Решение №СП/47479/24 Решение об отказе требований по заявлению о досудебном споре... от 3 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «29» мая 2024 года.

 

Комиссия по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), а также иных вопросов о нарушениях законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) № 4, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

Председателя Комиссии ФАС России:

Пузыревского С.А. - статс-секретаря-заместителя руководителя ФАС России;

Заместителя председателя Комиссии ФАС России:

<...> - начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Членов Комиссии ФАС России:

<...>; <...>; <...>; <...>;

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению ООО «Региональный экспресс» (далее — Заявитель, регулируемая организация, ООО «РЭКС») (исх. от 29.01.2024 № 37/01/24, вх. от 30.01.2024 рег. № 14746/24) (далее – Заявление), возникший с Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области (далее – УГРТ, Управление, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Брянской области, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видеоконференцсвязи) представителей Управления в лице <...>, <...>, представителей ООО «РЭКС» в лице <...>, <...>, Комиссия ФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, Комиссией ФАС России рассмотрено заявление (исх. от 29.01.2024 № 37/01/24, вх. от 30.01.2024 рег. № 14746/24) о досудебном споре между ООО «РЭКС» и Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области по приказу Управления от 30.11.2023 № 27/1-жд «Об определении экономически обоснованного тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, оказываемые ООО «Региональный экспресс» на территории Брянской области, на 2023 год» (далее – тарифное решение), согласно которому экономически обоснованный тариф на территории Брянской области для ООО «РЭКС» составляет 65,20 руб. за одну десятикилометровую зону, и установлено следующее.

Утвержденная необходимая валовая выручка (далее – НВВ) для ООО «РЭКС» на 2023 год составляет 846 873,897 тыс. руб.

ООО «РЭКС» заявляет в ФАС России величину НВВ, которую считает экономически обоснованной, в размере 1 523 355,194 тыс. руб., также считает экономически обоснованным тариф в размере 117,33 руб. за одну десятикилометровую зону.

В поданном заявлении ООО «РЭКС» считает, что УГРТ нарушены требования законодательства Российской Федерации при установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на 2023 год, оказываемые ООО «РЭКС» на территории Брянской области, и просит произвести перерасчет экономически обоснованного уровня тарифа (далее – ЭОУТ) на 2023 год и учесть в полном размере экономически обоснованные затраты в размере 666 143,51 тыс. руб., в том числе по следующим статьям:

1. Расходы на аренду на 2023 год подвижного состава (далее – ПС) серии РА-3 с экипажем, арендодателем которого является АО «ЦППК» в размере 605 264,33 тыс. руб., в том числе арендные платежи за рельсовые автобусы, работающие в пассажирских перевозках в пригородном сообщении в размере 327 239,02 тыс. руб.; плата за услуги по управлению и эксплуатации рельсовых автобусов при осуществлении пригородных перевозок в размере 100 274,03 тыс. руб.; техническое обслуживание рельсовых автобусов в размере 164 271,53 тыс. руб.; текущий ремонт рельсовых автобусов в размере 13 479,74 тыс. руб.

2. Расходы на уборку ПС, работающего в пригородных перевозках (в составе затрат, связанных с эксплуатацией железнодорожного ПС) в размере 1 862,49 тыс. руб., в том числе уборка электропоездов в рамках субаренды ПС с экипажем в размере 1 294,53 тыс. руб.; уборка рельсовых автобусов в рамках субаренды ПС с экипажем в размере 366,69 тыс. руб.; уборка рельсовых автобусов в рамках аренды ПС с экипажем в размере 201,26 тыс. руб.

3. Расходы на услуги транспортной безопасности рельсовых автобусов РА- 3 в рамках аренды ПС (в составе затрат, связанных с эксплуатацией железнодорожного ПС) в размере 40 832,16 тыс. руб.

4. Расходы на агентское вознаграждение за продажу проездных документов (в составе затрат, связанных с продажей проездных документов (билетов)) в размере 17 883,41 тыс. руб.

5. Расходы на аренду офиса (в составе общепроизводственных и общехозяйственных расходов) в размере 301,09 тыс. руб.

Тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении регулируются в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 17-ФЗ).

Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года № 643 «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» (далее – Постановление № 643, Положение № 643).

Согласно пункту 19 Положения № 643 Федеральная служба по тарифам утверждает Методические указания (методики) по вопросам государственного регулирования тарифов, сборов и платы, подлежащие применению органами регулирования и субъектами регулирования.

В соответствии с пунктом 5.2.9(32) постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» (далее – Постановление № 331), на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принята методика расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня таких тарифов, сборов и платы за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, и расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного ПС, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.

Во исполнение пункта 19 Положения № 643, а также пункта 5.2.9(32) Постановления № 331, приказом ФАС России от 5 декабря 2017 года № 1649/17 утверждена Методика расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее – Методика № 1649/17).

Приказом Минтранса России от 23.10.2018 № 373 утвержден Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (далее – Порядок разделения № 373, Порядок № 373).

Приказом ФАС России от 08.08.2018 № 1109/18 утверждена методика расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении и фиксированных ставок платы за услуги, связанные с арендой подвижного состава, оказываемые организацией, владеющей подвижным составом (далее - Методика № 1109/18).

