Предписание №СП/47869/23 Предписание в адрес Комитета тарифного регулирования Волгогр... от 19 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

«15» июня 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы плановой выездной проверки Комитета тарифного регулирования Волгоградской области (далее — Комитет, орган регулирования), в том числе акт проверки ФАС России от 31.03.202233/22 (далее — Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки (письма от 04.05.2022 № 31-01-16/1406, рег. от 11.05.2022 № 85274/22; от 14.06.2023 № 31-02-16/2030, рег. от 14.06.2023 № 90225-ЭП/22), проведенной ФАС России на основании приказа от 24.02.2022 № 143/22, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Новгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Концессии теплоснабжения» на 2019-2022 гг. (приказы Комитета от 20.12.2018 № 47/25, от 20.12.2018 № 47/27, от 20.12.2019 № 44/56, от 20.12.2019 № 44/58, от 18.12.2020 № 48/45, от 18.12.2020 № 48/47, от 20.12.2021 № 41/27, от 20.12.2021 № 41/29),

 

УСТАНОВИЛА:

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

ООО «Концессии теплоснабжения» оказывает услуги населению, бюджетным организациям и прочим потребителям Волгоградской области по теплоснабжению и горячему водоснабжению, а также услуги по передаче тепловой энергии.

Для населения установлены льготные тарифы на горячую воду и тепловую энергию, поставляемую ООО «Концессии теплоснабжения».

Инвестиционная программа для регулируемой организации утверждена приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 28.09.2016 № 36/2.

Объекты теплоснабжения регулируемой организацией эксплуатируются на основании концессионного соглашения от 22.09.2016 с Муниципальным образованием городской округ город-герой Волгоград и МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» (далее – Концессионное соглашение), договора аренды от 31.08.2017 № 730/пр-17, заключенного с ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго».

Комитет тарифного регулирования Волгоградской области (далее – Комитет, орган регулирования) устанавливает следующие тарифы для ООО «Концессии теплоснабжения» в сфере теплоснабжения в теплоносителе вода:

1. Тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии;

2. Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям;

3. Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям (многоквартирные дома по адресу: пер. Залесский, д. 1, 3; пер. Ачинский, д. 2, 4; ул. Первой пятилетки, д. 1, 2, 3, 4, 5; ул. Армавирская, д. 1, 3, 9, 11; пер. Печатный, д. 3; ул. Шумилова, д. 2, 4, 10, 12; Административное здание по адресу: пер. Залесский, д. 6);

4. Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям (дома по адресу: ул. Лениногорская, д. 47, 48, 50, 54, 56, 58, 58А; ул. Компасная, д. 4, 5, 8; ул. Глубинная, д. 56; ул. Шадринская, д. 28);

5. Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

6. Тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение);

7. Тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение).

Тарифы на горячую воду для ООО «Концессии теплоснабжения» устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», а также в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения». При определении тарифов на горячую воду для потребителей ООО «Концессии теплоснабжения» Комитетом учтены тарифы на тепловую энергию и на передачу тепловой энергии, утвержденные для ООО «Концессии теплоснабжения».

Тарифы на тепловую энергию, на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, на горячую воду для ООО «Концессии теплоснабжения» установлены методом индексации установленных тарифов на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг.

Долгосрочные параметры регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность) и на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя утверждены приказом Комитета от 20.12.2018 № 47/25:

- тарифы на коллекторах: базовый уровень операционных расходов – 1 353,79 тыс. руб.; индекс эффективности операционных расходов – 1 %; нормативный уровень прибыли на 2019 год – 0,59 %, на 2020 год – 0,50 %, на 2021 год – 0,50 %, на 2022 год – 0,55 %, на 2023 год – 1,00 %; удельный расход условного топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источника тепла – 160,5 кг у.т./Гкал;

- тарифы с учетом передачи тепловой энергии: базовый уровень операционных расходов – 1 015 883,07 тыс. руб.; индекс эффективности операционных расходов – 1 %; нормативный уровень прибыли на 2019 год – 0,59 %, на 2020 год – 0,50 %, на 2021 год – 0,50 %, на 2022 год – 0,55 %, на 2023 год – 1,00 %; удельный расход условного топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источника тепла – 160,5 кг у.т./Гкал; отношение величины технологических потерь тепловой энергии, теплоносителя к материальной характеристике тепловой сети на 2019 год – 2,08/4,88 т/м, на 2020 год – 2,08/4,86 т/м, на 2021 год – 2,08/4,84 т/м, на 2022 год – 2,07/4,81 т/м, на 2023 год – 2,08/4,79 т/м; величина технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям – 652,446 тыс. Гкал, теплоносителя на 2019 год – 1 534 363 т, на 2020 год – 1 527 180 т, на 2021 год – 1 519 997 т, на 2022 год – 1 512 815 т, на 2023 год –
1 505 632 т;

- тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения: базовый уровень операционных расходов – 0,0 тыс. руб.; индекс эффективности операционных расходов – 1 %; нормативный уровень прибыли – 0 %.

