Решения по тарифам №31/67156/20 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 6 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «29» июля 2020 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...> ,

рассмотрев разногласия между ООО «Алерон» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Региональной энергетической комиссией Омской области (далее – РЭК, Орган регулирования) по вопросу установления тарифов на тепловую энергию в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи <...> ООО «Алерон» <...> , представителя по доверенности ООО «Алерон» <...> , представителя по доверенности ООО «Алерон» <...> , <...> Региональной энергетической комиссии Омской области <...> , <...> отдела регулирования теплоэнергетики муниципальных районов Региональной энергетической комиссии Омской области <...> , <...> отдела технической экспертизы топливно-энергетического комплекса Региональной энергетической комиссии Омской области <...> , <...> отдела правовой работы Региональной энергетической комиссии Омской области <...> , <...> отдела регулирования теплоэнергетики муниципальных районов Региональной энергетической комиссии Омской области <...> ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (№ 3609 от 26.03.2020; рег. № 56555/20 от 27.03.2020) о споре (разногласиях) между ООО «Алерон» (с. Юрьево) и Региональной энергетической комиссией Омской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли между ООО «Алерон» и Органом регулирования по приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 17.12.2019 № 449/83 «О корректировке на 2020 год тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО «Алерон», Кормиловский муниципальный район Омской области».

Для ООО «Алерон» тарифы на тепловую энергию установлены методом индексации установленных тарифов на 2017-2020 гг. приказом РЭК Омской области от 01.08.2017 № 108/40. Тариф на тепловую энергию от котельной с. Юрьево на 2020 год установлен в размере 2 688,37 руб./Гкал.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2020 год для ООО «Алерон» по котельной с. Юрьево, составляет 2 971,69 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 3 651,05 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

ООО «Алерон» осуществляет регулируемую деятельность на территории Кормиловского муниципального района Омской области на основании концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, заключенного с администрацией Кормиловского муниципального района 28.10.2016.

Заявитель просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифов на тепловую энергию для ООО «Алерон» по котельной с. Юрьево на 2020 год расходы по статьям затрат, представленным в таблице 1:

Таблица 1. Величина разногласий между ООО «Алерон» по котельной с. Юрьево и РЭК Омской области на 2020 год (тыс. руб.)

п/п

Наименование статьи затрат

Орган регулирования

Заявитель в орган регулирования

Заявитель в ФАС

Объем разногласий

1

Расходы на холодную воду

-

154,51

188,91

188,91

2

Расходы по налогу в связи с применением УСН

29,72

72,83

36,51

6,79

3

Расчетная предпринимательская прибыль

77,51

417,07

87,24

9,73

4

Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов

- 11,13

-

273,26

284,39

5

Экономически необоснованные расходы и экономически необоснованные доходы

- 189,53

-

-

189,53

 

ИТОГО

- 93,43

644,41

585,92

679,35

 

НВВ

2 971,69

9 445,80

3 651,05

679,35

Величина разногласий, заявленных ООО «Алерон» по котельной с. Юрьево в ФАС России на 2020 год, составляет 679,35 тыс. руб.

При этом, ФАС России отмечает несоответствие заявленных ООО «Алерон» в ФАС России требований, поданным в орган регулирования в составе тарифной заявки.

1. Расходы на холодную воду.

ООО «Алерон» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию по котельной с. Юрьево расходы на холодную воду в размере 188,91 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы в НВВ на 2020 год не учтены.

При этом, ФАС России отмечает, что в рамках тарифной заявки в орган регулирования указанные расходы были заявлены регулируемой организацией в размере 154,51 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

При этом, согласно пункту 39 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как произведение цен (тарифов), установленных для таких организаций органами регулирования, и расчетных объемов приобретаемых услуг при осуществлении регулируемых видов деятельности.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- договор на отпуск технической воды с МУП Кормиловский «Водоканал» № 61/2017 от 01.01.2017 (и дополнительное соглашение № 3 к нему от 09.01.2020);

- счета-фактуры за 2018 год (представлены выборочно, без указания к какому источнику тепловой энергии относятся);

- карточка счета 20 за 2018 год (согласно которой, расходы на воду по котельной в с. Юрьево за 2018 год составили 8,28 тыс. руб.);

- письмо администрации Кормиловского муниципального района от 20.02.2020 № 01-13/646.

