Решение №СП/60036/24 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 8 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «02» июля 2024 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: Председателя Комиссии:

Пузыревского С.А. - статс-секретаря - заместителя руководителя ФАС России; Заместителя председателя Комиссии:

<...>;

Членов Комиссии:

<...>;

<...>;

<...>;

<...>,

рассмотрев разногласия между ООО «Вышневолоцкая ТГК» (далее – Заявитель, Общество, регулируемая организация) и Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (далее – ГУ РЭК, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи представителя по доверенности ООО «Вышневолоцкая ТГК» <...>, начальника управления регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, утилизации твердых коммунальных отходов Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области <...>, начальника отдела правовой, организационной и кадровой работы Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области <...>, заместителя руководителя Тверского УФАС России <...>, помощника руководителя Тверского УФАС России <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 14.02.2024 № 11, вх. от 20.02.2024
№ 27585-ЭП/24)
о споре (разногласиях) между ООО «Вышневолоцкая ТГК»
и Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области
по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Приказом ГУ РЭК от 06.12.2023 № 363-нп «О тарифах на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии, отпускаемую обществом
с ограниченной ответственностью «Вышневолоцкая ТГК», для потребителей города Вышний Волочек муниципального образования Тверской области Вышневолоцкий городской округ на 2024-2028 годы» в отношении Заявителя установлены тарифы
на тепловую энергию на 2024 год.

Тарифы на тепловую энергию для Заявителя установлены с применением метода индексации установленных тарифов на долгосрочный период регулирования 2024-2028 годы.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная
ГУ РЭК, составляет 1 060 428,1 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 1 126 808,81 тыс. руб. (с учетом заявленных требований).

Общество заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2024 год расходов по следующим статьям разногласий:

тыс. руб.

Наименование статьи затрат

Утверждено органом регулирования

Заявлено в ФАС России

Величина разногласий

1

Арендная плата

633,50

969,49

335,99

2

Расходы на вывод из эксплуатации (в том числе на консервацию) и вывод из консервации

0,00

833,33

833,33

3

Амортизация

1 121,20

2 523,83

1 402,63

4

Расходы на приобретение энергетических ресурсов

136 551,23

182 042,33

45 491,10

5

Расходы на сырье и материалы

5 994,95

7 083,35

1 088,40

6

Расходы на ремонт основных средств

0,00

1 006,00

1 006,00

7

Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам

428,70

911,91

483,21

8

Экономия, определенная в прошедшем долгосрочном периоде регулирования

0,00

7 743,52

7 743,52

9

Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов

- 7 532,58

0,00

7 532,58

10

Расчетная предпринимательская прибыль

2 899,52

3 363,47

463,95

 

ИТОГО

 

 

66 380,71

11

Отпуск тепловой энергии, поставляемый с коллекторов источника (тыс. Гкал)

135,363

129,379

-5,984

Общая сумма разногласий составила 66 380,71 тыс. руб.

Также регулируемая организация оспаривает распределение операционных расходов между полугодиями 2024 года.

Обоснование заявленных требований по статье «Отпуск тепловой энергии, поставляемый с коллекторов источника» в заявлении о разногласиях ООО «Вышневолоцкая ТГК» не представлено. Обоснование принятой ГУ РЭК величины отражено в статье «Расходы на приобретение энергетических ресурсов».

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

Регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется
в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ). Порядок формирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается Основами ценообразования
в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования
№ 1075).
Правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения также утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012
№ 1075 (далее – Правила № 1075). Приказом Федеральной службы по тарифам
от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760).

1. Статья разногласий «Арендная плата»

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 969,49 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 633,50 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 335,99 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России были направлены следующие обосновывающие документы:

- договор аренды движимого имущества от 01.03.2021 № 1;

- договор аренды недвижимого имущества от 02.04.2018 б/н;

- договор субаренды земельного участка от 01.09.2014 б/н;

- договор субаренды земельного участка от 17.05.2012 № 1;

- договор субаренды земельного участка от 17.05.2012 № 2.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата
и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду
или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

Пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что расходы
на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Амортизация по объектам основных средств, построенным за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (выделяемых непосредственно регулируемой организации или опосредованно через третьих лиц), не учитывается для целей тарифного регулирования, за исключением случаев, когда соответствующие амортизационные отчисления по указанным объектам являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации.

