Предписание №СП/58538/20 ПРЕДПИСАНИЕ ПАО "ТНС Энерго Кубань" (РЭК Краснодарского края... от 10 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 14.11.2019 № 1504/19, Акт проверки ФАС России от 21.01.2020 № 1), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в электроэнергетики, допущенные органом исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении сбытовых надбавок для ПАО «ТНС энерго Кубань»  (далее – организация, регулируемая организация, ГП) на 2017 - 2019 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

Сбытовые надбавки устанавливаются для ПАО «ТНС энерго Кубань» на основании Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», приказа ФСТ России от 30.10.2012 № 703-э «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков» (сбытовые надбавки на 2017г.), приказа ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17 «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов» (сбытовые надбавки на 2018, 2019 гг.).

16.08.2017 гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Краснодарского края и Республики Адыгея ОАО «Кубаньэнергосбыт» переименовано в Публичное акционерное общество «ТНС энерго Кубань», сокращённое фирменное наименование — ПАО «ТНС энерго Кубань». Компания входит в структуру ПАО ГК «ТНС энерго».

Сбытовые надбавки для ПАО «ТНС энерго Кубань» были установлены:

- на 2017 г. Приказом РЭК Краснодарского края от 27.12.2016 № 54/2016-э «Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии» (признан недействующим со дня принятия Решением Краснодарского краевого суда от 26.02.2018 по делу № 3а-448/2018.).

- на 2019 г. Приказом РЭК Краснодарского края от 19.12.2018 № 84/2018-э «Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии».

Рассмотрев Экспертные заключения РЭК Краснодарского края об обоснованности сбытовых надбавок ПАО «ТНС энерго Кубань» на 2017, 2019 гг. (далее – экспертное заключение на 2017/2019 год), а также материалы, представленные регулируемой организацией в составе тарифных заявок, ФАС России установлено следующее.

Необходимая валовая выручка, установленная РЭК Краснодарского края, составляет:

Динамика НВВ по годам

2017

2018

2019

тыс.руб.

2 223 201,02

3 245 274,178

4 320 959,93

 

Анализ по статьям затрат, включенных

в необходимую валовую выручку ПАО «ТНС энерго Кубань» при установлении сбытовых надбавок

 

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В нарушение вышеуказанных норм экспертные заключения РЭК Краснодарского края на 2017 и 2019 гг. не содержат анализа экономической обоснованности затрат по ряду статей, не указаны документы (материалы), на основании которых определен размер учитываемых расходов в необходимой валовой выручке ПАО «ТНС энерго Кубань».

 

Сырье и материалы, 2017 год

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 1178 расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178.

Пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

ОАО «Кубаньэнергосбыт» были заявлены затраты на 2017 г. по статье «Сырье и основные материалы» в размере 70 331,67 тыс. руб.

Согласно представленным органом регулирования данным в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 г., величина расходов по статье «Сырьё и материалы» была принята РЭК Краснодарского края в размере 62 267,73 тыс. руб.

В целом величина расходов на «Сырье и материалы», учитываемая РЭК   Краснодарского края в тарифах на электроэнергию на 2017 г., с учетом фактической потребности составляет 62 267,73 тыс. руб., или 106 % роста к плановым затратам, утвержденных на 2016 г.

1.1.  «Расходные материалы»

Заявлено ОАО «Кубаньэнергосбыт» - 18 297,91 тыс. руб.

В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год, величина расходов по статье «Расходные материалы» была принята РЭК Краснодарского края в размере 16 345,49 тыс. руб.

 

п/п

Наименование показателей

План, утвержденный  РЭК - ДЦТ КК на 2015 год

Факт ОАО "Кубаньэнерго
сбыт"
за 2015 год
(по рег. деят.)

Принято РЭК - департаментом обосн. факт 2015 года

Отклонение  принятого факта РЭК 2015 от факта по данным ОАО «КЭСК» 2015

абсол. тыс.руб.

отн., %

1.1.