Из пояснений органа регулирования следует, что при формировании плановых затрат ООО «Алерон» на холодную воду он руководствовался письмом Прокуратуры Омской области от 17.07.2017 № 7/3-27-2017/22492, согласно которому на территории поселений имеется возможность забора воды (в том числе с. Юрьево - 1 скважина, которая использовалась ООО «Алерон» в отопительный период 2016/2017). Данная позиция учитывалась органом регулирования с 2017 года и ранее не оспаривалась регулируемой организацией.

Вместе с тем, согласно письму администрации Кормиловского муниципального района от 20.02.2020 № 01-13/646 действующие скважины на территории Кормиловского муниципального района отсутствуют, на территории с. Юрьево водоснабжение осуществляется за счет частных и общественных колодцев. Сведениями о наличии эксплуатируемых скважин, находящихся в собственности муниципальных образований Кормиловского муниципального района, юридических лиц администрации Кормиловского муниципального района не располагает. Информация о наличии лицензий на водопользование отсутствует.

ФАС России отмечает, что предметом представленного Заявителем договора на отпуск технической воды с МУП Кормиловский «Водоканал» № 61/2017 от 01.01.2017 является оказание услуг по доставке технической воды со станции ВОС, расположенной в р.п. Кормиловка, ул. Речная, 1, для нужд котельных с. Алексеевка, с. Богдановка, с. Веселый Привал, с. Георгиевка, с. Михайловка, с. Некрасовка, с. Немировка, с. Новоселье школа, с. Новоселье д/сад, с. Победитель, с. Сосновка, с. Сыропятское, с. Черниговка и с. Юрьево. Согласно указанному договору учитывается стоимость 1 м3 воды и стоимость доставки (1 рейс = 4 м3 воды). При этом, стоимость 1 м3 воды и стоимость доставки являются договорными, но экономическое обоснование стоимости не представлено регулируемой организацией ни в РЭК Омской области, ни в ФАС России.

Принимая во внимание объективную необходимость осуществления расходов на холодную воду в процессе производства тепловой энергии на котельных и невозможности ее добычи на территории с. Юрьево собственными силами Заявителя, ФАС России считает целесообразным запросить у Заявителя дополнительные документы, обосновывающие затраты на приобретение холодной воды. В случае, если ООО «Алерон» представит подтверждающие документы, органу регулирования следует определить экономически обоснованный уровень указанных расходов, в том числе, исходя из аналогичных затрат регулируемых организаций, находящихся в сопоставимых условиях.

На основании вышеизложенного, требования ООО «Алерон» по статье «Расходы на холодную воду» подлежат частичному удовлетворению.

2. Налог в связи с применением упрошенной системы налогообложения.

ООО «Алерон» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию по котельной с. Юрьево расходы по уплате налога в связи с применением упрощённой системы налогообложения (далее – УСН) в размере 36,51 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы в НВВ на 2020 год учтены в размере 29,72 тыс. руб.

Разногласия составляют 6,79 тыс. руб.

При этом, ФАС России отмечает, что в рамках тарифной заявки в орган регулирования указанные расходы были заявлены регулируемой организацией в размере 72,83 тыс. руб.

В соответствии с подпунктом з) пункта 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Главой 26.2. Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено применение организациями упрощенной системы налогообложения.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- налоговая декларация ООО «Алерон» по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018 год (с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов) в целом по регулируемой организации.

Согласно пункту 6 статьи 346.18 НК РФ налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, предусмотренном указанным пунктом.

Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.

Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Из пояснений органа регулирования следует, что при формировании плановых затрат ООО «Алерон» на 2020 год расходы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, учтены согласно пункту 62 Основ ценообразования № 1075 и представленному Заявителем в РЭК Омской области уведомлению о переходе на упрощенную систему налогообложения от 07.05.2014 (объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов) в размере 1% от величины НВВ, принятой органом регулирования по каждому источнику тепловой энергии (29,72 тыс. руб. = 1% от НВВ по котельной с. Юрьево 2 971,69 тыс. руб.).

Заявителем применён тот же подход, что и органом регулирования (36,51 тыс. руб. = 1% от НВВ по котельной с. Юрьево 3 651,05 тыс. руб.).

