Предписание №СП/31688/20 Предписание в адрес РЭК Кемеровской области о необходимости ... от 14 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 18.06.2019 № 779/19, Акт проверки ФАС России от 23.08.2019 № 123), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «ЕвразЭнергоТранс» на 2017-2019 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В рамках исполнения своих полномочий Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (также далее — РЭК КО, Орган регулирования) были установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ООО «ЕвразЭнергоТранс» (также далее - Общество) на 2017, 2018 и 2019 годы.

При установлении тарифов на 2017, 2018 и 2019 годы использовался метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее — НВВ), при этом 2017, 2018 и 2019 годы являются третьим, четвертым и пятым годами долгосрочного периода регулирования 2015-2019 годов соответственно.

НВВ на содержание для ООО «ЕвразЭнергоТранс» установленная РЭК КО составила на 2015 год – 961 162,5 тыс. руб., на 2016 год – 1 068 901,03 тыс. руб., на 2017 год – 1 111 400,08 тыс. руб., на 2018 год – 1 122 307,85 тыс. руб., на 2019 год –
1 135 609,02  тыс. руб.

Приказом РЭК КО от 17.02.2015 № 19 «О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2013 № 724 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» в отношении ООО «ЕвразЭнергоТранс» утверждены долгосрочные параметры регулирования, в том числе, базовый уровень подконтрольных расходов в сумме 414,516 млн. руб.

ФАС России были проанализированы материалы тарифных дел за 2015, 2017, 2018 и 2019 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, и по результатам установлено следующее.

Согласно приложениям к приказу ФСТ России от 28.03.2013 № 313-э и приказу ФАС России от 19.06.2018 № 834/18 в решениях Органа регулирования указывается НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации.

РЭК КО при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015-2019 годы в решениях указано НВВ территориальных сетевых организаций без учета оплаты услуг ПАО «ФСК ЕЭС».

Органу регулирования необходимо при принятии решений во исполнения данного предписания ФАС России руководствоваться требованиями приказа ФАС России от 19.06.2018 № 834/18.

В соответствии с информацией, отраженной в разделе III отчёта ОАО «Агентство энергетических экспертиз» (далее - ОАО «АЭЭ») за 2014 год о выполнении мероприятий в рамках государственного контракта между РЭК КО и ОАО «АЭЭ» (далее – Отчет на 2015 год), оценку финансового состояния ООО «ЕвразЭнергоТранс» по передаче электрической энергии по сетям, принадлежащим ему на праве собственности, произвести не представляется возможным, поскольку предприятие, кроме Кемеровской области, занимается другими видами деятельности, а также регулируемой деятельностью в других регионах. В связи с тем, что регулируемая деятельность по Кемеровской области не выделена на отдельный баланс, отсутствует бухгалтерская и статистическая отчетность, на основании которой возможно провести анализ финансового состояния.

ФАС России отмечает, что в составе обосновывающих документов Обществом представлен, в том числе, приказ о ведении раздельного учета по регулируемой деятельности от 10.05.2012 № 01-34/1, согласно которому раздельный учет доходов и расходов осуществляется по видам деятельности и субъектам Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

Согласно п. 16 Основ ценообразования № 1178 определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Также необходимо отметить, что в соответствии с п. 19 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Правила № 1178), в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 рабочих дней со дня поступления запроса.

В соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Правила № 1178) экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Таким образом, отсутствие в Отчете на 2015 год оценки финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность, анализа основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования, анализа экономической обоснованности расходов по статьям расходов, анализа экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в соответствии с требованиями п. 5 и 16 Основ ценообразования № 1178 является нарушением п. 23 Правил № 1178.

Без анализа бухгалтерской отчетности Общества, принятые Органом регулирования, затраты не могут быть признаны экономически обоснованными.

1. Подконтрольные расходы.

Для проверки обоснованности величины и состава подконтрольных расходов, учтенных РЭК КО на 2017-2019 годы, ФАС России проанализирован Отчет на 2015 год, в котором была определена, в том числе, величина базового уровня подконтрольных расходов на 2015 год.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее — Основы ценообразования № 1178), базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. При этом базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с положениями Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Кроме того, пунктом 11 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

На момент принятия регулирующими органами решений об установлении (пересмотре) с 01.01.2015 года базового уровня подконтрольных расходов положениями, в том числе постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» не были регламентированы конкретные доли для определения базового уровня операционных расходов, который в свою очередь должен быть рассчитан с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также с использованием метода сравнения аналогов.

