Решение №СП/41935/21 Решение об отказе в удовлетворении требований ООО "Водоканал... от 25 мая 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена «18» мая 2021 года.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:
Председателя Комиссии ФАС России:
<...>
Заместителя председателя Комиссии ФАС:
<...>
Членов Комиссии ФАС России:
<...>
<...>
<...>
рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению ООО «Водоканал» (далее — регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 24.03.2021 № С-9, вх. от 30.03.2021 № 50554/21, от 25.03.2021 № 47496-ЭП/21), возникший с Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области (далее – Комитет, орган регулирования) по вопросу установления тарифа на оказываемые услуги водоснабжения на 2021 год, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференц-связи) представителей Комитета, в лице председателя Комитета <...>, заместителя председателя Комитета <...>, заместителя председателя Комитета — начальника отдела правового обеспечения Комитета <...>, начальника отдела регулирования тарифов в коммунальной сфере Комитета <...>, а также представителей ООО «Водоканал», в лице <...>, <...>,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 24.03.2021 № С-9, вх. от 30.03.2021 № 50554/21, от 25.03.2021 № 47496-ЭП/21) о разногласиях между ООО «Водоканал» и Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере водоснабжения по приказу от 25.12.2020 № 49/22 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду и водоотведение для потребителей ООО «Водоканал» Жирновского муниципального района Волгоградской области», и установлено следующее.
Для ООО «Водоканал» тарифы на оказываемые услуги питьевого водоснабжения г. Жирновск установлены методом индексации установленных тарифов на 2019-2023 годы.
Утвержденная необходимая валовая выручка (далее – НВВ) для ООО «Водоканал» на 2021 год по водоснабжению составляет 31 785,18 тыс. руб. (тариф утвержден на уровне 34,56 руб./куб. м. без НДС).
Величина необходимой валовой выручки, которую Заявитель считает экономически обоснованной, по водоснабжению составляет 38 671,37 тыс. руб. (тариф на уровне 41,91 руб./куб. м. с ростом 21,3 %).
Таким образом, сумма разногласий составляет 6 886,19 тыс. руб.
В поданном заявлении ООО «Водоканал» указывает на то, что Комитетом нарушены требования законодательства Российской Федерации при установлении тарифов, в связи с чем просит ФАС России обязать Комитет произвести перерасчет экономически обоснованного уровня тарифов 2021 года с учетом определения натуральных показателей и затрат на услуги по водоснабжению в следующем размере:
1) Величина потерь холодной воды при транспортировке в размере 169,42 тыс. куб. м., при утвержденном органом регулирования уровне потерь в размере 69,25 тыс. куб. (разница 100,17 тыс. куб. м.).
2) Затраты на покупную электрическую энергию по уровням напряжения в размере 10 215,77 тыс. руб., при утвержденных органом регулирования расходах в размере 9 078,75 тыс. руб. (разница 1 137,02 тыс. руб.).
3) Расходы на уплату процентов по займам и кредитам в размере 307,5 тыс. руб., при отсутствии утвержденных Комитетом расходов.
4) Общехозяйственные расходы в размере 1 849,67 тыс. руб., при утвержденных органом регулирования расходах в размере 294,81 тыс. руб. (разница 1 554,86 тыс. руб.).
5) Ремонтные расходы в размере 2 998,94 тыс. руб., при утвержденных Комитетом расходах в размере 154,09 тыс. руб. (разница 2 844,85 тыс. руб.).
6) Расходы на оплату работ и услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями, в размере 1 513,98 тыс. руб., при утвержденных Комитетом расходах в размере 272,91 тыс. руб. (разница 1 241,07 тыс. руб.).
7) Расходы на служебные командировки в размере 73,96 тыс. руб., при утвержденных органом регулирования расходах в размере 20,9 тыс. руб. (разница 53,06 тыс. руб.).
8) Расходы на обучение персонала в размере 107,15 тыс. руб., при утвержденных Комитетом расходах в размере 48,68 тыс. руб. (разница 58,47 тыс. руб.).
Тарифы на услуги водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).
Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).
Правила установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).
По результатам проведенного анализа материалов по заявленным статьям разногласий ФАС России отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).