По мнению регулируемой организации органом регулирования определен экономически необоснованный размер арендной платы.

В соответствии с отзывом ГУ РЭК для установления тарифа на производство тепловой энергии на 2024 год и определения экономически обоснованного уровня арендной платы регулятором был произведен расчет суммы амортизационных отчислений исходя из первоначальной стоимости арендуемого имущества
и максимального срока полезного использования активов исходя из отнесения основных средств организации к соответствующей амортизационной группе
в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых
в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Вместе с тем, в адрес Органа регулирования и ФАС России не представлены пообъектный перечень арендованного имущества, документы, подтверждающие начисление собственником амортизации, а также уплату налогов и других обязательных платежей, акты приема-передачи арендуемого имущества
от арендодателя арендатору.

Кроме того, исходя из материалов регулируемой организации не представляется возможным определить распределение расходов на производство тепловой энергии.

Ввиду вышеизложенного, не представляется возможным определить экономическую обоснованность заявленных регулируемой организацией расходов.

Резюмируя вышеизложенное, и, учитывая факт непредставления регулируемой организацией необходимых обосновывающих материалов в адрес ГУ РЭК в рамках тарифной заявки, требования Заявителя по данной статье затрат удовлетворению
не подлежат.

2. Статья затрат «Расходы на вывод из эксплуатации (в том числе на консервацию) и вывод из консервации»

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 833,33 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации не учтены.

Сумма разногласий составила 833,33 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России не были направлены обосновывающие документы.

В адрес органа регулирования были предоставлены:

- приказ о проведении общего технического осмотра эстакады топливоподачи от 17.03.2023;

- акт общего технического осмотра эстакады;

- предписание Ростехнадзора от 04.09.2020 № 8.3-02301внП/0094-2020
об устранении выявленных нарушений.

Вывод источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт
и из эксплуатации осуществляется в соответствии с Федеральным законом
№ 190-ФЗ, Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.2023 № 1130 (далее – Правила № 1130).

На основании пункта 23 Правил № 1130 вывод из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется после получения согласования на вывод из эксплуатации от органа местного самоуправления, а в случае вывода
из эксплуатации электростанции или оборудования электростанции, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической
и тепловой энергии, если такой объект соответствует положениям пункта 3 Правил № 1130, также при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 164 Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации.

По мнению регулируемой организации, поскольку ООО «Вышневолоцкая ТГК» обязана провести демонтаж эстакады топливоподачи расходы на вывод
из эксплуатации необходимо учесть в тарифе.

Между тем, в адрес ФАС России и ГУ РЭК регулируемая организация
не предоставила обосновывающие материалы по данным расходам, такие как перечень выводимого из эксплуатации оборудования, остаточную стоимость данного оборудования, перечень на списание нематериальных активов, а также расходы
на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, а также сумму недоначисленной амортизации для включения в состав внереализационных расходов, согласование органов местного самоуправления.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по данной статье затрат удовлетворению не подлежат.

3. Статья разногласий «Амортизация»

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 2 523,83 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 1 121,2 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 1 402,63 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России была направлена ведомость амортизации ОС за 2022 год.

Расходы амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются согласно пункту 43 Основ ценообразования № 1075.

Согласно пункту 29 Методических указаний № 760-э амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств
и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н «Об утверждении Федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства»
и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (далее – Стандарт), который применяется, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности
за 2022 год; при этом организация может принять решение о применении Стандарта до указанного срока.

Способ начисления амортизации выбирается организацией для каждой группы основных средств из установленных Стандартом. Срок полезного использования, ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации объекта основных средств определяются при признании этого объекта в бухгалтерском учете.

