Предписание №СП/57414/24 ПРЕДПИСАНИЕ Агентству по тарифам и ценам Архангельской облас... от 2 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

25 июня 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой проверки Агентства по тарифам и ценам Архангельской области, проведенной в соответствии с поручением ФАС России от 14.12.2023 № МШ/106265/23 на основании приказа Архангельского УФАС России от 10.01.2024 № 3/24, в том числе акт проверки Архангельского УФАС России от 09.02.2024 № 792/21 (далее Акт проверки), а также возражения в отношении акта проверки от 05.03.2024 № 313/427, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Агентством по тарифам и ценам Архангельской области при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» на 2024 год,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» (далее Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее Основы ценообразования № 1075 и Правила регулирования № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее Методические указания № 760-э).

В рамках исполнения своих полномочий Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (далее также – Орган регулирования, Агентство) в отношении публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее ПАО «ТГК-2», регулируемая организация) установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2024 год:

Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20.12.2021 № 81-т/57 (ред. от 20.12.2023 № 81-т/78) установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифы на тепловую энергию, поставляемую ПАО «ТГК-2» потребителям, расположенным на территории городского округа «Город Архангельск» и Приморского муниципального района Архангельской области»:

 

Показатель

Период

Одноставочный тариф, руб./Гкал, вода

Тарифы на тепловую энергию, поставляемые потребителям, расположенным на территории городского округа «Город Архангельск» и Приморского района Архангельской области

01.01.2024-30.06.2024

01.07.2024-31.12.2024

2329,31

2867,96

 

Льготные тарифы на тепловую энергию, поставляемые потребителям, расположенным на территории городского округа «Город Архангельск»

население

 

потребители, приравненные к населению

01.01.2024-30.06.2024

01.07.2024-31.12.2024

 

01.01.2024-30.06.2024

01.07.2024-31.12.2024

2147,00

2357,40

 

1789,17

1964,50

Льготные тарифы на тепловую энергию, поставляемые потребителям, расположенным на территории Приморского района

население

 

потребители, приравненные к населению

01.01.2024-30.06.2024

01.07.2024-31.12.2024

 

01.01.2024-30.06.2024

01.07.2024-31.12.2024

2092,00

2357,40

 

1743,33

1964,50

тарифы на тепловую энергию на коллекторах источников тепловой энергии (Архангельская ТЭЦ)

01.01.2024-30.06.2024

01.07.2024-31.12.2024

607,53

920,05

тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии

01.01.2024-30.06.2024

01.07.2024-31.12.2024

1482,96

1965,69

 

Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20.12.2021 № 81-т/58 (ред. от 20.12.2023 № 81‑т/79) установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифы на тепловую энергию, поставляемую ПАО «ТГК-2» потребителям, расположенным на территории городского округа Архангельской области «Северодвинск»:

 

Показатель

Период

Одноставочный тариф, руб./Гкал, вода

Тарифы на тепловую энергию, поставляемые потребителям, расположенным на территории городского округа Архангельской области «Северодвинск»

01.01.2024-30.06.2024

01.07.2024-31.12.2024

1545,20

1902,34

 

Льготные тарифы на тепловую энергию, поставляемые потребителям, расположенным на территории городского округа Архангельской области «Северодвинск»:

население

 

потребители, приравненные к населению

01.01.2024-30.06.2024

01.07.2024-31.12.2024

 

 

01.01.2024-30.06.2024

01.07.2024-31.12.2024

1605,00

1764,50

 

 

1337,50

1470,42

тарифы на тепловую энергию на коллекторах источников тепловой энергии

01.01.2024-30.06.2024

01.07.2024-31.12.2024

1185,66

1071,43

 

тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии

01.01.2024-30.06.2024

01.07.2024-31.12.2024

1185,66

1071,43

 

 

Тарифы на тепловую энергию, поставляемую ПАО «ТГК-2», установлены с применением метода индексации установленных тарифов.

Необходимая валовая выручка (далее НВВ) регулируемой организации на 2024 год при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую
ПАО «ТГК-2» потребителям, расположенным на территории городского округа «Город Архангельск» и Приморского муниципального района Архангельской области», установлена в размере 6 691 332,87 тыс. руб.

При установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую
ПАО «ТГК-2» потребителям, расположенным на территории городского округа Архангельской области «Северодвинск», установлена в размере 4 286 340,45 тыс. руб.

