Решения по тарифам №31/78627/20 Решение комиссии ФАС России по результатам рассмотрения разн... от 10 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «03» сентября 2020 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...> ,

рассмотрев разногласия по вопросу установления тарифов на тепловую энергию между ОАО «Добрянский теплоэнергетический комплекс» (далее — Заявитель, ОАО «ДТЭК», регулируемая организация) и Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее – Министерство, орган регулирования) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. № 16 от 06.03.2020; рег. № 44600/20 от 11.03.2020) о разногласиях между ОАО «Добрянский теплоэнергетический комплекс» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли между ОАО «Добрянский теплоэнергетический комплекс» и Органом регулирования по постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 30.12.2019 № 341-т «О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2017 № 377-т «О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии ОАО «Добрянский теплоэнергетический комплекс» (Добрянский городской округ)».

Для регулируемой организации тариф на услуги по передаче тепловой энергии установлен методом индексации установленных тарифов на 2018-2022 гг.

Тариф на услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год установлен в размере 521,87 руб./Гкал.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым постановлением на 2020 год для ОАО «ДТЭК», составляет 109 08,1 тыс. руб., величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 201 191,5 тыс. руб. При этом, ФАС России отмечает, что величина НВВ, заявленная ОАО «ДТЭК» в орган регулирования, составляет 217 757,8 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

ОА «ДТЭК» осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии в рамках системы теплоснабжения, включающей источник тепловой энергии, функционирующий в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью 25 МВт и более. Производство тепловой энергии, поставляемой потребителям г. Добрянка, осуществляет филиал Пермская ГРЭС АО «Интер РАО – Электрогенерация», ОАО «ДТЭК» транспортирует тепловую энергию до потребителей.

ОАО «ДТЭК» просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год расходы по статьям затрат, представленным в таблице 1. Также, на разногласия регулируемой организацией заявлены показатели теплового баланса.

Таблица 1. Разногласия между Заявителем и Органом регулирования

№ п/п

Наименование статьи затрат

Ед. изм.

Заявитель

Орган регулирования

Объем разногласий

1.

Тепловой баланс

 

 

 

 

1.1.

Отпуск тепловой энергии в тепловую сеть

тыс. Гкал

260,56

262,43

1,87

1.2.

Потери тепловой энергии в сетях

тыс. Гкал

67,48

53,55

-13,93

1.3.

Потери тепловой энергии в сетях

%

25,9

20,4

-5,5

1.4.

Полезный отпуск

тыс. Гкал

193,08

208,88

15,80

2.

Амортизация основных средств и непроизводственных активов

тыс. руб.

11 876,20

4 566,90

7 309,30

3.

Выпадающие доходы (недополученный доход от снижения полезного отпуска в предшествующий период)

тыс. руб.

29 807,60

0,00

29 807,60

4.

Экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов (компенсация затрат на приобретение потерь тепловой энергии по решению суда)

тыс. руб.

50 640,60

0,00

50 640,60

5.

Расчетная предпринимательская прибыль

тыс. руб.

3 688,20

0,00

3 688,20

6.

Налог на прибыль

тыс. руб.

737,60

0

737,60

 

ИТОГО

тыс. руб.

96 750,20

4 566,90

92 183,30

 

Величина разногласий, заявленных ОАО «ДТЭК» в ФАС России, составляет 92 183,3 тыс. руб.

 

1. Тепловой баланс.

1.1. Полезный отпуск тепловой энергии.

Величина полезного отпуска тепловой энергии, которую ОАО «ДТЭК» считает экономически обоснованной, составляет 193,08 тыс. Гкал.

Величина полезного отпуска тепловой энергии, установленная органом регулирования, составляет 208,88 тыс. Гкал.

Величина разногласий составляет 15,8 тыс. Гкал.

В обоснование своей позиции Заявителем представлены в ФАС России следующие документы:

- расчет полезного отпуска тепловой энергии ОАО «ДТЭК» для корректировки тарифа на 2020 год;

- расчет среднего отпуска тепловой энергии за 5 лет (2014-2018 гг.).

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

Согласно пункту 17 Методических указаний № 760-э объемы отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной генерирующий мощностью 25 МВт и более, определяются в соответствии со сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - сводный прогнозный баланс).

При расчете долгосрочных тарифов на коллекторах указанных источников тепловой энергии в качестве объемов отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов тепловой энергии, и объемов отпуска тепловой энергии от источников тепловой энергии на каждый год долгосрочного периода регулирования применяется объем, включенный в сводный прогнозный баланс на первый год долгосрочного периода регулирования.

Орган регулирования определил объем полезного отпуска тепловой энергии на 2020 год для ОАО «ДТЭК» в размере 208,88 тыс. Гкал путем его расчета из следующих величин:

- согласно сводному прогнозному балансу по Пермскому краю, утвержденному приказом ФАС России от 28.11.2019 № 1567/19-ДСП, полезный отпуск тепловой энергии филиала Пермская ГРЭС АО «Интер РАО – Электрогенерация» на 2020 год составляет 269,03 тыс. Гкал.

