Предписание №СП/19634/22 ПРЕДПИСАНИЕ от 14 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Статс-секретарь — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной документарной проверки Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия — Алания, проведенной на основании приказа ФАС России от 19.02.2021 № 134/21 (в ред. приказов ФАС России от 04.03.2021 № 176/21, от 22.04.2021 № 378/21; Акт проверки ФАС России от 26.07.2021 № 71/21), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Республики Северная Осетия — Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении тарифов на услуги по передаче электрической   энергии   для   филиала   ПАО   «Россети   Северного   Кавказа»   - «Севкавказэнерго» на 2019-2021 гг.,

УСТАНОВИЛ:

В рамках исполнения своих полномочий Региональной службой по тарифам Республики Северная Осетия — Алания (далее также Орган регулирования, РСТ РО-Алания, Служба) были установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «Россети Северного Кавказа» - «Севкавказэнерго» (далее также «Севкавказэнерго», регулируемая организация).

Государственное регулирование в отношении «Севкавказэнерго» осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на период 2018-2022 гг.

Постановлением Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия — Алания от 28.02.2018 № 6 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования   деятельности   филиала   ПАО   «МРСК   Северного   Кавказа»   - «Севкавказэнерго» и МУП «Ардонские инженерные сети», функционирующих на территории Республики Северная Осетия – Алания, на 2018-2022 годы» (далее — постановление от 28.02.2018 № 6) установлены долгосрочные параметры регулирования    и    необходимая    валовая    выручка    (далее    —    НВВ)    для «Севкавказэнерго» на 2018-2022 гг.

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) на содержание сетей Севкавказэнерго, установленная Службой, составила: на 2018 г. – 1 549 368,82 тыс.

руб., на 2019 г. – 1 125 040,92 тыс. руб., на 2020 г. – 2 360 743,08 тыс. руб., на 2021 г. – 2 432 581,34 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел за 2018-2021 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе Заключение экспертной группы об установлении необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК СК»-«Севкавказэнерго» на осуществление деятельности по передаче электрической энергии на 2018 год (далее – Экспертное заключение на 2018 год), Заключение экспертной группы об установлении необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК СК»-«Севкавказэнерго» на осуществление деятельности по передаче электрической энергии на 2019 год (далее

– Экспертное заключение на 2019 год), Заключение экспертной группы об установлении необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК СК»-«Севкавказэнерго» на осуществление деятельности по передаче электрической энергии на 2020 год (далее – Экспертное заключение на 2020 год), Заключение экспертной группы об установлении необходимой валовой выручки филиала ПАО

«МРСК СК»-«Севкавказэнерго» на осуществление деятельности по передаче электрической энергии на 2021 год (далее – Экспертное заключение на 2021 год), и по результатам установлено следующее.

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ

«Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), а также Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденными приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э (далее – Методические указания № 228-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2).

В соответствии   с   пунктом   23   Правил   регулирования   1178   экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

  1. оценку    достоверности   данных,   приведенных   в    предложениях   об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
  2. оценку     финансового     состояния     организации,    осуществляющей регулируемую деятельность;
  3. анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
  4. анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
  5. анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
  6. сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

 

  1. анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
  2. анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования № 1178, при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

  1. Базовый уровень подконтрольных расходов 2018 года, подконтрольные расходы 2019-2021 гг.

Постановлением Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия — Алания от 28.02.2018 № 6 базовый уровень подконтрольных расходов для Севкавказэнерго установлен в размере 778 571,43 тыс. руб., индекс эффективности подконтрольных расходов – 3%, коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов - 0,75, величина технологического расхода (потерь) электрической энергии на 2018 год – 17,75%, на 2019 год – 18,03%, на 2020 год –

17,89%, на 2021 год – 17,34%, на 2022 год – 15,61%.

