Письмо №СП/61879/21 Решение ФАС России, принятое по результатам рассмотрения раз... от 23 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF




Департамент экономической политики и развития города Москвы


Вознесенский пер., д. 21

г. Москва, 125032


dprm@mos.ru


ПАО «Россети Московский регион»


2-й Павелецкий пр., д. 3, стр. 2,

г. Москва, 115114


client@rossetimr.ru


Для сведения:

Московское УФАС России


Мясницкий проезд, дом 4, стр. 1,

г. Москва, 107078


to77@fas.gov.ru



РЕШЕНИЕ


Резолютивная часть решения оглашена «19» июля 2021 г.


Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

Пузыревского С.А. - статс-секретаря-заместителя руководителя ФАС России;

Заместителя председателя Комиссии:

Воронина А.С. - начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Членов Комиссии:

Степаненко И.Г. - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Иванова А.В. - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Бедрина И.В. - заместителя начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС России;

Бердникова Д.В. - начальника отдела антимонопольного контроля розничных рынков электроэнергии Управления регулирования электроэнергетики ФАС России;;

Новичковой Т.Л. - начальника отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между публичным акционерным обществом «Россети Московский регион» (далее также - Заявитель, ПАО «РМР», Общество) и Департаментом экономической политики и развития города Москвы (далее — Департамент, Орган регулирования; рег. от 17.03.2021 № 42346/21), в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи директора по экономике и тарифам ПАО «РМР» Колесникова Д.В., директора департамента тарифообразования ПАО «РМР» Ивановой Е.Ю., консультанта по доверенности ПАО «РМР» Татаринова Ю.А., заместителя руководителя Департамента Путина Д.В., начальника управления регулирования тарифов в электроэнергетике Департамента Кузьминой Н.В., заместителя начальника юридического управления Департамента Агишевой И.В., начальника управления топливно-энергетических балансов и инвестиционной политики Департамента Наперовой Л.И., заместителя начальника управления регулирования тарифов в электроэнергетике Департамента Силиной О.А., заместителя начальника отдела регулирования тарифов (цен) в сфере электроэнергетики Хальзовой Ю.С.,


УСТАНОВИЛА:


В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533 (далее – Правила № 533), в ФАС России обратилось ПАО «РМР» с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Департаментом экономической политики и развития города Москвы .

Заявление ПАО «РМР» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543 (далее – Положение № 543).

Приказом Департамента от 28.12.2020 № 426-ТР в отношении Заявителя установлена необходимая валовая выручка (далее - НВВ) без учета оплаты потерь.

НВВ, установленная приказом Органа регулирования от 28.12.2020 № 426-ТР, на 2021 год составляет 47 225 000,00 тыс. руб.

НВВ, установленная приказом Органа регулирования от 28.12.2020 № 426-ТР, на 2022 год составляет 33 806 999,17 тыс. руб.

ПАО «РМР» заявляет о несогласии с величиной принятых расходов по следующим статьям затрат:

тыс. руб.

п/п

Статья

Позиция Департамента

Позиция ПАО «РМР»

Величина спора (разногласий) в ценах 2021 года

 

1

2

3

4 = (3-2)

1.

Расходы на амортизацию (дизель-генераторы, производственные планшеты)

0,00

57 347,91

57 347,91

1.1.

факт за 2019 год

0,00

24 037,66

24 037,66

1.2.

план на 2021 год

0,00

33 310,25

33 310,25

2.

Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии за 2019 год

0,00

493 249,00

493 249,00

3.

Бездоговорное потребление за 2019 год

-454 253,25

-15 902,47

438 350,78

4.

Расходы на аренду помещений (офисы):

89 644,57

2 225 510,47

2 135 865,89

4.1.

факт за 2015-2018 годы

0,00

1 695 405,39

1 695 405,39

4.2.

факт за 2019 год

-7 436,48

263 062,96

270 499,44

4.3.

план на 2021 год

97 081,05

267 042,11

169 961,06

5.

Учет расходов на обслуживание заемных средств

-786 468,49

2 497 606,82

3 284 075,31

5.1.

факт за 2019 год

-1 786 468,49

365 609,14

2 152 077,63

5.2.

план за 2021 год

1 000 000,00

2 131 997,68

1 131 997,68

6.

Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы:

-2 226 782,54

8 613 452,66

10 840 235,20

6.1.

за 2017 год

0,00

8 266 971,66

8 266 971,66

6.2.

за 2019 год

-2 226 782,54

346 481,00

2 573 263,54

ИТОГО

-3 377 859,71

13 871 264,39

17 249 124,11

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э (далее – Методические указания № 228-э).

Государственное регулирование в отношении ПАО «РМР» осуществляется с применением метода долгосрочной индексации НВВ на период 2018-2022 годы, 2021 год является четвертым годом долгосрочного периода регулирования.

ФАС России были проанализированы представленные документы и пояснения сторон и по результатам установлено следующее.

1. Расходы на амортизацию (дизель-генераторы, производственные планшеты), факт за 2019 год и план на 2021 год.

ПАО «РМР» заявляет о признании экономически обоснованной фактической величины амортизационных начислений по дизель-генераторам и производственным планшетам за 2019 год и на 2021 год в сумме 57 347,91 тыс. руб.

Органом регулирования величины фактических амортизационных отчислений по данным основным средствам за 2019 год и плановых на 2021 год определены в нулевом размере.

Сумма разногласий по статье составляет 57 347,91 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований по данной статье расходов ПАО «РМР» представлены в адрес ФАС России копии следующих документов (на электронном носителе):

1) копия письма Департамента от 30.12.2020 № ДПР-44-1148/20 с приложением приказа Департамента от 28.12.2018 № 427-ТР, приказа Департамента от 28.12.2020 № 426-ТР, выписки из протокола заседания правления Департамента от 28.12.2020 № ДПР-П-28.12-3/20;

2) выкопировка из экспертного заключения на 2021 год;

3) сводный расчет амортизационных отчислениям по передвижным электростанциям и планшетам;

4) расчет амортизационных отчислений по передвижным электростанциям по факту за 2019 год;

5) расчет амортизационных отчислений по передвижным электростанциям по плану на 2021 год;

6) расчет амортизационных отчислений по планшетам по факту за 2019 год

7) расчет амортизационных отчислений по планшетам по плану на 2021 год;

8) особое мнение к тарифно-балансовому решению (ТБР) 2021 года (письмо ПАО «РМР» от 25.12.2020 № РМР/29/405);

9) выписка из протокола заседания Совета директоров от 31.01.2020 № 415 по вопросу «Об утверждении программы цифровой трансформации ПАО «МОЭСК»;

10) программа «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПАО «МОЭСК» 2020-2023 гг.».

