Решения по тарифам №СП/55723/22 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 8 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «01» июня 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между ООО «Сибирская тепловая компания» (далее – ООО «СТК», Заявитель, регулируемая организация) и Региональной энергетической комиссией Кузбасса (далее – орган регулирования, РЭК) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи директора Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации <...>, заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Кузбасса <...>, начальника контрольно-правового управления Региональной энергетической комиссии Кузбасса <...> заместителя генерального директора ОАО «Агентство энергетических экспертиз» <...>, начальника отдела коммунальной энергетики ОАО «Агентство энергетических экспертиз» <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление о споре (разногласиях) между ООО «Сибирская тепловая компания» и Региональной энергетической комиссией Кузбасса по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Постановлением РЭК Кузбасса от 20.12.2021 № 827 «О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 17.12.2020
№ 665 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов ООО «Сибирская тепловая компания» на услуги по передаче тепловой энергии, реализуемой на потребительском рынке Березовского городского округа, на 2021 - 2023 годы» в части 2022 года» в отношении Заявителя установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии на 2022 год.

Для Заявителя тарифы на услуги по передаче тепловой энергии установлены методом индексации установленных тарифов на 2021-2023 гг.

Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии установлены РЭК Кузбасса для ООО «СТК» на 2022 год в следующем размере:

руб./Гкал

Период

Для потребителей, подключенных к тепловой сети без дополнительного преобразования на тепловых пунктах, эксплуатируемых теплоснабжающей организацией

Для потребителей, подключенных к тепловой сети после тепловых пунктов (на тепловых пунктах), эксплуатируемых теплоснабжающей организацией

с 01.01.2022 по 30.06.2022

843,16

73,13

с 01.07.2022 по 31.12.2022

879,45

76,28

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная РЭК Кузбасса, составляет 2 847,19 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 11 309,10 тыс. руб. с учетом заявленных требований.

ООО «СТК» просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе НВВ при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2022 год расходы по следующим статьям:

тыс. руб.

Наименование статьи затрат

Утверждено органом регулирования

Заявлено в ФАС России

Величина разногласий

1

Арендная плата (неподконтрольные расходы)

0

3 000,00

3 000,00

2

Налог на УСН

41,31

125,20

83,89

3

Результат деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования

1 229,10

4 053,08

2 823,98

4

Корректировка, связанная с соблюдением статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»

- 2 554,10

0,00

2 554,10

Итого по статьям

- 1 283,69

7 178,28

8 461,91

Общая сумма разногласий составила 8 461,91 тыс. руб.

Государственное регулирование цен в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Рассмотрев представленные сторонами обосновывающие материалы, ФАС России отмечает следующее.

1. Статья разногласий «Арендная плата (неподконтрольные расходы)».

Заявитель считает экономически обоснованным размер арендной платы в сумме 3 000,00 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ Заявителя не учтены.

Сумма разногласий составила 3 000,00 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат ООО «СТК» в адрес ФАС России и органа регулирования представлены следующие материалы:

- дополнение к тарифному делу от 27.07.2021 № 39;

- отчет об оценке рыночной стоимости имущества № 01/1-06-21дн;

- отчет об оценке величины арендной платы № 01-06-21ап;

- договор аренды тепловых сетей и повысительной насосной станции (далее – ПНС) от 01.10.2019 № 02-ТС.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

Требования Заявителя заключаются в неправомерном неучете расходов на арендную плату по договору аренды тепловых сетей (7 ед.) и ПНС (1 ед.) от 01.10.2019 № 02-ТС при условии, что указанный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу 10.01.2020, и в материалы тарифного дела были также направлены отчеты об оценке рыночной стоимости имущества и величины арендной платы.

Как следует из отзыва органа регулирования на заявление о разногласиях, РЭК Кузбасса не была учтена арендная плата по договору аренды тепловых сетей и ПНС от 01.10.2019 № 02-ТС ввиду того, что:

- договор аренды заключен с ИП Чайковский В.Л., которым, в свою очередь, имущество, относящееся к услугам по передаче тепловой энергии из перечня приобретенного комплекса имущества по указанному договору аренды, было приобретено у АО «Черниговец» за 8,0 тыс. руб.;

- расчет амортизационных отчислений регулируемой организацией не представлен, при этом учет основных средств, взятых в аренду, ООО «СТК» на забалансовом счете не отражен, инвентарные карточки в материалы тарифного дела не представлены;

- согласно проведенному органом регулирования анализу кадастровой стоимости тепловых сетей, все участки тепловых сетей в количестве 7 единиц, а также ПНС имеют нулевую оценку.

Заявителем в адрес ФАС России и органа регулирования не были предоставлены бухгалтерские документы, налоговые декларации и другие документы, подтверждающие начисление собственником амортизации, уплату налогов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, ФАС России не усматривает в действиях органа регулирования нарушений пункта 45 Основ ценообразования № 1075 при определении величины арендной платы по договору аренды тепловых сетей и ПНС от 01.10.2019 № 02-ТС.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Арендная плата (неподконтрольные расходы)» являются экономически необоснованными и удовлетворению не подлежат.