Величина подконтрольных расходов в последующие годы долгосрочного периода регулирования определена Органом регулирования :

 

на 2019 год - в размере 789 954,07 тыс. руб. в соответствии с Экспертным заключением на 2019 год, протоколом заседания Правления РСТ РСО – Алания от 28.12.2018 № 53;

на 2020 год – в размере 897 211,41 тыс. руб. в соответствии с Экспертным заключением на 2021 год (с учетом решения суда), протоколом заседания Правления РСТ РСО – Алания от 30.12.2020 № 68;

на 2021 год – в размере 815 993,68 тыс. руб. в соответствии с Экспертным заключением на 2021 год, протоколом заседания Правления РСТ РСО – Алания от 30.12.2020 № 68.

В 2019 году ПАО «МРСК Северного Кавказа» обратилось в Верховный Суд Республики Северная Осетия – Алания с административным исковым заявлением к Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия – Алания о признании недействующими, как не соответствующими действующему законодательству, в том числе пункта 1 постановления РСТ РСО-Алания от 28.02.2018 № 6 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования деятельности филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Севкавказнерго» и МУП

«Ардонские инженерные сети», функционирующих на территории Республики Северная Осетия – Алания, на 2018-2022 годы» в части утверждения долгосрочных параметров регулирования деятельности филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа»

- «Севкавказэнерго».

Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия – Алания от 10.07.2019   по   делу   №   3а-5/2019   административные   исковые    требования ПАО «МРСК Северного Кавказа» удовлетворены частично. Признан недействующим пункт 1 постановления РСТ РСО-Алания от 28.02.2018 № 6

«Об утверждении долгосрочных параметров регулирования деятельности филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Севкавказнерго» и МУП «Ардонские инженерные сети», функционирующих на территории Республики Северная Осетия

– Алания, на 2018-2022 годы» в части утверждения долгосрочных параметров регулирования   деятельности   филиала   ПАО   «МРСК   Северного   Кавказа»   - «Севкавказэнерго» с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2018-2022 годы. Также РСТ РСО-Алания должна была принять в установленном законом порядке новый нормативный правовой акт об установлении для ПАО «МРСК Северного Кавказа» на территории Республики Северная Осетия – Алания на долгосрочный период регулирования долгосрочных параметров регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии, заменяющий пункт 1 постановления РСТ РСО-Алания от 28.02.2018 № 6 на соответствующий период.

Апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от 25.12.2019 № 22-АПА19-3 решение Верховного Суда Республики Северная Осетия – Алания от 10.07.2019 оставлено без изменений.

В своем решении Верховный Суд Республики Северная Осетия – Алания дал оценку следующим статьям затрат:

  • сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо, в т. ч.: расходы на вспомогательные материалы, запасные части на автомашины,
  • услуги подрядных организаций по ремонту электросетевого оборудования;
  • затраты на оплату труда;
  • услуги охраны;
  • расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности;
  • другие прочие расходы, в т. ч. затраты на медицинский осмотр персонала;
  • инвентаризация земель и недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. При этом базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с положениями Методических указаний № 98-э, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Кроме того, пунктом 11 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 98-э методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Исходя из информации, отраженной в Экспертном заключении на 2018 год следует, что Орган регулирования при расчете базового уровня подконтрольных расходов применил только метод экономически обоснованных расходов (затрат), что является нарушением пункта 38 Основ ценообразования № 1178. Также РСТ РСО- Алания не произведен соответствующий анализ расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, что является нарушением пункта 11 Методических указаний № 98-э.

В этой связи, Органу регулирования необходимо произвести расчет базового уровня подконтрольных расходов на первый (базовый) период регулирования в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178.

Также РСТ РСО-Алания необходимо произвести анализ расходов, понесенных Севкавказэнерго в предыдущем периоде регулирования, согласно положениям пункта 11 Методических указаний № 98-э.

Соответствующие анализ и расчет необходимо отразить в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178.

    1. Статья «Расходы на материалы для ремонта УРЗА».

РСТ РО-Алания учтены расходы на материалы для ремонта УРЗА в размере 2 701,74 тыс. руб. в заявленном регулируемой организацией размере.

По результатам проведенного анализа направленных Органом регулирования материалов, ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2018 год, в нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178, не отражен анализ расходов по данной статье затрат, в том числе с учетом положений пункта 29 Правил регулирования № 1178. Также не представлен анализ фактических расходов Севкавказэнерго за 2016 год.

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Расходы на материалы для ремонта УРЗА» подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания с отражением анализа в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178 с указанием документов, на основании которых принималось решение. В случае отсутствия необходимого обоснования, экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Севкавказэнерго.

    1. Статья «Услуги подрядных организаций по ремонту зданий и сооружений».

РСТ РО-Алания расходы на услуги подрядных организаций по ремонту зданий и сооружений учтены в размере 8 803,85 тыс. руб. в размере, заявленном регулируемой организации.

 

В соответствии с п. 28 Основ ценообразования № 1178 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются в том числе расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ (определяются в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178).

По результатам проведенного анализа направленных Органом регулирования материалов, ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2018 год, в нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178, не отражен анализ расходов по данной статье затрат, в том числе с учетом положений пункта 29 Правил регулирования № 1178. Также не представлен анализ фактических расходов Севкавказэнерго за 2016 год.

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Услуги подрядных организаций по ремонту зданий и сооружений» подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания с отражением анализа в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178 с указанием документов, на основании которых принималось решение. В случае отсутствия необходимого обоснования, экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Севкавказэнерго.

    1. Статья «Прочие услуги по пожарной безопасности».

РСТ РО-Алания расходы по данной статье затрат   учтены   в   размере 762,0 тыс. руб. на основании договора от 17.11.2016 № 253 в соответствии с заявкой регулируемой организации.

По результатам проведенного анализа направленных Органом регулирования материалов, ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2018 год, в нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178, не отражен анализ расходов по данной статье затрат, в том числе с учетом положений пункта 29 Правил регулирования № 1178. Также Органом регулирования не представлен анализ фактических расходов на прочие услуги по пожарной безопасности Севкавказэнерго за 2016 год.

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Прочие услуги по пожарной безопасности» подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания с отражением анализа в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178 с указанием документов, на основании которых принималось решение. В случае отсутствия необходимого обоснования, экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Севкавказэнерго.

    1. Статья «Консультационные услуги».

РСТ РО-Алания расходы на консультационные услуги учтены в размере 411,41 тыс. руб. на основании договоров от 12.08.2014 № 290/2014 и от 07.10.2016

№ 377/2016 в соответствии с заявкой регулируемой организации.

По результатам проведенного анализа направленных Органом регулирования материалов, ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2018 год, в нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178, не отражен анализ расходов по данной статье затрат, в том числе с учетом положений пункта 29 Правил регулирования № 1178. Также Органом регулирования не представлен анализ фактических расходов на консультационные услуги Севкавказэнерго за 2016 год.

Также ФАС России отмечает, что Органом регулирования в экспертном заключении на 2018 год не отражено обоснование необходимости несения данных расходов регулируемой организацией.

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Консультационные услуги» подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания с отражением анализа в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178 с указанием документов, на основании которых принималось решение. В случае отсутствия необходимого обоснования, экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Севкавказэнерго.

    1. Статья «Проведение энергетического аудита».

РСТ РО-Алания   расходы   по   данной   статье   затрат   учтены   в   размере 7 078,62 тыс. руб. на основании расчета регулируемой организации, Федерального закона Российской Федерации от 23.09.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также положением о взносах НП «ЭнергоПрофАудит» на проведение энергетического аудита трансформаторных подстанций 6/0,4 кВ, 10/0,4 кВ, 35 кВ, 110 кВ, 220 кВ и 220 кВ.

По результатам проведенного анализа направленных Органом регулирования материалов, ФАС России отмечает следующее.

Результатом проведения энергетического аудита является программа энергосбережения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 № 340 утверждены Правила установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (далее – Правила № 340).

