Решение №31/64968/21 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 4 августа 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена «29» июля 2021 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:<...>,
рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения между ООО «РЭМ-сервис» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края (рег. от 24.03.2021 № 47018/21) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи представителя по доверенности ООО «РЭМ-сервис»
<...>, министра тарифного регулирования и энергетики Пермского края <...>, статс-секретаря – заместителя министра, начальника управления правового обеспечения Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края <...>, заместителя министра, начальника управления топливно-энергетического комплекса Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края <...>, начальника отдела регулирования коммунальной сферы управления топливно-энергетического комплекса Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края <...>, консультанта отдела регулирования коммунальной сферы управления топливно-энергетического комплекса Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края <...>,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 24.03.2021 № 47018/21) о рассмотрении досудебного спора (разногласиях) между ООО «РЭМ-сервис» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее также - орган регулирования, Министерство), связанного с установлением тарифа на тепловую энергию на 2021 год.
Спор возник по постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 16.12.2020 № 281-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «РЭМ-сервис» (Пермский городской округ)», которым в отношении Заявителя установлены тарифы в сфере теплоснабжения для потребителей ООО «РЭМ-сервис» на 2021 год.
Тарифное регулирование в отношении ООО «РЭМ-сервис» осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – НВВ) долгосрочного периода регулирования 2021-2023 гг.
Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым решением, составляет 11 206,17 тыс. руб.
ООО «РЭМ-сервис» заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2021 год расходов по следующим статьям разногласий:
№ |
Наименование статьи |
Ед. изм. |
Утверждено Органом регулирования на 2021 год |
Заявлено в ФАС России |
Величина разногласий по статье |
1 |
Расходы на приобретение сырья и материалов |
тыс. руб. |
0,00 |
255,00 |
255,00 |
2 |
Расходы на оплату труда |
тыс. руб. |
0,00 |
360,00 |
360,00 |
3 |
Отчисления на социальные нужды |
тыс. руб. |
0,00 |
108,70 |
108,70 |
4 |
Амортизация основных средств и нематериальных активов |
тыс. руб. |
1 913,40 |
2 565,60 |
652,20 |
5 |
Расчетная предпринимательская прибыль |
тыс. руб. |
281,30 |
350,10 |
68,80 |
|
Итого по статьям |
тыс. руб. |
2 194,70 |
3 639,40 |
1 444,70 |
Объем разногласий по вышеперечисленным статьям затрат составляет 1 444,7 тыс. руб.
Также в заявлении о досудебном урегулировании спора ресурсоснабжающая организация на 2021 год оспаривает натуральные показатели, а именно отпуск тепловой энергии, потери в сетях, полезный отпуск тепловой энергии в следующих объёмах:
№ |
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Утверждено Министерством на 2021 год |
Заявлено в ФАС России |
Величина разногласий по статье |
1 |
Отпущено тепловой энергии |
тыс. Гкал |
6,517 |
4,948 |
1,569 |
2 |
Потери в сетях |
тыс. Гкал |
0,000 |
0,870 |
0,870 |
3 |
Уровень потерь к объёму отпущенной тэ |
% |
0,00 |
17,60 |
17,60 |
4 |
Полезный отпуск тепловой энергии |
тыс. Гкал |
6,517 |
4,087 |
-2,430 |
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).
1. Показатель разногласий «Полезный отпуск тепловой энергии».
ООО «РЭМ-сервис» заявляет требование о признании экономически обоснованным полезного отпуска тепловой энергии в размере 4,087 тыс. Гкал со снижением на 2,43 тыс. Гкал. от установленного органом регулирования объёма полезного отпуска в размере 6,517 тыс. Гкал.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования № 1075, тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.
Министерством установлена величина полезного отпуска тепловой энергии на уровне 6,517 тыс. Гкал. исходя из следующего.
В материалах тарифного дела в рамках тарифной кампании 2021 года обществом представлены реестр договоров с потребителями и реестр актов за отопительный период 2019 -2020 гг.
Поскольку отчетным периодом в отношении ООО «РЭМ-сервис» при установлении долгосрочных тарифов на 2021-2023 годы являлся 2019 год, а согласно представленному реестру актов регулируемой организацией были отражены данные лишь за декабрь 2019 года, органу регулирования не предоставлялось возможным проанализировать объем фактического полезного отпуска тепловой энергии в годовом исчислении. В силу отсутствия годовых значений об объемах тепловой энергии за отчетный период (2019 год), основания для учета заявленных объемов на 2021 год в размере 4,087 тыс. Гкал у органа регулирования отсутствовали.