- согласно прогнозному отпуску тепловой энергии филиала Пермская ГРЭС АО «Интер РАО – Электрогенерация» в 2020 году, подписанному начальником ОСРиРТЭ Пермской ГРЭС и представленному в ФАС России органом регулирования, объем отпущенной тепловой энергии Пермская ГРЭС по сетям ОАО «ДТЭК» составляет 262,43 тыс. Гкал;

- приказом Министерства от 06.02.2019 № СЭД-46-06-07-1 утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям ОАО «ДТЭК» на 2019 год в размере 53 551,9 Гкал.

ФАС России отмечает, что расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется в соответствии с требованиями пункта 22 Основ ценообразования № 1075 с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

Таким образом, органу регулирования следует определить объем полезного отпуска для ОАО «ДТЭК» на 2020 год на основании фактических показателей.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по величине полезного отпуска тепловой энергии подлежат частичному удовлетворению.

1.2. Технологические потери в тепловых сетях.

ОАО «ДТЭК» считает экономически обоснованной и подлежащей учету в НВВ на услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год величину технологических потерь при передаче тепловой энергии в размере 67,48 тыс. Гкал (25,9%).

Органом регулирования величина технологических потерь в тепловых сетях на 2020 год определена на уровне нормативной величины, утвержденной на 2019 год, в размере 53,55 тыс. Гкал (20,4%).

В обоснование своей позиции Заявителем представлены в ФАС России следующие документы:

- расчет стоимости потерь тепловой энергии для корректировки тарифа ОАО «ДТЭК» на 2020 год;

- расчет доли потерь тепловой энергии для корректировки тарифа на передачу тепловой энергии ОАО «ДТЭК» на 2020 год (согласно которому, фактические потери, предъявленные к оплате филиалом Пермская ГРЭС АО «Интер РАО – Электрогенерация», указаны в размере 66,47 тыс. Гкал);

- письмо филиала Пермская ГРЭС АО «Интер РАО – Электрогенерация» от 11.04.2019 № ПГ/01/840, содержащее информацию о фактическом объеме отпуска тепловой энергии за 2018 год и 1- й квартал 2019 года;

- договор на поставку тепловой энергии на технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях от 01.02.2017 № 8-ПЕР/001-0009-17 с АО «Интер РАО – Электрогенерация»;

- решение Арбитражного суда Пермского края от 18.09.2018 по делу № А50-9919/17;

- концессионное соглашение о реконструкции (создании)тепловых сетей и объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности Добрянского городского поселения, для транспортировки тепловой энергии и осуществления деятельности с использованием (эксплуатацией) тепловых сетей и объектов теплоснабжения от 01.08.2008 № 351.

Согласно пункту 90 Основ ценообразования № 1075 при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются только в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии определяются в соответствии с абзацем вторым пункта 38 Основ ценообразования № 1075.

В случае если по данным, представляемым регулируемой организацией, владеющей объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, более 75 процентов фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период, то в необходимую валовую выручку такой регулируемой организации на 3 последующих года включаются расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным за предыдущий отчетный период, с применением к нему определяемых органом регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии исходя из необходимости доведения объема таких потерь до уровня потерь тепловой энергии (теплоносителя), установленного в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на соответствующий год.

В случае если по данным, представленным регулируемой организацией, не входящей в число организаций, указанных в абзаце третьем пункта 90 Основ ценообразования № 1075, более 75 процентов фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период, то в необходимую валовую выручку такой регулируемой организации на последующие годы включаются расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным за предыдущий отчетный период, с применением к нему определяемых органом регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен уровень потерь тепловой энергии (теплоносителя), то для регулирования тарифов на тепловую энергию применяется уровень потерь тепловой энергии (теплоносителя), указанный в конкурсном предложении концессионера или арендатора на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.

Для ОАО «ДТЭК» утвержденная в установленном порядке инвестиционная программа отсутствует, данные об уровне потерь тепловой энергии в представленном концессионном соглашении от 01.08.2008 № 351 также не установлены.

Приказом Министерства от 06.02.2019 № СЭД-46-06-07-1 утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям ОАО «ДТЭК» на 2019 год в размере 53 551,9 Гкал.

Нормативный уровень технологических потерь при передаче тепловой энергии на 2020 год для ОАО «ДТЭК» утвержден не был.

В связи с чем, при определении расчетного объема технологических потерь тепловой энергии на 2020 год Министерством был учтен данный показатель в размере норматива, утвержденного на 2019 год.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, в городах федерального значения.