В соответствии с заявлением ООО «Вышневолоцкая ТГК» в адрес органа регулирования в материалах тарифной заявки была направлена ведомость амортизации ОС за 2022 год, согласно которой сумма затрат за 2022 год составила 2 523,80 тыс. руб.

Согласно отзыву ГУ РЭК в соответствии с предложением Общества расходы по статье в 2024 году, относимые на производство тепловой, составят –
2 523,8 тыс. рублей. Регулируемой организацией представлена таблица расчета амортизации на 2024 год. ГУ РЭК проведен анализ представленной таблицы,
по результатам которого размер амортизационных отчислений на 2024 год составил 1 538,273 тыс. рублей, из них амортизация, отнесенная на производство тепловой энергии в горячей воде, составила 1 121,2 тыс. руб.

Вместе с тем, в качестве обосновывающих материалов необходимо представлять пообъектный расчет расходов на амортизацию основных средств
в расчетном периоде регулирования с применением максимальных сроков полезного использования с приложением документов, подтверждающих постановку на баланс имущества,
амортизационной группы, первоначальной стоимости (актов приема-передачи объектов основных средств по форме № ОС-1, инвентарных карточек объектов основных средств по форме № ОС-6, амортизационные ведомости).

Вышеуказанные материалы регулируемой организацией в адрес ФАС России представлены не были, ввиду чего не представляется возможным оценить экономическую обоснованность заявленных требований.

Кроме того, исходя из материалов регулируемой организации
не представляется возможным определить распределение расходов на производство тепловой энергии.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя удовлетворению
не подлежат.

4. Статья разногласий «Расходы на приобретение энергетических ресурсов»

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 182 042,33 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 136 551,23 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 45 491,10 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России не были направлены обосновывающие документы.

При этом, исходя из заявления о разногласиях не представляется возможным определить размер расходов на какие именно энергетические ресурсы оспаривается.

Регулируемая организация приводит только перечень обосновывающих материалов, представленных в рамках данной статьи затрат в адрес органа регулирования, в части затрат на топливо:

- первичные документы, подтверждающие приобретение газа (счета-фактуры) от ООО «Газпром Межрегионгаз Тверь» за 2022 год;

- первичные документы, подтверждающие приобретение газа (счета-фактуры) от ООО «Газпром Межрегионгаз Тверь» за 9 месяцев 2023 года;

- первичные документы, подтверждающие приобретение электроэнергии (счета-фактуры) от АО «ВЫСОТА» за 9 месяцев 2023 года.

Исходя из отзыва органа регулирования в данную статью затрат ГУ РЭК включены следующие расходы:

- расходы на топливо в размере 124 302,98 тыс. руб.;

- расходы на электрическую энергию в размере 12 230,35 тыс. руб.;

- расходы на холодную воду (производство) в размере 17,9 тыс. руб.

Согласно пункту 33 Основ ценообразования № 1075 расходы, связанные
с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в том числе расходы на топливо, расходы на прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075, на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку
и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы)
для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы)
на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации
на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год
и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Согласно пунктам 35 и 36 Основ ценообразования № 1075 удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии
с нормативами удельного расхода условного топлива.

В случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, то для регулирования тарифов на тепловую энергию применяется удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, указанный в конкурсном предложении концессионера или арендатора на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.

Нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным
на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической
и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

Основным видом топлива для ТЭЦ является природный газ, резервным – мазут.

Согласно отзыву ГУ РЭК расходы на топливо были рассчитаны в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1075, Методических указаний № 760-э,
а также в соответствии с приказами ФАС России, которыми утверждены цены на газ.

Кроме того, в адрес ФАС России органом регулирования представлен расчет расходов на топливо, в соответствии с которым расходы на топливо составляют 124 302,98 тыс. руб.

Отпуск тепловой энергии с коллекторов ТЭЦ (в режиме комбинированной выработки) принят в соответствии с приказом ФАС России от 12.10.2023
№ 727/23-ДСП.