Нормативы удельного расхода топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых станций и котельных утверждены приказом Комитета от 20.12.2018 № 47/25 в размере 160,5 кг у.т./Гкал.

Величина технологических потерь при передаче тепловой энергии в размере 652,446 тыс. Гкал определена в составе Годового баланса производства и реализации тепловой энергии (мощности) (приложение № 7 к приказу Комитета от 20.12.2018 № 47/25).

Среднегодовая необходимая валовая выручка, учтенная органом регулирования при установлении тарифов на тепловую энергию на 2020 год – 7 048 217,65 тыс. руб., на 2021 год – 6 872 506,27 тыс. руб., на 2022 год –
7 232 345,33 тыс. руб.

Среднеотпускной тариф на тепловую энергию на 2020 год – 1 658,61 руб./Гкал, на 2021 год – 1 739,88 тыс. руб., на 2022 год – 1 811,30 руб./Гкал.

В ходе плановой выездной проверки Комитета тарифного регулирования Волгоградской области на основании приказа ФАС России от 24.02.2022 № 143/22 ФАС России были проанализированы материалы об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Концессии теплоснабжения» потребителям Волгоградской области, на 2019-2022 годы.

Рассмотрев Экспертное заключение по определению экономически обоснованного уровня затрат на услуги теплоснабжения ООО «Концессии теплоснабжения» на 2019-2023 год (далее – Экспертное заключение на 2019 год), Экспертное заключение по определению экономически обоснованного уровня затрат на услуги теплоснабжения ООО «Концессии теплоснабжения» на 2020 год (далее – Экспертное заключение на 2020 год),Экспертное заключение по определению экономически обоснованного уровня затрат на услуги теплоснабжения ООО «Концессии теплоснабжения» на 2021 год (далее – Экспертное заключение на 2021 год), Экспертное заключение по определению экономически обоснованного уровня затрат на услуги теплоснабжения ООО «Концессии теплоснабжения» на 2022 год (далее – Экспертное заключение на 2022 год), а также материалы тарифных дел, в том числе на электронном носителе, ФАС России выявила следующее.

В соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

В Экспертных заключениях на 2019, 2020 гг. по всем статьям затрат/показателям органом регулирования не отражены фактические расходы/показатели за последний отчетный период регулирования, не отражено каким образом НВВ распределяется по видам деятельности (производство, передача тепловой энергии, теплоносителя), что является нарушением пункта 29 Правил регулирования № 1075.

Пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

Пунктом 30 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что при отсутствии данных, указанных в пункте 29 Основ ценообразования № 1075, обоснованность фактических значений расходов (цен) определяется с использованием официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке. Применяемая цена определяется как расчетная цена, сложившаяся за предшествующие 3 года с учетом прогнозных индексов изменения цены по соответствующей отрасли.

В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

1. Долгосрочные параметры регулирования

В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования № 1075долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением их пересмотра в соответствии с Основами ценообразования № 1075.

Для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды долгосрочные тарифы устанавливаются на основе значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера или арендатора, предусмотренных конкурсной документацией и согласованных органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования цен (тарифов), а также значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (арендатора), указанных в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, и значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, предусмотренных концессионным соглашением, заключенным без проведения конкурса с лицами, у которых права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, возникли на основании договоров аренды в соответствии с положениями статьи 51 Федерального закона «О концессионных соглашениях» либо в случае заключения концессионного соглашения с лицом, выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения.

При этом, ФАС России отмечает, что согласование долгосрочных параметров органом регулирования должно производиться с учетом требований Основ ценообразования № 1075 и Методических указаний № 760-э.

  1. 1.1. Базовый уровень операционных расходов на 2019 год

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год операционные расходы на 2019 год определены в размере 1 017 236,86 тыс. руб., при этом в соответствии с приказом Комитета № 47/25 базовый уровень операционных расходов утвержден в размере 1 015 883,07 тыс. руб.

