Решения по тарифам №31/67491/19 Решение по результатам рассмотрения спора (разногласий) межд... от 5 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «29» июля 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев спор (разногласия) по заявлению ОАО «Всеволожские тепловые сети» (далее — ОАО «ВТС», регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 06.03.2019 № 979, вх. от 07.03.2019 рег. № 38965/19), возникший с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее — Комитет, орган регулирования) по вопросу установления тарифов на водоотведение на 2019 год, в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи представителей ОАО «ВТС» <...>, а также представителя Администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области <...>,

УСТАНОВИЛА:

Заявление ОАО «ВТС» рассмотрено в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров, утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

В поданном заявлении регулируемая организация указывает на то, что Комитетом на 2019 год тариф на водоотведение установлен на уровне ниже экономически обоснованного.

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным статьям спора (разногласий) ФАС России отмечает следующее.

Приказом Комитета от 14.12.2018 № 371-п «Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение открытого акционерного общества «Всеволожские тепловые сети» на 2019-2023 годы» установлен тариф на оказываемые услуги водоотведеня на 2019 год методом индексации в размере 57,12 руб./куб. м. без НДС.

Размер необходимой валовой выручки, установленный оспариваемым решением, в части оказываемых услуг водоотведения составил 254 383,00 тыс. руб.

В поданном на рассмотрение в ФАС России заявлении ОАО «ВТС» указывает на то, что утвержденный Комитетом тариф на 2019 год экономически необоснован, в связи с чем просит признать размер расходов, подлежащих дополнительному учету в составе необходимой валовой выручки ОАО «ВТС», в части оказываемых услуг водоотведения в общей сумме 67 811,02 тыс. руб. по следующим статьям затрат: «Расходы на оплату труда основного производственного персонала и отчисления на социальные нужды», «Ремонтные расходы», «Прибыль», «Общехозяйственные расходы», «Расходы по сомнительным долгам», «Оплата объемов сточных вод, переданных на очистку другим организациям».

В экспертном заключении органа регулирования по рассмотрению материалов по расчету уровней тарифов на услуги в сфере водоотведения, оказываемые ОАО «Всеволожские тепловые сети» потребителям муниципальных образований «Город Всеволожск», «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в 2019-2023 годах, указано, что в качестве правоустанавливающих документов, подтверждающих законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости, используемых для осуществления регулируемой деятельности, ОАО «ВТС» предоставило следующие договоры:

- договор аренды коммунального назначения от 02.06.2008 № 18/04-16;

- договор аренды коммунального назначения от 02.06.2008 № 19/04-16;

- договор безвозмездного пользования от 01.07.2012 № 13/04-14;

- договор безвозмездного пользования от 01.07.2012 № 14/04-14;

-договор безвозмездного пользования имуществом коммунального назначения от 20.06.2016 № 28/04-14;

-договор безвозмездного пользования имуществом коммунального назначения от 24.08.2016 № 29/04-14;

- постановление администрации МО «Город Всеволожск» от 31.01.2017 № 46 «О передаче муниципального имущества МО «Город Всеволожск» в безвозмездное пользование ОАО «ВТС»;

- акт приема-передачи имущества коммунального назначения из казны МО «Город Всеволожск» в пользование ОАО «ВТС»;

- постановление администрации МО «Город Всеволожск» от 30.10.2017 № 2911 «О передаче объектов коммунальной инфраструктуры, принятых на бесхозяйный учет, на обслуживание ОАО «ВТС»;

- постановление администрации МО «Город Всеволожск» от 08.11.2017 № 3024 «О передаче объектов коммунальной инфраструктуры, принятых на бесхозяйный учет, на обслуживание ОАО «ВТС»;

- постановление администрации МО «Город Всеволожск» от 01.06.2018 № 1515 «О передаче объектов коммунальной инфраструктуры, принятых на бесхозяйный учет, на обслуживание ОАО «ВТС»;

- постановление администрации МО «Город Всеволожск» от 12.11.2018 № 3351 «О передаче объектов коммунальной инфраструктуры, принятых на бесхозяйный учет, на обслуживание ОАО «ВТС».

Согласно постановлению администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (далее – Администрация Всеволожского муниципального района) от 19.06.2019 № 1729 «О закреплении объектов водоснабжения и водоотведения на праве хозяйственного ведения МУП «Всеволожский водоканал» Администрация Всеволожского муниципального района постановила ОАО «ВТС» осуществить возврат в казну муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области объектов водоотведения (сети и оборудование) (далее – Имущество), а Управлению по муниципальному имуществу в установленном порядке осуществить действия по прекращению договоров аренды, безвозмездного пользования (эксплуатации) Имущества, заключенных с ОАО «ВТС» и переданных на обслуживание по передаточным актам, закрепив на праве хозяйственного ведения за МУП «Всеволожский водоканал» муниципальное имущество казны муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

При этом Комиссия отмечает, что до настоящего момента возврат имущества ОАО «ВТС» не осуществлен и регулируемая организация продолжает оказывать услуги в части водоотведения.