В рамках проведения внеплановой проверки были проанализированы материалы тарифных дел ПАО «ТГК-2» на 2024 год в разрезе расходов на топливо на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение агентства по тарифам и ценам Архангельской области о корректировке установленных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ПАО «ТГК-2» потребителям, расположенным на территории городского округа «Город Архангельск» и Приморского муниципального района Архангельской области, на период с 1 января 2024 года по 31 декабря 2024 года, рассчитанных с применением метода индексации установленных тарифов, от 20.12.2023 и Экспертное заключение агентства по тарифам и ценам Архангельской области о корректировке установленных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ПАО «ТГК-2» потребителям, расположенным на территории городского округа Архангельской области «Северодвинск», на период с 1 января 2024 года
по 31 декабря 2024 года, рассчитанных с применением метода индексации установленных тарифов, от 20.12.2023, возражения органа регулирования на акт проверки Архангельского УФАС России от 02.02.2024 № 791/21
(исх. от 05.03.2024 № 313/427, вх. от 06.03.2024 № 1945-М/24).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

  1. Расходы на топливо

Расходы на топливо на 2024 год учтены Агентством по тарифам и ценам по Архангельский области в размере:

1 738 473,86 тыс. руб. при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ПАО «ТГК 2» потребителям, расположенным на территории городского округа «Город Архангельск» и Приморского муниципального района Архангельской области» (далее – Архангельск), в том числе: Архангельская ТЭЦ – 1 656 698,61 тыс. руб., Архангельские котельные – 81 775,25 тыс. руб.

1 559 100,67 тыс. руб. при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ПАО «ТГК-2» потребителям, расположенным на территории городского округа Архангельской области «Северодвинск» (далее – Северодвинск), в том числе: Северодвинская ТЭЦ 1 – 504 380,61 тыс. руб., Северодвинская ТЭЦ 2 – 1 054 720,51 тыс. руб.

Согласно пункту 29 Правил № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций в том числе должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:

 

(тыс. руб.), (2)

 

где:

bi,j,k - удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi,j - плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к Методическим указаниям № 760-э с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

- плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 Методических указаний № 760-э, тыс. Гкал.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Особому вниманию подлежат закупки топлива у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными по отношению к приобретателю топлива. Стоимость топлива в рассматриваемых случаях должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных видов топлива.

Цены, принимаемые органом регулирования по договорам, должны соответствовать пункту 28 Основ ценообразования № 1075. В случае если договор заключен с единственным поставщиком и (или) с единственным участником торгов, то цены по таким договорам не могут приниматься как экономически обоснованные.

Наличие у регулируемой организации договора, заключенного без проведения конкурентных торгов при наличии объективных на то причин, обязывает орган регулирования использовать другие источники цен в соответствии с Основами ценообразования № 1075.

Цена по заключенному без проведения конкурентных торгов договору должна быть оценена органом регулирования. Рыночная оценка в данном случае является аналогом заключенного по результатам проведения торгов договора.

Если по результатам анализа рыночных цен установлено, что цена по заключенному без торгов договору равна или ниже рыночной, то в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации могут быть приняты затраты по данному договору.

Если цена по заключенному без торгов договору выше рыночной, то учет в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации возможен не выше рыночной цены.

г. Архангельск

Согласно представленным материалам тарифного дела цены на топливо на 2024 год при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ПАО «ТГК-2» потребителям, расположенным на территории городского округа «Город Архангельск» и Приморского муниципального района Архангельской области, были определены органом регулирования в следующих размерах:

1) Архангельская ТЭЦ:

- мазут – 21 849,39 руб./т. Цена определена в соответствии с предоставленным организацией договором на поставку мазута от 14.07.2023
№ 1729/Дог23 с ООО «ТД «Транс-Ойл», заключенным по результатам проведения конкурентных процедур (реестровый номер закупки 32312439456), а также с учетом остатков топлива на 01.01.2024 на основании представленного организацией приложения 4.5 «Расчет баланса топлива»;

- природный газ – 5 160,21 руб./тыс. куб. м. Средневзвешанная оптовая цена газа определена в соответствии с приказом ФАС России от 28.11.2023
№ 910/23 (c 01.01.2024 в размере 4 779,00 руб./тыс. куб. м, с 01.07.2024 в размере 5 314,00 руб./тыс. куб. м). Объемная теплота сгорания при определении цены на природный газ учтена в размере 8 157,38 Ккал/куб. м.