      1. Расходы на ремонт

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

Расходы на ремонт Комитетом учтены на 2019 год в размере 86 721,10 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией 324 975,44 тыс. руб.) в соответствии с техническим заключением.

В нарушение пункта 29 Правил регулирования № 1075 экспертное заключение не содержит анализ обосновывающих документов регулируемой организации, расчет расходов по данной статье, в том числе в соответствии с требованиями пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

Таким образом, расходы по статье «Расходы на ремонт» подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ООО «Концессии теплоснабжения».

      1. Расходы на оплату труда

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 1075, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с Методическими указаниями
№ 760-э размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Расходы на оплату труда Комитетом учтены на 2019 год в размере
739 117,39 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией 739 294,60 тыс. руб.) в соответствии с расчетом и долгосрочными параметрами Концессионного соглашения.

В нарушение пункта 29 Правил регулирования № 1075 экспертное заключение не содержит анализ обосновывающих документов регулируемой организации, анализ фактических расходов за 2017 год в соответствии с требованиями пункта 42 Основ ценообразования № 1075, расчет средней ступени труда, тарифного коэффициента, соответствующего ступени по оплате труда, нормативной численности персонала, не указаны принятые в расчет тарифная ставка рабочего 1 разряда, проценты и суммы выплат.

Таким образом, расходы по статье «Расходы на оплату труда» подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ООО «Концессии теплоснабжения».

1.1.3 Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями

В соответствии с пп. «а» пункта 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются в том числе расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, учтены в размере 106 526,71 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией 0,0 тыс. руб.). Вместе с тем, основания для включения данных расходов в Экспертном заключении не представлены.

Расходы по данной статье затрат должны быть рассчитаны в соответствии с пунктами 28, 44 Основ ценообразования № 1075 и пунктом 37 Методических указаний № 760-э.

В целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией. Обоснование учета величины расходов выше заявленной регулируемой организацией в экспертных заключениях органа регулирования также не отражено.

Таким образом, затраты по статье «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ООО «Концессии теплоснабжения».

      1. Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями

В соответствии с пп. «б» пункта 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются в том числе расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг).

Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам со сторонними организациями, учтены в размере 84 871,66 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией 0,0 тыс. руб.). Вместе с тем, основания для включения данных расходов в Экспертном заключении не представлены.

Расходы по данной статье затрат должны быть рассчитаны в соответствии с пунктами 28, 44 Основ ценообразования № 1075 и пунктом 37 Методических указаний № 760-э.

В целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией. Обоснование учета величины расходов выше заявленной регулируемой организацией в экспертных заключениях органа регулирования также не отражено.

Таким образом, затраты по статье «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам со сторонними организациями» подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ООО «Концессии теплоснабжения».

2. Нормативный уровень прибыли на 2019-2023 гг.

Согласно пункту 74 Основ ценообразования № 1075 (в редакции от 31.12.2015), прибыль в очередной расчетный период регулирования определяется равной произведению установленного нормативного уровня прибыли и необходимой валовой выручки в текущий расчетный период. Нормативный уровень прибыли не может превышать норму доходности, установленную для регулируемых организаций на соответствующий долгосрочный период регулирования при использовании метода обеспечения доходности инвестированного капитала, или норму доходности, установленную в качестве долгосрочного параметра регулирования в концессионном соглашении.

Пунктом 41 Методических указаний № 760-э (в редакции от 27.05.2015) предусмотрено, что прибыль, устанавливаемая органом регулирования на i-й год, определяется в соответствии с формулой:

, (12)

где:

- нормативный уровень прибыли, установленный на i-й год в соответствии с настоящим пунктом;

- величина необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенная на i-й год без учета объема плановой (расчетной) прибыли от регулируемого вида деятельности и величины налога на прибыль, тыс. руб.;