Необходимо отметить, что в Схеме теплоснабжения города Перми, размещённой в открытом доступе на официальном сайте администрации города Перми (www.gorodperm.ru), утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 22 ноября 2019 года № 1246 (действовавшей на момент установления тарифов для ООО «РЭМ-сервис»), объем полезного отпуска блочно-модульной котельной, расположенной по адресу ул. Верхне-Муллинская, д. 74Б, эксплуатируемой ООО «РЭМ-сервис», не указан.
При этом, в Схеме теплоснабжения города Перми, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от от 29 декабря 2020 года № 1202 (утвержденной после установления тарифов для ООО «РЭМ-сервис»), объем полезного отпуска блочно-модульной котельной, расположенной по адресу ул. Верхне-Муллинская, д. 74Б, эксплуатируемой ООО «РЭМ-сервис», указан в размере 6,5093 тыс. Гкал
На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Полезный отпуск тепловой энергии» удовлетворению не подлежат.
2. Показатель разногласий «Потери в сетях»
ООО «РЭМ-сервис» заявляет требование о признании экономически обоснованным объёма потерь в сетях в размере 0,87 тыс. Гкал. Органом регулирования объёмы потерь в сетях не учтены.
Согласно части 3 статьи 9 Федеральный закон № 190-ФЗ, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 8 Методических указаний № 760-э при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой, используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях с учётом особенностей, предусмотренных пунктом 118 Методических указаний № 760-э.
В соответствии с пунктом 118 Методических указаний № 760-э в случае если по данным, представленным регулируемой организацией, более 75 процентов фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период (расчетный период регулирования), то в необходимую валовую выручку такой регулируемой организации на последующие годы (расчетные периоды регулирования) включаются расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным предыдущего отчетного периода (расчетного периода регулирования), с применением к нему определяемых органом регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации.
ООО «РЭМ-сервис» просит учесть потери на уровне базового периода – 2019 года. Как указывает ресурсоснабжающая организация в заявлении о досудебном урегулировании спора, 870 Гкал являются нормативными потерями для данной тепловой сети. Норматив потерь в размере 870 Гкал был утвержден Минэнерго РФ приказом от 22 февраля 2017 г. № 136 для предыдущей теплоснабжающей организации (ООО «Обслуживание коммунальных систем») по данным тепловым сетям. Данный приказ был приложен в материалах тарифного дела при утверждении тарифа на 2020 год, и объем потерь по данному приказу был учтен Министерством при расчете тарифа на 2020 год для ООО «РЭМ-сервис» в условиях наличия на момент установления тарифов на 2019-2020 гг. договора аренды объектов жилищно-коммунального назначения от 31.10.2019 № 6 между ООО «РЭМ-сервис» и Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района.
В отзыве, представленном органом регулирования в адрес ФАС России в ответ на заявление о досудебном урегулировании спора (разногласий) письмом исх. от 09.04.2021 № 46-01-16-исх-48, Министерство указывает на то, что по состоянию на 2020 год имущественный комплекс, эксплуатируемый ООО «РЭМ-сервис», не содержал в составе тепловые сети, расположенные по адресам: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, начало - здание ЦТП, конец – здание по ул. 1-я Красивинская, д. 84а, 88: по ш. Космонавтов, д. 353, 355, 359, по ул. Верхнемуллинская, д. 71, 72а, 73, 73а, 74, 74а, 75, по ул. 2-я Красавинская, д. 79, 81, 84, 85, 86а. Как указывает орган регулирования, до настоящего момента данные сети принадлежат Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района и по данным, имеющимся в распоряжении Министерства, по состоянию на текущий момент указанные сети не переданы в эксплуатацию. Правоустанавливающие документы, подтверждающие права владения, пользования, распоряжения ООО «РЭМ-сервис» указанными выше сетями, в орган регулирования не были представлены.
В обоснование доводов о величине технологических потерь тепловой энергии ООО «РЭМ-Сервис» приведены данные о величине технологических потерь, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 28 февраля 2017 г. № 36 в объеме 869,5 Гкал в отношении иной организации – ООО «Обслуживание коммунальных систем» на 2017 год.
