Решения по тарифам №СП/46419/19 РЕШЕНИЕ от 3 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «27» мая 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между МУП «Теплоснабжающая компания» далее – МУП «ТСК», Заявитель, регулируемая организация) и Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (далее – Орган регулирования, ГУ РЭК) (рег. от 22.01.2019 № 10450/19) по вопросу установления тарифов на тепловую энергию на 2019 год в присутствии на заседании Комиссии <...> МУП «ТСК» <...>, <...> МУП «ТСК» <...>, <...> Управления регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, утилизации ТКО ГУ РЭК <...>, <...> отдела регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения ГУ РЭК <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось с заявлением о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения МУП «Теплоснабжающая компания».

Заявление МУП «Теплоснабжающая компания» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Спор возник с Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от 19 декабря 2018 года № 472-нп методом долгосрочной индексации тарифов были установлены тарифы на тепловую энергию на 2019 год – первый год долгосрочного периода регулирования 2019-2023 гг.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании пп. «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым приказом на 2019 год для МУП «ТСК», составляет 234 150,98 тыс. руб.

Заявитель просит признать экономически обоснованным и подлежащим учету в необходимой валовой выручке при установлении тарифов на тепловую энергию МУП «Теплоснабжающая компания» на 2019 год размер расходов по следующим статьям затрат:

тыс. руб.

Статьи затрат

Принято ГУ РЭК

Заявлено в ФАС России

Разногласия

1

Выпадающие доходы

0

9 547,64

9 547,64

2

Расходы на оплату труда

43 602,74

59 617,58

16 014,84

 

ИТОГО

25 526,48

 

Кроме того, Заявителем также оспариваются неполучение субсидии из бюджета Тверской области на компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов для населения.

Необходимо отметить, что в соответствии с определением Арбитражного суда Тверской области от 21.11.2018 по делу № А66-7825/2017 срок конкурсного производства в отношении МУП «ТСК» заканчивается 28 мая 2019 года.

По вопросу разногласий, касающихся неполучения субсидии.

Заявитель полагает экономически необоснованным невыплату МУП «ТСК» из регионального бюджета Тверской области субсидии на компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов для населения.

В соответствии с пп. 6, 9 п. 2 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» Федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения осуществляет следующие полномочия:

- рассматривает разногласия по вопросам установленных цен (тарифов), возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органами местного самоуправления, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии, при обращении этих органов или организаций и принимает решения, обязательные для исполнения;

- рассматривает в досудебном порядке споры, возникающие между органами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии при установлении и применении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разрешение споров в части порядка предоставления и размера предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации рассматривается в судебном порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и не относится к компетенции Федеральной антимонопольной службы.

Статья затрат «Выпадающие доходы».

Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 9 547,64 тыс. руб.

При этом Органом регулирования расходы по данной статье затрат не учтены.

Величина спора по статье «Выпадающие доходы» составляет 9 547,64 тыс. руб.

Разногласия, по мнению Заявителя, между регулируемой организацией и Органом регулирования заключаются в неучете выпадающих доходов по статье «Расходы на электроэнергию» за 8 месяцев 2018 года при установлении тарифов на тепловую энергию на 2019 год, предписанных к учету решением ФАС России от 27.07.2018 № АК/58592/18 (далее – решение ФАС России от 27.07.2018).

МУП «ТСК» обратилось в ФАС России с заявлением о рассмотрении разногласий по вопросу неисполнения ГУ РЭК решения ФАС России от 27.07.2018 (рег. от 24.09.2018 № 154994/18).

По итогам рассмотрения вышеуказанных разногласий решением ФАС России от 24.12.2018 № 31/105698/18 было отказано в удовлетворении требований МУП «ТСК» в полном объеме.

В мотивировочной части решения ФАС России от 24.12.2018 № 31/105698/18 отражено, что в экспертном заключении по результатам пересмотра (установления) тарифов на тепловую энергию для потребителей МУП «Теплоснабжающая компания» во исполнение требований решения ФАС России от 27.07.2018 № АК/58592/18 органу регулирования следует отразить, что учет выпадающих доходов по статье «Расходы на электроэнергию» за 8 месяцев 2018 года будет осуществлен при установлении тарифов на тепловую энергию на 2019 год с учетом непревышения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации.

Таким образом, Органу регулирования было предписано учесть выпадающие доходы МУП «ТСК» с учетом непревышения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, без указания конкретных сумм.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введено ограничение вносимой гражданами платы за коммунальные услуги путем установления на долгосрочный период Правительством Российской Федерации индексов изменения в среднем по субъектам Российской Федерации (далее – индексы по субъектам Российской Федерации) и органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных (максимальных) индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям субъектов Российской Федерации.

Данный федеральный закон направлен на регулирование отношений, связанных с ограничением роста платы граждан за коммунальные услуги, и предусматривает установление долгосрочных индексов изменения размера платы граждан по субъектам Российской Федерации и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям.

Согласно статье 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 43 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400, в целях организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения, а также повышения надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг по решению представительного органа муниципального образования предельные индексы могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 № 2490-р «Об индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ и предельно допустимых отклонениях по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2019 - 2023 годы» средний индекс изменения платы граждан по Тверской области с июля 2019 года составит 2 %.

Согласно постановлению Губернатора Тверской области от 29.12.2018 № 130-пг предельный индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по городу Вышний Волочек с июля 2019 года
составит 2 %.

В соответствии с письменным мнением ГУ РЭК Органу регулирования не представлялось возможным учесть в необходимой валовой выручке МУП «ТСК» выпадающие доходы в сумме 9 547,64 тыс. руб. в связи с превышением предельного индекса изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Таким образом, ФАС не усматривает нарушений действующего законодательства со стороны Органа регулирования при расчете расходов по данной статье затрат.

Статья затрат «Расходы на оплату труда».

Органом регулирования расходы по статье затрат «Расходы на оплату труда» в необходимой валовой выручке МУП «ТСК» на 2019 год учтены в размере 43 602,74 тыс. руб.

МУП «ТСК» в ФАС России заявлена величина 59 617,58 тыс. руб.

Сумма спора по данной статье затрат составляет 16 014,84 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075), при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

По мнению МУП «ТСК», при расчете расходов по данной статье затрат Органом регулирования необоснованно не учтены расходы на оплату труда, а также необоснованно занижена средняя заработная плата.

МУП «ТСК» была заявлена среднемесячная заработная плата в размерах:

- для основного производственного персонала – 18 062,69 руб., при учтенной Органом регулирования – 14 162,64 руб.;

- для АУП – 34 664,18 руб., при учтенной Органом регулирования – 33 613,09 руб.

Согласно Экспертному заключению Органа регулирования численность персонала МУП «ТСК» учтена согласно штатному расписанию и заявке регулируемой организации, с распределением по видам деятельности в соответствии с учетной политикой МУП «ТСК».

Кроме того, в адрес Органа регулирования МУП «ТСК» не было представлено расчетов размеров доплат за выслугу лет, совмещение профессий, информации о предоставлении дополнительных отпусков, относимых на фонд оплаты труда.

В ФАС России не было представлено документов, подтверждающих фактическую численность МУП «ТСК» за 2017 год, в том числе не были представлены формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», а также документы, подтверждающие распределение численности персонала по видам деятельности, в том числе Учетная политика МУП «ТСК» на 2019 год.

Среднемесячная заработная плата Органом регулирования была рассчитана, исходя из плановой заработной платы 2018 года с учетом индекса потребительских цен на 2019 год в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденного Министерством экономического развития Российской Федерации (далее – Прогноз).

Таким образом, при расчете расходов по статье затрат «Расходы на оплату труда» Органом регулирования был нарушен пункт 42 Основ ценообразования № 1075.

Учитывая вышеизложенное, ГУ РЭК необходимо провести анализ и расчет расходов на оплату труда, учитываемых в необходимой валовой выручке МУП «ТСК» на 2019 год, исходя из фактических показателей 2017 года, соответствующие анализ и расчеты отразить в Экспертном заключении на основании пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, с указание документов, на основании которых принималось решение.

Статья затрат «Отчисления на социальные нужды».

МУП «ТСК» в ФАС России заявлена величина 18 004,51 тыс. руб.

Органом регулирования по данной статье затрат учтено 13 168,03 тыс. руб.

Сумма спора по данной статье затрат составляет 4 838,48 тыс. руб.

Отмечаем, что согласно статье 426 гл. 34 Налогового кодекса Российской Федерации должны применяться следующие тарифы страховых взносов:

1)    на обязательное пенсионное страхование - 22,0 %;

2)    на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9 %;

3)    на обязательное медицинское страхование - 5,1 %.

Процент отчислений на социальные нужды, учтенный Органом регулирования, регулируемой организацией не оспаривается.

В соответствии с расчетом, представленным Органом регулирования к Экспертным заключениям, принятые расходы по статье затрат «Отчисления на социальные нужды» в необходимой валовой выручке Организации на 2019 год составляют 30,0 % от расходов на оплату труда.

Статья затрат «Отчисления на социальные нужды» является производной статьей от статьи «Расходы на оплату труда».

Учитывая необходимость пересмотра расходов по статье затрат «Расходы на оплату труда», расходы по статье затрат «Отчисления на социальные нужды» также подлежат пересмотру.

На основании анализа представленных МУП «ТСК» и Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области обосновывающих материалов Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области нарушившим пункт 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

  2. Частично удовлетворить требования МУП «ТСК», указанные в заявлении по вопросу рассмотрения разногласий между МУП «Теплоснабжающая компания» и Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (рег. от 22.01.2019 № 10450/19).

  3. Органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения необходимо определить величину экономически обоснованных расходов по статьям «Расходы на оплату труда» и «Отчисления на социальные нужды» с учетом мотивировочной части настоящего решения, соответствующие анализ и расчеты отразить в Экспертном заключении на основании пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, с указание документов, на основании которых принималось решение.

  4. Органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01 июля 2019 года пересмотреть тарифы на тепловую энергию, установленные на 2019 год для МУП «ТСК», на основании пункта 3 настоящего решения с учетом непревышения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации.

  5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для МУП «ТСК» письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- экспертных заключений по делу об установлении для
МПУ «ТСК» цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

  1. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении МУП «ТСК».

  1. <...>

Связанные организации

Тверское УФАС России
ИНН 6905005800, ОГРН 1036900080722
МУП «Теплоснабжающая компания»
ИНН 0000000000, ОГРН 0000000000000
Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области
ИНН 6905066785, ОГРН 1026900585942