В соответствии с пунктом 16 Правил № 340 требования к программе устанавливаются регулирующим органом начиная с 2010 года на 3 года, если в соответствии с законодательством Российской Федерации срок действия инвестиционной программы регулируемой организации превышает 3 года - на срок действия инвестиционной программы.

В связи с наличием у Севкавказэнерго утвержденной инвестиционной программы на 2018-2022 гг. (приказ Минэнерго России от 20.12.2018 № 24@), а также с учетом пятилетнего долгосрочного периода регулирования (2018 — 2022 гг.), расходы на проведение энергетического аудита должны учитываться в базовом уровне подконтрольных расходов в доле 1/5.

Также ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178 из Экспертного заключения на 2018 год не представляется возможным определить, каким образом сформирована стоимость услуг, в том числе с учетом требований пункта 29 Основ ценообразования № 1178. Также не представлен анализ фактических расходов Севкавказэнерго за 2016 год.

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Проведение энергетического аудита» подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания с отражением анализа в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178, с указанием документов, на основании которых принималось решение. В случае отсутствия необходимого обоснования экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Севкавказэнерго.

    1. Статья «IT услуги».

РСТ РО-Алания   расходы   по   данной   статье   затрат   учтены   в   размере

7 699,09 тыс. руб. на основании договоров информационного обслуживания в количестве 25 шт. на сумму 2 710,33 тыс. руб. и договоров программного обеспечения в количестве 100 шт. на сумму 4 747,87 тыс. руб.

По результатам проведенного анализа направленных Органом регулирования материалов, ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2018 год, в нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178, не отражен анализ расходов по данной статье затрат, в том числе с учетом положений пункта 29 Правил регулирования № 1178. Также Органом регулирования не представлен анализ фактических расходов на IT услуги Севкавказэнерго за 2016 год.

На основании вышеизложенного, затраты по статье «IT услуги» подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания с отражением анализа в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178 с указанием документов, на основании которых принималось решение. В случае отсутствия необходимого обоснования, экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Севкавказэнерго.

    1. Статья «Добровольное медицинское страхование».

РСТ РО-Алания расходы на добровольное медицинское страхование учтены в размере 1 578,0 тыс. руб.

Согласно дополнительным пояснениям, направленным Органом регулирования в адрес ФАС России, Севкавказэнерго в рамках тарифной заявки на 2018 год в обоснование расходов на добровольное медицинское страхование были направлены следующие обосновывающие материалы: договор добровольного медицинского страхования   от   20.06.2016   №   0216LM00111,   заключенный   с АО «СОГАЗ», положение об обеспечении страховой защиты ПАО «МРСК Северного Кавказа», утвержденное решением Совета директоров организации (протокол от 11.01.2016 № 222), Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации от 18.03.2013 на период 2013-2015 гг., Соглашение от 22.12.2014 о порядке, условиях и продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на период 2013-2015 гг. на 2016-2018 гг.

ФАС России отмечает, что данный вид страхования не является обязательным и не предусмотрен Основами ценообразования № 1178, а также Методическими указаниями № 98-э, регулирующими деятельность в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.

В этой связи, расходы по статье «Добровольное медицинское страхование» подлежат исключению из состава НВВ Севкавказэнерго в размере 1 578,0 тыс. руб.

    1. Статья «Организация совещаний и семинаров»..

РСТ РО-Алания учтены расходы на организацию совещаний и семинаров в размере 334,68 тыс. руб.

Как отмечает Орган регулирования, в обоснование указанных расходов Регулируемой организацией направлен договор на организацию совещаний, мероприятий с ИП Абольтовой Д.Н.

По результатам проведенного анализа направленных Органом регулирования материалов, ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178, в Экспертном заключении не отражен анализ расходов по данной статье затрат, в том числе с учетом положений пункта 29 Правил регулирования № 1178. Также Органом регулирования не представлен анализ

 

фактических расходов на организацию совещаний и семинаров Севкавказэнерго за 2016 год. Также РСТ РСО-Алания не представлено обоснование необходимости несения данных расходов регулируемой организацией.

Таким образом, затраты по статье «Организация совещаний и семинаров» на 2018 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию. В случае отсутствия необходимого обоснования экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Севкавказэнерго.

    1. Статья «IR-мероприятия».

РСТ РО-Алания расходы на IR-мероприятия в размере 57,56 тыс. руб.

В соответствии с пояснительной запиской Севкавказэнерго IR-мероприятия включают расходы на проведение конференций, бизнес-ланчей, конференц-коллов, вебинаров для представителей инвестиционного сообщества.

По результатам проведенного анализа направленных материалов, ФАС России отмечает, что данные расходы не являются обязательными для осуществления услуг по передаче электрической энергии.

Таким образом, расходы по статье «IR-мероприятия» полежат исключению из состава НВВ Севкавказэнерго на 2018 год в размере 57,56 тыс. руб.

  1. Неподконтрольные расходы на 2019, 2020, 2021 гг.

Величина неподконтрольных расходов, принятая РСТ РО-Алания, на 2019 год составила 760 172,75 тыс. руб., на 2020 год – 749 699,90 тыс. руб., на 2021 год –

774 849,86 тыс. руб.

    1. Статья «Аренда»

РСТ РО-Алания учтены расходы на аренду:

  • на 2019 год в размере 55 325,77 тыс. руб., (аренда земельных участков – 796,13 тыс. руб., аренда автотранспорта – 180,00 тыс. руб., аренда объектов электросетевого комплекса – 54 349,64 тыс. руб.);
  • на 2020 год в размере 55 260,93 тыс. руб., (аренда земельных участков – 911,30 тыс. руб., аренда объектов электросетевого комплекса – 54 349,64 тыс. руб.);
  • на 2021 год в размере 59 415,55 тыс. руб., (аренда земельных участков – 812,25 тыс. руб., аренда автотранспорта – 622,20 тыс. руб., аренда объектов электросетевого комплекса – 57 981,10 тыс. руб.).

В соответствии с пп. 5 п. 28 Основ ценообразования № 1178 (в редакции от 08.12.2018, от 18.11.2019) в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не

 

относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если указанные объекты учтены в базе инвестированного капитала прочих сетевых организаций. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу. При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 Основ ценообразования № 1178.

Согласно пп. 5 п. 28 Основ ценообразования № 1178 (в редакции 11.12.2020) в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду. При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 Основ ценообразования № 1178.

По результатам проведенного анализа направленных Органом регулирования материалов, ФАС России отмечает следующее.

ФАС России отмечает, что для обоснования расходов на аренду электросетевого комплекса на 2019-2021 гг. и на аренду авторанспорта на 2019 год регулируемой организацией в адрес органа регулирования должны предоставляться бухгалтерские документы, подтверждающих начисление арендодателем амортизации, уплату налогов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Материалы тарифного дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 содержат договоры аренды транспортных средств, при этом Экспертное заключение на 2021 год в нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178 не содержит анализ расходов на аренду автотранспорта в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1178.

 

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Аренда автотранспорта» на 2019, 2021 годы, «Аренда объектов электросетевого комплекса» на 2019-2021 гг. подлежат дополнительному экономическому обоснованию с отображением в экспертном заключении ссылок на обосновывающие документы, содержащиеся в материалах тарифного дела, в соответствии с мотивировочной частью настоящего пункта предписания. В случае отсутствия необходимого обоснования экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Севкавказэнерго.

    1. Статья «Услуги банков»

Величина затрат по статье «Услуги банков» принята РСТ РО-Алания на 2019 год в размере 27,0 тыс. руб., на 2020 год – 11,61 тыс. руб., на 2021 год – 31,03 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что данные расходы относятся к статье «Расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг» (определяются в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178) и должны быть исключены из состава неподконтрольных расходов 2018-2021 гг. и включены в базовый уровень подконтрольных расходов 2018 года в экономически обоснованном размере в соответствии с подпунктом 2 пунктом 28 Основ ценообразования № 1178.

    1. Статья «Госпошлина по судебным делам» на 2021 год.