2) Архангельские котельные:

- дизельное топливо – 35 103,95 руб./т. Цена определена как средневзвешанная в соответствии с представленным организацией договором от 14.07.2023 № 1782/Дог23, заключенным с ООО «ТД «Транс-Ойл» по результатам проведения конкурентных процедур (реестровый номер закупки 32312445556), с учетом остатков топлива на 01.01.2024 на основании представленного организацией приложения 4.5 «Расчет баланса топлива»;

- уголь – 2 261,68 руб./т. Цена определена в соответствии с представленным договором от 31.07.2023 № 1811/Дог23 с ООО «ТД «Транс-Ойл», заключенным по результатам проведения конкурентных процедур (реестровый номер закупки 32312445552), а также с учетом остатков топлива на 01.01.2024 на основании представленного организацией предложения 4.5 «Расчет баланса топлива»;

- мазут – 9 809,40 руб./т. Цена определена в соответствии с представленным организацией договором на поставку мазута от 14.07.2023
№ 1729/Дог23 с ООО «ТД «Транс-Ойл», заключенным по результатам проведения конкурентных процедур (реестровый номер закупки 32312439456), а также с учетом остатков топлива на 01.01.2023 на основании представленного организацией приложения 4.5 «Расчет баланса топлива»;

- электрическая энергия – 6,38 руб./кВт*ч. Цена определена исходя из среднего фактического значения 1 полугодия 2023 года с учетом индекса (сетевые компании для всех категорий потребителей, исключая население) 109,1% с июля на 2024 год согласно Прогнозу. С 01.01.2023 котельная по ул. Маслова, д. 1, работающая на электрических котлах, переведена с 1 ценовой категории в 4 ценовую категорию.

Согласно представленным материалам тарифного дела цены на доставку топлива на 2024 год при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ПАО «ТГК-2» потребителям, расположенным на территории городского округа «Город Архангельск» и Приморского муниципального района Архангельской области, определены органом регулирования в следующих размерах:

1) природный газ (АТЭЦ):

- 487,01 руб./тыс. куб. м – средневзвешанный тариф на услуги по транспортировке газа соответствии с приказом ФАС России от 16.11.2022
№ 828/22 (c 01.01.2024 в размере 473,48 руб./тыс. куб. м, с 01.07.2024 в размере 506,63 руб./тыс. куб. м);

- 98,93 руб./тыс. куб. м – плата за снабженческо-сбытовые услуги в соответствии с приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22;

- 221,89 руб./тыс. куб. м – специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа в соответствии с постановлением агентства
от 30.12.2022 № 104-п/1;

2) мазут (АТЭЦ) – цена доставки учтена в составе цены мазута;

3) уголь (Архангельские котельные) – 5 943,78 руб./т. Цена определена как средневзвешенная в соответствии с представленным договором
от 31.07.2023 № 1811/Дог23 с ООО «ТД «Транс-Ойл», заключенным по результатам проведения конкурентных процедур (реестровый номер закупки 32312445552) и договором от 29.05.2023 № 1411/Дог23 с ООО «Рубеж», заключенным по результатам проведения конкурсных процедур (реестровый номер закупки 323112278180);

4) мазут (Архангельский котельные) – 8 743,11 руб./т. Цена определена в соответствии с представленными организацией договором от 14.07.2023
№ 1723/Дог23 с ООО «ТД «Транс-Ойл», заключенным по результатам проведения конкурентных процедур (реестровый номер закупки 32312439456) и договором от 17.08.2023 № 1937/Дог23, заключенным с ООО «Трансинвест» по результатам проведения конкурсных процедур (реестровый номер закупки 32312572465);

5) дизельное топливо (Архангельские котельные) – 19 600,00 руб./т. Цена определена в соответствии с представленным договором от 14.07.2023
№ 1782/Дог23, заключенным с ООО «ТД «Транс-Ойл» по результатам проведения конкурентных процедур (реестровый номер закупки 32312445556).

Учитывая вышеизложенное, при оценке представленных в обоснование плановой расчетной цены соответствующих договоров на топливо и его доставку необходимо отметить, что:

Договор на поставку мазута от 14.07.2023 № 1729/Дог23 был заключен ПАО «ТГК-2» по результатам проведения запроса предложений в электронной форме (реестровый номер закупки 32312439456) с единственным участником указанной процедуры – ООО «ТД «Транс-Ойл».