Комиссия ФАС России обращает особое внимание на доводы Комитета, отраженные в письме (исх. от 22.04.2021 № 31-02-11/1062, вх. от 22.04.2021 № 68002-ЭП/20), согласно которым ООО «Водоканал» договорные отношения в части аренды у МУП «Жирновское городское хозяйство» муниципального имущества, посредством которого осуществлялось питьевое водоснабжение на территории Жирновского муниципального района, с 06.04.2021 прекращены.
ООО «Водоканал» письмом от 12.04.2021 № С-12 уведомило Комитет о прекращении регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, в условиях того, что ООО «Водоканал» более не оказывается регулируемая деятельность, тариф которой оспаривается в ФАС России, удовлетворение требований Заявителя в части учета дополнительных затрат в составе НВВ и соответственно тарифах в рамках данного досудебного рассмотрения спора нецелесообразно ввиду того, что дополнительно учтенные расходы не могут быть освоены регулируемой организацией в текущем периоде регулирования.
При этом Комиссия ФАС России считает необходимым отразить в решении ФАС России позицию по заявленным ООО «Водоканал» на досудебный спор в ФАС России статьям затрат.
1. Объем потерь холодной воды при транспортировке.
Регулируемая организация заявляет о необходимости учета потерь воды при транспортировке в размере 169,42 тыс. куб. м., полученных на основании собственного расчета в соответствии с Методическими указаниями по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.10.2014 № 640/пр (далее – Методические указания № 640/пр), при утвержденных органом регулировании потерях воды в размере 69,25 тыс. куб. м., полученных также на основании собственного расчета в соответствии с Методическими указаниями № 640/пр.
В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 406 при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь воды.
В случае если регулируемая организация владеет централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен уровень потерь воды, то при определении расходов на возмещение потерь воды применяется уровень потерь воды, указанный в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.
В иных случаях уровень потерь воды, применяемый при определении расходов на возмещение потерь воды, определяется в соответствии с показателями надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно пункту 15 Порядка и правил определения плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.2014 № 162/пр (далее – Порядок и правила № 162), плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности устанавливаются уполномоченными органами на основании предложения организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из:
а) фактических значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности, определенных в порядке, установленном в разделе II Порядка и Правил № 162;
б) результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
в) сравнения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности с лучшими аналогами;
г) утвержденных схем водоснабжения и водоотведения;
д) утвержденного плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, плана мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, плана снижения сбросов;
е) обязательств организации по концессионным соглашениям, договорам аренды.
Плановые значения показателей энергетической эффективности определяются исходя из мероприятий, включенных в инвестиционную программу организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с пунктом 5.1 Методических указаний № 640/пр планируемые расходы и потери воды определяются на основании статистических данных эксплуатации.
Фактические расходы и потери воды при транспортировке воды определяются по показаниям приборов учета воды, а в случае отсутствия или неисправности приборов учета воды - расчетными способами.
ООО «Водоканал» в подтверждение заявленных объемов потерь воды при транспортировании предоставлены следующие материалы:
- постановление администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области № 291 от 14.06.2019 года;
- акт Технологического обследования централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения Жирновского городского поселения, согласованный администрацией Жирновского муниципального района;
- технический паспорт на водопроводные разводящие сети г. Жирновск;
- техническая характеристика водопроводного хозяйства г. Жирновск;
- баланс водоснабжения ООО «Водоканал» (2021) - объем реализации по группе потребителей «население» по видам благоустройства г. Жирновск;
- расчет потерь холодной воды при транспортировке;
- производственная программа по водоснабжению (питьевая вода) по территории г. Жирновск Жирновского муниципального района на 2021 год;
- расчет тарифа на питьевую воду методом экономически обоснованных расходов (затрат) на 2021 год для потребителей ООО «Водоканал» г. Жирновск.
Разногласия в расчетах ООО «Водоканал» и Комитета в соответствии с Методическими указаниями № 640/пр сводятся к применению различных величин: напора в сетях (при переломах и разрывах труб глубиной залегания трубопроводов), утечек через уплотнения сетевой арматуры, а также доли арматуры, имеющей утечки.
