Решение №31/68590/24 РЕШЕНИЕ об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 2 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «31» июля 2024 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее – Комиссия), в составе: Председательствующего – заместителя председателя Комиссии:

<...>;

Членов Комиссии:

<...>;

<...>;

<...>;

<...>,

рассмотрев разногласия между акционерным обществом «РУСАЛ Бокситогорский глинозем» (далее – Заявитель, Общество, регулируемая организация) и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – Комитет, ЛенРТК, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи финансового директора акционерного общества «РУСАЛ Бокситогорский глинозем» <...>, начальника юридического отдела акционерного общества «РУСАЛ Бокситогорский глинозем» <...>, начальника департамента регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и электрической энергии Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области <...>, заместителя начальника административно-правового отдела департамента регулирования тарифов социально-значимых товаров, правового обеспечения и контроля Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области <...>, главного специалиста отдела регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения департамента регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и электрической энергии Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области <...>, ведущего специалиста административно-правового отдела департамента регулирования тарифов социально-значимых товаров, правового обеспечения и контроля Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области <...>, заместителя начальника отдела противодействия монополистической деятельности Ленинградского УФАС России <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление от 20.03.2024 № б/н (сопроводительное письмо от 20.03.2024 № 2803/3-2024-1, вх. от 29.03.2024 № 52300/24) о споре (разногласиях) между акционерным обществом «РУСАЛ Бокситогорский глинозем» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Заявление).

Приказом Комитета от 20.12.2023 № 535-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую акционерным обществом «РУСАЛ Бокситогорский глинозем» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2024-2028 годов» в отношении Заявителя установлены тарифы на тепловую энергию на 2024 год и долгосрочные параметры регулирования на 2024-2028 гг.

Тарифы на тепловую энергию для Заявителя установлены с применением метода индексации установленных тарифов.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная органом регулирования на 2024 год, составляет 202 466,02 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной с учетом заявленных требований, составляет 290 555,82 тыс. руб. (с учетом заявленных требований).

Регулируемая организация заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2024 год расходов по следующим статьям разногласий:

тыс. руб.

Наименование статьи затрат

Утверждено органом регулирования

Заявлено в ФАС России

Величина разногласий

1

Затраты на оплату труда

28 062,44

49 317,20

21 254,76

2

Отчисления (страховые взносы)

8 714,46

15 813,05

7 098,59

3

Расходы на газовое хозяйство

0,00

18 302,73

18 302,73

4

Расходы на мазутоприготовление

0,00

22 224,01

22 224,01

5

Расходы на топливо

238 971,88

258 181,59

19 209,71

 

ИТОГО (по статьям):

275 748,78

363 838,58

88 089,80

Общая сумма разногласий составляет 88 089,80 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

По результатам анализа предоставленных сторонами документов ФАС России установлено следующее.

1. Статья разногласий «Затраты на оплату труда»

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 49 317,20 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 28 062,44 руб.

Сумма разногласий составила 21 254,76 тыс. руб.

Аргументация экономической обоснованности предложенной Заявителем величины расходов по данной статье (изложение аргументов и доводов, подкрепленных расчетами, ссылками на документы и материалы) в Заявлении не представлена.

В соответствии с Возражениями Общества на отзыв ЛенРТК на Заявление от 09.07.2024 № 2803/3-2024-7 (вх. от 16.07.2024 № 117496/24) (далее – дополнение к Заявлению) действующая штатная численность персонала Теплоэлектроцентрали и персонала, задействованного в передаче теплоэнергии, представленная в штатном расписании, составляет 102 человека, в том числе на производство тепловой и электрической энергии - 93 человека. Во исполнение действующего Коллективного договора на 2023-2025 годы Общество обеспечивает рост заработной платы за счет повышения должностных окладов работников и за счет дополнительного стимулирования (премирования) работников в соответствии с пунктами 7.2-7.3 Положения об оплате и премировании работников (премирование по итогам года, квартальное премирование).

По мнению Заявителя, в соответствии с действующим Отраслевым тарифным соглашением по Горно-металлургическому комплексу Российской Федерации на 2023-2025 годы Общество должно обеспечить в 2024 году размер среднемесячной заработной платы работника не ниже 70 744 руб./чел. в месяц (4*17 686 руб.), при этом ЛенРТК на 2024 год принята к учету заработная плата персонала в размере 58 925,22 руб./чел. в месяц.