- ставка налога на прибыль организаций в i-м году, определенная в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Нормативный уровень прибыли устанавливается в процентах от НВВ для каждой регулируемой организации на каждый год долгосрочного периода регулирования с учетом планируемых экономически обоснованных расходов из прибыли, в том числе необходимости в осуществлении инвестиций, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации, в номинальном выражении после уплаты налога на прибыль. Нормативный уровень прибыли устанавливается с учетом предложения регулируемой организации, включающего расчет и обоснование необходимого регулируемой организации уровня прибыли, на уровне не ниже 0,5%, если более низкая величина не указана в таком расчете, и не выше нормы доходности, установленной в соответствии с пунктом 66 Методических указаний № 760-э на тот же год для регулируемых организаций, осуществляющих тот же вид регулируемой деятельности в том же субъекте Российской Федерации при использовании метода обеспечения доходности инвестированного капитала, а при отсутствии таких организаций - не выше минимальной нормы доходности, установленной федеральным органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Нормативный уровень прибыли на 2019 год Органом регулирования учтен в размере 40 241,93 тыс. руб. (0,59 %) (заявлено регулируемой организацией 40 120,79 тыс. руб.), на 2020 год – 34 328,43 тыс. руб. (0,50%) (заявлено регулируемой организацией 35 400,68 тыс. руб.), на 2021 год – 33 081,55 тыс. руб. (0,50%) (заявлено регулируемой организацией 39 289,72 тыс. руб.), на 2022 год – 39 653,76 тыс. руб. (0,50 %) (заявлено регулируемой организацией 39 411,73 тыс. руб.) в соответствии с утвержденными долгосрочными параметрами Концессионного соглашения.

В нарушение пункта 29 Правил регулирования № 1075 экспертное заключение не содержит анализ обосновывающих документов регулируемой организации, постатейную расшифровку и анализ учтенных расходов, в том числе по суммам по видам социальных выплат, предусмотренных коллективным договором, не отражены ссылки на пункты коллективного договора.

Таким образом, затраты по статье «Нормативный уровень прибыли» на 2019 год в размере 40 241,93 тыс. руб., на 2020 год – 34 328,43 тыс. руб., на 2021 год – 33 081,55 тыс. руб., на 2022 год – 39 653,76 тыс. руб. подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ООО «Концессии теплоснабжения».

Кроме того, дополнительно в НВВ регулируемой организации по статье «Нормативная прибыль» включены социальные выплаты на 2019 год в размере 3 100,10 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией 3 881,0 тыс. руб.), на 2020 год – 15 574,29 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией 4 036,24 тыс. руб.), на 2021 год – 8 706,64 тыс. руб.(заявлено регулируемой организацией 8 706,64 тыс. руб.), на 2022 год – 5 161,00 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией 5 161,00 тыс. руб.) в соответствии с коллективным договором.

Выплаты социального характера, предусмотренные коллективным договором, учитываются в составе нормативной прибыли в соответствии с требованиями пункта 74 Основ ценообразования № 1075 и пункта 41 Методических указаний № 760-э.

Таким образом, Комитетом в нарушение пункта 74 Основ ценообразования № 1075 неправомерно дополнительно учтены средства в размере 23 835,39 тыс. руб. при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для регулируемой организации, которые подлежат исключению из НВВ ООО «Концессии теплоснабжения».

3. Неподконтрольные расходы на 2020-2022 гг.

    1. Арендная плата

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 (в редакции от 05.09.2019) арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

Амортизационные отчисления определяются в соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

ФАС России отмечает, что для подтверждения экономически обоснованного уровня арендной платы в материалах тарифного дела регулируемой организации должны быть представлены бухгалтерские документы (инвентарные карточки основных средств) и налоговые декларации арендодателя, подтверждающие начисления амортизации, уплату налогов и других обязательных платежей.

В соответствии с положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлен принцип платности использования земли в Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Частью 5 статьи 65 ЗК РФ установлено, что для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (статья 39.7 ЗК РФ).

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены на 2020 год в размере 8 903,88 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией 15 573,65 тыс. руб.), на 2021 год – 8 903,88 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией 10 276,11 тыс. руб.) на основании представленных ООО «Концессии водоснабжения» договоров аренды имущества производственных объектов, счетов (аренда сетей ТЭЦ-2 по договору от 31.08.2017 № 730/пр-17).

ФАС России отмечает, что в материалах тарифных дел на 2020-2021 гг.
ООО «Концессии теплоснабжения» для обоснования расходов по аренду сетей ТЭЦ-2 были представлены только расчет затрат на аренду недвижимого имущества, договор аренды с дополнительными соглашениями, акт приема-передачи, что не подтверждает экономическую обоснованность расходов в соответствии с требованиями пункта 45 Основ ценообразования № 1075.

Таким образом, затраты по статье «Арендная плата» на 2020, 2021 гг. в размере 17 807,76 тыс. руб. не имеет достаточного экономического обоснования. Данные расходы подлежат дополнительному экономическому обоснованию. В случае отсутствия инвентарных карточек ОС, амортизационных ведомостей, а также налоговых деклараций со стороны арендодателя, а также расчетов амортизационных отчислений с учетом максимальных сроков полезного использования затраты по статье «Арендная плата» на 2020, 2021 гг. в размере 17 807,76 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ ООО «Концессии теплоснабжения».

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены на 2022 год в размере 8 995,52 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией 9 027,75 тыс. руб.) на основании представленных ООО «Концессии водоснабжения» договоров аренды имущества производственных объектов (аренда сетей ТЭЦ-2 по договору от 31.08.2017 № 730/пр-17), а также аренды земельных участков.

ФАС России отмечает, что в материалах тарифного дела на 2022 год
ООО «Концессии теплоснабжения» для обоснования расходов по аренду сетей
ТЭЦ-2 были представлены только расчет затрат на аренду недвижимого имущества, договор аренды с дополнительными соглашениями, что не подтверждает экономическую обоснованность расходов в соответствии с требованиями пункта 45 Основ ценообразования № 1075.

Экспертное заключение на 2022 год не содержит расчет аренды за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Таким образом, затраты по статье «Арендная плата» на 2022 год в размере 8 995,52 тыс. руб. подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ООО «Концессии теплоснабжения».

3.2 Иные расходы

В соответствии с Экспертными заключениями на 2021 и 2022 гг. в состав иных расходов включены также расходы на прямые договоры. Всего по статье на 2021 год учтено 131 613,41 тыс. руб., на 2022 год – 166 335,48 тыс. руб.

В соответствии с положениями Основ ценообразования № 1075 и пункта 37 Методических указаний № 760-э расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, входят в состав базового уровня операционных расходов и подлежат исключению из состава неподконтрольных расходов.

    1. Отчисления на социальные нужды

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены на 2022 год в размере 241 050,06 тыс. руб. при заявленной регулируемой организацией величине 240 356,72 тыс. руб.

С учетом необходимости проведения дополнительного анализа по статье «Расходы на оплату труда», расходы по данной статье также подлежат дополнительному анализу.

    1. Амортизация основных средств и нематериальных активов

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 (в ред. от 05.09.2019) сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

ФАС России отмечает, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Амортизация по объектам основных средств, созданным (приобретенным) за счет бюджетных средств подлежит учету в тарифе в случае, если она является источником финансирования на реализацию мероприятий инвестиционной программы.

В соответствии с Экспертными заключениями на 2020, 2021, 2022 гг. амортизационные отчисления на 2020 год учтены в размере 209 400,61 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией 293 010,68 тыс. руб.), на 2021 год –
191 062,72 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией 191 062,72 тыс. руб.), на 2022 год – 217 276,92 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией
271 689,46 тыс. руб.), при этом, органом регулирования не дана оценка данному расчету на предмет использования максимальных сроков полезного использования, а также на предмет создания основных фондов за счет бюджетных средств.

В соответствии с приказом Комитета от 20.12.2018 № 47/112 «О внесении изменений в приказ Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 28 сентября 2016 г. № 36/2 «Об утверждении инвестиционной программы в сфере теплоснабжения ООО «Концессии теплоснабжения» на 2016-2018 годы» амортизация как источник исполнения инвестиционной программы на 2019-2023 гг. для регулируемой организации утверждена органом регулирования в размере
0,0 тыс. руб. при принятой величине амортизационных отчислений в тарифах в сфере теплоснабжения на 2020 год в размере 209,4 млн. руб., на 2021 год –
191,1 млн. руб.

Таким образом, расходы по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов» на 2020 год в размере 209 400,61 тыс. руб., на 2021 год – 191 062,72 тыс. руб., на 2022 год – 217 276,92 тыс. руб. подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ООО «Концессии теплоснабжения».

3.5 Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним

В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 74 Основ ценообразования № 1075. Величина процентов, включаемых в состав неподконтрольных расходов в соответствии с настоящим абзацем, не превышает величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Пунктом 74 Основ ценообразования № 1075 (в редакции от 18.10.2018) предусмотрено, что Величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя:

а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13Основ ценообразования № 1075;

в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

При определении величины нормативной прибыли регулируемой организации расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования рассчитываются с учетом расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы в размере, предусмотренном утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой такой организации на соответствующий год ее действия, с учетом источников финансирования, определенных инвестиционной программой.

Величина нормативной прибыли может быть изменена в случае утверждения в установленном порядке новой инвестиционной программы регулируемой организации (принятия в установленном порядке решения о корректировке инвестиционной программы регулируемой организации). Указанные изменения учитываются органом регулирования тарифов при установлении (корректировке) тарифов начиная со следующего периода регулирования (следующего года долгосрочного периода регулирования).

