Предписание №СП/7775/24 ПРЕДПИСАНИЕ Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского... от 1 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

30 января 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее — Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – РСТ ХМАО-Югры, орган регулирования) обязательных требований, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 20.11.2023 № 31-30673-С/23 (далее – Отчет), а также возражения в отношении Отчета (письмо исх. от 27.11.2023 24-Исх-4001; рег. от 27.11.2023 186134-М/23), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, допущенные РСТ ХМАО-Югры при установлении тарифов для регионального оператора АО «Югра-Экология» (далее - регулируемая организация, региональный оператор) на 2023 год,

УСТАНОВИЛА:

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 (далее – Методические указания № 1638/16).

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе, научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества и использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка (далее — НВВ) определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Приказами РСТ ХМАО-Югры от 16.12.2021 № 144-нп (в ред. от 03.03.2022 № 10-нп) и от 24.11.2022 № 93-нп установлены (скорректированы) предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Югра-Экология» на 2022, 2023 гг. на территории муниципальных образований городских округов: Ханты-Мансийск, Урай, Нефтеюганск, Нягань, Пыть-Ях, Югорск; муниципальных районов: Октябрьский, Советский, Нефтеюганский, Ханты-Мансийский, Кондинский (далее – на территории МО Южная зона).

Приказами РСТ ХМАО-Югры от 19.12.2019 № 166-нп (в ред. от 16.12.2021 № 144-нп) и от 24.11.2022 93-нп установлены (скоррекированы) предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Югра-Экология» на 2022, 2023 гг. на территории муниципальных образований городских округов: Нижневартовск, Сургут, Когалым, Мегион, Лангепас, Радужный, Покачи; муниципальных районов: Белоярский, Березовский, Нижневартовский, Сургутский (далее – на территории МО Северная зона).

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании АО «Югра-Экология» на 2023 год, в том числе представленных экспертных заключений органа регулирования о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) АО «Югра-Экология» на 2023 год в части собственных расходов, а также обоснования применения величин корректировок установлено следующее.

Учтенная органом регулирования НВВ при утверждении предельного тарифа для АО «Югра-Экология» на территории МО Южная зона на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2022 год составила 1 102 979,64 тыс. руб., на 2023 год - 1 559 850,11 тыс. руб.

Учтенная органом регулирования НВВ при утверждении предельного тарифа для АО «Югра-Экология» на территории МО Северная зона на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2022 год составила 2 088 038,58 тыс. руб., на 2023 год - 2 314 006,65 тыс. руб.

1. Корректировка НВВ регионального оператора при установлении тарифов на 2023 год по итогам 2021 года.

Согласно экспертному заключению об установлении тарифа в отношении регионального оператора АО «Югра-Экология» на 2023 год на территории МО Южная зона органом регулирования учтена отрицательная корректировка НВВ по итогам 2021 года в размере (- 55 311,24) тыс. руб.

На территории МО Северная зона органом регулирования при установлении тарифа на 2023 год учтена положительная корректировка НВВ по итогам 2021 года в размере (+ 45 053,53) тыс. руб.

В Отчете ФАС России отражено, что согласно пункту 92 Методических указаний № 1638/16 выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году определяется исходя из фактического объема (массы) твердых коммунальных отходов в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой VI Методических указаний № 1638/16 на (i-2)-й год.

При этом показатели товарной выручки, принятые РСТ ХМАО-Югры за 2021 год, не соответствуют (меньше) рассчитанных по пункту 92 Методических указаний № 1638/16 показателей.

В возражениях на Отчет орган регулирования отразил, что товарные выручки за 2021 год в размере 882 243,95 тыс. руб. на территории МО Южная зона и 1 776 606,38 тыс. руб. на территории МО Северная зона приняты РСТ ХМАО-Югры в размере фактически начисленных выручек по услуге регионального оператора на указанных территориях, что подтверждается Отчетом о финансовых результатах за 2021 год и расшифровкой к нему.

Ввиду того, что экспертные заключения не содержат анализ, свидетельствующий о том, что платежи за оказанные регулируемой организацией (региональным оператором по обращению с ТКО) услуги выставлены исходя из охвата обслуживаемых потребителей, а также о том, что региональным оператором на постоянной основе ведется работа по выявлению ранее не найденных объектов образования ТКО, учет недополученных доходов в тарифах на основании фактической бухгалтерской отчетности без анализа вышеуказанных доказательств, расчетов, документов, подтверждающих охват оказываемой услуги и перечень юридических и физических лиц, которым услуга оказывается и за нее начисляется соответствующая плата, является неподтвержденным.

Резюмируя вышеизложенное, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ учтенных недополученных доходов за 2021 год (ввиду снижения товарной выручки регионального оператора), исходя из расчетов, документов, подтверждающих ведение региональным оператором деятельности, направленной на обновление данных по базе начисления платежей, в частности по выявлению неплательщиков, недобросовестных потребителей, не заключающих в установленном порядке договоры с региональным оператором по обращению с ТКО, и ведению претензионной работы, а также на предмет оценки эффективности работы регионального оператора по актуализации нормативов накопления ТКО.