Аргументируя заявленные требования по данной статье затрат, ПАО «РМР» отмечает, что дизель-генераторы входят в перечень резервных источников питания в соответствии с Регламентом проведения организационных мероприятий и условий применения самоходных резервных источников снабжения электроэнергией в условиях массовых нарушений электроснабжения потребителей на территориях Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, утвержденного 13.01.2018 заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюковым П.П. (далее - Регламент).

Согласно Регламенту, Оперативный штаб ДЖКХ определяет перечень потребителей, требующих организации временного электроснабжения в условиях массовых нарушений электроснабжения, в первую очередь социально-значимых объектов, и представляет его на утверждение заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителю Штаба по обеспечению безопасности электроснабжения города Москвы при Правительстве Москвы Бирюкову П.П.

Таким образом, по мнению Заявителя, расходы на амортизацию производственного оборудования должны учитываться в составе НВВ по регулируемому виду деятельности «передача электрической энергии».

Также Заявитель отмечает, что производственные планшеты также являются производственным оборудованием, приобретаются за счет тарифных источников, их использование направлено на сокращение сроков и повышение качества проводимых плановых, внеплановых и аварийно-восстановительных работ, а также работ в рамках эксплуатационной деятельности путем создания автоматизированной системы управления мобильными бригадами.

Проект по оснащению мобильных бригад планшетами является неотъемлемым направлением развития цифровых районов электросетей (РЭС). В числе основных эффектов – повышение безопасности персонала, значительный рост производительности труда и оперативности реагирования путем оформления разрешительных документов на работы без бумажного носителя с использованием электронной подписи. В целом реализация концепции цифровой трансформации позволяет снизить операционные и инвестиционные расходы компании, сократить потери электроэнергии, повысить надежность и доступность электроснабжения.

В отзыве на заявление ПАО «РМР», направленного Департаментом письмом от 26.03.2021 № ДПР-3-3676/21-1 (рег. от 29.03.2021 № 49129/21) (далее — Отзыв), Орган регулирования указывается, что ПАО «Россети Московский регион» не представляет в Департамент информацию о распределении расходов на амортизацию и содержание передвижных электростанций в части деятельности по производству, передаче и оказанию услуг по их аренде.

В части расходов на амортизацию производственных планшетов Департамент отмечает, что в условиях всеобщего оборудования рабочих мест стационарными компьютерами, расходы на амортизацию дорогостоящих планшетных компьютеров не учтены Департаментом в НВВ ПАО «Россети Московский регион» на 2021 год, как не относящиеся непосредственно к регулируемой деятельности по передаче электрической энергии.

В соответствии с п. 16 Основ ценообразования № 1178 определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В соответствии с п. 17 положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее - ПБУ 6/01), стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01.

ФАС России отмечает, что инвестиционной программой Общества, утвержденной приказом Минэнерго России от 26.12.2019 № 33@, предусмотрены следующие мероприятия:

- приобретение автотранспорта, лабораторной системы и генераторных установок для филиала МКС (ОНМ 2014 г.) (272 шт. (прочие)), идентификатор E_P-000289;

- приобретение кузовных дизель-генераторов Cummins C350D5, трансформаторов, ячеек КРУ-10кВ, устройств ТМ, РЗА, АСУТП для пополнения аварийного запаса (1 шт. (прочие)), идентификатор E_P-000336;

- приобретение автотранспорта, генераторов, измерительных прибров, силовых трансформаторов для нужд филиала МКС 2016 г. (280 шт. (прочие)), идентификатор H_P-000603;

- приобретение источников бесперебойного питания и дизель-генераторных установок, АВР, ЩР для организации бесперебойного электроснабжения мероприятия «Российская энергетическая неделя», г. Москва (47 шт. (прочие)), идентификатор I_P-002537;

- приобретение генератора, для нужд филиала «Новая Москва» (2 шт.(прочие)), идентификатор J_P-002751;

- приобретение передвижных электростанций (мощностью от 80 до 150 кВт) на шасси Hyundai HD-78 для московских филиалов (Реновация 2019 - 2021) (3 шт. (прочие)), идентификатор J_P-003397;

- обеспечение развития АСУ МБ (1320 смартфонов и 200 планшетов, серверные мощности (72 ядра, 1536 Gb ОЗУ) и хранилище данных (655 TB RAW SAS, 168 TB RAW SSD) (2 шт. (прочие)), идентификатор J_P-003323.

При этом, источником финансирования данных мероприятий являются амортизационные отчисления от оказания услуг по передаче электрической энергии.

Таким образом, Органом регулирования неправомерно не учтены амортизационные отчисления по основным средствам (плановые и фактические величины), приобретенным за счет тарифных поступлений от деятельности по передаче электрической энергии.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по данной статье затрат подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо определить экономически обоснованные фактические (за 2019 год) и плановые (на 2021 год) амортизационные отчисления по дизель-генераторам и производственным планшетам в соответствии с положениями п. 27 Основ ценообразования № 1178.

2. Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии за 2019 год.

ПАО «РМР» заявляет о признании экономически обоснованной величины расходов по статье «Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии за 2019 год» в сумме 493 249,00 тыс. руб.

Департаментом величина экономии расходов на оплату потерь не учтена.

Сумма разногласий по данной статье составляет 493 249,00 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований по данной статье расходов ПАО «РМР» представлены в адрес ФАС России копии следующих документов (на электронном носителе):

1) особое мнение ПАО «Россети Московский регион» по параметрам ТБР на 2021 год (письмо от 25.12.2020 № РМР/29/405);

2) письмо от 31.03.2020 № МОЭСК/152/983 о направлении отчета по Программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности ПАО «Россети Московский регион»;

3) расчет экономии расходов на оплату потерь электрической энергии за 2019 год (пояснительная записка, представленная письмом от 13.11.2020 № РМР/29/340).

Аргументируя заявленные требования по данной статье затрат, ПАО «РМР» отмечает, что величина экономии рассчитана в строгом соответствии с нормами пунктов 34(1)-34(3) Основ ценообразования № 1178.

Пункт 34(1) Основ ценообразования № 1178 предусматривает, что экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, учитывается в составе необходимой валовой выручки.

Обществом при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии достигнут меньший процент потерь 7,08% (по отношению к утвержденной в тарифах величине 7,47%), а также снижен объем потерь по факту до 3 274,37 млн. кВт∙ч (по отношению к утвержденному уровню 3 451,22 млн. кВт∙ч).

Экономия расходов на оплату потерь не принята Департаментом ввиду отсутствия в программе энергосбережения мероприятий, реализуемых непосредственно с целью снижения потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям.

Также Департамент в направленном отзыве указывает, что невозможно подтвердить объем экономии потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ПАО «Россети Московский регион», полученный в результате реализации мероприятий программы энергосбережения за 2019 год с заявленной ПАО «Россети Московский регион» величиной снижения потерь электрической энергии, в объеме 164 316,48 тыс. кВтч, с целью учета экономии расходов на оплату потерь электрической энергии в составе НВВ ПАО «Россети Московский регион» на 2021 год.