Таким образом, разница в величине расходов по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, обусловлена разногласиями по заявленным в ФАС России статьям затрат.

Поскольку в определении расходов по уплате налога в связи с применением упрощённой системы налогообложения участвуют статьи затрат, которые подлежат анализу и пересчету, ФАС России считает необходимым органу регулирования привести затраты по указанной статье на 2020 год в соответствие с проведенным анализом.

На основании вышеизложенного, требования ООО «Алерон» по статье «Расходы по уплате налога в связи с применением упрощённой системы налогообложения» подлежат частичному удовлетворению.

3. Расчетная предпринимательская прибыль.

ООО «Алерон» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию по котельной с. Юрьево затраты по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» в размере 87,24 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 77,51 тыс. руб.

Разногласия составляют 9,73 тыс. руб.

При этом, ФАС России отмечает, что в рамках тарифной заявки в орган регулирования указанные расходы были заявлены регулируемой организацией в размере 417,07 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования № 1075 расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Из пояснений органа регулирования следует, что при формировании затрат ООО «Алерон» на 2020 год расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» учтены согласно пункту 74(1) Основ ценообразования № 1075 в размере 5% от величины расходов (стоимость учтенных энергоресурсов за вычетом расходов на топливо + операционные расходы + неподконтрольные расходы), принятой органом регулирования по каждому источнику тепловой энергии (77,51 тыс. руб. = 5% от перечисленных расходов по котельной с. Юрьево 1 550,2 тыс. руб.).

Заявителем применён тот же подход, что и органом регулирования. Таким образом, разница в величине расчетной предпринимательской прибыли обусловлена разногласиями по заявленным в ФАС России статьям затрат.

Поскольку в определении расходов по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» участвуют статьи затрат, которые подлежат анализу и пересчету, ФАС России считает необходимым органу регулирования привести затраты по указанной статье на 2020 год в соответствие с проведенным анализом.

На основании вышеизложенного, требования ООО «Алерон» по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» подлежат частичному удовлетворению.

4. Корректировка НВВ с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов.

ООО «Алерон» считает подлежащими дополнительному включению в НВВ по котельной с. Юрьево на 2020 год расходы по статье «Корректировка НВВ с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» в размере 273,26 тыс. руб.

Органом регулирования при корректировке исключены из НВВ на 2020 год расходы по данной статье в размере 11,13 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 284,39 тыс. руб.

При этом, ФАС России отмечает, что при подаче заявления в орган регулирования на установление тарифов на 2020 год регулируемой организацией величина корректировки НВВ с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, не была заявлена.

Согласно письменному мнению РЭКа, органом регулирования проведена корректировка НВВ в соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э, согласно которому размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

(тыс. руб.), где:

- размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года;

- фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг),

ТВi-2 - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX Методических указаний № 760-э на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

В соответствии с пунктом 55 Методических указаний № 760-э необходимая валовая выручка, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, , рассчитывается с учетом пунктов 29-31 Основ ценообразования № 1075 по формуле (26), в составе которой участвуют в том числе расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды, теплоносителя в (i-2)-м году, определенные исходя из фактических значений параметров расчета тарифов в соответствии с пунктом 56 Методических указаний № 760-э.

Расчет органа регулирования размера корректировки НВВ ООО «Алерон» по котельной с. Юрьево по результатам 2018 года представлен в Таблице 2.

Таблица 2. Расчет органа регулирования размера корректировки НВВ ООО «Алерон» по котельной с. Юрьево по результатам 2018 года

п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

2018 год (факт)

1 полугодие 2018 г. (факт)

2 полугодие 2018 г. (факт)

1

Полезный отпуск тепловой энергии

Гкал

1 113,12

655,08

458,04

2

Утвержденный тариф на тепловую энергию

руб./Гкал

 

2 407,68

2 581,03

3

Товарная выручка

тыс. руб.

2 759,44

1 577,22

1 182,21

4

НВВ фактическая

тыс. руб.

2 749,12

 

 

4.1.

РЭ iф

тыс. руб.

1 611,91

 

 

 

в том числе: вода

тыс. руб.

-

 

 

 

OP io (2017 год)

тыс. руб.

931,01

 

 

4.2.

ОП iф

тыс. руб.

