Решение №СП/60039/24 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 8 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «02» июля 2024 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: Председателя Комиссии:

Пузыревского С.А. - статс-секретаря - заместителя руководителя ФАС России; Заместителя председателя Комиссии:

<...>;

Членов Комиссии:

<...>;

<...>;

<...>;

<...>,

рассмотрев разногласия между ООО «ТПБ «Таймыр-Технаучпром»
(далее – Заявитель) и Министерством тарифной политики Красноярского края
(далее – Министерство, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи представителя по доверенности ООО «ТПБ «Таймыр-Технаучпром» <...>, представителя по доверенности ООО «ТПБ «Таймыр-Технаучпром» <...>, заместителя министра тарифного регулирования Красноярского края <...>, начальника отдела ценового регулирования электрической и тепловой энергии Министерства тарифного регулирования Красноярского края <...>, заместителя начальника отдела правовой экспертизы и административной практики Министерства тарифного регулирования Красноярского края <...>, заместителя генерального директора по правовым вопросам, имуществу и сбыту АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» <...>, старшего юрисконсульта ПАО «ГМК «Норильский никель» <...>, начальника отдела естественных монополий Красноярского УФАС России <...>, главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Красноярского УФАС России <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между ООО «ТПБ «Таймыр-Технаучпром» и Министерством тарифной политики Красноярского края (исх. от 07.03.2024 № 1, вх. от 19.03.2024 № 44755/24, далее – Заявление) в отношении тарифов на электрическую энергию, установленных для АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания».

Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 11.12.2023 № 66-э (далее – приказ № 66-э) установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности акционерного общества «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (г. Норильск, ИНН 2457058356) (далее – АО «НТЭК», регулируемая организация) на долгосрочный период регулирования 2024-2028 гг. и тарифы на электрическую энергию для потребителей АО «НТЭК» за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей на 2024 год.

Заявитель полагает, что приказ № 66-э Министерства принят с нарушением норм законодательства и подлежит отмене. Так, тариф для потребителей, подключенных на уровне напряжения СН-II, на 1-е полугодие 2024 года составляет 1,98 руб. за кВт.ч, на 2-е полугодие 2024 составит 3,94 руб. за кВт.ч (рост 99%).

По мнению ООО «ТПБ «Таймыр-Технаучпром», двукратный рост тарифов на электроэнергию нарушает баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (мощности), что приведет к существенному ухудшению социально-экономической ситуации и росту социальной напряженности в регионе.

В соответствии с письмом Министерства от 22.04.2024 № 72/1039 (вх.
от 22.04.2024 № 67513-ЭП/24) «О направлении документов» (далее – Отзыв на Заявление) органом регулирования было направлено в ФАС России заявление
о согласовании установления тарифов на уровне выше предельного максимального уровня, установленного ФАС России (исх. № 72-2765 от 14.11.2023). Документы, подтверждающие экономическую обоснованность устанавливаемых тарифов, были предоставлены в ФАС России согласно пункту 3 Порядка согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, утвержденного приказом ФАС России от 08.11.2019 № 1483/19.

Приказом ФАС России от 08.12.2023 № 956/23 решение Министерства
об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка, при принятии которого средний одноставочный тариф на электрическую энергию, поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, по Красноярскому краю с 1 июля 2024 г. составит 470,05 коп./кВт.ч (без НДС), что выше предельного максимального уровня тарифа (327,51 коп./кВт.ч), утвержденного приказом ФАС России от 12.10.2023 № 725/23, согласовано.

Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании
в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов)
в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов
в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных
с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденными приказом ФАС России от 29.05.2019
№ 686/19 (далее – МУ № 686/19).

По результатам анализа предоставленных сторонами документов, в том числе Экспертного заключения об установлении (корректировке) регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами на долгосрочный период регулирования
2024-2028 годы по делу № 7-23э, № 7/1-23э на 2024 год, об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на 2024 год № 8-23э в отношении
АО «НТЭК» (далее – Экспертное заключение) ФАС России установлено следующее.

АО «НТЭК» осуществляет деятельность по производству, передаче
и реализации электрической энергии на территории г. Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Туруханского района для нужд населения, объектов социальной инфраструктуры и промышленных потребителей.

В соответствии с Экспертным заключением плановый объем необходимой валовой выручки АО «НТЭК» (далее – НВВ) на 2024 год определен Министерством в размере 19 476 087,77 тыс. руб. (было заявлено 32 758 507,87 тыс. руб.), в том числе:

- на производство электрической энергии — 114 991 335,54 тыс. руб.;

- на передачу электрической энергии – 4 159 233,18 тыс. руб.;

- на сбытовую деятельность – 325 519,05 тыс. руб.

Согласно Сводному расчету расходов по статьям расходов АО «НТЭК» (приложение № 2 к Экспертному заключению) в состав плановой НВВ включены
в том числе затраты:

1. Расходы на оплату труда (2 604 639,21 тыс. руб.) и отчисления
на социальные нужды (786 601,04 тыс. руб.) – в сумме составляют 17,4 % от НВВ;

2. Ремонт основных средств (3 191 723,97 тыс. руб.) – 16,4 % от НВВ;

3. Расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли (4 433 122,49 тыс. руб.) – 23 % от НВВ;

4. Амортизация основных средств (2 048 169,87 тыс. руб.) – 11 % от НВВ;

5. Расходы на природный газ (3 313 123,54 тыс. руб.) – 17 % от НВВ.

1. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды

Органом регулирования данные расходы определены в размере
2 604 639,21 тыс. руб. («Расходы на оплату труда») и 786 601,04 тыс. руб. («Отчисления на социальные нужды»).

АО «НТЭК» затраты были заявлены в размере 3 361 291,43 тыс. руб.
и 1 015 110,01 тыс. руб. соответственно.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями,
и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно пункту 8.4 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2022 - 2024 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики «Энергетическая работодательская ассоциация России», Общественной организацией «Всероссийский Электропрофсоюз» 20.04.2022 (далее – ОТС), расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются исходя из численности работников списочного состава и числа вакантных рабочих мест (но не выше нормативной численности) с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, размера ММТС, среднего тарифного коэффициента по организации.

АО «НТЭК» было предложено включить расходы по статье исходя
из среднесписочной численности 1 473 чел. и средней заработной платы
190 150,99 руб./мес.

Органом регулирования расходы сформированы исходя из численности
1 473 чел. (по предложению регулируемой организации) и средней заработной платы в размере 147 346,56 руб./мес. исходя из:

- тарифной ставки рабочего 1-го разряда — 11 778,28 руб.;

- среднего тарифного коэффициента — 2,7;

- выплат, связанных с режимом работы и условиями труда – 14,4%;

- текущего премирования – 30%;

- выплат по итогам работы за год – 48 %;

- районного коэффициента и северных надбавок – 158,1 %.

ФАС России установлено, что в случае применения к регулируемой организации параметров отраслевого тарифного соглашения (на минимально установленном ОТС уровне), установленных пунктами 8.4.2.1, 8.4.2.3, 8.4.2.4, 8.4.2.7 (доплаты, связанные с режимом работы и условиями труда – 12,5 %, текущее премирование – 75 %, выплаты по итогам работы за год – 33 %, вознаграждение
за выслугу лет – 15 %, районный коэффициент г. Норильска – 1,8, тарифная ставка рабочего 1-го разряда – 11 750,69 руб./мес., тарифный коэффициент 2,7), средняя заработная плата работника АО «НТЭК» составит 185 411,79 руб./мес.

Кроме того, в соответствии с данными статистической формы
№ П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за 2022 год, фонд начисленной заработной платы составил 3 647 912,00 тыс. руб. на 1 599,13 чел. (среднемесячная заработная плата составила 190 098,78 руб./мес.).

Таким образом, учтенная Министерством средняя заработная плата в размере 147 346,56 руб. не превышает величину, рассчитанную с применением параметров ОТС, а также фактический размер оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Исходя из пункта 26 Основ ценообразования № 1178 и пункта 8.4 ОТС при определении плановых расходов на оплату труда органу регулирования надлежит анализировать нормативную численность работников (с учетом штатной расстановки персонала) и фактическую численность за предыдущий период регулирования, отраженную в статистических формах № П-4 «Сведения
о численности и заработной плате работников».

Согласно Экспертному заключению нормативная численность производственного персонала составляет 3 639 чел., фактическая численность персонала за 2022 год в соответствии со статистической отчетностью по форме
№ П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» составила
1 599,13 чел.

В этой связи органом регулирования в целях соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии правомерно к учету принята численность персонала на уровне заявки АО «НТЭК»
в количестве 1 473 чел.

Учитывая вышеизложенное, нарушений со стороны Министерства
при утверждении расходов по статье затрат «Расходы на оплату труда»
и
«Отчисления на социальные нужды» (как производной от фонда оплаты труда)
не выявлено.

2. Ремонт основных средств

Органом регулирования расходы на ремонт определены в размере
3 191 723,97 тыс. руб.

АО «НТЭК» данные затраты были заявлены в размере 3 535 745,82 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на ремонт основных средств учитываются:

1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации
и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»;

2) цены, указанные в пункте 29 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с Экспертным заключением заявленный объем ремонтных работ и количество материалов не соответствуют объему ремонтной программы, представленной организацией, конкурсные процедуры АО «НТЭК» не проводились (согласно плану закупок на 2024 г. закупочные процедуры запланированы с декабря 2024 г.).

Министерством проведен анализ фактических расходов на ремонт
за 2020-2022 гг. и установлено, что относительно плановых затрат ремонтная программа перевыполнена регулируемой организацией на 4 391 206,29 тыс. руб.:

тыс. руб.

 

Установлено Министерством

Факт

(производство э/э)

Факт

(передача э/э)

Факт (произв+передача)

2020 г.

1 049 869,9

934 929,9

404 418,7

1 339 348,6

2021 г.

1 375 924,0

1 540 002,8

1 152 564,8

2 692 567,5

2022 г.

1 420 737,8

2 198 452,0

2 007 369,8

4 205 821,8

итого

3 846 531,7

 

 

8 237 737,9

 

В связи с отсутствием полного пакета документов, в том числе конкурсных и закупочных процедур Министерством правомерно рассчитаны затраты по статье с использованием официальной статистической информации и фактических расходов АО «НТЭК» в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, что соответствует пунктам 25, 29, 31 Основ ценообразования № 1178.

3. Расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли

Органом регулирования данные расходы определены в размере
4 433 122,49 тыс. руб. (на уровне заявки регулируемой организации).

В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1178 расходы
на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации
об электроэнергетике инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении, с учетом особенностей, предусмотренных абзацами вторым - десятым пункта 32 Основ ценообразования № 1178.

Приказом Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 15.09.2023 № 156 утверждена инвестиционная программа акционерного общества «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (ИНН 2457058356) на 2024–2028 годы (далее – ИП АО «НТЭК»).

В соответствии с приложением 8 к ИП АО «НТЭК» «Раздел 3. Источники финансирования инвестиционной программы» плановый размер финансирования
на 2024 год составляет 26 807,154 млн. руб. (с НДС), в том числе:

- прибыль, направляемая на инвестиции – 10 327,033 млн. руб. (4 953,728 млн. руб. - полученная от реализации продукции и оказанных услуг по регулируемым ценам (тарифам) производства и поставки электрической энергии и мощности; 5 007,286 млн. руб. – от производства и поставки тепловой энергии (мощности); 366,019 млн. руб. – от оказания услуг по передаче электрической энергии);

- амортизация – 1 050,902 млн. руб.;

- возврат налога на добавленную стоимость – 2 571,536 млн. руб.;

- прочие собственные средства – 12 857,683 млн. руб.

В соответствии с приложением 8 к ИП АО «НТЭК» все инвестиционные расходы регулируемой организации представлены с учетом налога на добавленную стоимость (НДС), что подтверждается также на стр. 49 Экспертного заключения (органом регулирования определены источники финансирования ИП с учетом вычета НДС):

- прибыль, направляемая на инвестиции – 8 605,86 млн. руб. (4 128,11 млн. руб. - производство и поставка эл/энергии и мощности; 4 172,74 млн. руб. – производство и поставка тепловой энергии (мощности); 305,02 млн. руб. – передача электрической энергии);

- амортизация – 875,75 млн. руб.

Учитывая вышеизложенное, ФАС России не усматривает нарушений требований законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики со стороны Министерства при определении величины расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли
на основе утвержденной инвестиционной программы регулируемой организации
в размере 4 433 122,49 тыс. руб. (в том числе 4 128,11 млн. руб., отнесенные
на производство и поставку эл/энергии, 305,02 млн. руб. – на передачу электрической энергии).

4. Амортизация основных средств

Министерством расходы на амортизационные отчисления определены
в размере 2 048 169,87 тыс. руб.

АО «НТЭК» затраты были заявлены в размере 2 251 126,52 тыс. руб.

Включение расходов на амортизацию в состав НВВ предусмотрено подпунктом 7 пункта 18 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы
на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые
в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Классификатор).

Согласно Экспертному заключению в АО «НТЭК» используется линейный способ начисления амортизации.

В материалах тарифного дела Министерством представлен пообъектный расчет амортизационных отчислений с учетом максимальных сроков полезного использования, предусмотренных Классификатором, с распределением по регулируемым видам деятельности.

В соответствии с представленным расчетом органом регулирования рассчитаны следующие отчисления (в общей сумме 2 048 169,88 тыс. руб.):

- относимые на деятельность по производству электрической энергии ГЭС – 619 631,20 тыс. руб.;

- относимые на деятельность по передаче электрической энергии ГЭС – 85 378,23 тыс. руб.;

- передача эл/энергии г. Игарка – 8,55 тыс. руб.;

- производство эл/энергии НПР – 533 175,26 тыс. руб.;

- передача эл/энергии НПР – 796 261,21 тыс. руб.;

- передача эл/энергии г. Дудинка – 13 715,43 тыс. руб.

Таким образом, произведенный пообъектный расчет органа регулирования плановой амортизации на 2024 год исходя из максимальных сроков полезного использования объектов основных средств, установленных Классификатором,
по фактически введенным объектам в эксплуатацию, на основании данных инвентарных карточек учета основных средств соответствует пункту 27 Основ ценообразования № 1178.

5. Расходы на природный газ (относимые на производство электрической энергии)

АО «НТЭК» затраты были заявлены в размере 4 541 106,04 тыс. руб.

В соответствии с Экспертным заключением расходы на природный газ, относимые на производство электрической энергии, приняты Министерством
в размере 3 313 123,54 тыс. руб. исходя из цены, определенной приказами ФАС России от 16.11.2022 № 822/22, от 12.07.2023 № 460/23.

В соответствии с пунктом 21 Основ ценообразования № 1178 расходы
на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются на основе:

1) нормативов удельного расхода топлива с помесячной и ежегодной разбивкой (за исключением ядерного) на производство 1 кВт·ч электрической энергии и 1 Гкал тепловой энергии, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) цен на топливо в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования
№ 1178;

3) определяемой в установленном порядке потребности в ядерном топливе энергоблоков атомных электростанций, включая создание на них страхового запаса ядерного топлива;

4) расчетных объемов потребления топлива (за исключением ядерного)
с учетом структуры и динамики его использования, сложившейся за последние
3 года;

5) нормативов создания запасов топлива (за исключением ядерного), рассчитываемых в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.

Удельный расход топлива на производство 1 кВт·ч электрической энергии

В соответствии с приказом Минэнерго России от 21.02.2020 № 123 «Об утверждении нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической энергии, а также нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более на 2020, 2021 и 2022 годы» удельный расход топлива при производстве электрической энергии для ТЭЦ АО «НТЭК» составляет:

- ТЭЦ № 1 – 170,6 г у.т./кВт*ч;

- ТЭЦ № 2 – 304,4 г у.т./кВт*ч;

- ТЭЦ № 3 – 280,5 г у.т./кВт*ч.

Нормативы создания запасов топлива

В соответствии с Экспертным заключением и «Расчетом баланса топлива» запас топлива (остаток на начало периода) (газ) определен Министерством в размере 0 млн. м3 (для ТЭЦ № 1, ТЭЦ № 2, ТЭЦ № 3).

Плановая цена на топливо

В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» тарифы на природный газ подлежат государственному регулированию.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию.

Таким образом, расходы на топливо (газ), цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны определяться органом регулирования на основании цен (тарифов), установленных в соответствующих решениях ФАС России.

Приказом ФАС России от 28.11.2023 № 909/23 для потребителей
АО «Норильскгазпром» на территории Красноярского края установлены следующие оптовые цены на газ на 2024 год:

- 4 357,36 руб./тыс.м3 – 1-е полугодие 2024 г. (АО «НТЭК» имеет основной вид деятельности ОКВЭД 35.11.1 и входит в «исключающую группу»);

- 4 845,38 руб./тыс.м3 – 2-е полугодие 2024 г.

В соответствии с приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22 тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО «Норильсктрансгаз» (для группы потребителей от 500 до 1000 млн м3/год) составляют:

- 101,87 руб./1000 м3 - 1-е полугодие 2024 г.

- 109,00 руб./1000 м3 - 2-е полугодие 2024 г.

Соответственно плановая цена на топливо АО «НТЭК» составит
4 459,23 руб./тыс.м3 (4 357,36 + 101,87) – 1-е полугодие 2024 г., 4 954,38 руб./тыс.м3 (4 845,38 + 109,00) - 2-е полугодие 2024 г.

В адрес ФАС России представлен «Расчет баланса топлива (с учетом расхода на производство теплоэнергии)», согласно которому Министерством учтена цена
на природный газ:

- 4 459,23 руб./тыс.м3 – 1-е полугодие 2024 г.;

- 4 814,95 руб./тыс.м3 – 2-е полугодие 2024 г.

Таким образом, принятые Министерством плановые цены на природный газ
не превышают уровень цен, установленный приказами ФАС России.

Согласно подпункту «а» пункта 17 МУ № 686/19 расходы на топливо
на производство электрической энергии (Зтопл) для тепловых электростанций определяются по формуле (36): Зтопл = b · Э · ЦТ · 10-6, где:

b - удельный расход условного топлива при производстве электрической энергии, г.у.т./кВт*ч;

Э - плановый (расчетный) объем отпуска электрической энергии с шин электростанции в расчетном периоде регулирования, тыс. кВт*ч;

ЦТ - плановая (расчетная) цена на условное топливо электростанции с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на расчетный период регулирования в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, руб./т.у.т.

В соответствии с представленными материалами плановый (расчетный) объем отпуска электрической энергии с шин электростанции составит:

- ТЭЦ № 1 – 888,772 млн. кВт*ч;

- ТЭЦ № 2 – 1 287,85 млн. кВт*ч;

- ТЭЦ № 3 – 997,092 млн. кВт*ч.

С учетом удельного расхода топлива при производстве электрической энергии, установленного приказом Минэнерго России от 21.02.2020 № 123, расход условного топлива АО «НТЭК» составит 823,32 тыс. т.у.т.:

- ТЭЦ № 1 – 151,62 тыс. т.у.т. (888,772*170,6);

- ТЭЦ № 2 – 392,02 тыс. т.у.т. (1 287,85*304,4);

- ТЭЦ № 3 – 279,68 тыс. т.у.т. (997,092*280,5).