Договор поставки дизельного топлива от 14.07.2023 № 1782/Дог23 был заключен ПАО «ТГК-2» по результатам проведения запроса предложений в электронной форме (реестровый номер закупки 32312445556) с тем же единственным участником указанной процедуры – ООО «ТД «Транс-Ойл».

При этом в отсутствие других допущенных участников данные конкурентные процедуры являются несостоявшимися.

Цены, принимаемые органом регулирования по договорам, должны соответствовать пункту 28 Основ ценообразования № 1075. В случае если договор заключен с единственным поставщиком и (или) с единственным участником торгов, то цены по таким договорам не могут приниматься как экономически обоснованные.

Однако, несмотря на то, что вышеназванные договоры (пункт 4.5) предусматривают направление покупателем поставщику в срок, не позднее
3-го числа месяца, следующего за месяцем подачи заявки, уведомлений об изменении цены в зависимости от средней цены на мазут, дизельное топливо и их доставку, сформированной в ходе биржевых торгов на
товарно-сырьевой бирже, в заключении Агентства по тарифам и ценам Архангельской области не отражен анализ соответствующих актуальных среднерыночных цен, необходимых в данном случае для определении соответствующих затрат, вследствие чего не представляется возможным определить, осуществлялась ли такая оценка.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, учтенная цена на соответствующее топливо и его доставку подлежит дополнительному экономическому обоснованию. В случае наличия экономически необоснованных расходов (при превышении среднерыночной цены) – данные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

г. Северодвинск

Органом регулирования по результатам рассмотрения предложения
ПАО «ТГК-2» по городу Северодвинск расходы на топливо приняты на 2024 год в размере 1 559 100,67 тыс. руб., в том числе по структурным подразделениям:

- СТЭЦ-1 в размере 504 380,16 тыс. руб.;

- СТЭЦ-2 в размере 1 054 720,51 тыс. руб.

Цены на топливо на 2024 год определены и учтены в следующих размерах:

1) СТЭЦ-1:

- мазут – 19 361,48 руб./т. Цена определена в соответствии с представленным организацией договором на поставку мазута от 14.07.2023
№ 1729/Дог23 с ООО «ТД «Транс-Ойл», заключенным по результатам проведения конкурсных процедур (реестровый номер закупки 32312439456), а также с учетом остатков топлива на 01.01.2024 на основании представленного организацией расчета баланса топлива.

- кузнецкий уголь – 1 897,02 руб./т.;

- хакасский уголь – 2 031,13 руб/т.

Цена на уголь определена в соответствии с представленным ПАО «ТГК‑2» договором на поставку топлива от 14.03.2022 № 359/Дог22 с ООО «ТЛГ», заключенным по результатам проведения конкурсных процедур (реестровый номер закупки 32211113489), а также с учетом остатков топлива на 01.01.2024 на основании представленного организацией расчета баланса топлива.

При этом в обоих случаях к торгам был допущен один участник, соответственно торги являются несостоявшимися.

В материалах тарифного дела имеются уведомления о среднерыночной цене угля и мазута, однако в заключении Агентства по тарифам и ценам Архангельской области не указывается, рассматривалась ли данная информация при расчете расходов на топливо на 2024 год.

Так, в материалах тарифного дела содержится Уведомление № 2 к договору № 1729/Дог23 от 14.07.2023 с ООО «ТД «Транс-Ойл», согласно которому цена мазута в октябре 2023 года, сформированная в ходе биржевых торгов, принимается равной 30 682,13 руб./т.

Органом регулирования принята цена 19 361,48 руб./т (с учетом доставки), что ниже цены, указанной в вышеназванном Уведомлении № 2.

Однако в соответствии с Уведомлением № 10 к договору № 359/Дог22 от 14.03.2022 среднерыночная цена хакасского угля на февраль 2023 года (без учета доставки) – 1625 руб./т., кузнецкого угля – 1900 руб./т., сведений о более актуальных среднерыночных ценах не представлено.

Органом регулирования приняты цены на кузнецкий уголь –
1 897,02 руб./т., на хакасский уголь – 2 031,13 руб/т. Цены угля определены без учета доставки.

В Экспертном заключении на 2024 год Агентством по тарифам и ценам Архангельской области не отражен анализ актуальных среднерыночных цен на уголь, а также не указано принимались ли сведения из имеющегося в материалах тарифного дела уведомления.