Как следует из положений подпункта «б» пункта 5 Положения № 643, одним из принципов государственного регулирования тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего назначения в пригородном сообщении является установление тарифов, сборов и платы с учетом себестоимости, и уровня рентабельности с целью обеспечения безубыточности деятельности субъектов регулирования.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 14 Постановления № 643 для определения размера подлежащих установлению тарифов, сборов, платы и дополнительных целевых надбавок, устанавливаемых в соответствии с пунктом 9(1) Постановления № 643, органом регулирования осуществляется расчет необходимой валовой выручки, при этом учитываются расходы, связанные с выполнением работ (оказанием услуг) субъектами регулирования, в том числе:

расходы по обычным видам деятельности (за исключением амортизации);

расходы, связанные с приобретением и (или) обслуживанием подвижного состава (включая локомотивный и моторвагонный парк), определяемые в том числе на долгосрочный период регулирования с учетом совокупной стоимости владения на протяжении всего срока службы на уровне, обеспечивающем возврат инвестиций, обслуживание и капитальный ремонт соответствующего парка подвижного состава и инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, необходимой для его эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, в случае если такие расходы являются договорными обязательствами субъекта регулирования перед соответствующими хозяйствующими субъектами.

Согласно пункту 15 Положения № 643 расходы на закупки товаров, работ, услуг, осуществленные субъектом регулирования с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего закупки товаров, работ, услуг субъектами естественных монополий, учитываются в составе необходимой валовой выручки на уровне расходов организаций, осуществляющих деятельность на сопоставимых рынках и не имеющих соответствующих нарушений. В случае если не может быть применен анализ цен закупок товаров, работ, услуг на сопоставимых товарных рынках, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика, орган регулирования определяет экономически обоснованный уровень цен закупок товаров, работ, услуг в соответствии с методикой расчета таких цен, утверждаемой в порядке, установленном Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации.

Пунктом 7 Методики № 1649/17 установлено, что экономически обоснованный уровень тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении устанавливается в расчете на единицу работы на период регулирования с учетом обеспечения безубыточной деятельности перевозчика и реализации его инвестиционной программы.

Согласно пункту 11 Методики № 1649/17 расчет ЭОУТ на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по субъектам Российской Федерации выполняется на основе необходимой валовой выручки субъекта регулирования.

Из анализа пункта 41 Методики № 1649/17 следует, что орган регулирования при определении размера НВВ регулируемой организации в состав экономически обоснованных затрат перевозчика должен включать расходы по обычным видам деятельности, в том числе по элементу «прочие затраты» - расходы на услуги сторонних организаций на регулируемую деятельность с выделением по статьям затрат в рамках законодательства Российской Федерации, в соответствии с Порядком ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным приказом Минтранса России от 23 октября 2018 г. № 373 (далее - Порядок ведения раздельного учета).

В соответствии с пунктом 43 Методики № 1649/17 при расчете экономически обоснованных затрат орган регулирования учитывает технологические, отраслевые особенности и нормы, связанные с организацией работы железнодорожного транспорта. При расчете экономически обоснованных затрат орган регулирования не учитывает расходы перевозчиков, вызванные необоснованным использованием производственных ресурсов и финансированием за счет поступлений от оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, иной деятельности, не относящейся к этим услугам.

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным статьям разногласий Комиссия ФАС России отмечает следующее.

1. Расходы на аренду ПС серии РА-3 с экипажем, арендованного у АО «ЦППК».

ООО «РЭКС» заявляет о необходимости учета расходов на уровне 991 786,03 тыс. руб., УГРТ указанные расходы учтены в размере 386 521,69 тыс. руб., размер неучтенных органом регулирования расходов составляет 605 264,33 тыс. руб.

Заявленные ООО «РЭКС» расходы представлены в таблице:

Статья затрат

Заявлено ООО «РЭКС»

Учтено УГРТ

Разница

1.1

Арендные платежи за РА, работающие в пригородном сообщении

451 088,12

123 849,10

- 327 239,02

1.2

Плата за услуги по управлению и эксплуатации РА

227 813,12

127 539,09

- 100 274,03

1.3

Техническое обслуживание РА

219 801,22

55 529,69

- 164 271,53

1.4

Текущий ремонт РА

93 083,55

79 603,81

- 13 479,74

 

Итого, тыс. руб.:

991 786,03

386 521,69

- 605 264,33

 

Регулируемая организация отмечает, что затраты на аренду железнодорожного ПС с экипажем сформированы на основании заключенных между ООО «РЭКС» и АО «ЦППК» договоров аренды рельсовых автобусов серии РА-3 в 2-ух и 3-ех вагонном исполнении для маршрута по территории Орловской и Брянской областей от 20.12.2022 № 19/10/22 и от 20.12.2022 № 20/10/22, заключенных по результатам проведения открытого запроса котировок в электронной форме. Также ООО «РЭКС» в заявлении указывает на то, что письмами от 10.01.2023 № 2/01/23 и от 22.05.2023 № 99/02/23 в адрес УГРТ направлены пояснения и расчеты по порядку формирования ставок и расходов.

Регулируемая организация указывает на то, что разногласия возникли по причине непринятия органом регулирования условий заключенных договоров аренды расходов на аренду ПС серии РА-3 с экипажем и осуществления перерасчета в соответствии с Методикой № 1109/18, которая неприменима к расчету ставок платы за услуги в рамках указанных договоров в связи с тем, что Методика № 1109/18 разработана исключительно для определения ставок платы за услуги по аренде железнодорожного ПС, предоставляемого ОАО «РЖД». В этой связи, положения Методики № 1109/18 не применимы к договорам, заключенным между ООО «РЭКС» и АО «ЦППК», поскольку АО «ЦППК» владеет на праве лизинга (финансовой аренды) железнодорожным ПС.

Как указывает ООО «РЭКС», согласно положениям Методики № 1109/18 в случае, если регулируемая организация закупает услуги по предоставлению в пользование подвижного состава, управлению и эксплуатации подвижного состава, техническому обслуживанию подвижного состава, текущему и капитальному ремонтам подвижного состава у иных организаций, экономически обоснованные затраты принимаются органом регулирования с учетом результатов конкурентных закупочных процедур.

В соответствии с пунктом 36 Методика № 1649/17 расчет экономически обоснованных расходов (затрат) перевозчика выполняется в том числе на основании: реестра договоров на услуги, оказываемые сторонними организациями, и услуги, оказываемые компанией пригородных пассажирских перевозок иным организациям, с указанием перечня работ (услуг), размеров ставок, единиц их измерения и порядка расчетов (со ссылкой на дополнительные соглашения и сроки действия), информации о доходах (расходах) по договорам, копий указанных договоров с приложением обосновывающих материалов по уровню ставок с комментариями и пояснениями за отчетный год и, при наличии, за текущий год, с указанием сроков действия.

Управление отмечает, что стоимость договоров от 20.12.2022 № 19/10/22 и от 20.12.2022 № 20/10/22 в части платы за пользование определена исходя из затрат на лизинг за переданный в аренду ПС, а также затрат на страхование.

УГРТ отмечает, что АО «ЦППК» не обращалось за установлением ставок платы за комплексные услуги по обеспечению перевозок, в том числе, за предоставлением в пользование, управление и эксплуатацию ПС, техническое и сервисное обслуживание, текущий и капитальный ремонт ПС.

Согласно пункту 2.2. Методика № 1649/17 ее положения предназначены, в том числе, для использования владельцами пассажирского железнодорожного ПС и органами регулирования, при расчете ставок платы за услуги по аренде железнодорожного ПС, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.

Расчет ставок платы за комплексные услуги по обеспечению перевозок, в том числе, за предоставление в пользование, управление и эксплуатацию подвижного состава, техническое и сервисное обслуживание, текущий и капитальный ремонт подвижного состава, осуществляется в порядке Главы IV Методики № 1649/17. В частности, пунктом 62.2. Методики № 1649/17 определен порядок предоставления информации в ФАС России о планируемых на предстоящий период затратах на комплексные услуги по обеспечению перевозок для установления соответствующих ставок платы.

Пунктом 48 Методики № 1649/17 определено, что прогноз расходов (затрат) перевозчиков в текущем периоде и на период регулирования осуществляется с использованием регулируемых государством цен (тарифов), включая цены (тарифы) на продукцию (услуги) естественных монополий и их прогнозных значений, индексов инфляции, индексов изменения цен производителей промышленной продукции, определяемых прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, доведенных на текущий период и период регулирования; цен, установленных на основании договоров, заключенных по результатам проведения торгов или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также на основании данных, полученных методом анализа рынков.

Принимая во внимание письма ФАС России (от 09.02.2023 исх. № ПИ/9221/23, от 14.03.2023 № ПИ/18364/23, от 26.04.2023 № ПИ/32839/23), органом регулирования применены следующие подходы при расчете ставок:

- при определении платы за пользование - ставки, утвержденные в Методике № 1109/18;

- при определении платы за управление и эксплуатацию ПС, техническое и сервисное обслуживание, текущий и капитальный ремонт ПС - экономически обоснованные показатели деятельности АО «ЦППК» в 2020-2022 годах, поскольку до 2023 года в отношении последнего было введено государственное регулирование цен (тарифов) в сфере железнодорожного транспорта на территории Брянской области: кроме того, показатели, участвующие в установлении ЭОУТ на 2021¬2022 гг., в том числе с учетом оценки фактических показателей, прошли судебное (2021 год) и досудебное (2022 год) обжалование, при оценке обоснованности прогнозируемых затрат на 2023 год.

Также УГРТ отмечает, что в адрес органа регулирования не направлены извещения и протоколы заключенных договоров по результатам торгов, также договоры не содержат отсылок к основаниям их заключения в электронном архиве.

В качестве аргументации заявленных требований ООО «РЭКС» представлены в адрес ФАС России обосновывающие материалы в виде Пояснительной записки к расчету ЭОУТ на железнодорожные перевозки в пригородном сообщении по территории Брянской области, осуществляемые ООО «РЭКС» в 2023 году (далее – Пояснительная записка к расчету ЭОУТ 2023); заключенные договоры от 20.12.2022 № 19/10/22 и от 20.12.2022 № 20/10/22; извещение о проведении открытого запроса котировок в электронном формате аренды железнодорожного ПС с экипажем.

Таким образом, доводы ООО «РЭКС» о том, что вышеуказанные договоры заключены по результатам проведения открытого запроса котировок в электронной форме не подлежат удовлетворению, поскольку в адрес органа регулирования данные сведения не поступали (извещений и протоколов не было представлено в материалах тарифного дела, кроме того, договоры не содержат отсылок к основаниям их заключения).

Также ФАС России проанализирован протокол рассмотрения заявок на участие в запросе котировок № 2589936 (дата публикации 15.12.2022) и сделан вывод о том, что фактически по результатам окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок была подана единственная заявка от 13.12.2022 от АО «ЦППК» на сумму в размере 1 481 639,890 тыс. руб. (с НДС). Единственная заявка рассмотрена и принято решение о соответствии ее на участие требованиям (площадка РТС-тендер). Таким образом, фактически конкурентных процедур относительно формирования и подтверждения среднерыночной стоимости оказанных услуг проведено не было в рамках проверки обоснованности и принятия затрат в тарифном решении.

Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что правовая оценка обоснования включения соответствующих затрат при формировании ЭОУТ дана ФАС России в рамках рассмотрения досудебного спора между ООО «РЭКС» и Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Орловской области в решении от 07.11.2023 № СП/92624/23, ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ООО «РЭКС» в рамках досудебного урегулирования тарифного спора требований в указанной части.

2. Расходы на уборку ПС, работающего в пригородных перевозках (эксплуатациея железнодорожного ПС).

ООО «РЭКС» заявляет о необходимости учета расходов на уровне 4 557,45 тыс. руб. (в т.ч. арендованные в размере 1 183,83 тыс. руб.; субарендованные в размере 3 373,61 тыс. руб.), органом регулирования указанные расходы учтены в размере 2 694,95 тыс. руб., размер неучтенных органом регулирования расходов составляет 1 862,49 тыс. руб.

Регулируемая организация указывает на то, что разногласия возникли по причине неучета органом регулирования затрат по уборке ПС, а также указывает на то, что в расчете ЭОУТ органа регулирования на 2023 год в формате Excel отсутствуют обоснования и методология по неучету расчета указанных затрат. Также ООО «РЭКС» указывает на то, что органом регулирования не представлено в адрес регулируемой организации экспертное заключение.

Регулируемая организация отмечает, что затраты на уборку ПС сформированы на основании заключенного между ООО «РЭКС» и ООО «Топ-Сервис» договора от 27.12.2022 № ТС27-12-22 (направлен в адрес УГРТ письмом от 04.04.2023 № 06/02/23). Также письмом от 10.01.2023 № 2/01/23 в адрес УГРТ направлены пояснения и расчеты по порядку формирования затрат в рамках договора.

Согласно договору ООО «Топ-Сервис» осуществляет внутреннюю уборку и наружную обмывку пригородного ПС в пунктах оборота Брянского и Орловского региональных центров Московской ЖД, который включает в себя: внутреннюю уборку ПС и дезинфекцию МВПС.

Также ООО «РЭКС» отмечает, что в пояснительной записке к расчету ЭОУТ на железнодорожные перевозки в пригородном сообщении по территории Брянской области, осуществляемые ООО «РЭКС» в 2023 году, затраты, связанные с эксплуатаций железнодорожного ПС, включают в себя:

- расходы на уборку субарендованного у АО «ЦППК» ПС, сформированные из расходов на уборку ПС в пунктах оборота и расходов на дезинфекцию ПС. Расходы сформированы исходя из графика движения поездов и нормативов по: влажной уборке - не менее 1 раза в сут. по прибытию в пункт оборота; сухой уборке и сбор мусора - при каждом прибытии в пункт оборота за исключением случаев, когда поезду будет проводиться влажная уборка.

- расходы на уборку арендованного у АО «ЦППК» ПС, сформированные из расходов на уборку ПС в пунктах оборота и расходов на дезинфекцию ПС.

Орган регулирования отмечает, что договор от 27.12.2022 № ТС27-12-22 заключен для оказания услуг по уборке и дезинфекции только на арендованном у АО «ЦППК» ПС РА-3 (16 составов, договор от 20.12.2022 № 19/10/22), общая стоимость которого составляет 1 394,703 тыс. руб. (без НДС; 1 673,644 тыс. руб. с НДС).

Согласно пунктам 5.3.7. и 5.3.12. договора субаренды от 17.04.2023 № 04/10/23 обязанность по уборке в местах оборота возложена на субарендатора. При этом, договор на уборку и дезинфекцию субарендованного ПС в составе материалов тарифного дела ООО «РЭКС» не представлен (цена договора субаренды от 17.04.2023 № 04/10/23 компенсации соответствующих затрат по уборке и дезинфекции не предусматривает).

Также УГРТ отмечает, что письмом от 05.05.2023 № 06-29/764 орган регулирования направил в адрес ООО «РЭКС» запрос об обосновывающих материалах по расходам на уборку субарендованных транспортных средств, однако регулируемой организацией материалы представлены не были.

В этой связи, затраты, формирующиеся при выполнении работ сторонними организациями, не должны превышать затраты, формирующихся при выполнении работ собственными силами. В этой связи, УГРТ произведен перерасчет затрат с применением ставок, определенных по договору с ООО «Топ-Сервис» от 27.12.2022 № ТС27-12-22. При этом, в данном вопросе не оспариваются объемы и периодичность работ, а оспариваются ставки, заключенные по договору с ООО «Топ-Сервис» от 27.12.2022 № ТС27-12-22.

В качестве аргументации заявленных требований ООО «РЭКС» представлены в адрес ФАС России обосновывающие материалы в виде Пояснительной записки к расчету ЭОУТ 2023; заключенный договор субаренды между ООО «РЭКС» и АО «ЦППК» от 17.04.2023 № 04/10/23; заключенный договор между ООО «РЭКС» и ООО «Топ-Сервис» от 27.12.2022 № ТС27-12-22.

На основании проведенного анализа Комиссия ФАС России отмечает, что согласно договору от 27.12.2022 № ТС27-12-22 на оказание услуг по уборке и дезинфекции, договор заключен в отношении 16 арендованных ПС у АО «ЦППК» серии РА-3 6000-й нумерации, стоимость услуг которых составляет 1 394,70 тыс. руб. (без НДС).

Согласно заключенному договору субаренды железнодорожного ПС между ООО «РЭКС» и АО «ЦППК» от 17.04.2023 № 04/10/23 предусмотрено, что обязанность по уборке возложена на ООО «РЭКС» за свой счет собственными или привлеченными силами.

