Решения по тарифам №СП/55729/22 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 8 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «02» июня 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев разногласия между Забайкальской дирекцией по энергообеспечению — СП «Трансэнерго» — филиалом ОАО «РЖД» (далее – ОАО «РЖД», Заявитель) и Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – орган регулирования, РСТ Забайкальского края) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи начальника отдела тарифного регулирования «Трансэнерго» – филиала ОАО «РЖД» <...>, заместителя начальника Забайкальской дирекции по энергообеспечению по экономике и финансам — СП «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» <...>, ведущего экономиста сектора тарифного регулирования Забайкальской дирекции по энергообеспечению — СП «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» <...>, ведущего юрисконсульта Забайкальской дирекции по энергообеспечению — СП «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» <...>, руководителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края <...>, заместителя руководителя — начальника отдела прогнозирования, анализа и тарифов ТЭК Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533 (далее – Правила № 533), согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 08.02.2022 № 19573/22) о разногласиях между Забайкальской дирекцией по энергообеспечению – СП «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» и Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края по вопросу установления цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

Приказом РСТ от 17.12.2021 № 694-НПА «О внесении изменений в приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края
от 27 декабря 2019 года № 660-НПА «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020-2024 годы» в отношении Заявителя установлена необходимая валовая выручка на 2022 год.

Тарифы на услуги по передаче электроэнергии в отношении ОАО «РЖД» установлены с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом, составляет 357 543,28 тыс. руб. (без учета оплаты потерь).

Величина НВВ (без учета оплаты потерь), которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 421 776,76 тыс. руб.

ОАО «РЖД» заявляет требование об учете в НВВ на 2022 год расходов по статье разногласий «Корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2020 год» (с учетом индексов потребительских цен 2021 и 2022 годов) в размере 0,00 тыс. руб.

Органом регулирования данная корректировка учтена в размере -64 233,48 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 64 233,48 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В обоснование заявленных расходов ОАО «РЖД» в адрес ФАС России были направлены следующие материалы:

- копии документов, подтверждающих исполнение инвестиционной программы Забайкальской дирекции по энергообеспечению – СП «Трансэнерго» – филиала ОАО «РЖД» на 2020-2024 гг. за 2020 год (ОС-14, ОС-15, КС-2, КС-3, КС-14, счета-фактуры, ТОРГ-12);

- копия договора от 10.12.2019 № 3719605 на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объектам технического перевооружения тяговых подстанций, расположенным в границах Забайкальской железной дороги;

- копия договора от 29.04.2020 № 3927729;

- копия протоколов проведения электронных аукционов от 21.11.2019
№ 6905/ОАЭ-ТЭ/19/2, от 14.04.2020 № 961/ОАЭ-ТЭ/20/2;

- копия инвестиционной программы Забайкальской дирекции по энергообеспечению – СП «Трансэнерго» – филиала ОАО «РЖД» на 2020-2024 годы, утвержденной распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края от 24.12.2019 № 223/р;

- копия скорректированной инвестиционной программы Забайкальской дирекции по энергообеспечению – СП «Трансэнерго» – филиала ОАО «РЖД»
на 2020-2024 годы, утвержденной распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края
от 22.09.2020 № 198/р;

- копия письма РСТ Забайкальского края от 03.09.2020 № 02/4858 в адрес МинЖКХ Забайкальского края о согласовании корректировки, утвержденной ранее инвестиционной программы, распоряжением МинЖКХ Забайкальского края
от 24.12.2019 № 223/р;

- копия письма МинЖКХ Забайкальского края от 25.11.2021 № 05-7671
о принятии исполнения инвестиционной программы 2020 года в полном объеме;

- отчет Забайкальской дирекции по энергообеспечению за 2020 год в шаблоне ЕИАС Мониторинг NET.INV «Мониторинг принятых инвестиционных программ субъектами РФ по сетевым организациям».

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178.
По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

Пунктом 11 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что - корректировка необходимой валовой выручки на i-тый год долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на (i-1)-й год, определяется по формуле (9):

 

 

(9),

где:

- расчетная величина собственных средств регулируемой организации для финансирования инвестиционной программы, учтенная при установлении тарифов в году i-2, которая не может принимать отрицательные значения (учтено органом регулирования 126 096,81 тыс. руб.);

- плановый размер финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС (учтено органом регулирования 144 695,0 тыс. руб.);

- объем фактического финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС в году (i-2) долгосрочного периода регулирования (учтено органом регулирования 11 358,0 тыс. руб.).

При j=l используется фактический процент исполнения инвестиционной программы за 9 месяцев (i-2) года. Указанная корректировка осуществляется при отклонении исполнения инвестиционной программы более чем на 10% и не применяется при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год;

- учтенная при расчете тарифов на (i-1) год корректировка необходимой валовой выручки на (i-2)-ой год долгосрочного периода регулирования, осуществленная в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за истекший период на (i-2)-го года по результатам 9 месяцев (учтено органом регулирования 0,0 тыс. руб.).

