Решение №31/64968/21 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 4 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «29» июля 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:<...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения между ООО «РЭМ-сервис» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края (рег. от 24.03.2021 47018/21) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи представителя по доверенности ООО «РЭМ-сервис»
<...>, м
инистра тарифного регулирования и энергетики Пермского края <...>, статс-секретаря – заместителя министра, начальника управления правового обеспечения Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края <...>, заместителя министра, начальника управления топливно-энергетического комплекса Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края <...>, начальника отдела регулирования коммунальной сферы управления топливно-энергетического комплекса Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края <...>, консультанта отдела регулирования коммунальной сферы управления топливно-энергетического комплекса Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 24.03.2021 № 47018/21) о рассмотрении досудебного спора (разногласиях) между ООО «РЭМ-сервис» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее также - орган регулирования, Министерство), связанного с установлением тарифа на тепловую энергию на 2021 год.

Спор возник по постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 16.12.2020 № 281-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «РЭМ-сервис» (Пермский городской округ)», которым в отношении Заявителя установлены тарифы в сфере теплоснабжения для потребителей ООО «РЭМ-сервис» на 2021 год.

Тарифное регулирование в отношении ООО «РЭМ-сервис» осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – НВВ) долгосрочного периода регулирования 2021-2023 гг.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым решением, составляет 11 206,17 тыс. руб.

ООО «РЭМ-сервис» заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2021 год расходов по следующим статьям разногласий:

Наименование статьи

Ед. изм.

Утверждено Органом регулирования на 2021 год

Заявлено в ФАС России

Величина разногласий по статье

1

Расходы на приобретение сырья и материалов

тыс. руб.

0,00

255,00

255,00

2

Расходы на оплату труда

тыс. руб.

0,00

360,00

360,00

3

Отчисления на социальные нужды

тыс. руб.

0,00

108,70

108,70

4

Амортизация основных средств и нематериальных активов

тыс. руб.

1 913,40

2 565,60

652,20

5

Расчетная предпринимательская прибыль

тыс. руб.

281,30

350,10

68,80

 

Итого по статьям

тыс. руб.

2 194,70

3 639,40

1 444,70

Объем разногласий по вышеперечисленным статьям затрат составляет 1 444,7 тыс. руб.

Также в заявлении о досудебном урегулировании спора ресурсоснабжающая организация на 2021 год оспаривает натуральные показатели, а именно отпуск тепловой энергии, потери в сетях, полезный отпуск тепловой энергии в следующих объёмах:

 

Наименование показателей

Ед. изм.

Утверждено Министерством на 2021 год

Заявлено в ФАС России

Величина разногласий по статье

1

Отпущено тепловой энергии

тыс. Гкал

6,517

4,948

1,569

2

Потери в сетях

тыс. Гкал

0,000

0,870

0,870

3

Уровень потерь к объёму отпущенной тэ

%

0,00

17,60

17,60

4

Полезный отпуск тепловой энергии

тыс. Гкал

6,517

4,087

-2,430

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

1. Показатель разногласий «Полезный отпуск тепловой энергии».

ООО «РЭМ-сервис» заявляет требование о признании экономически обоснованным полезного отпуска тепловой энергии в размере 4,087 тыс. Гкал со снижением на 2,43 тыс. Гкал. от установленного органом регулирования объёма полезного отпуска в размере 6,517 тыс. Гкал.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования № 1075, тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

Министерством установлена величина полезного отпуска тепловой энергии на уровне 6,517 тыс. Гкал. исходя из следующего.

В материалах тарифного дела в рамках тарифной кампании 2021 года обществом представлены реестр договоров с потребителями и реестр актов за отопительный период 2019 -2020 гг.

Поскольку отчетным периодом в отношении ООО «РЭМ-сервис» при установлении долгосрочных тарифов на 2021-2023 годы являлся 2019 год, а согласно представленному реестру актов регулируемой организацией были отражены данные лишь за декабрь 2019 года, органу регулирования не предоставлялось возможным проанализировать объем фактического полезного отпуска тепловой энергии в годовом исчислении. В силу отсутствия годовых значений об объемах тепловой энергии за отчетный период (2019 год), основания для учета заявленных объемов на 2021 год в размере 4,087 тыс. Гкал у органа регулирования отсутствовали.

Необходимо отметить, что в Схеме теплоснабжения города Перми, размещённой в открытом доступе на официальном сайте администрации города Перми (www.gorodperm.ru), утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 22 ноября 2019 года № 1246 (действовавшей на момент установления тарифов для ООО «РЭМ-сервис»), объем полезного отпуска блочно-модульной котельной, расположенной по адресу ул. Верхне-Муллинская, д. 74Б, эксплуатируемой ООО «РЭМ-сервис», не указан.

При этом, в Схеме теплоснабжения города Перми, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от от 29 декабря 2020 года № 1202 (утвержденной после установления тарифов для ООО «РЭМ-сервис»), объем полезного отпуска блочно-модульной котельной, расположенной по адресу ул. Верхне-Муллинская, д. 74Б, эксплуатируемой ООО «РЭМ-сервис», указан в размере 6,5093 тыс. Гкал

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Полезный отпуск тепловой энергии» удовлетворению не подлежат.

2. Показатель разногласий «Потери в сетях»

ООО «РЭМ-сервис» заявляет требование о признании экономически обоснованным объёма потерь в сетях в размере 0,87 тыс. Гкал. Органом регулирования объёмы потерь в сетях не учтены.

Согласно части 3 статьи 9 Федеральный закон № 190-ФЗ, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 8 Методических указаний № 760-э при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой, используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях с учётом особенностей, предусмотренных пунктом 118 Методических указаний № 760-э.

В соответствии с пунктом 118 Методических указаний № 760-э в случае если по данным, представленным регулируемой организацией, более 75 процентов фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период (расчетный период регулирования), то в необходимую валовую выручку такой регулируемой организации на последующие годы (расчетные периоды регулирования) включаются расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным предыдущего отчетного периода (расчетного периода регулирования), с применением к нему определяемых органом регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации.

ООО «РЭМ-сервис» просит учесть потери на уровне базового периода – 2019 года. Как указывает ресурсоснабжающая организация в заявлении о досудебном урегулировании спора, 870 Гкал являются нормативными потерями для данной тепловой сети. Норматив потерь в размере 870 Гкал был утвержден Минэнерго РФ приказом от 22 февраля 2017 г. № 136 для предыдущей теплоснабжающей организации (ООО «Обслуживание коммунальных систем») по данным тепловым сетям. Данный приказ был приложен в материалах тарифного дела при утверждении тарифа на 2020 год, и объем потерь по данному приказу был учтен Министерством при расчете тарифа на 2020 год для ООО «РЭМ-сервис» в условиях наличия на момент установления тарифов на 2019-2020 гг. договора аренды объектов жилищно-коммунального назначения от 31.10.2019 № 6 между ООО «РЭМ-сервис» и Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района.

В отзыве, представленном органом регулирования в адрес ФАС России в ответ на заявление о досудебном урегулировании спора (разногласий) письмом исх. от 09.04.2021 № 46-01-16-исх-48, Министерство указывает на то, что по состоянию на 2020 год имущественный комплекс, эксплуатируемый ООО «РЭМ-сервис», не содержал в составе тепловые сети, расположенные по адресам: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, начало - здание ЦТП, конец – здание по ул. 1-я Красивинская, д. 84а, 88: по ш. Космонавтов, д. 353, 355, 359, по ул. Верхнемуллинская, д. 71, 72а, 73, 73а, 74, 74а, 75, по ул. 2-я Красавинская, д. 79, 81, 84, 85, 86а. Как указывает орган регулирования, до настоящего момента данные сети принадлежат Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района и по данным, имеющимся в распоряжении Министерства, по состоянию на текущий момент указанные сети не переданы в эксплуатацию. Правоустанавливающие документы, подтверждающие права владения, пользования, распоряжения ООО «РЭМ-сервис» указанными выше сетями, в орган регулирования не были представлены.

В обоснование доводов о величине технологических потерь тепловой энергии ООО «РЭМ-Сервис» приведены данные о величине технологических потерь, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 28 февраля 2017 г. № 36 в объеме 869,5 Гкал в отношении иной организации – ООО «Обслуживание коммунальных систем» на 2017 год.

В связи с тем, что принадлежность тепловых сетей ООО «РЭМ-сервис» не доказана, величина потерь тепловой энергии при расчете тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «РЭМ-сервис» потребителям, Министерством не учтена.

Ресурсоснабжающая организация обращает особое внимание на то, что передача тепловой энергии без технологических потерь тепловой энергии невозможна и данный факт не зависит от наличия правовых оснований пользования тепловой сетью.

ФАС России отмечает, что приказ Минэнерго РФ № 136 принят 28 февраля 2017 г., и данным приказом потери в тепловых сетях приняты на уровне 869,5 Гкал. Договор аренды объектов жилищно-коммунального назначения от 31.10.2019 № 6 между ООО «РЭМ-сервис» и Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района действовал с 31 октября 2019 по 28 ноября 2019 года (не пролонгировался, в материалах тарифного 2021 года дела иные договоры аренды инженерных сетей отсутствуют).

Поскольку, согласно требованиям Федерального закона № 190-ФЗ, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь именно при передаче тепловой энергии, так как имущественный комплекс, эксплуатируемый ООО «РЭМ-сервис», не содержал в составе тепловые сети, и до настоящего момента указанные сети находятся в распоряжении Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, ФАС России не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных ООО «РЭМ-сервис» требований по натуральному показателю «Потери тепла».

3. Показатель разногласий «Отпуск тепловой энергии»

В связи с отказом в удовлетворении требований по статьям «Полезный отпуск тепловой энергии» и «Потери в сетях», требования по статье «Отпуск тепловой энергии» также не подлежат удовлетворению.

4. Статья разногласий «Расходы на приобретение сырья и материалов».

ООО «РЭМ-сервис» расходы на сырье и материалы заявлены в размере
255,0 тыс. руб., Министерством данные расходы не учтены.

Согласно пункту 40 Основ ценообразования № 1075, расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Последовательный порядок применения информации о ценах определен пунктами 28 - 31 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

Пунктом 30 Основ ценообразования № 1075 определено, что при отсутствии данных, указанных в пункте 29 Основ ценообразования № 1075, обоснованность фактических значений расходов (цен) определяется с использованием официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке. Применяемая цена определяется как расчетная цена, сложившаяся за предшествующие 3 года с учетом прогнозных индексов изменения цены по соответствующей отрасли.

В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В силу положений пунктов 15 и 16 Правил регулирования № 1075, регулируемая организация представляет в тарифный орган необходимые документы и материалы, обосновывающие предложенный размер тарифа.

В тарифном деле регулируемой организацией представлены следующие подтверждающие документы:

- счет-фактура № 40 от 10 ноября 2020 года на общую сумму 10 626 руб. (с учетом НДС);

- счет-фактура № 1742 от 20 мая 2020 года на общую сумму 2 058,04 руб. (с учетом НДС).

Данные документы представлены регулируемой организацией в рамках тарифной кампании в электронном виде (в программе DOCS.FORM).

  • счет-фактура № 2046 от 12 декабря 2019 года на общую сумму 51 667,25 руб. (с учетом НДС);

  • счет-фактура № 22928 от 06 ноября 2019 года на общую сумму 4 054,14 руб. (с учетом НДС);

  • счет-фактура № 106 от 22 ноября 2019 года на общую сумму 26 805,0 руб. (с учетом НДС);

  • счет-фактура № 14135 от 03 августа 2020 года на общую сумму 4 322,10 руб. (с учетом НДС);

  • счет-фактура № 12733 от 20 июля 2020 года на общую сумму 15 474,83 руб. (с учетом НДС);

  • счет-фактура № 725 от 30 января 2020 года на общую сумму 57 492,11 руб. (с учетом НДС);

  • счет-фактура № 243 от 21 февраля 2020 года на общую сумму 51 667,25 руб. (с учетом НДС).

Органом регулирования проведен анализ представленных документов. Согласно представленным счетам-фактурам за ноябрь-декабрь 2019 года, фактические затраты по оспариваемой статье затрат составили 30 859,14 руб. (с учетом НДС), расходы с января по июль 2020 года – 141 640,33 руб. Иные документы, отражающие экономическое обоснование затрат на сумму в размере
255 тыс. руб., ООО «РЭМ-Сервис» не были представлены.

Необходимо отметить, что ни в адрес органа регулирования, ни в адрес ФАС России обществом не представлен расчет расходов, выполненный исходя из плановых значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг). Кроме того, из направленных в качестве обосновывающих материалов документов не представляется возможным определить экономически обоснованный объем расходов сырья и материалов, относящихся именно к рассматриваемому виду регулируемой деятельности, поскольку отсутствуют доказательства ведения обществом раздельного учета затрат по видам деятельности.

Так, в отношении ООО «РЭМ-сервис» органом регулирования установлены следующие тарифы в сфере теплоснабжения:

- постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 16.12.2020 № 281-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «РЭМ-сервис» (Пермский городской округ)» (оспариваемый организацией тариф, котельная по адресу: Пермский городской округ, ул. Верхне-Муллинская, 74б);

- постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 04.12.2019 № 193-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «РЭМ-сервис» (Пермский муниципальный район)» (в редакции постановления Министерства от 02.12.2020) (услугу оказывают в Пермском муниципальном районе, Бершетского сельского поселения) – не оспаривается.

Кроме того, необходимо отметить, что согласно части 2.3 статьи 8 Федерального закона № 190-ФЗ, ООО «РЭМ-сервис» оказывает услуги в сфере теплоснабжения по нерегулируемым ценам.

Руководствуясь пунктами 28-31, 40 и 44 Основ ценообразования № 1075, с учетом вышеизложенных обстоятельств, отсутствия в материалах тарифного дела и в ФАС России подробной расшифровки заявленной суммы средств и обосновывающих материалов, доводы ООО «РЭМ-сервис» об экономической обоснованности расходов в размере 255,0 тыс. руб. не подлежат удовлетворению.

5. Статья разногласий затрат «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды»

ООО «РЭМ-сервис» расходы на фонд оплаты труда и отчисления на социальные нужды заявлены в размере 468,72 тыс. руб., Министерством данные расходы учтены в размере 0,0 тыс. руб.

Пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 определено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно подпункту «в» пункта 58 Основ ценообразования № 1075, в состав операционных расходов включаются расходы на оплату труда.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 62 Основ ценообразования № 1075 в состав неподконтрольных расходов включаются отчисления на социальные нужды.

Из материалов тарифного дела следует, что для обоснования расходов по данной статье затрат ООО «РЭМ-сервис» представлен в адрес органа регулирования только приказ (распоряжение) от 02.09.2019 № 2 о приеме на работу начальника котельной – Коротаева Дмитрия Юрьевича. В ФАС России на досудебное урегулирование тарифных споров и разногласий ООО «РЭМ-сервис» представлены расходные ордера на выплату зарплаты за 2 месяца (октябрь и ноябрь 2019 года, средняя заработная плата – 30 000, руб.) по начальнику котельной.

ООО «РЭМ-Сервис» расходы на оплату услуг производственного характера (подряд) по договорам обслуживания заявлены в размере 4 182,9 тыс. руб., органом регулирования учтены не в полном объёме, в размере 2 292,8 тыс. руб. Заявленная ООО «РЭМ-сервис» сумма затрат не была учтена исходя из несоответствия указанных в договоре сумм подпункту «б» статьи 28 Основ ценообразования № 1075, а именно, поскольку цены, применяемые в вышеуказанных договорах, установлены в отсутствие проведения торгов.

Вместе с тем, по мнению органа регулирования, вышеизложенные материалы не являются подтверждением фактических расходов по данной статье затрат. Письмом Министерства от 10.12.2020 № 46-05-11-исх-398 был направлен запрос в адрес ООО «РЭМ-сервис» о предоставлении подтверждающих документов, где органом регулирования запрашивались, в том числе оборотно-сальдовые ведомости: счет 20 «Основное производство», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Как указывает орган регулирования в отзыве на досудебное урегулирование спора (разногласий), в ответ на запрос Министерства от 10.12.2020
№ 46-05-44-исх-398 ООО «РЭМ-сервис» письмом от 14.12.2020 № 114 направлены «некоторые» копии запрашиваемых документов и материалов, однако, подтверждающие документы о фактической численности и материалы, подтверждающие начисление оплаты труда персоналу, работающему на котельных, копии бухгалтерской и статистической отчетности, раздельный план счетов по видам деятельности в орган регулирования представлено не было.

ООО «РЭМ-сервис» обслуживает котельную по договорам подряда:

1) договор эксплуатации и обслуживания тепловых сетей 2-го контура и центрального теплового пункта от 02.09.2019 № 02ВМ с ИП Еловиковой Ольгой Николаевной, сумма в год - 1 964 827,2 руб. (в месяц 245,6034 руб.);

2) договор эксплуатации и обслуживания блочно-модульной котельной и тепловых сетей 1-го контура от 02.2019 № 03ВМ с ИП Гуйван Екатериной Александровной, сумма в год -1 833 566,4 руб.;

3) договор эксплуатации и обслуживания сетей 2-го контура и центрального теплового пункта от 01.09.2020 № 02вм/20 с ИП Еловикова Ольга Николаевна, на сумму 2 120 430,6 руб.;

4) договор эксплуатации и обслуживания блочно-модульной газовой котельной и тепловых сетей 1-го контура от 01.09.2020 №03ВМ/20, на сумму 1 936 762,2 руб.;

5) договор технического обслуживания газового оборудования от 16.09.2019
№ 16/09-2019 с ООО «ГазСервис», на сумму 125,7 руб.;

6) договор от 26.05.2020 № 26 с ООО «ИнженерСервисКИПиА», на сумму 16,355 руб.

Согласно подпункту «з» пункта 44 Основ ценообразования № 1075, в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Органом регулирования, согласно приказу Госстроя России от 22.03.1999 № 65 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства» (далее – Рекомендации № 65), нормативная численность на данный комплекс имущества пересчитана и учтена на 2021 год в количестве 4 ед.

Среднемесячная заработная плата определялась Министерством исходя из МРОТ в размере 12 130 руб., районного коэффициента в размере 15 %, ставки рабочего по разряду 3 - 2,05, премии в размере 10 %, таким образом среднемесячная заработная плата учтена в размере 31 456,12 руб./месяц. Фонд оплаты труда с отчислениями на социальные нужды составил 1 965,9 тыс. руб.

В качестве аргумента ресурсоснабжающая организация в заявлении о досудебном урегулировании тарифного спора указывает, что при данной схеме управления котельной – через привлечение обслуживающих организаций, со стороны теплоснабжающей организации должен осуществляться оперативный контроль за ходом производства, именно для указанных целей в штат в 2019 году был принят Коротаев Д.Ю. – начальник котельной Верхние Муллы. Поскольку органом регулирования указанный сотрудник не учтён при формировании тарифов на 2019-2020 гг., начальник котельной был исключен из штата ООО «РЭМ-сервис» в 2020 году и переведён по договору подряда.

ФАС России обращает особое внимание, что Рекомендации № 65 учитывают нормативы численности работников основного производственного персонала. Указанные Рекомендации № 65 не предусматривают определение и учет нормативной численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий (в том числе персонала, включающего координацию работы подразделений предприятия по предупреждению и устранению нарушений хода производственного процесса, в том числе начальника котельной).

Приказом Госстроя России от 12.10.1999 № 74 утверждены нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий (далее – Рекомендации № 74), которые предназначены для определения нормативной численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий, установления оптимальной структуры организаций, рациональной расстановки кадров; расчета нормативных затрат на оплату труда, которые являются одной из основных составляющих себестоимости и экономически обоснованных тарифов на услуги по снабжению тепловой энергией и горячей водой.

Пунктом 1.1. Рекомендаций № 74 предусмотрено, что Рекомендации № 74 предназначены для организаций, осуществляющих эксплуатацию коммунальных котельных и тепловых сетей.

Согласно пункту 1.7. Рекомендаций № 74, нормативами предусмотрена списочная численность руководителей, специалистов и служащих по функциям управления.

Так, согласно подпункту 2.2.1. пункта 2.2. Рекомендаций № 74, организация подготовки производства подразумевает организацию технической эксплуатации тепловых сетей и оборудования, оперативного контроля за ходом производства, за обеспечением производства технической документацией, оборудованием, инструментом, материалами, комплектующими изделиями и т.п. Расчет необходимой выработки тепла по источникам с учетом установленного оборудования, КПД подключенной нагрузки и потерь тепла в сетях. Расчет необходимого количества электроэнергии, воды, условного топлива.

Разработку и организацию работы по выполнению:

- противопожарных мероприятий;

- планов подготовки персонала;

- программ испытаний теплоэнергетического оборудования;

- мероприятий по предупреждению аварий и отказов в работе оборудования;

- мероприятий по повышению надежности теплоэнергетического оборудования;

- предписаний надзорных органов;

- режима работы теплоэнергетического оборудования;

- паспортизации оборудования;

- выдачи технических условий на присоединение потребителей к тепловым сетям и согласование проектов;

- подготовка документов на лицензирование.

Указанным пунктам также предусмотрена координация работы подразделений предприятия по предупреждению и устранению нарушений хода производственного процесса. Проведение работы по выявлению и освоению технических новшеств, научных открытий и изобретений, передового опыта, способствующих улучшению технологии и организации производства. Осуществление методического руководства работой производственно-диспетчерских подразделений. Обеспечение эффективного использования оборудования. Ежемесячный анализ фактической выработки тепла, отпуска тепла, потерь в сетях, расхода электроэнергии, воды, топлива. Разработка инструкций, технологических карт и схем по обслуживанию оборудования котельных и тепловых сетей. Разработка мероприятий по развитию и реконструкции технических средств, составление технических заданий на проектирование новых и реконструкцию действующих сетей и оборудования. Разработка планов текущего и капитального ремонта аппаратуры, оборудования и сооружений, организация работы по их выполнению.

Подпунктом 2.2.1. пункта 2.2. Рекомендаций № 74 предусмотрен примерный перечень должностей: начальник отдела, инженер, техник.

В Таблице 3 Рекомендаций № 74 определена нормативная численность в размере 1 ед. при суммарной тепловой мощности установленного оборудования до 15 Гкал/час.

ФАС России отмечает, что разногласия по применению средней заработной платы в расчёте фонда оплаты труда органа регулирования отсутствуют.

Поскольку органом регулирования в составе НВВ на 2021 год не учтён ни один сотрудник ООО «РЭМ-сервис», не представлен расчёт нормативной численности, выполненный согласно Рекомендациям № 65, учитывая, что Рекомендациями № 74 предусмотрена координация работы подразделений предприятия по предупреждению и устранению нарушений хода производственного процесса, а также тот факт, что в 2019 году заявленный сотрудник был принят в штат ООО «РЭМ-сервис», с 2021 по 2023 гг. тарифы для регулируемой организации установлены на долгосрочный период регулирования с применением метода индексации, органу регулирования необходимо дополнительно запросить у ООО «РЭМ-сервис» и проанализировать материалы, обосновывающие потребность в привлечении в штат начальника котельной с подробной расшифровкой о функционале данной единицы, о фактических выплатах на оплату труда, произведённых ООО «РЭМ-сервис» по факту 2019 года, подтверждая соответствующими обосновывающими материалами, в том числе расчётом нормативной численности, выполненным согласно Рекомендациям № 74, по итогам которого учесть расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды на экономически обоснованном уровне, при необходимости пересмотрев долгосрочный параметр базовый уровень операционных расходов согласно требованиям Основ ценообразования № 1075, Методических указаний № 760-э на уровне, не превышающем заявленный в адрес ФАС России, отразив соответствующий расчёт в экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования № 1075.

6. Статья затрат «Амортизация».

ООО «РЭМ-сервис» расходы заявлены в размере 2 565,6 тыс. руб. Министерством расходы на амортизацию определены в размере
1 913,4 тыс. руб. Сумма разногласий составляет 652,2 тыс. руб.

Согласно пункту 43 Основ ценообразования № 1075, сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 определено, что величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 29 Методических указаний № 760-э. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 259 Налогового кодекса Российской Федерации начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введён в эксплуатацию.

Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» утверждены приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее – ПБУ 6/01).

Согласно пункту 4 ПБУ 6/01, актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Пунктом 5 ПБУ 6/01 установлено, что активы, в отношении которых выполняются вышеуказанные условия, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

Министерством произведен расчет амортизационных отчислений основных средств исходя из первоначальной стоимости основных средств, принятой в соответствии с предоставленными ООО «РЭМ-сервис» инвентарными карточками и срока полезного использования основных средств.

ФАС России проанализирован расчёт, представленный регулируемой организацией и органом регулирования, в результате выявлено, что разногласия между Министерством и ресурсоснабжающей организацией возникли по причине неучета двух объектов: тепловая сеть магистральная от котельной до здания ЦТП (сумма амортизационных отчислений в год составляет 90 043,6 руб.), тепловая сеть от здания ЦТП до Верхемуллинская, 80 (сумма амортизационных отчислений в год составляет 236 070,1 руб.) (общая сумма разногласий по двум объектам составляет 326,113 тыс. руб.)

Поскольку сумма средств по вышеперечисленным двум объектам в адрес органа регулирования заявлена не была, (соответствующие подтверждения отсутствуют в материалах дела, представленных в рамках досудебного спора), органом регулирования расчёт произведён на основании заявленной суммы. ООО «РЭМ-сервис» только в адрес ФАС России на досудебное урегулирование тарифного спора представлены первичные документы (инвентарные карточки учета объекта основных средств от 01.10.2019 №№ 12, 13 по двум объектам: магистральная тепловая сеть подземной прокладки, теплотрасса до здания по ул. Верхне-Муллинская, 80, на общую сумму амортизационных отчислений в размере 326,113 тыс. руб.). Кроме того, в адрес ФАС России не представлены ведомости амортизационных отчислений, не представлен расчёт амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов согласно Приложению 4.10 к Методическим указаниям № 760-э.

Учитывая вышеизложенное, ФАС России не усматривает нарушений требований законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) со стороны Министерства в указанной части, в связи с чем ООО «РЭМ-сервис» отказано в удовлетворении требований по статье «Амортизация».

7. «Расчётная предпринимательская прибыль».

ООО «РЭМ-сервис» заявлены расходы в размере 472,0 тыс. руб., Министерством приняты расходы в размере 281,3 тыс. руб.

Согласно пунктам 48(1), 74(1) Основ ценообразования № 1075, расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов объема включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах 2 - 8 пункта 33 Основ ценообразования № 1075, за исключением расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя).

Разногласия по величине размера предпринимательской прибыли связаны с разногласиями по заявленным ООО «РЭМ-сервис» статьям расходов. Поскольку расчётная предпринимательская прибыль является производной статьей затрат, исходя из доводов, изложенных в настоящем решении, органу регулирования необходимо пересмотреть расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль», в случае признания обоснованными расходов в соответствии с пунктом 5 мотивировочной части настоящего решения, и учесть на экономически обоснованном уровне согласно пункту 74(1) Основ ценообразования № 1075 на уровне, не превышающем заявленный в ФАС России на досудебное урегулирование спора.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между ООО «РЭМ-сервис» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края, Комиссия:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края нарушившим пункты 42, 62, 74(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Частично удовлетворить требования ООО «РЭМ-сервис», указанные в заявлении о рассмотрении спора (разногласий) с Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края (рег. от 24.03.2021 № 47018/21).

3. Органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.10.2021 (включительно) провести дополнительный анализ экономической обоснованности включения расходов и показателей при определении необходимой валовой выручки для ООО «РЭМ-сервис» на 2021 год с учетом мотивировочной части настоящего решения и соответствующий анализ отразить в экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, указав на основании каких документов принималось решение, по следующим статьям:

- «Расходы на оплату труда»;

- «Отчисления на социальные нужды»;

- «Расчетная предпринимательская прибыль».

4. Органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.10.2021 (включительно) пересмотреть базовый уровень операционных расходов, необходимую валовую выручку и тарифы на тепловую энергию для ООО «РЭМ-сервис» на 2021 год с учетом положений Основ ценообразования № 1075, Методических указаний № 760-э на основании пункта 3 резолютивной части настоящего решения с учетом непревышения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленного на 2021 год.

В случае необходимости экономически средства, указанные в пункте 3 настоящего решения и неучтенные в составе необходимой валовой выручки и тарифах на тепловую энергию для ООО «РЭМ-сервис» на 2021 год, учесть при установлении соответствующих тарифов для ООО «РЭМ-сервис» на 2022 год.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, предписанного настоящим решением, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на тепловую энергию для ООО «РЭМ-сервис», в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении ООО «РЭМ-сервис» (рег. от 24.03.2021 № 47018/21).

Связанные организации

Пермское УФАС России
ИНН 5902290360, ОГРН 1025900536749
ООО "РЭМ-сервис"
ИНН 5905283241, ОГРН 1115905000705
Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края
ИНН 5902184588, ОГРН 1025900537574