Предписание №СП/47076/21 Предписание по результатам выездной проверки АО "КСБ" 2018-2... от 9 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области

 

ул. Зейская, д. 206, г. Благовещенск, 675000,

tarif@tarifamur.ru

 

Для сведения:

 

Амурское УФАС России

 

ул. Амурская, д. 150, г. Благовещенск, Амурская область, 675000

to28@fas.gov.ru

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (приказ ФАС России от 28.08.2020 № 797/20, Акт проверки Инспекции ФАС России 26.10.2020 № 79/20), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, допущенные органом исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для АО «Коммунальные системы БАМа»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Тарифы для АО «Коммунальные системы БАМа» (далее – АО «КСБ», регулируемая организация) в сферах водоснабжения и водоотведения установлены Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее – Управление, орган регулирования) методом индексации на периоды 2016-2018 и 2019-2023 годы на территории п. Восточный Тындинского района, Тындинского, Зейского и Селемджинского районов, при этом ФАС России отмечает, что тарифы на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения для АО «КСБ» в г. Тында установлены методом индексации на период 2016-2018 гг., методом экономически обоснованных затрат на 2019 год.

Также ФАС России обращает внимание на то, что тарифы на оказываемые услуги водоснабжения (г. Тында) установлены методом индексации на период 2020-2024 гг., тарифы на оказываемые услуги водоотведения (г. Тында) на 2020 год установлены методом экономически обоснованных затрат.

Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 21.12.2015 № 216-пр/в (г. Тында, п. Восточный Тындинского района, Зейский, Селемджинский, Тындинский районы) в отношении АО «КСБ» Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области утверждены долгосрочные параметры регулирования и тарифы на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения на 2016-2018 гг.

Приказом Управления от 18.11.2016 № 143-пр/в (г. Тында, п. Восточный Тындинского района, Зейский, Селемджинский, Тындинский районы) органом регулирования скорректированы тарифы на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения на 2017 год.

Приказом Управления от 20.12.2017 № 166-пр/в (г. Тында) органом регулирования скорректированы тарифы на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения на 2018 год.

Приказом Управления от 17.11.2017 № 127-пр/в (п. Восточный Тындинского района, Зейский, Селемджинский, Тындинский районы) органом регулирования скорректированы тарифы на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения на 2018 год.

Приказом Управления от 28.11.2018 № 126-пр/в (г. Тында) органом регулирования установлены тарифы на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения на 2019 год.

Приказом Управления от 28.11.2018 № 126-пр/в (г. Тында) органом регулирования установлены тарифы на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения на 2019 год и утверждены долгосрочные параметры регулирования и тарифы на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 гг. (п. Восточный Тындинского района, Зейский, Селемджинский, Тындинский районы).

Приказом Управления от 27.03.2020 № 20-пр/в (г. Тында) органом регулирования установлены тарифы на оказываемые услуги водоотведения на 2020 год.

Приказом Управления от 23.12.2019 № 179-пр/в (г. Тында) утверждены долгосрочные параметры регулирования и тарифы на оказываемые услуги водоснабжения на 2020-2024 гг. (г. Тында).

Приказом Управления от 08.11.2019 № 124-пр/в (Зейский, Селемджинский, Тындинский районы) органом регулирования скорректированы тарифы на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения на 2020 год.

Приказом Управления от 25.10.2019 № 112-пр/в (п. Восточный Тындинского района) органом регулирования скорректированы тарифы на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения на 2020 год.

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов (далее – Правила регулирования тарифов № 406) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 26 Правил регулирования тарифов № 406 установлено, что экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Необходимая валовая выручка регулируемой организации на 2016-2020 годы определена органом регулирования в следующих размерах:

 

 

2016

2017

2018

2019

2020

г. Тында, водоснабжение, тыс. руб.

57627,87

56417,74

57204,92

58673,91

56877,53

г. Тында, водоотведение, тыс. руб.

68262,29

67556,71

67707,27

65117,49

66158,2

Зейский район, водоснабжение, тыс. руб.

15698,43

15360,21

14619,7

14629,11

15196,79

Зейский район, водоотведение, тыс. руб.

23129,88

24058,35

26763,46

27595,78

28500,7

Селемджинский район, водоснабжение, тыс. руб.

11616,57

11686,79

11788,92

12033,08

12689,63

Селемджинский район, водоотведение, тыс. руб.