В части иных энергетических ресурсов, ФАС России сообщает следующее.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду
и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии
и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

Расчетные значения расходов (цен) определяются в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 27 Методических указаний № 760-э расходы
на приобретение энергетических ресурсов (за исключением топлива), холодной воды и теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РРi, рассчитываются
по формуле 5.

Объем покупаемой энергии и мощности принят в соответствии
с предложением регулируемой организации. Ставка за энергию и мощность приняты исходя из фактически сложившихся за 2022 год с учетом применения индексов роста стоимости электрической энергии согласно прогнозу социально-экономического развития РФ на 2024 год.

Согласно отзыву ГУ РЭК расходы на холодную воду были рассчитаны
в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1075, Методических указаний № 760-э. Объемы приняты исходя из фактических показателей
за 3 предыдущих периода с учетом тарифов, установленных для ООО «Вышний Волочек – Спецстрой» на 2024 год.

Кроме того, в адрес ФАС России органом регулирования представлен расчет расходов на иные энергетические ресурсы, в соответствии с которым расходы
на электрическую энергию составляют 12 230,35 тыс. руб., расходы на холодную воду (производство) – 17,9 тыс. руб.

ООО «Вышневолоцкая ТГК» не представлены расчеты заявленных требований в соответствии с требованиями Основ ценообразования № 1075, в том числе
не представлен утвержденный удельный расход топлива на 2024 год, документы, подтверждающие фактическую калорийность топлива, не представлен расчет удельного расхода электроэнергии на производство 1 Гкал тепловой энергии, расчет планируемого объема холодной воды.

Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие обосновывающих материалов со стороны регулируемой организации, требования Заявителя удовлетворению
не подлежат.

5. Статья разногласий «Расходы на сырье и материалы»

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 7 083,35 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 5 994,5 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 1 088,4 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России обосновывающие материалы представлены не были.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Плановые (расчетные) значения расходов (цен) определяются в соответствии
с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

По мнению ООО «Вышневолоцкая ТГК» в адрес органа регулирования были представлены все материалы для экономического обоснования заявляемых расходов:

- расчет НВВ на 2024 год;

- первичная документация, счета-фактуры расходов на приобретение сырья
и материалов за 2022 год.

Согласно отзыву ГУ РЭК расходы по данной статье затрат приняты исходя
их фактических расходов на материалы и расходов на химическую водоочистку
за 2022 год с учетом ИПЦ на 2023- 2024 годы, исходя из расхода условного топлива на выработку электрической и тепловой энергии:

- приобретение материалов на ХВО – 363,351 тыс. руб.;

- приобретение материалов в 2022 году – 6 888,691 тыс. руб.

Таким образом затраты по статье на производство тепловой энергии составят
в 2024 году 5 994,95 тыс. рублей.

Регулируемой организацией не представлены расчеты по данной статье затрат, в том числе с учетом требований пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие обосновывающих материалов со стороны регулируемой организации, требования Заявителя удовлетворению
не подлежат.

6. Статья разногласий «Расходы на ремонт основных средств»

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 1 006,0 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации не учтены.

Сумма разногласий составила 1006,0 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России обосновывающие материалы представлены не были.

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ
на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или
на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

Плановые (расчетные) значения расходов (цен) определяются в соответствии
с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

По мнению регулируемой организации, ГУ РЭК необоснованно не учел расходы по данной статье затрат, в обоснование затрат были представлены:

- служебная записка о необходимости ремонта водогрейного котла № 5;

- акт дефектации водогрейного котла № 5;

- отчет по техническому диагностированию водогрейного котла № 5;

- коммерческое предложение.

Согласно отзыву ГУ РЭК регулируемой организацией не представлено экономического обоснования данных затрат, отсутствуют дефектные ведомости, позволяющие определить необходимость выполнения работ, сметы затрат, позволяющие дать стоимостную оценку выполняемым работам, план закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». На основании вышеизложенного затраты по данной статье исключены
из необходимой валовой выручки организации в полном объеме.