Вышеуказанные величины подтверждаются статистическими данными по повреждениям за определенный период времени и не относятся к данным, обусловленным характеристиками объектов водоснабжения. При этом, ООО «Водоканал» осуществляет деятельность по водоснабжению согласно акту приему-передачи от 22.07.2020.
Таким образом, в связи с непредставлением ООО «Водоканал» статистических данных, подтверждающих величины объема потерь воды при транспортировании, Комиссия ФАС России считает целесообразным отказать в удовлетворении требований по оспариваемому показателю «Объем потерь холодной воды при транспортировке».
2. Затраты на покупную электрическую энергию.
Регулируемой организацией заявлены расходы на электрическую энергию в размере 10 215,77 тыс. руб., полученные на основании собственного расчета с учетом заявленных технических характеристик установленного насосного электрооборудования, установленной мощности, коэффициента полезного действия, а также с учетом фактического количества часов работы насосного оборудования.
Органом регулирования приняты расходы на электрическую энергию в размере 9 078,75 тыс. руб. также на основании собственного расчета с учетом скорректированных данных.
В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования № 406 расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Согласно пункту 88 Методических указаний № 1746-э величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с главой VI.I Методических указаний № 1746-э с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 49 Методических указаний № 1746-э, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, с учетом положений, предусмотренных пунктом 20 Методических указаний № 1746-э.
В соответствии с последним абзацем пункта 43 Методических указаний № 1746-э при определении расходов на приобретение электрической энергии (мощности) и холодной воды учитываются значения долгосрочных параметров регулирования тарифов, таких как удельный расход электрической энергии и уровень потерь воды в случае, если установление тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования.
Таким образом, при расчете расходов на электрическую энергию необходимо руководствоваться утвержденным удельным расходом на электрическую энергию и утвержденным объемом поданной воды с учетом утвержденных потерь воды при транспортировании и собственного потребления, а также с учетом мощности, КПД и иных технических характеристик каждого оборудования, участвующего в процессе водоподготовки (очистки).
Органом регулирования выполнен расчет расхода электрической энергии исходя из технических характеристик насосного оборудования, представленных регулируемой организацией.
С учетом объема поднятой воды, утвержденного органом регулирования, Комитетом учтено потребление электроэнергии на 2021 год в объёме — 1 049,91 тыс. кВт*ч., число часов использования заявленной мощности — 1 602,92 ч. Удельный расход электрической энергии - 1,06 кВт*ч/мЗ.
При заявленной ООО «Водоканал» цене на электроэнергию в размере 8,33 руб/кВт.час. Комитетом применена 8,65 руб/кВт.час. с учетом фактически действующих тарифов на момент проведения органом регулирования экспертизы и прогнозного индекса роста цен на энергоресурсы.
ООО «Водоканал» в подтверждение заявленных расчетов расходов на электрическую энергию представлены следующие материалы:
- договор энергоснабжения от 30.09.2020 № 6033527/20;
- расчет электроэнергии на 2021 год по территории г. Жирновск;
- счет-фактура за потребленную электрическую энергию от 30.09.2020 года и от 31.10.2020.
Одновременно регулируемой организацией не представлены материалы, подтверждающие заявленные технические характеристики каждого оборудования, участвующего в процессе водоподготовки (очистки).
На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России считает целесообразным отказать в удовлетворении требований ООО «Водоканал» по статье «Расходы на электрическую энергию».
3. Расходы на уплату процентов по займам и кредитам.
ООО «Водоканал» заявляет о необходимости учета расходов на уплату процентов по займам и кредитам на основании заключенного договора займа в размере 307,5 тыс. руб.
Органом регулирования не учтены расходы на уплату процентов по займам и кредитам в связи с отсутствием нормативно-правовых оснований для их учета и принятия, а также отсутствием обосновывающих документов и материалов, пояснений и расчетов о возникновении кассовых разрывов.
В соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования № 406 величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования № 406 и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 настоящего документа, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 78 Основ ценообразования № 406, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования № 406.
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406 расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере, рассчитанном исходя из ставки процента, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения таких средств (заключения договора займа, кредитного договора), увеличенной в 1,5 раза, но не менее 4 процентных пунктов.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 78 Основ ценообразования № 406 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования № 406.