Расходные материалы

14 041,52

16 118,45

16 023,97

-94,48

99,41

 

Средства связи

568,89

558,01

558,01

0,00

100,00

 

Автотранспорт

1 046,66

1 216,87

1 167,85

-49,02

95,97

 

Оргтехника

11 702,51

12 872,85

12 872,85

0,00

100,00

 

Здания, сооружения

454,32

990,83

990,83

0,00

100,00

 

Прочие

269,14

479,89

434,43

-45,46

90,53

 

ФАС России отмечает, что в составе обосновывающих материалов на автотранспорт представлены, в том числе:

 договор купли-продажи № 15 от 1 августа 2014 года, сроком действия до 31 января 2015 года без возможности последующей пролонгации;

договор № 076 от 20 марта 2015 года, сроком действия до 31.12.2015 с возможностью последующей пролонгации по дополнительному соглашению (доп. соглашение о пролонгации договора отсутствует);

договор №17 от 1.03.2015, сроком действия до 31.12.2015 без возможности последующей пролонгации;

договор поставки товаров № 3 от 12.01.2015 сроком действия до 31.12.2015 без возможности последующей пролонгации;

договор поставки запчастей к автотранспорту № 201 от 01.06.2015 сроком действия до 31.12.2015 без возможности последующей пролонгации;

договор поставки № 187 от 02.03.2015 сроком действия до 31.12.2015 без возможности последующей пролонгации.

ФАС России обращает внимание, в связи с тем, что срок действия указанных договоров по 31.12.2015, то они не могут быть учтены при расчете затрат на 2017 год.

В случае учета расходов на их основе, такие подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

Кроме того, не представляется возможным определить, на какие именно ТС учитывались расходы и какое их влияние на оказываемую регулируемую деятельность.

В части остальных расходов ФАС России отмечает, что также не представляется возможным определить, на какие цели они учитывались, на основании каких документов и каким образом сложились расходы.

1.2.         «Вспомогательные материалы (МПЗ)»

Заявлено ОАО «Кубаньэнергосбыт» на «Вспомогательные материалы» (МПЗ) в тарифах на электрическую энергию было 25 703,60 тыс. руб.

Плановый расчет расходов по статьям «Вспомогательные материалы» (МПЗ, прочие расходы) был осуществлен ОАО «Кубаньэнергосбыт» на заявках филиалов, программой обновления оргтехники, мебели.

По статье «Вспомогательные материалы» РЭК Краснодарского края были приняты затраты в размере 20 201,2 тыс. руб.

п/п

Наименование показателей

План, утвержденный  РЭК - ДЦТ КК на 2015 год

Факт ОАО "Кубаньэнерго
сбыт"
за 2015 год
(по рег. деят.)

Принято РЭК - департаментом обосн. факт 2015 года

 
 

1.2.

МПЗ

17 990,78

20 936,33

20 615,94

 

 

Средства связи

924,71

955,09

955,09

 

 

Автотранспорт

2 877,47

2 666,80

2 664,15

 

 

Оргтехника

10 337,15

10 394,86

10 394,86

 

 

Здания, сооружения

184,36

273,00

273,00

 

 

Мебель, бытовая техника

2 731,09

5 925,97

5 870,68

 

 

Инструменты и приборы

231,99

217,47

217,47

 

 

Прочие МПЗ

704,02

503,14

240,69

 

1.3.  «Прочие материалы»

Заявлено ОАО «Кубаньэнергосбыт» было 5 068,75 тыс. руб., в том числе:

-  защитные средства по охране труда - 1 103,90 тыс. руб.;

-  материалы и хоз. инвентарь - 3 631,92 тыс. руб.;

-  другие материалы - 332,93 тыс. руб.

РЭК Краснодарского края были приняты расходы по статье «Прочие материалы» в сумме 4 459,62 тыс. руб., в том числе:

-  защитные средства по охране труда - 539,18 тыс. руб.;

-  материалы и хоз. инвентарь - 3 587,50 тыс. руб.;

-  другие материалы - 332,94 тыс. руб.

