Решение №СП/64033/22 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 5 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» июня 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев разногласия между ООО «Электросервис» (далее – Заявитель) и Государственным комитетом по энергетике и тарифному регулированию Республики Хакасия (далее – Комитет, Орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи генерального директора ООО «Электросервис» <...>, председателя Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия <...>, заместителя председателя Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия <...>, начальника отдела расчета и анализа тарифов на электрическую энергию Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия <...>., советника отдела расчета и анализа тарифов на электрическую энергию Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия <...>., советника отдела расчета и анализа тарифов на электрическую энергию Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия <...>.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 24.02.2022 № 29259/22) о споре (разногласиях) между ООО «Электросервис» и Государственным комитетом по энергетике и тарифному регулированию Республики Хакасия по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике.

Приказом Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 29.12.2021 № 8-э «О внесении изменений в приказ Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 30.12.2020 № 7-э «О внесении изменений в приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республик Хакасия от 29.12.2016 № 9-э «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала «ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» и установлении долгосрочных параметров регулирования необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций Республики Хакасия» в отношении Заявителя установлена величина необходимой валовой выручки на 2022 год.

Тарифное регулирование в отношении ООО «Электросервис» осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, 2022 год – второй год долгосрочного периода регулирования 2021-2025 гг.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ; без учета оплаты потерь электроэнергии), установленная оспариваемым приказом, составляет 6 134,42 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 26 715,53 тыс. руб. (с учетом заявленных требований).

ООО «Электросервис» заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2022 год расходов по статьям разногласий:

тыс. руб.

п/п

Статья разногласий

Заявлено ООО «Электросервис» в ФАС России

Утверждено Комитетом на 2022 год

Величина спора (разногласий) по статье

 

 

А

В

С=А-В

1

Подконтрольные расходы

12 802,35

9 938,40

2 863,95

2

Отчисления на социальные нужды

2 713,92

2 106,74

607,18

3

Амортизация основных средств

1 828,35

760,77

1 067,58

4

Прибыль на развитие

2 240,81

0,00

2 240,81

5

Корректировка НВВ

- 10 962,95

-12 542,35

1 579,40

6

Выпадающие доходы/экономия средств

9 473,27

-2 748,92

12 222,19

 

Итого

 

 

20 581,11

*не соответствует величине, указанной в заявлении о разногласиях.

Общая сумма разногласий составляет 20 581,11 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), Методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 11.09.2014 № 215-э/1 (далее – Методические указания № 215-э/1).

По итогам рассмотрения документов и материалов, предоставленных сторонами, ФАС России отмечает следующее.

Письмом от 07.06.2022 № 125 ООО «Электросервис» уведомило ООО «Абаканэнергосбыт» о расторжении с 01.07.2022 договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии в целях компенсации потерь в электрических сетях и оказания услуг по передаче электрической энергии в связи с прекращением деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Хакасия на основании изменения критериев ТСО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184.

1. Статья разногласий «Подконтрольные расходы».

ООО «Электросервис» заявляет требование о признании экономически обоснованными подконтрольных расходов на 2022 год в сумме 12 802,35 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в сумме 9 938,40 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 2 863,95 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в рамках тарифной заявки на 2022 год в Орган регулирования подконтрольные расходы заявлены ООО «Электросервис» в сумме 12 015,61 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Пообъектный объем ВЛЭП в условных единицах в зависимости
от протяженности, напряжения, конструктивного использования и материала опор;

2. Пообъектный объем КЛЭП в условных единицах в зависимости
от протяженности, напряжения;

3. Пообъектный объем подстанций 35-1150 кВ, трансформаторных подстанций (ТП), комплексных трансформаторных подстанций (КТП) и распределительных устройств (РУ) 0,4-2 кВ в условных единицах;

4. Однолинейные схемы объектов электросетевого хозяйства;

5. Карточки учета основных средств ОС-6;

6. Договоры купли и аренды объектов электросетевого хозяйства, подтверждающих право владения ими, заключения кадастрового инженера, акты приема законченного строительством объектов, приказы о постановке на учет основных средств.

Разногласия по данной статье затрат обусловлены несогласием Заявителя
с принятым к учету Органом регулирования количеством активов на 2022 год
при расчете коэффициента индексации подконтрольных расходов.

1.1 Расчет условных единиц.