18705,79

19606,47

19659,88

19739,1

20559,5

п. Восточный Тындинского района, водоснабжение, тыс. руб.

8879,95

6954,41

7458,58

7562,78

7776,19

п. Восточный Тындинского района, водоотведение, тыс. руб.

11227,48

5399,65

5757,51

5937,74

6140,04

Тындинский район, водоснабжение, тыс. руб.

49573,73

51145,1

52233,34

51765,63

54650,64

Тындинский район, водоотведение, тыс. руб.

76527,86

81962,47

86003,52

85304,72

90100,67

 

Рассмотрев экспертное заключение по делу № 20-15/в об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2016-2018 гг. (г. Тында); экспертное заключение по делу № 26-15/в об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2016-2018 гг. (Зейский район); экспертное заключение по делу № 19-15/в об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2016-2018 гг. (п. Восточный Тындинского района); экспертное заключение по делу № 17-15/в об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2016-2018 гг. (Селемджинский район); экспертное заключение по делу № 18-15/в об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2016-2018 гг. (Тындинский район); экспертное заключение по делу № 116-18/в по корректировке тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2018 год (г. Тында); экспертное заключение по делу № 119-18/в по корректировке тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2018 год (Зейский район); экспертное заключение по делу № 120-18/в по корректировке тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2018 год (п. Восточный Тындинского района); экспертное заключение по делу № 118-18/в по корректировке тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2018 год (Селемджинский район); экспертное заключение по делу № 117-18/в по корректировке тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2018 год (Тындинский район); экспертное заключение по делу № 128-19/в об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2019 (г. Тында), экспертное заключение по делу № 128-19/в об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 гг. (Зейский район); экспертное заключение по делу № 173-19/в об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 гг. (п. Восточный Тындинского района); экспертное заключение по делу № 128-19/в об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 гг. (Селемджинский район); экспертное заключение по делу № 128-19/в об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 гг. (Тындинский район); экспертное заключение по делу № 129-20/в об установлении тарифов в сфере водоснабжения на 2020-2024 гг. и водоотведения на 2020 год (г. Тында); экспертное заключение по делу № 130-20/в по корректировке тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2020 год. (Зейский район); экспертное заключение по делу № 173-19/в по корректировке тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2020 год. (п. Восточный Тындинского района); экспертное заключение по делу № 130-20/в по корректировке тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2020 год. (Селемджинский район); экспертное заключение по делу № 130-20/в по корректировке тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2020 год. (Тындинский район), а также материалы тарифных дел, ФАС России выявлено следующее.

1. Амортизация.

Данные об учтенных органом регулирования Амурской области расходов по статье «Амортизация» в сфере водоснабжения представлены в таблице ниже:

 

 

 

Амортизация

Год регулирования

 

г. Тында (тыс. руб.)

Селемджинский район (тыс. руб.)

Зейский район (тыс. руб.)

п. Восточный Тындинского района (тыс. руб.)

Тындинский район (тыс. руб.)

2018

133,09

129,50

611,88

36,84

553,80

2019

132,20

144,86

235,55

30,70

424,00

2020

126,50

107,90

186,30

23,41

375,80

Данные об учтенных органом регулирования Амурской области расходов по статье «Амортизация» в сфере водоотведения представлены в таблице ниже:

Амортизация

Год регулирования

 

г. Тында (тыс. руб.)

Селемджинский район (тыс. руб.)

Зейский район (тыс. руб.)

п. Восточный Тындинского района (тыс. руб.)

Тындинский район (тыс. руб.)

2018

163,00

278,10

540,82

12,5

1 587,80

2019

115,19

287,60

576,50

13,63

1 604,40

2020

115,19

267,60

576,50

13,63

1 589,20

Согласно пункту 16 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю;

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что согласно положениям Основ ценообразования № 406, а также Методических указаний № 1746-э, фактические расходы регулируемой организации за прошедший период регулирования, по которым имеются данные бухгалтерской и статистической отчетности, подлежат учету в составе необходимой валовой выручки, утверждаемой на очередной период регулирования, в экономически обоснованном размере, в случае, если указанные расходы были подтверждены регулируемой организацией в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Так, подпунктом «ж» пункта 22 Основ ценообразования установлено, что при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из данных бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

Пунктом 43 Основ ценообразования № 406 установлено, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э.