Аналогичная ситуация с ценой доставки угля – согласно уведомлению № 10 к договору № 359/Дог22 от 14.03.2022 на февраль 2023 года стоимость транспортировки угля принимается в размере 3 009,00 руб./т. (хакасский уголь) и 3 026,00 руб./т. (кузнецкий уголь), более актуальная информация в материалах тарифного дела отсутствует.

Однако Органом регулирования принята цена на кузнецкий уголь и хакасский уголь в размере 3 855,42 руб./т.

Дополнительно Органом регулирования в заключении допущена опечатка в реквизитах договора – вместо «№ 359/Дог22» указано «№ 359/ДогР22».

2) СТЭЦ-2:

- мазут – 18 382,23 руб./т. Цена определена в соответствии с представленным организацией договором на поставку мазута от 14.07.2023 № 1729/Дог23 с ООО «ТД «Транс-Ойл», заключенным по результатам проведения конкурсных процедур (реестровый номер закупки 32312439456), а также с учетом остатков топлива на 01.01.2024 на основании представленного организацией расчета баланса топлива.

Цена на природный газ – 5 166,73 руб. тыс. куб.м. определена в соответствии с приказом ФАС России от 28.11.2023 № 910/23.

В рассматриваемом случае, как указывалось выше, к торгам, по результатам которых был заключен договор № 1729/Дог23 от 14.07.2023, был допущен один участник, соответственно, торги были несостоявшимися.

Цены, принимаемые органом регулирования по договорам, должны соответствовать пункту 28 Основ ценообразования № 1075. В случае если договор заключен с единственным поставщиком и (или) с единственным участником торгов, то цены по таким договорам не могут приниматься как экономически обоснованные.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, учтенная цена на соответствующее топливо и его доставку подлежит дополнительному экономическому обоснованию. В случае наличия экономически необоснованных расходов (при превышении среднерыночной цены) – данные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

 

2. Расчетный объем отпуска тепловой энергии

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

В соответствии с пунктом 8 Методических указаний № 760-э расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее отсутствия - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

В соответствии с пунктом 17 Методических указаний № 760-э объемы отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной генерирующий мощностью 25 МВт и более, определяются в соответствии со сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее сводный прогнозный баланс).

При расчете долгосрочных тарифов на коллекторах указанных источников тепловой энергии в качестве объемов отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов тепловой энергии, и объемов отпуска тепловой энергии от источников тепловой энергии на каждый год долгосрочного периода регулирования применяется объем, включенный в сводный прогнозный баланс на первый год долгосрочного периода регулирования.

Таким образом, исходя из положений пункта 22 Основ ценообразования № 1075, пункта 8 Методических указаний № 760-э методы определения полезного отпуска должны использоваться регулирующими органами в приоритетном порядке:

1) полезный отпуск должен определяться регулирующими органами в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее отсутствия на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования;

2) при отсутствии в вышеуказанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии должен определяться регулирующими органами в соответствии с Методическими указаниями № 760-э и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. При этом объемы отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной генерирующий мощностью 25 МВт и более, определяются в соответствии со сводным прогнозным балансом.

г. Архангельск

Согласно Экспертному заключению на 2024 год отпуск тепловой энергии с коллекторов принят на 2024 год в размере 2 831,24 тыс. Гкал, в том числе:

с коллекторов АТЭЦ 2 761,46 тыс. Гкал в соответствии со сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по Архангельской области на 2024 год, утвержденным приказом ФАС России от 29.09.2023 № 681/23-ДСП;

с коллекторов Архангельских котельных 69,77 тыс. Гкал.

Величина отпуска тепловой энергии с коллекторов Архангельских котельных на 2024 год установлена регулирующим органом исходя из разности между суммой полезного отпуска тепловой энергии, рассчитанной из среднего фактического полезного отпуска тепловой энергии за последние три года, потерь тепловой энергии на 2024 год, учтенных в размере, утвержденном постановлением Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, и объемом покупной тепловой энергии, учтенной в соответствии с тарифными решениями на 2024 год для теплоснабжающих организаций, поставляющих тепловую энергию ПАО «ТГК-2».

Полезный отпуск тепловой энергии в сеть принят на 2024 год в размере 2 825,04 тыс. Гкал, в том числе:

от АТЭЦ 2 755,26 тыс. Гкал в соответствии со сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по Архангельской области на 2024 год;

от Архангельских котельных 69,77 тыс. Гкал.