Общее количество условных единиц, по расчету Заявителя, составляет
632,55 у.е.

Органом регулирования объем активов учтен в количестве 447,96 у.е.

Разница в объеме активов 184,59 у.е.

Заявитель не согласен с позицией Органа регулирования по исключению из состава объектов основных средств объектов, по которым информация, содержащаяся в договорах купли-продажи и аренды имущества, однолинейных схемах объектов, карточках учета объектов основных средств не совпадает.

Согласно отзыву Органа регулирования, ООО «Электросервис» на праве собственности и аренды имущества владеет линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными) общей протяженностью 161,72 км по уровням напряжения:

высокое напряжение (ВН) - 110 кВ воздушные линии протяженностью
27,10 км;

среднее напряжение второе (СН2) – 1-20 кВ воздушные линии протяженностью 74,70 км и кабельные линии протяженностью 5,81 км;

низкое напряжение (НН) – ниже 1 кВ – воздушные линии протяженностью – 43,51 км и кабельные линии протяженностью 10,50 км.

По состоянию на 31.12.2020 объем условных единиц ООО «Электросервис», представленных в Комитет, составлял 632,55 у.е. Прирост за 2020 год объектов электросетевого хозяйства ООО «Электросервис» составил 54,96 у.е.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии
на 2022 год, Органом регулирования произведен анализ представленных документов, в результате которого были выявлены замечания и уровень условных единиц по сравнению с показателем 2020 снизился на 184,59 у.е. и составил
447,96 у.е.

Расчет условных единиц, принимаемых Органом регулирования к учету
на 2022 год представлен в приложении № 1 к Экспертному заключению по делу
от 13.05.2021 № Э-7/22 «Заключение о включении условных единиц в тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Электросервис»
на 2022 год».

По результатам проведенного анализа ФАС России отмечает, что Заявителем
в адрес Органа регулирования и ФАС России в составе обосновывающих материалов в полном объеме не представлены технические паспорта сооружений (объектов основных средств), свидетельства о государственной регистрации права собственности объектов недвижимости, документы, подтверждающие материалы опор и т.д., также Заявителем не представлен расчет, произведенный в соответствии с таблицами № П2.1, № П2.2 Методических указаний № 20-э/2.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя в части учета заявленного количества активов, являются экономически необоснованными
и не подлежат удовлетворению.

1.2 Расчет коэффициента индексации подконтрольных расходов на 2022 год.

Ввиду разногласий по объему условных единиц между сторонами спора возникли разногласия относительно определения коэффициента индексации подконтрольных расходов на 2022 год:

Показатели

Ед. изм.

2022 год

Расчет Заявителя

Расчет Комитета

1

ИПЦ

%

4,3

4,3

2

Индекс эффективности операционных расходов

%

1,0

1,0

3

Количество активов

у.е.

632,55

447,96

4

Коэффициент эластичности затрат по росту активов

%

0,75

0,75

 

Итого коэффициент индексации

%

1,106

0,859

 

Подконтрольные расходы

тыс. руб.

12 802,35

9 938,40

По мнению ООО «Электросервис», коэффициент индексации на 2022 год, исходя из заявленного количества у.е., составляет 1,106%, а величина подконтрольных расходов – 12 802,35 тыс. руб.

Органом регулирования расчет подконтрольных расходов на 2022 год произведен исходя из коэффициента индексации, равного 0,859%.

ФАС России отмечает, что расчет корректировки подконтрольных расходов
в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов предусмотрен пунктом 11 Методических указаний № 98-э (формула 5).

В связи с отказом в удовлетворении требований Заявителя в части учета заявленного количества активов, требования Заявителя о пересмотре коэффициента индексации на 2022 год также не подлежат удовлетворению.

Таким образом, требования ООО «Электросервис» по статье разногласий «Подконтрольные расходы» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

2. Статья разногласий «Отчисления на социальные нужды».

ООО «Электросервис» заявляет требование о признании экономически обоснованными отчислений на социальные нужды в размере 2 713,92 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в сумме
2 106,74 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 607,18 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в рамках тарифной заявки на 2022 год в Орган регулирования отчисления на социальные нужды заявлены ООО «Электросервис» в размере 3 043,41 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России было направлено уведомление о размере страховых взносов.