Величина затрат по статье «Госпошлина по судебным делам» принята РСТ РСО-Алания на 2021 год в размере 5 813,5 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что учет госпошлин по судебным делам не предусмотрен Основами ценообразования № 1178, несение данные расходов связано с управленческой деятельности, а также данные расходы могут быть взысканы в судебном порядке.

Таким образом, затраты по статье «Госпошлина по судебным делам» на 2021 год подлежат исключению из НВВ Севкавказэнерго в размере 5 813,5 тыс. руб.

    1. Статья «Расходы на оплату труда из прибыли»

Величина затрат по статье «Расходы на оплату труда из прибыли» принята РСТ РО-Алания на 2019 год в размере 9 568,53 тыс. руб., на 2020 год – 0,0 тыс. руб., на 2021 год – 0,0 тыс. руб.

В соответствии с Экспертными заключениями на 2019, 2020, 2021 гг. к данной статье затрат отнесены расходы из прибыли в соответствии с Коллективным договором.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пп. 4 пункта 12 Методических указаний № 98-э при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются другие подконтрольные расходы, в том числе расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.

В соответствии с пп. 4 пункта 12 Методических указаний № 98-э при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат другие подконтрольные расходы, в том числе расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.

Таким образом, расходы по статье затрат «Расходы на оплату труда из прибыли» должны быть исключены из состава неподконтрольных расходов 2018- 2021 гг. и включены в базовый уровень подконтрольных расходов в экономически обоснованном размере с учетом отражения анализа фактических расходов по каждому виду выплат в 2016 году.

    1. Статья «Дивиденды» на 2019 год

Величина затрат по статье «Дивиденды» принята РСТ РО-Алания на 2019 год в размере 35,38 тыс. руб.

Данные расходы должны выплачиваться по результатам финансово- хозяйственной деятельности регулируемой организации и не подлежат учету в НВВ, что также не предусмотрено Основами ценообразования № 1178.

Таким образом, затраты по статье «Дивиденды» на 2019 год подлежат исключению из НВВ Севкавказэнерго в размере 35,38 тыс. руб.

  1. Корректировка необходимой валовой выручки за 2017, 2018, 2019 гг.

Величина расходов по статье «Корректировка необходимой валовой выручки на основе фактических данных», принятая РСТ РСО-Алания, за 2017 год составила

«-» 425 085,97 тыс. руб., за 2018 год - в сумме «-» 39 258,54 тыс. руб., за 2019 год – в сумме 841 737,80 тыс. руб. (в том числе корректировки по решению судов —

1 591 286,62 тыс. руб., корректировка за первый долгосрочный период регулирования «-» 57 105,84 тыс. руб., корректировки по формулам Методических указаний № 98-э - «-» 692 442,98 тыс. руб.).

Согласно пунктам 37, 38 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями,

 

предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования № 1178 результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевых организаций (в том числе при переходе к регулированию методом доходности инвестированного капитала) учитываются при определении ежегодной корректировки валовой выручки в порядке, определенном методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178.

Пунктом 11 Методических указаний № 98-э установлен, в том числе, порядок расчета корректировки НВВ на i-й год долгосрочного периода регулирования.

На 2011-2017 годы необходимая валовая выручка для Севкавказэнерго установлена с применением метода доходности инвестированного капитала. РСТ РСО-Алания компенсация выпадающих/излишне полученных доходов Севкавказэнерго за данные периоды регулирования, возникших в результате отличия фактических значений параметров регулирования от установленных при утверждении тарифов на 2017 год, определена в порядке, предусмотренном Методическими указаниями № 228-э.

В Экспертном заключении на 2019, 2021 годы отсутствует расчет корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы.

По статье «Корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактиче- ских значений указанного параметра» экономически обоснованные расходы по подстатье «Аренда» за 2017, 2018, 2019 годы должны определяться в соответствии с пп. 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178, а также пунктом 2.1. настоящего предписания.