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены на 2020 год в размере 407 587,17 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией 459 294,94 тыс. руб.), на 2021 год – 230 413,58 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией 837 347,36 тыс. руб.), на 2022 год – 421 535,19 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией 301 354,90 тыс. руб.) на основании представленных регулируемой организацией расчетов выплат по кредитным договорам, расчетов выплат по облигационным займам, также учитываются средства на обслуживание займов в части исполнения инвестиционной программы.

Расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, учитываются в составе нормативного уровня прибыли, который является долгосрочным параметром регулирования для ООО «Концессии теплоснабжения».

В соответствии с инвестиционной программой, скорректированной приказом Комитета от 20.12.2018 № 47/112, заемные средства в 2020 году составляют 590,0 млн. руб., в 2021 году — 407,9 млн. руб., в 2022 году — 267,3 млн. руб.

В Экспертных заключениях органа регулирования отсутствует анализ и расчет процентов по кредитам, необходимых для погашения заемных средств, привлеченных для исполнения инвестиционной программы, в нарушение пункта 29 Правил регулирования № 1075, в том числе с учетом фактического привлечения регулируемой организацией заемных средств, а также факта исполнения инвестиционной программы по годам реализации.

Таким образом, затраты по статье «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» на 2020 год в размере 407 587,17 тыс. руб., на 2021 год – 230 413,58 тыс. руб., на 2022 год – 421 535,19 тыс. руб. подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ООО «Концессии теплоснабжения».

    1. Налог на прибыль

В соответствии с Экспертными заключениями на 2020, 2021, 2022 гг. Комитетом учтен налог на прибыль на 2020 год в размере 37 956,34 тыс. руб., на 2021 год – 35 877,69 тыс. руб., на 2022 год – 42 975,04 тыс. руб., в том числе на расчетную предпринимательскую прибыль.

ФАС России отмечает, что в соответствии с приложением 4.6. к Методическим указаниям № 760-э расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» относятся к расходам после налогообложения и не учитываются при определении расходов на прибыль. Пунктом 48 Основ ценообразования № 1075 определены расходы, не включаемые в состав налоговой базы.

Таким образом, налог на прибыль регулируемой организации следует рассчитывать только исходя из величины нормативной прибыли.

Учитывая вышеизложенное, налог на расчетную предпринимательскую прибыль на 2020-2022 гг. подлежит исключению из НВВ ООО «Концессии теплоснабжения».

4. Расходы на покупку энергетических ресурсов

4.1 Топливо на технологические цели

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Пунктом 35 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

В случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, то для регулирования тарифов на тепловую энергию применяется удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, указанный в конкурсном предложении концессионера или арендатора на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.

Согласно пункту 36 Основ ценообразования № 1075, нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены на 2020 год в размере 2 855 941,97 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией 3 014 718,45 тыс. руб.) с учетом стоимости природного газа в размере 5 429,49 руб./1000 м3, угля – 8 185,44 руб./т, прочих видов топлива – 5 814,48 руб. с учетом индексов-дефляторов, принятых Минэкономразвития на регулируемый период в размере 3%.

В нарушение пункта 29 Правил регулирования № 1075 Экспертное заключение на 2020 год не содержит расчет расходов на топливо с учетом требований пунктов 34, 35, 37 Основ ценообразования № 1075, отсутствуют ссылки на нормативно-правовые акты, которыми утверждены цены (тарифы) на оптовый газ, на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, плата за снабженческо-сбытовые услуги, специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа, также не отражен анализ проведенных конкурсных процедур, в том числе на предмет заключения договора с единственным поставщиком.

ФАС России отмечает, что закупки у единственного поставщика не являются конкурентным видом торгов и являются экономически необоснованными.

Таким образом, расходы по статье «Топливо на технологические цели» на 2020 год в размере 2 855 941,97 тыс. руб. подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ООО «Концессии теплоснабжения».

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены на 2021 год в размере 2 732 131,61 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией 3 003 903,18 тыс. руб.) с учетом расхода натурального топлива (природный газ), исходя из представленного расчета регулируемой организацией, твердого топлива (уголь) и прочего вида топлива (электроэнергия) на основании удельных норм, принятых в тарифе 2020 года, с учетом стоимости природного газа в размере 5 520,84 руб./1000 м3, угля – 8 326,37 руб./т, прочих видов топлива (электроэнергия) – 5,91 руб./кВтч исходя из обосновывающих документов, а также индексов-дефляторов, принятых Минэкономразвития на регулируемый период.

