Решения по тарифам №31/42830/19 РЕШЕНИЕ (водоотведение) по результатам рассмотрения досудебн... от 23 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ


 

Резолютивная часть решения оглашена «20» мая 2019 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>

рассмотрев досудебный спор по заявлению ООО «Газпром энерго» (далее — регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 15.02.2019 № АИ-07/978, вх. от 15.02.2019 № 26326/19), возникший с Департаментом экономической политики и развития города Москвы (далее — Департамент, орган регулирования) по вопросу установления тарифов на транспортировку сточных вод на 2019 год, в присутствии на заседании Комиссии представителей ООО «Газпром энерго»: <...>; представителей Департамента: <...>

 

УСТАНОВИЛА:

Заявление ООО «Газпром энерго» рассмотрено в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров, утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Причиной для досудебного рассмотрения спора между ООО «Газпром энерго» и органом регулирования является приказ Департамента от 15.11.2018 № 147-ТР «О корректировке на 2019-2020 годы установленных долгосрочных тарифов на транспортировку воды и транспортировку сточных вод, осуществляемые обществом с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» Центральный филиал». Для ООО «Газпром энерго» тарифы на оказываемые услуги по транспортировке сточных вод установлены методом индексации установленных тарифов на 2018-2020 годы (первый долгосрочный период регулирования, регулируемую деятельность ООО «Газпром энерго» осуществляет с 2017 года).

В поданных на рассмотрение в ФАС России заявлениях ООО «Газпром энерго» указывает на то, что утвержденные Департаментом тарифы на 2019 год экономически не обоснованы, в связи с чем просит признать экономически обоснованным размер расходов, подлежащих дополнительному учету в составе необходимой валовой выручки ООО «Газпром энерго» 2019 года по по следующим статьям затрат:

1. «Арендная плата» в размере 1 706,47 тыс. руб. по транспортировке сточных вод.

2. «Недополученные доходы» в размере 1 680,58 тыс. руб. по транспортировке сточных вод.

Также ООО «Газпром энерго» просит установить на 2019 год объемы реализации услуг в меньшем размере, чем учтено Департаментом, на 21,5 тыс. куб. м. по транспортировке сточных вод.

Величина необходимых валовых выручек (далее – НВВ), установленных оспариваемым приказом на 2019 год для ООО «Газпром энерго», составляет по водоотведению – 2 256,37 тыс. руб. (объём реализации услуг водоотведения составляет 59,2 тыс. куб. м., тариф на оказываемые услуги водоотведения – 38,11 руб./куб. м.).

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет по водоотведению – 5 643,42 тыс. руб. (2 669,63 тыс. руб. по).

Объем реализации услуг, который Заявитель считает экономически обоснованным, составляет по водоотведению – 37,70 тыс. куб. м. (разница составляет 21,5 тыс. куб. м.).

Тариф, который Заявитель считает экономически обоснованным, составляет по водоотведению – 149,69 руб./куб. м. (разница составляет 111,58 руб./куб. м.).

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов (далее – Правила № 406) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746).

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным статьям досудебного спора Комиссия отмечает следующее.

 

1.     Арендная плата.

Департамент при расчете тарифов ООО «Газпром энерго» учитывает расходы на арендную плату в размере 222,84 тыс. руб. по транспортировке сточных вод исходя из первоначальной стоимости имущества и налога на имущество на основании суммы амортизации, рассчитанной исходя из первоначальной стоимости имущества и налога на имущества без учета переоценки объектов основных средств.

При этом ООО «Газпром энерго» считает подход по расчету органом регулирования арендной платы неправомерным в связи с тем, что переоценка объектов основных средств была проведена до 2013 года, то есть до начала действия Методических указаний № 1746, в которых закреплен подход о допустимости применения первоначальной стоимости с учетом переоценки при расчете расходов на амортизацию.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 406 расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

В соответствии с пунктом 43 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом от 13.10.2003 № 91н (далее – Методические указания № 91н), в соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н, коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Для целей Методических указаний № 91н под текущей (восстановительной) стоимостью объектов основных средств понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта.

При определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы: данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; оценка бюро технической инвентаризации; экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств.

Согласно пункту 45 Методических указаний № 91н в целях проведения переоценки объектов основных средств в организации должна быть проведена подготовительная работа по осуществлению переоценки объектов основных средств, в частности, проверка наличия объектов основных средств, подлежащих переоценке.

При этом, Заявителем в адрес ФАС России и в адрес Департамента не представлены данные, изложенные в пунктах 43 и 45 Методических указаний № 91н, подтверждающие обоснованную стоимость проведенной переоценки основных средств.

На основании вышеизложенного, Комиссия не усматривает нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере тарифного регулирования со стороны Департамента по статье «Арендная плата» при установлении тарифов на транспортировку сточных вод ООО «Газпром энерго» на 2019 год.

 

2. Недополученные доходы.

Департамент при расчете тарифов ООО «Газпром энерго» учитывает недополученные доходы за 2017 год в размере 224,41 тыс. руб. по транспортировке сточных вод.

Расчет вышеуказанной величины средств произведен органом регулирования путем умножения утвержденного тарифа в 2017 году (68,5 руб./куб. м. по транспортировке сточных вод) на разницу между плановым объемом приема сточных вод (65,52 тыс. куб. м.) и объемом полезного отпуска (приема сточных), полученным путем снижения планового объема 2017 года на 5 % (64,24 тыс. куб. м. по транспортировке сточных вод), ссылаясь на пункт 5 Методических указаний № 1746.

Согласно пункту 5 Методических указаний № 1746 объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формуле (1) и (1.1) Методических указаний № 1746.

В формулах (1) и (1.1) Методических указаний № 1746 для расчета используется темп изменения (снижения) потребления воды, который не должен превышать 5 процентов в год.