ООО «Электросервис» не согласно с решением Комитета о снижении объема условных единиц, что повлияло на величину подконтрольных расходов на 2022 год, в том числе на снижение размера фонда оплаты труда до 6 930,06 тыс. руб.,
и, следовательно, величины отчислений на социальные нужды до 2 106,74 тыс. руб.

По расчету Заявителя, сумма подконтрольных расходов на 2022 год должна составить 12 802,35 тыс. руб., фонд оплаты труда - в сумме 8 927,37 тыс. руб.,
а величина отчислений на социальные нужды - в сумме 2 713,92 тыс. руб.

Ставка отчислений на социальные нужды, принятая Органом регулирования
к учету, составляет 30,4%, и не оспаривается Заявителем.

В связи с тем, что в удовлетворении требований по статье разногласий «Подконтрольные расходы» Заявителю было отказано, требования ООО «Электросервис» по статье разногласий «Отчисления на социальные нужды» также не подлежат удовлетворению.

3. Статья разногласий «Амортизация основных средств».

ООО «Электросервис» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов на амортизацию основных средств в сумме 1 828,35 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в сумме 760,77 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 1 067,58 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в рамках тарифной заявки на 2022 год в Орган регулирования амортизационные отчисления заявлены ООО «Электросервис»
в сумме 2 106,96 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Расчет амортизационных отчислений;

2. Карточки учета ОС-6;

3. Приказы о постановке на учет основных средств;

4. Письмо ФНС;

5. Уведомление о переходе ООО «Электросервис» с УСН на ОСН.

Разногласия по данной статье обусловлены несогласием Заявителя
о невключении Органом регулирования в состав данной статьи затрат расходов
на амортизационные отчисления по объектам, введенным в эксплуатацию
до 01.01.2019, т.е. в период применения Заявителем упрощенной системы налогообложения.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы
на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ).

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Согласно информации отраженной в заявлении о разногласиях, ООО «Электросервис» до 01.01.2019 находилось на упрощенной системе налогообложение (УСН) с последующим переходом на общую систему налогообложения (ОСН). Как отмечает Заявитель, в данном случае в налоговом учете на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств
и нематериальных активов определяется путем уменьшения стоимости (остаточной стоимости, определенной на момент перехода на УСН) этих основных средств
и нематериальных активов на сумму расходов, определяемую за период применения УСН в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ.

Таким образом, ООО «Электросервис» считает правомерным производить начисление амортизации на все амортизируемые основные средства по остаточной стоимости, определенной на момент перехода на УСН.

В соответствии с пунктом 14 приказа ООО «Электросервис» от 18.11.2019
№ 16 «Об утверждении учетной политики для целей налогообложения» (далее – Учетная политика), объект принимается к учету в качестве основного средства
в случае, если он предназначен для использования в уставной деятельности организации, для управленческих нужд. При этом должны соблюдаться условия: объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть свыше 12 месяцев; организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта; стоимость объекта превышает 40 000 руб.

Учитывая положения, изложенные в Учетной политике, Комитетом исключены из расчета амортизационных отчислений 10 объектов основных средств с общей суммой амортизационных отчислений 28,07 тыс. руб. (таблица пункта 3 отзыва
на заявление о разногласиях).

В обоснование позиции о невключении в состав расходов амортизационных отчислений, введенным в эксплуатацию Заявителем в период применения УСН, Орган регулирования ссылается на главу 26.2 статьи 346.16 НК РФ, согласно которой стоимость основных средств, приобретенных, оплаченных и введенных
в эксплуатацию в период применения упрощенной системы налогообложения, учитывается в расходах равномерно в течение года с момента ввода основного средства в эксплуатацию. Положениями данной главы не предусмотрено определение остаточной стоимости по нормам бухгалтерского учета.

Органом регулирования также отмечено, что информация об уменьшении первоначальной стоимости основных средств на сумму амортизации, начисленной за период применения УСН и о начислении амортизации на основные средства, приобретенные за период применения УСН, ООО «Электросервис» в адрес Комитета направлена не была. В ФАС России указанная информация Заявителем также не направлена.

По результатам рассмотрения материалов, представленных сторонами спора, ФАС России отмечает следующее.

Порядок определения доходов в целях применения УСН установлен статьей 346.15 НК РФ, порядок определения расходов – статьей 346.16 НК РФ. В то же время статья 345.17 НК РФ устанавливает порядок признания доходов и расходов.