В адрес ФАС России и органа регулирования не предоставлены долгосрочная программа ремонтов, документы, обосновывающие стоимость работ в соответствии с требованиями пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие обосновывающих материалов со стороны регулируемой организации, требования Заявителя удовлетворению
не подлежат.

7. Статья разногласий «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам»

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 911,91 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 428,7 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 483,21 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России представлены следующие обосновывающие материалы:

- акты об оказании услуг сторонними организациями за 2022-2023 гг.;

- реестр оказываемых услуг.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075 расходы
на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых со сторонними организациями, определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен
и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Кроме того, расходы по данной статье затрат должны также рассчитываться
на основании пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

Регулируемая организация полагает целесообразным расчет расходов
на основании фактических данных за 2022 год.

Согласно отзыву органа регулирования, основные расходы предусмотрены регулируемой организацией на услуги вневедомственной охраны, расходы на оплату юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, других услуг. Орган регулирования учел затраты по данной статье затрат на основании фактических расходов регулируемой организации за 2022 год с учетом распределения расходов на производство тепловой энергии, в том числе:

- оплата услуг связи – 59,96 тыс. руб.;

- вневедомственная охрана – 52,60 тыс. руб.;

- транспортные услуги, вывоз отходов производства – 41,21 тыс. руб.;

- юридические, информационные, аудиторские и консультационные услуги – 109,77 тыс. руб.;

- расходы на охрану труда – 154,61 тыс. руб.;

- расходы на содержание орг.техники – 10,54 тыс. руб.

Вышеуказанный подход не противоречит действующему законодательство.

При этом, в адрес ФАС России регулируемой организацией не представлены договоры на оказание услуг, заключенные на основании конкурсных процедур, что предусмотрено пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

Кроме того, исходя из материалов регулируемой организации
не представляется возможным определить распределение расходов на производство тепловой энергии.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя удовлетворению
не подлежат.

8. Статья разногласий «Экономия, определенная в прошедшем долгосрочном периоде регулирования»

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 7 743,52 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации не учтены.

Сумма разногласий составила 7 743,52 тыс. руб.

В адрес ФАС России регулируемой организацией обосновывающие материалы по данной статье затрат представлены не были.

Регулируемая организацией полагает необходимым включить в состав необходимой валовой выручки ООО «Вышневолоцкая ТГК» расходы по экономии
от снижения потребления топлива, сложившейся за 2022 год.

В орган регулирования был предоставлен расчет экономии от снижения потребления топлива, учитываемой в очередном долгосрочном периоде регулирования.

В соответствии с пунктом 66 Основ ценообразования № 1075 экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии, реализацией энергосервисного договора (контракта)) регулируемой организации имеет место, если фактический объем операционных расходов и (или) расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя такой организации меньше величины, рассчитанной в соответствии с настоящим документом, и регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные при установлении тарифов такой организации, в полном объеме. Величина расходов (в том числе в части потерь в тепловых сетях, затрат на топливо) регулируемой организации, устанавливаемая на оставшийся период действия долгосрочных тарифов, не может быть уменьшена органом регулирования в связи с экономией расходов.

Экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии, реализацией энергосервисного договора (контракта)), достигнутая регулируемой организацией в каждом году долгосрочного периода регулирования, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 5 лет, если иной срок не предусмотрен пунктом 14 Основ ценообразования № 1075.
В случае если часть указанного срока приходится на следующие долгосрочные периоды регулирования, экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии, реализацией энергосервисного договора (контракта)) учитывается в необходимой валовой выручке регулируемой организации, устанавливаемой на следующие долгосрочные периоды регулирования, в составе неподконтрольных расходов в порядке, определенном Методическими указаниями № 760-э.