В условиях отсутствия закрепленной в нормативной правовой базе долевой пропорции определения базового уровня подконтрольных расходов РЭК КО был вправе принять решение самостоятельно.

Исходя из информации, отраженной в Отчете на 2015 год следует, что Орган регулирования при расчете базового уровня подконтрольных расходов на 2015 год использовал только метод экономически обоснованных расходов (затрат) и не произвел соответствующий анализ расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, что является нарушением пункта 38 Основ ценообразования и пункта 11 Методических указаний № 98-э.

1.1. Материальные затраты

1.1.1. Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо

На 2015 год РЭК КО учел расходы по данной статье в сумме 14 049,80 тыс. руб., в том числе на ГСМ – 3 145,75 тыс. руб., запчасти - 516,38 тыс. руб., расходные материалы и ремонт оргтехники – 228,73 тыс. руб., расходы на охрану труда, ГО и ЧС – 3 930,51 тыс. руб., ТМЦ стоимостью менее 40 тыс. руб. - 1 169,27 тыс. руб., хозяйственные расходы – 70,49 тыс. руб., затраты на канцелярские принадлежности 277,65 тыс. руб., затраты на полиграфию 80,00 тыс. руб., вспомогательные материалы промышленного характера – 4 631,00 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2015 год не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в разрезе статей затрат и подстатей в нарушение пункта 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178, п. 11 Методических указаний № 98-э, кроме того, Органом регулирования, не представлен расчет принятой величины расходов по статьям затрат, не представлено обоснование увеличения принятых расходов по сравнению с фактическими отчетными расходами регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, принятые РЭК КО расходы по статье «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо» на 2015 год требуют дополнительного экономического обоснования.

1.1.2. Работы и услуги производственного характера

На 2015 год РЭК КО учел расходы по данной статье в сумме 129 775,64 тыс. руб., в том числе техническое обслуживание электросетевого комплекса - 95 843,57 тыс. руб., услуги по охране труда и ПБ - 3 189,79 тыс. руб., услуги по техническому контролю – 15 982,49 тыс. руб., услуги по обслуживанию АИИС – 4 393,43 тыс. руб., прочие услуги промышленного характера - 10 366,36 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2015 год не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в разрезе статей затрат и подстатей в нарушение пункта 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178, п. 11 Методических указаний № 98-э, кроме того, Органом регулирования, не представлен расчет принятой величины расходов по статьям затрат, не представлено обоснование увеличения принятых расходов по сравнению с фактическими отчетными расходами регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, принятые РЭК КО расходы на оплату работ и услуг производственного характера на 2015 год требуют дополнительного экономического обоснования.

1.2. Затраты на оплату труда

На 2015 год РЭК КО учел расходы по данной статье в сумме 158 157,30 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

При этом ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2015 год не содержит анализа фактического фонда оплаты труда, в том числе, фактической численности работников и фактической заработной платы Общества в нарушение пункта 26 Основ ценообразования № 1178, в том числе за предыдущий долгосрочный период регулирования.

При определении фактической численности персонала необходимо использовать формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» по соответствующему виду деятельности.

Также необходимо отметить, что при определении плановой величины расходов на оплату труда на 2015 год РЭК КО не представлен расчет в соответствии с формой П1.16 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), не указан размер принятой минимальной месячной тарифной ставки, не представлен расчет принятого среднего тарифного коэффициента.

ФАС России также отмечает, что тарификация рабочих, имеющих квалификационные разряды, должна осуществляться в диапазоне 1:18 тарифной сетки Единого тарифно-квалификационного справочника и в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, который сохраняет роль нормативного документа для предприятий любой организационно-правовой формы. При этом, при определении среднего тарифного коэффициента, соответствующей средней ступени по оплате труда, для определения должностных окладов работников, учтенных в НВВ, максимальные тарифные коэффициенты для руководителей предприятия устанавливаются на крупных предприятиях, при шкале тарифных коэффициентов с диапазоном 1:18, что позволяет учесть объемные показатели (масштаб руководимого объекта) предприятий и подразделений.

На основании вышеизложенного, принятые РЭК КО расходы на оплату труда на 2015 год требуют дополнительного экономического обоснования. Органу регулирования необходимо отразить расчет расходов на оплату труда в соответствии с формой П1.16 Методических указаний № 20-э/2.

1.3. Прочие расходы

На 2015 год РЭК КО учел расходы по данной статье в сумме 110 688,2 тыс. руб., в том числе на ремонт основных фондов - 84 508,16 тыс. руб., оплату работ и услуг сторонних организаций - 21 028,51 тыс. руб., расходы на командировки и представительские - 1 166,2 тыс. руб., расходы на подготовку кадров - 1 102,0 тыс. руб., расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности - 0 тыс. руб., расходы на страхование - 696,1 тыс. руб., другие прочие расходы - 2 187,3 тыс. руб.

1.3.1. Ремонт основных фондов

По статье «Ремонт основных фондов» РЭК КО неправомерно учтены расходы как среднее значение объема ремонтного фонда за период 2011-2013 годов (с учетом индексации расходов на 2015 год) в сумме 84 508,16 тыс. руб.

Затраты на ремонт основных средств должны учитываться на основании долгосрочной программы ремонтов, подтвержденной дефектными ведомостями, актами осмотров, предписаний Ростехнадзора и пр., с учетом периодичности и необходимости проведения ремонтов, а также с учетом пункта положений пункта 29 Основ ценообразования.

Также необходимо отметить, что Органом регулирования не представлено обоснования определения стоимости мероприятий ремонтной программы на 2015 год.

На основании вышеизложенного, принятые РЭК КО расходы по статье «Ремонт основных фондов» на 2015 год требуют дополнительного экономического обоснования.

1.3.2. Оплата работ и услуг сторонних организаций

По статье «Оплата работ и услуг сторонних организаций» РЭК КО учтены расходы в сумме 21 028,51 тыс. руб., в том числе, по подстатьям «Услуги связи» - 568,17 тыс. руб., «Расходы на услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства» - 10 510,30 тыс. руб., «Расходы на юридические и информационные услуги» - 5 473,70 тыс. руб., «Расходы на аудиторские и консультационные услуги» - 3 344,00 тыс. руб., «Транспортные услуги» - 958,22 тыс. руб., «Прочие услуги сторонних организаций» - 174,13 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2015 год не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в разрезе статей и подстатей затрат в нарушение пункта 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178, п. 11 Методических указаний № 98-э.

На основании вышеизложенного, принятые РЭК КО расходы по статье «Оплата работ и услуг сторонних организаций» на 2015 год требуют дополнительного экономического обоснования, с учетом исключения расходов на проведение экспертизы затрат на услуги по передаче электрической энергии.

1.3.3. Расходы на командировки и представительские

На 2015 год РЭК КО учел расходы по данной статье в сумме 1 166,16 тыс. руб.

Органом регулирования затраты приняты на уровне, заявленном ООО «ЕвразЭнергоТранс» без учета индекса дефлятора на 2015 год.

В соответствии с данными, отражёнными в отчете на 2015 год к расходам на командировки и представительские отнесены затраты на командировки, связанные с обучением и служебные производственные командировки. Размер суточных определен приказом по предприятию. Стоимость проживания определена по конкурентной карте гостиничных услуг в городах Москва, Новосибирск, Кемерово. Количество дней командировок и их продолжительность рассчитаны по среднестатистическим данным предыдущих периодов. Стоимость проезда к месту командировки также принята по средней стоимости предыдущих периодов с учётом услуг ООО «Талария» по бронированию авиабилетов.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2015 год не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации по данной статье в нарушение пункта 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178, п. 11 Методических указаний № 98-э.

На основании вышеизложенного, принятые РЭК КО расходы по статье «Расходы на командировки и представительские» на 2015 год требуют дополнительного экономического обоснования.

1.3.4. Расходы на подготовку кадров

На 2015 год РЭК КО учел расходы по данной статье в сумме 1 101,96 тыс. руб. ФАС России отмечает, что в Экспертом заключении на 2015 год Органом регулирования не представлен расчет принятой по статье величины расходов.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2015 год не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации по данной статье в нарушение пункта 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178, п. 11 Методических указаний № 98-э.

На основании вышеизложенного, принятые РЭК КО расходы по статье «Расходы на подготовку кадров» на 2015 год требуют дополнительного экономического обоснования.

1.3.5. Расходы на страхование

На 2015 год РЭК КО учел расходы по данной статье в сумме 696,06 тыс. руб.

ФАС России отмечает в Экспертом заключении на 2015 год Органом регулирования не представлен расчет принятой по статье величины расходов в сумме 696,06 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2015 год не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации по данной статье в нарушение пункта 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178, п. 11 Методических указаний № 98-э.

В составе расходов на страхование Органом регулирования учтены, в том числе, расходы на добровольное медицинское страхование сотрудников. ФАС России отмечает, что расходы на добровольные виды страхования не подлежат учету в необходимой валовой выручке регулируемых организаций.

На основании вышеизложенного, принятые РЭК КО расходы по статье «Расходы на страхование» на 2015 год требуют дополнительного экономического обоснования. Органу регулирования необходимо произвести анализ расходов по данной статье в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства, с учетом исключения расходов на добровольные виды страхования из базового уровня подконтрольных расходов.

1.3.6. Другие прочие расходы

На 2015 год РЭК КО учел расходы по данной статье в сумме 2 187,34 тыс. руб., в том числе на почтовые расходы – 120,53 тыс. руб., ремонт оргтехники – 18 тыс. руб., коммунальные услуги – 1 998,89 тыс. руб., питьевая вода - 49,92 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2015 год не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации по данной статье в нарушение пункта 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178, п. 11 Методических указаний № 98-э.

При отражении необходимого вышеуказанного анализа Органу регулирования необходимо принимать расходы на содержание офиса в доле занимаемой офисной площади.

На основании вышеизложенного, принятые РЭК КО расходы по статье «Другие прочие расходы» на 2015 год требуют дополнительного экономического обоснования.

2. Неподконтрольные расходы

2.1. Плата за аренду имущества и лизинг

Затраты по данной статье учтены регулирующим органом в сумме 73 294,91 тыс. руб., 45 652,27 тыс. руб., 45 736,17 тыс. руб. на 2017, 2018 и 2019 годы соответственно.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду определяются исходя из величины амортизации и налога на имущество, налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду. При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 настоящего документа.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

ФАС России отмечает, что Экспертные заключения на 2017-2019 годы не содержат расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение пункта 23 Правил государственного регулирования и пункта 28 Основ ценообразования.

Согласно информации, отраженной в Отчетах на 2017-2019 годы, документы, подтверждающие несение собственником имущества расходов на амортизацию и налогов по сдаваемому в аренду имуществу ООО «ЕвразЭнергоТранс» представлены не по всем договорам аренды.

Органу регулирования необходимо отразить в экспертных заключениях анализ и расчет расходов по статье «Плата за аренду имущества и лизинг» в соответствии с пп. 5 п. 28 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178 с отражением документов, на основании которых принималось решение об учете расходов в указанном размере.

2.2. Амортизация ОС

Затраты по данной статье учтены регулирующим органом в сумме 113 719,02 тыс. руб., 139 261,12 тыс. руб., 127 800,31 тыс. руб. на 2017, 2018 и 2019 годы соответственно.

Порядок учета расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) предусмотрен пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

При расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные.

ФАС России отмечает, что учет Органом регулирования амортизационных отчислений на 2018 год по основным средствам, ожидаемым к вводу является нарушением п. 27 Основ ценообразования.

ФАС России отмечает, что Экспертные заключения РЭК КО на 2017 и 2018 годы не содержат пообъектного расчета амортизационных отчислений в соответствии с требованиями п. 27 Основ ценообразования № 1178.

При этом в случае, если по данным бухгалтерского учета регулируемой организацией начисляется по основному средству объем амортизации меньший, чем в соответствии с требованиями п. 27 Основ ценообразования № 1178, к учету необходимо принимать размер амортизации в соответствии с данными бухгалтерского учета.