При этом, исходя из представленной ООО «РЭКС» Пояснительной записки к расчету ЭОУТ 2023 следует, что в пункте 2.1.1. «Расходы на уборку субарендованного у АО «ЦППК» ПС» представлен расчет расходов на уборку и дезинфекцию субарендованного ПС, согласно которому расходы на уборку субарендованного ПС определены в размере 4 529,44 тыс. руб. (электропоезда 3 915,31 тыс. руб.; рельсовые автобусы 614,13 тыс. руб.). При этом, в представленном расчете отсутствуют пояснения по формированию количества уборок за период и расчету ставки стоимости уборок. В пункте 2.1.2. «Расходы на уборку арендованного у АО «ЦППК» ПС размер расходов на уборку арендованного ПС определен в размере 1 680,5 тыс. руб.

Так, общая сумма расходов составляет 6 209,94 тыс. руб., что не соответствует заявленным в адрес ФАС России требованиям, в размере 4 557,45 тыс. руб.

Также необходимо отметить, что согласно направленному ООО «РЭКС» письму от 22.05.2023 № 99/02/23 в адрес органа регулирования на запрос от 05.05.2023 № 06-29/764 в пункте 7 указано, что дополнительное соглашение к договору от 27.12.2022 № ТС27-12-22 на услуги по комплексной уборке субарендованного ПС находится в стадии согласования.

Принимая во внимание выявленные несоответствия в заявленных ООО «РЭКС» суммах затрат в адрес ФАС России и в представленных обосновывающих материалах, а также отсутствие в материалах тарифной заявки дополнительного соглашения к договору от 27.12.2022 № ТС27-12-22 на услуги по уборке субарендованного ПС и соответствующих расшифровочных расчетов, пояснений, Комиссия ФАС России не усматривает основания для удовлетворения заявленных ООО «РЭКС» требований в указанной части.

3. Расходы на услуги транспортной безопасности рельсовых автобусов РА- 3 в рамках аренды ПС (эксплуатация железнодорожного ПС).

ООО «РЭКС» заявляет о необходимости учета расходов на уровне 77 393,6 тыс. руб., УГРТ указанные расходы учтены в размере 36 561,43 тыс. руб., размер неучтенных органом регулирования расходов составляет 40 832,16 тыс. руб.

Регулируемая организация указывает на то, что разногласия возникли по причине неучета органом регулирования затрат на услуги транспортной безопасности, а также указывает на то, что в расчете ЭОУТ органа регулирования на 2023 год в формате Excel отсутствуют обоснования и методология по неучету расчета указанных затрат. Также ООО «РЭКС» отмечает, что органом регулирования не представлено в адрес регулируемой организации экспертное заключение.

Регулируемая организация отмечает, что затраты на услуги транспортной безопасности сформированы на основании заключенного между ООО «РЭКС» и ООО «ПТБ БЕРГ» договора от 22.12.2022 № BRG-RK-12/2022 (направлен в адрес УГРТ письмом от 10.01.2023 № 2/01/23). Также письмом от 22.05.2023 № 99/02/23 в адрес УГРТ направлен расчет предельной стоимости по договору.

ООО «РЭКС» указывает на то, что согласно пункту 2.1. договора от 22.12.2022 № BRG-RK-12/2022 стоимость 1 (одного) часа оказания услуг работником подразделения транспортной безопасности составляет 391 руб. 92 коп. (без НДС). При этом, в Пояснительной записке к расчету ЭОУТ на железнодорожные перевозки в пригородном сообщении по территории Брянской области, осуществляемые ООО «РЭКС» в 2023 году, обеспечение транспортной безопасности планируется осуществлять для 16 арендованных поездов серии РА-3: 2-вагонной составности: №№ 0001, 0003-0008, 0010, 0012, 0016, 0017; 3-вагонной составности: №№ 0018, 0019, 0020, 0022, 0023.

Таким образом, обеспечение транспортной безопасности в ПС выполняется с помощью наличия в каждом поезде постов из 2-х чел. в режиме 24 ч/сут. При этом количество часов обслуживания определяется исходя из количества ПС в соответствующем периоде и графика работы постов.

Орган регулирования указывает на то, что согласно пункту 48 Методики № 1649/17 одним из способов определения расходов (затрат) являются цены, установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведения торгов, при этом, договор от 22.12.2022 № BRG-RK-12/2022 заключен без проведения закупочных процедур.

Согласно пункту 49.6.6.3 Методики № 1649/17 расходы, относящиеся к прочим расходам и оказываемые сторонними организациями, за исключением расходов, указанных в пунктах 49.6.6.1 и 49.6.6.2 Методики № 1649/17, принимаются к учету в соответствии с заключенными договорами (при их наличии) и с учетом индекса потребительских цен (ИПЦ) в среднем за год.

Также УГРТ ссылается на то, что в Решении ФАС России от 04.10.2022 № СП/91314/22 отражено наличие разрозненности цены по договорам, заключенными между АО «ЦППК» и ООО «ПТБ «БЕРГ» и ООО ЧОО «АЭРО-ГРАД» на обеспечение транспортной безопасности с аналогичным функционалом охранных услуг, в связи с чем установление обоснованности цены договора между АО «ЦППК» и ООО «ПТБ «БЕРГ» на обеспечение транспортной безопасности не представляется возможным. При этом, в данном вопросе не оспариваются объемы и периодичность работ, а оспариваются ставки, заключенные по договору.

В этой связи, органом регулирования проведен расчет затрат на обеспечение транспортной безопасности РА-3 исходя из заявленного ООО «РЭКС» количества постов и фактической ставки за 1 час за 2022 год по договору между АО «ЦППК» с ООО ЧОО «АЭРО-ГРАД» с учетом применения ИПЦ 2023 года в размере 106,0 %, рассчитанные как: 188,46 руб./час. * 1,06 = 199,77 руб./час).

В качестве аргументации заявленных требований ООО «РЭКС» представлены в адрес ФАС России обосновывающие материалы в виде Пояснительной записки к расчету ЭОУТ 2023; договор от 22.12.2022 № № BRG-RK-12/2022; расчет в формате Excel № 6 «Расчет затрат на транспортную безопасность».

На основании проведенного анализа Комиссия ФАС России отмечает, что согласно договору от 22.12.2022 № BRG-RK-12/2022 предельная цена договора составляет 109 863,01 тыс. руб., включающая ставку за 1 час в размере 391,92 руб.

В представленной ООО «РЭКС» Пояснительной записке к расчету ЭОУТ 2023 в пункте 2.1.3. «Услуги транспортной безопасности» указано, что обеспечение транспортной безопасности осуществляется для 16 арендованных поездов серии РА-3 на сумму в размере 105 912,46 тыс. руб. исходя из применения почасовой ставки в размере 391,92 ставка/руб. Иные пояснения со стороны регулируемой организации отсутствуют.

Также согласно направленному ООО «РЭКС» письму от 22.05.2023 № 99/02/23 в адрес органа регулирования на запрос от 05.05.2023 № 06-29/764 в пункте 8 указано, что расчет и обоснование статей расходов представлен в формате Excel по приложению № 6 «Расчет затрат на транспортную безопасность».

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что приложение № 6 в формате Excel представлено в адрес ФАС России, согласно которому общая сумма затрат определена ООО «РЭКС» в размере 109 863,01 тыс. руб.

В этой связи, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что ООО «РЭКС» не представлены в адрес ФАС России пояснения и расчет заявленных требований на сумму затрат в размере 77 393,60 тыс. руб. Принимая во внимание доводы органа регулирования, а также выявленные несоответствия в заявленных ООО «РЭКС» суммах затрат в адрес ФАС России и в представленных обосновывающих материалах, ФАС России не усматривает основания для удовлетворения заявленных ООО «РЭКС» требований в указанной части.

4. Расходы на агентское вознаграждение за продажу проездных документов (продажа проездных документов/билетов).

ООО «РЭКС» заявляет о необходимости учета расходов на уровне 130 160,56 тыс. руб., УГРТ указанные расходы учтены в размере 112 277,15 тыс. руб., размер неучтенных УГРТ расходов составляет 17 883,42 тыс. руб.

Регулируемая организация указывает на то, что разногласия возникли по причине неучета органом регулирования затрат по уборке ПС, а также указывает на то, что в расчете ЭОУТ органа регулирования на 2023 год в формате Excel отсутствуют обоснования по неучету и методология расчета указанных затрат. Также ООО «РЭКС» указывает на то, что органом регулирования не представлено в адрес регулируемой организации экспертное заключение.

Регулируемая организация отмечает, что продажа билетов по территории Брянской и Орловской областей осуществляется на основании агентских договоров между ООО «РЭКС» (принципал) и АО «ЦППК» (агент) с использованием персонала и оборудования агента на основании агентских договоров от 05.12.2022 № 05/12/22, от 30.12.2022 № 07/12/22 (направлены в адрес УГРТ письмом от 10.01.2023 № 2/01/23). Также письмом от 10.01.2023 № 2/01/23 в адрес УГРТ направлены калькуляции и расчеты по порядку формирования затрат в рамках вышеуказанных договоров.

ООО «РЭКС» отмечает, что договором от 05.12.2022 № 05/12/22 планируемая сумма вознаграждения (в целом по компании) составляет 153 459,65 тыс. руб., устанавливаемая в виде суммы:

- постоянной части в размере 151 157,66 тыс. руб., учитывающая все затраты на содержание персонала и оборудования, необходимых для продажи билетов.

- переменной части 2 301,99 тыс. руб., которая равна комиссии за инкассацию и эквайринг денежных средств, получаемых от пассажиров при продаже билетов.

Согласно разделу 8 договора от 30.12.2023 № 07/12/22 стоимость вознаграждения составляет 384,085 тыс. руб.

Таким образом, общая сумма размера затрат на агентское вознаграждение определена в размере 130 160,56 тыс. руб. на Брянскую область.

Орган регулирования отмечает, что ООО «РЭКС» представлен постатейный расчет формирования затрат, согласно которому УГРТ скорректирована стоимость годового абонентского обслуживания.

 

 

Показатель

Стоимость по договору, тыс. руб.

Скорректирован-

ная стоимость, тыс. руб.