РЭК Краснодарского края были приняты расходы по статье «Прочие материалы», с учетом фактической потребности на 2017 г. 4 459,62 тыс. руб., что составляет 141,6% к планово-расчетной величине 2016 г., в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития РФ на 2017 г.

п/п

Наименование показателей

План, утвержденный  РЭК - ДЦТ КК на 2015 год

Факт ОАО "Кубаньэнерго

сбыт"

за 2015 год

(по рег. деят.)

Принято РЭК - департаментом обосн. факт 2015 года

 
 

1.3.

Прочие материалы

2 960,88

4 439,42

4 439,42

 

 

Защитные средства по охране труда (спец. одежда, обувь, средства индивид. защиты)

479,49

946,83

946,83

 

 

Материалы и инвентарь хозяйственного назначения

2 067,75

3 199,31

3 199,31

 

 

Другие материалы

413,64

293,28

293,28

 

1.4.  «Расходы на топливо (ГСМ)»

Заявлено ОАО «Кубаньэнергосбыт» было 21 261,41 тыс. руб., в том числе:

-   топливо - 20 677,53 тыс. руб.

-   масла, смазочные материалы - 583,88 тыс. руб.

РЭК Краснодарского края были приняты расходы на ГСМ приняты на уровне заявки организации.

ФАС России отмечает, что не представляется возможным определить, на какие именно ТС учитывались расходы и какое их влияние на оказываемую регулируемую деятельность.

Также не представляется возможным определить на какие цели учитывались расходы на «Вспомогательные материалы», «Прочие материалы», «Расходы на топливо (ГСМ)», на основании каких документов и каким образом сложились расходы.

ФАС России отмечает, что в составе тарифного дела, отсутствуют документы, подтверждающие проведения конкурсов или иных конкурентных процедур регулируемой организации по данной статье затрат.

Учитывая вышеизложенное, расходы «Сырье и материалы» подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

Амортизация основных средств, 2017, 2018, 2019 годы

Согласно представленным органом регулирования документам, в составе основных средств ОАО «Кубаньэнергосбыт» отражены земельные участки, здания, машины, оборудование, транспортные средства и другие объекты со сроком службы более 12 месяцев.

Заявлено ОАО «Кубаньэнергосбыт» на 2017 год - 56 936,81 тыс. руб.

Расходы на амортизацию были определены органом регулирования в соответствии с:

-        приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01;

-        постановлением правительства РФ от 01.01.2002 №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

С учётом плановых затрат, включенных в НВВ на 2015 г. - 57 979,68 тыс. руб. и на 2016 г. - 57 441,75 тыс. руб., а также - утвержденной инвестиционной программой на 2017 г., РЭК Краснодарского края было принято амортизационных отчислений в размере - 57 441,75 тыс. руб., на уровне заявленных затрат гарантирующим поставщиком на 2017 г., как источник финансирования инвестиционной программы.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования №1178 амортизация включается в расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

Таким образом, учет амортизации осуществляется в соответствии Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Из вышеизложенного следует, что со стороны регулируемой организации в регулирующий орган должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной (ых) переоценки (ок).

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

Орган регулирования указывает, что амортизация основных средств начисляется линейным способом, исходя из срока полезного использования, при максимальном сроке полезного использования амортизируемого имущества.

Экспертные заключения органа регулирования на 2017, 2018, 2019 годы не содержат расчетов и ссылок на материалы тарифного дела регулируемой организаций.

ФАС России отмечает, что согласно представленного расчета амортизации ОС за 2017 год, в составе расходов на амортизацию учтены затраты на амортизацию объектов, стоимость которых менее 100 тыс.руб., в общей сумме на 297 955,80 руб., за 2019 год – 297 254,32 руб.

На 2017 год учтены расходы на амортизацию автомобилей, в числе на 5 автомобилей марки Toyota Camry, расходы на амортизацию которых составили 619 785,00 руб.