948,43

 

 

4.3.

НР iф

тыс. руб.

154,22

 

 

 

в том числе: соц. отчисления

тыс. руб.

154,22

 

 

4.4.

РПП

тыс. руб.

34,56

 

 

5

Размер корректировки НВВ по результатам 2018 года

тыс. руб.

- 10,32

 

 

6

Размер корректировки НВВ по результатам 2018 года с учетом индексов инфляции, утвержденных Минэкономразвития РФ от 19.09.2019 (1,047 и 1,03), учтенный органом регулирования

тыс. руб.

- 11,13

 

 

Согласно представленным ООО «Алерон» данным, полезный отпуск котельной с. Юрьево за 2018 год составил 1 140,81 Гкал. Органом регулирования полезный отпуск котельной с. Юрьево за 2018 год определен в размере 1 113,12 Гкал на основании оборотно-сальдовой ведомости счета 90 за 2018 год, представленной ООО «Алерон» в материалах тарифного предложения.

При этом, ФАС России отмечает, что величина товарной выручки, примененная в расчете органом регулирования, соответствует величине, указанной в оборотно-сальдовой ведомости счета 90, представленной регулируемой организацией в ФАС России – 2 759,4 тыс. руб.

Регулируемой организацией представлена форма статистической отчетности № 46-ТЭ «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей за 2018 год» (далее – Форма № 46-ТЭ), согласно которой полезный отпуск тепловой энергии составил 11 860,31 Гкал, а также таблица-расчет с разбивкой общего объема полезного отпуска тепловой энергии по котельным. При этом, ФАС России отмечает, что ООО «Алерон» осуществляет регулируемую деятельность не только на территории Кормиловского муниципального района Омской области, но и на территории Азовского муниципального района. Кроме того, представленная Заявителем Форма № 46-ТЭ содержит наименование отчитывающейся организации – ООО «Алерон», ИНН или иная информация, подтверждающая, что данная форма заполнена именно по показателям Кормиловского района отсутствует.

ФАС России отмечает, что расчет органа регулирования расходов на приобретение энергоресурсов () произведен в соответствии с формулами 28-30 Методических указаний № 760-э.

В обоснование расходов на топливо и электрическую энергию в орган регулирования в составе тарифного предложения ООО «Алерон» были направлены следующие договоры:

- договор от 16.10.2018 № 31806976749 с ООО «Техстрой» о предоставлении товарного кредита в виде предоставления угля марки ДР-300 посредством доставки на склад хранения, расположенный по адресу: г. Омск, ул. 2-ая Казахстанская, 50;

- договор от 22.10.2017 № б/н с ООО «СДМ-СЕРВИС» на поставку угля марки ДМ-300 на склад хранения, расположенный по адресу: г. Омск, ул. 2-ая Казахстанская, 50, а затем до котельной в с. Алексеевка;

- договор от 22.10.2017 № б/н с ООО «СДМ-СЕРВИС» на поставку угля марки ДМ-300 на склад хранения, расположенный по адресу: г. Омск, ул. 2-ая Казахстанская, 50, а затем до котельной в с. Победитель;

- договор энергоснабжения от 21.09.2015 № 55020572570171 с АО «Петербургская сбытовая компания»;

- оборотно-сальдовая ведомость счета 20 за 2018 год.

К принятым РЭК Омской области при анализе фактических расходов ООО «Алерон» за 2018 год по статьям «Расходы на топливо» и «Расходы на электроэнергию» Заявитель претензий не имеет.

При этом, органом регулирования не учтены фактически понесенные в 2018 году расходы регулируемой организации на приобретение холодной воды в размере 8,28 тыс. руб., что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью счета 20 за 2018 год.

Расчет операционных расходов () выполнен органом регулирования в соответствии с формулой (27) Методических указаний № 760-э.

Неподконтрольные расходы () определены органом регулирования в размере 154,22 тыс. руб. и включают в себя отчисления на социальные нужды.

ФАС России отмечает, что согласно оборотно-сальдовой ведомости счета 20 по котельной с. Юрьево за 2018 год страховые взносы составили 167,28 тыс. руб. Кроме того, согласно оборотно-сальдовой ведомости счета 26 (без разбивки по котельным, а в целом по регулируемой организации) за 2018 год страховые взносы ООО «Алерон» составили 41,655 тыс. руб. (от фонда оплаты труда директора). При этом, отчисления на социальные нужды должны рассчитываться на основании фонда оплаты труда, учтенного при проведении корректировки.

Налог в связи с применением упрощённой системы налогообложения не учтен органом регулирования в расчете неподконтрольных расходов за 2018 год в связи с непредставление Заявителем налоговой декларации за 2018 год.

При этом, отмечаем, что в ФАС России Заявителем представлена налоговая декларация ООО «Алерон» по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018 год (с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов) в целом по регулируемой организации. Также, по мнению Заявителя, указанная декларация за 2018 год была представлена в орган регулирования сопроводительным письмом от 07.10.2019 исх. № 2856, в пункте 2 которого указано: «2. Налоговые декларации по каждому налогу за 2018 год (стр. 21-161)». 

Расчетная предпринимательская прибыль определена РЭКом в соответствии с пунктом 55 Методических указаний № 760-э в сумме 34,56 тыс. руб., в размере, учтенном при установлении тарифов на 2018 год.

Таким образом, ФАС России считает целесообразным обязать орган регулирования провести дополнительный анализ объемов полезного отпуска тепловой энергии за 2018 год регулируемой организации, а также расходов на энергетические ресурсы, страховые взносы, расходов по налогу УСН и расчетной предпринимательской прибыли, понесенных Заявителем в 2018 году, отразить его в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075 и учесть указанные показатели в экономически обоснованном размере при расчете корректировки НВВ с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов.

На основании вышеизложенного, требования ООО «Алерон» по статье «Корректировка НВВ с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» подлежат частичному удовлетворению.

5. Экономически необоснованные расходы и экономически необоснованные доходы.

ООО «Алерон» заявляет требования о признании экономически необоснованным исключение органом регулирования из расчета НВВ по котельной с. Юрьево на 2020 год расходов в размере 189,53тыс. руб.

Органом регулирования исключены расходы регулируемой организации по следующим договорам:

- по договору с ООО «Интерра» № 1 от 01.09.2017 на осуществление функций административно-управленческого персонала;

- по договору с ООО «Строй-сервис» № б/н от 01.01.2018 на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов теплоснабжения и оборудования.

Отмечаем, что в материалах Заявителя, обосновывающих расходы по договорам с ООО «Интерра» и ООО «Строй-сервис» за 2018 год, отсутствуют подтверждения проведения торгов, предусмотренные пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

Расходы по договору с ООО «Интерра» № 1 от 01.09.2017 на осуществление функций административно-управленческого персонала.

Необходимость заключения договора обусловлена Заявителем отсутствием специалистов требуемой квалификации и отсутствием в тарифе денежных средств на организацию рабочих мест. Так, тарифом не предусмотрены расходы на аренду офисного помещения, оплату оргтехники, программного обеспечения, канцелярии и средств связи.

Согласно пункту 4.1. указанного договора стоимость работ определяется размером денежных средств, предусмотренных сводом расходов на производство и передачу тепловой энергии, установленным тарифами РЭК Омской области по статьям расходов: фонд оплаты труда АУП и отчисления на социальные нужды с фонда оплаты труда АУП.

По мнению органа регулирования, договор с ООО «Интерра» включает расходы в целом по регулируемой организации. Так как услуги по теплоснабжению ООО «Алерон» осуществляет не только в Кормиловском муниципальном районе, но и в Азовском Немецком Национальном муниципальном районе, расходы по договору с ООО  «Интерра» перераспределены РЭКом Омской области пропорционально выручке от реализации, что не соответствует Учетной политике ООО «Алерон», утвержденной приказом № У-8 от 01.08.2017, согласно пункту 22 которой, распределение общецеховых и общехозяйственных расходов по теплоисточникам производится пропорционально фонду оплаты труда промышленно-производственного персонала котельных. Заявителем в РЭК не были представлены документы, подтверждающие начисления по фонду оплаты труда промышленно-производственного персонала котельных в целом по организации.

Расходы по договору с ООО «Строй-сервис» № б/н от 01.01.2018 на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов теплоснабжения и оборудования.