В соответствии с п. 34(1) Основ ценообразования № 1178 экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что такие мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.

В соответствии с п. 6 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утвержденного приказом ФАС России от 19.06.2018 № 834/18 (далее – Регламент № 834/18), в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, обосновывающих документов, подтверждающих осуществление расходов на регулируемый вид деятельности, предусмотренных Правилами регулирования, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных, в том числе для установления действующих цен (тарифов).

В условиях наличия у территориальной сетевой организации программы энергосбережения и отчета об ее исполнении, отказ Органа регулирования в учете экономии расходов на оплату потерь электрической энергии за 2019 год является неправомерным.

Между тем, в Экспертном заключении на 2021 год не представлен анализ на предмет источников финансирования мероприятий программы энергосбережения ПАО «РМР».

ФАС России считает необходимым предписать Департаменту проанализировать обосновывающие документы Заявителя по статье «Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии» на предмет финансирования мероприятий программы энергосбережения за счет бюджетных средств. При этом, в случае отсутствия среди источников финансирования бюджетных средств, экономия расходов на оплату потерь подлежит учету в соответствии с положениями п. 34(1)-34(3) Основ ценообразования № 1178.

3. Бездоговорное потребление за 2019 год.

ПАО «РМР» заявляет о признании экономически обоснованной корректировки НВВ в связи с выявленным бездоговорным потреблением за 2016-2017 годы в сумме (-15 902,47) тыс. руб.

Органом регулирования данная корректировка определена в сумме
(-454 253,25) тыс. руб.

Сумма разногласий по статье составляет 438 350,78 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований по данной статье расходов ПАО «РМР» представлены в адрес ФАС России копии следующих документов (на электронном носителе):

1) копия письма Департамента от 30.12.2020 № ДПР-44-1148/20 с приложением приказа Департамента от 28.12.2018 № 427-ТР, приказа Департамента от 28.12.2020 №426-ТР, выписки из протокола заседания правления Департамента от 28.12.2020 № ДПР-П-28.12-3/20;

2) выкопировка из экспертного заключения на 2021 год;

3) реестр БДП 2019 с приложением актов о неучтенном потреблении при выявлении бездоговорного потребления электрической энергии и копий судебных решений;

4) реестры БДП 2019 с приложением актов о неучтенном потреблении при выявлении бездоговорного потребления электрической энергии и копий судебных решений, справка о начисленных доходах по БДП по статье «Прибыль, выявленная в отчетном периоде».

Согласно п. 81 Основ ценообразования № 1178, дополнительные доходы, возникшие у территориальной сетевой организации вследствие взыскания стоимости выявленного в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения № 442), объема бездоговорного потребления электрической энергии с лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии, подлежат исключению из необходимой валовой выручки, рассчитываемой на следующий расчетный период регулирования. Под дополнительными доходами в настоящем пункте понимается величина, равная произведению выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии и разницы между ценой, применяемой в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии для определения стоимости объемов бездоговорного потребления электрической энергии, уменьшенной на величину составляющей, отражающей стоимость услуг по передаче электрической энергии, и ценой, по которой указанная территориальная сетевая организация приобретала электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь в тот же расчетный период, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии.

В соответствии с п. 84 Основных положений № 442 стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема бездоговорного потребления) рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X Основных положений № 442.

Стоимость объема бездоговорного потребления за весь период его осуществления рассчитывается исходя из цены, по которой указанная сетевая организация приобретает электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь в объеме, не превышающем объема потерь, учтенного в сводном прогнозном балансе, в тот же расчетный период, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии, и тарифа на услуги по передаче электрической энергии на соответствующем уровне напряжения.

Заявленная величина доходов, возникших у ПАО «РМР» вследствие взыскания стоимости выявленного в порядке, предусмотренном Основными положениями № 442, объема бездоговорного потребления электрической энергии с лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии по г. Москве за 2019 год в сумме 15 902,47 тыс. руб. определена как произведение выявленного объема бездоговорного потребления и разницы между ценой, применяемой в соответствии с Основными положениями № 442 для определения стоимости объемов бездоговорного потребления электрической энергии, уменьшенной на величину составляющей, отражающей стоимость услуг по передаче электрической энергии, и ценой, по которой Заявитель приобретал электрическую энергию в целях компенсации потерь в тот же расчетный период, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии.

Департамент определил величину доходов, возникших у ПАО «РМР» вследствие взыскания стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии в сумме 454 253,25 тыс. руб. как произведение выявленного объема бездоговорного потребления и ценой, применяемой в соответствии с Основными положениями № 442 для определения стоимости объемов бездоговорного потребления электрической энергии.

Разногласия по данной статье обусловлены неучетом Департаментом величины составляющей, отражающей стоимость услуг по передаче электрической энергии, и ценой, по которой Заявитель приобретал электрическую энергию в целях компенсации потерь при расчете величины доходов, возникших вследствие взыскания стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии.

В отзыве Департамента указано, что Заявителем в нарушение требований п. 5 и п. 6 Основ ценообразования № 1178 по ведению раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов, весь объем покупки электрической энергии и расходы по содержанию сетей отнесены на услуги по ее передаче (без выделения доли, приходящейся на объемы бездоговорного потребления), тем самым данные расходы учтены ПАО «РМР» в услугах по передаче электрической энергии.

Кроме того, Департамент исходя из содержания абзаца 2 п. 84 Основных положений № 442 делает вывод о том, что сетевая организация наделена правом компенсировать расходы на покупку потерь посредством взыскания стоимости бездоговорного потребления электрической энергии с лиц, осуществляющих бездоговорное потребление.

ФАС России отмечает, что требований по выделению доли расходов на покупку потерь электрической энергии и расходов на содержание сетей, относящуюся на объемы бездоговорного потребления не установлено положениями Основ ценообразования № 1178, Порядком ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденным приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585, и иным нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов в электроэнергетике.

Согласно положению об учетной политике Заявителя, суммы, причитающиеся с других лиц на основании их согласия или решения суда в качестве компенсации за бездоговорное потребление электроэнергии, признаются доходами текущего периода в составе прочих доходов, что соответствует положениям по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н.

Также ФАС России отмечает, что в действующем законодательстве отсутствуют требования о соотнесении фактических и плановых объемов потерь электрической энергии при учете доходов территориальной сетевой организации (далее - ТСО) вследствие взыскания стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии.

В соответствии с п. 38 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178.

Соответственно, величина НВВ на содержание ТСО ежегодно корректируется в соответствии с положениями п. 38 Основ ценообразования № 1178. Величина НВВ на покупку потерь ТСО ежегодно определяется в соответствии с положениями п. 40(1) и п. 81 Основ ценообразования № 1178, при этом экономия, полученная ТСО при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче), может быть сохранена либо исключена из НВВ ТСО на основании положений Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

Таким образом, Департаментом при определении доходов, возникших у ПАО «РМР» вследствие взыскания стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии, неправомерно не учтены составляющая, отражающая стоимость услуг по передаче электрической энергии, и цена, по которой Заявитель приобретал электрическую энергию в целях компенсации потерь при расчете величины доходов, возникших вследствие взыскания стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии, что является нарушением п. 81 Основ ценообразования № 1178.

