Решение №СП/57413/22 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 15 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «07» июня 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев разногласия между обществом с ограниченной ответственностью «НаноТех» (далее также – ООО «НаноТех», Заявитель) и Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее – орган регулирования, Министерство) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи директора ООО «НаноТех» <...>, представителя по доверенности от ООО «НаноТех» <...>, статс-секретаря - заместителя министра, начальника управления правового обеспечения Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края <...>, начальника отдела регулирования электроэнергетики и газоснабжения Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края <...>, менеджера проектного офиса финансово-технического аудита Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края <...>, консультанта отдела регулирования электроэнергетики и газоснабжения Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 03.03.2022 № 35274/22) о разногласиях между ООО «НаноТех» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края по вопросу установления цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

Постановлением Министерства от 29.12.2021 № 46-э в отношении Заявителя установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год.

Тарифы на услуги по передаче электроэнергии в отношении ООО «НаноТех» установлены с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг.

Величина необходимой валовой выручки (далее — НВВ; без учета оплаты потерь), установленная Министерством, составляет 16 797,56 тыс. руб.

Величина НВВ на содержание электрических сетей, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 20 852,54 тыс. руб.

ООО «НаноТех» заявляет требование о дополнительном учете в НВВ
на 2022 год расходов по следующим статьям разногласий:

тыс. руб.

п/п

Статьи затрат

Утверждено Министерством

Заявлено в ФАС России

Величина спора

1

Подконтрольные расходы

8 480,69

10 121,50

1 640,81

2

Отчисления на социальные нужды

1 645,35

1 963,71

318,36

3

Корректировка

795,27

2 890,81

2 095,81

ИТОГО

 

 

4 054,98

Таким образом, общая сумма разногласий составила 4 054,98 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

1. Статья разногласий «Подконтрольные расходы».

ООО «НаноТех» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины подконтрольных расходов в размере 10 121,50 тыс. руб.

Министерством данные расходы определены в размере 8 480,69 тыс. руб.

Величина разногласий по данной статье составляет 1 640,81 тыс. руб.

В обоснование заявленных расходов ООО «НаноТех» в адрес ФАС России были направлены следующие материалы:

- выписка из протокола заседания Правления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 29.12.2021 № 82;

- расчет (корректировка) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «НаноТех» (Пермский городской округ) на 2021 год в рамках первого долгосрочного периода регулирования (2018-2022 гг.) (далее – Экспертное заключение на 2021 год);

- расчет (корректировка) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «НаноТех» (Пермский городской округ) на 2022 год в рамках первого долгосрочного периода регулирования (2018-2022 гг.) (далее – Экспертное заключение на 2022 год);

- постановление Министерства от 29.12.2021 № 46-э «О внесении изменений в приложение 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 29.12.2017 № 58-э «О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью «НаноТех» (Пермский округ)»;

- приложение к письму Министерства от 10.02.2022 № 46-04-08-исх-39;

- письма ООО «НаноТех» в адрес Министерства от 26.11.2021 № 140,
от 27.12.2021 № 152, от 29.10.2021 № 126;

- письмо ООО «НаноТех» в адрес ФАС России от 07.12.2021 № 143;

- письмо ФАС России от 23.12.2021 № ВК/110380/21;

- таблица изменений условных единиц электросетевого оборудования
ООО «НаноТех» в течении 2021 года;

- таблицы на 2021 год по формам приложений № П.2.1 и 2.2 к Методическим указаниям № 20-э/2.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на i-й год долгосрочного периода регулирования (тыс. руб.) определяется по формуле:

где:

i - год долгосрочного периода регулирования (i > l);

ПРi-1, - подконтрольные расходы, учтенные в i-1 году долгосрочного периода регулирования (тыс. руб.).

Ii - индекс потребительских цен, определенный на i-й год долгосрочного периода регулирования;

Кэл - коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, в отношении регулируемых организаций, осуществляющих передачу электрической энергии, равный 0,75;

уеi, уеi-1 - количество условных единиц соответственно в i-том и (i-1)-ом году долгосрочного периода регулирования;

Хi - индекс эффективности подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов;

НРi - неподконтрольные расходы, определяемые методом экономически обоснованных расходов, для i-го года долгосрочного периода регулирования,

- планируемые на период регулирования, соответствующий году i, расходы, признанные регулирующим органом экономически обоснованными, на выполнение, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям, определяемые до завершения долгосрочного периода регулирования, на который базовый уровень подконтрольных расходов устанавливался до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 2020 г. № 246 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (тыс. руб.);

- экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, определяемая в соответствии с пунктом 34(2) - 34(3) Основ ценообразования № 1178;

Вi - расходы i-го года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком «плюс») или полученного избытка (со знаком «минус»), выявленных в том числе по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций, указанной в пункте 9, а также расходы в соответствии с пунктом 10 Методических указаний № 98-э (тыс. руб.) и корректировка необходимой валовой выручки в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1178.