2. Статья разногласий «Налог при УСН».

Заявитель считает экономически обоснованным размер налога при УСН в сумме 125,2 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы приняты в сумме 41,31 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 83,89 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат ООО «СТК» в адрес ФАС России и органа регулирования представлены следующие материалы:

- оборотно-сальдовая ведомость по счету 68 за 2020 год;

- бухгалтерские балансы за 2020, 2021 годы;

- налоговая декларация за 2020 год.

По мнению Заявителя, РЭК Кузбасса не приняты во внимание документы, подтверждающие фактическую уплату налога при УСН в сумме 125 198 руб., при этом в экспертном заключении органа регулирования механизм расчета налога при УСН не отражен.

Как следует из отзыва органа регулирования, налоговая декларация по налогу при УСН за 2020 год представлена по всем видам деятельности, включая нерегулируемые виды (расходы по спецтехнике, экспертизе автотранспорта и услуги технической службы в целях содержания спецтехники). Более того, регулируемая организация раздельный учет по видам деятельности не ведет.

Поскольку какие-либо расходы из прибыли, кроме самого налога при УСН, в составе затрат регулируемой организации отсутствуют, органом регулирования был применен 1 % к налогооблагаемой базе – НВВ ООО «СТК» без расходов на уплату минимального расхода по УСН.

Согласно статье 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик, применяющий объект налогообложения УСН доходы минус расходы, должен уплатить минимальный налог, если сумма налога, рассчитанная обычным порядком (в том числе и при применении дифференцированной налоговой ставки), меньше, чем сумма минимального налога, т.е. 1% от доходов.

Ввиду отсутствия ведения Заявителем раздельного учета затрат, наличия в представленной регулируемой организацией величине налога при УСН расходов, относящихся, в том числе, на нерегулируемый вид деятельности, ФАС России считает подход органа регулирования обоснованным и соответствующим действующему законодательству.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Налог при УСН» являются экономически необоснованными и удовлетворению не подлежат.

3. Статья разногласий «Результаты деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования».

Заявитель считает экономически обоснованным размер результатов деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования в сумме 4 053,08 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы приняты в сумме 1 229,1 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 2 823,98 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат ООО «СТК» в адрес ФАС России и органа регулирования представлены следующие материалы:

- баланс ООО «СТК» за 2020 год и отчет о финансовых результатах деятельности ООО «СТК» в 2020 году;

- оборотно-сальдовые ведомости;

- платежные поручения (оплата за электроэнергию за 2020 год);

- дополнения к тарифному делу от 08.10.2021 № 44;

- дополнения к тарифному делу от 08.11.2021 № 47;

- решение Кемеровского областного суда по делу № 3а-25/2021 от 17.05.2021;

- решение Арбитражного суда Кемеровской области по делу
№ А27-14305/2021 от 18.11.2021;

- постановление РЭК Кузбасса от 05.08.2021 № 271 «Об установлении
ООО «СТК» тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, реализуемой
ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания», на потребительском рынке Березовского городского округа, на 2020 год» (далее – постановление РЭК Кузбасса № 271);

- дополнительные пояснения РЭК Кузбасса от 28.10.2021 № М-6-21/3665-01;

- позиция АО «СКЭК».

В соответствии с пунктом 42 Методических указаний № 760-э величина, определяющая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, рассчитывается по формуле (13) и может принимать как положительные, так и отрицательные значения.

 

, (13)

где:

 

 

- экономически обоснованные расходы регулируемой организации, понесенные в периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и не возмещенные регулируемой организации, определяемые при i = 1, 2 (за исключением расходов, связанных с реализацией утвержденных инвестиционных программ);

 

- доходы регулируемой организации, необоснованно полученные в периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и подлежащие исключению из НВВ, определяемые при i = 1, 2 (за исключением доходов, связанных с реализацией утвержденных инвестиционных программ);

 

- экономия от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, определенная в соответствии с пунктом 31 Методических указаний № 760-э, достигнутая регулируемой организацией до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, по которой еще не истек 5-летний срок, в течение которого такая экономия должна быть сохранена за регулируемой организацией.

В силу пункта 13 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

ООО «СТК», ссылаясь на пункт 13 Основ ценообразования № 1075, заявляет об отсутствии оснований для снижения органом регулирования фактических выпадающих доходов за 2020 год с 4 053,08 тыс. руб. до 1 229,1 тыс. руб.

Также, по мнению Заявителя, органом регулирования не были учтены фактические подтвержденные расходы, подлежащие учету в следующем периоде регулирования, в связи с принятием РЭК Кузбасса замещающего акта на основании судебного решения (постановление РЭК № 271, в соответствии с которым тарифы на услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год были установлены в размерах 877,99 руб./Гкал и 86,46 руб./Гкал взамен 801,55 руб./Гкал и 69,32 руб./Гкал соответственно).