Также ФАС России отмечает, что при расчете фактических значений расходов по статье «Амортизация ОС» необходимо также руководствоваться требованиями п. 27 Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, расходы по статье «Амортизация ОС» подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

2.3. Корректировки НВВ

Корректировки НВВ на 2017 год определены Органом регулирования в сумме 57 597,44 тыс. руб. (расчетная величина корректировок НВВ на 2017 год составляет 140 123,08 тыс. руб., при этом величина 82 525,64 тыс. руб. будет учтена в следующих периодах регулирования с учетом необходимости сглаживания тарифов), на 2018 год – 40 367,01 тыс. руб. (расчетная величина корректировок НВВ на 2017 год составляет (-42 158,63 тыс. руб.) (учтена величина ранее неучтенных корректировок за 2017 год в сумме 82 525,64 тыс. руб.), на 2019 год - 62 591,19 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

Органом регулирования не проведен анализ исходных данных для расчета вышеуказанных корректировок (плановых и фактических показателей). Не отражен перечень документов и материалов, на основании которых принято решение об учете корректировки в указанном размере.

ФАС России также отмечает, что учет недоиспользования (перерасхода) средств по статьям затрат при определении их плановых значений не предусмотрен положениями Методических указаний № 98-э и Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, учтенные суммы корректировок на основе фактических данных на 2017, 2018 и 2019 годы подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

2.4. Расходы на оплату потерь электрической энергии

Расходы на оплату электроэнергии, в целях компенсации потерь учтены в размере 153 216,26 тыс. руб., 91 457,17 тыс. руб., 128 245,22 тыс. руб. на 2016, 2017 и 2018 годы соответственно.

Уровень потерь электрической энергии определяется в соответствии с п. 40(1) Основ ценообразования № 1178.

Кроме того, в соответствии с пунктом 8 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, может предусматриваться сохранение за такими организациями экономии, полученной ими при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче), при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций, не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.

Органом регулирования не проведен анализ фактического уровня потерь и уровня потерь электрической энергии, учтенного при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования, на предмет наличия экономии, которая должна быть сохранена либо исключена из НВВ

ООО «ЕвразЭнергоТранс» на основании требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

В соответствии с положениями п. 81 Основ ценообразования № 1178 стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяется:

для субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях ценовых зон оптового рынка, - на основании прогнозных рыночных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемых по субъектам Российской Федерации с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), установленных для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа, и информации об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на расчетный период регулирования;

с учетом сбытовой надбавки и величины платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.

В нарушение пункта 23 Правил государственного регулирования Экспертное заключение РЭК КО на 2015 год не содержит расчет уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, Экспертные заключения на 2017 и 2018 годы не содержат расчет стоимости потерь электрической энергии в соответствии с п. 81 Основ ценообразования № 1178.

Таким образом, расходы на оплату потерь электрической энергии на 2015-2019 годы подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области нарушившей пункты 26, 27, 28, 29, 31, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.07.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

2.1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «ЕвразЭнергоТранс» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отобразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета/неучета представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, по следующим статьям затрат:

- «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо» на 2015 год;

- «Работы и услуги производственного характера» на 2015 год;

- «Затраты на оплату труда» на 2015 год;

- «Ремонт основных фондов» на 2015 год;

- «Оплата работ и услуг сторонних организаций» на 2015 год;

- «Расходы на командировки и представительские» на 2015 год;

- «Расходы на подготовку кадров» на 2015 год;

- «Расходы на страхование» на 2015 год;

- «Другие прочие расходы» на 2015 год;

- «Плата за аренду имущества и лизинг» на 2017-2019 годы;

- «Амортизация ОС» на 2017-2019 годы;

- «Корректировки НВВ » на 2017-2019 годы;

- «Расходы на оплату потерь электрической энергии» на 2017-2019 годы.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ООО «ЕвразЭнергоТранс» за 2015 год в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также величину необходимой валовой выручки ООО «ЕвразЭнергоТранс» на 2015-2019 годы в соответствии с положениями Основ ценообразования, а также Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить, выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «ЕвразЭнергоТранс» 2020 года и пересмотреть установленные индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год в срок до 01.07.2020.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

    1. - экспертных заключений по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «ЕвразЭнергоТранс», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

       

Связанные организации

Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808