1

ФОТ

100 447,175

88 398,26

2

Начисления на ФОТ

30 545,07

26 873,07

3

Бланки строгой отчетности

632,18

632,18

4

Материалы

1 432,99

1 432,99

5

Форменная одежда

1 140,11

1 140,11

6

Амортизация ККМ

2 116,986

734,21

7

Техническое обслуживание ККМ

11 344,84

8 814,06

8

Расходы на пожарную безопасность участков

35,62

35,62

9

Обучение

18,0

18,0

10

Расходы на услуги связи

1 320,73

1 320,73

11

Лицензирование (ПО)

484,40

484,40

12

Расходы на ТО ТСОППД

1 458,54

0,00

 

Итого:

151 006,65

129 883,66

 

Итого с рентабельностью 0,1 %:

151 157,66

130 013,54

 

УГРТ отмечает, что до 2023 года на территории Брянской области осуществлялась деятельность АО «ЦППК», в связи с чем орган регулирования располагает сведениями о фактических затратах, порядке и документальном обосновании плановых затрат, на основании проведенного анализа представленных документов УГРТ отмечает, что:

- ФОТ на 2023 год сформированы регулируемой организацией с ростом на 10,54 % (в том числе, по Брянской области - 11,52 %, Орловской области - 6,96 %), при общем снижении среднесписочной численности на 1,36 % (в том числе, по Брянской области - 0,48 %, Орловской области - 4,03 %), и учитывает не только начисления, но и оценочные обязательства. По данным 2020 года средний процент оценочных обязательств от начисленной заработной платы составил 9 %.

- Затраты на амортизацию сформированы АО «ЦППК» на основании данных справки-расчета за июнь 2020 года. Вместе с тем, в материалах тарифного дела по установлению ЭОУТ на 2022 год имеются сведения об амортизационных группах и установленных строках амортизации заявленных объектов, для большинства из них срок начисления амортизационных отчислений истек к 2023 году.

- Затраты на техническое обслуживание ККМ значительно завышены от фактически сложившихся по данным бухгалтерского учета АО «ЦППК», а также сложившихся среднерыночных предложений на территории Брянской области.

- Затраты на поддержку транзакционной системы обработки пригородных проездных документов (ТСОППД) АО «ЦППК» не заявлялись, амортизация по объекту нематериальных активов не начисляется.

С учетом изложенного, УГРТ скорректирована стоимость годового абонентского обслуживания, составляющая 130 013,54 тыс. руб. Принимая во внимание распределение затрат пропорционально отправленным пассажирам, объем приходящихся на Брянскую область расходов УГРТ определен в размере 112 277,14 тыс. руб., рассчитанный как:

((130 013,54 тыс. руб. + 2 301,98 тыс. руб. + 384,05 тыс. руб.) * 84,61 %).

В качестве аргументации заявленных требований ООО «РЭКС» представлены в адрес ФАС России обосновывающие материалы в виде Пояснительной записки к расчету ЭОУТ 2023; заключенный агентский договор от 05.12.2022 № 05/12/22; заключенный агентский договор от 30.12.2022 № 07/12/22; отчет АО «ЦППК» по агентским договорам за период январь – март 2023 года.

На основании проведенного анализа Комиссия ФАС России отмечает, что согласно агентскому договору от 05.12.2022 № 05/12/22 стоимость договора состоит из постоянной части в размере 151 157,66 тыс. руб. (без НДС) и предельной переменной части в размере 2 301,98 тыс. руб. (без НДС), общая сумма составляет 153 459,65 тыс. руб. Согласно агентскому договору от 30.12.2022 № 07/12/22 стоимость составляет 384,08 тыс. руб. (без НДС).

В представленной ООО «РЭКС» Пояснительной записке к расчету ЭОУТ 2023 в пункте 2.2. «Затраты, связанные с продажей проездных документов (билетов)» указано, что продажа билетов по территории Брянской и Орловской областей будет осуществляться на основании агентского договора между ООО «РЭКС» и АО «ЦППК» с использованием персонала и оборудования агента. Расходы на агентское вознаграждение на оформление проездных документов определено в размере 153 459,65 тыс. руб. (постоянная - 151 157,66 тыс. руб., переменная - 2 301,99 тыс. руб.)

Также согласно направленному ООО «РЭКС» письму от 22.05.2023 № 99/02/23 в адрес органа регулирования на запрос от 05.05.2023 № 06-29/764 в пункте 9 указано, что расчет и обоснование статей расходов, формирующих стоимость агентского вознаграждения, представлен в виде «Расчета агентского вознаграждения АО «ЦППК» в 2023 году». ФАС России обращает особое внимание на то, что указанный расчет не представлен в адрес Федеральной антимонопольной службы.

ФАС России также обращает внимание, что в Пояснительной записке к расчету ЭОУТ 2023 ООО «РЭКС» не заявляются расходы по договору от 30.12.2022 № 07/12/22. Также регулируемой организацией не представлены пояснения по формированию/учету показателей агентского договора и пояснения о сформированном в адрес ФАС России размере затрат 130 160,56 тыс. руб.

Принимая во внимание отсутствие в материалах тарифной заявки в ФАС России подтверждающих материалов, в том числе бухгалтерской отчетности, ФАС России не усматривает основания для удовлетворения заявленных ООО «РЭКС» требований в указанной части.

5. Расходы на аренду офиса (в составе общепроизводственных и общехозяйственных расходов).

ООО «РЭКС» заявляет о необходимости учета расходов на уровне 504,011 тыс. руб., УГРТ указанные расходы учтены в размере 202,91 тыс. руб., размер неучтенных органом регулирования расходов составляет 301,09 тыс. руб.

Регулируемая организация указывает на то, что разногласия возникли по причине неучета органом регулирования затрат на аренду офиса, а также указывает на то, что в расчете ЭОУТ органа регулирования на 2023 год в формате Excel отсутствуют обоснования и методология по неучету расчета указанных затрат. Также ООО «РЭКС» указывает на то, что органом регулирования не представлено в адрес регулируемой организации экспертное заключение.

Регулируемая организация отмечает, что расходы на аренду офиса сформированы на основании заключенных договоров: от 22.11.2022 № КФЗ-А-Б-2211/01, от 01.05.2017 № КОМ-2017-069, от 28.09.2023 № 23/10/23 (направлены в адрес УГРТ письмом от 04.04.2023 № 06/02/23).

Орган регулирования обращает внимание на дату заключения договора от 28.09.2023 № 23/10/23, в связи с чем, договор не мог быть представлен в адрес органа регулирования письмом от 04.04.2023.

Также орган регулирования отмечает, что письмом от 05.05.2023 № 06-29/764 УГРТ направило в адрес ООО «РЭКС» запрос о фактических расходах за коммунальные услуги в арендуемых помещениях.

ООО «РЭКС» представлена ОСВ по счету 26 за 1 квартал 2023 года, согласно которой на аренду затраты составили 99,88 тыс. руб., что составило 3 месяца аренды по договору от 22.11.2022 № КФЗ-А-Б-2211/01. Иные сведения об учете затрат по другим договорам ООО «РЭКС» в адрес УГРТ не представлены. В этой связи, при формировании ЭОУТ органом регулирования учтены затраты на основании фактических документально подтвержденных данных ООО «РЭКС».

Также УГРТ отмечает, что в случае выявления у субъекта регулирования экономически обоснованных затрат, неучтенных при установлении тарифов, учет данных затрат будет произведен в порядке пункта 46 Методики № 1649/17.

В качестве аргументации заявленных требований ООО «РЭКС» представлены в адрес ФАС России обосновывающие материалы в виде Пояснительной записки к расчету ЭОУТ 2023; заключенный договор аренды между ООО «РЭКС» и ООО УК «Регионгазфинанс» от 22.11.2022 № КФ3-А-Б-2211/01; заключенный договор аренды нежилого помещений между ООО «РЭКС» и ООО «Аэроэкспресс» от 01.05.2017 № КОМ-2017-069 с заключенными ДС № 1 от 01.04.2018, № 2 от 28.02.2019; ОСВ по счету 26 за 1 квартал 2023 года; акты выполненных работ по договору на аренду помещений с ООО УК «Регионгазфинанс».

На основании проведенного анализа ФАС России отмечает, что согласно договору аренды от 22.11.2022 № КФ3-А-Б-2211/01, срок аренды помещений, расположенных по адресу: г. Брянск, бульвар Гагарина, д. 23, составляет 11 месяцев с ежемесячной арендной платой в размере 27 744 руб., что составляет 305,18 тыс. руб.

Согласно приложению № 1 к договору аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, аэропорт Шереметьево от 01.05.2017 № КОМ-2017-069, срок аренды с 01.05.2017 - 31.03.2018, с ежемесячной платой составляет в размере 19 875 руб. При этом, в ДС № 2 от 28.02.2019 указано, что срок аренды договора составляет 01.03.2019 – 31.01.2020, однако, в случае если ни одна из сторон за 30 дней до даты окончания срока действия договора не заявит о прекращении, договор считается пролонгированным на 11 месяцев. Число таких пролонгаций не ограничено. Также в ДС № 2 размер ежемесячной платы составляет 22 742 руб., таким образом, размер платы за 11 месяцев составляет 250,16 тыс. руб.

В представленной ООО «РЭКС» Пояснительной записке к расчету ЭОУТ 2023 в пункте 3.4 «Прочие затраты» указано, что затраты определены на основании аренды помещения офисной площади, расположенного только по адресу: г. Брянск, в размере 299,88 тыс. руб. Иные пояснения со стороны ООО «РЭКС» отсутствуют.

ФАС России обращает внимание на то, что согласно ОСВ по счету 26 за 1 квартал аренды помещений составляет 99,88 тыс. руб., также представлены акты выполненных работ по договору на аренду с ООО УК «Регионгазфинанс», ежемесячная плата которых составляет 27 744 руб. (83 232 руб. – 3 месяца), в отношении других договоров аренды ООО «РЭКС» не представлены фактические подтверждающие материалы бухгалтерской отчетности.

Также необходимо отметить, что договор от 28.09.2023 № 23/10/23 не представлен в материалах тарифной заявки в адрес УГРТ и ФАС России.

Принимая во внимание выявленные несоответствия в заявленных ООО «РЭКС» суммах затрат в адрес ФАС России и в представленных обосновывающих материалах, а также отсутствие в материалах тарифной заявки договора от 28.09.2023 № 23/10/23 и подтверждающих материалов бухгалтерской отчетности, ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ООО «РЭКС» требований в указанной части.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 17-ФЗ, Методики № 1649/17, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора между ООО «РЭКС» и Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области (исх. от 29.01.2024 № 37/01/24, вх. от 30.01.2024 рег. № 14746/24), Комиссия ФАС России:

 

РЕШИЛА:

 

Отказать в удовлетворении требований ООО «РЭКС», указанных в заявлении о досудебном споре (разногласиях) с Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области (исх. от 29.01.2024 № 37/01/24, вх. от 30.01.2024 рег. № 14746/24).

 

 

Председатель Комиссии ФАС России: _________________/С.А.Пузыревский

 

(подпись)

 

 

Заместитель председателя _________________/ <...> Комиссии ФАС России:

(подпись)

 

 

Члены Комиссии ФАС России: _________________/ <...>

 

(подпись)

 

_________________/ <...>

 

(подпись)

 

_________________/ <...>

 

(подпись)

 

_________________/<...>

 

(подпись)

 

Связанные организации

ООО "РЭКС"
ИНН 5047128710, ОГРН 1115047016040
Управление государственного регулирования тарифов Брянской области
ИНН 3250068984, ОГРН 1063250035530