Решение №СП/46989/23 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 15 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «07» июня 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между АО «Издательство «Высшая школа»
(далее – Заявитель, потребитель) и Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (далее – РЭК Тверской области, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя генерального директора АО «Издательство «Высшая школа»
<...>, начальника юридического департамента АО «Издательство «Высшая школа» <...>, главного бухгалтера АО «Издательство «Высшая школа» <...>, начальника управления регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, утилизации твердых коммунальных отходов Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области <...>, начальника отдела правовой, организационной и кадровой работы Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление
(рег. от 03.03.2023 № 32199/23) о разногласиях между АО «Издательство «Высшая школа» и Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в отношении ООО «Тверская генерация».

Приказом Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 28.11.2022 № 464-нп «О внесении изменений в приказ РЭК Тверской области от 19.12.2018 № 511-нп» установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Тверская генерация», для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Тверь
на 2019 - 2023 годы.

АО «Издательство «Высшая школа» является потребителем тепловой энергии, отпускаемой ООО «Тверская генерация», по договору от 01.12.2010 № 5, теплоснабжение по которому осуществляется от водогрейной котельной № 1.

ООО «Тверская генерация» осуществляет:

1. Комбинированное производство тепловой и электрической энергии
на источнике с установленной генерирующей мощностью менее 25 МВт (Тверская ТЭЦ-1);

2. Комбинированное производство тепловой и электрической энергии
на источнике с установленной генерирующей мощностью 25 МВт и более (Тверская ТЭЦ-3, ТЭЦ-4);

3. Некомбинированное производство тепловой энергии на собственных источниках (Котельный цех, водогрейная котельная № 1, водогрейная котельная
№ 2), 17 арендованных муниципальных котельных, котельная ГБУЗ Тверской области «Областная клиническая больница», переданная ООО «Тверская генерация» по договору аренды государственного имущества;

4. Покупку тепловой энергии от сторонних тепловых источников (котельных) АО «ТКСМ-2», ООО «Лазурная», ООО «Энергоальянс»;

5. Передачу тепловой энергии по тепловым сетям, эксплуатируемым на правах собственности и аренды;

6. Сбыт тепловой энергии потребителям, в том числе населению.

Суммарная установленная мощность источников электрической энергии составляет 269 МВт, суммарная установленная мощность источников тепловой энергии – 2 111,43 Гкал/ч.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации
от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

По мнению Заявителя, РЭК Тверской области на 2023 год установлены тарифы на тепловую энергию в размере 2 240,29 руб./Гкал с ростом на 23,2 % по отношению к 2022 году.

Потребитель отмечает, что тариф на тепловую энергию, установленный
на 2023 год, должен быть увеличен на 9 % в соответствии с подпунктом 5 пункта
2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053
«Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года
по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2053) и составлять
1 798,40 руб./Гкал без учета НДС.

РЭК Тверской области отмечено, что согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов выросли цены на энергоносители, на природный газ на 8,5 %,
на электроэнергию на 8,0 %. Операционные расходы организации с учетом принятого при установлении тарифов метода индексации установленных тарифов были проиндексированы на плановый индекс потребительских цен на 2023 год
в размере 6,0 %.

Таким образом, рост к тарифу, действующему на 30.11.2022, составил 32,2 %.

Согласно пункту 1 Постановления № 2053 установлены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъектам Российской Федерации на декабрь 2022 года в размере 9 %.

ФАС России отмечает, что в целях сдерживания роста тарифов инфраструктурных отраслей Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено ограничение совокупного роста вносимой гражданами платы
за коммунальные услуги путем установления на долгосрочный период Правительством Российской Федерации индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации (далее — индексы по субъекту) и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации предельных (максимальных) индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям субъектов Российской Федерации.

При этом установленные ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги относятся к совокупному платежу за все коммунальные услуги.

Рост платы граждан за коммунальные услуги в Тверской области,
по информации органа регулирования, не превысил установленных предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы
за коммунальные услуги, который составил 7,9 %.

При этом ФАС России установлено следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно определению арбитражного суда Тверской области по делу № А-66-7282/2022 в отношении ООО «Тверская генерация» введена процедура несостоятельности (банкротства).

На основании подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации организации, признанные банкротом, не начисляют НДС при выполнении работ и оказании услуг. При этом «входной» НДС по товарам (работам, услугам), которые используются при выполнении работ, оказании услуг в процессе хозяйственной деятельности после признания должника банкротом, не принимаются к вычету и подлежат включению в себестоимость производимых организацией – банкротом товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Руководствуясь вышеизложенным, при формировании НВВ ООО «Тверская генерация» на 2023 год органом регулирования были учтены затраты организации (пересмотрен базовый уровень операционных расходов в рамках долгосрочного периода регулирования 2019-2023 гг. и расходы на приобретаемые энергоресурсы),
с учетом НДС, что и стало основной причиной значительного роста тарифа
на тепловую энергию для бюджетных и прочих потребителей.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 базовый уровень операционных расходов определяется
в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования, согласно пункту 3 которых базовый уровень операционных расходов регулируемой организации определяется органом регулирования методом экономически обоснованных расходов.

В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1075 при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 Основ ценообразования № 1075.

Расходы на уплату НДС не являются ни расходами, уменьшающими налоговую базу налога на прибыль организаций, ни расходами, не учитываемыми при определении налоговой базы налога на прибыль.

Также данные расходы не относятся к операционным расходам и не могут быть включены в состав базового уровня операционных расходов.

При этом, в соответствии с пунктами 13 и 63 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении
для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные
с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов)
для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном
на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной
на 4 процентных пункта.

Пунктами 62, 73 Основ ценообразования № 1075, пунктом 39 Методических указаний № 760-э предусмотрено, что неподконтрольные расходы включают в себя, в том числе расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы
на обязательное страхование.

Таким образом, фактически понесенные расходы на уплату налога
на добавленную стоимость подлежат включению в составе корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра по формуле (26) Методических указаний № 760-э.

В связи с вышеизложенным, требования Заявителя подлежат частичному удовлетворению.

Органу регулирования следует исключить НДС, учтенный в необходимой валовой выручке ООО «Тверская генерация» 2023 года, с последующим его учетом
в экономически обоснованном размере при регулировании на 2025 год в составе показателя «Необходимая валовая выручка, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных» по подстатье «Фактические неподконтрольные расходы».

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
АО «Издательство «Высшая школа» и Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области,
Комиссия:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области нарушившим пункт 32 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Частично удовлетворить требования АО «Издательство «Высшая школа», указанные в заявлении о разногласиях с Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (рег. от 03.03.2023 № 32199/23).

3. Органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок
до 01.08.2023 пересмотреть базовый уровень операционных расходов и необходимую валовую выручку ООО «Тверская генерация» на 2023 год в соответствии с мотивировочной частью настоящего решения, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

4. Органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок
до 01.0
8.2023 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «Тверская генерация» для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Тверь на 2023 год,
на основании пункта 3 резолютивной части настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3, 4 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам установления (пересмотра) тарифов на тепловую энергию для ООО «Тверская генерация».

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований АО ««Издательство «Высшая школа».

 

Связанные организации

ГУ РЭК Тверской области
ИНН 6905066785, ОГРН 1026900585942
Тверское УФАС России
ИНН 6905005800, ОГРН 1036900080722
АО "Издательство "Высшая школа"
ИНН 7707627712, ОГРН 5077746813579