Решения по тарифам №СП/7918/20 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 5 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «30» января 2020 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между АО «ТЭЦ «Белый Ручей» и Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области по вопросу установления цен (тарифов) на поставляемую электрическую энергию (мощность) на период 2020-2024 гг.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось АО «ТЭЦ «Белый Ручей» (далее — Заявитель, Общество) с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (рег. № 227638/19 от 24.12.2019) с Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области  (далее – Департамент, Орган регулирования).

Заявление АО «ТЭЦ «Белый Ручей» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 06.12.2019 № 616-р «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, поставляемую АО «ТЭЦ «Белый Ручей» (далее – приказ Департамента от 06.12.2019 № 616-р) в отношении Заявителя установлена цена (тариф) на поставляемую электрическую энергию (мощность) на период 2020-2024 гг.

Спор между Заявителем и Департаментом возник по показателям, представленным в таблице:

№ п/п

Наименование статьи разногласий

Ед. изм.

Величина расходов по статье разногласий

Величина разногласий по статье

Орган регулирования

Заявитель

1

Полезный отпуск

Тыс. кВтч

42 690,24

26 352,0

- 16 338,24

 

КоэффКИУМ

 

0,81

0,5

-3,3

ФАС России отмечает, что оспариваемая величина тарифа, указанная в заявлении о разногласиях, составляет 3,506 руб./кВтч. Согласно приказу Департамента от 06.12.2019 № 616-р, одноставочная цена (тариф) на I полугодие 2020 года равна 3,455 руб./кВтч, на II полугодие 2020 года - 3,558 руб./кВтч. Величина тарифа, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 5,680 руб./кВтч.

Цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую АО «ТЭЦ «Белый Ручей» установлены Органом регулирования на долгосрочный период 2020-2024 гг. c применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Согласно пункту 24 Методических указаний по установлению цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, утвержденных приказом ФАС России от 30.09.2015 № 900/15 (далее – Методические указания № 900/15), объем полезного отпуска электрической энергии квалифицированного генерирующего объекта рассчитывается по формуле:

где:

i - год регулирования;

КоэффКИУМ - индикаторы коэффициента использования установленной мощности;

ЧЧi - число часов в i-м году, равное 8784 для високосных лет и 8760 для других лет;

Умощнввод - установленная мощность квалифицированного генерирующего объекта ВИЭ (кВт).

В соответствии с пунктом 33(1) Основ ценообразования в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования № 1178), для целей установления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов долгосрочной цены (тарифа) на электрическую энергию генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа, при расчете объема выработки электрической энергии, в отношении которого устанавливается такая долгосрочная цена (тариф), должна быть использована наибольшая величина из величины нормативного индикатора коэффициента использования установленной мощности и величины проектного индикатора коэффициента использования установленной мощности для соответствующего генерирующего объекта.

Согласно пункту 24 Методических указаний № 900/15 и пункту 33 (1) Основ ценообразования № 1178 для генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ) или торфа, устанавливаются следующие нормативные индикаторы коэффициента использования установленной мощности КоэффКИУМ:

0,14 - в отношении генерирующих объектов солнечной генерации независимо от величины установленной мощности;

0,27 - в отношении генерирующих объектов ветровой генерации независимо от величины установленной мощности;

0,38 - в отношении генерирующих объектов гидрогенерации независимо от величины установленной мощности;

0,5 - в отношении генерирующих объектов на основе использования биомассы или торфа независимо от величины установленной мощности;

0,65 - в отношении генерирующих объектов на основе использования биогаза независимо от величины установленной мощности;

0,65 - в отношении генерирующих объектов на основе использования газа, выделяемого отходами производства и потребления на свалках таких отходов, независимо от величины установленной мощности.

Заявитель считает, что при расчете объема полезного отпуска электрической энергии на 2020 год Органом регулирования показатель индикатора коэффициента установленной мощности (КоэффКИУМ) необоснованно принят на уровне 0,81. Нормативный индикатор коэффициента использования установленной мощности, использование которого при расчете величины полезного отпуска на 2020 год Заявитель считает целесообразным и соответствующим положениям Методических указаний № 900/15, составляет 0,5.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России были направлены расчет калорийности, копии протоколов испытаний на калорийность, расчет энерготопливного баланса на 2020 год.

ФАС России отмечает, что проектный индикатор использования установленной мощности указывается в проектной документации на строительство энергетических объектов ВИЭ. В отношении АО «ТЭЦ «Белый Ручей» указанная документация отсутствует, а, следовательно, проектный индикатор использования установленной мощности не установлен. При этом, пунктом 33(1) Основ ценообразования № 1178 установлено, что при расчете объема выработки электрической энергии, в отношении которого устанавливается такая долгосрочная цена (тариф), должна быть использована наибольшая величина из величины нормативного индикатора коэффициента использования установленной мощности и величины проектного индикатора коэффициента использования установленной мощности для соответствующего генерирующего объекта.