Корректировка по расчету РСТ Забайкальского края составила -116 198,70 тыс. руб. При формировании НВВ Забайкальской дирекции на 2022 год учтена ½ от полученной суммы с учетом индексов на 2021 и 2022 гг. в размере 6%
и 4,3% соответственно.

Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края (далее – МинЖКХ) от 24.12.2019 № 223/р утверждена инвестиционная программа для ОАО «РЖД» на 2020-2024 годы, предусматривающая в качестве источника финансирования тарифы на передачу электроэнергии на 2020 год в размере 144 694,68 тыс. руб. (без НДС) (173,63 млн. руб. с НДС), в том числе:

амортизационные отчисления в размере 114 824,68 тыс. руб.;

прибыль на капитальные вложения в размере 29 870,0 тыс. руб.

Инвестиционной программой были предусмотрены следующие мероприятия:

1. Техническое перевооружение объектов электроснабжения ст. Ксеньевская Могочинской дистанции электроснабжения – 16,67 млн. руб.;

2. Техническое перевооружение объектов электроснабжения ст. Могоча Могочинской дистанции электроснабжения – 25,00 млн. руб.;

3. Техническое перевооружение объектов электроснабжения ст. Чернышевск Чернышевск-Забайкальской дистанции электроснабжения – 16,67 млн. руб.;

4. Техническое перевооружение объектов электроснабжения ст. Маргуцек Борзинской дистанции электроснабжения – 16,67 млн. руб.;

5. Техническое перевооружение ЛЭП 10 кВ ст. Могзон Хилокской дистанции электроснабжения – 41,67 млн. руб.;

6. Техническое перевооружение объектов электроснабжения ст. Зилово Чернышевск-Забайкальской дистанции электроснабжения – 16,67 млн. руб.;

7. Техническое перевооружение объекта «ВЛ-0,4 кВ ст. Адриановка» –
11,36 млн. руб.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год РСТ были учтены источники финансирования инвестиционной программы в размере 126 096,81 тыс. руб. (стр. 32 Заключения по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые Забайкальской дирекцией по энергообеспечению – структурное подразделение «Трансэнерго» - филиала
ОАО «РЖД», на 2020-2024 годы с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), в том числе:

амортизационные отчисления в размере 96 226,81 тыс. руб.;

прибыль на капитальные вложения в размере 29 870,0 тыс. руб.

Таким образом, источники финансирования инвестиционной программы были снижены РСТ Забайкальского края на 18 598,17 тыс. руб. по статье «Амортизация» с учетом применения максимальных сроков полезного использования активов, что предусмотрено пунктом 27 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с п. 67 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977 (далее – Правила № 977), в случае необходимости внесения изменений в инвестиционную программу (корректировки инвестиционной программы) указанные изменения подлежат утверждению органом исполнительной власти (органом исполнительной власти совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»), ранее утвердившим соответствующую инвестиционную программу. Утверждение изменений в инвестиционную программу осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Правилами № 977 для утверждения инвестиционных программ, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

Изменения, которые вносятся в инвестиционную программу, утверждаются в части текущего года реализации инвестиционной программы и в части годов периода реализации инвестиционной программы, не наступивших по состоянию на дату направления заявления в Министерство энергетики Российской Федерации или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (с учетом указанного в абзаце втором пункта 68 Правил № 977 срока продления периода реализации инвестиционной программы, предусмотренного утверждаемыми изменениями).

Согласно требованиям Правил № 977, ОАО «РЖД» обратилось в МинЖКХ для корректировки инвестиционной программы, утвержденной на текущий 2020 год. При этом корректировка параметров 2020 года произведена Заявителем в части пообъектного наполнения с учетом плановых объемов финансирования инвестиционной программы, учтенных РСТ Забайкальского края при утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ОАО «РЖД» на 2020 год.

Предложенная корректировка инвестиционной программы была согласована органом регулирования (письмо РСТ Забайкальского края в адрес МинЖКХ от 03.09.2020 № 02/4858) и утверждена распоряжением МинЖКХ от 22.09.2020
№ 198-р (151,32 млн. руб. с НДС).

Скорректированной инвестиционной программой предусмотрены следующие мероприятия:

1. Техническое перевооружение тяговой подстанции Хилок (замена
КРУН-6 кВ) – 83,00 млн. руб.;

2. Техническое перевооружение РУ-10 кВ тяговой подстанции Зилово –
31,74 млн. руб.;

3. Техническое перевооружение объекта «ВЛ-0,4 кВ ст. Адриановка» –
11,36 млн. руб.