В соответствии с Отзывом Комитета на Заявление, содержащем возражения ЛенРТК относительно доводов Общества, от 10.04.2024 № КТ-02.1-02-52/2024 (вх. от 10.04.2024 № 60314-М/24) (далее – Отзыв на Заявление) численность персонала, задействованного при производстве тепловой энергии, на 2024 год принята ЛенРТК с учетом фактических данных последнего расчетного периода регулирования (2022 год), а также доли отнесения на производство тепловой энергии в размере 0,598, определенной в соответствии с Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075. Среднемесячная заработная плата персонала на 2024 год принята ЛенРТК в размере 58 925,22 руб./чел. в месяц на основании статистических данных Росстата по Ленинградской области за 2023 год и их индексации на ИПЦ 2024 года, в том числе с учетом фактической численности персонала.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и орган регулирования Заявителем были направлены следующие обосновывающие документы:

- приказ от 30.12.2022 № БГЗ-22-П1871 «Об утверждении указаний по распределению затрат на 2023 год» с приложениями;

- штатные расписания рабочих и РСиС Теплоэлектроцентрали и цеха энергетических сетей и установок;

- положение об оплате труда и премировании работников АО «РУСАЛ Бокситогорск»;

- коллективный договор на 2023-2025 гг. АО «РУСАЛ Бокситогорск»;

- приказ № БГЗ-23-П022 «Об определении размера индексации заработной платы»;

- отраслевое тарифное соглашение по Горно-металлургическому комплексу Российской Федерации на 2023-2025 гг.;

- расчет расходов на оплату труда (приложение 4.9).

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

ФАС России отмечает, что к АО «РУСАЛ Бокситогорский глинозем», осуществляющему регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения, не подлежат применению нормы отраслевого тарифного соглашения по Горно-металлургическому комплексу Российской Федерации при определении экономически обоснованного уровня расходов на оплату труда для учета в тарифах в сфере теплоснабжения.

Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 12.05.2022 утверждено Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы (далее – ФОТС в ЖКХ), которое является обязательным к применению при расчете расходов на оплату труда в сфере теплоснабжения.

Согласно пункту 2.8 ФОТС в ЖКХ расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются исходя из нормативной численности работников, с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, определяемые на основании нормативных документов, предназначенных для определения нормативной численности по регулируемой и нерегулируемой деятельности.

Исходя из пункта 42 Основ ценообразования № 1075 и пункта 2.8 ФОТС в ЖКХ при определении плановых расходов на оплату труда органу регулирования надлежит анализировать нормативную численность работников (с учетом штатной расстановки персонала) и фактическую численность за предыдущий период регулирования по регулируемому виду деятельности, отраженную в статистических формах № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников». В необходимой валовой выручке регулируемой организации учету подлежит нормативная численность персонала в случае ее непревышения над фактической численностью. При этом в случае ввода в эксплуатацию новых объектов теплоснабжения, численность персонала, приходящаяся на эксплуатацию таких объектов, необходимо учитывать на уровне нормативной.

Заявителем не представлена информация и обосновывающие документы, свидетельствующие об увеличении эксплуатируемых объектов теплоснабжения в 2024 году по сравнению с 2022 годом, расчет нормативной численности на вновь вводимые объекты (при наличии), а также статистические формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников». В пункте 1.4 «Численность на вводы по нормативу» представленной Обществом формы 4.9 данный показатель отсутствует.

В соответствии с Экспертным заключением Комитета по обоснованию уровня тарифов на тепловую энергию, отпускаемую Обществом на территории Ленинградской области на период 2024-2028 гг. (далее – Экспертное заключение), фактическая численность персонала за 2022 год составила 49,54 чел. (принято ЛенРТК), заявлена Обществом – 58,73 чел.

При этом Заявителем в материалы дела не представлены формы федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», утвержденные приказом Росстата от 15.07.2019 № 404, в разрезе видов деятельности за 2022 год, подтверждающие фактическую численность персонала в количестве 58,73 чел. Подход по учету плановой численности на 2024 год на основании штатного расписания регулируемой организации противоречит пункту 42 Основ ценообразования № 1075.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя в части численности персонала не подлежат удовлетворению.