Таким образом, средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, учитываются органом регулирования в составе нормативной прибыли, рассчитанной в соответствии с пунктом 86 Методических указаний № 1746-э исходя из нормативного уровня прибыли.
Расходы на займы и кредиты, не относимые на реализацию мероприятий инвестиционной программы, необходимо принимать исходя из их целевого обозначения и документарного подтверждения необходимости привлечения заемных средств.
На основании вышеизложенного, для обоснования расходов на займы и кредиты в составе статьи «Неподконтрольные расходы» регулируемой организацией привлекаются кредитные средства на покрытие кассовых разрывов в связи с образованием недополученных доходов, с целью качественного и своевременного выполнения возложенных на регулируемую организацию обязательств, а также недопущения нарушений трудового законодательства Российской Федерации.
Комиссия ФАС России отмечает, что в обоснование расходов на уплату процентов по займам и кредитам необходимо представлять расчет формирования сумм кассовых разрывов помесячно с учетом суммы денежных средств на начало периода, платежей дебиторов, платежей поставщиков, с целью обоснования возникновения кассовых разрывов и необходимости в кредитовании предприятия на эти цели.
ООО «Водоканал» в подтверждение заявленных расходов на уплату процентов по займам и кредитам представлены только договоры денежного займа, заключенные в 2020 году.
При этом ООО «Водоканал» не представлены расчеты формирования сумм кассовых разрывов помесячно.
На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России считает целесообразным отказать в удовлетворении требований ООО «Водоканал» по статье «Расходы на уплату процентов по займам и кредитам».
4. Общехозяйственные расходы.
ООО «Водоканал» заявлены общехозяйственные расходы в размере 1 849,67 тыс. руб. в разрезе статей затрат:
- услуги банков;
- приобретение программного обеспечения;
- приобретение канцелярских товаров;
- затраты на приобретение офисной техники;
- затраты на приобретение оргтехники.
ООО «Водоканал» в подтверждение заявленных общехозяйственных расходов представлены следующие материалы:
- расчет затрат на услуги банков на 2021 год;
- расчет затрат на приобретение программного обеспечения ООО «Водоканал» на 2021 год;
- расчет затрат на приобретение канцелярских товаров по ООО «Водоканал» на 2021 год;
- обоснование стоимости общехозяйственных расходов - платежные поручения на оплату счетов- фактур.
Органом регулирования общехозяйственные расходы приняты в размере 294,81 тыс.руб., в том числе в разрезе статей, заявленных регулируемой организацией на разногласия:
- расходы на услуги банка в размере 72,84 тыс.руб. учтены Комитетом по предложению ООО «Водоканал» (представлен расчет затрат на услуги банка с указанием доли затрат по регулируемым видам деятельности, предложение регулируемой организации - 72,84 тыс.руб.);
- расходы на программное обеспечение в размере 132,94 тыс.руб. органом регулирования учтены исходя из количества рабочих мест, распределения затрат по регулируемым видам деятельности, а также с учетом срока действия долгосрочного периода, т.е. на 3 года;
- расходы на канцтовары в размере 69,06 тыс.руб. учтены органом регулирования исходя из корректировки параметров расчета, а именно канцтоваров долговременного использования, их количества с учетом распределения доли, приходящейся на регулируемый вид деятельности;
- расходы на мебель органом регулирования не учтены, так как согласно договору аренды от 20.05.2019 № 1 (Приложение № 2 к договору аренды) МУП «Жирновское городское хозяйство» (ранее являющееся регулируемой организацией) передало ООО «Водоканал» в аренду мебель;
- расходы на оргтехнику органом регулирования не учтены, так как согласно договору аренды от 20.05.2019 № 1 (Приложение № 2 к договору аренды) МУП «Жирновское городское хозяйство» (ранее являющееся регулируемой организацией) передало ООО «Водоканал» в аренду оргтехнику, при этом заключение и акты специализированного центра о неисправности оргтехники в адрес Комитета и в адрес ФАС России не представлены.
На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России не усматривает в действиях Комитета нарушения требований законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) и считает целесообразным отказать в удовлетворении требований ООО «Водоканал» по статье «Общехозяйственные расходы».
5. Ремонтные расходы.
Регулируемой организацией по статье «Ремонтные расходы» заявлены расходы в размере 2 998,94 тыс. руб. при утвержденных органом регулирования расходах в размере 154,09 тыс. руб.
ООО «Водоканал» в подтверждение заявленных ремонтных расходов представлены следующие материалы:
- расчет затрат на материалы для выполнения плана ремонтных работ на 2021 год;
- дефектные ведомости;
- прайсы - в обоснование стоимости материалов.
При этом ФАС России отмечает, что в дефектных ведомостях отсутствуют даты обнаружения дефектов.
В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 406 в составе ремонтных расходов учитываются: а) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; б) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; в) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.
Важно отметить, что заявленные ООО «Водоканал» расходы в размере 2 998,95 тыс. руб. и перечисленные в плане ремонтных работ относятся к работам капитального характера.
В соответствии с пунктом 2.2.4 договора аренды от 20.05.2019 № 1 работы капитального характера осуществляет арендодатель.
В дополнительных материалах ООО «Водоканал», направленных в орган регулирования письмом от 02.12.2020 № С-13, представлен новый план мероприятий по текущему ремонту с приложением расчета потребности в материалах в размере 724,85 тыс. руб.
В представленном плане мероприятий по текущему ремонту экспертом также выявлена часть мероприятий, относящаяся к работам капитального характера, связанных с восстановлением колодцев, ремонтом запорной арматуры и насосного оборудования (позиции 7, 62, 63, 64, 68, 69, 71, 72 плана ремонтных работ). Кроме того, для выполнения текущего ремонта необоснованно завышено количество применяемого материала (позиции 8 - 15, 17, 19, 23, 45, 46, 48, 65, 79 - 82, 84 плана ремонтных работ).
Комитетом на основании представленных документов и проведенного анализа приняты следующие решения:
- исключены затраты по плану мероприятий по капитальному ремонту в размере 2 998,95 тыс. руб., так как данные расходы несет арендодатель имущества;
- скорректированы затраты по плану мероприятий по текущему ремонту, направленному в адрес Комитета письмом от 02.12.2020 № С-13, исключены из плана работы капитального характера и расходы, связанные с необоснованно завышенным объемом материала, в размере 570,76 тыс. руб.;
- учтены затраты на материалы, связанные с текущим ремонтом сетей и техническим обслуживанием сооружений, в размере 154,09 тыс. руб.
На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России не усматривает в действиях Комитета нарушений требований законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) и считает целесообразным отказать в удовлетворении требований ООО «Водоканал» по статье «Ремонтные расходы».
6. Расходы на оплату работ и услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями.
ООО «Водоканал» заявлены расходы на оплату работ и услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями, в размере 1 513,98 тыс. руб., при утвержденных Комитетом в размере 272,91 тыс. руб.
ООО «Водоканал» в подтверждение заявленных расходов на оплату работ и услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями, представлены следующие материалы:
- договор об оказании услуг связи «Билайн»;
- договор об оказании услуг связи ПАР Ростелеком;
- агентский договор;
- расчет затрат на услуги связи;
- расчет затрат на проведение мероприятий по контролю качества воды по ООО «Водоканал» на 2021 год;
- расчет затрат на информационные услуги по ООО «Водоканал» на 2021 год.
В соответствии с пунктом 27 Методических указаний № 1746-э при установлении тарифов не допускается учет расходов регулируемой организации на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, учитываемых в расходах за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491.
ООО «Водоканал» заявлены затраты по административным расходам (за исключением фонда оплаты труда и отчислений на социальные нужды) в размере 1 548,77 тыс. руб.
Расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями, приняты Комитетом в размере 342,49 тыс.руб., в том числе в разрезе статей, заявленных на досудебное рассмотрение спора (разногласий):
- расходы на услуги связи и интернет в размере 220,53 тыс.руб. учтены органом регулирования по предложению ООО «Водоканал»;
- расходы на юридические услуги не приняты Комитетом в связи с тем, что в фонде оплаты труда при расчете нормативной численности работников в соответствии с приказом от 23.03.2020 № 154/пр Министерства строительства и ЖКХ РФ «Об утверждении типовых отраслевых норм численности работников ВКХ» органом регулирования учтен персонал на выполнение правовой (юридической) работы;
- расходы на консультационные услуги в размере 1 087,70 тыс.руб., а именно расходы на расчет стоимости потребленных услуг для абонентов, при этом подготовка платежных документов их печать и доставка органом регулирования не приняты на основании пункта 27 Методических указаний № 1746-э, а также в связи с отсутствием обоснования и подтверждающих документов, указывающих на необходимость несения данных расходов регулируемой организацией;
- расходы на информационные услуги в размере 52,38 тыс руб. учтены Комитетом по предложению ООО «Водоканал»;
- расходы на производственный контроль качества водоснабжения относятся к прочим производственным расходам и включены Комитетом в расчет НВВ по предложению ООО «Водоканал» в размере 402,40 тыс.руб.
На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России не усматривает в действиях Комитета нарушений требований законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) и считает целесообразным отказать в удовлетворении требований ООО «Водоканал» по статье «Расходы на оплату работ и услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями».
7. Расходы на служебные командировки.
ООО «Водоканал» заявляет об учете расходов на служебные командировки в размере 73,96 тыс. руб. в связи с необходимостью осуществления поездок в г. Волгоград для посещения контролирующих органов и для участия в совещаниях и заседаниях межведомственных комиссий.
Комитетом расходы на служебные командировки учтены в размере 20,90 тыс. руб. исходя из количества поездок (6 поездок в год - определено исходя из условий деятельности аналогичных организаций, а также учитывая, что основная масса совещаний, заседаний проводится в режиме видео-конференц-связи) и стоимости горюче-смазочных материалов.
Также при расчете затрат на командировочные расходы орган регулирования руководствовался письмом Минтруда России от 02.09.2020 № 14-2/ООГ-14185 в котором обозначено, что работнику, направленному в однодневную командировку в пределах России, суточные не выплачиваются.
При этом, ООО «Водоканал» не представлены в адрес Комитета и ФАС России документы, подтверждающие обоснование заявленного количества поездок в рамках служебных командировок в расчете затрат на командировочные расходы (представлены только приказ ООО «Водоканал» от 01.09.2020 «Об установлении размера суточных» и расчет затрат на командировочные расходы на 2021 год).
Исходя из вышеизложенного Комиссия ФАС России не усматривает в действиях Комитета нарушений требований законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) и считает целесообразным отказать в удовлетворении требований ООО «Водоканал» по статье «Расходы на служебные командировки».
8. Расходы на обучение персонала.
ООО «Водоканал» заявляет об учете расходов на обучение персонала в размере 107,15 тыс. руб. в связи с необходимостью обучения 67 человек, в том числе по таким направлениям как: обучение по охране труда; обучение по пожарно-техническому минимуму; обучение по гражданской обороне: обучение в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера; обучение по электробезопасности; обучение стропальщиков; обучение на оператора хлораторной установки.
Комитетом учтены расходы на обучение персонала в размере 48,68 тыс. руб. исходя из заявленных ООО «Водоканал» расходов с распределением затрат на обучение с учетом периодичности по наименованию специальностей и по виду деятельности - питьевое водоснабжение.
Исходя из вышеизложенного Комиссия ФАС России не усматривает в действиях Комитета нарушений требований законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) и считает целесообразным отказать в удовлетворении требований ООО «Водоканал» по статье «Расходы на обучение персонала».
Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между ООО «Водоканал» и Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области (исх. от 24.03.2021 № С-9, вх. от 30.03.2021 № 50554/21, от 25.03.2021 № 47496-ЭП/21), Комиссия ФАС России:
РЕШИЛА:
Отказать в удовлетворении требований ООО «Водоканал» к Комитету тарифного регулирования Волгоградской области по заявлению о досудебном споре (разногласиях) (исх. от 24.03.2021 № С-9, вх. от 30.03.2021 № 50554/21, от 25.03.2021 № 47496-ЭП/21).
Председатель Комиссии |
_________________/ |
<...> |
|
(подпись) |
|
|
|
|
Члены Комиссии: |
_________________/ |
<...> |
|
(подпись) |
|
|
_________________/ |
<...> |
|
(подпись) |
|
|
_________________/ |
<...> |
|
(подпись) |
|
|
_________________/ |
<...> |
|
(подпись) |
|