Как следует из экспертного заключения органа регулирования на 2022 год и отзыва органа регулирования на заявление о разногласиях, РЭК Кузбасса были проанализированы фактические расходы, понесенные организацией в 2020 году, на основании представленных документов.

Согласно произведенному РЭК Кузбасса расчету, экономически обоснованные расходы за 2020 год составили 5 784,73 тыс. руб. (с учетом исключения нерасшифрованных разниц, отраженных в оборотно-сальдовых ведомостях по счетам 20 и 26, например, нерасшифрованные прочие расходы), товарная выручка 2020 года – 2 097,48 тыс. руб. Таким образом, недостаток средств для покрытия экономически обоснованных расходов за 2020 год составил 3 687,25 тыс. руб. (в ценах 2020 года).

Указанная сумма была распределена органом регулирования в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования № 1075 на три года равными суммами в размере 1 229,1 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что, поскольку пунктом 13 Основ ценообразования
№ 1075 предусмотрена возможность учета расходов начиная с периода, следующего за периодом, в котором расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, действия органа регулирования по распределению экономически обоснованных расходов за 2020 год на три года являются правомерными.

В части неучета фактических расходов за 2020 год, связанных с перерасчетом в 2021 году тарифов, установленных на 2020 год, ФАС России отмечает, что РЭК Кузбасса в рамках анализа результатов деятельности за 2020 год были проанализированы все фактически понесенные организацией расходы (при этом товарная выручка рассчитана по тарифам, действовавшим в 2020 году).

В ФАС России Заявителем не представлен расчет фактических расходов за 2020 год по каждой статье затрат, учтенной в НВВ 2020 года, также не представлены документы, обосновывающие фактические расходы, в том числе в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075, в связи с чем оценить обоснованность заявляемой суммы в размере 4 053,08 тыс. руб. не представляется возможным.

Пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

В этой связи, требования Заявителя по статье «Результаты деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования» не подлежат удовлетворению.

4. Статья разногласий «Корректировка, связанная с соблюдением статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ».

Органом регулирования плановая НВВ ООО «СТК» на 2022 год, определенная в размере 5 401,29 тыс. руб., скорректирована в сторону уменьшения на
2 554,1 тыс. руб. и принята в размере 2 847,19 тыс. руб. (уменьшена на 47,3%).

Заявитель считает проведение указанной корректировки неправомерной с учетом того, что ООО «СТК» находится в процедуре банкротства.

РЭК Кузбасса в обоснование проведенной корректировки ссылается на статью 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в соответствии с которой общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

Иные доводы в заявлении о разногласиях и отзыве органа регулирования отсутствуют.

ФАС России отмечает, что сглаживание в сфере теплоснабжения осуществляется посредством реализации механизма установления предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленных на соответствующий год и рассчитанных в соответствии с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации».

Экономически обоснованные расходы, неучтенные органом регулирования при установлении (пересмотре) тарифов, ввиду недопущения превышения предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, учитываются в необходимой валовой выручке регулируемой организации на следующий период регулирования, что отражается в экспертном заключении органа регулирования в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

ФАС России отмечает, что в отношении ООО «СТК» установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, а не на тепловую энергию для потребителей, в связи с чем требования постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» к тарифам, установленным для ООО «СТК», не распространяются.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Корректировка, связанная с соблюдением статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Экономически обоснованный размер расходов по статье «Корректировка, связанная с соблюдением статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ» составляет 0,00 тыс. руб. Включению в состав НВВ ООО «СТК» подлежат расходы в сумме 2 554,1 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
ООО «Сибирская тепловая компания» и Региональной энергетической комиссией Кузбасса,
Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса нарушившей часть 5 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

2. Частично удовлетворить требования ООО «Сибирская тепловая компания», указанные в заявлении о разногласиях в сфере теплоснабжения с Региональной энергетической комиссией Кузбасса (рег. от 14.03.2022 № 42366-ЭП/22).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для
ООО «Сибирская тепловая компания» на 2022 год расходы по статье затрат «Корректировка, связанная с соблюдением статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ» в сумме 0,00 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 2 554,1 тыс. руб.).

4. Органу исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2022 пересмотреть необходимую валовую выручку ООО «Сибирская тепловая компания» и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии на 2022 год, включив экономически обоснованные расходы, указанные в пункте 3 резолютивной части настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам установления (пересмотра) тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для ООО «Сибирская тепловая компания».

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований ООО «Сибирская тепловая компания».

 

Связанные организации

Региональная энергетическая комиссия Кузбасса
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808
ООО "СТК"
ИНН 4250009980, ОГРН 1154250016315
Кемеровское УФАС России
ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799