Решение №СП/36997/21 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных зая... от 6 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «26» апреля 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между ООО «ЭнергоСфера Омск» (далее также — Заявитель) и Региональной энергетической комиссией Омской области (далее также - Орган регулирования, РЭК Омской области) (рег. от 25.01.2021 № 9883-ЭП/21) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи главного инженера – и.о. Директора ООО «ЭнергоСфера Омск» <...>, заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Омской области <...>, начальника отдела правовой работы Региональной энергетической комиссии Омской области <...>, начальника отдела технической экспертизы электроэнергетической и газовой отраслей Региональной энергетической комиссии Омской области <...>, начальника отдела электроэнергетической и газовой отраслей Региональной энергетической комиссии Омской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось ООО «ЭнергоСфера Омск» с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Региональной энергетической комиссией Омской области.

Заявление ООО «ЭнергоСфера Омск» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 29.12.2020 № 590/93 «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 года № 663/78» в отношении Заявителя установлены долгосрочные параметры регулирования, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии и необходимая валовая выручка (далее – НВВ) на 2021 год.

Величина необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь), установленная оспариваемым приказом, составляет 5 851,39 тыс. руб.

Величина НВВ на содержание электрических сетей, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 9 854,39 тыс. руб. ФАС России отмечает, что в заявлении о разногласиях Заявителем заявленная НВВ указана с учетом оплаты потерь эклектической энергии в размере 12 574,02 тыс. руб.

Тарифное регулирование в отношении ООО «ЭнергоСфера Омск» осуществляется с применением метода долгосрочной индексации НВВ. 2021 год – первый год второго долгосрочного периода регулирования 2021-2025 гг.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

ООО «ЭнергоСфера Омск» заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2021 год расходов по следующим статьям разногласий:

 

Наименование статьи

Ед. изм.

Заявлено в ФАС России

Утверждено Органом регулирования на 2021 год*

Величина разногласий по статье

1

Фонд оплаты труда, в т. ч.:

тыс. руб.

7 171,79

3 599,75

3 572,04

1.1

Численность руководителей, специалистов и служащих

чел.

3

1,045

2

1.2

Фонд оплаты труда промышленно-производственного персонала

тыс. руб.

5 257,84

2 948,89

2 308,95

1.3

Фонд заработной платы руководителей, специалистов и служащих

тыс. руб.

1 913,95

650,86

1 263,09

2

Сырье, материалы, запасные части, инструменты, топливо, в части статьи затрат на формирование аварийно-страхового запаса материалов

тыс. руб.

96,08

0,00

96,08

3

Обеспечение рабочих предприятия питьевой водой

тыс. руб.

32,21

0,00

32,21

4

Специальная одежда, обувь и другие средства индивидуальной защиты

тыс. руб.

490,72

244,29

246,43

5

Приобретение и ремонт компьютерной офисной техники

тыс. руб.

70,30

14,06

56,24

Итого по статьям

тыс. руб.

7 861,10

3 858,10

4 003,00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*не соответствует величине, указанной в заявлении ООО «ЭнергоСфера Омск».

Общая сумма разногласий составила 4 003,00 тыс. руб.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования № 1178, базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Базовый уровень подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций в случае принятия решения о его установлении (пересмотре) в течение долгосрочного периода регулирования на основании решения Правительства Российской Федерации или в иных случаях, предусмотренных настоящим документом, устанавливается как сумма доли утвержденного базового уровня подконтрольных расходов, скорректированного в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Указанные в настоящем пункте доли определяются в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

В соответствии с п. 11 Методических указаний № 98-э уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 98-э методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

1. Статья разногласий «Фонд оплаты труда».

ООО «ЭнергоСфера Омск» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов на оплату труда в 2021 году по следующим подстатьям разногласий:

1.1 «Численность руководителей, специалистов и служащих» в количестве 3 чел.;

1.2. «Фонд оплаты труда производственного персонала» в сумме 5 257,84 тыс. руб.;

1.3. «Фонд заработной платы руководителей, специалистов и служащих» в сумме 1 913,95 тыс. руб.

Органом регулирования по статье «Фонд оплаты труда» для ООО «ЭнергоСфера Омск» с учетом метода сравнения аналогов по подстатьям разногласий утвержден:

1.1 «Численность руководителей, специалистов и служащих» в количестве 1,045 чел.;

1.2. «Фонд оплаты труда производственного персонала» в сумме 2 948,89 тыс. руб.;

1.3. «Фонд заработной платы руководителей, специалистов и служащих» в сумме 650,86 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 3 528,50 тыс. руб.

Согласно п. 26 Основ ценообразования № 1178, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

ФАС России отмечает, что расчет фонда оплаты труда должен производиться по форме таблицы № П1.16 Методических указаний № 20-э/2.

Согласно пп. 4 п. 23 Правил регулирования № 1178, экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.

В обоснование заявленных требований ООО «ЭнергоСфера Омск» в адрес ФАС России были направлены следующие материалы:

1. Копия письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.08.2017 № 14-1/ООГ-1695;

2. Расчет условных единиц по электролиниям (таблица № П2.1 Методических указаний № 20-э/2);

3. Перечень электрооборудования в передаче э/э на 2021 год;

4. Пояснительная записка - расчет штата рабочего персонала на 2021 год;

5. Пояснительная записка к расчету ФОТ промышленного персонала на 2021 год;

6. Коллективный договор ООО «ЭнергоСфера Омск» на 2021-2025 гг. с приложениями: о системе оплаты труда, положению о премировании, внутреннего распорядка;

7. Копия письма Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору от 06.02.2018 № 5-35-08/916;

8. Копия письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.09.2017 № 14-1/ООГ-7073 (в адрес орган регулирования не представлялась);

9. Копия письма Федеральной службы по труду и занятости РФ № ПГ/17429-03-5 (в адрес орган регулирования не представлялась);

10. Расчет списочной численности руководителей;

11. Пояснительная записка расчет штата руководителей, специалистов и служащих на 2021 год.

1.1 «Численность руководителей, специалистов и служащих».

При расчете численности руководителей, специалистов и служащих РЭК Омской области руководствовался Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденными приказом Госстроя РФ от 03.04.2000 № 68 (далее – Рекомендации № 68), с учетом численности производственного персонала в количестве 10 чел., а также с применением метода интерполяции, что предусмотрено п. 2.1.1. Рекомендаций № 68.

Заявитель считает, что Рекомендации № 68 носят рекомендательный характер и численность административно-управленческого персонала (далее - АУП) должна быть рассчитана на основании Правил технической эксплуатации электроустановок потребителя, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229.

Согласно штатному расписанию ООО «ЭнергоСфера Омск» от 01.01.2018, представленного в адрес ФАС России и РЭК Омской области, численность АУП составляет 1 чел., численность производственного персонала – 10 чел., что и было учтено органом регулирования.

ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес ФАС России и Органа регулирования не были представлены данные по форме № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» и иные материалы, подтверждающие фактическую численность персонала за 2019 год в нарушение пункта 26 Основ ценообразования № 1178, а также штатное расписание на 2021 год.

1.2 «Фонд оплаты труда производственного персонала».

ООО «ЭнергоСфера Омск» фонд оплаты труда производственного персонала заявлен в размере 5 257,84 тыс. руб. с учетом численности персонала 11 человек и среднемесячной заработной платы в размере 39 832,12 руб.

Органом регулирования данные расходы с учетом метода сравнения аналогов приняты в размере 2 948,89 тыс. руб. с учетом численности 10 чел., среднемесячной заработной платы в размере 24 574,08 руб.

Сумма разногласий составила 2 308,95 тыс. руб.

Как отмечает Заявитель, Органом регулирования при расчете расходов по данной статье исключена 1 штатная единица в связи с непринятием к расчету условных единиц (кабельные линии), отсутствующих в договорах купли-продажи арендодателя от ВЛ-10 кВ до РУ-10 кВ, трансформаторных подстанций от фидера МР-4 ТП-1, ТП-2, ТП-3, ТП-4, ТП-5, ТП-6, ТП-7, ТП-8, ТП-10, ТП-13, ТП-18 от фидера МР-5, ТП-1, ТП-2, ТП-3, ТП-4, ТП-5, ТП-6, ТП-7, ТП-8, ТП-10, ТП-13, ТП-18. Данные кабельные линии отсутствуют на балансе арендодателей и, по сути, являются бесхозными.

ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес ФАС России не были направлены договоры аренды и иные документы и материалы, подтверждающие владение ООО «ЭнергоСфера Омск» вышеуказанным электросетевым оборудованием на правах аренды или ином законном основании.

Ставка работника первого разряда, согласно коллективного договора ООО «ЭнергоСфера Омск» от 04.03.2020 № 1 устанавливается не ниже МРОТ по Омской области без учета районного коэффициента. Приняв за основу МРОТ в размере 12 130 руб. за вычетом районного коэффициента и НДФЛ, Заявителем был рассчитан оклад рабочего первого разряда в сумме 10 553,1 руб.

Тарифный коэффициент применен в размере 1,76. Расчет тарифного коэффициента Заявителем не представлен.

На основании пояснительной записки к расчету фонда оплаты труда производственного персонала ООО «ЭнергоСфера Омск» на 2021 год выплаты и надбавки учтены на основании Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 годы (далее – ОТС в электроэнергетике) и коллективного договора ООО «ЭнергоСфера Омск» в размере:

- выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда - 12,5%;

- выплаты за работу в ночное время – 20%;

- процентная ставка за работу в ночное время - 40%;

- выплаты обязательных премиальных надбавок – 70%;

- доплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (районный коэффициент) – 15%.

Как отмечает РЭК Омской области в отзыве на заявление о разногласиях (рег. от 08.02.2021 № 19774-ЭП/21), Заявителем не разработаны ступени оплаты труда и не утверждена тарифная сетка для рабочего первого разряда. Таким образом, рассчитать среднюю ступень оплаты труда и тарифный коэффициент, соответствующий этой ступени, не представляется возможным, что в свою очередь не позволяет рассчитать среднемесячную тарифную ставку с применением положений Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике и таблицы № П1.16 Методических указаний № 20-э/2.

Фонд заработной платы определен РЭК Омской области исходя из фактической средней заработной платы за 2019 год с учетом ИПЦ, определенного Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 гг., разработанного Минэкономразвития России.

ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес ФАС России и Органа регулирования не были направлены статистические и бухгалтерские данные, подтверждающие величину фактических расходов на оплату труда за 2019 год. Не представлен расчет фактических затрат на оплату труда производственного персонала за 2019 год по форме № П.1.16 Методических указаний № 20-э/2, расчет тарифного коэффициента и средней ступени оплаты труда.

При этом, ФАС России отмечает, что Органом регулирования в нарушение п. 23 Правил регулирования № 1178, а также положений Методических указаний № 20-э/2 не произведен расчет тарифного коэффициента и соответствующей средней ступени по оплате труда.

1.3 «Фонд оплаты труда руководителей, специалистов и служащих».

ООО «ЭнергоСфера Омск» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов на оплату труда руководителей, специалистов и служащих в 2021 год в размере 1 913,95 тыс. руб., исходя из среднемесячной заработной платы в размере 53 162,27 руб. и списочной численности административно-управленческого персонала 3 чел.:

- директор – 1 чел.;

- главный инженер – 1 чел. (ответственный за технику безопасности);

- главный бухгалтер – 0,5;

- главный энергетик – 0,5.

Органом регулирования расходы по данной статье определены с учетом метода сравнения аналогов в размере 650,86 тыс. руб., исходя из средней заработной платы в размере 54 238,33 руб., численности АУП 1 чел.

Сумма разногласий составляет 1 263,09 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Заявитель не оспаривает размер средней заработной платы для АУП, разногласия обусловлены требованием Заявителя об учете численности АУП в количестве 3 чел.

Разногласия по численности рассмотрены ФАС России в пункте 1.1. настоящего решения.

ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес ФАС России и Органа не были направлены статистические и бухгалтерские данные, подтверждающие величину фактических расходов на оплату труда за 2019 год. Не представлен расчет фактических затрат на оплату труда руководителей, специалистов и служащих за 2019 год по форме № П.1.16 Методических указаний № 20-э/2, расчет тарифного коэффициента и средней ступени оплаты труда

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Фонд оплаты труда» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, Органу регулирования необходимо произвести расчет затрат на оплату труда согласно таблице П1.16 Методических указаний № 20-э/2 с применением положений ОТС в электроэнергетике, рассчитать среднюю ступень оплаты труда и средний тарифный коэффициент оплаты труда с учетом применения минимальных тарифных коэффициентов в зависимости от ступени оплаты труда в соответствии с Рекомендациями о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, разработанными ОАО «ЦОТ энерго».

2. Статья разногласий «Сырье, материалы, запасные части, инструменты, топливо, в части статьи затрат на формирование аварийно-страхового запаса материалов».

ООО «ЭнергоСфера Омск» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов по данной статье разногласий в сумме 96,08 тыс. руб.

Органом регулирования расходы на сырье, материалы, запасные части, инструменты, топливо, в части статьи затрат на формирование аварийно-страхового запаса материалов не включены в состав НВВ Заявителя на 2021 год в связи с отсутствием экономического обоснования.

Сумма разногласий составляет 96,08 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований ООО «ЭнергоСфера Омск» в адрес ФАС России направлена пояснительная записка к расчету страхового запаса на 2021 год.

Расчет заявленных расходов выполнен Заявителем исходя из цен, указанных в прайс-листах торговых организаций Омска, с учетом имеющегося опыта эксплуатации электросетевого оборудования.

ФАС России отмечает, что включение расходов на формирование аварийно-страхового запаса материалов в состав НВВ для территориальных сетевых организаций не предусмотрено положениями Основ ценообразования № 1178.

При этом, расходы на ремонт приняты Органом регулирования в размере, предложенным Заявителем, в соответствии с представленными обосновывающими документами, в сумме 694,50 тыс. руб.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по статье разногласий «Сырье, материалы, запасные части, инструменты, топливо, в части статьи затрат на формирование аварийно-страхового запаса материалов» не подлежат удовлетворению.

3. Статья разногласий «Обеспечение рабочих предприятия питьевой водой».

ООО «ЭнергоСфера Омск» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов по данной статье затрат в сумме 32,21 тыс. руб.

Органом регулирования расходы на обеспечение рабочих ООО «ЭнергоСфера Омск» питьевой водой не включены в состав НВВ на 2021 год ввиду отсутствия экономической обоснованности.

Сумма разногласий составляет 32,21 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России направлена пояснительная записка к расчету затрат по статье «Общехозяйственные расходы» ООО «ЭнергоСфера Омск» на 2021 год и прайс-лист ООО «Чистая вода».

Органом регулирования в отзыве на заявление отмечено, что Заявитель по договору аренды от 07.09.2017 № 17/09-0001 для производственной деятельности арендует нежилое помещение. Согласно разделу 2 пункта 1 данного договора, в арендную плату входят затраты на водопотребление. В акте приема-передачи нежилого помещения указано, что нежилое помещение оборудовано системами коммунальной инфраструктуры: холодное и горячее водоснабжение. Вместе с тем, документы, подтверждающие, что вода в арендуемом Заявителем помещении не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам, в материалах дела отсутствуют.

ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес ФАС России и Органа регулирования не направлены бухгалтерские документы (в т.ч. первичные), подтверждающие фактические расходы по данной статье затрат за предыдущий период регулирования в соответствии с требованиями пункта п. 11 Методических указаний № 98-э.

Также Заявителем при определении расходов на 2021 год не представлены договоры, заключенные в результате проведенных торгов, а также другие документы и обоснования в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по статье разногласий «Обеспечение рабочих предприятия питьевой водой» не подлежат удовлетворению.

4. Статья разногласий «Специальная одежда, обувь и другие средства индивидуальной защиты».

ООО «ЭнергоСфера Омск» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов по данной статье разногласий в сумме 490,72 тыс. руб.

Органом регулирования расходы на приобретение и ремонт компьютерной офисной техники приняты в сумме 244,29 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 246,43 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России направлены следующие материалы:

1. Пояснительная записка к расчету затрат по статье «Общехозяйственные расходы» ООО «ЭнергоСфера Омск» на 2021 год;

2. Расчет количества и стоимости спецодежды на 2021-2025 годы;

3. Счет на оплату Восток-Сервис-Спецодежда от 27.02.2020 № 1329.

Расчет расходов на приобретение спецодежды, обуви и пр. произведен Заявителем исходя из численности производственного персонала в количестве 11 человек.

Органом регулирования расчет выдачи специальной одежды, специальной обуви и прочих средств индивидуальной защиты произведен исходя из численности производственного персонала 10 человек.

ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес ФАС России и Органа регулирования не направлены бухгалтерские документы (в т.ч. первичные), подтверждающие фактические расходы по данной статье затрат за предыдущий период регулирования в соответствии с требованиями пункта п. 11 Методических указаний № 98-э.

Также Заявителем при определении расходов на 2021 год не представлены договоры, заключенные в результате проведенных торгов, а также другие документы и обоснования в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178.

Дополнительно ФАС России отмечает, что Органом регулирования расчет затрат на приобретение специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты произведен по ценам с учетом налога на добавленную стоимость в связи с тем, что регулируемой организацией применяется упрощенная система налогообложения, т.е. услуги, оказываемые ТСО, не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС).

В соответствии с п. 17 Основ ценообразования № 1178 и п. 22 Методических указаний № 20-э/2 в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Расходы на уплату НДС не являются ни расходами, уменьшающими налоговую базу налога на прибыль организаций, ни расходами, не учитываемыми при определении налоговой базы налога на прибыль.