Также ФАС России отмечает, что аналогичная позиция отражена в решении ФАС России от 22.09.2020 № СП/82212/20, принятому по результатам рассмотрения разногласий между ПАО «МОЭСК» и Департаментом. Арбитражным судом города Москвы рассмотрено дело № А40-252380/20 по заявлению Департамента о признании незаконными решения ФАС России от 22.09.2020 № СП/82212/20 и решением от 14.04.2021 в удовлетворении требований Департамента отказано в полном объеме. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2021 по делу № А40-252380/20 решение Арбитражного суда города Москвы от 14.04.2021 по делу № А40-252380/20 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Вместе с тем, фактического исключения средств по данной статье на 2021 год Департаментом не производилось, требования Заявителя не подлежат удовлетворению.

4. Расходы на аренду помещений (офисы), факт за 2015-2019 годы.

В обоснование заявленных требований по данной статье расходов ПАО «РМР» представлены в адрес ФАС России копии следующих документов (на электронном носителе):

1) особое мнение ПАО «Россети Московский регион» по параметрам ТБР на 2021 год (письмо от 25.12.2020 № РМР/29/405);

2) выкопировка из экспертного заключения от 30.11.2020 №142-тд;

3) сводный расчет (письмо от 29.04.2020 № МОЭСК/29/25);

4) сводный расчет с учетом актуализации ИПЦ (письмо от 13.11.2020 № РМР/29/340);

5) письмо от 23.11.2020 № РМР/29/352;

6) письмо от 17.12.2020 № РМР/МВ-1064.

4.1. Расходы на аренду помещений (офисы), факт за 2015-2018 годы.

ПАО «РМР» заявляет о признании экономически обоснованной величины фактических расходов по статье «Расходы на аренду помещений (офисы)» за 2015-2018 годы в сумме 1 695 405,39 тыс. руб.

Департаментом не учтена данная величина.

Сумма разногласий по данной статье составляет 1 695 405,39 тыс. руб.

Аргументируя заявленные требования по данной статье, ПАО «РМР» отмечает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1892 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам государственного регулирования цен (тарифов)» (далее – Постановление № 1892) были внесены изменения в подпункт 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178, в соответствии с которыми расходы на аренду помещений, транспорта и земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178.

По мнению ПАО «РМР» алгоритм расчета затрат на аренду помещений (офисов) в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178 возможно применить к предыдущим периодам.

В направленном Отзыве Департамент отмечает, что согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1892 данный документ вступил в силу со дня официального опубликования на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 30.12.2019, соответственно, действие документа распространяется на отношения, возникшие после введения его в действие с 30.12.2019.

На основании вышеизложенного, у Департамента отсутствуют основания для учета дополнительных сумм расходов в части компенсации фактически понесенных и не учтенных в тарифах ПАО «Россети Московский регион» расходов на аренду помещений в 2015-2018 годах.

ФАС России отмечает правомерность позиции Департамента при неучете величины фактических расходов Заявителя за 2015-2018 годы.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по данной статье разногласий являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

4.2. Расходы на аренду помещений (офисы), факт за 2019 год.

ПАО «РМР» заявляет о признании экономически обоснованной величины фактических расходов по статье «Расходы на аренду помещений (офисы)» за 2019 год в сумме 263 062,96 тыс. руб.

Департаментом сумма корректировки в части расходов на аренду помещений (офисов) учтена в сумме (-7 436,48) тыс. руб.

Сумма разногласий по данной статье составляет 270 499,44 тыс. руб.

Аргументируя заявленные требования по данной статье ПАО «РМР» отмечает, что Постановлением № 1892 были внесены изменения в подпункт 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178, в соответствии с которыми расходы на аренду помещений, транспорта и земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178.

По мнению ПАО «РМР» алгоритм расчета затрат на аренду помещений (офисов) в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178 возможно применить к предыдущим периодам.

В направленном Отзыве Департамент отмечает, что при определении фактических расходов на аренду помещений за 2019 год Департамент также руководствовался законодательной нормой, действующей до 30.12.2019. Расходы по аренде помещений определялись исходя из величины амортизации, налога на имущество и других обязательных платежей, связанных с владением имуществом.

В составе тарифной заявки ПАО «РМР» документы, обосновывающие величину расходов по аренде помещений (справки от собственников), отсутствовали. В соответствии с пунктом 19 Правил № 1178 и в целях исполнения требований подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 Департаментом письмом от 13.11.2020 № ДПР-20-7/3-294/20 направлен запрос о представлении заверенной надлежащим образом информации от собственников имущества о фактических величине амортизации и налога на имущество, а также других обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, за 2019 год, указав форму ее представления. Указанная информация от собственников не представлена.

Исходя из принятых к подтверждению договоров аренды по результатам экспертизы обосновывающих материалов, а также ввиду отсутствия справок от собственников имущества, не представленных организацией в подтверждение величины амортизации, налога на имущество, налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, Департаментом фактические расходы за 2019 год на основании требований действующего законодательства не приняты к подтверждению.

ФАС России отмечает правомерность позиции Департамента при неучете величины фактических расходов Заявителя за 2019 год.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по данной статье разногласий являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

4.3. Расходы на аренду помещений (офисы), план на 2021 год.

ПАО «РМР» заявляет о признании экономически обоснованной величины расходов по статье «Расходы на аренду помещений (офисы)» на 2021 год в сумме 267 042,11 тыс. руб.

Департаментом сумма расходов по данной статье определена в размере 97 081,05 тыс. руб.

Сумма разногласий по данной статье составляет 169 961,06 тыс. руб.

При анализе экономической обоснованности расходов на аренду прочего имущества (помещений) на 2021 год Департамент исходил из следующего:

1) расходы являются экономически обоснованными, целесообразными и документально подтвержденными (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации), а также относящимися к деятельности по передаче электрической энергии на территории города Москвы и (или) связанными с ней;

2) расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определялись в соответствии пунктом 29 Основ ценообразования № 1178;

3) величина арендной платы непроизводственных помещений (офис, склады) по договору не должна превышать среднерыночной арендной платы в городе Москве по статистическим данным, опубликованным на сайте Restate.ru.

По результатам проведенного анализа экономической обоснованности расходов, подтвержденных представленными организацией документами, на основании положений указанной нормативно-правовой базы расходы по статье затрат «Аренда прочего имущества» на 2021 год определены в сумме 97 081,05 тыс. руб. Департаментом расходы учтены в соответствии с положениями действующего законодательства по стоимости действующих договоров, принятых к подтверждению по итогам юридической экспертизы, с учетом среднерыночных цен, подтвержденных периодов действия договоров в течение 2021 года и коэффициентов распределения косвенных расходов (по исполнительному аппарату и филиалу «Энергоучет») на регулируемую деятельность по передаче электрической энергии на территории г. Москвы.