При этом, регулируемая организация в своем заявлении отмечает, что 30.04.2019 она обратилась в Министерство с заявлением об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии на 2020 год, однако указанные нормативы не были утверждены органом регулирования.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по величине технологических потерь в тепловых сетях не подлежат удовлетворению.

2. Амортизация основных средств и непроизводственных активов.

ОАО «ДТЭК» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год расходы на амортизацию основных средств и непроизводственных активов в размере 11 876,2 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 4 566,9 тыс. руб.

Величина разногласий составляет 7 309,3 тыс. руб.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости (на объекты недвижимости и земельные участки);

- договоры купли-продажи оборудования для тепловых сетей и объектов теплоснабжения 2005-2009 гг.;

- копии свидетельств о государственной регистрации прав на земельные участки, тепловые сети и объекты теплоснабжения по договорам купли-продажи;

- концессионное соглашение о реконструкции (создании)тепловых сетей и объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности Добрянского городского поселения, для транспортировки тепловой энергии и осуществления деятельности с использованием (эксплуатацией) тепловых сетей и объектов теплоснабжения от 01.08.2008 № 351.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Согласно пункту 73 Основ ценообразования № 1075 величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

Пунктом 29 Методических указаний № 760-э установлено, что амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Из совокупности вышеприведенных норм Основ ценообразования № 1075 и Методических указаний № 760-э следует, что со стороны регулируемой организации в регулирующий орган должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной (ых) переоценки (ок).

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

В соответствии с Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

Согласно заявлению ОАО «ДТЭК», регулируемой организацией в орган регулирования были представлены ведомость основных средств, инвентаризационные карточки, расчет начисления амортизации. В ФАС России перечисленные документы не представлены.

Согласно пояснениям органа регулирования, расходы на амортизационные отчисления учтены им по фактически введенным в эксплуатацию основным средствам, что соответствует фактическим данным регулируемой организации за 2018 год, в отношении тех основных средств, которые введены в эксплуатацию на дату установления тарифов. Основные средства, планируемые к вводу в 2020 году при расчете амортизации на 2020 год Министерством не учтены.

На основании изложенного, требования Заявителя по статье «Амортизация основных средств и непроизводственных активов» удовлетворению не подлежат.

3. Выпадающие доходы (недополученный доход от снижения полезного отпуска в предшествующий период).

ОАО «ДТЭК» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год выпадающие доходы (недополученный доход от снижения полезного отпуска в предшествующий период) в размере 29 807,6 тыс. руб., в том числе:

- за 2017 год – 16 798,9 тыс. руб.;

- за 2018 год – 13 008,7 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье не учтены.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- расчет выпавших доходов ОАО «ДТЭК» за 2017 и 2018 годы;

- акты об объеме тепловой энергии, зафиксированном данными коммерческого учета на источнике теплоснабжения филиал Пермская ГРЭС АО «Интер РАО – Электрогенерация» за 2017 – 2018 годы по договору от 10.01.2017 № 740/у (договор в ФАС России не представлен).

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей следующие показатели:

а) отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 760-э в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Таким образом, расходы, связанные с результатами деятельности регулируемой организации, возникшие в 2017 году, относились к расчетному периоду регулирования на 2019 год и могли быть заявлены регулируемой организацией при условии их экономической обоснованности и соответствующего подтверждения.

ФАС России отмечает, что выпадающие доходы регулируемой организации должны быть подтверждены годовой бухгалтерской и статистической отчетностью, которая не представлена ОАО «ДТЭК».

На основании изложенного, требования Заявителя по статье «Выпадающие доходы (недополученный доход от снижения полезного отпуска в предшествующий период)» удовлетворению не подлежат.

4. Экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов (компенсация затрат на приобретение потерь тепловой энергии по решению суда).

ОАО «ДТЭК» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год расходы по статье «Экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов (компенсация затрат на приобретение потерь тепловой энергии по решению суда)» в размере 50 640,6 тыс. руб., в том числе:

- за 2017 год – 28 659,8 тыс. руб.;

- за 2018 год – 21 980,8 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье не приняты.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- расчет экономически обоснованных расходов ОАО «ДТЭК» за 2017 -2018 гг.;

- договор на поставку тепловой энергии на технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях от 01.02.2017 № 8-ПЕР/001-0009-17 с АО «Интер РАО – Электрогенерация»;

- счета-фактуры по договору от 01.02.2017 № 8-ПЕР/001-0009-17 за 2017 – 2018 гг.;

- письмо филиала Пермская ГРЭС АО «Интер РАО – Электрогенерация» от 11.04.2019 № ПГ/01/840, содержащее информацию о фактическом объеме отпуска тепловой энергии за 2018 год и 1- й квартал 2019 года;

- решение Арбитражного суда Пермского края от 18.09.2018 по делу № А50-9919/17;

- концессионное соглашение о реконструкции (создании)тепловых сетей и объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности Добрянского городского поселения, для транспортировки тепловой энергии и осуществления деятельности с использованием (эксплуатацией) тепловых сетей и объектов теплоснабжения от 01.08.2008 № 351.

Выше отмечалось, что расходы, связанные с результатами деятельности регулируемой организации, возникшие в 2017 году, относились к расчетному периоду регулирования на 2019 год и могли быть заявлены регулируемой организацией при условии их экономической обоснованности и соответствующего подтверждения.

Включение в тариф на услуги по передаче тепловой энергии расходов на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии предусмотрено пунктом 90 Основ ценообразования № 1075.

Орган регулирования, руководствуясь пунктами 90 и 38 Основ ценообразования № 1075, расходы на компенсацию затрат на приобретение потерь тепловой энергии ОАО «ДТЭК» за 2018 год не принял по причине отсутствия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы, и так как данные об уровне потерь тепловой энергии в представленном концессионном соглашении от 01.08.2008 № 351 также не установлены.

Следовательно, требования ОАО «ДТЭК» по статье «Экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов (компенсация затрат на приобретение потерь тепловой энергии по решению суда)» не подлежат удовлетворению.

5. Расчетная предпринимательская прибыль.

ОАО «ДТЭК» заявляет требования о признании экономически обоснованной расчетной предпринимательской прибыли в размере 3 688,2 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» не приняты в составе НВВ при расчете тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год, так как они не были заявлены регулируемой организацией при подаче тарифного предложения.

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования № 1075 расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

При этом, ФАС России отмечает, что согласно подпункту д) пункта 16 Правил регулирования № 1075 к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются в том числе следующие документы и материалы:

  • расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Из представленных письменных пояснений органа регулирования следует, что ОАО «ДТЭК» к заявлению об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год расчет расходов по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» не был приобщен, сама статья не была заявлена.

В связи с вышеизложенным, ФАС России не усматривает нарушений законодательства в сфере теплоснабжения со стороны органа регулирования .

Таким образом, требования Заявителя по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» не подлежат удовлетворению.

6. Налог на прибыль.

ОАО «ДТЭК» заявляет требования о признании экономически обоснованной величины по налогу на прибыль в размере 737,6 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по указанной статье не приняты в составе НВВ при расчете тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год.

Налог на прибыль исключен органом регулирования в связи с тем, что в структуре тарифа отсутствует налогооблагаемая база.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования № 1075 при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 Основ ценообразования № 1075 и включает в себя (согласно подпункту б) пункта 62 Основ ценообразования № 1075), в том числе расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, учитываемых в составе неподконтрольных расходов.

В силу пункта 74 Основ ценообразования №1075 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя:

а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования №1075;

в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Подпунктом в) пункта 75 основ ценообразования № 1075 установлено, что нормативный уровень прибыли относится к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, для организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.

Исходя из совокупности вышеприведенных норм законодательства, необходимая валовая выручка регулируемой организации при установлении тарифов в сфере теплоснабжения с применением метода индексации рассчитывается с учетом налога на прибыль, исчисленного по установленной налоговым законодательством ставке от величины нормативной прибыли, являющейся налоговой базой по налогу на прибыль.

Для ОАО «ДТЭК» утвержденная в установленном порядке инвестиционная программа отсутствует, данные об уровне нормативной прибыли в представленном концессионном соглашении от 01.08.2008 № 351 также не установлены, коллективный договор и расчет экономически обоснованных расходов на выплаты по нему не представлены.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Налог на прибыль» не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных ОАО «Добрянский теплоэнергетический комплекс» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края на разногласия, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края нарушившим пункт 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Частично удовлетворить требования ОАО «Добрянский теплоэнергетический комплекс», указанные в заявлении о разногласиях с Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края (исх. № 16 от 06.03.2020; рег. № 44600/20 от 11.03.2020).

3. Органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.11.2020 произвести расчет полезного отпуска ОАО «Добрянский теплоэнергетический комплекс» на 2020 год с учетом требований пункта 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, и мотивировочной части настоящего решения.

4. Органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.11.2020 (включительно) пересмотреть тариф на услуги по передаче тепловой энергии ОАО «Добрянский теплоэнергетический комплекс» на 2020 год на основании пункта 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам пересмотра тарифа на услуги по передаче тепловой энергии ОАО «Добрянский теплоэнергетический комплекс» на 2020 год.

      1. Отказать в удовлетворении остальной части требований ОАО «Добрянский теплоэнергетический комплекс».

Связанные организации

Пермское УФАС России
ИНН 5902290360, ОГРН 1025900536749
Министр тарифного регулирования и энергетики Пермского края М.А. Козлова
ИНН 5902184588, ОГРН 1025900537574
ОАО "Добрянский теплоэнергетический комплекс"
ИНН 5914019003, ОГРН 1045901476807