Заявителем также оспаривается размер среднемесячной оплаты труда на 1 работника, установленный Комитетом в размере 58 925,22 руб. исходя из статистических данных по Ленинградской области в сфере «производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха» за 2023 год с учетом индексации.

По мнению Общества, обоснованно учитывать размер заработной платы в размере 72 867,32 руб./мес. с учетом положений Коллективного договора, Положения об оплате и премировании работников, Отраслевого тарифного соглашения по Горно-металлургическому комплексу Российской Федерации на 2023-2025 годы.

ФАС России считает обоснованным и соответствующим общим принципам регулирования тарифов применение к регулируемым организациям положений федерального отраслевого тарифного соглашения в соответствующей сфере. Обязательность применения отраслевого тарифного соглашения для расчета расходов на оплату труда установлена также пунктом 42 Основ ценообразования
№ 1075.

Согласно пункту 2.3 ФОТС в ЖКХ минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда) на 01.01.2024 установлена в размере МРОТ (19 242 руб.).

Вместе с тем ФАС России установлено, что согласно представленным в материалах тарифного дела формам 4.9 «Расчет расходов на оплату труда на производство тепловой и электрической энергии», «Расчет расходов на оплату труда на передачу тепловой энергии» регулируемой организацией заявлена тарифная ставка рабочего 1-го разряда в размере 20 125,00 руб.

Расчет среднего тарифного коэффициента, заявленного Обществом в размере 2,45 («Расчет расходов на оплату труда на производство тепловой и электрической энергии») и 2,36 («Расчет расходов на оплату труда на передачу тепловой энергии»), регулируемой организацией не представлен.

Пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 предусмотрен анализ фактического фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования.

Бухгалтерская и статистическая отчетность, подтверждающая фактический расходы регулируемой организации на оплату труда (в том числе фактическое премирование) за 2022 год, в материалах дела не представлены.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по статье разногласий «Расходы на оплату труда» удовлетворению не подлежат.

2. Статья разногласий «Отчисления на социальные нужды»

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов по статье в сумме 15 813,05 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы определены в размере 8 714,46 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 7 098,59 тыс. руб.

В соответствии с Заявлением начисление страховых взносов производится на основании тарифов, установленных статьей 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России Заявителем были направлены следующие обосновывающие документы:

- уведомление о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 17.04.2023;

- уведомление о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 24.04.2023.

ФАС России установлено, что согласно Заявлению (стр. 24) указанные уведомления о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в орган регулирования не представлялись.

Кроме того, Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ.

Отчисления на социальные нужды включаются в состав необходимой валовой выручки на основании главы 34 Налогового Кодекса Российской Федерации исходя из принятого в расчет тарифов фонда оплаты труда и расчетных ставок страховых взносов.

В соответствии с дополнением к Заявлению разногласия по данной статье расходов вызваны исключительно разницей между ФОТ, заявленным АО «РУСАЛ Бокситогорск» и принятым ЛенРТК.

Учитывая, что статья расходов «Отчисления на социальные нужды» является производной от статьи расходов «Расходы на оплату труда», требования Заявителя по данной статье также не подлежат удовлетворению.

3. Статья разногласий «Расходы на газовое хозяйство»

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов по статье в сумме 18 302,73 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы определены в размере 0 руб.

Сумма разногласий составила 18 302,73 тыс. руб.

В соответствии с дополнением к Заявлению газовая служба тепловых электростанций и котельных предназначена для проведения комплекса мероприятий, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов систем газового хозяйства в исправном и безопасном состоянии в соответствии с требованиями приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в области промышленной безопасности.

Согласно Отзыву на Заявление, ЛенРТК полагает данные расходы неподтвержденными и экономически необоснованными ввиду того, что заявленные Обществом расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды производственных рабочих, амортизацию основных средств и нематериальных активов, информационные услуги и иные прочие услуги, ремонт зданий и сооружений, строительные материалы, прочие сырье и материалы не имеют непосредственного отношения к газовому хозяйству, при этом ввиду отсутствия калькуляции не представляется возможным исключить возможный двойной учет одних и тех же затрат.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России Заявителем были направлены следующие обосновывающие документы:

- пакет документов (договор, акт выполненных работ, счет-фактура) за 2023 г., подтверждающих факт возникновения затрат по информационным услугам, по иным прочим услугам, по прочим услугам промышленного характера, по охране труда, по ремонту оборудования, зданий и сооружений;

- первичные документы (отчет по чел*час, отчет по расходу энергоресурсов, отчет по маш*час) за 2023 г., подтверждающие факт возникновения затрат по услугам вспомогательных подразделений;

- первичные документы (требования-накладные) за 2023 г., подтверждающие факт возникновения затрат по ТМЦ.