В соответствии с п. 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.

При этом, в нарушение п. 23 Правил № 1178 Органом регулирования не представлено обоснования и расчета принятой среднерыночной цены аренды в городе Москве.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по данной статье разногласий подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо представить обоснование и расчет принятой среднерыночной цены аренды в городе Москве с учетом даты заключения договоров аренды и определить экономически обоснованную величину арендных платежей непроизводственных помещений в соответствии с положениями п. 29 Основ ценообразования № 1178. Также ФАС России, отмечает необходимость учета цен по долгосрочным договорам аренды непроизводственных помещений, заключенным в соответствии с положениями п. 29 Основ ценообразования № 1178.

5. Учет расходов на обслуживание заемных средств.

В обоснование заявленных требований по данной статье расходов ПАО «РМР» представлены в адрес ФАС России копии следующих документов (на электронном носителе):

1) план по движению кредитного портфеля ПАО «Россети Московский регион» за 2018-2021 гг., расшифровка процентов за кредит 2021 план (письмо от 13.11.2020 № РМР/29/340);

2) запрос Департамента от 16.10.2020 № ДПР-20-7/1-121/20;

3) ответ ПАО «Россети Московский регион» от 30.10.2020 № РМР/29/328; 4) запрос Департамента от 20.11.2020 № ДПР-20-7/1-141/20;

5) ответ ПАО «Россети Московский регион» от 27.11.2020 № РМР/29/360; 6) особое мнение ПАО «Россети Московский регион» по параметрам ТБР на 2021 год (письмо от 25.12.2020 № РМР/29/405);

7) запрос Департамента от 23.12.2020 № ДПР-3-3531/20;

8) ответ ПАО «Россети Московский регион» от 17.02.2021 № РМР/29/30;

9) выкопировка из экспертного заключения от 30.11.2020 № 142-тд;

10) письмо ФАС России от 02.03.2021 № 01/15321/21.

5.1. Учет расходов на обслуживание заемных средств, факт за 2019 год.

ПАО «РМР» заявляет о признании экономически обоснованной корректировки по фактическим данным за 2019 год в сумме 365 609,14 тыс. руб.

Департаментом сумма расходов по данной статье скорректирована на сумму (-1 786 468,49) тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 2 152 077,63 тыс. руб.

Заявленная сумма расходов определена Заявителем в сумме 365 609,14 тыс. руб., рассчитанная как (2 706 770,30 – 2 364 144,20) * 1,03 * 1,036, где

2 706 770,30 тыс. руб. – фактическая величина расходов ПАО «РМР» на оплату процентов за 2019 год;

2 364 144,20 тыс. руб. – плановая величина расходов на обслуживание заемных средств, учтенная Департаментом при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год;

1,03 и 1,036 – принятые Заявителем индексы потребительских цен на 2020 и 2021 год соответственно.

Департаментом корректировка по фактическим данным в части расходов на обслуживание заемных средств за 2019 год определена в сумме (-1 786 468,49) тыс. руб., рассчитанная как (689 978,73 — 2 364 144,20) * 1,03 * 1,036, где

689 978,73 тыс. руб. – принятая к подтверждению Департаментом фактическая величина расходов ПАО «РМР» на оплату процентов за 2019 год;

2 364 144,20 тыс. руб. – плановая величина расходов на обслуживание заемных средств, учтенная Департаментом при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год;

1,03 и 1,036 – принятые Департаментом индексы потребительских цен на 2020 и 2021 год соответственно.

Таким образом, разногласия по данной статье обусловлены различным определением величины фактических расходов Заявителя за 2019 год.

Заявитель полагает обоснованным определить данную величину в соответствии с данными расшифровками расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям (таблица 1.6, приложение № 1 к Порядку ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденному приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585).

Также ПАО «РМР» приведены доводы о том, что в ставках платы за технологическое присоединение Департаментом никогда не учитываются расходы на обслуживание заемных средств по виду деятельности «Технологическое присоединение», ПАО «РМР» все расходы по обслуживанию заемных средств учитываются в деятельности по передаче электроэнергии, что отражено в учетной политике организации. Соответственно ПАО «РМР» заявляло указанные расходы к включению в тарифы на передачу электрической энергии.

Принятая к подтверждению Департаментом фактическая величина расходов ПАО «РМР» на оплату процентов за 2019 год определена как сумма расходов на обслуживание заемных, направленных на рефинансирование заемных средств, привлеченных в целях финансирования мероприятий инвестиционной программы в сумме 667 948,32 тыс. руб. (расчет выполнен исходя из наличия профицита денежных средств и возможности снижения долговой нагрузки) и расходов на обслуживание заемных средств, привлеченных для покрытия недостатка оборотных средств, в сумме
22 030,41 тыс. руб. (расчет выполнен исходя из проведенного Органом регулирования подневного движения денежных средств (поступлений и платежей) ПАО «Россети Московский регион» за 2019 год).

ФАС России отмечает, что Органом регулирования не были учтены расходы на обслуживание заемных средств по деятельности по технологическому присоединению за 2019 год.

Однако, представленный ПАО «РМР» расчет не подтверждает необходимость привлечения заемных средств для покрытия кассовых разрывов при осуществлении деятельности по технологическому присоединению за 2019 год.

Также ФАС России отмечает отсутствие аргументации со стороны Заявителя в части несогласия с методологией Департамента определения расходов на обслуживание заемных, направленных на рефинансирование заемных средств, привлеченных в целях финансирования мероприятий инвестиционной программы. По мнению Заявителя, данный расчет не предусмотрен положениями законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Таким образом, ПАО «РМР» не представлено в адрес ФАС России документального подтверждения необходимости компенсации расходов на обслуживание заемных средств в сумме 2 706 770,30 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по данной статье разногласий не подлежат удовлетворению.

При этом, ФАС России считает необходимым отметить, что с учетом принятого Департаментом подхода по определению расходов на обслуживание заемных средств с учетом расчетного профицита средств и возможности снижения долговой нагрузки, Органу регулирования необходимо учитывать расходы по возврату тела кредита при определении фактических экономических расходов за соответствующий последний истекший период в пределах суммы долга, определенного на начало текущего долгосрочного периода регулирования (11 349 233 тыс. руб.).

5.2. Учет расходов на обслуживание заемных средств, план за 2021 год.

ПАО «РМР» заявляет о признании экономически обоснованной величины расходов на обслуживание заемных средств на 2021 год в сумме 2 131 997,68 тыс. руб.

Департаментом сумма расходов по данной статье учтена в размере 1 000 000,00 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 1 131 997,68 тыс. руб.

