Решение №СП/72077/22 Решение по результатам рассмотрения разногласий между ПАО «Р... от 29 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» июля 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между ПАО «Россети Ленэнерго» (далее – Заявитель, Общество, регулируемая организация) и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – Комитет, ЛенРТК Орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи и.о. заместителя генерального директора по экономике и финансам ПАО «Россети Ленэнерго» <...>, заместителя генерального директора по правовому и корпоративному управлению ПАО «Россети Ленэнерго» <...>, директора по тарифообразованию – начальника департамента тарифообразования ПАО «Россети Ленэнерго» <...>, директора по правовому обеспечению - начальника департамента ПАО «Россети Ленэнерго» <...>, начальника управления правового обеспечения реализации услуг ПАО «Россети Ленэнерго» <...>, представителя по доверенности ПАО «Россети» <...>, заместителя председателя Комитета – начальника департамента регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и электрической энергии <...>, заместителя начальника департамента регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и электрической энергии - начальника отдела регулирования тарифов на электрическую энергию Комитета <...>, начальника отдела организационно-правового обеспечения Комитета <...>, заместителя начальника отдела регулирования тарифов на электрическую энергию Комитета <...>, консультанта отдела регулирования тарифов на электрическую энергию Комитета <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось с заявлением о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики ПАО «Россети Ленэнерго» (рег. от 28.03.2022 № 55115/22).

Заявление ПАО «Россети Ленэнерго» рассмотрено ФАС России
в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Спор возник с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики приказом от 30.12.2021 № 608-п размер стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов сетевой организации на строительство кабельных линий в траншеях одножильных с резиновой и пластмассовой изоляцией сечением провода
от 400 до 500 квадратных мм включительно с одним кабелем в траншее на уровне напряжения 1-10 кВ на территориях, не относящихся к территориям городских населенных пунктов, за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций Ленинградской области на 2022 г. не установлен.

Размер стандартизированной тарифной ставки, который Заявитель считает экономически обоснованным, составляет 8 150 456,21 руб./км.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов.

Государственное регулирование платы за технологическое присоединение осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), а также Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17 (далее – Методические указания № 1135/17).

Согласно статье 23.2 Закона об электроэнергетике, стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, рассчитываются и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов едиными для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации, в частности с использованием метода сравнения аналогов. Указанные стандартизированные тарифные ставки дифференцируются исходя из состава мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных в том числе видами и техническими характеристиками объектов электросетевого хозяйства, уровнем напряжения в точке присоединения энергопринимающих устройств, максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств и категорией надежности энергоснабжения, и по иным установленным федеральными законами основаниям в соответствии с Основами ценообразования № 1178.

Пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 установлено, что размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с Методическими указаниями № 1135/17.

В соответствии с пунктом 10 Методических указаний № 1135/17 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании представленных территориальными сетевыми организациями сведений о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий инвестиционной программы, о расходах на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, не связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства, рассчитывают стандартизированные тарифные ставки на период регулирования по мероприятиям, указанным в пункте 16 (за исключением подпункта «б») Методических указаний № 1135/17, и по мероприятиям, указанным в подпункте «б» пункта 16 Методических указаний № 1135/17, связанным со строительством объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики (далее - мероприятия «последней мили»), а также с обеспечением средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) методом сравнения аналогов в соответствии с Методическими указаниями № 1135/17.

При этом, согласно пункту 11 Методических указаний № 1135/17, экономически обоснованные расходы по мероприятиям «последней мили», на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) на регулируемый период при определении стандартизированных тарифных ставок определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с учетом представленных территориальными сетевыми организациями фактических данных (сведений о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства, обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности), длине линий, объемах максимальной мощности построенных объектов согласно приложению № 1 к Методическим указаниям № 1135/17) за три предыдущих года по каждому мероприятию.

Следует учитывать, что в случае, если в субъекте Российской Федерации за 3 предыдущих года не осуществлялось строительство тех объектов электросетевого хозяйства, в отношении которых устанавливаются стандартизированные тарифные ставки либо не осуществлялось обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности), расчет ставок может производиться исходя из данных за два предыдущих года, в случае отсутствия данных за два года - за предыдущий год, а при отсутствии данных за три года - по планируемым расходам, определенным по сметам, выполненным с применением сметных нормативов.

Отмечаем, что при предоставлении данных по расходам, определенным с применением сметных нормативов строительства, у регулируемой организации отсутствует законодательно закрепленная обязанность в предоставлении технических условий, выданных конкретному заявителю, осуществляющему технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств, в составе сведений о плановых расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства.

Также, согласно пункту 22 Методических указаний № 1135/17, стандартизированные тарифные ставки на технологическое присоединение к электрическим сетям утверждаются в ценах периода регулирования едиными для всех территориальных сетевых организаций по субъекту Российской Федерации с разбивкой согласно приложению № 6 к Методическим указаниям № 1135/17.

Таким образом, у Заявителя, в рамках действующего законодательства, при подаче заявления об установлении стандартизированных тарифных ставок на технологическое присоединение отсутствует обязанность документально подтверждать необходимость установления какой-либо из ставок.

Вместе с тем, согласно пункту 19 Правил регулирования № 1178, для случаев, когда в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, установлена взаимная обязанность органа государственного регулирования запрашивать дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющей регулируемую деятельность, представлять их в течение 7 рабочих дней со дня поступления запроса.

По результатам анализа представленных сторонами материалов ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с Приложением № 6 к Методическим указаниям № 1135/17 предусмотрена стандартизированная тарифная ставка для мероприятий по подключению кабельных линий в траншеях одножильных с резиновой и пластмассовой изоляцией сечением провода от 400 до 500 квадратных мм включительно с одним кабелем в траншее на уровне напряжения 1-10 кВ на территориях, не относящихся к территориям городских населенных пунктов.

На период 2018-2020 гг. стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство кабельных линий в траншеях одножильных с резиновой и пластмассовой изоляцией сечением провода от 400 до 500 квадратных мм включительно с одним кабелем в траншее на уровне напряжения 1-10 кВ на территориях, не относящихся к территориям городских населенных пунктов на территории Ленинградской области не устанавливалась.

Согласно поступившим материалам, ПАО «Россети Ленэнерго» в целях установления стандартизированной тарифной ставки на строительство кабельных линий в траншеях одножильных с резиновой и пластмассовой изоляцией сечением провода от 400 до 500 квадратных мм включительно с одним кабелем в траншее на уровне напряжения 1-10 кВ на территориях, не относящихся к территориям городских населенных пунктов, направило в Орган регулирования соответствующий расчет по планируемым расходам, определенным по сметам, выполненным с применением сметных нормативов. Настоящее подтверждается в том числе выпиской из заключения Органа регулирования.

Вместе с тем, Орган регулирования в обоснование отказа в установлении оспариваемой стандартизированной ставки заявляет об отсутствии в приложенном комплекте документов со стороны ПАО «Россети Ленэнерго» сведений об обязательствах сетевой организации на строительство указанных электросетевых объектов в рамках осуществления технологического присоединения в 2022 г., а также документов, подтверждающих выполнение заявленных мероприятий в рамках мероприятий по строительству «последней мили».

Исходя из изложенного, принимая во внимание положения статьи 23.2 Закона об электроэнергетике, пункта 10 Методических указаний № 1135/17, пункта 19 Правил регулирования № 1178, у Органа регулирования отсутствовали правовые основания в отказе установления ставки на покрытие расходов сетевой организации на строительство кабельных линий в траншеях одножильных с резиновой и пластмассовой изоляцией сечением провода от 400 до 500 квадратных мм включительно с одним кабелем в траншее на уровне напряжения 1-10 кВ на территориях, не относящихся к территориям городских населенных пунктов.

Учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных ПАО «Россети Ленэнерго» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области нарушившим статью 23.2. Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункты 10, 11 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17.

2. Частично удовлетворить требования ПАО «Россети Ленэнерго», указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (рег. № 55115/22 от 28.03.2022).

3. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики устранить нарушения положения статьи 23.2. Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктов 10, 11 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17, при неустановлении стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов сетевой организации на строительство кабельных линий в траншеях одножильных с резиновой и пластмассовой изоляцией сечением провода от 400 до 500 квадратных мм включительно с одним кабелем в траншее на уровне напряжения 1-10 кВ на территориях, не относящихся к территориям городских населенных пунктов и произвести расчет соответствующей ставки в соответствии с действующим законодательством в сфере электроэнергетики.

4. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 01 сентября 2022 года установить на основании пункта 3 настоящего решения стандартизированную тарифную ставку на покрытие расходов сетевой организации на строительство кабельных линий в траншеях одножильных с резиновой и пластмассовой изоляцией сечением провода от 400 до 500 квадратных мм включительно с одним кабелем в траншее на уровне напряжения 1-10 кВ на территориях, не относящихся к территориям городских населенных пунктов.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на которых принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертных заключений об установлении стандартизированных тарифных ставок, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

Связанные организации

Ленинградское УФАС России
ИНН 7840396953, ОГРН 1089847323026
ПАО «Россети Ленэнерго»
ИНН 7803002209, ОГРН 1027809170300
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
ИНН 7825681674, ОГРН 1037843016628