В соответствии с пунктом 77 Основ ценообразования № 406 величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э.

Согласно пункту 28 Методических указаний № 1746-э расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае, если по итогам исполнения инвестиционной программы указанные расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования.

Исходя из изложенного, в случае если регулируемая организация осуществляет регулируемую деятельность в сферах водоснабжения и водоотведения с использованием объектов водоснабжения, эксплуатируемых ею на праве собственности или ином законном основании, начисленная ею амортизация по таким объектам в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, подлежит учету в необходимой валовой выручке регулируемой организации для целей расчета тарифов с применением метода индексации установленных тарифов и метода экономически обоснованных расходов.

Порядок начисления амортизации организациями - юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) по объектам основных средств, находящимся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, установлен Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н (далее – ПБУ 6/01), и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 № 91н.

В соответствии с пунктом 17 ПБУ 6/01 посредством начисления амортизации погашается стоимость объекта основных средств, то есть его стоимость переносится на расходы в течение срока полезного использования.

Стоимостью объекта основных средств, используемого для осуществления регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление данного объекта, которые компенсируются посредством включения амортизации по такому объекту в необходимую валовую выручку организации, на основании которой рассчитываются тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.

Также подлежит компенсации посредством учета амортизации в составе необходимой валовой выручки организации стоимость полученных ею от собственника основных средств в случае, если заключенным между организацией и собственником имущества договором предусмотрено возмещение расходов собственника имущества, формирующих стоимость основных средств.

Кроме того, амортизация, учтенная в тарифе, может являться источником финансирования мероприятий по строительству, модернизации, реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения, предусмотренных утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой организации.

Таким образом, учитываемая органом регулирования при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для регулируемой организации амортизация основных средств должна быть израсходована организацией на указанные выше цели.

В соответствии с пунктом 1 статьи 258 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.

Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификатор основных средств № 1).

ФАС России обращает внимание на то, что органом регулирования Амурской области в составе тарифных дел не были представлены первичные документы, а именно инвентарные карточки учета объектов основных средств (по форме ОС-6), а также иные документы, содержащие информацию о сроках полезного использования, учтенных органом регулирования Амурской области для амортизируемых объектов, а также об амортизационных группах, присвоенных объектам, что было отражено в Акте проверки. Ссылки на вышеуказанные документы не содержались в экспертных заключениях по установлению (корректировке) тарифов на 2018-2020 годы.

В этой связи, в Акте проверки указано на необходимость представления органом регулирования Амурской области инвентарных карточек учета объектов основных средств по форме ОС-6.

Вместе с тем, ФАС России обращает внимание на то, что органом регулирования Амурской области не проведен анализ инвентарных карточек учета объектов основных средств по форме ОС-6 при формировании тарифов для АО «КСБ» на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения в г. Тында, п. Восточный Тындинского района, Тындинском районе, Селемджинском районе и Зейском районе.

ФАС России обращает внимание на то, что в возражениях на Акт проверки органом регулирования Амурской области указано на то, что ведомости амортизации, представленные в качестве обоснования расходов по статье «Амортизация», являются более информативным документом для подтверждения начисленной амортизации, так как инвентарная карточка формируется по каждому объекту основного средства и отражает не все основные данные об объекте основных средств, в связи с чем, органом регулирования Амурской области не были представлены в ФАС России инвентарные карточки по форме ОС-6.

Кроме того, орган регулирования Амурской области в возражениях на Акт проверки указывает на то, что ведомости амортизационных отчислений содержат информацию о первоначальной стоимости основного средства, изменение стоимости основного средства, дату, когда эти изменения происходили и вводились объекты в эксплуатацию, амортизационную группу, а также фиксирующих проведение переоценки основных средств с выделением объектов, непосредственно участвующих в технологическом процессе, соответственно, органом регулирования Амурской области не был проведен анализ инвентарных карточек ОС-6.

Таким образом, расходы по статье «Амортизация» учтены органом регулирования Амурской области в составах необходимых валовых выручек АО «КСБ» на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения на период с 2018 по 2020 годы (г. Тында, п. Восточный Тындинского района, Тындинский район, Селемджинский район и Зейский район) на основании расчета, проведенного органом регулирования Амурской области на основании ведомостей амортизационных отчислений, оборотно-сальдовых ведомостей по счету 20, представленных АО «КСБ» за 2016, 2017, 2018 годы.