Кроме того, в Отчете отражено, что в экспертном заключении на 2023 год отсутствует экономическое обоснование учета в составе фактической НВВ за 2021 год расходов на уплату процентов по займам и кредитам, привлекаемым на пополнение недостатка оборотных средств и приобретение контейнеров, в размере 21 720,39 тыс. руб. на территории МО Южная зона и в размере 42 163,10 тыс. руб. на территории МО Северная зона, в том числе отсутствуют сведения о том, предоставлялись ли регулируемой организацией в материалах тарифного дела на 2023 год помесячные расчеты кассовых разрывов в разрезе статей затрат, подтверждающие необходимость привлечения кредитных средств.

В возражениях на Отчет орган регулирования отразил, что АО «Югра-Экология» представлены обосновывающие документы, подтверждающие необходимость привлечения займов для осуществления регулируемого вида деятельности по результатам работы за 2021 год в целях их включения в тариф, а именно: пояснительная записка к тарифной заявке, договоры займа, платежные поручения об оплате по договорам займа, информация по распределению затрат между зонами деятельности, помесячные расчеты кассовых разрывов, подтверждающие необходимость привлечения кредитных средств.

В свою очередь из представленных органом регулирования обосновывающих материалов не представляется возможным сделать вывод об экономической обоснованности учтенных средств на уплату процентов по займам и кредитам за 2021 год в размере 21 720,39 тыс. руб. на территории МО Южная зона и в размере 42 163,10 тыс. руб. на территории МО Северная зона.

Учитывая вышеизложенное, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности корректировки НВВ регионального оператора на 2023 год по результатам деятельности за 2021 год, по итогам которого, в случае отсутствия экономического обоснования (обосновывающих документов), в том числе в части учтенных процентов по кредитам и документов, подтверждающих ведение АО «Югра-Экология» на постоянной основе работы по выявлению ранее не найденных объектов образования ТКО – физических и юридических лиц, также иных документов, свидетельствующих о том, что недополученный доход у АО «Югра-Экология» образовался по независимым от регулируемой организации причинам, органу регулирования необходимо произвести корректировку НВВ на 2023 год по факту 2021 года исходя из требований Основ ценообразования № 484, Методических указаний № 1638/16, а также мотивировочной части настоящего предписания, в условиях отсутствия подтверждающих документов исключить экономически необоснованные расходы/доходы, в том числе излишне учтенные органом регулирования экономически необоснованные средства за 2021 год, из состава НВВ регионального оператора АО «Югра-Экология», отразив подробный анализ и расшифровку расчетов в экспертном заключении.

2. Прочие собственные расходы регионального оператора на 2023 год, учтенные на территории МО Северная зона.

Согласно пункту 91 Методических указаний № 1638/16 индексация прочих собственных расходов регионального оператора производится по формуле:

 

Увеличение принятых органом регулирования собственных расходов регионального оператора по статье «Расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО» на территории МО Северная зона на 2023 год (408 526,69 тыс. руб.) по отношению к учтенным расходам 2022 года (267 292,96 тыс. руб.), составило 52,84 %. При этом необходимо отметить, что индекс потребительских цен на 2023 год, определенный на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, составил 6,0 %.

В Отчете ФАС России было отражено, что из представленных материалов тарифного дела, в том числе экспертного заключения на 2023 год, не представляется возможным установить обоснованность действий органа регулирования при формировании прочих собственных расходов регионального оператора на 2023 год.

В возражениях на Отчет РСТ ХМАО-Югры не представлены пояснения в указанной части.

Таким образом, согласно формуле 51 Методических указаний № 1638/16 плановые прочие собственные расходы на 2023 год не должны были превышать сумму в размере 283 330,54 тыс. руб., что на 125 196,15 тыс. руб. меньше учтенной органом регулирования величины для АО «Югра-Экология» на территории МО Северная зона на 2023 год.

На основании вышеизложенного, экономически необоснованные расходы в размере 125 196,15 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регионального оператора в части тарифа на территории МО Северная зона.

 

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры нарушившей пункт 16 Основ ценообразования № 484, пункты 91, 92 Методических указаний № 1638/16 при установлении (корректировке) тарифов в сфере обращения с ТКО для АО «Югра-Экология» на 2023 год приказом от 24.11.2022 № 93-нп.

2. Органу исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО устранить нарушения, допущенные Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при установлении тарифов регионального оператора АО «Югра-Экология» на 2023 год, а именно:

- исключить экономически необоснованные прочие собственные расходы регионального оператора на территории МО Северная зона в размере 125 196,15 тыс. руб.;

- произвести дополнительный анализ корректировки НВВ на 2023 год по фактическим данным за 2021 год на территориях МО Северная зона и МО Южная зона исходя из требований Основ ценообразования № 484, Методических указаний № 1638/16, а также мотивировочной части настоящего предписания; в случае отсутствия подтверждающих документов, исключить экономически необоснованные расходы/доходы, в том числе учтенные в НВВ 2023 года, из состава НВВ регионального оператора АО «Югра-Экология», отразив подробный анализ, расчеты и документы в экспертном заключении в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования № 484;

- пересчитать и исключить при необходимости взаимозависимые от перечисленных в настоящем пункте статьи затрат.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО не позднее 01.06.2024 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из состава необходимой валовой выручки АО «Югра-Экология», установленной на 2024 год, и в случае необходимости принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов в сфере обращения с ТКО для АО «Югра-Экология» на 2024 год.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, на котором (которых) принимались предписанные решения;

- экспертных заключений, в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны