в отсутствие экономического обоснования, размер учтенных отчислений на страховые нужды также не может быть признан экономически обоснованным.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

4.4. Расходы на выполнение обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям

Расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям, на 2023 год учтены Органом регулирования в размере 154 095,00 тыс. руб.

Расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям, на 2023 год заявлены Регулируемой организацией в размере 154 095,00 тыс. руб.

Фактические расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям, за 2021 год, как указано в дополнении к Экспертному заключению на 2023 год, составили 42 076,15 тыс. руб.

Пунктом 11 Методических указаний № 98-э предусмотрен учет в НВВ на очередной период регулирования корректировки фактических расходов, признанных регулирующим органом экономически обоснованными в году i-2, на выполнение, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г.
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике», обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящихся к капитальным вложениям, определяемой до завершения долгосрочного периода регулирования, на который базовый уровень подконтрольных расходов устанавливался до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 2020 г. № 246 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 256 и пункту 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации к основным средствам (амортизируемому имуществу) относится имущество первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Таким образом, приборы коммерческого учета электрической энергии первоначальной стоимостью более 100 тыс. руб., отнесенные к основным средствам и амортизируемые, финансируются за счет капитальных вложений в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой.

Органом регулирования по данной статье затрат учтены расходы на приборы учета электрической энергии стоимостью менее 100 тыс. руб.

Количество подлежащих замене приборов учета согласно дополнению к Экспертному заключению на 2023 год составляет 6 520. Вместе с тем из планов работ Регулируемой организацией не представляется возможным определить, каким образом сложилась указанная величина.

Указанными планами работ планируется в том числе замена приборов учета в многоквартирных домах, обязанность по которой в соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона № 35-ФЗ лежит на гарантирующих поставщиках электрической энергии. Как следствие, расходы на замену приборов учета в многоквартирных домах и помещений в многоквартирных домах не могут быть учтены в тарифах на услуги по передаче электрической энергии.

Госжилинспекцией Республики Ингушетия не проведен анализ необходимости замены приборов учета исходя из срока их эксплуатации и даты последней поверки.

В составе расходов по данной статье затрат учитываются расходы на обменный фонд (5% сверх 6 520 приборов учета) в размере 7 251,3 тыс. руб. Обоснование необходимости приобретения дополнительных приборов учета Органом регулирования не отражено.

Представленные Регулируемой организацией в обоснование расходов по данной статье затрат коммерческие предложения ООО «ИНВЭНТ-СК» и
АО «Электротехнические заводы «Энергомера» адресованы должностным лицам филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Ставропольэнерго», в связи с чем не могут быть приняты к учету при формировании НВВ «Ингушэнерго».

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

4.5. Прочие неподконтрольные расходы

Прочие неподконтрольные расходы на 2023 год учтены Органом регулирования в размере 43 006,53 тыс. руб.

Прочие неподконтрольные расходы на 2023 год заявлены Регулируемой организацией в размере 43 006,53 тыс. руб.

Фактические прочие неподконтрольные расходы за 2021 год, как указано в дополнении к Экспертному заключению на 2023 год, составили 137 436,89 тыс. руб. (стр. 7 дополнения к Экспертному заключению на 2023 год) / 302 573,24 тыс. руб. (стр. 16 дополнения к Экспертному заключению на 2023 год).

 

4.5.1. Проценты к уплате

Проценты к уплате на 2023 год учтены Органом регулирования в размере 29 929,79 тыс. руб.

Проценты к уплате на 2023 год заявлены Регулируемой организацией в размере 29 929,79 тыс. руб.

Фактические проценты к уплате за 2021 год, как указано в дополнении к Экспертному заключению на 2023 год, составили 39 957,34 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Как указано в дополнении к Экспертному заключению на 2023 год, компенсация дефицита средств в условиях отсутствия у ПАО «Россети Северный Кавказ» возможности привлечения кредитных средств вследствие низкого кредитного рейтинга по причине убыточности реализована накоплением кредиторской задолженности перед поставщиками. В целях фиксирования отсрочки погашения накопленного просроченного долга перед внутриотраслевым поставщиком услуг – ПАО «ФСК ЕЭС» до 2022 года, прекращения начисления неустойки в соответствии с абзацем пятым пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (1/130 ключевой ставки ЦБ за день просрочки) в 2017 году заключены соглашения о реструктуризации задолженности на условиях платности за пользование денежными средствами в 11% годовых.

В пояснительной записке по обоснованию расходов по статье «Расходы на обслуживание заемных средств» филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Ингушэнерго» отмечено, что кредиты привлекаются ПАО «Россети Северный Кавказ» централизовано, т. е. без заключения отдельных договоров для каждого филиала.

Расходы по данной статье затрат заявлены Регулируемой организацией как сумма начисления процентов по соглашениям о погашении задолженности
ПАО «МРСК Северного Кавказа» за услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС от 30.06.2017 и от 30.12.2017. Процентная ставка составляет 11%.

В материалах тарифного дела указанные соглашения, расчет кассовых разрывов с документальным подтверждением доходов и расходов Регулируемой организации, первичные документы с подтверждением, расшифровкой и пояснениями расчетов по движению денежных средств и динамике ссудной задолженности за периоды регулирования и т. д. не представлены.

Органом регулирования не проведен анализ процентной ставки на предмет непревышения величины, равной ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

ФАС России отмечает, что распределение расходов на обслуживание централизованно привлеченных заемных средств между филиалами в условиях различной потребности в оборотных средствах ведет к возложению на потребителей отдельных регионов излишней тарифной нагрузки и нарушению требования о соблюдении принципа баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, предусмотренного частью 1 статьи 20 Федерального закона № 35-ФЗ.

Кроме того, 09.01.2023 завершена реорганизация ПАО «ФСК ЕЭС» в форме присоединения к нему другого юридического лица ПАО «Россети». Как следствие, заемщик и займодатель стали одним юридическим лицом.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

4.5.2. Расходы, связанные с корпоративным управлением Общества

Расходы, связанные с корпоративным управлением Общества, на 2023 год учтены Органом регулирования в размере 1 413,84 тыс. руб.

Расходы, связанные с корпоративным управлением Общества, на 2023 год заявлены Регулируемой организацией в размере 1 413,84 тыс. руб.

Фактические расходы, связанные с корпоративным управлением Общества, за 2021 год, как указано в дополнении к Экспертному заключению на 2023 год, составили 1 413,84 тыс. руб.

Согласно дополнению к Экспертному заключению на 2023 год учтены расходы на выплату вознаграждения 11 членам Совета директоров.

ФАС России отмечает, что указанные расходы не связаны напрямую с деятельностью по передаче электрической энергии, не являются обязательными для ее осуществления и подлежат финансированию за счет нетарифных источников, в связи с чем не могут быть признаны экономически обоснованными и учтены в тарифах для потребителей электрической энергии.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат в размере 1 413,84 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ Регулируемой организации.

 

4.5.3. Сальдо прочих доходов и расходов

Сальдо прочих доходов и расходов на 2023 год учтено Органом регулирования в размере 7 344,38 тыс. руб.

Сальдо прочих доходов и расходов на 2023 год заявлено Регулируемой организацией в размере 7 344,38 тыс. руб.

Фактическое сальдо прочих доходов и расходов за 2021 год, как указано в дополнении к Экспертному заключению на 2023 год, составило 258 461,84 тыс. руб.

По данной статье затрат Органом регулирования учтены:

- расходы по реализации имущества и имущественных прав – 6 748,85 тыс. руб.;

- расходы на эмиссию и обслуживание ценных бумаг – 373,40 тыс. руб.;

- услуги рейтинговых агентств – 34,11 тыс. руб.;

- услуги по выплате дивидендов – 16,39 тыс. руб.;

- услуги PR в прочих расходах – 86,36 тыс. руб.;

- консультационные и юридические услуги – 85,27 тыс. руб.

Расходы по реализации имущества и имущественных прав планируются Регулируемой организацией на проведение работ по установлению публичных сервитутов для эксплуатации ВЛ 35-110 кВ, приемка которых будет осуществляться в 2023-2024 годах.

ФАС России отмечает, что в плановом порядке указанные расходы в отсутствие документов, подтверждающих факт оплаты работ по установлению публичных сервитутов, не могут быть учтены в НВВ Регулируемой организации.

В подстатью затрат «Расходы на эмиссию и обслуживание ценных бумаг» включены расходы на оплату услуг АО «СТАТУС», связанных с техническим и информационным обеспечением дополнительной эмиссии акций.

Регулируемой организацией расходы на услуги рейтинговых агентств предлагаются к учету на основании заключенного ПАО «Россети Северный Кавказ» с АО «Эксперт РА» договора на проведение рейтингового анализа качества управления.

Расходы на услуги по выплате дивидендов учтены Госжилинспекцией Республики Ингушетия исходя из планируемых затрат на оплату услуг
АО «СТАТУС» по ведению реестра акционеров.

Расходы на раскрытие информации (PR) учитываются Органом регулирования на публикацию в официальном периодическом печатном издании информации, которая может потребоваться в случае возникновения необходимости проведения дополнительной эмиссии акций ПАО «Россети Северный Кавказ».

ФАС России указывает на то, что расходы на эмиссию и обслуживание ценных бумаг, услуги рейтинговых агентств, услуги по выплате дивидендов, на раскрытие информации (PR) не являются обязательными для оказания услуг по передаче электрической энергии и не могут быть учтены в тарифах для потребителей электрической энергии.

В обоснование расходов на юридические и консультационные услуги в дополнении к Экспертному заключению на 2023 год и материалах не представлены пояснения и документы «Ингушэнерго». Как следствие, их учет в НВВ Регулируемой организации является необоснованным.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат в размере 7 344,38 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ Регулируемой организации.

 

4.5.4. Взносы в РАЭЛ

Расходы на взносы в РАЭЛ на 2023 год учтены Органом регулирования в размере 107,16 тыс. руб.

Расходы на взносы в РАЭЛ на 2023 год заявлены Регулируемой организацией в размере 107,16 тыс. руб.

Фактические расходы на взносы в РАЭЛ за 2021 год, как указано в дополнении к Экспертному заключению на 2023 год, составили 107,16 тыс. руб.

В составе данной статьи затрат учтены расходы на осуществление членских взносов в Ассоциацию «ЭРА России».

ФАС России указывает на то, что данные расходы не являются обязательными для оказания услуг по передаче электрической энергии и подлежат финансированию за счет нетарифных источников.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат в размере 107,16 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ Регулируемой организации.

 

4.5.5. Оплата труда работников производственной сферы из прибыли

Расходы на оплату труда работников производственной сферы из прибыли на 2023 год учтены Органом регулирования в размере 1 039,16 тыс. руб.

Расходы на оплату труда работников производственной сферы из прибыли на 2023 год заявлены Регулируемой организацией в размере 1 039,16 тыс. руб.

Фактические расходы на оплату труда работников производственной сферы из прибыли за 2021 год, как указано в дополнении к Экспертному заключению на 2023 год, составили 860,65 тыс. руб.

Согласно дополнению к Экспертному заключению на 2023 год по данной статье затрат учтены расходы на выплаты в целях компенсации расходов работников на электроэнергию, приуроченные к различным знаменательным событиям работника (юбилей, награда), затраты на дополнительно оплачиваемые дни отпуска и т. д. Сумма определена исходя из фактических расходов за 2021 год, проиндексированных на плановый индекс потребительских цен за 2022 год и плановый индекс потребительских цен на 2023 год.

В соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 98-э при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются в том числе расходы по коллективным договорам.

Таким образом, расходы на оплату труда работников из прибыли подлежат учету в составе базового уровня подконтрольных расходов.

ФАС России отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 128 Трудового кодекса Российской Федерации по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.

Таким образом, учет расходов на дополнительные дни отпуска является экономически необоснованным.

Расходы на компенсацию расходов работников на электроэнергию, выплаты к юбилеям и за награды не могут быть переложены на потребителей электрической энергии.

В отсутствие постатейной расшифровки принятой суммы расходов на оплату труда из прибыли (с указанием величин выплат и числа сотрудников, которым они полагаются), а также возможности установить экономическую обоснованность базового уровня подконтрольных расходов 2017 года и определить отсутствие повторного учета затрат расходы по данной статье не могут быть признаны
ФАС России экономически обоснованными.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат в размере 1 039,16 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ Регулируемой организации с последующим включением в состав базового уровня подконтрольных расходов 2017 года в экономически обоснованном размере с условием соблюдения требования недопущения повторного учета одних и тех же расходов в соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178.

 

4.5.6. Затраты социального характера

Затраты социального характера на 2023 год учтены Органом регулирования в размере 3 172,20 тыс. руб.

Затраты социального характера на 2023 год заявлены Регулируемой организацией в размере 3 172,20 тыс. руб.

Фактические затраты социального характера за 2021 год, как указано в дополнении к Экспертному заключению на 2023 год, составили 3 172,20 тыс. руб.

Расходы по данной статье затрат включают в себя, как указано в дополнении к Экспертному заключению на 2023 год, выплаты в связи с рождением ребенка, регистрацией брака, смертью близкого родственника, уходом на пенсию, уходом в армию, компенсацией расходов на дошкольные учреждения, оказанием материальной помощи работникам в связи с заболеванием. Сумма определена на основании последних имеющихся фактических данных.

В соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 98-э при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются в том числе расходы по коллективным договорам.

Таким образом, затраты социального характера подлежат учету в составе базового уровня подконтрольных расходов.

В отсутствие постатейной расшифровки принятой суммы затрат социального характера (с указанием величин выплат и числа сотрудников, которым они полагаются), а также возможности установить экономическую обоснованность базового уровня подконтрольных расходов 2017 года и определить отсутствие повторного учета затрат расходы по данной статье не могут быть признаны
ФАС России экономически обоснованными.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат в размере 3 172,20 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ Регулируемой организации с последующим включением в состав базового уровня подконтрольных расходов 2017 года в экономически обоснованном размере с условием соблюдения требования недопущения повторного учета одних и тех же расходов в соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178.

 

5. Расчетная предпринимательская прибыль

Расчетная предпринимательская прибыль на 2023 год учтена Органом регулирования в размере 134 603,67 тыс. руб.

Расчетная предпринимательская прибыль на 2023 год заявлена Регулируемой организацией в размере 125 654,53 тыс. руб.

Согласно положениям пункта 38 Основ ценообразования № 1178 расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации, включаемая в необходимую валовую выручку сетевой организации, определяется в размере 5 процентов необходимой валовой выручки сетевой организации на очередной период регулирования с учетом расходов на оплату потерь на очередной период регулирования за вычетом расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, оказываемых прочими территориальными сетевыми организациями.

По заявлению сетевой организации расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации может быть установлена на более низком уровне.

Органом регулирования расчетная предпринимательская прибыль определена в размере 5 процентов от утвержденной на 2023 год НВВ с учетом расходов на оплату потерь на очередной период регулирования за вычетом расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, оказываемых прочими территориальными сетевыми организациями.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике» общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики является в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

Орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных Регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат.

Принимая во внимание необходимость пересчета НВВ на 2023 год по настоящему предписанию ФАС России, расчетная предпринимательская прибыль «Ингушэнерго» подлежит пересчету в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178.

 

6. Выпадающие доходы

Выпадающие доходы на 2023 год определены Органом регулирования в размере 1 018 998,23 тыс. руб. исходя из следующих компонентов:

- корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности – 169 456,39 тыс. руб.;

- корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов – 11 422,61 тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска электрической энергии и цен на электрическую энергию – 56 081,04 тыс. руб.;

- корректировка НВВ по уровню надежности и качества поставляемых товаров (услуг) – 22 606,78 тыс. руб.;

- доведение до предельного минимального уровня роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии – 759 431,41 тыс. руб.

Величина доведения до предельного минимального уровня роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии учтена в НВВ на 2021 год в размере 76 436,68 тыс. руб., на 2022 год в размере 530 466,49 тыс. руб.

Из дополнения к Экспертному заключению на 2023 год следует, что корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности рассчитана не в соответствии с пунктом 11, формулой 7.1 Методических указаний № 98-э: рассчитана за вычетом фактических расходов на покупку энергии для компенсации потерь, кроме нормативных. Кроме того, Органом регулирования НВВ от оказания услуг по передаче электроэнергии за 2021 год принята в размере 1 678 590,71 тыс. руб., что не соответствует данным формы 1.3
«Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» (выручка по виду деятельности «Передача по распределительным сетям» за 2021 год составила 1 692 861 тыс. руб.) и величине, указанной на странице 5 дополнения к Экспертному заключению на 2023 год.

При расчете корректировки подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов Органом регулирования применен индекс изменения количества активов в размере 0,0%. При этом согласно стр. 9 дополнения к Экспертному заключению на 2023 год и шаблонам ЕИАС PEREDACHA.M количество активов за 2021 год составило 11 248,09 у. е., за 2020 год – 11 110,64 у. е.

Учитывая вышеизложенное, корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов подлежит пересчету с применением корректных исходных данных о количестве активов Регулируемой организации.

Согласно дополнению к Экспертному заключению на 2023 год фактические неподконтрольные расходы за 2021 год сложились в размере 723 701,26 тыс. руб.

Органом регулирования не проведен постатейный анализ экономической обоснованности фактически понесенных в последнем отчетном периоде неподконтрольных расходов в соответствии с пунктами 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пунктом 23 Правил № 1178. Предусмотренная пунктом 11, формулой 7 Методических указаний № 98-э корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра Госжилинспекцией Республики Ингушетия не рассчитана.

Таким образом, данная корректировка подлежит учету в НВВ Регулируемой организации с отражением результатов анализа экономической обоснованности фактических неподконтрольных расходов за 2021 год.

В части доведения НВВ до предельного минимального уровня роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 1178 необходимая валовая выручка – экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Органу регулирования в экспертных заключениях необходимо фиксировать учитываемые суммы доведения размера НВВ до экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности, с целью их исключения из НВВ Регулируемой организации в последующие периоды регулирования.

 

7. Расходы на покупку электрической энергии на оплату потерь

Расходы на покупку электрической энергии на оплату потерь на 2023 год учтены Органом регулирования в размере 401 145,05 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования № 1178 стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяется:

для субъектов Российской Федерации, расположенных в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, - на основании индикативных цен на электрическую энергию (мощность) для потребителей, не относящихся к населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, установленных Федеральной антимонопольной службой для соответствующего субъекта Российской Федерации, а также с учетом доли, указанной в пункте 8 статьи 36 Федерального закона «Об электроэнергетике», по прогнозным рыночным ценам на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемым по субъектам Российской Федерации исходя из официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), а также регулируемых цен (тарифов), установленных для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии

с учетом сбытовой надбавки и величины платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.

Как следует из дополнения к Экспертному заключению на 2023 год, Органом регулирования стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям рассчитана не в соответствии с вышеуказанными положениями пункта 81 Основ ценообразования № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Государственную жилищную инспекцию Республики Ингушетия нарушившей положения пунктов 5, 7, 27, 29, 38, 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пунктов 11, 12 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Республики Ингушетия в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Ингушэнерго» 2023 года расходы по статьям затрат:

- «Налоги» на 2023 год в общей сумме 44,00 тыс. руб.

- «Расходы, связанные с корпоративным управлением Общества» на 2023 год в общей сумме 1 413,84 тыс. руб.;

- «Сальдо прочих доходов и расходов» на 2023 год в общей сумме 7 344,38 тыс. руб.;

- «Взносы в РАЭЛ» на 2023 год в общей сумме 107,16 тыс. руб.;

- «Оплата труда работников производственной сферы из прибыли» на 2023 год в общей сумме 1 039,16 тыс. руб.;

- «Затраты социального характера» на 2023 год в общей сумме 3 172,20 тыс. руб.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Ингушэнерго» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Базовый уровень подконтрольных расходов 2017 года»;

- «Подконтрольные расходы» на 2023 год;

- «Амортизация ОС» на 2023 год;

- «Налоги» на 2023 год;

- «Отчисления на страховые нужды» на 2023 год;

- «Расходы на выполнение обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям» на 2023 год;

- «Проценты к уплате» на 2023 год;

- «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2023 год;

- «Выпадающие доходы» на 2023 год;

- «Расходы на покупку электрической энергии на оплату потерь» на 2023 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Ингушетия в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Ингушэнерго» 2017 года в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, при необходимости, а также величину необходимой валовой выручки филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Ингушэнерго» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Ингушетия в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.03.2024 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Ингушэнерго», установленной на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, Методических указаний № 98-э.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Ингушетия в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Ингушетия в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Республики Ингушетия в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Ингушэнерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Государственная жилищная инспекция Республики Ингушетия (Госжилинспекция Ингушетии)
ИНН 0608062900, ОГРН 1210600000643
Ингушское УФАС России
ИНН 0608010041, ОГРН 1080608002188