Кроме того, в соответствии письменными пояснениями Органа регулирования в составе неподконтрольных расходов за 2018 год по статье «Прочие» учтены расхо- ды на услуги банков, расходы на оплату труда из прибыли, затраты социального ха- рактера, отчисления профсоюзу, прочие льготы и компенсации согласно коллектив- ному договору, прочие налоги. Расходы на услуги банков, расходы на оплату труда из прибыли, затраты социального характера, прочие льготы и компенсации согласно коллективному договору относятся к подкотрольным расходам. По подстатье «про- чие налоги» не представлена расшифровка и анализ в соответствии с требованиями пункта 23 Правил регулирования № 1178.

Фактические отчисления на социальные нужды за 2017-2019 гг. должны опре- деляться с учетом фонда оплаты труда, принятого органом регулирования как эко- номически обоснованный в соответствии с формулами Методических указаний № 228-э и Методических указаний № 98-э, а также фактически сложившимся процен- том отчислений на социальные нужды.

Таким образом, затраты по статьям «Корректировка необходимой валовой выручки на основе фактических данных» за 2017, 2018, 2019 гг. подлежат дополнительному экономическому обоснованию. В случае отсутствия необходимого обоснования экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Севкавказэнерго.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Признать Региональную службу по тарифам Республики Северная Осетия - Алания нарушившей пункты 28, 29, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждённых приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.
  2. Органу исполнительной власти Республики Северная Осетия — Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.06.2022 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

 

    1. Исключить из необходимой валовой выручки филиала ПАО «Россети Северного Кавказа» - «Севкавказэнерго» расходы по следующим статьям затрат:
  • «Добровольное  медицинское   страхование»   за   2018   год   в    размере 1 578,0 тыс. руб.
  • «IR – мероприятия» за 2018 год в размере 57,56 тыс. руб.;
  • «Госпошлина по судебным делам» за 2021 год в размере 5 813,5 тыс. руб.;
  • «Дивиденды» за 2019 год в размере 35,38 тыс. руб.
    1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала ПАО «Россети Северного Кавказа» - «Севкавказэнерго» при установлении тарифов в электроэнергетике на основании мотивировочной части настоящего предписания, анализ и расчеты отразив в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, по следующим статьям затрат:
      1. базовый уровень операционных расходов на 2018 гг., в т.ч. по статьям:
  • «Расходы на материалы для ремонта УРЗА»;
  • «Услуги подрядных организаций по ремонту зданий и сооружений»;
  • «Прочие услуги по пожарной безопасности»;
  • «Консультационные услуги»;
  • «Проведение энергетического аудита»;
  • «IT услуги»;
  • «Организация совещаний и семинаров».
      1. «Аренда автотранспорта» на 2019, 2021 гг., «Аренда объектов электросетевого комплекса» на 2019, 2020, 2021 годы.
      2. «Корректировка необходимой валовой выручки за 2017, 2018, 2019 гг.».
      3. Исключить расходы по статьям «Услуги банков», «Расходы на оплату труда из прибыли» из состава неподконтрольных расходов 2019-2021 гг., включив в базовый уровень подконтрольных расходов 2018 года в экономически обоснованном размере.
  1. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия — Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов филиала ПАО «Россети Северного Кавказа» - «Севкавказэнерго» на 2018 год с учетом требований пункта 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также величину необходимой валовой выручки филиала ПАО «Россети Северного Кавказа» - «Севкавказэнерго» на 2018-2022 гг., в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждёнными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.
  2. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания, органу исполнительной власти Республики Северная Осетия — Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки 2022 года филиала ПАО «Россети Северного Кавказа» - «Севкавказэнерго», пересмотрев с 01.06.2022 единые (котловые) и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «Россети Северного Кавказа» - «Севкавказэнерго» на 2022 год в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.
  3. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
  • решений органа исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим предписанием;
  • протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором (которых) принимались решения, предписанные настоящим предписанием;
  • экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) для филиала ПАО «Россети Северного Кавказа» - «Севкавказэнерго» индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны