Предписание №СП/46076/20 Предписание по итогам анализа предельного единого тарифа рег... от 1 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, рассмотрев материалы, связанные с установлением предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Экопол» на 2019 год,

 

УСТАНОВИЛ:

 

в ФАС России поступили обращения граждан по вопросу экономической обоснованности предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), установленного постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области (далее - Комитет, орган регулирования) от 28.03.2019 № 19 «О внесении изменений в постановление комитета по тарифам и ценам Курской области от 20.12.2018 № 318 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Экопол» на 2019 – 2021 годы» на 2019 год в размере 524,42 руб./куб. м с учетом НДС.

Тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

По результатам проведенного анализа материалов тарифного дела ООО «Экопол» (далее – регулируемая организация, региональный оператор) 2019 года на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ФАС России выявила следующее.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Пунктом 12 Основ ценообразования № 484 определено, что при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Тарифы для ООО «Экопол» утверждены методом индексации на долгосрочный период регулирования на 2019-2021 годы.

Размер необходимой валовой выручки (далее – НВВ), утвержденный на 2019 год, составил 812 250,88 тыс. руб. Объем реализации услуг на 2019 год утвержден на уровне 1 858,62 тыс. куб. м. В этой связи размер среднегодового тарифа на 2019 год составил 437,02 руб./куб. м без НДС.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

Пунктом 46 Основ ценообразования № 484 установлено, что текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов.

В отношении учтенных органом регулирования в составе НВВ ООО «Экопол» расходов на 2019 год ФАС России отмечает следующее.

1. Общехозяйственные расходы.

Подпунктом «е» пункта 30 Основ ценообразования № 484 установлено, что в составе производственных расходов учитываются общехозяйственные расходы.

Согласно экспертному заключению в составе общехозяйственных расходов для ООО «Экопол» на 2019 год Комитетом учтены расходы на страхование техники, а именно на транспортные средства, находящиеся в собственности регионального оператора, в размере 2 195,21 тыс. руб.

При этом органом регулирования в экспертном заключении указано, что в составе данных расходов учтены также расходы на КАСКО.

Основами ценообразования № 484 не предусмотрен учет страховых расходов по добровольному страхованию, о чем свидетельствует подпункт «е» пункта 32 Основ ценообразования № 484, согласно которому в составе необходимой валовой выручки учитываются расходы на обязательное страхование производственных объектов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, ввиду отсутствия оснований для учета в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации расходов по добровольному страхованию, а также ввиду отсутствия в экспертном заключении суммы средств, учтенных для ООО «Экопол» на 2019 год на КАСКО, ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования исключить расходы, учтенные на КАСКО из состава операционных расходов и необходимой валовой выручки регулируемой организации.

2. Расходы на амортизационные отчисления и налог на имущество.

Амортизационные отчисления для ООО «Экопол» утверждены органом регулирования на 2019 год в размере 14 304,43 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 258 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификатор основных средств № 1).

ФАС России отмечает, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификатором основных средств № 1.

По результатам анализа представленных Комитетом данных ФАС России выявлено, что расходы на амортизационные отчисления были определены органом регулирования для ООО «Экопол» на 2019 год не в соответствии с максимальными сроками полезного использования, предусмотренными Классификатором основных средств № 1.

Согласно статье 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей, при этом средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Статьей 257 НК РФ определено, что остаточная стоимость основных средств определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

В этой связи органу регулирования необходимо провести пересчет расходов на амортизационные отчисления и налога на имущество для ООО «Экопол» на 2019 год исходя из сроков полезного использования, закрепленных в Классификаторе основных средств № 1, исключив излишне учтенные экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки ООО «Экопол».

3. Расходы на лизинговые платежи и арендную плату.

Подпунктом «в» пункта 50 Основ ценообразования № 484 определено, что размер расходов на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 35 Основ ценообразования № 484.

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 484 расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа за имущество, являющееся основными производственными фондами, определяется исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду или лизинг имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

Данные расходы были определены органом регулирования в размере 24 354,95 тыс. руб., в том числе на аренду автотранспорта – 22 670,63 тыс. руб., на лизинговые платежи – 1 684,32 тыс. руб. исходя из принципа возмещения амортизации, налогов на имущество и других обязательных платежей собственника имущества.

Как было указано в пункте 2 мотивировочной части настоящего предписания, при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификатором основных средств № 1.

Сроки полезного использования по основным средствам, взятым в аренду, определялись органом регулирования не в соответствии с максимальными сроками полезного использования, закрепленными в Классификаторе основных средств № 1, что привело к необоснованному завышению расходов в указанной части.

Кроме того, расходы на лизинговые платежи в размере 1 684,32 тыс. руб. были учтены Комитетом исходя из возмещения лизингодателю транспортного налога в размере 468,96 тыс. руб., расходов на ОСАГО в размере 192,59 тыс. руб., а также на налог на имущество в размере 1 022,77 тыс. руб. При этом налог на имущество в размере 1 022,77 тыс. руб. учтен также органом регулирования в составе необходимой валовой выручки ООО «Экопол» 2019 года по статье «Налоги».

В направленных в ФАС России пояснениях органом регулирования указано, что по подстатье «Расходы на лизинговые платежи» была учтена сумма налога на имущество собственника имущества, а по статье «Налоги» были учтены расходы на уплату налога на имущество, которое принадлежит ООО «Экопол» на праве собственности.

Однако Комитетом не представлено расчетов и иных обосновывающих документов, подтверждающих отсутствие двойного учета одних и тех же средств в составе необходимой валовой выручки ООО «Экопол» на 2019 год, в связи с чем органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ учтенных средств по подстатье «Расходы на лизинговые платежи» и по статье «Налоги» в сумме 1 022,77 тыс. руб., отразив все необходимые расчеты, и, в случае выявления факта необоснованного двойного учета данных средств в 2019 году, исключить их из состава необходимой валовой выручки ООО «Экопол».

На основании вышеизложенного, Комитету необходимо провести пересчет расходов на арендную плату и лизинговые платежи для ООО «Экопол» на 2019 год исходя из максимальных сроков полезного использования, закрепленных в Классификаторе основных средств № 1, а также дополнительного анализа учтенных средств по налогу на имущество, исключив излишне учтенные экономически необоснованные расходы за 2019 год из состава необходимой валовой выручки ООО «Экопол».

4. Расходы на захоронение ТКО.

Согласно подпункту «з» пункта 29 Основ ценообразования № 484 в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются, в том числе расходы на оплату товаров, работ и услуг других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Расходы на захоронение ТКО на 2019 год определены органом регулирования в размере 196 798,01 тыс. руб., при этом порядка 75 % из них, а именно 146 876,07 тыс. руб., приходится на оплату услуг по захоронению ТКО по тарифу, установленному для ООО «Экопол» на захоронение ТКО на 2019 год в размере 134,57 руб./куб. м без НДС.

Проведя оценку расходов, учтенных органом регулирования в тарифе на обработку и захоронение ТКО для ООО «Экопол» на 2019 год, ФАС России сделан вывод о том, что данные тарифы были установлены на экономически необоснованном (завышенном) уровне, в том числе в части следующих статей затрат.

4.1. Операционные расходы.

Согласно пункту 47 Основ ценообразования № 484 операционные расходы регулируемой организации определяются в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16 на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, и индекс эффективности операционных расходов.

При этом пунктом 48 и общими положениями Основ ценообразования № 484 установлено, что базовый уровень операционных расходов – это уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования, определяемый в соответствии с Методическими указаниями и включающий в себя производственные расходы (за исключением расходов на энергетические ресурсы), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 14, 15, 30 - 33, 40 - 43 Основ ценообразования № 484.

Согласно подпункту «а» пункта 56 Основ ценообразования № 484 к долгосрочным параметрам регулирования тарифов при установлении тарифов с использованием метода индексации относится базовый уровень операционных расходов.

Долгосрочные параметры регулирования не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21 Основ ценообразования № 484.

4.1.1. Общехозяйственные расходы.

Согласно экспертному заключению в составе общехозяйственных расходов для ООО «Экопол» на 2019 год Комитетом учтены расходы на страхование техники, а именно на транспортные средства, находящиеся в собственности оператора по захоронению, в размере 58,11 тыс. руб.

При этом в представленных органом регулирования обосновывающих материалах указано, что в составе данных расходов учтены расходы на КАСКО в размере 6,38 тыс. руб.

Положениями Основ ценообразования № 484 не предусмотрен учет страховых расходов по добровольному страхованию, о чем свидетельствует подпункт «е» пункта 32 Основ ценообразования № 484, согласно которому в составе необходимой валовой выручки учитываются расходы на обязательное страхование производственных объектов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, ввиду отсутствия оснований для учета в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации расходов по добровольному страхованию, ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования исключить расходы, учтенные на КАСКО в размере 6,38 тыс. руб. из состава операционных расходов и необходимой валовой выручки оператора по захоронению ООО «Экопол».

    1. Расходы на амортизационные отчисления и налог на имущество.

Амортизационные отчисления для ООО «Экопол» учтены Комитетом на 2019 год в размере 5 229,92 тыс. руб.

По основаниям, отраженным в пункте 2 мотивировочной части настоящего предписания, органу регулирования необходимо провести пересчет расходов на амортизационные отчисления и налога на имущество для оператора по захоронению ТКО ООО «Экопол» на 2019 год исходя из максимальных сроков полезного использования, закрепленных в Классификаторе основных средств № 1, исключив излишне учтенные экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки ООО «Экопол».

4.3. Расходы на арендную плату и лизинговые платежи.

Данные расходы определены исходя из принципа возмещения амортизации, налогов на имущество и других обязательных платежей собственника имущества.

Затраты по данной статье учтены в размере 2 635,62 тыс. руб., в том числе:

- аренда земельного участка – 122,86 тыс. руб.;

- аренда ангара – 642,71 тыс. руб.;

- аренда автотранспорта – 1 833,65 тыс. руб.;

- лизинговые платежи – 36,40 тыс. руб.

В представленных органом регулирования материалах отсутствует подробный расчет расходов, учтенных для оператора по захоронению ТКО ООО «Экопол» на аренду основных средств на 2019 год, в связи с чем, Комитету необходимо по основаниям, отраженным в пункте 3 мотивировочной части настоящего предписания, провести анализ и, в случае выявления соответствующей необходимости, - пересчитать расходы на арендную плату для ООО «Экопол» на 2019 год исходя из максимальных сроков полезного использования, закрепленных в Классификаторе основных средств № 1, исключив излишне учтенные экономически необоснованные расходы за 2019 год из состава необходимой валовой выручки ООО «Экопол».

ФАС России обращает внимание на то, что показатель расчетной предпринимательской прибыли, утвержденный для ООО «Экопол» в тарифах оператора по обработке и захоронению ТКО, а также регионального оператора на 2019 год, также подлежит пересмотру, как зависимому параметру от текущих расходов, в сторону снижения. Излишне учтенные величины расчетной предпринимательской прибыли также подлежат исключению из состава необходимых валовых выручек ООО «Экопол» тарифов оператора по обработке и захоронению ТКО и регионального оператора 2019 года.

ФАС России также отмечает, что экономически необоснованные расходы по всем вышеуказанным статьям затрат регионального оператора, а также оператора по обработке и захоронению твердых коммунальных отходов за 2019 год, подлежат исключению из состава НВВ ООО «Экопол», утвержденных на 2020 год.

Кроме того, в связи с тем, что расходы ООО «Экопол» на 2020 год определялись исходя из экономически необоснованных расходов, утвержденных на 2019 год, Комитету необходимо пересчитать НВВ ООО «Экопол» на 2020 год, исключив из состава НВВ ООО «Экопол» экономически необоснованные расходы 2020 года, учтенные в результате некорректного определения данных расходов в 2019 году, подробно отразив расчеты в экспертном заключении.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Комитет по тарифам и ценам Курской области нарушившим пункты 16 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484.

2. Органу исполнительной власти Курской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.08.2020 (включительно) устранить нарушения, допущенные Комитетом по тарифам и ценам Курской области при установлении тарифов на обработку и захоронение твердых коммунальных отходов и предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами  для ООО «Экопол» на 2019-2021 годы, а именно:

- исключить экономически необоснованные расходы на КАСКО, учтенные в составе необходимой валовой выручки оператора по захоронению твердых коммунальных отходов и регионального оператора ООО «Экопол» на 2019 год;

- пересчитать расходы на амортизационные отчисления, общехозяйственные расходы, расходы на арендную плату и лизинговые платежи, налог на имущество, расходы на захоронение ТКО, а также расчетную предпринимательскую прибыль, исключив экономически необоснованные расходы, учтенные в составе необходимой валовой выручки регионального оператора и оператора по захоронению твердых коммунальных отходов ООО «Экопол» на 2019 год, с учетом положений Основ ценообразования № 484 и мотивировочной части настоящего предписания, отразив подробные расчеты в экспертных заключениях;

- произвести корректировку НВВ регионального оператора и оператора по захоронению твердых коммунальных отходов ООО «Экопол» на 2020 год, исключив из состава НВВ ООО «Экопол» экономически необоснованные расходы 2020 года, учтенные в результате некорректного определения расходов в 2019 году, с учетом положений Основ ценообразования № 484 и мотивировочной части настоящего предписания, отразив подробные расчеты в экспертных заключениях.

3. Органу исполнительной власти Курской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.08.2020 (включительно) пересмотреть долгосрочные параметры регулирования ООО «Экопол», утвержденные на 2019-2021 годы, с учетом положений Основ ценообразования № 484, а также пункта 2 резолютивной части настоящего предписания.

4. Органу исполнительной власти Курской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.08.2020 (включительно) пересмотреть необходимые валовые выручки и тарифы регионального оператора и оператора по обращению и захоронению твердых коммунальных отходов на 2019-2020 годы с учетом пунктов 2 – 3 резолютивной части настоящего предписания и учесть полученные результаты при пересмотре (введении в действие) вышеуказанных тарифов для ООО «Экопол» на 2020 год.

5. Органу исполнительной власти Курской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.08.2020 с учетом пункта 4 резолютивной части настоящего предписания ввести в действие экономически обоснованные тарифы на оказываемую услугу по обращению и захоронению твердых коммунальных отходов, а также на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Экопол» на 2020 год.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Курской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 — 5 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Курской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 — 5 резолютивной части настоящего предписания;

- протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Курской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертных заключений органа исполнительной власти Курской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению (корректировке) тарифов на захоронение и обращение твердых коммунальных отходов на 2020 год, а также на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Экопол» на 2020 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

   

 

Связанные организации

Комитет по тарифам и ценам Курской области
ИНН 4632053780, ОГРН 1054639074676
Курское УФАС России
ИНН 4629015760, ОГРН 1024600964123