1. Расходы на оплату труда основного производственного персонала и отчисления на социальные нужды в части оказываемых услуг водоотведения.

Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала заявлены регулируемой организацией в части оказываемых услуг водоотведения в размере 78 297,24 тыс. руб. при утвержденных Комитетом - 55 140,01 тыс. руб. (разногласия - 23 157,23 тыс. руб.).

Согласно подпункту «г» пункта 39 Основ ценообразования № 406 расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужны основного производственного персонала, в том числе налоги и сборы, входят в состав производственных расходов.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к настоящим Методическим указаниям № 1746-э.

Разногласия по данной статье затрат, возникшие между Заявителем и Комитетом, представлены в таблице:

Суть разногласий

Заявлено ОАО «ВТС» в Комитет

Заявлено ОАО «ВТС» в ФАС России

Учтено Комитетом

Отклонение

Среднемесячная оплата труда руб./мес.

29 421,70

32 395,0

38 191,90

-5 796,90

Численность, чел.

154,60

154,60

92,35

62,25

ФОТ, тыс. руб.

54 583,10

60 099,20

42 324,23

17 774,97

Социальные нужды, тыс. руб.

16 811,59

18 198,04

12 815,78

5 382,26

Итого заявлено в ФАС России, тыс. руб.

-

-

-

23 157,23

Из представленных данных Комиссией ФАС России сделан вывод о том, что ОАО «ВТС» в ФАС России заявлены расходы на оплату труда выше, чем в материалах тарифного дела, представленного в Комитет на момент принятия тарифного решения, в том числе по среднемесячной оплате труда.

В части оказываемых услуг водоотведения Комитетом учтена среднемесячная оплата труда больше заявленной ОАО «ВТС» на 29,81%.

При этом значительное увеличение расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды вызвано дополнительно заявленной ОАО «ВТС» численности основного производственного персонала.

Разногласия в части размера отчислений на социальное страхование производственного персонала между Заявителем и Комитетом отсутствуют.

Заявитель в части увеличения численности основного производственного персонала аргументирует свою позицию тем, что постановлениями Администрации Всеволожского муниципального района были переданы на обслуживание ОАО «ВТС» бесхозяйные канализационные сети протяженностью 23,57 км. На основании постановлений Администрации Всеволожского муниципального района о передаче имущества ОАО «ВТС» была пересчитана калькуляция на момент установления тарифа на водоотведение на 2019-2023 годы, ранее представленная в Комитет (заявление вх. Комитета от 22.11.2018 № КТ-1-6739/2018), с учетом вновь принятых бесхозяйных сетей.

Заявитель также отмечает, что постановления о передаче в обслуживание бесхозяйных сетей, расчет нормативной численности бригады по ремонту сетей с учетом дополнительно принятой протяженности сетей, штатное расписание были также представлены в адрес Комитета, при этом органом регулирования не приняты в состав фонда оплаты труда основного производственного персонала затраты на дополнительные единицы рабочих в количестве 62,25 ед. по водоотведению для обслуживания вновь принятых бесхозяйных сетей.

Согласно данным, представленным Заявителем, фактическая численность за 2017-2018 годы по водоотведению составила 92,35 ед. и 109,5 ед. соответственно.

По анализу Комитета Администрацией Всеволожского муниципального района было передано ОАО «ВТС» 18,10 км бесхозяйных канализационных сетей, а не 23,57 км, заявленных ОАО «ВТС».

Орган регулирования также отмечает, что ОАО «ВТС» в нарушение подпункта «а» пункта 17 Правил № 406 не представлены документы, надлежащим образом подтверждающие право организации на владение и пользование объектами водоотведения:

- в постановлении Администрации муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, постановлениях Администрации Всеволожского муниципального района отсутствуют обязательные реквизиты (подпись). Также на официальном сайте администрации отсутствуют опубликованные вышеуказанные постановления;

- не представлены акты приема-передачи объектов водоотведения, указанные в постановлениях органов местного самоуправления;

- не представлены документы, предусмотренные законодательством в сфере бухгалтерского и налогового учета, подтверждающие прием объектов водоотведения к бухгалтерскому учету организации (инвентарные карточки учета основных средств, выписки со счетов бухгалтерского учета).

Таким образом, Комитетом при установлении тарифов на 2019-2023 годы учтена численность основного производственного персонала по водоотведению в количестве 92,35 ед. на основании фактических данных, представленных ОАО «ВТС» в адрес Комитета по 2017 году.

Комиссия обращает внимание на то, что в обоснование заявленных требований регулируемой организацией представлены в ФАС России:

1. Рекомендации по нормированию   труда   работников   водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденные приказом Госстроя России от 22.03.1999 № 66 (далее – Рекомендации № 66);

2.  Штатное расписание на 2019 год;

3.  Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы;

4.  Расчет нормативной численности бригады по ремонту сетей;

5.  Постановления Администрации Всеволожского муниципального района по передаче бесхозяйных сетей.