Необходимость заключения договора обусловлена Заявителем отсутствием квалифицированного персонала, низкой трудовой дисциплиной, необходимого оборудования, оснастки и инструментов для производства ремонтных, аварийно-восстановительных работ, невозможностью организации рабочих мест и отсутствием в тарифе денежных средств на приобретение материалов. Так, тарифом не предусмотрены расходы на формирование специальной аварийно-ремонтной бригады, аренда автотранспорта для осуществления доставки специалистов до места проведения работ, затраты на ГСМ, а также на приобретение материалов и необходимого инвентаря.

Органом регулирования расходы Заявителя за 2018 год по договору с ООО «Строй-сервис» признаны в полном объеме экономически необоснованными.

Согласно пункту 3.1. указанного договора стоимость работ определяется размером денежных средств, предусмотренных на оплату труда основных производственных рабочих и отчислений на социальные нужды, определенных в действующих тарифах.

Из заявления регулируемой организации следует, что для формирования необходимого штата сотрудников Заявителем размещены заявки в службе занятости Кормиловского района. Однако, сформировать требуемый штат квалифицированных специалистов не удается.

По информации, представленной Заявителем в ФАС России, теплоэнергетическое оборудование котельной с. Юрьево включает в себя 2 котла КВР-2 и КВР-1,1 2005 года выпуска и тепловые сети протяженностью 845,0 м 1976 года постройки, находящиеся в аварийном состоянии. При этом, общая протяженность тепловых сетей ООО «Алерон» составляет 5 567 м, расстояние между некоторыми котельными достигает более 50 км.

Также, регулируемая организация отмечает, что за 2018 год в целом по ООО «Алерон» произошло 143 отказа теплоэнергетического оборудования, в том числе 56 ремонтов котельного оборудования, устранено 25 прорывов тепловых трасс, 62 отказа прочего оборудования (насосное, запорное, электрооборудование). Совокупность указанных факторов повлияет на обеспечение надежности работы ООО «Алерон» и могут привести к неизбежному снижению качества и надежности теплоснабжения потребителей.

При этом, согласно пункту 75 Основ ценообразования № 1075 базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов.

В соответствии с пунктами 59 и 60 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

Фактически, заявленные регулируемой организацией расходы по договорам с ООО «Интерра» и ООО «Строй-сервис» содержат расходы на оплату труда, расходы на ремонт основных средств и общехозяйственные расходы, относящиеся к операционным, которые не пересматриваются в течение долгосрочного периода 2017-2020 гг.

Кроме того, ФАС России отмечает, что при расчете тарифов на 2020 год для котельной с. Юрьево органом регулирования была произведена «Корректировка НВВ с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

ФАС России считает неправомерным исключение органом регулирования расходов, относящихся, согласно пункту 75 Основ ценообразования № 1075, к долгосрочным параметрам.

Таким образом, требования ООО «Алерон» по статье «Экономически необоснованные расходы и экономически необоснованные доходы» подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных ООО «Алерон» и Региональной энергетической комиссией Омской области на разногласия, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Омской области нарушившей пункты 38 и 75 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Частично удовлетворить требования ООО «Алерон» (котельная с. Юрьево), указанные в заявлении о разногласиях с Региональной энергетической комиссией Омской области (№ 3609 от 26.03.2020; рег. № 56555/20 от 27.03.2020).

3. Органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.10.2020:

3.1. провести дополнительный анализ экономической обоснованности включения расходов в состав необходимой валовой выручки на 2020 год (с учетом мотивировочной части настоящего решения) и соответствующий анализ отразить в Экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по следующим статьям затрат:

- расходы на холодную воду;

- расходы по уплате налога в связи с применением упрощённой системы налогообложения;

- расчетная предпринимательская прибыль;

- корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов;

3.2. учесть расходы по статье «Экономически необоснованные расходы и экономически необоснованные доходы» в соответствии с требованиями пункта 75 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

4. Органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.10.2020 (включительно) пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО «Алерон» на 2020 год на основании пункта 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам пересмотра тарифов на тепловоую энергию для потребителей ООО «Алерон» на 2020 год.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований ООО «Алерон» (котельная с. Юрьево).

Связанные организации

Региональная энергетическая комиссия Омской области
ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418
Омское УФАС России
ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939
ООО "Алерон"
ИНН 5501257550, ОГРН 1145543018950