КНКi - понижающий (повышающий) коэффициент, корректирующий необходимую валовую выручку сетевой организации с учетом надежности и iопределяемый в процентах в соответствии с Методическими указаниями по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденными приказом ФСТ России от 26 декабря 2010 г. № 254-э/1.

Разногласия по данной статье возникли в части расчета показателя
(уеi- уеi-1)/ уеi-1 – индекса изменения количества активов.

По данным Заявителя, данный показатель должен быть равен +13,965%, по расчету Министерства -9,91%.

Количество условных единиц (уеi-1) в соответствии с Экспертным заключением на 2021 год принято в размере 1 152,21 у.е. (разногласия по данной величине отсутствуют).

В течении 2021 года, по данным ООО «НаноТех», дополнительно принято оборудования на величину 164,57 у.е., исключено – 3,66 у.е.

Таким образом, плановое количество активов на 2022 год, по данным Заявителя, составит 1 313,12 у.е.

Органом регулирования плановое количество активов на 2022 год принято в размере 1 038,0 у.е.

В соответствии с письменной позицией Министерства (исх. от 18.03.2022
№ 46-01-16-исх-40) при проведении проверки расчета количества условных единиц ООО «НаноТех» на 2022 год органом регулирования произведен расчет количества активов на основании представленных обосновывающих документов. По строке «Выключатели нагрузки напряжением 1-20 кВ» таблицы Методических указаний
№ 20-э/2 в предыдущих периодах регулирования в рамках долгосрочного периода регулирования (с 2018 по 2021 гг.) были учтены коммутационные аппараты напряжением 0,4-0,66 кВ. При расчете количества активов на 2022 год по данной строке коммутационные аппараты напряжением 0,4-0,66 кВ были исключены Министерством, в связи с чем количество условных единиц на данный период регулирования сложился в размере 1 038,0 у.е.

Документы, опровергающие информацию, отраженную в отзыве органа регулирования, не были предоставлены Заявителем в адрес Министерства, а также ФАС России.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе размер активов, определяемый регулирующими органами. При установлении индекса изменения количества активов количество активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности на соответствующий расчетный год долгосрочного периода регулирования, определяется регулирующими органами на основании данных за последний отчетный период текущего года о фактически введенных в эксплуатацию в соответствии с долгосрочной инвестиционной программой объектах электросетевого хозяйства с учетом степени их фактической загрузки, определяемой в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 23 Федерального закона № 35-ФЗ закреплено, что при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; п. 1 статьи 6 Федерального закона № 35-ФЗ - соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

Также ООО «НаноТех» в адрес ФАС России не были представлены документы, подтверждающие право владения (собственности) электросетевым комплексом, расчеты условных единиц на 2022 год с разделением по каждому договору аренды, свидетельству о праве собственности и по каждому наименованию электросетевого оборудования.

Таблица № П.2.2. Методических указаний № 20-э/2 не содержит показателей, по которым учитывается оборудование напряжением 0,4-0,66 кВ. В соответствии с абз. 7 примечания к таблице № П.2.2. Методических указаний № 20-э/2 по п.п. 10 – 12 (Мачтовая (столбовая) ТП, однотрансформаторные и двухтрансформаторные ТП и КТП уровня напряжения 1-20 кВ) дополнительно учтены трудозатраты оперативного персонала распределительных сетей 0,4-20 кВ. Таким образом, коммутационные аппараты напряжением 0,4-0,66 кВ не подлежат учету при определении количества условных единиц.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Подконтрольные расходы» удовлетворению не подлежат. При этом органу регулирования необходимо исключить коммутационные аппараты напряжением
0,4-0,66 кВ из расчета условных единиц при определении необходимой валовой выручки и тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «НаноТех» также на 2018-2021 гг.

2. Статья разногласий «Отчисления на социальные нужды».

ООО «НаноТех» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины отчислений на социальные нужды в размере 1 963,71 тыс. руб.

Министерством данные расходы определены в размере 1 645,35 тыс. руб.

Величина разногласий по данной статье составляет 318,36 тыс. руб.

Процент отчислений, принятый органом регулирования в размере 30,6%, Заявителем не оспаривается.

Данная статья является взаимозависимой от величины расходов на оплату труда, учтенных в составе подконтрольных расходов.

В связи с отказом в удовлетворении требований ООО «НаноТех» по статье разногласий «Подконтрольные расходы» требования по статье «Отчисления на социальные нужды» также не подлежат удовлетворению.

3. Статья разногласий «Корректировка».

ООО «НаноТех» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины по данной статье в размере 2 890,81 тыс. руб.

Министерством данные расходы определены в размере 795,27 тыс. руб.

Величина разногласий по данной статье составляет 2 095,54 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

В обоснование заявленных расходов ООО «НаноТех» в адрес ФАС России вместе с заявлением о рассмотрении разногласий были направлены материалы, представленные в п. 1 настоящего решения.

Дополнительно в адрес ФАС России были представлены счет-фактуры
за 2020 год (электрическая энергия в целях компенсации потерь), акты об оказании услуг по передаче электрической энергии за 2020 год и пояснения, что разногласия по данной статье возникли в части учета Министерством количества условных единиц, а также в связи с превышением фактических затрат на покупку технологических потерь в 2020 году (4 305,68 тыс. руб.) относительно плановых (2 793,74 тыс. руб.).

Разногласия по подстатьям затрат представлены в таблице:

п/п

Наименование корректировки

Министерство

Заявитель

Отклонение

1.

Корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов

156,29

2 148,91

1 992,62

2.

Корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска электрической энергии и цен на электрическую энергию

80,67

1 914,04

1 833,37

Пунктом 11 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов определяется по формуле:

(5),

 

(6),

где

, - фактическое количество условных единиц, относящихся к регулируемой организации соответственно в (i-2)-ом и (i-3)-ем году долгосрочного периода регулирования;

Хi - индекс эффективности подконтрольных расходов, установленный в процентах;

ИПЦi-2 - фактические значения индекса потребительских цен в году i-2;

ИКАi - индекс изменения количества активов, установленный в процентах на год i при расчете долгосрочных тарифов.

В связи с необходимостью пересмотра органом регулирования количества условных единиц, учтенных при определении необходимой валовой выручки и тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «НаноТех»
на 2018-2021 гг., пересмотру также подлежат корректировки подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов за 2019-2020 гг.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э корректировка с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию рассчитывается по следующей формуле:

где:

- фактический объем отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации, определяемый регулирующими органами в (i-2)-том году долгосрочного периода регулирования (14,861 млн. кВтч – разногласия отсутствуют);

- уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, установленный регулирующим органом на долгосрочный период регулирования, к которому относится год (i-2), в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178 (принят Министерством 5,85%, указано в заявлении ООО «НаноТех» - 4,94%);

ЦПi-2 - прогнозная цена покупки потерь электрической энергии в сетях
(с учетом мощности) в году i-2, учтенная при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям (принято Министерством 2 521,43 руб./МВтч, в заявлении
ООО «НаноТех» величина не указана);

- средневзвешенная фактическая цена покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности) в году i-2 (2 605,032 руб./МВтч – разногласия отсутствуют);

- величина фактических потерь электрической энергии в сетях в году i-2 (1,637 млн. кВтч – разногласия отсутствуют).

Указанные расходы определяются в том числе с учетом проведения соответствующих контрольных мероприятий.

Таким образом, разногласия возникли в части уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, установленным регулирующим органом на долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг.

Постановлением РСТ Пермского края от 29.12.2017 № 58-э для
ООО «НаноТех» установлена величина технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровень потерь) на долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг. в размере 5,85%.

Таким образом, требования ООО «НаноТех» по подстатье «Корректировка с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию» удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Корректировка» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо произвести пересчет корректировок подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов за 2019-2020 гг. на основании пересмотра количества условных единиц, учтенных при определении необходимой валовой выручки и тарифов на услуги по передаче электрической энергии для
ООО «НаноТех» на 2018-2021 гг.

Учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ООО «НаноТех» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края нарушившим п. 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2.

2. Частично удовлетворить требования ООО «НаноТех», изложенные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края (рег. от 03.03.2022 № 35274/22).

3. Органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 01.08.2022 провести перерасчет количества условных единиц, принятых при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018-2021 гг., а также необходимую валовую выручку на 2018-2022 гг., в том числе расходы на отчисления на социальные нужды (с учетом пересчета подконтрольных расходов на 2018-2022 гг., а также корректировки подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов на основании пересмотра количества условных единиц за 2019-2020 гг.).

4. Органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 01.08.2022 пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов (при необходимости) и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, установленные на 2022 год для ООО «НаноТех», на основании пункта 3 резолютивной части настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики на которых принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертных заключений по результатам установления (пересмотра) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «НаноТех», в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований ООО «НаноТех».

Связанные организации

Пермское УФАС России
ИНН 5902290360, ОГРН 1025900536749
Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края
ИНН 5902184588, ОГРН 1025900537574
ООО "НаноТех"
ИНН 5904127151, ОГРН 1055901674388