По общему правилу стоимость амортизируемого имущества, купленного
в период применения УСН, списывается в налоговом учете при УСН с момента ввода в эксплуатацию (равными долями в течение налогового периода) согласно абзацу 8 пункта 3 статьи 346.16 НК РФ.

Статья 345.25 НК РФ устанавливает особенности исчисления налоговой базы при переходе с УСН на иные режимы налогообложения.

В частности, названной нормой предусмотрен один случай, когда названные расходы не были учтены в рамках УСН при выборе налогоплательщиком в качестве объекта налогообложения доходы минус расходы и могут быть учтены налогоплательщиком при его переходе на общий режим налогообложения.

Так, организации, применявшие УСН, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль с использованием метода начислений признают в составе расходов расходы на приобретение в период применения УСН товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу
на прибыль по методу исчисления, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ.

Налогоплательщики же, находящиеся на УСН, выбравших в качестве объекта обложения налогом доходы, то они не определяют расходы для целей налогообложения, однако для них устанавливается меньшая налоговая ставка.

Таким образом, в период отсутствия обязанности по учету расходов и ведения такого учета в рамках применения УСН с объектом «доходы» произведенные налогоплательщиком расходы не включаются в целях налогообложения при переходе на общую систему налогообложения.

Также ФАС России отмечает, что согласно информации, направленной Заявителем в адрес Органа регулирования письмами от 07.04.2020 № 99 (вх. от 08.04.2020 № 222-1226), от 06.12.2019 № 243 (вх. от 06.12.2019 № 22-2171), от 24.04.2020 № 111 (вх. от 29.04.2020 № 222-1481), объекты основных средств, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 в расчет амортизационных отчислений не включены.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Амортизация основных средств» являются экономически необоснованными
и не подлежат удовлетворению.

4. Статья разногласий «Прибыль на развитие».

ООО «Электросервис заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов по данной статье разногласий в сумме 2 240,81 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по статье «Прибыль на развитие» не учтены в составе НВВ Заявителя на 2022 год ввиду отсутствия экономического обоснования.

Сумма разногласий составляет 2 240,81 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России направлена инвестиционная программа ООО «Электросервис» на период 2021-2025 годов.

В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1178 расходы
на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации
об электроэнергетике инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Согласно пояснениям Заявителя, расходы на реализацию мероприятий, включенных в инвестиционную программу на 2022 год, подлежат учету в сумме 2 240,81 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что инвестиционная программа ООО «Электросервис» на 2022 год в установленном законодательством порядке не утверждена.

В этой связи требования Заявителя по статье «Прибыль на развитие» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

5. Статья разногласий «Корректировка НВВ по доходам».

ООО «Электросервис» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины корректировки по величине выручки в размере (-) 10 962,95 тыс. руб.

Органом регулирования корректировка по предписанию ФАС России составляет (-) 12 542,35 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 1 579,40 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Органа регулирования направлен отчет о доходах ООО «Электросервис» за 2020 год и отчет о расходах на оплату потерь электроэнергии за 2020 год.

В 2020 году тарифы для Заявителя устанавливались с применением метода экономически обоснованных затрат.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся
в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:

расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность,
в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений
от регулируемой деятельности;

учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) Основ ценообразования № 1178.

В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования,
в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим
от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами
при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, если иное не установлено настоящим документом.

Исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе
по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных
при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования
по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет.

Разногласия по данной статье обусловлены несогласием Заявителя
с величиной фактической выручки на содержание электрических сетей, примененной Комитетом, а также индексацией результатов деятельности:

тыс. руб.

Показатель

Расчет Органа регулирования

Расчет Заявителя

Отклонение (+/-)

1

НВВ в части содержания электрических сетей, установленная на 2020 год

18 055,49

18 055,49

0,00

2

Экономически обоснованный фактический объем выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2020 год в части содержания электрических сетей

29 400,08

29 018,44

381 64

3

Итого корректировка НВВ

(-) 11 344,59

(-) 10 962,95

381,64

4

С учетом ИПЦ

(-) 12 542,35

(-) 10 962,95

1 579,40

Органом регулирования отмечено, что согласно данным, направленным
ООО «Электросервис» при тарифном регулировании на 2022 год, объем выручки, полученной за услуги по передаче электрической энергии по контрагентам,
за 2020 год составил 34 060,563 тыс. руб. Согласно данным бухгалтерской отчетности объем выручки за аналогичный период составил 36 292 тыс. руб. Пояснения относительно превышения доходов и несоответствия данных Заявителем не представлены.

Корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности и НВВ регулируемой организации произведена Комитетом с учетом изменения полезного отпуска электрической энергии и цен на электрическую энергии
на основании разницы между экономически обоснованной величиной расходов
на покупку потерь в электрических сетях и плановой величиной расходов
на покупку потерь электроэнергии в целях компенсации в электрических сетях
при ее передаче.

Экономически обоснованная величина расходов на покупку потерь рассчитана Органом регулирования на основании фактического тарифа на покупку электрической энергии и фактического отпуска электроэнергии в есть с учетом установленного уровня потерь.

Таким образом, экономически обоснованная фактическая величина выручки
за услуги по передаче электрической энергии принята Органом регулирования
в размере 29 400,08 тыс. руб. (34 060,563 тыс. руб. –  660,49 тыс. руб.).

По результатам расчета, принята экономически обоснованная величина корректировки НВВ в части содержания электрических сетей за 2020 год в размере (-) 11 344,59 тыс. руб. (18 055,49 тыс. руб. – 29 400,08 тыс. руб.). Данная корректировка проиндексирована Органом регулирования с применением прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 и 2022 годы
в размере 6,0% и 4,3% соответственно и составила (-) 12 542,35 тыс. руб.

ФАС России отмечает, Заявителем не представлена бухгалтерская
и статистическая отчетность, а также расчеты, подтверждающие заявленную
ООО «Электросервис» величину выручки на содержание электрических сетей. Индексация результатов деятельности произведена Органом регулирования
в соответствии с п. 7 Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Корректировка НВВ» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

6. Статья разногласий «Выпадающие доходы/экономия средств».

В рамках данной статьи разногласий Заявителем заявлены требования
о включении в состав данной статьи разногласий дополнительных расходов
в размере 12 222,16 тыс. руб., в том числе по следующим подстатьям разногласий:

- «Оплата потерь» в сумме 74,53 тыс. руб.;

- «Снятие по протоколу от 30.12.2020 № 5» в сумме 454,92 тыс. руб.;

- «Расходы по статьям, утвержденным на 2020 год» в сумме 8 734,61 тыс. руб.;

- «Выпадающие по статье «Амортизационные отчисления» за 2019 и 2020 годы» в сумме 2 958,1 тыс. руб.

По подстатьям «Оплата потерь» и «Снятие по протоколу от 30.12.2020 № 5» возникли в части применения Комитетом индексации результатов деятельности.

ФАС России отмечает, что учет прогноза социально-экономического развития России при исключении экономически необоснованных расходов/доходов, включении экономически обоснованных расходов/доходов предусмотрен пунктом 7 Основ ценообразования № 1178, и требования ООО «Энергосервис» по данным подстатьям удовлетворению не подлежат.

По подстатье «Выпадающие по статье «Амортизационные отчисления»
за 2019 и 2020 годы» ФАС России отмечает, что требования Заявителя о возмещении амортизационных отчислений за 2019 год не относятся к тарифному регулированию на 2022 год.

С учетом позиции, изложенной в пункте 3 настоящего заключения по статье разногласий «Амортизация основных средств», требования Заявителя по подстатье разногласий «Выпадающие по статье «Амортизационные отчисления» за 2019
и 2020 годы» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Подстатья расходов «Расходы по статьям, утвержденным на 2020 год».

ООО «Электросервис» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов, фактически понесенных Заявителем в 2020 году,
по следующим подстатьям затрат:

1. «Материалы» в сумме 1 343,35 тыс. руб.;

2. «Запасные части» в сумме 704,02 тыс. руб.;

3. «Приборы учета» в сумме 370,84 тыс. руб.;

4. «Текущий капитальный ремонт» в сумме 4 789,38 тыс. руб.;

5. «Ремонт основных фондов (автомашин)» в сумме 308,6 тыс. руб.;

6. «Коммунальные услуги (услуги холодного водоснабжения и водоотведения, вывоз ТБО)» в сумме 19,52 тыс. руб.;

7. «Расходы на юридические и информационные услуги» в сумме 241,82 тыс. руб.;

8. «Прочие услуги сторонних организаций» в сумме 246,91 тыс. руб.;

9. «Подготовка кадров» в сумме 26,83 тыс. руб.;

10. «Канцелярские расходы» в сумме 55,26 тыс. руб.;

11. «Другие прочие расходы» в сумме 330,11 тыс. руб.;

12. «Электроэнергия на хозяйственные нужды» в сумме 254,57 тыс. руб.;

13. «Теплоэнергия» в сумме 199,68 тыс. руб.;

14. «Налоги» в сумме 207,16 тыс. руб.