При этом Заявитель считает целесообразным рассчитывать выпадающие расходы на основании разницы между плановым приемом сточных вод (65,52 тыс. куб. м.) и фактическим приемом сточных вод (37,7 тыс. куб. м.).

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные «а» – «д» пункта 73 Основ ценообразования № 406, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования № 406.

Согласно подпункту «а» пункта 73 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода доходности инвестированного капитала, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях, включающей отклонение фактически достигнутого объема поданной воды или принятых сточных вод от объема, учтенного при установлении тарифов.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с Методическими указаниями № 1746 органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Таким образом подход органа регулирования по расчету фактического объема на основании ограничения темпа изменения потребления воды в размере 5 % противоречит требованиям тарифного законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен 9тарифов), так как пункт 5 Методических указаний № 1746 определяет расчет планового объема полезного отпуска (приема сточных вод).

Также ФАС России отмечает, что ввиду снижения фактического потребления полезного отпуска (приема сточных вод) необходимо учитывать экономию по взаимозависимым от объемов расходам.

Так, по статье «Электроэнергия» при удельном расходе 0,101 кВт-ч/куб. м., тарифе 3,99 руб./кВт-ч и разницы в объемах транспортируемых сточных вод 27,82 тыс. куб. м. необходимо исключить экономию в размере 11,19 тыс. руб. из недополученных доходов по транспортировке сточных вод.

На основании вышеизложенного, Комиссия считает целесообразным удовлетворить требования ООО «Газпром энерго» по статье «Недополученные доходы», распределив суммы, подлежащие к дополнительному учету в составе НВВ регулируемой организации до 2021 года согласно пункту 15 Основ ценообразования № 406.

 

3. Плановый объем.

ООО «Газпром энерго» в заявлении о досудебном споре просит установить на 2019 год объемы реализации услуг в меньшем размере, чем учтено Департаментом на 21,5 тыс. куб. м. по транспортировке сточных вод, а именно на уровне 37,7 тыс. куб. м.

Департаментом при расчете тарифов для ООО «Газпром энерго» принимаются плановые объемы приема сточных вод в размере 59,2 тыс. куб. м.

Данные объемы были получены органом регулирования путем приведения планового объема 2017 года с учетом ежегодного снижения на 5 % до 2019 года.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 406 тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями № 1746 исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний № 1746-э расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

С учётом положений пункта 5 Методических указаний от № 1746-э объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам (1), (1.1) Методических указаний № 1746, где участвуют в том числе такие параметры, как:

- объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году i, тыс. куб. м;

- расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году i, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить), тыс. куб. м. Указанная величина может принимать, в том числе, отрицательные значения;

- планируемое в году i изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к году i-1, связанное с изменением нормативов потребления воды, тыс. куб. м. Указанная величина может принимать как положительные, так и отрицательные значения;

- темп изменения (снижения) потребления воды. В случае, если данные об объеме отпуска воды в предыдущие годы недоступны, темп изменения (снижения) потребления воды рассчитывается без учета этих лет. Темп изменения (снижения) потребления воды не должен превышать 5 процентов в год.

Согласно пункту 8 Методических указаний от № 1746-э расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с формулами (1) и (1.1), с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).

Поскольку ООО «Газпром энерго» оказывает услуги по данному регулируемого виду деятельности начиная с 2017 года, рассчитать объемы реализации услуг согласно требованиям Методических указаний № 1746, а именно согласно пунктам 4 и 8 Методических указаний № 1746, не представляется возможным в связи с тем, что для расчета темпа изменения (снижения) транспортировки сточных вод необходимы фактические данные за несколько предшествующих периодов.

В этой связи, с учетом отсутствия возможности расчета объёма принятых сточных вод ООО «Газпром энерго» на 2019 год по формуле (1) Методических указаний № 1746, требования регулируемой организации в указанной части не могут быть признаны Комиссией экономически обоснованными.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора между ООО «Газпром энерго» и Департаментом экономической политики и развития города Москвы (исх. от 15.02.2019 № АИ-07/979, вх. от 15.02.2019 № 26325/19), Комиссия ФАС России от 20.05.2019 № 1:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент экономической политики и развития города Москвы нарушившим пункты 15, 73 и 80 Основ ценообразования № 406 при установлении (корректировки) тарифов на водоотведения для ООО «Газпром энерго» на 2019 год.

2. Частично удовлетворить требования ООО «Газпром энерго» (исх. от 15.02.2019 № АИ-07/978, вх. от 15.02.2019 № 26326/19) и предписать Департаменту экономической политики и развития города Москвы пересмотреть тарифы на 2019, при этом:

- учесть недополученные доходы по транспортировке сточных вод в размере 1 894,16 тыс. руб. распределив указанные суммы в соответствующих НВВ ООО «Газпром энерго» до 2021 года.

3. Принять и ввести в действие в срок до 01.07.2019 г. (включительно) решения, указанные в пункте 2 резолютивной части настоящего решения с учетом непревышения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

4. В остальной части отказать в удовлетворении требований ООО «Газпром энерго» (исх. от 15.02.2019 № АИ-07/978, вх. от 15.02.2019 № 26326/19).

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) г. Москвы в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2-3 резолютивной части настоящего решения решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа регулирования, принятие которых предписано пунктом 3 настоящего решения;

- протоколов заседаний правления Департамента экономической политики и развития города Москвы, на которых принимались вышеуказанные решения.

 

 

Председательствующий - заместитель председателя Комиссии

_________________/

Ю.В. Юдина

 

(подпись)

 

 

 

 

Связанные организации

ООО «Газпром энерго»
ИНН 7736186950, ОГРН 1027739841370
Департамент экономической политики и развития города Москвы
ИНН 7710168515, ОГРН 1027739830161