Согласно Заявлению (стр. 20-22) представленные в адрес ФАС России следующие документы Обществом в орган регулирования не представлялись:

- калькуляция себестоимости услуг газового хозяйства за 2022-2024 гг.;

- ведомости учета затрат бухгалтерского учета по затратам газового хозяйства за 2021-2023 годы, по затратам ТЭЦ за 2023 год, по затратам ТЭЦ (услуги вспомогательных подразделений) за 2023 год, сформированные из программы 1С 8ЕК;

- ведомости по амортизации ОС и НМА за 2023 г., сформированные из программы 1С 8ЕК;

- отчеты по проводкам «Информационные услуги», «Иные прочие услуги», «Прочие услуги пром. характера», «Расходы по охране труда», «Услуги по ремонту оборуд., здан. и соор.», «Запасные части», «Прочее топливо», «Бензин», «Прочие сырье и материалы», «Списание спецодежды, спецоснастки, инвентаря», «Строительные материалы», «Электроды» по 25 счету по ТЭЦ за 2023 год, сформированные из программы 1С 8ЕК;

- приказ об утверждении указаний по распределению затрат на 2023 г.;

- расшифровка статей - газовый участок.

ФАС России отмечает, что в соответствии с представленной Заявителем калькуляцией себестоимости услуг газового хозяйства за 2022-2024 гг. (таблица «Калькуляция себестоимости транспортировки и распределения 1 тыс. м3 газа АО «РУСАЛ Бокситогорск за 2022-2024 гг.») плановая цеховая себестоимость на 2024 год составит 37 511,75 тыс. руб.

При этом, в указанном расчете Обществом не указан механизм распределения заявленных затрат по видам регулируемой деятельности в соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона № 190-ФЗ, пунктом 10 Основ ценообразования № 1075.

В файле «Расшифровка статей (газовый участок)» регулируемой организацией представлены отчеты по проводкам по 25 счету по подразделению «110000 Теплоэлектроцентраль» за 2023 год (31.01.2023 – 31.12.2023) «Амортизация», «Иные прочие услуги», «Прочие услуги пром. характера», «Расходы по охране труда», «Услуги по ремонту оборуд., здан. и соор.», «Информационные услуги», «Услуги вспомогательных подразделений».

В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В целях реализации указанного принципа органом регулирования учитываются в НВВ регулируемой организации только те расходы, которые подтверждены посредством представления обосновывающих материалов (в том числе бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности), при этом анализ фактической хозяйственной деятельности регулируемой организации производится на основе данных истекшего предыдущего периода регулирования (для 2024 года – на основании фактических данных за 2022 год).

В адрес ФАС России обосновывающие документы (акты выполненных работ, счета-фактуры) за 2022 год не представлены. Кроме того, в составе документов, направленных Обществом, в нарушение подпункта «б» пункта 28 Основ ценообразования № 1075 отсутствуют материалы, подтверждающие заключение представленных договоров в результате проведения торгов.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по данной статье затрат не подлежат удовлетворению.

4. Статья разногласий «Расходы на мазутоприготовление»

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов по статье в сумме 22 224,01 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы определены в размере 0 руб.

Сумма разногласий составила 22 224,01 тыс. руб.

В соответствии с Заявлением, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива для готовности резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе.

По мнению Заявителя, в соответствии со статьей 46.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» собственники или иные законные владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива, в том числе в отопительный сезон. Согласно пункту 49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 317, организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование, обязаны в том числе обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе, а также создавать запасы топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.

Таким образом, регулируемая организация полагает необходимым обеспечить запас резервного топлива для готовности оборудования к работе на нем.

Согласно Отзыву на Заявление, основное производственное оборудование Общества работает на природном газе, топливный баланс регулируемой организации – 100% природный газ.

ЛенРТК полагает, что заявленные в составе статьи затрат расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды производственных рабочих, амортизацию основных средств и нематериальных активов, информационные услуги и иные прочие услуги, ремонт зданий и сооружений, строительные материалы, прочие сырье и материалы не имеют отношения к закупкам резервного топлива и мазутоприготовлению. Расходы на закупку мазута или иного резервного топлива Обществом как при тарифном регулировании на 2024 год, так и в предыдущих периодах регулирования не заявлялись.

ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 47 Основ ценообразования № 1075 к внереализационным расходам, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей.

В соответствии с Экспертным заключением ТЭЦ Общества производит тепловую и электрическую энергию по комбинированному циклу.

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона № 190-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, утверждает нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.

Расходы на создание нормативных запасов топлива подлежат распределению по регулируемым видам деятельности.

В соответствии с Экспертным заключением фактические расходы на мазут в 2022 году у Общества отсутствуют, плановые расходы на создание нормативных запасов топлива в 2022 году не утверждались.

ФАС России отмечает, что в представленных материалах отсутствуют решения соответствующих исполнительных органов власти (при комбинированной выработке 25 МВт и более - решения Минэнерго России) об утверждении нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии для Заявителя.

В соответствии с представленной Заявителем калькуляцией себестоимости услуг мазутоприготовления за 2021-2024 гг. (таблица «Калькуляция себестоимости мазутоприготовления АО «РУСАЛ Бокситогорск за 2022-2024 гг.») плановая цеховая себестоимость на 2024 год составит 39 327,17 тыс. руб.

При этом, в указанном расчете Обществом не указан механизм распределения заявленных затрат по видам регулируемой деятельности в соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона № 190-ФЗ, пунктом 10 Основ ценообразования № 1075.

В файле «Расшифровка статей мазутоприготовления» регулируемой организацией представлены отчеты по проводкам по 25 счету по подразделению «210000 Цех энергетических сетей и установок» за 2023 год (31.01.2023 – 31.12.2023) «Амортизация», «Иные прочие услуги», «Прочие услуги пром. характера», «Расходы по охране труда», «Услуги по ремонту оборуд., здан. и соор.», «Услуги сторонней пожарной охраны», «Информационные услуги», «Услуги вспомогательных подразделений».

ФАС России отмечает, что приказом Минэнерго России от 27.11.2020 № 1062 утвержден порядок создания и использования тепловыми электростанциями (далее – ТЭС) запасов топлива (в том числе в отопительный сезон) для ТЭС, которые осуществляют производство электрической энергии или производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

В соответствии с указанным порядком общий нормативный запас топлива определяется с учетом количества суток, в течение которых обеспечивается работа ТЭС в режиме выживания, количества условного топлива, необходимого для производства электрической и тепловой энергии ТЭС в режиме выживания, количества условного топлива, необходимого для функционирования ТЭС в течение 1 суток (исходя из удельного расхода условного топлива на отпуск тепловой энергии ТЭС и максимального среднесуточного отпуска тепловой энергии ТЭС), теплоты сгорания натурального топлива и др.

Таким образом, расчет расходов, необходимых для формирования нормативных запасов топлива, произведенный Обществом исходя из амортизации, прочих услуг, расходов по охране труда, ремонту, информационных услуг противоречит действующему законодательству.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по данной статье затрат не подлежат удовлетворению.

5. Статья разногласий «Расходы на топливо»

В соответствии с дополнением к Заявлению, озвученным на заседании Комиссии, Общество отказалось от заявленных требований по данной статье затрат.

Учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между акционерным обществом «РУСАЛ Бокситогорский глинозем» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

отказать в удовлетворении требований АО «РУСАЛ Бокситогорский глинозем», указанных в заявлении о досудебном споре (разногласиях) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (вх. от 29.03.2024 № 52300/24).

 

Председательствующий – заместитель председателя Комиссии

 

_____________/

(подпись)

 

<...>

 

Члены Комиссии:

 

_____________/

(подпись)

 

<...>

 

 

_____________/

(подпись)

 

<...>

 

 

_____________/

(подпись)

 

<...>

 

 

_____________/

(подпись)

 

<...>

 

Связанные организации

Ленинградское УФАС России
ИНН 7840396953, ОГРН 1089847323026
АО "РУСАЛ Бокситогорск"
ИНН 4701000013, ОГРН 1024700507160
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
ИНН 7825681674, ОГРН 1037843016628