15. «Налог на прибыль» в сумме 51,57 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

6.1. «Материалы», «Запасные части».

Необходимость учета затрат на материалы ООО «Электросервис» аргументирует фактом приобретения в 2020 году расходных материалов, инструментов на текущую эксплуатацию электросетевого хозяйства.

Необходимость учета затрат на запасные части ООО «Электросервис» аргументирует фактом приобретения в 2020 году автошин, аккумуляторов, запасных частей на ремонт автомобилей, потребность в которых возникла в ходе эксплуатации следующей техники: автомашина линейная, бригадная сетевая, автомобиль служебный повышенной проходимости, автокран грузоподъемностью 6-20 т, бурильнокрановая машина, автогидроподъемник, телескопическая вышка, экскаватор-погрузчик, опоровоз саморазгружающийся или стволовоз, прочие автомобили и механизмы специального и общего назначения.

Заявителем в обоснование заявленных расходов в адрес Комитета и ФАС России были направлены копии счетов-фактур за 2020 год.

Органом регулирования в части материальных затрат признаны экономически обоснованными фактически понесенные в 2020 году расходы по статье «ГСМ»
в сумме 792,45 тыс. руб. Обоснование несения иных материальных расходов Заявителем подтверждено не было.

Заявителем в адрес ФАС России и Органа регулирования не представлены договоры, заключенные в результате проведенных торгов, а также другие документы и обоснования в соответствии с требованиями п. 29 Основ ценообразования № 1178.

В этой связи, требования Заявителя по указанной подстатье затрат являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

6.2 «Приборы учета».

Необходимость включения расходов на покупку приборов учета Заявитель аргументирует тем, что данные затраты произведены в соответствии с требованиями Федерального закона № 35-ФЗ, в соответствии с которым с 1 июля 2020 года обязанность по установке и обслуживанию приборов учета электроэнергии переходит от граждан и организаций к энергокомпаниям, а именно к гарантирующим поставщикам электроэнергии и сетевым организациям.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Органа регулирования направлены копии платежных документов.

Орган регулирования отмечает, что Заявителем не предоставлены документы, подтверждающие факт несения заявленных расходов.

ФАС России отмечает, что в тарифной заявке ООО «Электросервис», направленной в адрес Комитета (далее – тарифная заявка) (письмо исх. от 29.04.2021 № 100; рег. от 29.04.2021 № 222-1006) и уточненном предложении (далее – уточненное предложение) (письмо исх. от 16.11.2021 № 245; рег. от 16.11.2020 №222-2577) информация о включении затрат на приобретение приборов учета в НВВ на 2022 год по данной статье или в составе статьи «Выпадающие доходы/экономия средств» отсутствует.

Заявителем в адрес ФАС России и Органа регулирования не представлены договоры, заключенные в результате проведенных торгов, а также другие документы и обоснования в соответствии с требованиями п. 29 Основ ценообразования № 1178.

В этой связи, требования Заявителя по указанной подстатье затрат являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

6.3 «Текущий, капитальный ремонт».

Необходимость включения расходов на проведение ремонтов Заявитель аргументирует фактом выполнения в 2020 году работ по ремонту электрических сетей, принадлежащих ООО «Электросервис».

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Органа регулирования направлены дефектные ведомости, договоры подряда с локальными сметными расчетами, формы №№ КС-2, КС-3, фотоматериалы, акты выполненных работ, информация о проведении торгов.

Органом регулирования при установлении тарифов на 2022 год были проанализированы обосновывающие материалы, направленные Заявителем в рамках тарифной заявки на 2022 год. Так, согласно отчету о финансово-хозяйственной деятельности ООО «Электросервис» за 2020 год и дополнительным материалам, направленным в адрес Комитета письмами от 19.10.2021 № 229, от 19.11.2021 № 249, фактические расходы на ремонты составили 5 222,38 тыс. руб., в том числе:

- аварийно - восстановительные работы на ВЛ-110 СВ-85 с учетом доставки материалов в п. Мендоль в размере 542,53 тыс. руб.;

- ремонт электрических сетей в размере 4 486,47 тыс. руб.;

- ремонт внутренних помещений административного здания по адресу
рп. Усть-Абакан, ул. Добровольского, д. 16, на сумму 193,33 тыс. руб.

Расходы на выполнение аварийно-восстановительных работ, ремонт электрических сетей в размере 2 450,01 тыс. руб., а также ремонт внутренних помещений административного здания, признаны Комитетом экономически необоснованными ввиду отсутствия документального обоснования необходимости выполнения указанных ремонтов, видов выполненных работ и их стоимости.

Расходы на ремонт электрических сетей, расположенных по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, ВЛ-110 кВ С-85, в размере 2036,46 тыс. руб. признаны необоснованными в связи с нарушением положений пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, согласно которому при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

Как поясняет Комитет, ООО «Электросервис» проводило закупку путем запроса предложений. Согласно протоколу проведения итогов, в процедуре «Запрос предложений № 512422» закупка признана несостоявшейся, так как на участие
в закупке подана одна заявка.

Заключение договора с единственным поставщиком является отдельным способом закупки и не является результатом проведения конкурентной закупки
и не входит в состав конкурентных закупок.

В этой связи, требования Заявителя по указанной подстатье затрат являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

6.4 «Ремонт основных фондов (автомашин)».

Согласно пояснениям Заявителя, в аренде находятся автомобиль УАЗ 3962 (1994 года выпуска), ЗИЛ 130 АПГ-22 (1990 года выпуска), МАЗ-5334 (1982 года выпуска). Ремонт указанной техники производился ООО «Электросервис»
на основании составленных дефектных ведомостей, договоров с ИП Власик В.В.
от 10.01.2020 № 55, от 03.02.2020 № 55/1 от 02.03.2020 № 55/20 на общую сумму 308,6 тыс. руб.

В соответствии с заявлением о разногласиях, в обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Органа регулирования представлены копии договоров аренды автомобилей, дефектные ведомости, договоры и акты выполненных работ, технические паспорта на автомобили и счета-фактуры.

Ораном регулирования указанные расходы не учтены по причине того, что
в рамках тарифного регулирования на 2022 год Заявителем не представлены обосновывающие материалы, в том числе договоры с ИП Власик В.В. от 10.01.2020 № 55, от 03.02.2020 № 55/1, от 02.03.2020 № 55/2.

Как отмечает Комитет, общая заявленная сумма составляет 308,6 тыс. руб., однако расходы в предоставленных счетах-фактуры по трем однотипным выполненным работам совокупно составляют 297,1 тыс. руб. Согласно положению о закупках, ООО «Электросервис» может закупать товары (работы, услуги) стоимостью не более 100 тыс. руб., включая НДС. В этой связи, Орган регулирования приходит к выводу, что ООО «Электросервис» искусственно разделили один договор на несколько более дешевых, для их заключения
без проведения конкурентной процедуры. Договоры заключены с одним поставщиком, период заключения трех договоров составляет 2 дня, все указанные договоры предусматривают один и тот же вид работ.

Заявителем в адрес ФАС России и Органа регулирования не представлены договоры, заключенные в результате проведенных торгов, а также другие документы и обоснования в соответствии с требованиями п. 29 Основ ценообразования № 1178.

В этой связи, требования Заявителя по указанной подстатье затрат являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

6.5 «Коммунальные услуги (услуги холодного водоснабжения
и водоотведения, вывоз ТБО)», «Расходы на юридические и информационные услуги», «Прочие услуги сторонних организаций»,
«Подготовка кадров», «Канцелярские расходы», «Другие прочие расходы», «Электроэнергия
на хозяйственные нужды».

Орган регулирования отмечает, что в тарифной заявке ООО «Электросервис» и уточненном предложении информация о включении в состав НВВ на 2022 год расходов по данным подстатьям, в том числе в составе статьи «Выпадающие доходы/экономия средств» отсутствует.