Органом регулирования КоэффКИУМ определен исходя из фактических данных за 2018 год в соответствии с ГОСТ 19431-84 на уровне не более 0,81 исходя из нижеприведенных параметров:

- Умощнввод – 6 МВт;

- фактическая мощность от выработки за 2018 год – 4,93 МВт.

В соответствии со свидетельством от 19.09.2014 № 00000GWHITEST о квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе возобновляемого источника энергии промышленная мини-ТЭЦ «Белый ручей» отнесена к 8 категории квалификации – генерирующие объекты, функционирующие на основе использования биомассы, включая специально выращенные для получения энергии растения, в том числе деревья, а также отходы производства и потребления, за исключением отходов, полученных в процессе использования углеводородного сырья и топлива.

Согласно письменному мнению Департамента (исх. от 10.01.2020 № ИХ.14-0057/2020), специально выращенные для получения энергии растения, в том числе деревья, станцией в качестве топлива не используется. Основным видом топлива являются отходы деревообработки, вспомогательное – дизельное топливо. Исходя из фактических производственных показателей станции и используемого в качестве сырья следует, что коэффициент использования установленной мощности существенно выше нормативных индикаторов.

Также Департамент отмечает, что регламент определения параметров, необходимых для расчета цены по договорам о предоставлении мощности квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ (приложение № 19.4 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка) предусматривает определение КИУМ исходя из фактических значений использования установленной мощности объекта генерации.

В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования № 1178 расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.

Кроме того, пунктом 63 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения функционирования розничных рынков), предусмотрено, что под объемом продажи электрической энергии указанным субъектом в целях заключения и исполнения им договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, понимается величина, на которую объем выработанной им электрической энергии в каждый час превышает объем его собственного потребления электрической энергии.

Согласно информации для формирования сводного прогнозного баланса на 2020 год в соответствии с приказом ФСТ России от 12.04.2012 № 53-э/1 «Об утверждении Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства электроэнергии и мощности» (далее – Приказ № 53-э/1), направленной АО «ТЭЦ «Белый Ручей» в адрес Органа регулирования письмом б/н (рег. от 02.04.2019 № ВХ.14-2779/19), выработка электрической энергии заявлена Организацией на уровне 40,5 млн. кВтч, отпуск электроэнергии в сеть (сальдо-переток) по регулируемым договорам – 33,0 млн. кВтч.

В соответствии с пунктом 21 Приказа № 53-э/1 скорректированная форма баланса электрической энергии и мощности АО «ТЭЦ «Белый Ручей» на 2020 год Заявителем в адрес Органа регулирования направлена не была.

Приказом ФАС России от 31.10.2019 № 1452/19-ДСП «Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2020 год» выработка электрической энергии для АО «ТЭЦ «Белый Ручей» утверждена на уровне 40,5 млн. кВтч, что меньше величины полезного отпуска, учтенного Органом регулирования при расчете тарифов на электрическую энергию на 2020 год для АО «ТЭЦ «Белый Ручей» (42,69 млн. кВтч).

Таким образом, Департаментом нарушен пункт 14 Основ ценообразования № 1178, требования Заявителя подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо установить тарифы на электрическую энергию для АО «ТЭЦ «Белый Ручей» на 2020 год в соответствии с приказом ФАС России от 31.10.2019 № 1452/19-ДСП, в том числе рассчитать величину полезного отпуска с учетом величины выработки в размере 40,5 млн. кВтч, а также пересмотреть расходы на топливо и прочие энергетические ресурсы в соответствии с пересмотренными балансовыми показателями.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между АО «ТЭЦ «Белый Ручей» и Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области нарушившим пункт 14 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

2. Частично удовлетворить требования, указанные в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между АО «ТЭЦ» Белый Ручей» и Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (рег. от 24.12.2019 № 227638/19).

3. Органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике необходимо произвести расчет цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), производимую АО «ТЭЦ «Белый Ручей», на 2020 год исходя из показателей, утвержденных приказом ФАС России от 31.10.2019 № 1452/19-ДСП «Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2020 год», пункта 63 Основные положения функционирования розничных рынков и в соответствии с мотивировочной частью настоящего решения.

4. Органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 1 марта 2020 пересмотреть цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) АО «ТЭЦ «Белый Ручей», установленные на 2020 год на основании пункта 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), производимую АО «ТЭЦ «Белый Ручей», на 2020 год письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которого предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) для АО «ТЭЦ «Белый Ручей» цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать АО «ТЭЦ» Белый Ручей» в удовлетворении остальной части требований.

 

 

 

Связанные организации

Вологодское УФАС России
ИНН 3525048696, ОГРН 1033500044456
Департамент топливно- энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области
ИНН 3525236925, ОГРН 1103525002680
АО "ТЭЦ "Белый Ручей"
ИНН 3508005131, ОГРН 1023502090732