Кроме того, размер оплачиваемого НДС не зависит от изменения количества условных единиц, индекса потребительских цен. Данные расходы не относятся к подконтрольным (операционным) расходам и не могут быть включены в состав базового уровня подконтрольных расходов.

При этом, согласно пункту 7 Основ ценообразования № 1178, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, если иное не установлено настоящим документом. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).

Пунктами 28 Основ ценообразования № 1178 и 11 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что неподконтрольные расходы, определяемые методом экономически обоснованных расходов, включают в себя оплату налогов на прибыль, имущество и иных налогов.

Таким образом, фактически понесенные расходы на уплату налога на добавленную стоимость подлежат включению в составе корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра по формуле 7 Методических указаний № 98-э.

Учитывая вышеизложенное и отказ в удовлетворении требований по статье разногласий «Численность промышленно-производственного персонала», требования Заявителя по статье разногласий «Специальная одежда, обувь и другие средства индивидуальной защиты» не подлежат удовлетворению. При этом, Органу регулирования необходимо произвести расчет плановых затрат по данной статье без учета НДС.

5. Статья разногласий «Приобретение и ремонт компьютерной офисной техники».

ООО «ЭнергоСфера Омск» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов по данной статье разногласий в сумме 70,3 тыс. руб.

Органом регулирования расходы на приобретение и ремонт компьютерной офисной техники приняты в сумме 14,06 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 56,24 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России направлена пояснительная записка к расчету затрат по статье «Общехозяйственные расходы» ООО «ЭнергоСфера Омск» на 2021 год и прайс орг. техники «Эльдорадо».

ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес ФАС России и Органа регулирования не направлены бухгалтерские документы (в т.ч. первичные), подтверждающие фактические расходы по данной статье затрат за предыдущий период регулирования в соответствии с требованиями пункта п. 11 Методических указаний № 98-э.

Также Заявителем при определении расходов на 2021 год не представлены договоры, заключенные в результате проведенных торгов, а также другие документы и обоснования в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178.

Дополнительно ФАС России отмечает, что Органом регулирования расчет затрат по данной статье произведен по ценам с учетом НДС, что является нарушением п. 17 Основ ценообразования № 1178 и п. 22 Методических указаний № 20-э/2.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по статье разногласий «Приобретение и ремонт компьютерной офисной техники» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению. При этом, Органу регулирования необходимо произвести расчет плановых затрат по данной статье без учета НДС.

В связи с выявлением нарушений со стороны Органа регулирования п. 17 Основ ценообразования и п. 22 Методических указаний № 20-э/2, на основании п. 16 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, ФАС России считает необходимым предписать Региональной энергетической комиссии Омской области произвести перерасчет базового уровня подконтрольных расходов и необходимой валовой выручки ООО «ЭнергоСфера Омск» на 2021 год, исключив по каждой статье затрат учтенную плановую величину НДС (в случае учета). Результаты произведенного расчета отразить в экспертном заключении в соответствии с п. 23 Правил регулирования № 1178.

 

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ООО «ЭнергоСфера Омск» и Региональной энергетической комиссией Омской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Отказать ООО «ЭнергоСфера Омск» в удовлетворении требований, указанных в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Региональной энергетической комиссией Омской области (рег. от 25.01.2021 № 9883-ЭП/21).

2. Признать Региональную энергетическую комиссию Омской области, нарушившей пункты 17, 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, и положения Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2.

3. Органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, на основании мотивировочной части настоящего решения, указав на основании каких документов и материалов принималось решение по статье затрат «Фонд оплаты труда».

4. Органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике произвести перерасчет базового уровня подконтрольных расходов и необходимой валовой выручки ООО «ЭнергоСфера Омск» на 2021 год, исключив по каждой статье затрат учтенную плановую величину НДС (в случае учета), отразив результаты произведенного расчета расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

5. Органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.07.2021 пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ООО «ЭнергоСфера Омск» на 2021 год на основании пунктов 3, 4 настоящего решения, а также с учетом требований пункта 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, необходимую валовую выручку, единые (котловые) и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ООО «ЭнергоСфера Омск» на 2021 год.

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) для ООО «ЭнергоСфера Омск» индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

 

Связанные организации

ООО "ЭнергоСфера Омск"
ИНН 5501179460, ОГРН 1165543097048
Региональная энергетическая комиссия Омской области
ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418
Омское УФАС России
ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939