Предписание №СП/38869/24 ПРЕДПИСАНИЕ Региональной службе по тарифам Нижегородской обл... от 6 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

23 апреля 2024 г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки в отношении Региональной службы по тарифам Нижегородской области, в том числе Акт проверки от 09.02.2024 № 1/24, а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа Нижегородского УФАС России от 10.01.2021 № 1/24, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части определения достоверности и экономической обоснованности расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год, допущенные Региональной службы по та­рифам Нижегородской области (далее – РСТ) при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Автозаводская ТЭЦ»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, которым утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом УФАС России по Нижегородской области от 10.01.2024 № 1/24 «О проведении внеплановой документарной проверки Региональной службы по тарифам Нижегородской области» проверка проводилась в отношении расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год.

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела ООО «Автозаводская ТЭЦ» 2024 года в разрезе расходов на топливо на предмет их экономической обоснованности, в том числе выписка из экспертного заключения № № в-1003 от 13.12.2023 г. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Автозаводская ТЭЦ» (ИНН 5256049357), г. Нижний Новгород в рамках установления методом индексации тарифов в сфере теплоснабжения, поставляемую потребителям города Нижний Новгород на период с 2024 по 2028 гг.

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

Тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2024 год для ООО «Автозаводская ТЭЦ» утверждены Решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20.12.2023 г. №58/15 и приведены в таблицах:

Тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах

Автозаводской ТЭЦ, поставляемую ООО «Автозаводская ТЭЦ», потребителям г. Н. Новгорода.

№ п/п

Наименование регулируемой организации

Вид тарифа

Год

Вода

с 1 января по 30 июня

с 1 июля по 31 декабря

1.

ООО «Автозаводская ТЭЦ» (ИНН 5256049357)

одноставочный, руб./Гкал

2024

1164,43

1278,54

Примечание: величина расходов на топливо, отнесенных на 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в виде воды от источника тепловой энергии Автозаводской ТЭЦ ООО «Автозаводская ТЭЦ», составляет:

- с 1 января по 30 июня 2024 г. - 723,15 руб./Гкал;

- с 1 июля по 31 декабря 2024 г. - 803,96 руб./Гкал;

Тарифы на тепловую энергию (мощность),

поставляемую ООО «Автозаводская ТЭЦ», потребителям г. Н. Новгорода.

№ п/п

Наименование регулируемой организации

Вид тарифа

Год

Вода

с 1 января по 30 июня

с 1 июля по 31 декабря

1.

ООО «Автозаводская ТЭЦ» (ИНН 5256049357)

Для потребителей, подключенных к тепловым сетям на район

1.1.

одноставочный, руб./Гкал

2024

2046,96

2247,56

 

Население (тарифы указаны с учетом НДС)

1.6.

одноставочный, руб./Гкал

2024

2456,35

2697,07

2.

ООО «Автозаводская ТЭЦ» (ИНН 5256049357)

Для потребителей, подключенных к тепловым сетям ООО «Теплосети» (ИНН 5256112714)

2.1.

одноставочный, руб./Гкал

2024

1539,12

1689,96

 

Население (тарифы указаны с учетом НДС)

3.

ООО «Автозаводская ТЭЦ» (ИНН 5256049357

Для потребителей, подключенных к тепловым сетям от котельных ООО «Генерация тепла» (ИНН 5258103070) и АО «Энергосетевая компания» (ИНН 5262054490)

3.1.

одноставочный, руб./Гкал

2024

2363,98

2595,65

 

Население (тарифы указаны с учетом НДС)

3.6.

одноставочный, руб./Гкал

2024

2836,78

3114,78

4.

ООО «Автозаводская ТЭЦ» (ИНН 5256049357

Для потребителей, подключенным к коллекторам котельной по ул. Новикова-Прибоя, д. 18, г. Нижний Новгород ООО «Генерация тепла» (ИНН 5258103070)

4.1.

одноставочный, руб./Гкал

2024

1542,93

1694,14

Тарифы на тепловую энергию (мощность),

поставляемую ООО «Автозаводская ТЭЦ», теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии.

№ п/п

Наименование регулируемой организации

Вид тарифа

Год

Вода

с 1 января по 30 июня

с 1 июля по 31 декабря

 

ООО «Автозаводская ТЭЦ» (ИНН 5256049357

От источников теплоснабжения: коллектора Автозаводской ТЭЦ, коллектора котельной по пр-ту Ленина, д. 88, г. Нижний Новгород

1.

одноставочный, руб./Гкал

2024

1164,43

1278,54

Органом регулирования учтены расходы на топливо от станции Автозаводская ТЭЦ и Ленинская котельная на 2024 год в размере:

- от станции Автозаводская ТЭЦ - 2 404 242,06 тыс. руб.;

- Ленинская котельная 229 117,22 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:

(тыс. руб.), (2)

 

где:

bi,j,k - удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi,j - плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к Методическим указаниям № 760-э с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

Qj,i,k - плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 Методических указаний № 760-э, тыс. Гкал.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Оптовая цена на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый организациям, осуществляющим по состоянию на 1 декабря 2023 г. в качестве основного вида экономической деятельности производство электроэнергии тепловыми электростанциями, производство, передачу и распределение пара и горячей воды тепловыми электростанциями и (или) котельными с кодами ОКВЭД 35.11.1, 35.30.11, 35.30.14, 35.30.2, 35.30.3, организациям, осуществляющим деятельность с указанными кодами ОКВЭД в качестве дополнительного вида экономической деятельности при условии осуществления ими в качестве основного вида экономической деятельности с кодами ОКВЭД 35.11, 35.3, 35.30, 35.30.1, 68.32.1, организациям, выручка от реализации тепловой и (или) электрической энергии (мощности) которых составляет не менее 75 процентов общей выручки, организациям, выручка от реализации тепловой и (или) электрической энергии (мощности) которых составляет менее 75 процентов общей выручки, приобретающим газ в объемах, необходимых для производства и реализации тепловой и (или) электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам), утверждена на 2024 год приказом ФАС России от 28.11.2023 № 910/23.

Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги (далее – ПССУ), оказываемые потребителям поставщиками газа, утвержден на 2024 год приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22.

Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее – тариф на услуги ГРО) на 2024 год утверждены приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22.

ФАС России отмечает, что в случае, если тарифы на услуги по транспортировке газа и ставки на снабженческо-сбытовые услуги не были проиндексированы федеральным органом исполнительной власти, то самостоятельная индексация составляющих цены на природный газ (кроме оптовой цены) является необоснованной.

Органом регулирования, при расчете затрат по данной статье на второе полугодие 2024 года применены индексы в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2024, опубликованного 22.09.2023г:

- индексация оптовых цен для всех категорий потребителей, исключая население с 1 июля 2024г - 11,2%;

- индексация платы за снабженческо-сбытовые услуги (далее – ПССУ) с 1 июля 2024 г. -10,2%.

Органом регулирования на период с 01.01.2024 по 31.12.2024 г. размер составляющих в цене топлива определен:

Наименование

Нормативно-правовой акт

В тарифе на 2024 год

1 полугодие 2024 года

2 полугодие 2024 года

Оптовая цена газа, руб./тыс. куб. м.

Приказ ФАС России от 28.11.2023 № 910/23

5313,00

5908,06

ПССУ, руб./тыс. куб. м.

приказ ФАС России от 31.10.2022 № 775/22

127,91

140,96

Оптовая цена на газ на 2024 год в соответствии с приказом ФАС России от 28.11.2023 № 910/23 «Об утверждении оптовых цен на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый организациям, осуществляющим по состоянию на 1 декабря 2023г., в качестве основного вида экономической деятельности производство электроэнергии тепловыми электростанциями, производство, передачу и распределение пара и горячей воды тепловыми электростанциями и (или) котельными с кодами ОКВЭД 35.11.1, 35.30.11, 35.30.14, 35.30.2, 35.30.3..» в размере 5 313 руб./тыс. куб. м. на первое полугодие 2024 года и 5 908 руб./тыс. куб. м. с 1 июля 2024 г.

В связи с чем произведенная РСТ индексация оптовой цены на газ на второе полугодие 2024 года (5908,06 руб./тыс. куб. м) является необоснованной и подлежит пересчету. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Организации.

Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» утвержден приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22 (ред. от 21.12.2022) «Об утверждении размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям поставщиками газа» и для группы объем потребления газа свыше 500 млн.куб.м./год включительно на территории Нижегородской области с 1 декабря 2022 года составляет 124,87 руб./тыс. куб. м., от 100 до 500 млн.куб.м./год включительно составляет 127,91 руб./тыс. куб. м.

В связи с чем произведенная РСТ индексация ПССУ на второе полугодие 2024 года (140,96 руб./тыс. куб. м) является необоснованной и подлежит пересчету. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам Нижегородской области нарушившей пункты 28, 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, при утверждении тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Автозаводская ТЭЦ» на 2024 год.

2. Органу исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Автозаводская ТЭЦ» на 2024 год, и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 пересмотреть величину необходимой валовой выручки ООО «Автозаводская ТЭЦ» в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положениями Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки ООО «Автозаводская ТЭЦ» на 2024 год.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для ООО «Автозаводская ТЭЦ» на 2024 год.

5. Органу исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от ООО «Автозаводская ТЭЦ» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания Региональной службе по тарифам Нижегородской области в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в теплоснабжении для ООО «Автозаводская ТЭЦ», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная служба по тарифам Нижегородской области
ИНН 5260172603, ОГРН 1065260098760
Нижегородское УФАС России
ИНН 5260041262, ОГРН 1025203042710