На 2019 год учтены расходы на амортизацию автомобилей, в числе на 12 автомобилей марки Toyota Camry и 1 автомобиль AUDI A8L, расходы на амортизацию которых составили 2 225 656,82 руб.

Вместе с тем, документы, обосновывающие производственную необходимость и объемы оказания транспортных услуг, расходы на амортизацию по котором учтены в составе НВВ, для осуществления деятельности в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии, отсутствуют.

Кроме того, в представленной амортизационной ведомости первоначальная стоимость указана не для всех объектов, в связи с чем определить экономическую обоснованность учтённых расходов на амортизацию не представляется возможным.

ФАС России отмечает, что учет в составе НВВ регулируемой организации расходов на амортизацию автотранспортных средств марки Toyota Camry и AUDI A8L не влияет на качество предоставляемых услуг и нецелесообразно.

Учитывая вышеизложенное, расходы в размере 3 440, 652 тыс.руб. (297 955,80 + 297 254,32 + 619 785,00 + 2 225 656,82) подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации, в остальной части учтенные расходы подлежат дополнительному экономическому анализу.

 

Прочие затраты, 2017 год

Заявлено ОАО «Кубаньэнергосбыт» на 2017 г. было - 1 027 670,25 тыс. руб.

Принято РЭК Краснодарского края на 2017 г. - 628 057,88 тыс. руб., в том числе на следующие подстатьи затрат:

«Услуги коммунального хозяйства»

Заявлено ОАО «Кубаньэнергосбыт» было - 29 359,26 тыс. руб.

Принято РЭК Краснодарского края - 24 178,06 тыс. руб.

Плановые затраты были приняты РЭК Краснодарского края в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития РФ на 2017 г.

 «Услуги нотариальных организаций»

Заявлено ОАО «Кубаньэнергосбыт» было - 778,96 тыс. руб.

Принято РЭК Краснодарского края - 334,48тыс. руб.

Плановые затраты на 2017 г. РЭК Краснодарского края были определены в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития РФ на 2017 г.

 «Услуги аудиторских организаций»

Заявлено ОАО «Кубаньэнергосбыт» было - 6 110,36 тыс. руб.

Принято РЭК Краснодарского края - 6 110,36 тыс. руб.

Плановые затраты на 2017 г. РЭК Краснодарского края определены в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития РФ на 2017 г.

 «Услуги пожарной, вневедомственной и сторожевой охраны»

Заявлено ОАО «Кубаньэнергосбыт» было - 66 951,41 тыс. руб.

Принято РЭК Краснодарского края - 50 974,39 тыс. руб., на основании заключённых договоров, согласно представленному экспертному заключению.

«Услуги банков по расчётам за электроэнергию»

Заявлено ОАО «Кубаньэнергосбыт» было - 64 101,29 тыс. руб.

Принято РЭК Краснодарского края - 64 101,29 тыс. руб. на основании заключённых договоров, согласно представленному экспертному заключению.

 «Услуги почты, телеграфа по расчётам за электроэнергию»

Заявлено ОАО «Кубаньэнергосбыт» было - 174 730,55 тыс. руб.

Принято РЭК Краснодарского края было – 84 478,05 тыс. руб. на основании заключённых договоров, согласно представленному экспертному заключению.

«Услуги почты по доставке счетов за электроэнергию»

Заявлено ОАО «Кубаньэнергосбыт» было – 98 435,51 тыс. руб.

Принято РЭК Краснодарского края было – 87 478,05 тыс. руб. на основании заключённых договоров, согласно представленному экспертному заключению.

«Арендная плата»

Заявленные ОАО «Кубаньэнергосбыт» на 2017 г. затраты по арендной плате составили 61 484,89 тыс. руб., в том числе:

- арендная плата по зданиям и сооружениям - 57 977,03 тыс. руб.;

- арендная плата по земельным участкам - 2 183,63 тыс. руб.;

- финансовая аренда (лизинг) - 0 тыс. руб.;

- прочая арендная плата - 1 324,23 тыс. руб.

Заявлено ОАО «Кубаньэнергосбыт» было - 98 435,51 тыс. руб.

Принято РЭК Краснодарского края было – 43 466.63 тыс. руб. на основании заключённых договоров, согласно представленному экспертному заключению.

 «Другие расходы, относимые к прочим»

Заявлено ОАО «Кубаньэнергосбыт» - 2 482,22 тыс. руб.

Принято РЭК Краснодарского края — 2 272,97 тыс. руб., мероприятия по охране окружающей среды.

Затраты, заявленные предприятием, приняты РЭК Краснодарского края в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 г.

«Обслуживание оргтехники, ККМ»

Заявлено ОАО «Кубаньэнергосбыт» было - 8 801,57 тыс. руб.

Принято РЭК Краснодарского края - 8 801,57 тыс. руб. в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития РФ на 2017 г.

В части учета расходов по статье затрат «прочие затраты» ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 1178 расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе прочие расходы.

В силу подпункта 2 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются, расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг определяются в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178.

При этом, в экспертном заключении отсутствует калькуляция учтенных расходов, информация о принятых в расчет среднемесячных расходах на указанные услуги по данным бухгалтерского учета, а также анализ представленных договоров.

В части учета расходов на арендную плату ФАС России дополнительно отмечает следующее.

В расчет арендной платы, согласно данным органа регулирования были включены:

- арендная плата по зданиям и сооружениям - 41 283,00 тыс. руб.,

- арендная плата по земельным участкам - 2 183,63 тыс. руб.;

- финансовая аренда (лизинг) - 0 тыс. руб.

В составе расходов по арендной плате учтены величина амортизации и налога на имущество (в случае начисления), относящихся к арендуемому имуществу, по регулируемому виду деятельности, согласно представленному экспертному заключению.

ФАС России отмечает, что согласно пункту 28 Основ ценообразования № 1178  в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включается, в том числе плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если указанные объекты учтены в базе инвестированного капитала прочих сетевых организаций. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.

При этом в случае, если собственником арендуемого имущества является физическое лицо, публично-правовое образование и иные лица, для которых не предусмотрено начисление амортизации и (или) налога на имущество, расходы, связанные с арендой такого электросетевого имущества, определяются регулирующим органом исходя из иных установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Так, решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 02.08.2013 № ВАС-6446/13 второе предложение подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования признано недействующим в части, не предусматривающей включение в состав прочих расходов, учитываемых при определении необходимой валовой выручки, иных, кроме налога на имущество, налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

В мотивировочной части указанного решения Высший Арбитражный Суд Российской Федерации относит к числу обязательных платежей, связанных к арендуемым имуществом, налог на имущество, земельный налог, транспортный налог и плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Учитывая вышеизложенное, расходы на аренду имущества следует определять исходя из величины амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с использованием арендованного имущества.

Вместе с тем, РЭК Краснодарского края не указывает, что учтенная величина по данной статье определена в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 исходя из величины амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с использованием арендованного имущества, в том числе не представлен расчет со ссылкой на обосновывающие документы и материалы.

Кроме того, определить, на какие именно цели учитываются обязательные платежи в соответствии с решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 02.08.2013 № ВАС-6446/13, не представляется возможным.

В связи с чем, не представляется возможным подтвердить экономическую обоснованность расходов на арендную плату, учтенную в составе НВВ регулируемой организации.

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (ст.39.7 ЗК РФ).

Размер арендной платы по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, определяется согласно порядку, который установлен уполномоченным органом на основании соответствующего федерального закона, вступившего в силу к моменту заключения договора, даже если в момент заключения договора такой порядок еще не был установлен.

Арендная плата подсчитывается на основании кадастровой стоимости при аренде земель государственной собственности РФ, которые расположены на территории России. Также на основании кадастровой стоимости плата за аренду считается в отношении земельных участков, предоставленных без организации торгов.

Учитывая вышеизложенное, расходы на аренду ЗУ следует определять исходя из:

- величины налогов на землю, в случае, если ЗУ находится в частной собственности;

- размера арендной платы по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, рассчитываемой с учетом кадастровой стоимости ЗУ.