Однако представленные в ФАС России амортизационные ведомости не содержат достаточных сведений, необходимых для анализа экономической обоснованности расходов амортизационных средств по следующим обстоятельствам.

1.1. Сроки полезного использования основных средств, учтенные органом регулирования Амурской области, не соответствуют максимальным срокам полезного использования, закрепленным в Классификаторе основных средств № 1.

Так, при расчете расходов по статье «Амортизация» АО «КСБ» на оказываемые услуги водоснабжения Тындинского района на 2018 год органом регулирования учтены указанные расходы на основании ведомости амортизации основных средств за 2016 год.

Например, по объекту «Здание насосной станции второго подъема, инв. № 00124002» начислена амортизация в размере 7 293,12 руб.

Информация о первоначальной стоимости и начисленной амортизации по вышеуказанному объекту отражена в виде амортизационной ведомости за 2016 год и представлена в таблице ниже.

 

Основное средство, инвентарный номер

Первоначальная стоимость (руб.)

Начислено амортизации за 2016 год (руб.)

Здание насосной станции второго подъема, инв. № 00124002

102 103,93

7 293,12

 

Таким образом, с учетом линейного метода начисления амортизации, сопоставив первоначальную стоимость объекта основных средств и начисление амортизации за 1 год по вышеуказанному объекту, можно сделать вывод о том, что срок амортизации для данного основного средства учтен на уровне 14 лет (102 103,93 руб./7 293,12 руб. = 14 лет).

В соответствии с Классификатором основных средств № 1 здания (кроме жилых) могут быть отнесены к VII, VIII, IX, X амортизационным группам, максимальный срок полезного использования которых начинается от 20 лет. (в вышеуказанном примере расчет произведен органом регулирования Амурской области с учетом срока амортизации в размере 14 лет).

Таким образом, в связи с тем, что органом регулирования Амурской области не представлены инвентарные карточки ОС-6 в адрес Федеральной антимонопольной службы, ФАС России не представляется возможным определить соотношение объектов основных средств с амортизационными группами в соответствии с Классификатором основных средств № 1, в том числе исходя из максимальных сроков полезного использования основных средств, в связи с чем принятые органом регулирования Амурской области сроки полезного использования не могут быть признаны ФАС России экономически обоснованными.

1.2. Вместе с тем, ФАС России обращает внимание на несоответствия в ведомостях амортизационных отчислений, представленных АО «КСБ» за период с 2016 по 2018 годы.

Например, при начислении амортизации за 2016, 2017, 2018 годы на объект основного средства «Преобразователь частоты El-7011-010H 7,5 кВт 380 В, № 00005348» (Водоснабжение, Тындинский район), АО «КСБ» были начислены суммы амортизации за 2017, 2018 годы отличные от сумм начисленной амортизации за 2016 год, что прямо указывает на нелинейный способ начисления амортизации.

Информация об амортизационных отчислениях за год по вышеуказанному объекту, представленная АО «КСБ» в виде амортизационных ведомостей за 2016-2018 годы отражена в таблице ниже.

Основное средство, инвентарный номер

Начислено амортизации за 2016 год (руб.)

 

Начислено амортизации за 2017 год (руб.)

Начислено амортизации за 2018 год (руб.)

Преобразователь частоты El-7011-010H 7,5 кВт 380 В, № 00005348

4 615,50

5 538,60

5 538,60

1.3. Как было указано выше, при расчете расходов по статье «Амортизация» в составе необходимых валовых выручек за период с 2018 по 2020 годы на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения для АО «КСБ» (г. Тында, п. Восточный Тындинского района, Тындинский район, Селемджинский район и Зейский район) орган регулирования Амурской области руководствовался фактическими данными, представленными АО «КСБ», в том числе оборотно-сальдовыми ведомостями по счету 20, амортизационными ведомостями за период с 2016 по 2018 годы.

При этом ФАС России обращает внимание на то, что ряд объектов основных средств при использовании линейного метода амортизации будет полностью самортизирован к 2019 и 2020 годам.

Например, основное средство «Здание насосной станции второго подъема № 00124058» (Тындинский район, водоснабжение) с учетом начисленной за год амортизации будет полностью самортизировано в 2018 году, в связи с чем, дальнейший учет амортизационных отчислений в составе необходимой валовой выручки АО «КСБ» на 2020 год нецелесообразен.

Информация о первоначальной стоимости, начисленной амортизации за 2016 год, остаточной стоимости на 2016, 2017 годы вышеуказанного объекта основных средств представлена в таблице ниже.

Основное средство, инвентарный номер

Первоначальная стоимость (руб.)

Остаточная стоимость на 01.01.2016 (руб.)

Начислено амортизации за 2016 год (руб.)

Остаточная стоимость на 01.01.2017 (руб.)

Здание насосной станции второго подъема, № 00124058

145 396,64

34 520,61

21 809,52

12 711,09

Таким образом, ФАС России полагает, что расходы по статье «Амортизация», учтенные органом регулирования Амурской области на 2020 год могут включать расходы на амортизационные отчисления по объектам основных средств, которые могли быть самортизированы в полном объеме уже в 2017-2018 годах, в связи с чем, органу регулирования Амурской области необходимо провести дополнительный анализ расходов по статье «Амортизация» на предмет выявления учета средств по объектам основных средств с учетом вышеуказанных обстоятельств.

В условиях того, что в материалах тарифных дел отсутствует информация о принятых органом регулирования сроках полезного использования амортизируемого имущества (в том числе на предмет их соответствия максимальным срокам полезного использования, закрепленным в Классификаторе основных средств № 1), а также об объектах, начисление амортизации по которым осуществляется как за счет собственных средств, так и за счет бюджетных средств, органу регулирования необходимо определить объекты или долю в объектах, построенных за счет целевых бюджетных средств, и исключить амортизацию на такие основные средства (в случае выявления указанных объектов, а также в случае отсутствия информации, подтверждающей направление средств по начисленным амортизационным отчислениям на восстановление объектов основных средств).

Таким образом, учитывая обстоятельства, изложенные выше, а также ввиду отсутствия инвентарных карточек учета объектов основных средств по форме ОС-6, учтенные органом регулирования Амурской области расходы по статье «Амортизация» на 2018-2020 годы для АО «КСБ» на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения на территории г. Тында, Селемджинского, Зейского, Тындинского, п. Восточный Тындинского районов, не могут быть признаны ФАС России экономически обоснованными, в связи с чем, расходы по статье «Амортизация» требуют дополнительного анализа со стороны органа регулирования Амурской области.

В этой связи, органу регулирования Амурской области необходимо провести дополнительный анализ, исключив излишне учтенные органом регулирования Амурской области экономически необоснованные расходы по статье «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», отразив соответствующий анализ (расчет) в Экспертных заключениях согласно пункту 26 Правил регулирования тарифов № 406.

2. Отчисления на социальные нужды

В Акте проверки указано на то, что в адрес Управления было выдано предписание ФАС России от 20.02.2020 № СП/12806/20, где органу регулирования Амурской области было предписано провести анализ дополнительно запрошенных у АО «КСБ» материалов, подтверждающих фактическое освоение средств по статье «Отчисления на социальные нужды» за период с 2012 по 2014 годы, по итогам которого, в случае выявления факта неуплаты пенсионных отчислений, а также расхождения учтенных органом регулирования расходов по статье «Отчисления на социальные нужды» с фактическими данными регулируемой организации, исключить из состава необходимой валовой выручки АО «КСБ» 2020 года излишне учтенные органом регулирования экономически необоснованные расходы по статье «Отчисления на социальные нужды» в сферах водоснабжения и водоотведения, при установлении тарифов в период с 2012 по 2014 годы.

Также в Акте проверки указано на то, что экспертные заключения Управления также в сфере водоснабжения и водоотведения (г. Тында, Зейский район, Селемджинский район, Тындинский район, п. Восточный Тындинского района) также не содержат подробного анализа по статье «Отчисления на социальные нужды», а именно анализа материалов, подтверждающих фактическое освоение средств, учтенных Управлением для АО «КСБ» на социальные нужды за период 2016-2018 гг., что свидетельствует о возможных признаках нарушения законодательства Российской Федерации.

В возражениях на Акт проверки органом регулирования указано на то, что экономически необоснованные доходы прошлых периодов регулирования за 2018 год процента отчислений на социальные нужды по основному производственному, цеховому, и административно-управленческому персоналу будут исключены Управлением при корректировке тарифов на 2022 год.

При этом ФАС России обращает внимание на то, что в экспертных заключениях органа регулирования не указано на то, что соответствующие экономически необоснованные доходы прошлых периодов регулирования за 2018 год по статье «Отчисления на социальные нужды» по вышеуказанным видам персонала будут исключены из состава необходимых валовых выручек АО «КСБ» (г. Тында, п. Восточный Тындинского района, Зейский, Селемджинский и Тындинский районы) Управлением при корректировке тарифов на 2022 год.

На основании вышеизложенного, расходы по рассматриваемой статье на 2018-2020 годы подлежат дополнительному экономическому анализу, его отражению в экспертных заключениях органа регулирования и исключению выявленных экономически необоснованных расходов в соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 406 из состава НВВ регулируемой организации на 2021 год.

3. Операционные (подконтрольные) расходы (корректировки 2017, 2018, 2020 гг.)

В соответствии с пунктом 60 Основ ценообразования № 406 операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

При определении операционных расходов на год долгосрочного периода регулирования, не вошедший в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

ФАС России отмечает, что, учитывая необходимость проведения дополнительного анализа и представления дополнительного экономического обоснования операционных расходов, учтенных в базовом периоде регулирования, Управлению также необходимо провести дополнительный анализ расходов, учитываемых при корректировках тарифов на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения на территории г. Тында, Зейского, Селемджинского, Тындинского, п. Восточный Тындинского районов. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов затраты подлежат исключению из необходимых валовых выручек регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Пложения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области нарушившим положения пунктов 16, 24, 43, 77 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, пункт 26 Правил регулирования тарифов № 406, пункт 28 Методических указаний № 1746-э по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э, при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в отношении АО «Коммунальные системы БАМа» (г. Тында, Зейский район, Селемджинский район, п. Восточный Тындинского района, Тындинский район) на 2018-2020 годы.

2. Органу исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах водоснабжения и водоотведения в срок до 01.07.2021 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах водоснабжения и водоотведения, а именно:

2.1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимые валовые выручки АО «Коммунальные системы БАМа» (г. Тында, Зейский район, Селемджинский район, п. Восточный Тындинского района, Тындинский район) и отобразить соответствующий анализ в экспертных заключениях об установлении тарифов в сферах водоснабжения и водоотведения (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с положениями Федерального закона № 416-ФЗ, а также пунктом 22 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, исключив (включив) выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимых валовых выручек АО «Коммунальные системы БАМа» на 2021 год, по следующим статьям затрат:

    • «Амортизация» на 2018, год, 2019 год, 2020 год (г. Тында, Зейский район, Селемджинский район, п. Восточный Тындинского района, Тындинский район);

    • «Отчисления на социальные нужды» на 2018-2020 годы (г. Тында, Зейский район, Селемджинский район, п. Восточный Тындинского района, Тындинский район);

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах водоснабжения и водоотведения пересмотреть базовый уровень операционных расходов АО «Коммунальные системы БАМа» на 2016, 2019, 2020 годы, а также величины необходимых валовых выручек АО «Коммунальные системы БАМа» на 2016-2020 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, Методических указаний № 1746-э по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э, и настоящего предписания, отразив соответствующий анализ и расчеты в экспертных заключениях на основании пункта 22 Основ ценообразования № 406.

          4. Органу исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах водоснабжения и водоотведения не позднее 01.07.2021 принять и ввести в действие решения об установлении (корректировке) тарифов в сферах водоснабжения и водоотведения в отношении АО «Коммунальные системы БАМа» с учетом исполнения пунктов 2-3 настоящего предписания.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

 - решений органа исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах водоснабжения и водоотведения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

 - протокола заседания правления органа исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах водоснабжения и водоотведения, на котором принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

 - экспертных заключений органа исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания с приложением смет (калькуляций) по расчетам необходимых валовых выручек с указанием всех входящих в нее статей затрат и объемов реализации услуг (в том числе в среднем по году) в формате Excel с функционирующими формулами, по установлению тарифов на водоснабжение и водоотведение для АО «Коммунальные системы БАМа».

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.Полуэктов Т.Ю.,

тел.8(499)755-23-23 вн. 097-179

 

 

2021-12170

 

 

Связанные организации

Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области
ИНН 2801080146, ОГРН 1022800533172
Амурское УФАС России
ИНН 2801031325, ОГРН 1022800528233