В связи с тем, что принадлежность тепловых сетей ООО «РЭМ-сервис» не доказана, величина потерь тепловой энергии при расчете тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «РЭМ-сервис» потребителям, Министерством не учтена.
Ресурсоснабжающая организация обращает особое внимание на то, что передача тепловой энергии без технологических потерь тепловой энергии невозможна и данный факт не зависит от наличия правовых оснований пользования тепловой сетью.
ФАС России отмечает, что приказ Минэнерго РФ № 136 принят 28 февраля 2017 г., и данным приказом потери в тепловых сетях приняты на уровне 869,5 Гкал. Договор аренды объектов жилищно-коммунального назначения от 31.10.2019 № 6 между ООО «РЭМ-сервис» и Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района действовал с 31 октября 2019 по 28 ноября 2019 года (не пролонгировался, в материалах тарифного 2021 года дела иные договоры аренды инженерных сетей отсутствуют).
Поскольку, согласно требованиям Федерального закона № 190-ФЗ, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь именно при передаче тепловой энергии, так как имущественный комплекс, эксплуатируемый ООО «РЭМ-сервис», не содержал в составе тепловые сети, и до настоящего момента указанные сети находятся в распоряжении Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, ФАС России не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных ООО «РЭМ-сервис» требований по натуральному показателю «Потери тепла».
3. Показатель разногласий «Отпуск тепловой энергии»
В связи с отказом в удовлетворении требований по статьям «Полезный отпуск тепловой энергии» и «Потери в сетях», требования по статье «Отпуск тепловой энергии» также не подлежат удовлетворению.
4. Статья разногласий «Расходы на приобретение сырья и материалов».
ООО «РЭМ-сервис» расходы на сырье и материалы заявлены в размере
255,0 тыс. руб., Министерством данные расходы не учтены.
Согласно пункту 40 Основ ценообразования № 1075, расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.
Последовательный порядок применения информации о ценах определен пунктами 28 - 31 Основ ценообразования № 1075.
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
цены на природный газ;
предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;
динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
Пунктом 30 Основ ценообразования № 1075 определено, что при отсутствии данных, указанных в пункте 29 Основ ценообразования № 1075, обоснованность фактических значений расходов (цен) определяется с использованием официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке. Применяемая цена определяется как расчетная цена, сложившаяся за предшествующие 3 года с учетом прогнозных индексов изменения цены по соответствующей отрасли.
В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
В силу положений пунктов 15 и 16 Правил регулирования № 1075, регулируемая организация представляет в тарифный орган необходимые документы и материалы, обосновывающие предложенный размер тарифа.
В тарифном деле регулируемой организацией представлены следующие подтверждающие документы:
- счет-фактура № 40 от 10 ноября 2020 года на общую сумму 10 626 руб. (с учетом НДС);
- счет-фактура № 1742 от 20 мая 2020 года на общую сумму 2 058,04 руб. (с учетом НДС).
Данные документы представлены регулируемой организацией в рамках тарифной кампании в электронном виде (в программе DOCS.FORM).
-
счет-фактура № 2046 от 12 декабря 2019 года на общую сумму 51 667,25 руб. (с учетом НДС);
-
счет-фактура № 22928 от 06 ноября 2019 года на общую сумму 4 054,14 руб. (с учетом НДС);
-
счет-фактура № 106 от 22 ноября 2019 года на общую сумму 26 805,0 руб. (с учетом НДС);
-
счет-фактура № 14135 от 03 августа 2020 года на общую сумму 4 322,10 руб. (с учетом НДС);
-
счет-фактура № 12733 от 20 июля 2020 года на общую сумму 15 474,83 руб. (с учетом НДС);
-
счет-фактура № 725 от 30 января 2020 года на общую сумму 57 492,11 руб. (с учетом НДС);
-
счет-фактура № 243 от 21 февраля 2020 года на общую сумму 51 667,25 руб. (с учетом НДС).
Органом регулирования проведен анализ представленных документов. Согласно представленным счетам-фактурам за ноябрь-декабрь 2019 года, фактические затраты по оспариваемой статье затрат составили 30 859,14 руб. (с учетом НДС), расходы с января по июль 2020 года – 141 640,33 руб. Иные документы, отражающие экономическое обоснование затрат на сумму в размере
255 тыс. руб., ООО «РЭМ-Сервис» не были представлены.