Экономия расходов на приобретение топлива, образующаяся в результате смены видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии, определяется в части сокращения расходов на топливо, рассчитанных исходя из объемов его потребления и соответствующих цен,
за исключением случая, когда источником финансирования мероприятий по смене видов основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии
в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой являются устанавливаемые в соответствии с настоящим документом тарифы или средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 46 Методических указаний № 760-э экономия
от снижения потребления энергетических ресурсов, в том числе топлива и потерь тепловой энергии, холодной воды и теплоносителя, достигнутая регулируемой организацией в предыдущих долгосрочных периодах регулирования, рассчитывается на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования с учетом срока сохранения экономии, определенного в соответствии с пунктом 43 Методических указаний № 760-э, по формуле:

(тыс. руб.), (16)

где:

i1 - последний год текущего долгосрочного периода регулирования;

l0 - год возникновения экономии от снижения потребления энергетических ресурсов, в том числе топлива и потерь тепловой энергии, холодной воды
и теплоносителя;

ЭП - экономия расходов от снижения потребления энергетических ресурсов,
в том числе топлива и потерь тепловой энергии, холодной воды и теплоносителя, рассчитанная в ценах года i1, тыс. руб. Величина экономии принимается равной нулю, если расчет дает отрицательное значение;

, - прирост экономии от снижения потребления энергетических ресурсов, в том числе топлива и потерь тепловой энергии, холодной воды
и теплоносителя, определяемый в соответствии с пунктом 48 Методических указаний № 760-э, тыс. руб.;

ИПЦt - фактическое (прогнозное) значение индекса потребительских цен
(в среднем за год к предыдущему году), определенное на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

При определении величины ИПЦi1 учитывается прогнозное значение индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году) на i1-й год.

Прирост экономии от снижения потребления энергетических ресурсов, в том числе топлива и потерь тепловой энергии, холодной воды и теплоносителя
в последний год текущего долгосрочного периода регулирования учитывается
в объеме, прогнозируемом органом регулирования с учетом данных, предоставленных регулируемой организацией.

Согласно отзыву органа регулирования регулируемой организацией предоставлен расчет экономии от снижения потребления топлива, учитываемой
в очередном долгосрочном периоде регулирования в размере 38 7171,59 тыс. руб.
И предлагает включить данные расходы в размере 7 743,5 тыс. руб. в течении каждого года долгосрочного периода.

При этом ООО «Вышневолоцкая ТГК» не предоставила в материалах тарифного дела утвержденную программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации и подтверждение факта выполнения мероприятий, в результате которых произошло снижение удельного расхода топлива.

Таким образом, требования Заявителя по данной статье затрат удовлетворению не подлежат.

9. Статья разногласий «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов»

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 0 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере (-)7 532,58 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 7 532,58 тыс. руб.

В адрес ФАС России не представлены обосновывающие материалы по данной статье затрат.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий
за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии
с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной
в Методических указаниях № 760-э и включающей в том числе показатель отклонения объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов
для регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э, размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22)
с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

(тыс. руб.), (22)

где:

- размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года;

- фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 Методических указаний № 760-э;

ТВi-2 - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX Методических указаний № 760-э
на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

Учитывая вышеизложенные нормы, при утверждении тарифов и проведении корректировок органом регулирования должны анализироваться данные
за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

Согласно заявлению ООО «Вышневолоцкая ТГК» регулируемая организация не согласна с расчетом приведенным органом регулирования в экспертном заключении об установлении тарифов на 2024 год.

В соответствии с отзывом ГУ РЭК размер корректировки необходимой валовой выручки 2024 года по факту 2022 года с учетом применения ИПЦ 2023 года и 2024 года составил (-) 828,82 тыс. руб. (за исключением расходов на топливо).

При этом, по информации, представленной органом регулирования, плановые расходы на топливо (газ) в 2022 году составили 115 102,35 тыс. руб., между тем
по данным, представленным в тарифной заявке, регулируемая организация понесла в 2022 году расходы по статье топливо в размере 99 272,70 тыс. руб. Отклонение составило 15 829,65 тыс. руб. Отклонения возникли в связи с превышением удельного расхода топлива, установленного в тарифе над фактическим.

Итого корректировка НВВ по расчету органа регулирования составила (-) 16 658,47 тыс. руб. В целях сглаживания значительного изменения тарифа
в сторону уменьшения отрицательная корректировка на 2024 год учтена в размере 7 532,58 тыс. руб., что соответствует пункту 13 Основ ценообразования № 1075.

Вышеуказанное отклонение не может быть расценено, как экономия ввиду того, что ООО «Вышневолоцкая ТГК» не предоставило в адрес ФАС России
и в адрес ГУ РЭК в материалах тарифного дела утвержденную программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии
с законодательством Российской Федерации, а также отчеты об исполнении мероприятий вышеуказанной программы, в результате которых произошло снижение удельного расхода топлива.

Таким образом, превышение плановых расходов на топливо, учтенных органом регулирования при установлении тарифов на 2022 год, над фактическими расходами подлежало исключению как экономически необоснованные расходы
в соответствии с пунктом 9 Основ ценообразования № 1075 и пунктом 13 Методических указаний № 760-э.

Учитывая вышеизложенное, а также факт непредставления регулируемой организацией обосновывающих материалов, расчетов в соответствии с формулами Методических указаний № 760-э в адрес ФАС России и в адрес ГУ РЭК, требования Заявителя по данной статье затрат удовлетворению не подлежат.

10. Статья разногласий «Расчетная предпринимательская прибыль»

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 3 363,47 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 2 899,52 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 463,95 тыс. руб.

Согласно пункту 74(1) Основ ценообразования № 1075 расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации устанавливается
для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 48(2) Основ ценообразования № 1075.

Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 (за исключением расходов на топливо, расходов
на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Регулируемая организация заявляет размер расходов по данной статье выше, учтенных органом регулирования, ввиду того, что данной статья является расчетной от утвержденной НВВ, в то время как между ООО «Вышневолоцкая ТГК» и ГУ РЭК имеются разногласия по статьям затрат, учитываемых при расчете расчетной предпринимательской прибыли.

Орган регулирования рассчитывал расходы по данной статье затрат
в соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования № 1075.

Ввиду отказа в удовлетворении требований по остальным статьям разногласий, заявленным регулируемой организацией, требования Заявителя
по данной статье затрат также не подлежат удовлетворению.

11. Статья разногласий «Распределение операционных расходов между полугодиями 2024 года»

Регулируемой организацией оспаривается подход органа регулирования
в части распределения операционных расходов 2024 года между полугодиями
в соотношении первое полугодие – 2/3 операционных расходов, второе полугодие – 1/3 операционных расходов.

По мнению регулируемой организации, при вышеуказанном распределении, при учете операционных расходов во втором полугодии в размере меньшем, чем
в первом, тариф на тепловую энергию с 01.07.2024 года снизится.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Пунктом 15 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что тарифы
на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя,
а также тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются
с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов без учета налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов без учета налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию
на 31 декабря.

Обоснование недосбора НВВ по установленным тарифам на 1 и 2 полугодие 2024 года ООО «Вышневолоцкая ТГК» не представлено.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по данной статье разногласий удовлетворению не подлежат.

Учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов
по существу разногласий между ООО «Вышневолоцкая ТГК» и Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области,
Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

отказать ООО «Вышневолоцкая ТГК» в удовлетворении требований, изложенных в заявлении о разногласиях в сфере теплоснабжения с Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (исх.
от 14.02.2024 № 11, вх. от 20.02.2024 № 27585-ЭП/24)
.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

______________/

(подпись)

 

С.А. Пузыревский

 

Заместитель председателя Комиссии

 

______________/

(подпись)

 

<...>

 

Члены Комиссии:

 

______________/

(подпись)

 

<...>

 

 

______________/

(подпись)

 

<...>

 

 

______________/

(подпись)

 

<...>

 

 

______________/

(подпись)

 

<...>

 

Связанные организации

Тверское УФАС России
ИНН 6905005800, ОГРН 1036900080722
ООО "Вышневолоцкая ТГК" (г. Вышний Волочек)
ИНН 6908013076, ОГРН 1116908005928
Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области
ИНН 6905066785, ОГРН 1026900585942