В соответствии с заявлением ОАО «РЖД» о разногласиях скорректированная инвестиционная программа, утвержденная распоряжением МинЖКХ от 22.09.2020 № 198-р, реализована регулируемой организацией в полном объеме, что подтверждается отчетом ЕИАС Мониторинг NET.INV «Мониторинг принятых инвестиционных программ субъектами РФ по сетевым организациям», первичными учетными документами (актами о приемке выполненных работ (КС-2), ОС-14,
ОС-15, справками о стоимости выполненных работ (КС-3), КС-14, счета-фактурами, товарными накладными (ТОРГ-12), договорами и др.), а также письмом МинЖКХ в адрес РСТ Забайкальского края от 25.11.2021 № 05-7671.

Таким образом, корректировка инвестиционной программы на 2020 год в течении 2020 года в соответствии с требованиями Правил № 977, а также принятыми тарифными решениями РСТ Забайкальского края на 2020 год не привела к получению Заявителем дополнительных доходов и расходов по итогам 2020 года.

Исходя из вышеизложенного, ОАО «РЖД» считает, что необходимая валовая выручка на 2022 год по статье «Корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2020 год» корректировке не подлежит.

В соответствии с требованиями Методических указаний № 98-э РСТ Забайкальского края проанализировала исполнение инвестиционной программы, утвержденной распоряжением МинЖКХ от 24.12.2019 № 223-р, и установила, что сетевой организацией выполнено только одно мероприятие - техническое перевооружение объекта «ВЛ-0,4 кВ ст. Адриановка» на сумму 11,36 млн. руб.

ФАС России отмечает, что фактический объем финансирования инвестиционной программы может отличаться от планового, предусмотренного в утвержденной (скорректированной) инвестиционной программе на начало очередного года в течение долгосрочного периода регулирования, в том числе в связи с технологическим присоединением новых потребителей, досрочным вводом электросетевых объектов, работами по аварийным ситуациям и режимными ограничениями со стороны Системного оператора.

В случае непревышения фактических расходов на реализацию инвестиционного проекта над общей стоимостью инвестиционного проекта в составе утвержденной (скорректированной) инвестиционной программы, отклонение фактических расходов на реализацию инвестиционной программы в связи с изменением фактических сроков реализации инвестиционных проектов может быть признано экономически обоснованным.

При определении объема фактического финансирования инвестиционной программы допускается возможность отклонения годового объема финансирования по отдельным инвестиционным проектам как в положительную, так и отрицательную сторону от его планового значения в рамках утвержденной (скорректированной) долгосрочной инвестиционной программы по основаниям, изложенным в предыдущем абзаце настоящего решения.

При этом фактические расходы на реализацию инвестиционного проекта не должны превышать объем финансовых потребностей, определенных в соответствии с укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 1 пункта 32 Основ ценообразования № 1178.

При расчете корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на очередной период регулирования (год), необходимо учитывать экономически обоснованный фактический объем финансирования инвестиционной программы за счет собственных средств от оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с источниками финансирования инвестиционной программы, подтвержденный отчетом
о реализации инвестиционной программы.

Данная позиция также отражена в письме ФАС России от 18.05.2022
№ МШ/48200/22.

Также ФАС России отмечает, что РСТ Забайкальского края неправомерно принят показатель «Плановый размер финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам))» в размере 144 695,0 тыс. руб., который не был учтен при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для
ОАО «РЖД» на 2020 год, и не мог быть покрыт за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам), установленным на 2020 год. Данный показатель при установлении тарифов на 2020 год составил 126 096,81 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, требования ОАО «РЖД» по статье разногласий «Корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2020 год» подлежат частичному удовлетворению. С учетом непревышения плановых объемов финансирования инвестиционной программы, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год, ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования провести анализ исполнения
ОАО «РЖД» скорректированной инвестиционной программы, утвержденной распоряжением МинЖКХ от 22.09.2020 № 198-р, и пересмотреть расчет
корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2020 год, применив также корректный показатель «Плановый размер финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам))».

Учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между Забайкальской дирекцией по энергообеспечению –
СП «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» и Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края нарушившим пункт 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Частично удовлетворить требования Забайкальской дирекции по энергообеспечению – СП «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД», изложенные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) с Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (рег. от 08.02.2022 № 19573/22).

3. Органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике произвести расчет расходов (показателей) и отразить в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, и мотивировочной части настоящего решения, указав на основании каких документов принималось решение по статье затрат «Корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2020 год».

4. Органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 1 июля 2022 года пересмотреть необходимую валовую выручку Забайкальской дирекции по энергообеспечению – СП «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД», единые (котловые) и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для Забайкальской дирекции по энергообеспечению – СП «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» на 2022 год, включив экономически обоснованные расходы, указанные в пункте 3 резолютивной части настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере электроэнергетики на 2022 год письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принимались вышеуказанные решения;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для Забайкальской дирекции по энергообеспечению – СП «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» на 2022 год, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

 

 

Связанные организации

Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края
ИНН 7536095977, ОГРН 1087536008790
Забайкальская дирекция по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД"
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
Забайкальское УФАС России
ИНН 7536033755, ОГРН 1027501158541