В обоснование заявленной суммы расходов ПАО «РМР» представлены, в том числе следующие документы:

- план по движению кредитного портфеля ПАО «Россети Московский регион» за 2018-2021 годы;

- таблица с указанием плановой величины расходов на оплату процентов на 2021 год.

Орган регулирования в направленном Отзыве отмечает, что в утвержденной инвестиционной программе ПАО «Россети Московский регион» (г. Москва) с 2016 года не предусматриваются кредитные средства в качестве источников финансирования инвестиционных проектов, в том числе и по технологическому присоединению. Источником финансирования мероприятий по технологическому присоединению является плата за технологическое присоединение. Действующие кредитные договоры ПАО «Россети Московский регион» не содержат информации о целевом назначении кредитных средств. Кредиты привлекаются на финансирование уставной деятельности, включая финансирование капитальных вложений, погашение существующей задолженности по кредитам и займам перед третьими лицами, приобретение и погашение эмиссионных ценных бумаг, эмитированных заемщиком и представляют собой возобновляемые кредитные линии.

В дополнение Департамент отмечает, что ПАО «Россети Московский регион» ежегодно получает процентный доход от размещения свободных денежных средств.

Расходы на обслуживание заемных средств, направляемых на покрытие недостатка средств в части деятельности по технологическому присоединению за период с 2012 по 2018 гг., включены Департаментом на 2021 год в сумме 1 000 000,00 тыс. руб. до представления ПАО «Россети Московский регион» обосновывающих материалов, запрошенных письмом Департамента от 23.12.2020 № ДПР-3-3531/20, и будут скорректированы по результатам судебного решения по делу № А40-252380/2020 по заявлению Департамента о признании незаконным решения ФАС России от 22.09.2020 № СП/82212/20.

ФАС России отмечает, что Заявителем не представлены в полном объеме документы, обосновывающие расходы на обслуживание заемных средств в Заявленном ПАО «РМР» объеме 2 131 997,68 тыс. руб. Кроме того, Заявителем не представлено информации о том, на какие цели привлекаются заемные средства на 2021 год.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по данной статье разногласий не подлежат удовлетворению.

6.1. Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2017 год.

ПАО «РМР» заявляет о необходимости учета в НВВ на 2021 год величины расходов в сумме 8 266 971,66 тыс. руб., определенной как разность между рассчитанной Департаментом и ПАО «РМР» корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2017 год, с учетом индексов потребительских цен.

Органом регулирования заявленная ПАО «РМР» величина расходов не учтена.

Сумма разногласий по данной статье составляет 8 266 971,66 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований по данной статье расходов ПАО «РМР» представлены в адрес ФАС России копии следующих документов (на электронном носителе):

1) особое мнение ПАО «Россети Московский регион» по параметрам ТБР на 2021 год (письмо от 25.12.2020 № РМР/29/405);

2) выкопировка из экспертного заключения от 13.11.2018 № 114-тд;
3) письмо ФАС России от 22.03.2019 № ВК/22727/19;

4) выкопировка из экспертного заключения от 30.11.2020 № 142-тд (в части корректировки НВВ по исполнению ИП 2017);

5) выкопировка из экспертного заключения от 30.11.2020 № 142-тд.

Аргументируя заявленные требования по статье, ПАО «РМР» отмечает, что при расчете корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2017 год, Департамент отождествил между собой два разных показателя:

- объем собственных средств на реализацию инвестиционных программ, предусмотренных в НВВ, установленной на год;

- плановый размер финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС.

Тем самым, отмечает Заявитель, Департамент самостоятельно изменил формулу, предусмотренную абз. 11 п. 32 Основ ценообразования № 1178 и п. 42 Методических указаний № 228-э.

В соответствии с п. 42 Методических указаний № 228-э величина по результатам деятельности за год i-j, относящийся к указанному в настоящем абзаце долгосрочному периоду регулирования:

(абзац введен приказом ФАС России от 24.08.2017 № 1108/17)

,

(в ред. приказа ФАС России от 24.08.2017 № 1108/17)

где:

,

(в ред. приказа ФАС России от 24.08.2017 № 1108/17)

- объем собственных средств на реализацию инвестиционных программ, предусмотренных в НВВ, установленной на год (i-j);

- плановый размер финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС;

(в ред. приказа ФАС России от 24.08.2017 № 1108/17)

- объем фактического финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС в году (i-j) долгосрочного периода регулирования;

(в ред. приказа ФАС России от 24.08.2017 № 1108/17)

При j = 1 используется фактический процент исполнения инвестиционной программы за 9 месяцев (i-1) года. Указанная корректировка осуществляется при отклонении исполнения инвестиционной программы более чем на 10 процентов;

- учтенная при расчете тарифов на (i-1) год корректировка необходимой валовой выручки на (i-2)-й год долгосрочного периода регулирования, осуществленная в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за истекший период на (i-2)-го года по результатам 9 месяцев;

- величина возврата инвестированного капитала, учитываемого при расчете долгосрочных тарифов на услуги по передаче в году i-j долгосрочного периода регулирования;

- величина дохода на инвестированный капитал, учитываемая при расчете долгосрочных тарифов на услуги по передаче в году i-j долгосрочного периода регулирования;

- величина изменения необходимой валовой выручки, определяемого на год i-j, производимого в целях сглаживания тарифов;

Крi-j - величина фактической стоимости (процентов) заемных средств, привлеченных для осуществления регулируемой деятельности, в году i-j;

- выпадающие доходы сетевой организации от присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), не включаемые в плату за технологическое присоединение, связанные с компенсацией расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства, определяемые регулирующими органами в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 в году i-j;


- величина фактических расходов из прибыли (в том числе направленных на погашение кредитов) в году i-j, признанных регулирующим органом экономически обоснованными.

В таблице ниже представлен расчет корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2017 год:

тыс. руб.

п/п

Наименование показателя

Вариант Департамента

Вариант ПАО «РМР»

1

Объем собственных средств на реализацию ИПР, предусмотренных в НВВ ()

(п.1=п.2+п.3+п.4-п.5-п.6-п.7)*

 26 445 499

 26 445 499

2

Возврат капитала ()

9 261 561

9 261 561

3

Доход на капитал ()

17 349 937

17 349 937

4

Сглаживание ()

1 241 186

1 241 186

5

Проценты за кредит (Крi-j)

1 194 289

1 194 289

6

Расходы из прибыли ()

117 292

117 292

7

Выпадающие доходы ()

95 605

95 605

8

Фактическое финансирование ИПР ()

11 752 928

11 752 928

9

План финансирования ИПР за счет собственных средств (выручки от реализации) ()

26 445 499

17 114 259

10

Исполнение (/) (п.8/п.9)

 44,44 %

(неисполнение -55,56 %)

68,67% (неисполнение -31,33%)

11

Корректировка НВВ (∆НВВКоррИП2019)

-14 692 571

-8 284 500

12

Корректировка НВВ (∆НВВКоррИП2019) с учетом ИПЦ

-16 128 196


Как следует из приведенного расчета спор обусловлен учетом различной величины планового размера финансирования инвестиционной программы ПАО «РМР» на 2017 год.

Также Заявитель ссылается на позицию ФАС России, отраженную в письме от 22.03.2019 № ВК/22727/19, согласно которой показатель определяется как показатель планового размера финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС.

При этом, Орган регулирования приводит ссылку на позицию, отраженную в письме ФАС России от 28.08.2018 № ВК/69848/18, согласно которой в соответствии с абзацем двенадцатым пункта 37 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 32 Основ ценообразования № 1178, осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, с учетом отклонения совокупного объема инвестиций, фактически осуществленных в течение истекшего периода регулирования в рамках утвержденной (скорректированной) в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы, от объема инвестиций, предусмотренного утвержденной (скорректированной) в установленном порядке до начала очередного года долгосрочного периода регулирования инвестиционной программой, учтенного при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования.

Кроме того, Департамент отмечает, что в письме ФАС России от 28.08.2018 № ВК/69848/18 (абз. 6) ФАС России ссылается на подробные указания органам регулирования по вопросам исполнения инвестиционных программ субъектами электроэнергетики, данные ранее письмом от 20.04.2018 № ИА/28440/18.

В данном письме от 20.04.2018 № ИА/28440/18 ФАС России указано (абз. 35, стр. 8), что:

«При анализе использования инвестиционных средств следует использовать величину, определенную по формуле, предусмотренной в пункте 42 Методических указаний № 228-э в части определения собственных средств на реализацию инвестиционных программ, предусмотренных в необходимой валовой выручке, установленной на соответствующий год».

ФАС России проанализировала доводы ПАО «РМР» и Департамента и отмечает, что Методическими указаниями № 228-э определен строгий порядок расчета объема собственных средств на реализацию инвестиционных программ, предусмотренных в НВВ, установленной на год (i-j).

При этом, в случае, когда плановый размер финансирования инвестиционной программы (согласно утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы) на год (i-j) меньше, чем объем собственных средств на реализацию инвестиционных программ, предусмотренных в НВВ, установленной на год (i-j) (рассчитан по формуле п. 42 Методических указаний № 228-э), регулируемой организации не представляется возможным освоить весь объем учтенных Органом регулирования средств. Кроме того, в данном случае в НВВ регулируемой организации учитываются средства без целевого назначения (без обеспечения расходами), что не соответствует положениям п. 2 Основ ценообразования № 1178, а именно определению необходимой валовой выручки - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования

Необходимо отметить, что положения нормативных правовых актов не содержат отдельного порядка расчета объема собственных средств на реализацию инвестиционных программ, предусмотренных в НВВ, установленной на год (i-j), при вышеописанном случае, и Департаментом правомерно определена данная величина по формуле п. 42 Методических указаний № 228-э при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении ПАО «МОЭСК» на 2017 год.

При этом, при расчете корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2017 год Департаментом в нарушение порядка расчета, определенного п. 42 Методических указаний № 228-э величина планового размера финансирования инвестиционной программы на год (i-j) определена не в соответствии с приказом Минэнерго России от 16.10.2014 № 735.

Таким образом, ФАС России отмечает, что расчет корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2017 год, выполнен ПАО «РМР» корректно, в соответствии с порядком, определенным п. 42 Методических указаний № 228-э.

Вместе с тем, исключение расходов по рассчитанным Департаментом корректировкам НВВ за 2017 год (-20 633 880,27 тыс. руб.), в том числе корректировке НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2017 год, в сумме (-14 692 570,94 тыс. руб.) распределено следующим образом:

при принятии тарифно-балансового решения на 2020 год Департаментом исключено 1 158 224,17 тыс. руб. по корректировкам за 2017 год;

при принятии тарифно-балансового решения на 2021 год Департаментом не производилось исключения по корректировкам за 2017 год;

при принятии тарифно-балансового решения на 2022 год Департаментом планируется к исключению 8 598 928,94 тыс. руб. за 2017 год;

при принятии тарифно-балансового решения на 2023 год Департаментом планируется к исключению 11 264 916,76 тыс. руб. за 2017 год.

С учетом того, что фактического исключения средств по корректировке НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2017 год, на 2021 год Департаментом не производилось, требования Заявителя не подлежат удовлетворению.

При этом, Департаменту при принятии тарифно-балансовых решений на будущие периоды необходимо произвести корректировку НВВ, осуществляемую в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2017 год, в порядке, предусмотренном положениями п. 42 Методических указаний № 228-э.

6.2. Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2019 год.

ПАО «РМР» заявляет о признании экономически обоснованной величины корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2019 год в сумме 346 481,00 тыс. руб.

Органом регулирования данная корректировка учтена в размере
(-2 226 782,54) тыс. руб.

Величина разногласий по статье составляет 2 573 263,54 тыс. руб.

Аргументируя заявленные требования, ПАО «РМР» указывает, что плановый размер инвестиционной программы сформирован Департаментом с учетом капитализации процентов, учитываемых в составе инвестиционных проектов. При этом, в составе фактических расходов на инвестиции расходы на капитализацию не учтены (1 132 020,00 тыс. руб.).

Также Заявитель указывает, что Органом регулирования не учтена величина фактических расходов на реконструкцию для льготного ТП в нарушение п. 32 Основ ценообразования № 1178 (598 580,00 тыс. руб.).

Департамент в направленном Отзыве отмечает, что до 2019 года объем средств на капитализацию процентов, по заявлению ПАО «Россети Московский регион», был учтен в финансовом плане и в плане финансирования капитальных вложений по каждому инвестиционному проекту, однако, в формах инвестиционной программы ПАО «Россети Московский регион» утвержденных приказом Минэнерго России от 26.12.2018 № 31@, информация об учете в объеме инвестиционной программы средств на капитализацию процентов отсутствует. Кроме того, данные об объемах средств на капитализацию процентов и их распределении по разделам инвестиционной программы ПАО «Россети Московский регион», утвержденной приказом Минэнерго России от 26.12.2018 № 31@, ПАО «Россети Московский регион» в Департамент не представлена.

Также Департамент отмечает, что объем инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов на 2019 год для ПАО «Россети Московский регион», принят Департаментом в соответствии с величиной амортизации, утвержденной приказом Минэнерго России от 26.12.2018
№ 31@.

По вопросу учета фактических расходов на реконструкцию для льготного технологического присоединения (ТП) Органом регулирования отмечается, что объем финансовых потребностей, необходимых на реализацию мероприятий по ТП льготной категории потребителей при утверждении ИПР ПАО «Россети Московский регион» определен организацией исходя из средней за три последних отчетных периода величины, и утвержден Минэнерго России величиной 703,91 млн. руб. без НДС. Источником финансирования мероприятий являются собственные средства организации (амортизационные отчисления). При этом, в составе ИПР данный объем не дифференцирован по группам (реконструкция и новое строительство) и мероприятиям, а утвержден отдельно по ТП для льготной категории потребителей с присоединенной мощностью до 15 кВт и до 150 кВт.