При этом, из представленных материалов не следует, что арендная плата на землю определена размером налога.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

Налог на прибыль, 2019 год

Органом регулирования расходы учтены в размере – 18 698,46 тыс. руб.

Определить размер тарифной заявки организации из экспертного заключения органа регулирования не представляется возможным.

Согласно п. 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

Порядок отражения в бухгалтерском учете информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций установлен в Положении по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.11.2002 № 114 (далее также - ПБУ 18/02).

Согласно положениям пункта 22 ПБУ 18/02 способ определения величины текущего налога на прибыль выбирается организацией самостоятельно из двух вариантов - на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете, либо на основе налоговой декларации по налогу на прибыль.

Однако исходя из содержания пункта 20 Основ ценообразования № 1178 регулирующий орган при проверке обоснованности расчетов затрат на уплату налогов на прибыль анализирует данные бухгалтерского учета регулируемой организации.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2019 год не представлен анализ экономической обоснованности расходов по статье, отсутствуют ссылки на документы, предоставленные регулируемой организацией, подтверждающие фактическую величину налога на прибыль за 2017 год от осуществления регулируемого вида деятельности, а также калькуляция учтенных затрат.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

Величина недополученных или излишне полученных доходов от осуществления деятельности в качестве ГП, 2019 год.

Согласно п. 11 Методических указаний № 1554/17 при определении необходимой валовой выручки ГП для расчета сбытовых надбавок учитываются, в том числе, недополученные (излишне полученные) доходы, обусловленные отклонением величины фактического полезного отпуска от величины, учтенной при установлении сбытовых надбавок ГП, за исключением дохода, полученного от увеличения полезного отпуска, связанного с принятием на обслуживание покупателей (потребителей) электрической энергии в течение периода, предшествующего базовому периоду регулирования.

ФАС России отмечает, что из Экспертного заключения на 2019 г. не представляется возможным определить каким образом были сформированы учтенные суммы и какими документами они подтверждаются, а также отмечает отсутствие проведенного анализа органом регулирования.

Таким образом, недополученные (излишне полученные) доходы подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

Органом регулирования в соответствии с Экспертным заключением 2019 г. учтены отклонения по статьям затрат, признанным экономически необоснованными и обоснованными.

Между тем, Экспертное заключение органа регулирования на 2019 гг. не содержат анализ экономической обоснованности данных затрат.

В связи с чем, величина недополученных или излишне полученных доходов от осуществления деятельности в качестве ГП за 2019 г. подлежит дополнительному экономическому обоснованию.

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию – департамент цен и тарифов Краснодарского края области при установлении сбытовых надбавок для ПАО «ТНС энерго Кубань»  нарушившей положения пунктов 17, 20, 27, 28, Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденных приказом ФСТ России от 30.10.2012 № 703-э, а также Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17. 

2. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в элеткроэнергетики в срок до 01.09.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно: 

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки ПАО «ТНС энерго Кубань»  расходы по статье затрат «Амортизация» в общей сумме 3 440, 652 тыс.руб. (за 2017 год  - 917, 740 тыс.руб., за 2019 год – 2 522, 911 тыс.руб.).

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую ПАО «ТНС энерго Кубань», и отобразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки  ПАО «ТНС энерго Кубань», по следующим статьям затрат:

2017 год:

- «Сырье и материалы», «Амортизация основных средств», «Прочие затраты»;

2018 год:

«Амортизация основных средств»

2019 год:

- «Амортизация основных средств», «Налог на прибыль».

3. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики не позднее 01.09.2020 принять и ввести в действие решение об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии для ПАО «ТНС энерго Кубань» с учетом исполнения пункта 2 настоящего предписания.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

 - решения органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии для ПАО «ТНС энерго Кубань», в котором отражен результат исполнения настоящего предписания.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края
ИНН 2308085811, ОГРН 1032304936399
Краснодарское УФАС России
ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813