Необходимо отметить, что ни в адрес органа регулирования, ни в адрес ФАС России обществом не представлен расчет расходов, выполненный исходя из плановых значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг). Кроме того, из направленных в качестве обосновывающих материалов документов не представляется возможным определить экономически обоснованный объем расходов сырья и материалов, относящихся именно к рассматриваемому виду регулируемой деятельности, поскольку отсутствуют доказательства ведения обществом раздельного учета затрат по видам деятельности.
Так, в отношении ООО «РЭМ-сервис» органом регулирования установлены следующие тарифы в сфере теплоснабжения:
- постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 16.12.2020 № 281-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «РЭМ-сервис» (Пермский городской округ)» (оспариваемый организацией тариф, котельная по адресу: Пермский городской округ, ул. Верхне-Муллинская, 74б);
- постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 04.12.2019 № 193-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «РЭМ-сервис» (Пермский муниципальный район)» (в редакции постановления Министерства от 02.12.2020) (услугу оказывают в Пермском муниципальном районе, Бершетского сельского поселения) – не оспаривается.
Кроме того, необходимо отметить, что согласно части 2.3 статьи 8 Федерального закона № 190-ФЗ, ООО «РЭМ-сервис» оказывает услуги в сфере теплоснабжения по нерегулируемым ценам.
Руководствуясь пунктами 28-31, 40 и 44 Основ ценообразования № 1075, с учетом вышеизложенных обстоятельств, отсутствия в материалах тарифного дела и в ФАС России подробной расшифровки заявленной суммы средств и обосновывающих материалов, доводы ООО «РЭМ-сервис» об экономической обоснованности расходов в размере 255,0 тыс. руб. не подлежат удовлетворению.
5. Статья разногласий затрат «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды»
ООО «РЭМ-сервис» расходы на фонд оплаты труда и отчисления на социальные нужды заявлены в размере 468,72 тыс. руб., Министерством данные расходы учтены в размере 0,0 тыс. руб.
Пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 определено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Согласно подпункту «в» пункта 58 Основ ценообразования № 1075, в состав операционных расходов включаются расходы на оплату труда.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 62 Основ ценообразования № 1075 в состав неподконтрольных расходов включаются отчисления на социальные нужды.
Из материалов тарифного дела следует, что для обоснования расходов по данной статье затрат ООО «РЭМ-сервис» представлен в адрес органа регулирования только приказ (распоряжение) от 02.09.2019 № 2 о приеме на работу начальника котельной – Коротаева Дмитрия Юрьевича. В ФАС России на досудебное урегулирование тарифных споров и разногласий ООО «РЭМ-сервис» представлены расходные ордера на выплату зарплаты за 2 месяца (октябрь и ноябрь 2019 года, средняя заработная плата – 30 000, руб.) по начальнику котельной.
ООО «РЭМ-Сервис» расходы на оплату услуг производственного характера (подряд) по договорам обслуживания заявлены в размере 4 182,9 тыс. руб., органом регулирования учтены не в полном объёме, в размере 2 292,8 тыс. руб. Заявленная ООО «РЭМ-сервис» сумма затрат не была учтена исходя из несоответствия указанных в договоре сумм подпункту «б» статьи 28 Основ ценообразования № 1075, а именно, поскольку цены, применяемые в вышеуказанных договорах, установлены в отсутствие проведения торгов.
Вместе с тем, по мнению органа регулирования, вышеизложенные материалы не являются подтверждением фактических расходов по данной статье затрат. Письмом Министерства от 10.12.2020 № 46-05-11-исх-398 был направлен запрос в адрес ООО «РЭМ-сервис» о предоставлении подтверждающих документов, где органом регулирования запрашивались, в том числе оборотно-сальдовые ведомости: счет 20 «Основное производство», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Как указывает орган регулирования в отзыве на досудебное урегулирование спора (разногласий), в ответ на запрос Министерства от 10.12.2020
№ 46-05-44-исх-398 ООО «РЭМ-сервис» письмом от 14.12.2020 № 114 направлены «некоторые» копии запрашиваемых документов и материалов, однако, подтверждающие документы о фактической численности и материалы, подтверждающие начисление оплаты труда персоналу, работающему на котельных, копии бухгалтерской и статистической отчетности, раздельный план счетов по видам деятельности в орган регулирования представлено не было.