Кроме того, Заявителем в адрес ФАС России и Органа регулирования
не представлены договоры, заключенные в результате проведенных торгов, а также другие документы и обоснования в соответствии с требованиями п. 29 Основ ценообразования № 1178.

В этой связи, требования Заявителя по указанным подстатьям затрат являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

6.6 «Теплоэнергия».

Согласно пояснениям, Заявителем в течение 2020 года приобретено 96 тн угля для отопления административного здания РЭС-4 по средней цене
2 111,0 руб./тн у МКП «Райтопсбыт» МО Ширинский район по договорам
от 13.01.2020 № 13/01/2020-3, от 27.03.2020 № 27/03/2020 и ИП Садовский Е.П.
по договору от 26.10.2020 № 4.

В соответствии с заявлением о разногласиях, в обоснование заявленных расходов Заявителем в адрес Органа регулирования направлены указанные договоры на покупку угля, а также копии счетов-фактур.

Орган регулирования отмечает, что Заявителем не предоставлены документы, подтверждающие факт несения заявленных расходов, в том числе договоры
на приобретение угля в 2020, 2021 гг. и на 2022 год, счет-фактуры.

В этой связи, требования Заявителя по указанной подстатье затрат являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

6.7 «Налоги».

ООО «Электросервис» заявляет требование о признании экономически обоснованными фактически понесенные в 2020 году расходы по данной статье разногласий в размере 207,16 тыс. руб., в том числе:

- налог на землю – 58,23 тыс. руб.;

- налог на имущество – 130,65 тыс. руб.;

- налог на транспорт – 18,28 тыс. руб.

Органом регулирования экономически обоснованными по данной статье признаны расходы в сумме 11,88 тыс. руб. по налогу на транспортные средства
САТ-432Е и МАЗ-54323.

ФАС России отмечает, что Заявителем, в обоснование расходов на уплату налога на землю направлены платежные поручения за период 2020 - 2021 годов.
При этом, в назначении платежа обозначено, что взносы совершаются
на обязательное страхование от несчастных случаев с указанием регистрационного номера в ФСС.

В связи с тем, что ООО «Электросервис» материалы, обосновывающие уплату земельного налога за 2020 год, в адрес ФАС России и Органа регулирования направлены не были, требования Заявителя по данной подстатье затрат являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Согласно налоговой декларации ООО «Электросервис» за 2020 год, исчисленная сумма налога, подлежащая уплате, составляет 140 486,0 руб.

ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес ФАС России и Органа регулирования не направлены обосновывающие материалы об уплате налога
на имущества на сумму 130,65 тыс. руб., в том числе платежные поручения об уплате налога на имущество, а также расчет расходов по данной статье затрат.

В этой связи, требования Заявителя по указанной подстатье затрат являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

В обоснование расходов на уплату транспортного налога Заявителем представлены платежные поручения о ежеквартальной уплате в течение 2020 года указанного налога на общую сумму 18,28 тыс. руб., по 4 объектам налогообложения: грузовой автомобиль USUZU ELF – 3 275,0 руб., грузовой автомобиль
ГАЗ САЗ 3507 – 3 125,0 руб., тягач МАЗ 5323 – 10 800,0 руб., погрузочный экскаватор – 1 081,0 руб.

Экономически обоснованная величина расходов на уплату налогов принята Комитетом по транспортным средствам, находящимся в собственности
ООО «Электросервис»: «САТ-432Е» в сумме 1 081,0 руб. и «МАЗ-54323» в сумме
10 800,0 руб., с учетом налоговых ставок, предусмотренных статьей 361 НК РФ.

В этой связи, требования Заявителя по указанной подстатье затрат являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

6.8 «Налог на прибыль».

По данной подстатье Заявителем не представлены пояснения
и обосновывающие документы.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
ООО «Электросервис» и Государственным комитетом по энергетике и тарифному регулированию Республики Хакасия, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

отказать ООО «Электросервис» в удовлетворении требований, указанных
в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Государственным комитетом по энергетике и тарифному регулированию Республики Хакасия. (рег. от 24.02.2022 № 29259/22).

Связанные организации

Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия
ИНН 1901141640, ОГРН 1191901002391
Хакаское УФАС России
ИНН 1901021801, ОГРН 1031900519243
ООО "Электросервис"
ИНН 1903010001, ОГРН 1021900697554