Согласно отчетным данным, представленным в Департамент по исполнению ИПР ПАО «Россети Московский регион» за 2019 год, общее выполнение мероприятий по ТП для льготной категории потребителей с присоединенной мощностью до 15 кВт и до 150 кВт составило 1 599,77 млн. руб. без НДС, в том числе по мероприятиям, сопутствующим ТП (мероприятиям по реконструкции существующих объектов) – 598,58 млн. руб. без НДС.

ФАС России отмечает, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для Заявителя на 2019 год расчетная величина собственных средств регулируемой организации для финансирования инвестиционной программы определялась Департаментом в соответствии с приказом Минэнерго России от 26.12.2018 № 31@.

Тарифным источником финансирования инвестиционной программы Общества являются амортизационные отчисления в сумме 11 154,16 млн. руб., направляемые, в том числе, на реализацию мероприятий по реконструкции, новому строительству в сумме 10 439,42 млн. руб. и расходов на реконструкцию для льготного ТП - 714,74 млн. руб.

Необходимо отметить, что Органом регулирования при определении источников финансирования инвестиционной программы для Общества на 2019 год не учтена капитализация процентов, учитываемых в составе инвестиционных проектов.

В утвержденной приказом Минэнерго России от 26.12.2018 № 31@ инвестиционной программе Общества среди источников финансирования инвестиционных программ на 2019 год отсутствует капитализация процентов, учитываемых в составе инвестиционных проектов.

Вместе с этим, Органом регулирования при определении источников финансирования скорректированной инвестиционной программы ПАО «РМР» (утверждена приказом Минэнерго России от 26.12.2019 № 33@) выделен объем общей капитализации в размере 1 668,54 млн. руб., в том числе 1 319,02 млн. руб. по мероприятиям реконструкции, 349,52 млн. руб. – по мероприятиям технологического присоединения.

В соответствии с формой № 21 «Финансовый план субъекта электроэнергетики», размещенной на сайте Минэнерго России (minenergo.gov.ru/system/download/4184/108928), раскрываемой в соответствии с п. 12 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 (далее – Стандарты раскрытия № 24), величина процентов по долговым обязательствам, включаемым в стоимость инвестиционного актива составляет 1 668,54 млн. руб., что соответствует выделенному объему капитализации в скорректированной инвестиционной программе ПАО «РМР».

При этом, соответствующее значение величины процентов по долговым обязательствам, включаемым в стоимость инвестиционного актива в утвержденной инвестиционной программе (приказом Минэнерго России от 26.12.2018 № 31@) составляет 1 859,56 млн. руб., что соответствует плановой величине общей капитализации.

Таким образом, Органом регулирования при определении источников финансирования мероприятий инвестиционной программы на 2019 год, утвержденной приказом Минэнерго России от 26.12.2018 № 31@, были учтены объемы капитализации процентов.

Однако, при определении фактического исполнения инвестиционной программы ПАО «РМР» за 2019 год Департаментом не учтены объемы капитализации процентов, что является некорректным, поскольку составляющие для расчета корректировки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, в данном случае, определяются в несопоставимых условиях.

В части величины фактических расходов на реконструкцию для льготного технологического присоединения необходимо отметить, что Органом регулирования определен объем фактического исполнения мероприятий инвестиционной программы Общества за 2019 год в сумме (в части тарифных источников) в размере 8 951,20 млн. руб., в том числе по мероприятиям по реконструкции и новому строительству в сумме 8 352,62 млн. руб., 598,58 млн. руб. – мероприятия по реконструкцию для льготного технологического присоединения.

При этом, при расчете корректировки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы Общества за 2019 год, Органом регулирования не учтены данные величины.

Таким образом, требования Заявителя по данной статье спора подлежат частичному удовлетворению, Органу регулирования необходимо произвести перерасчет корректировки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы Заявителя за 2019 год, определив фактическую величину исполнения инвестиционной программы с учетом капитализации процентов, включаемых в стоимость инвестиционных активов, мероприятий по льготному технологическому присоединению, а также мероприятий по реконструкции и новому строительству, запросив необходимые документы в разрезе инвестиционных мероприятий.

По результатам рассмотрения материалов, предоставленных ПАО «Россети Московский регион» и Департаментом экономической политики и развития города Москвы в рамках рассмотрения разногласий, Комиссия


РЕШИЛА:


1. Признать Департамент экономической политики и развития города Москвы нарушившим пункты 27, 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, п. 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 42 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э, пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э.

2. Частично удовлетворить требования ПАО «Россети Московский Регион», изложенные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Департаментом экономической политики и развития города Москвы (рег. от 17.03.2021 № 42346/21).

3. Органу исполнительной власти города Москвы в области
государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в Экспертном заключении по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для
ПАО «Россети Московский Регион» на 2021 год согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, и мотивировочной части настоящего решения, указав на основании каких документов и материалов принималось решение по следующим статьям затрат:

- «Расходы на амортизацию (дизель-генераторы, производственные планшеты), факт за 2019 год и план на 2021 год»;

- «Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии за 2019 год»;

- «Расходы на аренду помещений (офисы), план на 2021 год»;

- «Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2019 год».

4. Органу исполнительной власти города Москвы в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.09.2021 года пересмотреть необходимую валовую выручку ПАО «Россети Московский Регион», индивидуальные и единые (котловые) тарифы на 2021 год с учетом включения экономически обоснованных расходов, указанных в пункте 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти города Москвы в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения о внесении изменений в Экспертное заключении по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ПАО «Россети Московский Регион» на 2021 год и установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ПАО «Россети Московский Регион» на 2021 год письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти города Москвы в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которого предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти города Москвы в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) для
ПАО «Россети Московский Регион» цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать ПАО «Россети Московский Регион» в удовлетворении остальной части требований.


Председатель Комиссии

_________________/

С.А. Пузыревский


(подпись)


Заместитель председателя Комиссии

_________________/

А.С. Воронин


(подпись)


Члены Комиссии:

_________________/

И.Г. Степаненко


(подпись)



_________________/

А.В. Иванов


(подпись)



_________________/

И.В. Бедрин


(подпись)



_________________/

Д.В. Бердников


(подпись)



_________________/

Т.Л. Новичкова


(подпись)



2021-93798(3)




Связанные организации

Департамент экономической политики и развития г. Москвы
ИНН 7710168515, ОГРН 1027739830161
Московское УФАС России
ИНН 7706096339, ОГРН 1037706061150
ПАО "Россети Московский регион"
ИНН 5036065113, ОГРН 1057746555811