ООО «РЭМ-сервис» обслуживает котельную по договорам подряда:
1) договор эксплуатации и обслуживания тепловых сетей 2-го контура и центрального теплового пункта от 02.09.2019 № 02ВМ с ИП Еловиковой Ольгой Николаевной, сумма в год - 1 964 827,2 руб. (в месяц 245,6034 руб.);
2) договор эксплуатации и обслуживания блочно-модульной котельной и тепловых сетей 1-го контура от 02.2019 № 03ВМ с ИП Гуйван Екатериной Александровной, сумма в год -1 833 566,4 руб.;
3) договор эксплуатации и обслуживания сетей 2-го контура и центрального теплового пункта от 01.09.2020 № 02вм/20 с ИП Еловикова Ольга Николаевна, на сумму 2 120 430,6 руб.;
4) договор эксплуатации и обслуживания блочно-модульной газовой котельной и тепловых сетей 1-го контура от 01.09.2020 №03ВМ/20, на сумму 1 936 762,2 руб.;
5) договор технического обслуживания газового оборудования от 16.09.2019
№ 16/09-2019 с ООО «ГазСервис», на сумму 125,7 руб.;
6) договор от 26.05.2020 № 26 с ООО «ИнженерСервисКИПиА», на сумму 16,355 руб.
Согласно подпункту «з» пункта 44 Основ ценообразования № 1075, в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.
Органом регулирования, согласно приказу Госстроя России от 22.03.1999 № 65 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства» (далее – Рекомендации № 65), нормативная численность на данный комплекс имущества пересчитана и учтена на 2021 год в количестве 4 ед.
Среднемесячная заработная плата определялась Министерством исходя из МРОТ в размере 12 130 руб., районного коэффициента в размере 15 %, ставки рабочего по разряду 3 - 2,05, премии в размере 10 %, таким образом среднемесячная заработная плата учтена в размере 31 456,12 руб./месяц. Фонд оплаты труда с отчислениями на социальные нужды составил 1 965,9 тыс. руб.
В качестве аргумента ресурсоснабжающая организация в заявлении о досудебном урегулировании тарифного спора указывает, что при данной схеме управления котельной – через привлечение обслуживающих организаций, со стороны теплоснабжающей организации должен осуществляться оперативный контроль за ходом производства, именно для указанных целей в штат в 2019 году был принят Коротаев Д.Ю. – начальник котельной Верхние Муллы. Поскольку органом регулирования указанный сотрудник не учтён при формировании тарифов на 2019-2020 гг., начальник котельной был исключен из штата ООО «РЭМ-сервис» в 2020 году и переведён по договору подряда.
ФАС России обращает особое внимание, что Рекомендации № 65 учитывают нормативы численности работников основного производственного персонала. Указанные Рекомендации № 65 не предусматривают определение и учет нормативной численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий (в том числе персонала, включающего координацию работы подразделений предприятия по предупреждению и устранению нарушений хода производственного процесса, в том числе начальника котельной).
Приказом Госстроя России от 12.10.1999 № 74 утверждены нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий (далее – Рекомендации № 74), которые предназначены для определения нормативной численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий, установления оптимальной структуры организаций, рациональной расстановки кадров; расчета нормативных затрат на оплату труда, которые являются одной из основных составляющих себестоимости и экономически обоснованных тарифов на услуги по снабжению тепловой энергией и горячей водой.
Пунктом 1.1. Рекомендаций № 74 предусмотрено, что Рекомендации № 74 предназначены для организаций, осуществляющих эксплуатацию коммунальных котельных и тепловых сетей.
Согласно пункту 1.7. Рекомендаций № 74, нормативами предусмотрена списочная численность руководителей, специалистов и служащих по функциям управления.
Так, согласно подпункту 2.2.1. пункта 2.2. Рекомендаций № 74, организация подготовки производства подразумевает организацию технической эксплуатации тепловых сетей и оборудования, оперативного контроля за ходом производства, за обеспечением производства технической документацией, оборудованием, инструментом, материалами, комплектующими изделиями и т.п. Расчет необходимой выработки тепла по источникам с учетом установленного оборудования, КПД подключенной нагрузки и потерь тепла в сетях. Расчет необходимого количества электроэнергии, воды, условного топлива.
Разработку и организацию работы по выполнению:
- противопожарных мероприятий;
- планов подготовки персонала;
- программ испытаний теплоэнергетического оборудования;
- мероприятий по предупреждению аварий и отказов в работе оборудования;
- мероприятий по повышению надежности теплоэнергетического оборудования;
- предписаний надзорных органов;
- режима работы теплоэнергетического оборудования;
- паспортизации оборудования;
- выдачи технических условий на присоединение потребителей к тепловым сетям и согласование проектов;
- подготовка документов на лицензирование.
Указанным пунктам также предусмотрена координация работы подразделений предприятия по предупреждению и устранению нарушений хода производственного процесса. Проведение работы по выявлению и освоению технических новшеств, научных открытий и изобретений, передового опыта, способствующих улучшению технологии и организации производства. Осуществление методического руководства работой производственно-диспетчерских подразделений. Обеспечение эффективного использования оборудования. Ежемесячный анализ фактической выработки тепла, отпуска тепла, потерь в сетях, расхода электроэнергии, воды, топлива. Разработка инструкций, технологических карт и схем по обслуживанию оборудования котельных и тепловых сетей. Разработка мероприятий по развитию и реконструкции технических средств, составление технических заданий на проектирование новых и реконструкцию действующих сетей и оборудования. Разработка планов текущего и капитального ремонта аппаратуры, оборудования и сооружений, организация работы по их выполнению.
Подпунктом 2.2.1. пункта 2.2. Рекомендаций № 74 предусмотрен примерный перечень должностей: начальник отдела, инженер, техник.
В Таблице 3 Рекомендаций № 74 определена нормативная численность в размере 1 ед. при суммарной тепловой мощности установленного оборудования до 15 Гкал/час.
ФАС России отмечает, что разногласия по применению средней заработной платы в расчёте фонда оплаты труда органа регулирования отсутствуют.
Поскольку органом регулирования в составе НВВ на 2021 год не учтён ни один сотрудник ООО «РЭМ-сервис», не представлен расчёт нормативной численности, выполненный согласно Рекомендациям № 65, учитывая, что Рекомендациями № 74 предусмотрена координация работы подразделений предприятия по предупреждению и устранению нарушений хода производственного процесса, а также тот факт, что в 2019 году заявленный сотрудник был принят в штат ООО «РЭМ-сервис», с 2021 по 2023 гг. тарифы для регулируемой организации установлены на долгосрочный период регулирования с применением метода индексации, органу регулирования необходимо дополнительно запросить у ООО «РЭМ-сервис» и проанализировать материалы, обосновывающие потребность в привлечении в штат начальника котельной с подробной расшифровкой о функционале данной единицы, о фактических выплатах на оплату труда, произведённых ООО «РЭМ-сервис» по факту 2019 года, подтверждая соответствующими обосновывающими материалами, в том числе расчётом нормативной численности, выполненным согласно Рекомендациям № 74, по итогам которого учесть расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды на экономически обоснованном уровне, при необходимости пересмотрев долгосрочный параметр базовый уровень операционных расходов согласно требованиям Основ ценообразования № 1075, Методических указаний № 760-э на уровне, не превышающем заявленный в адрес ФАС России, отразив соответствующий расчёт в экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования № 1075.
6. Статья затрат «Амортизация».
ООО «РЭМ-сервис» расходы заявлены в размере 2 565,6 тыс. руб. Министерством расходы на амортизацию определены в размере
1 913,4 тыс. руб. Сумма разногласий составляет 652,2 тыс. руб.
Согласно пункту 43 Основ ценообразования № 1075, сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 определено, что величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 29 Методических указаний № 760-э. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 259 Налогового кодекса Российской Федерации начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введён в эксплуатацию.
Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» утверждены приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее – ПБУ 6/01).
Согласно пункту 4 ПБУ 6/01, актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Пунктом 5 ПБУ 6/01 установлено, что активы, в отношении которых выполняются вышеуказанные условия, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
Министерством произведен расчет амортизационных отчислений основных средств исходя из первоначальной стоимости основных средств, принятой в соответствии с предоставленными ООО «РЭМ-сервис» инвентарными карточками и срока полезного использования основных средств.
ФАС России проанализирован расчёт, представленный регулируемой организацией и органом регулирования, в результате выявлено, что разногласия между Министерством и ресурсоснабжающей организацией возникли по причине неучета двух объектов: тепловая сеть магистральная от котельной до здания ЦТП (сумма амортизационных отчислений в год составляет 90 043,6 руб.), тепловая сеть от здания ЦТП до Верхемуллинская, 80 (сумма амортизационных отчислений в год составляет 236 070,1 руб.) (общая сумма разногласий по двум объектам составляет 326,113 тыс. руб.)
Поскольку сумма средств по вышеперечисленным двум объектам в адрес органа регулирования заявлена не была, (соответствующие подтверждения отсутствуют в материалах дела, представленных в рамках досудебного спора), органом регулирования расчёт произведён на основании заявленной суммы. ООО «РЭМ-сервис» только в адрес ФАС России на досудебное урегулирование тарифного спора представлены первичные документы (инвентарные карточки учета объекта основных средств от 01.10.2019 №№ 12, 13 по двум объектам: магистральная тепловая сеть подземной прокладки, теплотрасса до здания по ул. Верхне-Муллинская, 80, на общую сумму амортизационных отчислений в размере 326,113 тыс. руб.). Кроме того, в адрес ФАС России не представлены ведомости амортизационных отчислений, не представлен расчёт амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов согласно Приложению 4.10 к Методическим указаниям № 760-э.
Учитывая вышеизложенное, ФАС России не усматривает нарушений требований законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) со стороны Министерства в указанной части, в связи с чем ООО «РЭМ-сервис» отказано в удовлетворении требований по статье «Амортизация».
7. «Расчётная предпринимательская прибыль».
ООО «РЭМ-сервис» заявлены расходы в размере 472,0 тыс. руб., Министерством приняты расходы в размере 281,3 тыс. руб.
Согласно пунктам 48(1), 74(1) Основ ценообразования № 1075, расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов объема включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах 2 - 8 пункта 33 Основ ценообразования № 1075, за исключением расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя).
Разногласия по величине размера предпринимательской прибыли связаны с разногласиями по заявленным ООО «РЭМ-сервис» статьям расходов. Поскольку расчётная предпринимательская прибыль является производной статьей затрат, исходя из доводов, изложенных в настоящем решении, органу регулирования необходимо пересмотреть расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль», в случае признания обоснованными расходов в соответствии с пунктом 5 мотивировочной части настоящего решения, и учесть на экономически обоснованном уровне согласно пункту 74(1) Основ ценообразования № 1075 на уровне, не превышающем заявленный в ФАС России на досудебное урегулирование спора.
На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между ООО «РЭМ-сервис» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края, Комиссия:
РЕШИЛА:
1. Признать Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края нарушившим пункты 42, 62, 74(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.
2. Частично удовлетворить требования ООО «РЭМ-сервис», указанные в заявлении о рассмотрении спора (разногласий) с Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края (рег. от 24.03.2021 № 47018/21).
3. Органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.10.2021 (включительно) провести дополнительный анализ экономической обоснованности включения расходов и показателей при определении необходимой валовой выручки для ООО «РЭМ-сервис» на 2021 год с учетом мотивировочной части настоящего решения и соответствующий анализ отразить в экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, указав на основании каких документов принималось решение, по следующим статьям:
- «Расходы на оплату труда»;
- «Отчисления на социальные нужды»;
- «Расчетная предпринимательская прибыль».
4. Органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.10.2021 (включительно) пересмотреть базовый уровень операционных расходов, необходимую валовую выручку и тарифы на тепловую энергию для ООО «РЭМ-сервис» на 2021 год с учетом положений Основ ценообразования № 1075, Методических указаний № 760-э на основании пункта 3 резолютивной части настоящего решения с учетом непревышения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленного на 2021 год.
В случае необходимости экономически средства, указанные в пункте 3 настоящего решения и неучтенные в составе необходимой валовой выручки и тарифах на тепловую энергию для ООО «РЭМ-сервис» на 2021 год, учесть при установлении соответствующих тарифов для ООО «РЭМ-сервис» на 2022 год.
5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, предписанного настоящим решением, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписывается настоящим решением;
- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;
- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на тепловую энергию для ООО «РЭМ-сервис», в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.
6. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении ООО «РЭМ-сервис» (рег. от 24.03.2021 № 47018/21).