В соответствии c приказом Минэнерго России от 29.10.2021 № 1169 «Об утверждении Порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований», приказа Росстата
от 22.11.2023 № 591 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 4-ТЭР «Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов» коэффициент перевода в тонны (тыс. м3) условного топлива для вида топливно-энергетического ресурса «Газ горючий природный (естественный)» составляет 1,154.

С учетом изложенного, Министерством правомерно определен расход топлива (природный газ) в размере 713,46 млн. м3 (823,32:1,154), в том числе:

- ТЭЦ № 1 – 131,39 млн. м3 (151,62:1,154);

- ТЭЦ № 2 – 339,71 млн. м3 (392,02:1,154);

- ТЭЦ № 3 – 242,36 млн. м3 (279,68:1,154).

Таким образом, произведенный органом регулирования расчет плановых расходов на природный газ на 2024 год соответствует пункту 21 Основ ценообразования № 1178 и пункту 17 МУ № 686/19.

ФАС России дополнительно отмечает, что по информации АО «НТЭК», направленной в адрес ФАС России письмом от 27.04.2024 № б/н (вх. от 27.04.2024 № 71214-ЭП/24), энергетическая система региона является технологически изолированной от Единой национальной электрической сети, что в условиях суровых природно-климатических условий предъявляет дополнительные требования к устойчивости и бесперебойности энергоснабжения потребителей. Кроме того,
для энергосистемы региона характерна тенденция к возникновению энергодефицита, который в силу изолированности не может быть покрыт за счет внешних источников.

ФАС России установлено, что согласно Государственному информационному ресурсу бухгалтерской (финансовой) отчетности (bo.nalog.ru), деятельность
АО «НТЭК» (ИНН 2457058356) является убыточной.

В соответствии с «Отчетом о финансовых результатах» за период 2020-2022 гг. АО «НТЭК» получен убыток в размере 134 603 354 тыс. руб. (за 2020 г.),
57 752 732 тыс. руб. (за 2021 г.), 32 083 917 тыс. руб. (за 2022 г.), 16 954 911 тыс. руб. (за 2023 г.).

АО «НТЭК» на 2024-2028 гг. утверждена инвестиционная программа, включающая мероприятия по реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры и строительство новых объектов электросетевого хозяйства. Таким образом, затраты на реализацию инвестиционной программы включены в состав НВВ регулируемой организации в соответствии с действующим законодательством в сфере электроэнергетики.

С учетом изложенного, основания для удовлетворения требований ООО «ТПБ «Таймыр-Технаучпром» отсутствуют.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ООО «ТПБ «Таймыр-Технаучпром» и Министерством тарифной политики Красноярского края, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

отказать ООО «ТПБ «Таймыр-Технаучпром» в удовлетворении требований, указанных в заявлении о разногласиях в электроэнергетике с Министерством тарифной политики Красноярского края (вх. от 19.03.2024 № 44755/24).

 

 

Председатель Комиссии

 

______________/

(подпись)

 

С.А. Пузыревский

 

Заместитель председателя Комиссии

 

______________/

(подпись)

 

<...>

 

Члены Комиссии:

 

______________/

(подпись)

 

<...>

 

 

______________/

(подпись)

 

<...>

 

 

______________/

(подпись)

 

<...>

 

 

______________/

(подпись)

 

<...>

 

 

Связанные организации

ООО "ТПБ "Таймыр-Технаучпром"
ИНН 2457050639, ОГРН 1022401630459
Красноярское УФАС России
ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965
АО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" (АО "НТЭК")
ИНН 2457058356, ОГРН 1052457013476
Министерство тарифной политики Красноярского края
ИНН 2465184114, ОГРН 1182468043383