Согласно представленному Заявителем расчету нормативной численности бригады по ремонту сетей (обходчик канализационной сети, слесарь АВР, электрогазосварщик), нормативная численность бригады по ремонту сетей водоотведения составила 25 ед. (для протяженности канализационной сети – 133,79 км), с учетом коэффициента невыходов (1,13) — 28,25 ед.

Согласно таблице 18 раздела 2.2.12 Рекомендаций № 66 при протяженности канализационной сети свыше 110 до 150 км нормативная численность составляет 21-26 ед.

Таким образом, с учетом применения метода интерполяции нормативная численность по водопроводным сетям составляет 23,96 ед.

Комиссия отмечает, что регулируемой организацией не представлено расчета нормативной численности согласно Рекомендациям № 66 по всему основному производственному персоналу, а лишь по численности бригады по ремонту сетей.

В свою очередь, орган регулирования обращает внимание на то, что принятая Комитетом на 2018 год протяженность канализационных сетей составляла 105,75 км. При этом, с учетом заявленных регулируемой организацией присоединенных сетей (23,57 км) общий объем обслуживаемых сетей на 2019 год составит 129,32 км, что меньше заявленной ОАО «ВТС» на 2019 год в размере 133,79 км на 4,47 км.

При этом в производственной программе на 2020 год протяженность канализационных сетей определена в размере 129,08 км.

Между тем, Комитетом представлен расчет численности основного производственного персонала, выполненный в соответствии с положениями Рекомендаций № 66, согласно которому, при утверждении регулируемых тарифов на 2019 год численность основного производственного персонала принята органом регулирования на уровне 62,25 ед.

Комитетом также представлены в ФАС России данные по численности в аналогичных регулируемых организациях, осуществляющих деятельность в части оказываемых услуг водоотведения в сопоставимых условиях (СМУП «Водоканал», МП «УВКХ», МУП «Водоканал г. Гатчина»), согласно которым в среднем на 1 км канализационных сетей в Ленинградской области приходится 0,183 ед. персонала при утвержденных Комитетом для ОАО «ВТС» на 2019 год – 0,184 ед., что свидетельствует о том, что численность для ОАО «ВТС» принята на уровне аналогичных регулируемых организаций, осуществляющих свою деятельность в сопоставимых условиях в сфере водоснабжения.

При этом регулируемой организацией представлены сведения о среднесписочной численности работников, предоставляемые в налоговую службу, согласно которым среднесписочная численность в целом по предприятию по состоянию на 01.01.2019 составила 446 ед. при этом согласно форме СЗВ-М за 2018 год всего было застраховано на предприятии 457 ед.

ОАО «ВТС» помимо услуг водоснабжения оказывает также услуги по водоотведению и теплоснабжению. Общая численность, учтенная Комитетом для ОАО «ВТС» на 2019 год по всем видам деятельности составляет 546 ед., что выше фактической численности 2018 года и среднесписочной численности на предприятии по состоянию на 01.01.2019.

Кроме того, Комиссия также обращает внимание на то, что средняя заработная плата, утвержденная Комитетом для всех категорий персонала на 2019 год для Заявителя, составила по водоотведению – 43 502,58 руб./мес., при этом фактическая среднемесячная оплата труда по Ленинградской области по виду деятельности «Сбор и обработка сточных вод» за 2017 год составила 27 575,3 руб./мес, таким образом, с учетом увеличения средней заработной платы за 2017 год на актуальные на момент принятия тарифного решения индексы потребительских цен за 2018-2019 годы (2018 – 102,7 %, 2019 – 104,6 %), средняя заработная плата на 2019 составила по водоотведению 29 622,55 руб./мес., что ниже утвержденного органом регулирования для Заявителя на 2019 год.

Также справочно отмечаем, что среднемесячная оплата труда, учтенная для аналогичных регулируемых организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере водоотведения в сопоставимых условиях, утверждена Комитетом на 2019 год в среднем в размере 27 902,32 руб./мес. (среднемесячная фактическая оплата труда за 2018 год по данным организациям в сфере водоотведения – 26 077,34 руб./мес.)

Следовательно, в оспариваемых ОАО «ВТС» тарифах на оказываемые услуги водоотведения Комитетом предусмотрен резерв финансовых средств на прием в штат дополнительных единиц, в случае возникновения указанной необходимости в результате осуществления регулируемой деятельности.

С учетом вышеизложенных доводов, Заявителю отказано в удовлетворении требований в части увеличения расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды в части оказываемых услуг водоотведения.

2. Ремонтные расходы в части оказываемых услуг водоотведения.

Ремонтные расходы заявлены регулируемой организацией в части оказываемых услуг водоотведения в размере 13 198,04 тыс. руб. при утвержденных Комитетом - 892,91 тыс. руб. (разногласия - 12 305,13 тыс. руб.).

В качестве обосновывающих документов, подтверждающих заявленные ОАО «ВТС» расходы на ремонтные работы, проведение которых планировалось в 2019 году на вновь переданные бесхозные сети, ОАО «ВТС» в адрес Комитета и ФАС России были направлены постановления Администрации Всеволожского муниципального района по передаче бесхозяйных сетей, график ППР по канализационным сетям на 2019 год, ведомость подсчета объемов работ по бесхозяйным сетям, локальная смета № 56-18 на ремонт сетей водоотведения.

ОАО «ВТС» указывает на необходимость учета в составе необходимой валовой выручки затрат на ремонт бесхозяйных сетей в связи с участившимися авариями на изношенных сетях.

В направленном в ФАС России отзыве Комитет указывает на то, что в направленных в Комитет письмом от 12.12.2018 № 5729 разногласиях и в заявлении о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения ОАО «ВТС» указывает сумму в размере 13 589,98 тыс. руб, что на 4 880,20 тыс. руб меньше, чем в представленных ОАО «ВТС» расчетных материалах тарифного дела на 2019 год.

Расходы по статье «Ремонтные расходы» на 2019 год определены Комитетом с учетом индексации фактического показателя 2017 года согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года, разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации (2018 – 102,7 %, 2019 – 104,6 %).

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 406 при определении необходимой валовой выручки регулируемых организаций учитываются расходы, необходимые для реализации мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами, в том числе определенных на основе результатов технических обследований.

На основании пункта 40 Основ ценообразования № 406 в составе ремонтных расходов учитываются расходы на текущий и на капитальный ремонт централизованных систем водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.

Согласно пункту 51 Основ ценообразования № 406 и пункту 24 Методических указаний № 1746-э при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

Комиссия обращает внимание на то, что ОАО «ВТС» ни в адрес Комитета, ни в адрес ФАС России не были представлены документы, подтверждающие техническое обследование объектов (акты технического обследования сетей), дефектные ведомости, договоры, заключенные в предыдущих периодах регулирования по итогам проведенных конкурсных процедур, акты выполненных работ (услуг).

Кроме того, Комитет отмечает, что ОАО «ВТС» в нарушение подпункта «а» пункта 17 Правил регулирования тарифов № 406 не представлены документы, надлежащим образом подтверждающие право организации на владение и пользование объектами водоснабжения (бесхозяйные сети).

Пунктом 30 Правил регулирования тарифов № 406 установлено, что орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования № 406 и Методическими указаниями № 1746-э не подтверждена.

Таким образом, на основании пункта 30 Правил регулирования тарифов № 406, расходы не были включены органом регулирования в необходимой валовой выручке ОАО «ВТС».

Комитет также обращает внимание на то, что в соответствии с Федеральным Законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и «Положением о закупках ОАО «ВТС»», на заседании комиссии рассмотрено предложение об осуществлении закупки у единственного поставщика, в соответствии со статьей 37 «Положения о закупках товаров, работ, услуг для ОАО «ВТС» с ООО «НОРДСТРОЙ» на сумму 386,25 тыс.руб. части оказываемых услуг водоотведения.

Согласно Положению о закупках товаров, работ, услуг для ОАО «ВТС» информация о потребности в товарах, работах, услугах для нужд Заказчика сообщается путем размещения на официальном сайте (извещение о проведении запроса предложений, документация по запросу предложений, проект договора).

На официальном сайте ОАО «ВТС» вышеперечисленная информация не была размещена регулируемой организацией на момент принятия тарифного решения, следовательно, процедура закупки товаров, работ, услуг не была соблюдена Заявителем.

Кроме того, при установлении тарифов на 2019 год Комитетом приняты расходы на амортизацию основных средств централизованной системы водоотведения согласно заявке ОАО «ВТС» в полном объеме, в связи с чем данные расходы также могут быть направлены регулируемой организацией на ремонт сетей в случае возникновения соответствующей необходимости.

Комиссия также обращает внимание на то, что как было указано выше, согласно постановлению Администрации Всеволожского муниципального района от 19.06.2019 № 1729 «О закреплении объектов водоснабжения и водоотведения на праве хозяйственного ведения МУП «Всеволожский водоканал» Администрация Всеволожского муниципального района постановила ОАО «ВТС» осуществить возврат в казну муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области объектов водоотведения (сети и оборудование) (далее – Имущество), а Управлению по муниципальному имуществу в установленном порядке осуществить действия по прекращению договоров аренды, безвозмездного пользования (эксплуатации) Имущества, заключенных с ОАО «ВТС» и переданных на обслуживание по передаточным актам, закрепив на праве хозяйственного ведения за МУП «Всеволожский водоканал» муниципальное имущество казны муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

Таким образом, в связи с необходимостью передачи ОАО «ВТС» ранее обслуживаемых канализационных сетей в казну муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, ремонтные работы по данным сетям будут оказываться впоследствии иными юридическими лицами.

На основании вышеизложенного, Заявителю отказано в заявленных требованиях в части дополнительного учета средств по ремонтным расходам в размере 12 305,13 тыс. руб. в части оказываемых услуг водоотведения.

3. Общехозяйственные расходы в части оказываемых услуг водоотведения.

Общехозяйственные расходы заявлены регулируемой организацией в части оказываемых услуг водоотведения в размере 26 861,21 тыс. руб. при утвержденных Комитетом - 25 119,73 тыс. руб. (разногласия - 1 741,48 тыс. руб.).

Разногласия по общехозяйственным расходам между Заявителем и Комитетом возникли в части оплаты услуг АО «Единый информационно-расчетный центр Ленинградской области» (далее - АО «ЕИРЦ») по агентскому договору от 27.09.2018 № 04/1/45.

По мнению регулируемой организации, Комитетом при утверждении тарифа в части оказываемых услуг водоотведения на 2019 год не учтены в составе необходимой валовой выручки ОАО «ВТС» расходы по вышеуказанному агентскому договору от 27.09.2018 № 04/1/45.

В направленном заявлении регулируемая организация указывает на то, что согласно пункту 6.1. вышеуказанного договора вознаграждение за услуги в пользу АО «ЕИРЦ» составляет 1,83 % с учетом НДС от общего объема начислений за услуги ЖКХ, при этом с 01.01.2019 года агентские услуги составят 1,86 % (письмо от 18.01.2019 № КТ-3-88/2019). 

Также АО «ЕИРЦ» согласно договору от 19.12.2018 № 04/1/75 взимает плату за предоставление Акта об объеме коммунальных ресурсов за который выставлена плата населению для получения субсидии по водоотведению в связи с установлением льготных тарифов. С 01.01.2019 года агентские услуги составят 0,3 % в месяц от суммы, начисленной плательщикам в отчетном месяце.

Комиссия обращает внимание на то, что письмо, направленное Заявителем в орган регулирования от 18.01.2019 № КТ-3-88/2019, а также договор от 19.12.2018 № 04/1/75 составлены после принятия тарифного решения (после 14.12.2018), в связи с чем орган регулирования не мог руководствоваться данными материалами при принятии тарифного решения.

При этом в направленном Комитетом в ФАС России отзыве отражено, что данные расходы определены органом регулирования на основании представленных обосновывающих документов и материалов в соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов № 406 в целом по предприятию и распределены по видам деятельности с учетом базы распределения в соответствии с Положением об учетной политике ОАО «ВТС».

Расходы по статье «Услуги по начислению и сбору платежей ЖКК» рассчитаны Комитетом исходя из общей суммы планируемых расходов ОАО «ВТС» на 2019 год – 12 909,40 тыс. руб. (1,83% в месяц от суммы, начисленной плательщиком в отчетном месяце) с применением 0,7% с учетом критерия доступности согласно статье 3 Федерального закона № 416-ФЗ.

Комитет также обращает внимание на то, что ОАО «ВТС» представлено в адрес органа регулирования письмо от 12.12.2018 № 5729 (вх. от 12.12.2018 № КТ-1-7418/2018) о разногласиях с предложенными Комитетом уровнями тарифов на 2019-2023 годы, где расходы по статье «Услуги по начислению и сбору платежей ЖКК» не оспариваются.

На основании представленных органом регулирования данных, Комиссией сделан вывод о том, что Комитетом при установлении тарифа на водоотведение для ОАО «ВТС» на 2019 год в составе статьи затрат «Общехозяйственные расходы» учтены расходы на услуги по начислению и сбору платежей ЖКК в размере 1 059,83 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, требования ОАО «ВТС» не могут быть признаны обоснованными, в связи с чем ОАО «ВТС» отказано в дополнительном учете средств по статье «Общехозяйственные расходы» в размере 1 741,48 тыс. руб. в части оказываемых услуг водоотведения.

4. Расходы по сомнительным долгам гарантирующей организации в части оказываемых услуг водоотведения.

Расходы по данной статье заявлены регулируемой организацией в размере 6 372,00 тыс. руб. в части оказываемых услуг водоотведения.

Органом регулирования данные расходы не учтены в полном объеме.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 406 сбытовые расходы гарантирующих организаций определяются в соответствии с методическими указаниями и включают в себя в том числе расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования.

Заявитель отмечает, что ОАО «ВТС» при расчете тарифа на 2018 год представлен расчет резерва по сомнительным долгам по водоотведению с учетом требований законодательства Российской Федерации, но Комитетом исключены указанные затраты из состава необходимой валовой выручки по причине отсутствия подтверждающих обосновывающих материалов.

Заявитель также обращает внимание на то, что в настоящий момент в целях сокращения дебиторской задолженности предприятием ОАО «Всеволожские тепловые сети» проводится работа, однако в связи с тем, что 80 % потребителей ресурсов ОАО «ВТС» является население, дебиторская задолженность состоит, в основном, из долгов населения, претензионная работа на предприятии нацелена на выявление должников, но количество долгов населения растет, в том числе невозможных к погашению по решениям суда, в связи с чем предприятием создается резерв по сомнительным долгам.

В обоснование позиции по неучету данных расходов Комитет указывает на то, что при установлении тарифов на услуги водоотведения на 2019 год и последующие периоды регулирования затраты по статье «Расходы по сомнительным долгам» ОАО «ВТС» не рассматривались.

ОАО «ВТС» в расчетных материалах на момент установления тарифов на 2019 год и последующие периоды регулирования затраты по статье «Расходы по сомнительным долгам» не заявлялись.

Кроме того, Комитет обращает внимание на то, что ОАО «ВТС» в адрес Комитета представлено письмо от 12.12.2018 № 5729 (вх. Комитета от 12.12.2018 № КТ-1-7418/2018) о разногласиях с предложенными Комитетом уровнями тарифов на 2019-2023 годы и калькуляцию себестоимости водоотведения, где расходы по статье «Расходы по сомнительным долгам» также не заявляет и не оспаривает.

Комиссия также обращает внимание на то, что в обоснование заявленных требований регулируемой организацией не было представлено ни в Комитет в материалах тарифного дела, ни в ФАС России реестров лицевых счетов с дебиторской задолженностью, списанной за баланс на основании актов о невозможности взыскания, решений суда о невозможности взыскания задолженности, актов инвентаризации дебиторской задолженности, приказов о списании безнадежной задолженности, невозможной к взысканию, приказа о создании резерва по сомнительным долгам, определений об открытии конкурсного производства, определений о внесении в реестр требований кредиторов, свидетельств о ликвидации юридического лица (выписки из ЕГРЮЛ).

Кроме того, действия Комитета в части неучета расходов по сомнительным долгам в тарифах 2018 года не оспаривались ОАО «ВТС» в ФАС России в 2018 году.

На основании вышеизложенного, действия Комитета по неучету расходов по сомнительным долгам в размере 6 372,00 тыс. руб. в части оказываемых услуг водоотведения не могу быть признаны Комиссией необоснованными, в связи с чем, ОАО «ВТС» отказано в удовлетворении заявленных требований.

5. Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации в части оказываемых услуг водоотведения.

Расходы по данной статье заявлены регулируемой организацией в размере 7 987,95 тыс. руб. в части оказываемых услуг водоотведения.

Органом регулирования данные расходы не учтены в полном объеме.

Согласно пункту 74 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

В соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования № 406 расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 настоящего документа (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Регулируемая организация отмечает, что в калькуляции, утвержденной Комитетом, расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации отсутствует. Документ, подтверждающий присвоение статуса гарантирующей организации, ОАО «ВТС» был представлен Заявителем в адрес Комитета на момент установления тарифов.

ОАО «ВТС» также отмечает, что расчет прибыли также был представлен в орган регулирования с расчетными материалами.

В свою очередь, Комитет указывает на то, что при установлении тарифов на услуги водоотведения на 2019 год и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации ОАО «ВТС» не рассматривалась, при этом в представленных разногласиях ОАО «ВТС» от 12.12.2018 № 5729 заявлены расходы по статье «Прибыль» в части оказываемых услуг водоотведения в размере 5 907,70 тыс. руб., при этом расчет расходов по статье «Прибыль» не представлялся ОАО «ВТС».

Согласно расчету ФАС России, расчетная предпринимательская прибыль составляет 12 719,15 тыс. руб. в части оказываемых услуг водоотведения, в связи с чем Комиссия считает необходимым предписать органу регулирования дополнительно учесть расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации» в части оказываемых услуг водоотведения на уровне заявки регулируемой организации, представленной в Комитет на момент принятия тарифного решения в размере 5 907,70 тыс. руб.

6. Оплата объемов сточных вод, переданных на очистку другим организациям в части оказываемых услуг водоотведения.

Дополнительные расходы по данной статье заявлены ОАО «ВТС» в размере 16 247,23 тыс. руб.

Разногласия по данной статье возникли между Заявителем и органом регулирования в части объемов сточных вод, передаваемых ОАО «ВТС» на очистку ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

Позицию о необходимости учета дополнительных средств Заявитель обосновывает следующим образом.

В сентябре 2011 года на границе эксплуатационной ответственности на ГКНС «Ковалево» предприятием ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» был установлен узел учета, который зафиксировал объем сточных вод, превышающий объем реализации стоков потребителями холодной воды, отпущенной ОАО «ВТС».

По мнению регулируемой организации, данный факт подтверждает то, что весь объем неучтенных (нереализованных) стоков составляет ливневая канализация города, которая попадает в хозбытовую канализацию ОАО «ВТС». При этом ввиду отсутствия на большей территории г. Всеволожск организованной системы ливневой канализации, сточные воды, образовавшиеся в результате ливневых осадков, талых вод и дренажных стоков (неорганизованные сточные воды), попадают в хозяйственно-бытовую канализацию г. Всеволожска, тем самым увеличивают объем сточных вод, транспортируемых на очистку в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

При формировании тарифа на водоотведение для ОАО «ВТС» затраты на очистку дополнительных неорганизованных сточных вод, принятых в канализационный коллектор хозяйственно-бытовой канализации г. Всеволожска, Комитетом исключены.

Заявитель обращает внимание на то, что неорганизованные дренажные (подземные) сточные воды - это грунтовые подземные воды, которые в виде инфильтрата через неплотности централизованной канализации попадают внутрь канализационного коллектора. Такие стоки не являются поверхностными и находятся на глубине 2-3 метра от поверхности в местах нахождения канализационных коллекторов ливневой канализации.

При проектировании и строительстве канализационных сетей строительными нормами и правилами предусматривается попадание организованных и неорганизованных стоков в канализационный коллектор.

По мнению ОАО «ВТС», при расчете тарифов на водоотведение органом регулирования должны быть учтены затраты на очистку неорганизованного стока.

ОАО «ВТС» представлен в адрес Комитета расчет дополнительного притока поверхностных и грунтовых вод, неорганизованно поступающего в самотечные сети канализации через неплотности люков колодцев и за счет инфильтрации грунтовых вод, произведенный согласно «СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85». Основные натуральные показатели, принятые Комитетом при расчете тарифа, не включают в себя расходы на инфильтрат, представленные ОАО «ВТС», в связи с чем, Заявитель просит принять в расчет тарифа на водоотведение инфильтрат в объеме 489,86 куб.м./год по тарифу ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» «Прочая группа».

Кроме того, расходы по статье «Оплата объемов сточных вод, переданных на очистку другим организациям» приняты, как указывает ОАО «ВТС», Комитетом по тарифам, не соответствующим пунктам 3.1. и 3.3 распоряжения от 19.12.2018 года № 254-р «О внесении изменений в распоряжение комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 года № 379-р « Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга» на территории Санкт-Петербурга на 2016-2020 годы».

В направленном в ФАС России отзыве Комитет указывает на то, что согласно показателям производственной программы на услуги водоотведения на 2019 год неучтенный приток сточных вод и объем сточных вод, планируемый к передаче на очистку ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», ОАО «ВТС» снижает по сравнению с фактическими и ожидаемыми показателями 2017-2018 гг.

Орган регулирования обращает внимание на то, что данный объем является дополнительным объемом, который передается на очистку ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и является объемом стоков, принятых ОАО «ВТС» от городской ливневой канализации, состоящих из дождевых, талых и дренажных стоков, которая не имеет отдельного выпуска.

Комитет считает, что данный объем расходов не может быть признан экономически обоснованным и подлежащим учету в составе необходимой валовой выручки ОАО «ВТС» поскольку указанные расходы сформировались с учетом объемов сточных вод, учет которых в составе прогнозируемого объема производства товаров (услуг) в сфере водоотведения регулируемой организации на 2019 год не предусмотрен положениями действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоотведения.

Орган регулирования также обращает внимание на то, что компенсация вышеуказанных расходов за счет средств тарифной выручки от оказания услуг водоотведения потребителям ОАО «ВТС» является необоснованной и неправомерной, поскольку объемы стоков городской ливневой канализации, состоящие из дождевых, талых и дренажных стоков, не зависят от объемов потребления потребителями ОАО «ВТС» коммунальной услуги в сфере водоотведения, участвующих в расчете соответствующих тарифов, в связи с чем потребители ОАО «ВТС» не должны оплачивать через тарифы, не потребляемые объемы коммунальной услуги.

Таким образом, ливневая канализация является объектом благоустройства и находится на балансе муниципального образования «Город Всеволожск. Содержание ливневой канализации должно производится за счет средств бюджета муниципального образования «Город Всеволожск», а, следовательно, и оплата стоков, передаваемых на очистку, должна производиться за счет бюджета муниципального образования, что подтверждается следующими документами:

- решение Совета депутатов от 20.12.2018 № 79 «О бюджете муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов»;

- письмо Комитета в администрацию муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 15.03.2019 № КТ-3-945/2019;

- письмо Администрации Всеволожского муниципального района от 21.03.2019 № 3947/1.0-15.

Комитет также обращает внимание на то, что затраты на оплату объемов сточных вод, передаваемых на очистку другим организациям, определены органом регулирования с учетом объемов сточных вод (население, бюджетные потребители, прочие потребители), передаваемых на очистку ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», утвержденных Комитетом в производственной программе, и тарифов, планируемых для данного поставщика с учетом распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 № 2490-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2019 год» (далее – Распоряжение) и информационного письма Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее – Информационное письмо) от 08.10.2018 № 01-14-1817/18-0-0.

При расчете затрат по статье «Оплата объемов сточных вод, передаваемых на очистку другим организациям» на 2019 год Комитетом применены со второго полугодия следующие индексы роста тарифов:

- для населения - средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по городу Санкт-Петербургу – 4,5 %, согласно Распоряжению;

- для прочих потребителей – 12,0 %, согласно Информационному письму.

При этом органом регулирования рассчитаны затраты на оплату объемов сточных вод, передаваемых на очистку другим организациям (ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга») в тарифах на 2019 год для ОАО «ВТС» расходы в размере 133 731,70 тыс. руб. в соответствии с вышеуказанными индексами роста.

Согласно распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2018 года № 254-р «О внесении изменений в распоряжение комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 года № 379-р» об установлении тарифов для потребителей ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» на 2019 год» тарифы установлены со второго полугодия 2019 года с ростом:

- для населения – 7,0 %;

- для прочих потребителей – 8,0 %.

Данная ситуация сложилась в связи с тем, что тарифы на услугу в сфере водоотведения на 2019 год были установлены для ОАО «ВТС» 14.12.2018 года, а для ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» 19.12.2018 года, то есть после принятия тарифного решения для ОАО «ВТС».

Так, в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы) учитываются в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее, чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Таким образом, фактически понесенные ОАО «ВТС» затраты в 2019 году будут рассматриваться Комитетом при корректировке тарифов на 2021-2022 гг. в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406.

По мнению Комиссии, в связи с тем, что тарифы на услугу водоотведения на 2019 год утверждены для ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» позже оспариваемых тарифов, утвержденных для ОАО «ВТС» на 2019 год, действия органа регулирования не могут быть признаны экономически необоснованными в указанной части.

Комиссия также отмечает, что согласно общим положениям Основ ценообразования № 406 «поверхностные сточные воды» - сточные воды, принимаемые в централизованные системы водоотведения, к которым относятся дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные и дренажные сточные воды, отводимые с поверхности земельных участков.

Постановлением Администрации Всеволожского муниципального района от 15.05.2018 № 1281 утвержден порядок предоставления из бюджета муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с приемом (отведением) поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения, расположенную на территории муниципального образования  «Город Всеволожск».

В свою очередь, ОАО «ВТС» является получателем субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с приемом (отведением) поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения, расположенную на территории муниципального образования «Город Всеволожск».

В свою очередь, согласно информации, представленной Администрацией Всеволожского муниципального района за период с 01.01.2019 по 21.03.2019 в адрес ОАО «ВТС» была перечислена субсидия на возмещение затрат по водоотведению поверхностных сточных вод в размере 9 444,31 тыс. руб.

Кроме того, по данным Администрации Всеволожского муниципального района, за период 2018-2019 гг. ОАО «ВТС» было направлено порядка 60 421,5 тыс. руб. на возмещение затрат по водоотведению поверхностных сточных вод.

При этом Комиссия также обращает внимание на то, что регулируемой организацией ни в адрес Комитет в материалах тарифного дела, ни в адрес ФАС России не было представлено расчета оплаты объемов сточных вод, переданных на очистку другим организациям в части оказываемых услуг водоотведения, подтверждающих заявленные ОАО «ВТС» требования в размере 16 247,23 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, с учетом того, что бремя возмещения затрат по водоотведению поверхностных сточных вод возложено на Администрацию Всеволожского муниципального района, которой за период с 01.01.2019 по 21.03.2019 ОАО «ВТС» было возмещено 9 444,31 тыс. руб., Комиссия считает целесообразным отказать в удовлетворении требований ОАО «ВТС» в части учета дополнительных средств в размере 16 247,23 тыс. руб. по статье «Оплата объемов сточных вод, переданных на очистку другим организациям» в части оказываемых услуг водоотведения.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора (разногласий) между ОАО «Всеволожские тепловые сети» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области области (исх. от 06.03.2019 № 979, вх. от 07.03.2019 рег. № 38965/19),

РЕШИЛА:

1.  Признать Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области нарушившим пункты 24, 74, 78(1) Основ ценообразования № 406.

2. Частично удовлетворить требования ОАО «Всеволожские тепловые сети», указанные в заявлении о рассмотрении спора (разногласий) с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (исх. от 06.03.2019 № 979, вх. от 07.03.2019 рег. № 38965/19).

3. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в срок до 01.09.2019 (включительно) учесть экономически обоснованные расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» в части оказываемых услуг водоотведения на 2019 год в размере 5 907,70 тыс. руб.

4.  Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в срок до 01.09.2019 (включительно) пересмотреть установленный для ОАО «Всеволожские тепловые сети» на 2019 год тариф и ввести в действие решение об установлении тарифа на водоотведение на основании пункта 3 резолютивной части настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере водоотведения для ОАО «Всеволожские тепловые сети» письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

-решения об установлении цен (тарифов) в сфере водоотведения, принятие которого предписывается настоящим решением;

-протокола заседания правления органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, на котором принималось решение, принятие которого предписывается настоящим решением;

-экспертного заключения по делу об установлении для
ОАО «Всеволожские тепловые сети» цен (тарифов) в сфере водоотведения, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

6.  Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении ОАО «Всеволожские тепловые сети».

Связанные организации

Ленинградское УФАС России
ИНН 7840396953, ОГРН 1089847323026
ОАО «Всеволожские тепловые сети»
ИНН 4703096470, ОГРН 1074703003803
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
ИНН 7825681674, ОГРН 1037843016628