В нарушение пункта 29 Правил регулирования № 1075 Экспертное заключение на 2021 год не содержит расчет расходов на топливо с учетом требований пункта 37 Основ ценообразования № 1075, отсутствуют ссылки на нормативно-правовые акты, которыми утверждены цены (тарифы) на оптовый газ, на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, плата за снабженческо-сбытовые услуги, специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа, также не отражен анализ проведенных конкурсных процедур, в том числе на предмет заключения договора с единственным поставщиком.

ФАС России отмечает, что закупки у единственного поставщика не являются конкурентным видом торгов и являются экономически необоснованными.

Таким образом, расходы по статье «Топливо на технологические цели» на 2021 год в размере 2 732 131,61 тыс. руб. подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ООО «Концессии теплоснабжения».

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены на 2022 год в размере 2 900 613,21 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией 2 870 068,04 тыс. руб.) с учетом удельного расхода условного топлива, стоимости природного газа в размере 5 988,85 руб./1000 м3, угля – 8 731,64 руб./т, прочих видов топлива (электроэнергия) – 6,61 руб./кВтч исходя из обосновывающих документов, а также индексов-дефляторов, принятых Минэкономразвития на регулируемый период.

В нарушение пункта 29 Правил регулирования № 1075 Экспертное заключение на 2022 год не содержит расчет расходов на топливо с учетом требований пункта 37 Основ ценообразования № 1075, отсутствуют ссылки на нормативно-правовые акты, которыми утверждены цены (тарифы) на оптовый газ, на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, плата за снабженческо-сбытовые услуги, специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа, также не отражен анализ проведенных конкурсных процедур, в том числе на предмет заключения договора с единственным поставщиком.

ФАС России отмечает, что закупки у единственного поставщика не являются конкурентным видом торгов и являются экономически необоснованными.

Таким образом, расходы по статье «Топливо на технологические цели» на 2022 год в размере 2 900 613,21 тыс. руб. подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ООО «Концессии теплоснабжения».

4.2 Электрическая энергия

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат на 2022 год учтены в размере 668 490,22 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией 732 998,62 тыс. руб.) с учетом стоимости электроэнергии в размере 6,61 руб./кВтч.

Фактическая удельная норма расхода электрической энергии за 2020 год составила 24,082 кВтч/Гкал, органом регулирования на 2021 год учтена в размере 27,292 кВтч/Гкал, при заявленной величине регулируемой организации –
26,734 кВтч/Гкал. Обоснование увеличения данного показателя Экспертное заключение на 2022 год не содержит.

Таким образом, расходы по статье «Электрическая энергия» на 2022 год в размере 668 490,22 тыс. руб. подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ООО «Концессии теплоснабжения».

5. Корректировка НВВ

Пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями
№ 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Согласно пункту 12 Методических указаний № 760-э, в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, органы регулирования обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.

В случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, расходы, связанные с подключением объектов капитального строительства заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, и определенные в соответствии с пунктом 172 Методических указаний № 760-э, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ключевой ставке Банка России, увеличенной на 4 процентных пункта.

ФАС России отмечает, что корректировка НВВ по результатам предшествующих периодов регулирования должна производиться по формулам Методических указаний № 760-э с отражением в экспертном заключении материалов (документов), на основании которых принимались показатели для расчета указанных корректировок.

Кроме того, расходы по подстатье «Арендная плата» должны определяться в соответствии с пунктами 45, 43 Основ ценообразования № 1075, а также мотивировочной частью пункта 3.1 настоящего предписания; расходы по подстатье «Амортизация основных средств и нематериальных активов» - в соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075, а также мотивировочной частью пункта 3.4. настоящего предписания; расходы по подстатье «Нормативная прибыль» - в соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования № 1075, а также мотивировочной частью пункта 2 настоящего предписания; расходы по подстатье «Налог на прибыль» - в соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования № 1075, а также мотивировочной частью пункта 3.5 настоящего предписания. Размер фактических экономически обоснованных отчислений на социальные нужды рассчитывается с учетом фактического фонда оплаты труда в составе фактических операционных расходов, определенных в соответствии с пунктом 56 Методических указаний № 760-э, а также с учетом фактического процента отчислений на социальные нужды.

В соответствии с Экспертным заключением на 2020 год органом регулирования произведена корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, в размере -10 385,08 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией 60 609,18 тыс. руб.), экономически обоснованные расходы, понесенные в периоды регулирования, предшествующие переходу к регулированию тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования на 2020 год учтены в размере 69 557,36 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией 0,00 тыс. руб.).

В Экспертном заключении на 2020 год в нарушение положений Методических указаний № 760-э и пункта 29 Правил регулирования № 1075 отражены только результаты расчета корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, по всем корректировкам, предусмотренным Методическими указаниями № 760-э, не представлены расчеты в соответствии с формулами, анализ обосновывающих документов, на основании которых принималось решение (учитывались показатели корректировок).

Таким образом, расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ООО «Концессии теплоснабжения».

В соответствии с Экспертным заключением на 2021 год органом регулирования произведена корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, в размере -122 264,46 тыс. руб. (предложение регулируемой организации в экспертном заключении не отражено), корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов – в размере 245 820,26 тыс. руб. (предложение регулируемой организации в экспертном заключении не отражено).

В Экспертном заключении на 2021 год в нарушение положений Методических указаний № 760-э и пункта 29 Правил регулирования № 1075 отражены только результаты расчета корректировок НВВ, при этом не представлены расчеты в соответствии с формулами Методических указаний № 760-э, анализ обосновывающих документов, на основании которых принималось решение (учитывались показатели корректировок).

Таким образом, расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ООО «Концессии теплоснабжения».

В соответствии с Экспертным заключением на 2022 год органом регулирования произведена корректировка НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, в размере -357 719,39 тыс. руб. (предложение регулируемой организации в экспертном заключении не отражено), корректировка НВВ с учетом степени исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в размере -14 661,89 тыс. руб.(предложение регулируемой организации в экспертном заключении не отражено), корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, в размере 210 505,04 тыс. руб. (предложение регулируемой организации в экспертном заключении не отражено).

В Экспертном заключении на 2022 год в нарушение положений Методических указаний № 760-э и пункта 29 Правил регулирования № 1075 отражены только результаты расчета корректировок НВВ, при этом не представлены расчеты в соответствии с формулами Методических указаний № 760-э, анализ обосновывающих документов, на основании которых принималось решение (учитывались показатели корректировок).

Таким образом, расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ООО «Концессии теплоснабжения».

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной

антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004

331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Комитет тарифного регулирования Волгоградской области нарушившим пункты 28, 34, 37, 38, 42, 43, 44, 45, 48, 52, 63, 73, 74 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э.

2. Органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.10.2023 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки ООО «Концессии теплоснабжения» расходы по следующим статьям:

- «Нормативная прибыль» на 2019-2022 гг. в размере 23 835,39 тыс. руб.;

- «Расходы на прямые договоры» в составе статьи «Иные расходы» на 2021, 2022 гг.;

- «Налог на расчетную предпринимательскую прибыль» на 2020-2022 гг.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Концессии теплоснабжения» при установлении тарифов в сфере теплоснабжения на основании мотивировочной части настоящего предписания, анализ и расчеты отразив в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по следующим статьям затрат:

- «Расходы на ремонт» (в составе базового уровня операционных расходов 2019 года);

- «Расходы на оплату труда» (в составе базового уровня операционных расходов 2019 года);

- «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» (в составе базового уровня операционных расходов 2019 года);

- «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями» (в составе базового уровня операционных расходов 2019 года);

- «Нормативный уровень прибыли» на 2019-2022 гг.;

- «Арендная плата» на 2020-2022 гг.;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2019-2022 гг.;

- «Амортизация основных средств и нематериальных активов» на 2020-2022 гг.;

- «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» на 2020-2022 гг.;

- «Топливо на технологические цели» на 2020-2022 гг.;

- «Электрическая энергия» на 2022 год;

- «Корректировка НВВ» на 2020-2022 гг.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть базовый уровень операционных расходов 2019 года, а также величину необходимой валовой выручки на 2019-2023 гг. ООО «Концессии теплоснабжения» в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив соответствующие анализы и расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2012 № 1075.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.10.2023 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для ООО «Концессии теплоснабжения» на 2023 годы, а также при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Концессии теплоснабжения» на 2024 год, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы).

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором (которых) принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения для ООО «Концессии теплоснабжения», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

Связанные организации

Комитет тарифного регулирования Волгоградской области
ИНН 3444134770, ОГРН 1063444056048
Волгоградское УФАС России
ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596