Полезный отпуск тепловой энергии принят на 2024 год в размере 2 639,68 тыс. Гкал, в том числе:

АТЭЦ 2277,85 тыс. Гкал на уровне, определенном исходя из объема тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии в соответствии с показателями сводного прогнозного баланса, уменьшенного на расход тепловой энергии на хозяйственные нужды, определенного как среднее фактическое значение, и объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях;

Архангельские котельные с учетом покупной тепловой энергии 361,83 тыс. Гкал. Размер полезного отпуска тепловой энергии от Архангельских котельных сформирован исходя из суммы объема отпуска тепловой энергии, поставляемых с коллекторов Архангельских котельных и объема покупной тепловой энергии, уменьшенной на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях.

Отпуск тепловой энергии на собственные нужды принят на 2024 год в объеме 6,20 тыс. Гкал с учетом его динамики за последние 3 года.

Потери тепловой энергии на 2024 год приняты в следующих размерах:

тепловые сети от АТЭЦ, расположенные на территории городского округа «Город Архангельск», тепловые сети городского округа «Город Архангельск», бесхозные и арендуемые у иных собственников тепловые сети, расположенные в зоне действия АТЭЦ 476,63 тыс. Гкал в соответствии с постановлением министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 28.06.2023 № 117-пн;

тепловые сети, расположенные на территории городского округа «Город Архангельск», эксплуатируемые ПАО «ТГК-2», за исключением тепловых сетей, входящих в систему теплоснабжения АТЭЦ 22,51 тыс. Гкал в соответствии с постановлением министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 12.08.2021 № 95-пн (в редакции от 20.09.2023).

Объем покупной тепловой энергии принят в размере 314,57 тыс. Гкал в соответствии с тарифными решениями на 2024 год для теплоснабжающих организаций, поставляющих тепловую энергию ПАО «ТГК-2».

Величина полезного отпуска тепловой энергии за 2022 год принята в размере 2 713,7 тыс. Гкал из отчетных данных организации за 2022 год, представленных в материалы тарифного дела.

Регулирующий орган отмечает, что схема теплоснабжения городского округа «Город Архангельск» не актуализирована на 2024 год, в программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Город Архангельск» на период до 2025 года информация об объемах полезного отпуска тепловой энергии отсутствует.

Вместе с тем регулирующим органом не принято во внимание, что постановлением городского округа «Город Архангельск» от 18.12.2023 № 2087 утверждена Схема теплоснабжения городского округа «Город Архангельск»
до 2040 года.

Постановление Администрации городского округа «Город Архангельск» от 18.12.2023 № 2087 размещено на сайте https://www.arhcity.ru 18.12.2023.

Как следует из информации, опубликованной 16.01.2024 на сайте администрации городского округа «Город Архангельск» (http://www.arhcity.ru/?page=0/65851), действующая схема теплоснабжения городского округа «Город Архангельск» размещена по ссылке https://www.arhcity.ru/?page=3176/1.

При этом, в случае наличия в схеме теплоснабжения объема полезного отпуска, органу регулирования не допускается установление объема полезного отпуска, не соответствующего схеме теплоснабжения.

Таким образом, Органом регулирования полезный отпуск тепловой энергии по котельным, расположенным в г. Архангельск, учтен не в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075, а именно без учета данных актуализированной схемы теплоснабжения.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности объемов полезного отпуска тепловой энергии и учесть полезный отпуск тепловой энергии на 2024 год в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075.

По результатам проведенного дополнительного экономического анализа полезного отпуска на 2024 год Органу регулирования, также в случае необходимости надлежит пересмотреть статьи затрат, определяемые на основании балансовых показателей (расходы на топливо, энергетические ресурсы).

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Агентство по тарифам и ценам Архангельской области нарушившим положения пунктов 22, 28, 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760 э, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» на 2024 год.

2. Исполнительному органу Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.08.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» на 2024 год, и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год и по показателю «Расчетный объем отпуска тепловой энергии» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания исполнительному органу Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть величину необходимой валовой выручки публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания исполнительному органу Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок не позднее 01.08.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» на 2024 год, исключив выявленные (неподтверждённые) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» на 2024 год.

5. Исполнительному органу Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.08.2024 принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на тепловую энергию в отношении единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания исполнительному органу Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений исполнительного органа Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления исполнительного органа Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Архангельское УФАС России
ИНН 2901061919, ОГРН 1022900530696
Агентство по тарифам и ценам Архангельской области
ИНН 2901128698, ОГРН 1042900033780